Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Налоговые органы: источники. структура, функции и полномочия 4 страница




--------------------------------

<1> Российская газета. 1992. N 129.

<2> СЗ РФ. 1998. N 29. Ст. 3400.

 

В силу залога налоговый орган (залогодержатель) имеет преимущественное право получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества перед другими кредиторами, за изъятиями, установленными законом.

В налоговых отношениях основанием возникновения залога является договор, который может быть заключен между залогодателем и налоговым органом (залогодержателем), если в отношении налогоплательщика (плательщика сбора) принято решение об изменении срока уплаты налога (сбора). В зависимости от того, кто является залогодателем, договоры залога делятся на основные и поддерживающие. В первом типе договора залогодателем является сам налогоплательщик или плательщик сбора; во втором - третье лицо, которое не несет ответственности по уплате налога или сбора, но поддерживает налогоплательщика (плательщика сбора), предоставляя имущество для залога. Во втором случае залогодатель не обязан уплачивать саму сумму налога (сбора) за налогоплательщика, а несет ответственность лишь в пределах стоимости заложенного имущества.

Согласно п. 1 ст. 335 ГК РФ залогодателем может быть как юридическое, так и физическое лицо, достигшее возраста 18 лет. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет могут закладывать свое имущество только с согласия законных представителей (п. 1 ст. 26 ГК РФ). Вещь, переданная в залог, должна принадлежать залогодателю на праве собственности либо на праве хозяйственного ведения (п. 2 ст. 335 ГК РФ). О субъекте права оперативного управления ГК РФ умалчивает, что, однако, противоречит более общим нормам гражданского права.

Так, в п. 1 ст. 297 ГК РФ указано, что казенное предприятие вправе отчуждать или иным образом распоряжаться закрепленным за ним имуществом. Такое распоряжение может включать в себя и заключение договора залога. Совершается оно только с согласия собственника, но стороной в договоре залога является само казенное предприятие, а не собственник закрепленного за ним имущества.

Похожая ситуация складывается и в отношении учреждения. В пункте 2 ст. 298 ГК РФ указано, что если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Отсюда следует, что такое имущество может быть и предметом залога. Однако важно учитывать, что согласно абз. 2 п. 1 ст. 298 ГК РФ автономное учреждение не вправе распоряжаться без согласия собственника недвижимым имуществом, а также особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему на приобретение такого имущества. А согласно абз. 1 п. 1 ст. 298 ГК РФ частное или бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Таким образом, в последнем случае учреждение не вправе быть стороной в договоре даже и при наличии согласия собственника.

Предметом залога может быть имущество, в отношении которого может быть установлен залог по гражданскому законодательству РФ, кроме единственного исключения: предметом залога в налоговых отношениях не может быть предмет залог по другому договору (п. 4 ст. 73 НК РФ). Замена предмета залога допускается только с согласия налогового органа (залогодержателя), если законом или договором не предусмотрено иное. Если предмет залога погиб, поврежден либо право собственности или право хозяйственного ведения на него прекращено по основаниям, установленным законом, залогодатель вправе в разумный срок восстановить предмет залога или заменить его другим равноценным имуществом (если в договоре не предусмотрено иное).

Заложенное имущество может оставаться у залогодателя либо передаваться за счет средств залогодателя налоговому органу (залогодержателю) с возложением на последнего обязанности по обеспечению сохранности заложенного имущества (п. 5 ст. 73 НК РФ). При этом согласно п. 1 ст. 346 ГК РФ залогодатель, если иное не предусмотрено договором и не вытекает из существа залога, вправе пользоваться предметом залога в соответствии с его назначением, в частности, извлекать из него плоды и доходы. Распоряжение же предметом залога, в том числе и совершение сделок, направленных на погашение задолженности по налогам и сборам, возможно только с согласия залогодержателя - налогового органа (п. 6 ст. 73 НК РФ).

В случае неисполнения налогоплательщиком или плательщиком сбора обязанности по уплате причитающихся сумм налога или сбора и соответствующих пеней налоговый орган осуществляет исполнение этой обязанности за счет стоимости заложенного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством РФ (п. 3 ст. 73 НК РФ).

