Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Соотношение понятий и терминов дисциплины.




 

В уже упоминавшемся учебнике Клейберга приводится следующее важное замечание: «Наряду с термином «девиантное поведение» исследователями употребляются как синонимы «делинквентное поведение», «аддиктивное поведение», «дезадаптивное поведение», «асоциальное поведение», «неадекватное поведение», «деструктивное поведение», «акцентуированное поведение», «агрессивное поведение», «конфликтное поведение» и др., что является, с нашей точки зрения, методологически неверным.»

Однако содержание этих понятий в указанном источнике не расшифровывается, поэтому автор настоящего пособия счел целесообразным сделать это здесь. Для понимания различий между ними воспользуемся приемами математической логики и теории множеств, а описывать станем в указанном выше порядке.

 

Делинквентное поведение – в отношении этого понятия нет единого мнения. В самом общем смысле можно сказать, что его содержание сливается с понятием «преступное поведение», поскольку под словом «деликт» понимается «преступление». Расхождение мнений (вернее: того смысла, с которым термин «делинквентное поведение» употребляется в научных текстах) состоит в следующем. Относить ли к этому названию только преступления изобличенные, или все, в том числе оставшиеся без воздаяния? Считать ли это словосочетание относящимся только к незначительным по тяжести преступлениям, за которыми не воспоследовало уголовного наказания – или к любому преступлению? Иногда предыдущая формулировка меняется, и вместо «уголовного наказания» употребляется «лишение свободы». 

Помимо этой неопределенности возникает другой важный вопрос, к чему психологически допустимо прилагать это (и, кстати, любое подобное ему) понятие? Относится ли оно только к тем действиям, которые индивид осуществлял в процессе подготовки к преступлению, его совершения и его сокрытия? Допустимо ли применять это понятие, скажем, тогда, когда действия и обнаружимые за ними мотивы свидетельствуют о преступном опыте индивида, его преступных наклонностях, привычках, намерениях? К примеру, можно ли охарактеризовать как делинквентное поведение человека, освободившегося из заключения, и в беседе с кем-либо проявляющего избыточную осторожность в словах, чтобы ненароком не оскорбить собеседника, хотя сам его лексикон свидетельствует о тюремном прошлом? (Такое поведение характерно для этой категории лиц, поскольку нормы криминальной субкультуры требуют «выбирать выражения, прежде чем что-то сказать».) Еще один пример: вспомните, как в начале знакомства с Холмсом доктор Ватсон подозревал того в принадлежности к преступному миру, и почему он так рассуждал?

Однако не всякое делинквентное поведение можно вообще охарактеризовать как отклоняющееся. Например, поступки революционера движимые моралью, принятой в среде его единомышленников, могут быть вполне последовательными, и с этих позиций его поведение вполне адекватно, и даже одобряется, хотя с точки зрения антинародного правительства, против которого он борется этот человек – преступник. Итак, «делинквентное поведение» и «отклоняющееся поведение» - понятия, имеющие область пересечения своего содержания. Практически же (без учета предыдущего примера) можно говорить, что делинквентное поведение – частный случай отклоняющегося.

 

Аддиктивное поведение – то есть зависимое (от addiction – зависимость). Само название этого понятия ясно указывает на невозможность его полного отождествления с отклоняющимся поведением, ибо не всякое отклоняющееся поведение осуществляется вследствие какой-либо зависимости. Различают несколько видов зависимостей, среди которых главное место занимают зависимости химического и не химического происхождения. Поведение наркомана, страстного игрока, ведомого члена деструктивной секты можно охарактеризовать как зависимое, но опять-таки лишь в том случае, когда это поведение есть следствие действия влияющей причины. 

Наркоман, изобретающий всякие ухищрения, чтобы скрыть то, на что он расходует деньги, даваемые родителями, или похищаемые в семье, демонстрирует зависимое поведение, ибо оно направляется ведущим мотивом, сделавшимся смыслообразующим ядром его личности – наркотиками. Но тот же наркоман может совершать и иные поступки, например, сходить в магазин за хлебом, в каковом поведении вряд ли кто-то в состоянии будет усмотреть зависимость. В строгом смысле можно говорить о зависимом, аддиктивном поведении тогда, когда вся система ценностей, мотивов и оценок собственных действий и помыслов смещена под действием источника зависимости.

