Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 22 Правовое положение субъектов малого предпринимательства. Государственная поддержка малого предпринимательства.




Субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства. Основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются: заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки; оказание поддержки с соблюдением требований, установленных ФЗ "О защите конкуренции"; открытость процедур оказания поддержки.Поддержка (финансовая, имущественная, информационная, консультационная, в области подготовки и переподготовки кадров, в области инноваций и промышленного производства, в осуществлении внешнеэкономической деятельности, в осуществлении сельскохозяйственной деятельности). При обращении субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки субъекты малого и среднего предпринимательства должны представить документы, подтверждающие их соответствие и условиям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Поддержка не может оказываться в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства: являющихся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами; являющихся участниками соглашений о разделе продукции; осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, не может оказываться субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых. В оказании поддержки должно быть отказано в случае, если: не представлены документы, определенные соответствующими федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства, или представлены недостоверные сведения и документы; не выполнены условия оказания поддержки; ранее в отношении заявителя - субъекта малого и среднего предпринимательства было принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли. Сроки рассмотрения обращений субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливаются соответственно федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Каждый субъект малого и среднего предпринимательства должен быть проинформирован о решении, принятом по такому обращению, в течение пяти дней со дня его принятия. Оказание консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде: 1) создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих консультационные услуги субъектам малого и среднего предпринимательства, и обеспечения деятельности таких организаций; 2) компенсации затрат, произведенных и документально подтвержденных субъектами малого и среднего предпринимательства, на оплату консультационных услуг. Упрощенная система налогообложенияпереход налогоплательщиками осуществляется добровольно. Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов. Объектом налогообложения признаются: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. Объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение трех лет с начала применения упрощенной системы налогообложения. В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов. В случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов.

 

Вопрос 24

В соответствии со ст.23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Любой гражданин имеет право вести предпринимательскую деятельностью, но не всякий гражданин способен реализовать это право.

Для приобретения статуса индивидуального предпринимателя гражданин должен обладать следующими общими признаками субъекта гражданского права:

§ Правоспособностью (способностью иметь гражданские права и нести обязанности)

§ Дееспособностью (способностью своими действяими приобретать и осуществлять гражданские права)

§ Иметь место жительства (место, где гражданин проживает постоянно или преимущественно).

В качестве предпринимателя без образования юридического лица каждый может быть зарегистрирован в индивидуальном порядке и никак иначе. Совместная регистрация несокольких лиц законом не предусмотрена, только индивидуальный порядок.

Уставного капитала у предпринимателя в юридическом смысле нет. Предприниматель отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом.

Предприниматель может заниматься практически любой деятельностью, за некоторым исключением, таким как банковская деятельность, например. Для занятия определенными видами деятельности требуется получение специального разрешения (лицензии) или участие в саморегулируемой организации.

Предприниматель самостоятельно управляет своей деятельностью, на свой страх и риск. Никто не вправе давать для предпринимателя без образования юридического лица обязательные для исполнения указания, за исключениями, установленными федеральным законодательством

Предприниматель без образования юридического лица несет ответственность всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть наложено взыскание.

У индивидуального предпринимателя нет каких-либо учредительных документов. Обусловлено это тем, что свою деятельность предприниматель осуществляет самостоятельно (разумеется, он может иметь наемных работников), на свой страх и риск, без каких-либо партнеров, дольщиков и т.п. Соответственно нет необходимости регулировать отношения между партнерами какими-либо учредительными документами, т.к. партнерами могут быть лишь два разных индивидуальных предпринимателя, каждый из которых действует самостоятельно.

Индивидуальный предприниматель не может преобразоваться ни в какое юридическое лицо. Однако, это не мешает ему быть участником в любом юридическом лице.

Вся полученная прибыль является собственностью индивидуального предпринимателя. С полученной прибыли предприниматель платит налог на доходы физических лиц.

Индивидуальный предприниматель без образования юридического лица одна из самых распространенных форм ведения малого бизнеса. Самый простой порядок создания и регистрации, достаточно простой налоговый учет. По другой шкале, нежели у юридических лиц, взимаются штрафы. Но индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом.