 

Поручительство как способ обеспечения исполнения

обязанности по уплате налогов и сборов

 

Поручительство, так же как и залог имущества, может быть применено в качестве способа обеспечения только при изменении срока уплаты налога (сбора). Во всех иных случаях исполнение обязанности по уплате налогов и сборов не может быть обеспечено поручительством.

Институт поручительства подробно разработан в рамках гражданского права, поэтому НК РФ ориентируется лишь на нормы гражданского законодательства с учетом особенностей налоговых правоотношений. Поручительство оформляется в соответствии с ГК РФ договором между налоговым органом и поручителем. В силу договора поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней (п. 2 ст. 74 НК РФ). Данное определение понятия "поручительство" в целом соответствует определению, содержащемуся в ст. 361 ГК РФ. Основное отличие состоит в том, что ГК РФ допускает возможность использования института поручительства и за частичное исполнение обязательства.

Поручителем может быть как физическое, так и юридическое лицо. Причем по одной обязанности по уплате налога допускается одновременное участие нескольких поручителей (п. 5 ст. 74 НК РФ).

По остальным содержательным и формальным моментам поручительства вступают в регулирование нормы гражданского законодательства.

Согласно ст. 362 ГК РФ договор поручительства должен быть совершен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора поручительства. В то же время в ст. 74 НК РФ вопрос о том, с каким налоговым органом заключается договор поручительства, прямо не прописан. В соответствии с первоначальной редакцией ст. 74 НК РФ договор поручительства подлежал регистрации в налоговом органе по месту учета налогоплательщика или иного обязанного лица в течение трех рабочих дней со дня его заключения. Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" <1> данное положение было отменено. То есть была отменена лишь необходимость регистрации договора поручительства, но порядок его заключения от этого не изменился, и поэтому заключать его следует с налоговым органом по месту учета налогоплательщика или плательщика сбора.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3487.

 

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обеспеченной поручительством налоговой обязанности ответственность налогоплательщика и поручителя возникает одновременно. В отличие от ГК РФ, допускающего возможность установления субсидиарной ответственности поручителя, ст. 74 НК РФ предусматривает солидарную ответственность поручителя и налогоплательщика.

При неисполнении поручителем своей обязанности по договору поручительства принудительное взыскание налога (сбора) и пеней с поручителя производится налоговым органом исключительно в судебном порядке (п. 3 ст. 74 НК РФ). При исполнении поручителем налоговой обязанности налогоплательщика у поручителя возникает право требовать от налогоплательщика не только уплаченных сумм, но и процентов по этим суммам, а также возмещения убытков, понесенных в связи с исполнением обязанности налогоплательщика (п. 4 ст. 74 НК РФ).

Арест имущества как способ обеспечения исполнения

обязанности по уплате налогов и сборов

 

Арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов признается действие налогового органа, направленное на временное ограничение права собственности налогоплательщика в отношении его имущества (п. 1 ст. 77 НК РФ). Арест имущества применяется только в отношении налогоплательщика-организации, налогового агента - организации и плательщика сборов - организации. В отношении физических лиц, в том числе и индивидуальных предпринимателей, арест имущества ни при каких обстоятельствах не может быть применен <1>.

--------------------------------

<1> Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 18 октября 2005 г. N А78-2284/05-С2-28/212-Ф02-5131/05-С1; ФАС Уральского округа от 26 июня 2006 г. N Ф09-1908/06-С7 по делу N А76-31689/05; ФАС Поволжского округа от 21 ноября 2006 г. по делу N А55-5517/2006.

 

Кроме того, важно отметить, что арест имущества как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налога (сбора) может быть применен только в случае взыскания задолженности за счет иного имущества организации в соответствии со ст. 47 НК РФ.

