Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Фирма в системе рыночных отношений. Теории фирмы




Основным экономическим агентом рыночной экономики является фирма.

ФИРМА - ЭТО ОРГАНИЗАЦИЯ, ВЛАДЕЮЩАЯ ОДНИМ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ И ИСПОЛЬ­ЗУЮЩАЯ РЕСУРСЫ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ТОВАРА ИЛИ УСЛУГИ С ЦЕЛЬЮ ПОЛУЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ.

Уместно поставить вопрос, какая причина заставляет индиви­дуальных предпринимателей объединяться в фирму? Ведь извест­но, что рынок обеспечивает свободу, а фирма ее ограничивает.

Дело в том, что для успешного функционирования на рынке предприниматель должен иметь о нем достоверную и обстоятель­ную информацию, которая требует больших издержек, называемых транзакционными(лат. transactio— сделка).

Способом снизить эти затраты является организация фирмы, в которой трансакции оказываются дешевле. Считается, что фир­мы возникают в ответ на дороговизну рыночной координации.

В западной экономической литературе существует целый ряд теорий фирмы, в каждой из которых по-разному определяются ее цели и средства их достижения.

• ТРАДИЦИОННАЯ ТЕОРИЯ объясняет поведение фирмы стремлением к максимизации прибыли.

• МЕНЕДЖЕРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ фирмы доказывает, что цель фирмы — максимизация объема продаж и только потом дохо­да. Основную роль в этом процессе играют не собственники, а управленцы, менеджеры, которые заинтересованы в росте торговой выручки, так как от нее зависят их жалованье и другие выплаты и льготы.

• ТЕОРИЯ МАКСИМИЗАЦИИ РОСТА основана на идее о том, что растущая фирма предпочтительнее, нежели просто крупная фирма. В ее росте заинтересованы и собственники, и менеджеры, и акционеры.

Существует два пути роста: внутренний, за счет концентра­ции производства и капитала, и внешний, который основан на централизации производства и капитала в результате слияний и поглощений.

Внутренние источники роста:

а)  нераспределенная прибыль, возвращающаяся в производство;

б)  выпуск акций;

в)  заемные средства, взятые у банка.
Внешние источники роста:

а)  слияние, т. е. объединение двух и более компаний;

б)  поглощение одной фирмой другой через скупку контроль­ного пакета акций.

Слияния и поглощения осуществляются путем горизонталь­ной, вертикальной интеграции и диверсификации.

Горизонтальная интеграциясопровождается приобретением одной фирмой других, занимающихся одним и тем же бизнесом.

Разновидностью горизонтальной интеграции является дивер­сификация(англ. diversification — разнообразие), означающая объ­единение фирм, чьи технологические процессы никак не связаны (например, производство химических волокон и самолетов). Вертикальная интеграцияозначает объединение фирм, занятых на целом ряде этапов производственного процесса снизу доверху (например, от добычи нефти до торговли нефтепродуктами).

• ТЕОРИЯ МНОЖЕСТВЕННОСТИ ЦЕЛЕЙ главный упор делает на характере поведения высшего руководства фирмы. Поведение должно быть таким, чтобы учесть интересы всех заинтересованных лиц: рабочих, менеджеров, акционеров и руководителей. Эта теория наибольшее распространение получила в Японии.

В любой теории необходимым звеном является определение стратегии фирмы.

Стратегия — это выбор фирмой основных долгосрочных целей и задач, утверждение курса ее действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей.

Различают два типа стратегии: оборонительную и наступа­тельную.

Оборонительная стратегиясостоит в выжидательном поведе­нии фирмы, когда она следит за рынком и своими конкурентами, ждет появления нового продукта и концентрирует свои усилия на производстве его прототипа.

Наступательная стратегияпредусматривает активное обнов­ление производства за счет инноваций, нововведений, освоения и заполнения рыночной ниши.

Основной формой управления фирмой является менеджмент (англ. management— управление).

Менеджмент — это система принятия и реализации решений, направленных на достижение оптимального варианта использования всех имеющихся ресурсов.

Одной из функций менеджмента считается планирование, предполагающее составление бизнес-плана.

БИЗНЕС-ПЛАН - ЭТО КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ФИРМЫ, КОТОРЫЙ ЯВЛЯЕТСЯ ОТЧЕТНЫМ ДОКУМЕН­ТОМ И ГЛАВНЫМ ОБОСНОВАНИЕМ ИНВЕСТИЦИЙ.

Бизнес-план разрабатывается на 3—5 лет и содержит следу­ющие разделы:

а)  анализ рынка и маркетинговая стратегия;

б)  продуктовая стратегия и производственная стратегия;

в)  развитие системы управления фирмой и собственностью;

г)  финансовая (экономическая) стратегия.

Развитые фирмы больше заботятся о продуктовой и произ­водственной стратегии. Начинающие фирмы больше внимания уделяют финансовой.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 238.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...