Вот как, например, Ф.М. Достоевский передает ход мыслей зависимого от игры (этим абзацем заканчивается повесть «Игрок»):

«…Вновь возродиться, воскреснуть. Надо им доказать... Пусть знает Полина, что я еще могу быть человеком. Стоит только... теперь уж, впрочем, поздно, - но завтра... О, у меня предчувствие, и это не может быть иначе! У меня теперь пятнадцать луидоров, а я начинал и с пятнадцатью гульденами! Если начать осторожно... - и неужели, неужели уж я такой малый ребенок! Неужели я не понимаю, что я сам погибший человек. Но - почему же я не могу воскреснуть. Да! стоит только хоть раз в жизни быть расчетливым и терпеливым и - вот и все! Стоит только хоть раз выдержать характер, и я в один час могу всю судьбу изменить! Главное - характер. Вспомнить только, что было со мною в этом роде семь месяцев назад в Рулетенбурге, пред окончательным моим проигрышем. О, это был замечательный случай решимости: я проигpал тогда все, все... Выхожу из воксала, смотрю - в жилетном каpмане шевелится у меня еще один гульден. "А, стало быть, будет на что пообедать!" - подумал я, но, пройдя шагов сто, я передумал и воротился. Я поставил этот гульден на manque (тот раз было на manque), и, право, есть что-то особенное в ощущении, когда один, на чужой стороне, далеко от родины, от друзей и не зная, что сегодня будешь есть, ставишь последний гульден, самый, самый последний! Я выиграл и через двадцать минут вышел из воксала, имея сто семьдесят гульденов в кармане. Это факт-с! Вот что может иногда значить последний гульден! А что, если б я тогда упал духом, если б я не посмел решиться?»

 

Итак, аддиктивное поведение – также частный случай отклоняющегося поведения – объем первого понятия включается в объем второго.

 

Дезадаптивное поведение – теоретически такое поведение можно понимать широко – как отсутствие адаптации к каким-либо требованиям и нормам. Но такой взгляд, во-первых, уместен, скорее, при социологических подходах, во-вторых, - не содержит объяснения этому явлению, а лишь называет его. (В этом смысле содержание этого понятия будет приближаться к дюркгеймовскому понятию аномии, когда общественные обстоятельства претерпевают существенные изменения, а индивид вынужден к ним приспосабливаться, и о чем речь пойдет позже.) 

В части же, интересной психологу, возможно подразделить такое поведение на две большие разновидности, и понимать его, с одной стороны, как общую характеристику личности девианта, состоящую в низкой способности к адаптации в новых условиях. По-видимому, такое поведение может быть описано через понятие «ригидность», как личностную характеристику, или соответствовать типу акцентуации – «застревающие». С другой стороны, дезадаптивное поведение можно понимать, как конкретное поведение в конкретной ситуации, в которой индивид не проявил достаточной способности к адаптации и не сумел адекватно с этой ситуацией справиться. В этом смысле типичным примером, известным нам из курса юридической психологии, может послужить неосторожный преступник, основным отличительным свойством которого является выраженный подъем по седьмой шкале СМИЛ (психастения). Необходимо заметить, что дезадаптивное поведение (и это явствует из только что приведенного примера) не обязательно требует наличия в поведении негативного мотивационного компонента - «злого умысла». Индивид может считать, что придерживается нормативной линии поведения или стремится к ней, и лишь испытывать трудности с реализацией этого «проекта». Наконец, ситуации, действительно характеризующиеся как экстремальные, могут побудить к неадекватному поведению даже лиц с «самой стойкой нервной организацией» - достаточно вспомнить поведение милиционеров в «Мастере и Маргарите», открывших беспорядочную пальбу по Бегемоту на люстре. Итак, согласимся на том, что объемы понятий «дезадаптивное поведение» и «отклоняющееся поведение», строго говоря, имеют область пересечения.

 

Асоциальное поведение – очевидно, что и этот термин не может претендовать на всеобщность, поскольку не всякое отклоняющееся поведение асоциально. Чтобы поведению быть асоциальным, необходимо, чтобы индивид, его проявляющий, либо действовал осознанно, и тогда его поведение – следствие его убеждений. Либо же индивид – не социализированная личность, - то есть в силу тех или иных причин не усвоивший моральных и поведенческих норм общества, и не действующий в соответствии с ними.

