Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Современные требования к игрушке. Психотравмирующие риски




Программа круглогодичного семинара в ДОУ

«Теория и практика игры»

Содержание

Концепция развития дошкольника в соответствии с ФГОС.

ФГОС дошкольного образования как совокупность требований в решении задач модернизации образовательного процесса в ДОУ. Условия реализации ФГОС. Возрастные психологические особенности детей дошкольного возраста в примерных основных общеобразовательных программах дошкольного образования. Развивающая функция работы педагога с детьми по основным направлениям и образовательным областям в соответствии с ФГОС. Роль педагога в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ.

Практические занятия

Составление дополнительной общеразвивающей программы для дошкольников

знать:

изменения законодательства Российской Федерации в области образования;

уметь:

Образ игры в образе детства. Игра как ведущий вид деятельности

Игра как средство развития ребенка. Своеобразие игры дошкольников как деятельности Социальное назначение игры, основные концепции игры. Психолого-педагогические основы развития игровой деятельности детей дошкольного возраста. Связь игры с другими видами деятельности. Этапы становления игровой деятельности Традиционная и современная классификация игр. Современные требования к организации игровой деятельности детей в ДОУ. Особенности использования игры в разных возрастных группах.

Практические занятия

Анализ задач и содержания игровой деятельности в современных дошкольных образовательных программах.

Структура игры. Общая методика руководства игровой деятельностью детей: возрастная динамика

Режиссерские игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры, игры со строительным материалом, дидактические игры, подвижные игры, игры-забавы, компьютерные игры. Структурные компоненты разных видов игры. Психологические условия развития игры.

Особенности общения ребенка с взрослыми в ходе развития предметных действий

Понятие о предметных действиях и носителях предметных действий. Процесс овладения ребенком предметными действиями и его закономерности с позиции психологии деятельности. Наблюдение за деятельностью взрослого. Схема действий. Перенос действий. Взрослый как источник знания о предмете и способах взаимодействия с ним. Влияние степени продуктивности общения с взрослым на уровень развития предметной деятельности и мыслительных операций.

Возникновение предпосылок ролевой игры

Исследования Ф.И. Фрадкиной и Д,Б. Эльконина. Вовлечение в игру предметов-заместителей. Дифференциация предмета действия и условия для осуществления усвоенного ребенком предмета действия. Создание мотивирующей ситуации замещения. Особенности использования предметов-заместителей в преддошкольном детстве. Игра как жизненная цепочка действий. Ознакомительная игра. Отобразительная игра. Сюжетно-отобразительная игра.

Роль сюжетно - ролевой игры в психическом развитии дошкольника

Воображаемая ситуация как основа сюжетно-ролевой игры. Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре как одна из ее характерных черт. Сюжеты и содержание игр. Роль в игре и ее возрастная динамика. Формирование взаимоотношений в играх данной группы. Усвоение социального опыта и формирование представлений о социальных ролях и профессиях в сюжетно-ролевых играх.

Методика руководства сюжетно-ролевой игрой: возрастная динамика

Два направления руководства сюжетно-ролевыми играми: формирование игры как деятельности и использование игры как потенциала для личностного развития ребенка. Приемы руководства игрой: обогащение содержания игр (экскурсии, наблюдения, подсказ, совместная со взрослым игра, чтение, внесение, дополнительный игрового материала), обучение сговору на игру, помощь распределении ролей и др

Характеристика видов игр для детей дошкольного возраста. Комплексное руководство играми детей дошкольного возраста. Задачи и особенности проектирования руководства играми детей в разных возрастных группах. Сюжетно-ролевая игра, ее структура. Этапы развития игры. Характеристика режиссерских игр, отличие их от сюжетно-ролевых. Условия для режиссерских игр Методика руководства сюжетно-ролевыми играми детей в разных возрастных группах

Практические занятия

Составление таблицы методических приемов руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста.

Самостоятельная работа

Составление рекомендаций для родителей о создании условий для творческих игр детей

 

8.Роль и воображаемая ситуация, их значение в мотивации игровой деятельности. Развитие роли в игр

Исследования Л.С. Славиной о сравнении в развитии идентичного сюжета в младшем и в старшем дошкольном возрасте. Противоречия в играх младших дошкольников. Роль как смысловой центр игры. Ролевые действия, ролевые ожидания и ролевые сюжетные линии.

 

9.Место предмета, действия, слова в игре

Виды игр по признакам: наличие/отсутствие в игре предметов, действий, слов. Психологическое осмысления выбора предметов в игру, совершаемых игровых действий и слов.

 

10.Выбор роли как диагностический аспект. Мотивы выбора роли

Роли и ролевые действия в разных видах игр. Потребности и мотивы выбора роли.