Крестьянские (фермерские) хозяйства — это малая коммерческая организация, созданная одним гражданином или же членами одной семьи, который (которые) внес (внесли) имущественные вклады для осуществления деятельности по производству, переработке, хранению, транспортировке и реализации сельскохозяйственной продукции, основанной на его (их) личном трудовом участии и использовании предоставленного на эти цели земельного участка. Работа в крестьянском (фермерском) хозяйстве для его членов является основным источником денежных доходов. Возглавляет крестьянское (фермерское) хозяйство глава — один из дееспособных его членов, имеющих необходимую профессиональную подготовку либо опыт работы в сельском хозяйстве и систематически занятый в своем хозяйстве. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства пользуется правами юридического лица и представляет интересы хозяйства перед государственными, кооперативными и иными предприятиями и организациями, отдельными гражданами; имеет печать и распоряжается расчетным счетом в банке. Он имеет право выдавать доверенности, заключать хозяйственные договоры, нанимать работников в случае производственной необходимости и в напряженные периоды, осуществлять другие действия в интересах хозяйства. КФХ могут заниматься следующими видами хозяйственной деятельности: производственно-сбытовая (выращивание товарной продукции растениеводства и животноводства, реализация ее по различным каналам сбыта); выполнение работ и оказание производственных услуг (конно-ручных и механизированных работ, транспортных услуг и т.п.); • коммерческая (приобретение, складирование, доработка, частичная переработка и реализация сельскохозяйственной и иной продукции). Они имеют в собственности жилые и хозяйственные постройки, продуктивный скот, сельскохозяйственную технику, транспортные средства и другое имущество для осуществления хозяйственной деятельности. Источниками приобретения движимого и недвижимого имущества являются: денежные и материальные средства членов хозяйства, включая имущественные паи при выходе из сельскохозяйственного предприятия; денежные доходы от реализации произведенной продукции, работ и услуг, от других видов трудовой деятельности; банковские кредиты; субсидии из республиканского и местного бюджетов; • благотворительные и безвозмездные взносы и пособия. Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на правах общей собственности, владение и пользование им основано на взаимной договоренности. Распоряжается имуществом, как правило, глава хозяйства. Члены крестьянского (фермерского) хозяйства могут договориться об ином порядке владения, пользования и распоряжения имуществом. Крестьянское (фермерское) хозяйство имеет право продавать и покупать имущество, обменивать, сдавать и брать в аренду. Если один из членов хозяйства выходит из его состава, то общее имущество, как и в частном унитарном предприятии, разделу не подлежит, а причитающаяся ему доля выплачивается деньгами. Право на долю имущества сохраняется только для членов хозяйства, решивших создать свою ферму. Доходы крестьянского (фермерского) хозяйства, которые представляют собой денежную оценку результатов его деятельности, преимущественно формируются за счет следующих источников: выручки от реализации продукции растениеводства и животноводства; оплаты за выполненные работы и оказанные услуги; прочих денежных поступлений (от сдачи имущества в аренду, долевого участия в деятельности других предпринимательских структур, полученных штрафов и неустоек, страховых возмещений и др.).


Вопрос 25 Совместная деятельность предпринимателей без образования юридического лица. Простое товарищество.