Обязательным условием и предпосылкой применения ареста имущества является наличие достаточных оснований полагать, что налогоплательщик предпримет меры, чтобы скрыться или скрыть свое имущество (абз. 2 п. 1 ст. 77 НК РФ). Перечень таких оснований прописан в Приказе МНС России от 31 июля 2002 г. N БГ-3-29/404 "Об утверждении Методических рекомендаций по порядку наложения ареста на имущество налогоплательщика в обеспечение обязанности по уплате налога" <1>.

--------------------------------

<1> Экономика и жизнь. 2002. N 36.

 

В числе основных можно назвать:

размер общей суммы задолженности организации по налоговым и иным обязательным платежам (с учетом пени и штрафов) превышает половину величины балансовой стоимости имущества налогоплательщика;

наличие на балансе организации дебиторской задолженности, возможной к взысканию, если организация не принимает мер к взысканию в установленном законом порядке в течение более одного квартала;

получение налоговым органом из органов прокуратуры, органов внутренних дел, иных официальных источников информации о выводе или сокрытии активов организации или о намерении должностных лиц организации скрыться;

систематическое уклонение налогоплательщика от явки в налоговый орган;

другие.

Арест имущества может быть полным или частичным (п. 2 ст. 77 НК РФ). При полном аресте имущества производится такое ограничение прав организации в отношении ее имущества, при котором она не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового органа. Частичный арест предполагает такое ограничение прав организации-должника в отношении ее имущества, при котором возможно не только владение и пользование, но и распоряжение арестованным имуществом, однако опять же с разрешения и под контролем налогового органа.

Арест может быть наложен как на все имущество организации, так и на его отдельную часть (п. 2 ст. 77 НК РФ). При этом во всех случаях в обязательном порядке действует правило: аресту подлежит только то имущество организации, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налогов (сборов) и пеней (п. 5 ст. 77 НК РФ).

Решение о наложении ареста на имущество организации принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в форме соответствующего постановления, обязательные реквизиты которого указаны в п. п. 7, 8 и приложении 1 к Методическим рекомендациям по порядку наложения ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в обеспечение обязанности по уплате налога.

Постановление о наложении ареста на имущество обязательно должно предусматривать предупреждение налогоплательщика (налогового агента, плательщика сборов) об ответственности по ст. 125 НК РФ за несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения арестованным имуществом.

Постановление подписывается должностным лицом и заверяется гербовой печатью налогового органа. Не позднее дня, следующего за днем его вынесения, оно направляется в орган прокуратуры, осуществляющий надзор за законностью деятельности соответствующего налогового органа, для решения вопроса о санкционировании ареста. При этом должностные лица налогового органа обязаны представить прокурору все документы, подтверждающие обстоятельства, которые послужили основанием для принятия решения о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации.

При несоблюдении формы постановления о наложении ареста на имущество либо отсутствии тех или иных необходимых документов орган прокуратуры отказывает в выдаче санкции на арест имущества и возвращает указанное постановление налоговому органу. В таком случае налоговый орган после внесения соответствующих исправлений и приложения всех требуемых документов повторно направляет постановление о наложении ареста на имущество в орган прокуратуры.

Решение о санкционировании ареста имущества окончательно принимает орган прокуратуры.

В случае отказа прокурора в выдаче санкции налоговый орган вправе обратиться с этим же вопросом к вышестоящему прокурору.

При положительном ответе прокуратуры налоговый орган не позднее дня, следующего за днем получения санкции прокурора, вручает постановление об аресте имущества организации-налогоплательщику или его представителю под роспись либо направляет его по почте заказным письмом.

Арест имущества производится налоговым органом в срок не позднее трех рабочих дней, следующих за днем получения санкции прокурора.

При производстве ареста составляется протокол об аресте имущества (в случае нахождения имущества, подлежащего аресту, не в одном месте допускается составление нескольких протоколов об аресте). В протоколе либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием его наименования, количества и индивидуальных признаков, а при возможности - их реальной (балансовой) стоимости. Также в протоколе обязательно должно быть отражено о предупреждении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сборов) об ответственности по ст. 125 НК РФ за несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения арестованным имуществом.

