Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

VI Становление и эволюция критического реализма:              10




Структура программы

Пояснительная записка                                                            с. 1-2

Требования к зачёту и экзамену                                              с. 2

Тематический план уроков в 10 классе                                  с. 2-3

Краткое содержание изучаемых разделов в 10 классе         с.   3-5

Тематический план уроков в 11 классе                                   с.   5-6

Краткое содержание изучаемых разделов в 11 классе          с. 6-7

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К ПРОГРАММЕ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ:

I Художественные тексты                                                               7-8

II Учебники и учебные пособия                                                     9

III Дополнительная критическая литература                             9

ПРОГРАММА

Пояснительная записка

Курс зарубежной литературы адресован учащимся 10-11 классов лицея.

Предмет курса — мировой литературный процесс как социокультурное явление.

Цель курса — познакомиться с этапами становления национальных литератур от Античности до современности;

 – выявить логику развития мирового литературного процесса с точки зрения эволюции философско-нравственных смыслов.

Задачи курса — способствовать формированию у учащихся отношения к искусству словесного творчества как к конкретно-чувственному, образному способу освоения мира и выражения национального менталитета;

 – побуждать к формированию собственных духовно-нравственных ориентиров;

– благодаря органичному усвоению историко-литературных фактов, обусловленных культурной традицией или ситуацией, заложить у учащихся основы включению в диалог культур;

 – продолжить начатое в курсе истории русской литературы освоение наиболее важных литературоведческих теоретических понятий, относящихся к системно-целостному анализу литературного произведения.

 В процессе работы на занятиях и самостоятельной деятельности учащиеся должны овладеть навыками компаративистского анализа художественных текстов, методикой обнаружения первичных историко-культурных смыслов «иного» (в историко-культурном смысле) литературного текста, познакомиться с отдельными работами в области истории зарубежной литературы, для того чтобы использовать их в последующей учебной и исследовательской деятельности.

В результате изучения курса учащиеся должны знать:

● этапы развития мирового литературного процесса;

● генезис единства и национального своеобразия мирового литературного процесса;

● основные философско-нравственные смыслы художественных текстов различных периодов истории зарубежной литературы;

 ● основной корпус источников (художественные произведения), избранных для изучения.

 По окончании курса студенты должны быть способны:

● цитировать, комментировать, интерпретировать, анализировать художественные тексты, творчески применять отдельные высказывания и теоретические конструкции как литературоведов, так и культурологов относительно литературных произведений или процессов;

● осознанно пользоваться литературоведческой терминологией;

Общий объем курса: 66 часов.

10 класс – 34 часа. Итоговая форма контроля – экзамен.

11 класс – 32 часа. Итоговая форма контроля – экзамен.

 

Требования к зачёту и экзамену

Работа на занятиях организуется таким образом, чтобы каждый учащийся получил оценку и составил осмысленное представление обсуждаемой проблемы. К зачёту и экзамену учащиеся должны самостоятельно составить развёрнутые тезисные планы каждой темы, по которым преподаватель на экзамене задаёт уточняющие вопросы. Учащийся должен обосновать выбор цитат из художественных текстов, учебной, специальной и дополнительной литературы, которой пользовался.

 

Тематический план уроков в 10 классе

Первое полугодие

I Античная литература:                                8

1 Древнегреческая мифология             2

2 Гомер и его поэмы                             2

3 Древнегреческий театр и драма

  (Эсхил, Софокл, Еврипид)                 2

4 Древнеримская литература

  (Гораций, Катулл, Овидий)                2

II Средневековая европейская литература: 8

1 Национальный героический эпос      2

2 Куртуазно-рыцарская литература     2

3 Литература итальянского Ренессанса

(Данте, Петрарка, Боккаччо)               2

 Зачётное занятие                                         1

Итого                                                               17

Второе полугодие

III Литература европейского Возрождения:                        10

1 Северное Возрождение (Роттердамский, Брант)  2

  и творчество Рабле в контексте времени              2

2 Причины и условия бессмертия Дон Кихота и

  Сервантеса                                                                2  

3 Шекспир в меняющемся времени                          4

IV Европейская литература XVII-XVIII веков:                        6

1 Театр французского классицизма (Корнель, Расин)

   и высокая комедия Мольера                                  2

2 Французское Просвещение (Вольтер, Дидро)      2

3 Просвещение в Германии (Гёте)                            2

 Экзамен                                                                               1

Итого                                                                                         17

Всего за год                                                                               34

 

Краткое содержание изучаемых разделов в 10 классе

 

Раздел I. Античная литература

Место литературы в ряду других явлений культуры Античности. Системность древнегреческой мифологии как миропонимание в сравнении с другими мировыми мифологическими циклами. Античная мифология как вечный источник художественного творчества. Современное звучание гомеровского эпоса. Древнегреческий театр как культурно-нравственный феномен. Становление жанров античной литературы – фундамент всей современной словесности. Историко-культурные причины отличия римской литературы от греческой. Античность в поэзии А.С. Пушкина и его современников.