Под предпринимателем в широком смысле слова понимается как индивидуальный предприниматель (физическое лицо), так и предпринимательская структура (юридическое лицо – полное или коммандитное товарищество, открытое или закрытое АО, ООО, ОДО, унитарное муниципальное или государственное предприятие, производственный кооператив). Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. В качестве индивидуальных предпринимателей могут регистрироваться и несовершеннолетние – либо ставшие полностью дееспособными в силу выступления в брак или эмансипации, либо приступающие к предпринимательской деятельности с письменного, нотариально удостоверенного согласия родителей (усыновителей, попечителя) – с 14-летнего возраста. Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда. Родители, усыновители и попечитель не несут ответственности по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего, в частности по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда. За несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних) могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. От имени гражданина, признанного недееспособным, сделки совершает его опекун. Гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности Он вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки. Совершать другие сделки, а также получать заработок, пенсию и иные доходы и распоряжаться ими он может лишь с согласия попечителя. Однако такой гражданин самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный им вред. По договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели. Сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Вкладом товарища признается все то, что он вносит в общее дело, в том числе деньги, иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловая репутация и деловые связи. Вклады товарищей предполагаются равными по стоимости, если иное не следует из договора простого товарищества или фактических обстоятельств. Денежная оценка вклада товарища производится по соглашению между товарищами. Ведение бухгалтерского учета общего имущества товарищей может быть поручено ими одному из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц. При ведении общих дел каждый товарищ вправе действовать от имени всех товарищей, если договором простого товарищества не установлено, что ведение дел осуществляется отдельными участниками либо совместно всеми участниками договора простого товарищества. При совместном ведении дел для совершения каждой сделки требуется согласие всех товарищей. Каждый товарищ независимо от того, уполномочен ли он вести общие дела товарищей, вправе знакомиться со всей документацией по ведению дел. Отказ от этого права или его ограничение, в том числе по соглашению товарищей, ничтожны. Порядок покрытия расходов и убытков, связанных с совместной деятельностью товарищей, определяется их соглашением. При отсутствии такого соглашения каждый товарищ несет расходы и убытки пропорционально стоимости его вклада в общее дело. Соглашение, полностью освобождающее кого-либо из товарищей от участия в покрытии общих расходов или убытков, ничтожно. Если договор простого товарищества не связан с осуществлением его участниками предпринимательской деятельности, каждый товарищ отвечает по общим договорным обязательствам всем своим имуществом пропорционально стоимости его вклада в общее дело. По общим обязательствам, возникшим не из договора, товарищи отвечают солидарно. Если договор простого товарищества связан с осуществлением его участниками предпринимательской деятельности, товарищи отвечают солидарно по всем общим обязательствам независимо от оснований их возникновения. Прибыль, полученная товарищами в результате их совместной деятельности, распределяется пропорционально стоимости вкладов товарищей в общее дело, если иное не предусмотрено договором простого товарищества или иным соглашением товарищей. Договор простого товарищества прекращается вследствие: объявления кого-либо из товарищей недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим; объявления кого-либо из товарищей несостоятельным (банкротом); смерти товарища; отказа кого-либо из товарищей от дальнейшего участия в бессрочном договоре простого товарищества; расторжения договора простого товарищества, заключенного с указанием срока, по требованию одного из товарищей в отношениях между ним и остальными товарищами; истечения срока договора простого товарищества. Договором простого товарищества может быть предусмотрено, что его существование не раскрывается для третьих лиц (негласное товарищество). В отношениях между товарищами обязательства, возникшие в процессе их совместной деятельности, считаются общими.

Вопрос 26 Юридическое значение и элементы легитимации деятельности субъектов предпринимательского права. Одним из основных условий осуществления предпринимательской деятельности является ее легитимность, т.е. государственное подтверждение законности вхождения субъектов в хозяйственный оборот. В данную процедуру вкладывается гос. регистрация, лицензирование отдельных видов деятельности. 1. Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей. Государственная регистрация предпринимателя как субъект предпринимательской деятельности является первоначальным этапом организации бизнеса. Причем, большая часть субъектов (индивидуальные предприниматели, юридические лица) должны пройти регистрацию с тем, чтобы быть включенными в государственные реестры. Публичные образования, субъекты не являющиеся юридическими лицами (простое товарищество, КФХ) не требуют специальной регистрации, а действуют в хозяйственном обороте либо на основе договора совместной деятельности (простое товарищество). Государственная регистрация преследует также цели осуществления государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности предпринимателей, проведением налогообложения, получением сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики, предоставлением всем участникам гражданского оборота информации о зарегистрированных субъектах предпринимательства. Это стало возможно лишь после принятия закона о гос. регистрации, который частично решил проблему «одного окна». Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти. При государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации; б) копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является гражданином Российской Федерации); д) копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя; е) копия документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации; ж) подлинник или копия документа, подтверждающего адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя; и) документ об уплате государственной пошлины. Отказ в государственной регистрации допускается в случае: а) непредставления необходимых для государственной регистрации документов; б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган. Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке. За необоснованный отказ в государственной регистрации, должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Регистрирующий орган возмещает ущерб, причиненный отказом в государственной регистрации, уклонением от государственной регистрации или нарушением порядка государственной регистрации, допущенным по его вине. За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, индивидуальные предприниматели несут ответственность. Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц. Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке в случае неоднократных либо грубых нарушений им законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей. 2. лицензирование – ограничение права на предпринимательскую деятельность: обязанность не осуществлять предпринимательскую деятельность (общий запрет). Этот запрет действует в отношении всех предпринимателей, не имеющей соответствующей лицензии на осуществлении лицензируемого в соответствии с законом вида деятельности. Правовое значение лицензии заключается в том, что она легализует предпринимательскую деятельность в соответствующей сфере. Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании. На каждый вид деятельности предоставляется лицензия. Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии. Для получения лицензии пишется заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются: полное и сокращенное наименование, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель; фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности; идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке на учет в налоговом органе; лицензируемый вид деятельности, который намерен осуществлять. К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются: копии учредительных документов - для юридического лица; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии. Виды: разработка вооружения и военной техники; производство вооружения и военной техники; ремонт вооружения и военной техники; утилизация вооружения и военной техники; торговля вооружением и военной техникой; производство оружия и основных частей огнестрельного оружия; производство патронов к оружию и составных частей патронов; торговля оружием и основными частями огнестрельного оружия; производство медицинской техники; перевозки морским транспортом пассажиров; перевозки морским транспортом грузов; перевозки внутренним водным транспортом пассажиров; перевозки внутренним водным транспортом грузов; перевозки воздушным транспортом пассажиров; перевозки воздушным транспортом грузов; туроператорская деятельность; турагентская деятельность. 3. аккредитация – процедура подтверждения компетентности субъекта предпринимательской деятельности.