При производстве ареста следует учитывать, что аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога или сбора (п. 5 ст. 77 НК РФ). В связи с этим аресту подлежит имущество, балансовая стоимость которого равна указанной в постановлении сумме неуплаченного налога (сбора) и пеней. При невозможности определения балансовой стоимости имущества его стоимость определяется должностным лицом налогового органа, производящим арест, с учетом мнения специалиста.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, вынесший постановление о наложении ареста на имущество, определяет место, где должно находиться арестованное имущество (п. 11 ст. 77 НК РФ).

Решение об аресте имущества действует с момента наложения ареста и до отмены этого решения уполномоченным должностным лицом налогового органа, вынесшим такое решение, либо до отмены указанного решения вышестоящим налоговым органом или судом (абз. 2 п. 13 ст. 77 НК РФ).

В период действия постановления об аресте имущества не допускаются отчуждение арестованного имущества (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового органа, применившего арест), его растрата или сокрытие (п. 12 ст. 77 НК РФ). Несоблюдение указанного порядка владения, пользования или распоряжения имуществом, на которое наложен арест, является основанием для привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной ст. 125 НК РФ, а также к административной или уголовной ответственности.

Решение об аресте имущества отменяется должностным лицом налогового органа, вынесшим постановление об аресте, вышестоящим налоговым органом либо судом.

Должностное лицо налогового органа, принявшее решение о наложении ареста на имущество, принимает решение о его отмене не позднее дня, следующего за днем получения от организации-налогоплательщика (налогового агента, плательщика сборов) документов, подтверждающих уплату задолженности, либо соответствующего решения налогового органа или вступления в законную силу решения суда.

Решение об отмене ареста на имущество оформляется в форме соответствующего постановления и в течение трех рабочих дней направляется в орган прокуратуры, давший санкцию на арест имущества, а также доводится до сведения организации-налогоплательщика

Налогоплательщику предоставляется право обжаловать действия налогового органа в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд. Однако подача жалобы не приостанавливает действия постановления о наложении ареста на имущество.

 

37. Пеня как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов

 

В российском законодательстве понятие "пеня" используется в нескольких значениях. Гражданский кодекс РФ понимает под пеней разновидность неустойки, при которой сумма неустойки возрастает пропорционально сроку задолженности. Пеня в гражданском праве выступает в качестве длящейся неустойки, которая подлежит взысканию за каждый день просрочки обязательства, не исполненного в установленный срок. Налоговый кодекс признает пеню в качестве одного из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеня - это денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае нарушения срока уплаты налогов (сборов), в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ (п. 1 ст. 75 НК РФ).

Важно отметить, что сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающейся к уплате суммы недоимки по налогу (сбору) и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Сравнение гражданского и налогового законодательства позволяет выделить следующие общие черты, характеризующие общеправовое понятие "пеня":

1) пеня - это денежная сумма;

2) основанием уплаты пени служит пропуск срока, установленного для исполнения имущественной обязанности;

3) целью взыскания пени является обеспечение исполнения имущественных обязанностей.

Сумма пени начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (п. 3 ст. 75 НК РФ). Расчет пени производится умножением неуплаченной суммы налога (сбора) и 1/300 ставки рефинансирования, определяемой ЦБ РФ, за каждый день просрочки. Вопрос о возможности уменьшения пени судом при несоразмерности сумм недоимки и суммы начисленной пени был предметом обсуждения Высшего Арбитражного Суда РФ. Как указал ВАС РФ в Постановлении от 5 апреля 2000 г., суд может уменьшить размер пени ввиду ее несоразмерности сумме недоимки, так как прямого запрета на это законодательство о налогах и сборах не содержит, а следовательно, к налоговым отношениям применимы по аналогии нормы, регулирующие сходные отношения в гражданском праве (ч. 1 ст. 333 ГК РФ).

Налоговый кодекс РФ в ст. 75 предусмотрел два случая, когда при фактической недоимке пеня не начисляется.