 

Раздел II. Средневековая европейская литература

           Основные условия зарождения и развития средневековой литературы: традиции народного творчества, культурное воздействие античного мира и христианство. Влияние народно-смеховой, карнавальной культуры на средневековую литературу (М.М. Бахтин). Диалогичность средневековой культуры – условие формирования средневековой литературы (А.Я. Гуревич).

      Клерикальная литература и влияние её философско-нравственных смыслов на средневековую культуру. Европейский национальный героический эпос как голос истории («Песнь о Роланде», «Песнь о моём Сиде», «Песнь о Нибелунгах»). Рыцарская литература как выражение самосознания высшего феодального сословия. Поэзия трубадуров, романы Артуровского цикла, романы о Тристане и Изольде.

      Соотношение в текстах идеи и идеала. Аллегоризм художественного мышления и символика – важнейшие особенности художественного метода средневековой литературы. 

 

Раздел III. Литература европейского Возрождения

Переходный характер литературы Проторенессанса. Данте Алигьери – «последний поэт Средневековья и вместе с тем первый поэт Нового времени» (Ф. Энгельс). «Божественная комедия» – поэтическая модель мира.

Ф. Петрарка и Д. Боккаччо – выразители гуманистического мировоззрения в Италии. Титанизм эпохи и «оборотная сторона гуманизма» (А.Ф. Лосев). Северное Возрождение и Реформация. Обличительный характер Северного Возрождения (И. Босх – Э. Роттердамский, П. Брейгель Старший – С. Брант). «Защита и восхваление французского языка» (Ж. дю Белле, «Плеяда») как национальная патриотическая программа. Проблематика и художественный мир романа Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Творчество Рабле – «незаменимый ключ ко всей европейской смеховой культуре» (М.М. Бахтин). Судьба Сервантеса как отражение трагической судьбы Испании. Влияние романа М. де Сервантеса Сааведры «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» на мировой культурный процесс (Дон Кихот и донкихотство). Возрождение в Англии. «Университетские умы» и Т. Мор. Расцвет английской поэзии. Предшественники и младшие современники Шекспира. Картина мира в творчестве В. Шекспира (сонеты, исторические хроники, комедии, трагедии, трагикомедии). «Гамлет» в переводах, на сцене и в кино. Дон Кихот и Гамлет.

 

Раздел IV. Литература XVII – XVIII веков

Концепция мира и человека в искусстве барокко. Определяющая роль автора в искусстве барокко. Социокультурные условия становления барокко и классицизма. Классицизм и абсолютизм. «Поэтическое искусство» Н. Буало – главный манифест классицизма. Культ разума (Р. Декарт) и ориентация на античные образцы в эстетике классицизма. Новый тип художественного конфликта (между разумом, патриотическим долгом и чувством, страстями) в трагедиях П. Корнеля и Ж. Расина. Особое место в теории трагедии принципа трёх единств. Высокая комедия в творчестве Ж.Б. Мольера.        

 «Естественный человек» – идеал эпохи Просвещения. Развитие международных литературных связей, процесса взаимообогащения литератур. Понятие «гражданин мира» как исторически необходимая форма проявления национального сознания просветителей. Тематическое богатство и жанровое многообразие просветительской литературы (Вольтер: «Все жанры хороши, кроме скучного»). Английский просветительский роман (Д. Дефо, Дж. Свифт, С. Ричардсон). Просвещение во Франции: Вольтер, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо. Немецкая литература эпохи Просвещения. Интеллектуальный и духовный масштаб личности И.В. Гёте. Философский, социальный, нравственный и поэтический аспекты его трагедии «Фауст».

 

Тематический план уроков в 11 классе

Первое полугодие

V Литература европейского романтизма:                                   6

1 Немецкий романтизм (Гофман) и русская                                2

  литературная традиция            

2 Английский романтизм (Байрон) и русская

  духовная культура XIX века                                                  2

3 Французский романтизм (Гюго)                                           2

VI Становление и эволюция критического реализма:              10

1 Реализм во Франции (Бальзак, Стендаль)                            4

2 Отличие английского реализма (Диккенс)                           2

3 Реализм 2-й половины XIX века (Флобер, Мопассан, Золя

  Уайльд)                                                                                    4

Зачёт                                                                                                    1

Итого                                                                                                  17

Второе полугодие

VII Зарубежная литература рубежа XIX – XX веков:

1 Становление романа-эпопеи (Т. Манн, Роллан,

  Голсуорси, Драйзер)                                                                4

2 Тема «потерянного поколения» (Ремарк, Хэмингуэй,

   Фитцджеральд)                                                                        2

VIII Зарубежная литература ХХ века:

1 Проблема одиночества в мировой литературе                      2

  (Кафка, Камю, Сартр, Маркес, Кобо Абэ)

2 Интеллектуальная литература (Гессе, Мёрдок, Уайлдер,

  Фаулз)

3 Антиутопия (Оруэлл, Хаксли). Фантастика (Бредбери)         2                                                                              

4 Дети в зарубежной литературе (Марк Твен, Ли, Сэлинджер,

   Голдинг, Метерлинк, Экзюпери)                                           2

Экзамен                                                                                                      1

Итого                                                                                                    15

Всего за год                                                                                          32










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 160.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...