Такими причинами обыкновенно считаются наследственные предпосылки, определенные характерологические и патохарактерологические особенности, дефекты раннего воспитания, вовлеченность в асоциальные группы, и т.п. Во всех этих случаях присутствуют объективные (то есть не зависящие или слабо зависящие от воли индивида) причины его асоциального поведения. В любом случае, если конечно речь идет о человеке вменяемом, даже если асоциальность его поведения не осознается им в конкретных поведенческих актах, то она принципиально может быть осознана, если к этому будут приложены усилия. (Например, в процессе психокоррекционной работы.) Последнее утверждение не тривиально, и в этическом аспекте означает, что ответственность, прежде всего, лежит на самом индивиде, а в психологическом – принципиальную возможность исправления поведения через коррекцию более глубоких личностных образований.

Таким образом, асоциальное поведение – частный случай отклоняющегося.

 

Неадекватное поведение – этот термин в ряду предыдущих представляется наиболее отвечающим своим задачам, а именно: объять все разновидности отклоняющегося поведения. Однако и он не обладает в этом смысле совершенством, так как с логической необходимостью предполагает точное знание и полное описание ситуации, которой чье-либо поведение должно адекватно соответствовать. В случаях, когда это описание, во-первых, возможно, во-вторых, однозначно, - в таких случаях термин уместен. Но эти случаи не так часты, как может показаться на первый взгляд.

В самом деле: сообразно с какими нормами действовать молодому человеку, когда на его глазах хулиган пристает к девушке – нормам приличного поведения в общественном месте или представлениям о чести и совести?[7] Впрочем, разговор о нормах пойдет несколько позже. Наконец, сказанное прежде не исключает возможности, что один и тот же индивид в различных ситуациях может проявить разную степень адекватности. Уместно задать и противоположный вопрос: как поведут себя разные люди в одной и той же обстановке? Первое относится к проблематике психологии личности и психологии индивидуальных различий, тогда как второе – к сфере интересов и компетенции социальной психологии. Читатель легко увидит, что все сказанное о «неадекватном поведении» в той же мере относится и к понятию «отклоняющееся поведение» вообще. Формально следует констатировать полное совпадение их содержания.

 

Деструктивное поведение – таким термином очевидно можно охарактеризовать только такое поведение, при котором что-либо разрушается (происходит деструкция чего-либо), и нам остается лишь попытаться обозначить то, что может в таких случаях разрушаться. (Речь, разумеется, не идет о разрушении чего-то вещественного.)

В социальном плане возможна ситуация разрушения старых общественных норм и устоев – действия индивидов (групп, социальных слоев) в этом случае разумно рассматривать двояко: как следствие объективных предпосылок, и как источник, движущую силу происходящих при этом изменений. При этом возможна любая степень осознанности поведения. Например, известная песенная строчка: «Атас! Веселей, рабочий класс! Танцуйте мальчики, любите девочек…» в неосознанном виде отражала анти-тоталитарные настроения того времени – в качестве замены имеющемуся канону поведения бессознательно выдвигалась идея стихийной неуправляемой свободы. 

 В психологическом смысле этим нечто могут быть ситуации межличностного взаимодействия:

- ситуации, потенциально имеющие явную возможность положительного разрешения;

- ситуации с легко прогнозируемым или стереотипным разрешением – типичные ситуации.

В обоих этих случаях результат зависит от действий индивида, и если таковые идут во вред, их можно назвать деструктивными. Действия индивида превращают ситуацию в конфликтную или не способствуют разрешению уже сложившегося конфликта. Так или иначе, вопрос о психологических характеристиках такого человека сохраняет первостепенную важность.

 

В персонологическом и биографическом аспекте допустимо рассмотреть этот термин и с другой стороны – когда какое-либо систематическое поведение индивида приводит его к ситуации регресса, деградации, личностного распада. 

Наконец, можно попытаться отнести к деструктивному поведению и периоды переоценки индивидом своей системы ценностей. При этом, как представляется, наиболее существенным вопросом будет: «Заменил ли этот человек прежнюю систему ценностей новой, жизнеспособной, или лишь разрушил старую, уже непригодную, повиснув при этом в идейной пустоте?»