Вопрос 27. Правовая природа и порядок государственной регистрации хозяйствующих субъектов. Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей. Государственная регистрация предпринимателя как субъект предпринимательской деятельности является первоначальным этапом организации бизнеса. Причем, большая часть субъектов (индивидуальные предприниматели, юридические лица) должны пройти регистрацию с тем, чтобы быть включенными в государственные реестры. Публичные образования, субъекты не являющиеся юридическими лицами (простое товарищество, КФХ) не требуют специальной регистрации, а действуют в хозяйственном обороте либо на основе договора совместной деятельности (простое товарищество). Государственная регистрация преследует также цели осуществления государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности предпринимателей, проведением налогообложения, получением сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики, предоставлением всем участникам гражданского оборота информации о зарегистрированных субъектах предпринимательства. Это стало возможно лишь после принятия закона о гос. регистрации, который частично решил проблему «одного окна». Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти. При государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации; б) копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является гражданином Российской Федерации); д) копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя; е) копия документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации; ж) подлинник или копия документа, подтверждающего адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя; и) документ об уплате государственной пошлины. Отказ в государственной регистрации допускается в случае: а) непредставления необходимых для государственной регистрации документов; б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган. Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке. За необоснованный отказ в государственной регистрации, должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Регистрирующий орган возмещает ущерб, причиненный отказом в государственной регистрации, уклонением от государственной регистрации или нарушением порядка государственной регистрации, допущенным по его вине. За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, индивидуальные предприниматели несут ответственность. Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц. Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке в случае неоднократных либо грубых нарушений им законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей.

Вопрос 28. Создание юридических лиц: этапы, порядок, учредительные документы. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения. К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Отдельными видами деятельности, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). Юридическое лицо, созданное одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем. В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах. Юридические лица, кроме учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

 