Стремление к доминированию/подчинению, психологические защиты, интересы и потребности личности, способности и задатки, уровень сформированности психических процессов и речи – как объекты диагностики при выборе и реализации роли в игре. Разработка карт наблюдения и вопросов для беседы с дошкольниками для уточнения мотивов выбора роли и стиля ролевого взаимодействия. Выполнение одной из ролей взрослым как специальное условие диагностического исследования. Введение вымышленных ролей в реальную игровую ситуацию. Роли животных и др.

Педагогические принципы игровой деятельности. Позиция взрослого в игровой деятельности детей

Игра как школа социализации и гуманизма личности. Позиция взрослого в игре как эталон отношения к сюжету, к роли, к другому.

Практические занятия

Анализ педагогических требований к подбору игрушек для детей раннего и дошкольного возраста Составление рекомендаций по организации предметно-игровой среды.

Значение театрализованных игр для личностного развития ребенка

Классификации театрализованных игр и их характеристика. Условия для развития театрализованных игр. Психолого-педагогический потенциал театрализованных игр для нравственного, речевого, художественно-эстетического и других сторон развития личности ребенка.

 

13.Методика руководства театрализованной игрой: возрастная динамика

Подходы к руководству театрализованной игрой Р.И. Жуковской, Н.С. Карпинской, Л.С. Фурминой.

Практические занятия

1.Разработка тематики строительно-конструктивных игр, подбор строительного материала к ним в разных возрастных группах

2.Подготовить форму просвещения по проблемам психологии игры (психология ролевого взаимодействия, организация игрового пространства для детей с эмоциональными проблемами и др.) для

молодых родителей (коллаж, альманах, информационный стенд, электронная газета, лекторий, консультация и др. – по выбору);

 

14.Развитие психических процессов дошкольника в строительно - конструктивных играх

Характеристика и специфика данного вида игр. Виды конструирования. Методика обучения конструктивным умениям. Развитие внимания, памяти, воли, мыслительных и других процессов в ходе конструирования.

Самостоятельная работа

Подготовка пакета рисунков, фотографий, чертежей для планирования строительно-конструктивных игр, систематизация их по темам и по возрастным группам.

 

15.Влияние дидактических игр на развитие ребенка-дошкольника

Сущность дидактических игр. Дидактические игры в педагогических системах. Структура и специфика руководства. Значение дидактических игр в развитии личности ребенка.

Практические занятия

Разработка методики проведения дидактической игры с выделением структурных компонентов.

 

16.Психолого-педагогический потенциал компьютерных игр

Виды и направления компьютерных игр для детей дошкольного возраста. Походы к оценке позитивного влияния компьютерных игр на познавательное развитие ребенка. Дискуссионные позиции о ценностно-смысловых аспектах данного вида игр.

 

17.Психолого-педагогическая роль игрушки в личностном развитии ребенка: от рождения до 7 лет

Игрушки детей в разные исторические эпохи общества. Современное понятие и назначение игрушки. Классификации игрушек. Роль игрушки и ее использование в развитии ребенка до 7 лет.

Практические занятия

Составление проекта комплексного руководства по формированию игровых умений детей разных возрастных групп

Современные требования к игрушке. Психотравмирующие риски

Современные требования к детской игрушке: гигиенические, психологические, педагогические, эстетические и пр. в соответствии с возрастом ребенка. Психотравмирующие риски игрушки: виды, проявления, причины, возможные пути профилактики и снижения рисков

19.Реальные и игровые взаимоотношения детей в игре. Особенности развития межличностных отношений детей в игре

Реальные и игровые взаимоотношения детей в игре как диагностический показатель их психоэмоционального благополучия, особенностей личностного развития детей. Обусловленность реальных и игровых взаимоотношений детей. Особенности принятия сверстника в игре: возрастная динамика. Игра как школа познания Себя и Другого в процессе их взаимодействия. Особенности развития межличностных отношений детей в игре в разные возрастные периоды. Игра как школа конфликта и дружбы. Игра в развитии черт будущего семьянина (в аспекте межличностных отношений).

Практические занятия

Планирование творческих игр в группах дошкольного возраста: определение задач, содержания, методов руководства

20.Социоигровая технология

Особенности межличностного взаимодействия дошкольников в разных видах игр: подвижных, творческих, строительных и пр. Правила игры как барьер взаимодействия. Психотехнические игры и упражнения как условие гармонизации отношения ребенка в группе сверстников. Управление сюжетом: варьирование, обогащение и др.приемы.

Практические занятия

1.Составление плана диагностического обследования уровня развития игрового взаимодействия детей.

2.Анализ места игры в режиме дня детей раннего и дошкольного возраста как формы организации деятельности, средства развития личности ребенка.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 173.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...