Словом, деструктивное поведение - также частный случай отклоняющегося поведения.

 

Акцентуированное поведение – для читателя-психолога истолкование данного термина не составит никакого труда. Под это название может подпасть только такое поведение, которое детерминировано какими-либо выраженными характерологическими особенностями индивида – акцентуациями. Однако здесь уместно напомнить, что, оттиснув на лбу клиента штамп той-то и той-то акцентуации из готового набора, психолог ничего этим не объясняет, а лишь пользуется упрощенной моделью описания многосложной мозаики из черт характера этого человека. Приписывание названия влечет за собой еще и необходимость ответить на вопросы, из каких элементов состоит эта мозаика, почему узор ее сложился именно так, как сложился, и что надлежит сделать психологу, чтобы помочь человеку научиться употреблять этот набор свойств с пользой для людей и себя самого.

Ясно, что объем и этого понятия входит частным порядком в объем понятия «отклоняющееся поведение».

 

Оставшиеся в списке два термина, как предыдущий, очевидны в своем содержании, и тоже – частный случай отклоняющегося поведения, поэтому в отношении них ограничимся только некоторыми комментариями.

 

Агрессивное поведение – Может быть личностной характеристикой. Типичным примером, также известным в юридической психологии может послужить преступник корыстно-насильственного типа (классификация по виду преступного посягательства) – попросту говоря – бандит, грабитель. Эти люди характеризуются закономерными для них пиками на шкалах F, 4, 6,8,9. Значительное повышение по шкале 4 связано с таким свойством, как импульсивность поведения и пренебрежение социальными нормами, агрессивность. Пик по шкале 6 усиливает агрессивность поведения за счет общей ригидности и стойкости аффекта. Повышение по шкале 8 показывает значительную отчужденность от социальной среды, в связи с чем снижается возможность адекватной оценки ситуации. Подъем по шкале 9 (имеет самое высокое значение среди всех типов преступников) до уровня 70 Т-баллов, то есть повышение общего уровня активности приводит к тому, что импульсивность поведения становится наиболее характерной чертой, могут возникать внезапные агрессивные поступки.

Автор пособия считает необходимым обратить внимание читателя на один важный в этическом отношении момент, связанный с некоторыми теоретическими построениями в отношении агрессии. В литературе по этому вопросу широко бытует мнение, состоящее в следующем. Предлагается различать инструментальную агрессию и агрессивность (как личностную черту). Последняя, разумеется, рассматривается негативно, и это обстоятельство само по себе позволяет (в силу бинарности человеческого мышления) приписать инструментальной агрессии положительную окраску. При таком объяснении она становится едва ли не условием деловой и прочей «успешности», а тот, кто ею не брезгует, получает то оправдание, что он, мол, вынужден проявлять напористость для достижения целей. В таком виде понятие «инструментальная агрессия» может служить превосходной индульгенцией любому – от мелкого рэкетира до Нерона и Гиммлера. 

 

Конфликтное поведение – Как устойчивая личностная черта может выражаться в том, что потенциально нейтральную ситуацию такой индивид склонен воспринимать конфликтно, угрожающе для себя, или же – как возможность для реализации своей склонности к реформаторству, сутяжничеству и проч. Такое поведение характерно для паранойяльных психопатов. Однако конфликтность может быть присуща и психопатам истерического круга (демонстративным личностям) – в том случае, когда признание, на каковое они постоянно претендуют, им не оказывается. Тогда привлечение внимания к своей персоне может осуществляться ими любым способом, любой ценой, или, наконец, посредством упреков и претензий к окружающим (как правило, близким). Причем сама содержательная часть этих претензий может приобрести внешне убедительный вид. Аргументация выглядит достаточно рациональной, хотя всегда сводима к обвинению в недостаточном участии, признаки которого истерическая личность может обнаружить в чем угодно.

Разумеется, что агрессивное поведение – есть одновременно и разновидность конфликтного – один из «инструментов» его реализации.