Вопрос 29 Основания и порядок реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права. Прекращение юридических лиц возможно в двух формах: в форме реорганизации и в форме ликвидации. При ликвидации юридическое лицо прекращается с ликвидацией его дел и имущества, а при реорганизации имеет место правопреемство его дел и имущества другими юридическими лицами (правопреемство).В любой форме – и в форме ликвидации, и в форме реорганизации – прекращение юридического лица возможно как добровольное, так и обязательное (принудительное). В последнем случае прекращение юридического лица происходит по основаниям, предусмотренным в законе для принудительного прекращения, причем по решению суда. В добровольном порядке юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который было создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно было создано. Добровольное прекращение юридического лица в зависимости от его организационно-правовой формы осуществляется либо по решению общего собрания (например, в акционерном обществе), по решению его членов (например, в производственном кооперативе), по решению его участников (например, в полных товариществах и товариществах на вере, в ООО) и т.д. Юридическое лицо прекращается по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, и в некоторых иных случаях, предусмотренных законом. Особый случай принудительной ликвидации юридического лица – признание его судом банкротом. Прекращение юридического лица в форме реорганизации возможно путем слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Если в полном товариществе по любым причинам остался только один товарищ, товарищество подлежит ликвидации, если его единственный участник в течение шести месяцев после того, как он стал единственным, не преобразует товарищество в хозяйственное общество (например, в ООО, допускающее единственного участника). Применительно к ООО ГК РФ (ст. 88) устанавливает, что при превышении числа участников ООО свыше предела, установленного законом, оно должно быть преобразовано в акционерное общество в течение года с альтернативой ликвидации по истечении этого срока в судебном порядке (если, конечно, за этот год число участников не уменьшится до допустимого предела). Реорганизация юридического лица в форме преобразования и слияниясчитается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованные и реорганизованные в форме слияния юридические лица считаются прекратившими свою деятельность. Реорганизация юридического лица в форме разделения и выделениясчитается завершенной с момента регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц и, соответственно, — реорганизованное в форме разделения юридическое лицо считается прекратившим свою деятельность. Ликвидация – полное прекращение юридического лица (т.е. с ликвидацией его дел и имущества).Иными словами, ликвидация юридического лица - это прекращение его как субъекта гражданского права без перехода его прав и обязанностей к другим лицам. Юридическое лицо может быть ликвидировано в добровольном или принудительном порядке. В добровольном порядке- по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в связи: с истечением срока, на который было создано юридическое лицо; с достижением цели, ради которой оно было создано (например, для проведения конкретной ярмарки или сооружения конкретного объекта); по другим основаниям, указанным в учредительных документах этого юридического лица. В принудительном порядке ликвидация юридических лиц производится по решению суда и по основаниям, предусмотренным в законе,в частности, в связи:с признанием недействительной государственной регистрации юридического лица, когда допущенные при его создании нарушения права носят неустранимый характер; при осуществлении юридическим лицом деятельности без лицензии, когда она необходима; осуществлении юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо связанной с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Если допущенные нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия допущенных нарушений уже устранены, суд не должен принимать решения о ликвидации юридического лица. Одним из оснований ликвидации юридического лица является признание недействительной государственной регистрации (т.е. создания) юридического лица. Государственная регистрация ликвидации юридического лица осуществляется по месту нахождения ликвидируемого юридического лица. В регистрирующий орган должны быть представлены письменные доказательства уведомления всех кредиторов о предстоящей ликвидации, а затем и промежуточный баланс. Государственная регистрация ликвидации юридического лица должна быть осуществлена не позднее, чем в течение пяти рабочих дней со дня поступления документов. Регистрирующий орган публикует в печати информацию о ликвидации юридического лица.

Вопрос 30 Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельностиЛицензирование – ограничение права на предпринимательскую деятельность: обязанность не осуществлять предпринимательскую деятельность (общий запрет). Этот запрет действует в отношении всех предпринимателей, не имеющей соответствующей лицензии на осуществлении лицензируемого в соответствии с законом вида деятельности. Правовое значение лицензии заключается в том, что она легализует предпринимательскую деятельность в соответствующей сфере. Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании. На каждый вид деятельности предоставляется лицензия. Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии. Для получения лицензии пишется заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются: полное и сокращенное наименование, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель; фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности; идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке на учет в налоговом органе; лицензируемый вид деятельности, который намерен осуществлять. К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются: копии учредительных документов - для юридического лица; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии. Виды: разработка вооружения и военной техники; производство вооружения и военной техники; ремонт вооружения и военной техники; утилизация вооружения и военной техники; торговля вооружением и военной техникой; производство оружия и основных частей огнестрельного оружия; производство патронов к оружию и составных частей патронов; торговля оружием и основными частями огнестрельного оружия; производство медицинской техники; перевозки морским транспортом пассажиров; перевозки морским транспортом грузов; перевозки внутренним водным транспортом пассажиров; перевозки внутренним водным транспортом грузов; перевозки воздушным транспортом пассажиров; перевозки воздушным транспортом грузов; туроператорская деятельность; турагентская деятельность. Лицензирование туроператорской деятельности осуществляется Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Срок действия лицензии на осуществление туроператорской деятельности - 5 лет. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении туроператорской деятельности являются: наличие в штате туроператора - юридического лица не менее 7 работников, осуществляющих туроператорскую деятельность; наличие у туроператора имеющих высшее, среднее специальное или дополнительное образование в области туризма либо стаж работы в туризме не менее 5 лет, а также наличие у руководителя туроператора (руководителя структурного подразделения, осуществляющего туроператорскую деятельность) высшего, среднего специального или дополнительного образования и стажа работы в области туризма не менее 5 лет; наличие сертификата соответствия туристических услуг требованиям безопасности; предоставление клиенту исчерпывающей информации о режиме работы туроператора, месте его нахождения, наличии лицензии, сертификатов на услуги, подлежащие обязательной сертификации, фамилии, имени и отчестве должностных лиц, ответственных за ведение соответствующих направлений туристической деятельности. Лицензирование производства медицинской техники осуществляется Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации. Лицензионными требованиями и условиями при производстве медицинской техники являются: соблюдение требований законодательства Российской Федерации, государственных стандартов и нормативно - технических документов по производству и контролю качества медицинской техники; обязательная государственная регистрация в Российской Федерации в установленном порядке медицинской техники, заявленной соискателем для производства; наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений и технологического оборудования, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности; соответствие производственных помещений и оборудования техническим нормам и требованиям, предъявляемым к помещениям и оборудованию, используемым при производстве медицинской техники; наличие у работников лицензиата, ответственных за производство и качество медицинской техники, высшего или среднего специального технического или медицинского образования и стажа работы по соответствующей специальности не менее 3 лет. Лицензия на производство медицинской техники предоставляется на 5 лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке, установленном для переоформления лицензии.