______________

 

Итак, мы увидели, что объемы перечисленных понятий либо включаются в объем понятия «отклоняющееся поведение», либо имеют с ним область пересечения, либо, наконец, могут быть формально тождественны ему (неадекватное поведение). Понятие же «девиантное поведение» - есть чистый синоним, абсолютное тождество «отклоняющемуся поведению», поскольку эти термины имеют лишь языковое отличие. К тому же, некоторые понятия могут входить в состав других – родовых по отношению к ним понятий. Так, всякое делинквентное поведение заведомо асоциально, ибо обществом определены нормы, зафиксированные в законах, которые нарушены фактом преступления. Но всякое асоциальное поведение заведомо конфликтно – поскольку подразумевает противостояние интересов общества и того (тех), кто эти интересы (ценности, правила, и т.п.) отвергает. Следствие: всякое делинквентное поведение – конфликтно. Однако легко можно обнаружить и «взаимопроникновение» всех перечисленных терминов, то есть области пересечения содержания всех понятий попарно - что автор и попытался отобразить на рисунке 1.

 

Рисунок 1.

 

Эти области пересечения можно без труда снабдить примерами:

- Деструктивное – делинквентное поведение в сочетании дадут портрет человека, который, утверждаясь на преступной стезе, тем самым разрушает свою личность. Быть может, он по каким-то причинам вынужден совершать преступления, и испытывает угрызения совести, и т.п. Примером может послужить образ Василия Алибабаевича из фильма «Джентльмены удачи» («Шакал я паршивый – все ворую и ворую».)

- Делинквентное – дезадаптивное поведение – оператор, в силу личностных особенностей не справившийся в критической ситуации с управлением сложным оборудованием. Это могло произойти, скажем, из-за неоправданной самонадеянности.

- Аддиктивное – агрессивное поведение – наркоман в поисках зелья может не погнушаться и насилием. Другой пример – террорист, зависимый от его групповой морали на уровне зомбирования, и т.д.

Читателю предлагается самостоятельно поупражняться в приведении подобных примеров для остальных или, скажем, для трех сочетаний.

Однако при более пристальном внимании можно обнаружить и иные возможности группировки данных понятий, как это (только к примеру!) показано на рисунке 2.

Рисунок 2.

 

Такая возможность возникла бы, если бы мы изменили основания классификации, и исходили, скажем, из такого теоретического допущения: «Всякое поведение – есть следствие каких-либо личностных особенностей индивида». В данном случае (чтобы не использовать других терминов) с этой целью взято понятие «акцентуированное поведение», понимаемое в широком смысле. Тогда сделанное допущение приобретает характер системообразующего понятия – все остальное может быть не только описано через отношение к нему, но и предполагает его своей причиной.

Приведенное рассуждение обладает немалой важностью. Оно означает, что теоретические построения, посредством которых исследователи намереваются описывать и объяснять отклоняющееся поведение, могут базироваться на разных основаниях, но сохранять при этом как содержательную мощность, так и взаимную конкурентоспособность, ибо не исключают возможности существования друг друга. Типичной иллюстрацией к сказанному могут послужить два подхода, один из которых объясняет поведение особенностями личности, тогда как другой – общественными условиями и обстоятельствами, в которые вовлечен индивид.[8]

 

 

Наконец, надо сказать о следующем. Выше было отмечено, что между понятиями «отклоняющееся» и «девиантное» поведение мы не должны усматривать никакой разницы, кроме лингвистической. Им же полностью соответствовало понятие «неадекватное поведение», причем с условием, что использование такого термина предполагает обязательную возможность указать: как же именно следовало вести себя адекватно – то есть предполагает наличие «эксперта» и/или правила. Но тогда следовало согласиться с тем, что и «отклоняющееся» поведение тоже в этом правиле или норме или эксперте нуждается, ибо, чтобы отклониться, надо же иметь под рукой то, от чего отклоняешься. Итак, наш дальнейший разговор был бы невозможен без рассмотрения понятия нормы.

 

Вопросы для самопроверки:

1) Что в западной литературе рассматривается в качестве основного критерия нормы психического развития?

2) Почему отечественные психологи критикуют адаптационный критерий?

3) Чем неофрейдизм заменяет сексуальную этиологию конфликтов?

4) В чем состоит суть поведенческого, экологического, гуманистического подходов?

5) В чем состоит суть эмпирического подхода? Проанализируйте его слабые и сильные стороны.

 

Тема 4










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 323.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...