 


Вопрос 31 не будет

32. Коммерческое право: понятие, предмет, метод, субъектыКоммерческое право является одной из отраслей права, которая регулирует коммерческую или торговую деятельность. Коммерческое право принято считать подотраслью гражданского права. Гражданское и коммерческое право регулируют сходные между собой отношения. Коммерческое право регулирует товарный оборот, который является частью имущественного оборота. Коммерческое право— совокупность правовых норм, разработанных для обслуживания товарного оборота и регулирующих взаимоотношения между профессиональными предпринимателями. Коммерческое право представляет собой комплекс норм частного права. Оно регулирует отношения между предпринимателями или с их участием в процессе осуществления последними предпринимательской деятельности.Предмет коммерческого праварегулирование профессиональной торговой деятельности, коммерческие отношения, отношения между субъектами по купле-продаже объектов торгового оборота. Метод правового регулирования— способы и приемы регулирования отношений между субъектами с учетом отличительных черт предметов правового регулирования. Для коммерческого права характерен в большей степени диспозитивный метод регулирования торговых отношений. Диспозитивный метод регулирования подразумевает:1) равенство по отношению друг к другу участников торговых отношений;2) возможность выбора участниками торговых отношений вариантов своих действий в процессе организации торговой деятельности;3) возможность включения в договоры обязательств по взаимному усмотрению сторон. Для некоторых отношений, которые регулируются коммерческим правом, характерен императивный метод. Он предполагает наличие между субъектами отношений власти и подчинения, а также наличие правовых норм, которые обязательны для исполнения. Императивным методом, к примеру, регулируется торговая деятельность в государственной сфере. Таким образом, в коммерческом праве в качестве метода правового регулирования используются как диспозитивный, так и императивный метод, однако с преобладанием диспозитивного. Субъектами коммерческого правамогут являться не все участники гражданско-правовых отношений. В торговой деятельности имеют право участвовать только те субъекты (участники), которые имеют специальное разрешение на проведение профессиональной торговли или в уставах которых торговля является одной из уставных задач. К таким субъектам относятся:1) юридические лица; 2) граждане-предприниматели; 3) специальные субъекты. Физические лица не являются субъектами коммерческого права. Субъектами коммерческой деятельности являются лишь те физические и юридические лица, которые осуществляют профессиональную деятельность по доведению товара от производителя к потребителям. В Российской Федерации профессиональной коммерческой деятельностью могут заниматься граждане, если они в установленном законом порядке зарегистрированы в качестве предпринимателей. Юридическое лицо— организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Специальные субъекты товарного рынка не совершают сделок, а создают возможности другим лицам совершать сделки. К таким организациям относятся, к примеру:1) товарные биржи;2) оптовые ярмарки;3) посреднические организации (торговые дома, дилерские фирмы, трейдеры, дистрибьюторы, брокеры, стокисты, агентские фирмы).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 202.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...