Во-первых, пеня не начисляется на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика (абз. 2 п. 3 ст. 75 НК РФ).

Во-вторых, не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции. Указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа. При этом важно учитывать, что данное положение не применяется в том случае, если письменные разъяснения уполномоченного органа были основаны на неполной или недостоверной информации (п. 8 ст. 75 НК РФ).

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора либо после уплаты таких сумм в полном размере. При неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате пеней они могут быть взысканы принудительно в порядке, аналогичном порядку взыскания налогов и сборов. Отдельно следует отметить, что уплата реальной задолженности по пене, по которой истек срок для принудительного взыскания, не нарушает прав налогоплательщика <1>.

--------------------------------

<1> Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 3 мая 2006 г. N Ф08-1336/2006-721А.

 

38. Приостановление операций по счетам в банке как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов

 

Приостановление операций по счету представляет собой прекращение банком всех расходных операций по данному счету в пределах суммы, указанной в постановлении налогового органа о приостановлении операций по счету (абз. 3 п. 2 ст. 76 НК РФ).

Приостановление операций по счету как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налога (сбора) возможно только в строго определенных случаях и при соблюдении строго определенных условий, установленных в ст. 76 НК РФ.

Приостановление операций по счетам в банке применяется только в двух случаях:

в целях обеспечения решения о взыскании налога (сбора), а также пеней и штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банке, вынесенного в порядке ст. 46 НК РФ;

в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации.

Приостановление операций по счетам в банке может быть применено только в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками сбора), а также в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, и адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, - налогоплательщиков или налоговых агентов.

По своей правовой природе приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по этому счету. Однако, если данный способ применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании недоимки и пеней, вынесенного в соответствии со ст. 46 НК РФ, приостановление операций по счету означает прекращение банком расходных операций по этому счету только в пределах суммы, указанной в решении налогового органа (абз. 3 п. 2 ст. 76 НК РФ). Иными словами, если сумма на счете превышает сумму задолженности, то этот "остаток" налогоплательщик может использовать свободно, по своему усмотрению <1>. Также без ограничений могут осуществляться и любые операции налогоплательщика по зачислению денежных средств на соответствующий счет.

--------------------------------

<1> Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22 августа 2005 г. N А11-13537/2004-К2-Е-11965.

 

Напротив, согласно абз. 3 п. 2 ст. 76 НК РФ банк не вправе выполнять какие бы то ни было распоряжения клиента-налогоплательщика о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других расходных операций по счету, за исключением:

платежей, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов (сборов);

операций по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему РФ.

Налоговые органы вправе приостанавливать операции по нескольким счетам налогоплательщика. Однако, если налоговый орган принимает решение о приостановлении одновременно по нескольким счетам, сумма денежных средств на которых (на всех вместе или на каждом в отдельности) превышает сумму обеспечиваемого требования об уплате налога (сбора) и пеней, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган заявление об отмене приостановления по своим счетам (п. 9 ст. 76 НК РФ). В течение двух дней со дня получения этого заявления налоговый орган обязан принять решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке в части превышения суммы денежных средств, указанной в решении о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке.

Решение о приостановлении операций по счетам в банке принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, в котором налогоплательщик состоит на учете, в форме, утвержденной в приложении 4 к Приказу ФНС России от 1 декабря 2006 г. N САЭ-3-19/825@.

При этом решение о приостановлении операций по счету не может быть вынесено ранее вынесения решения о взыскании недоимки и пеней за счет денежных средств на счетах организации или индивидуального предпринимателя в банке (абз. 1, 2 п. 2 ст. 76 НК РФ). А в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации решение о приостановлении операций по счету в банке может быть вынесено только в течение десяти дней по истечении установленного срока представления декларации (абз. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Решение о приостановлении операций по счетам в банке передается налоговым органом в банк на бумажном носителе или в электронном виде. Форма и порядок направления в банк указанных решений на бумажном носителе устанавливаются ФНС России.

Копия указанного решения передается налогоплательщику-организации под расписку или заказным письмом с уведомлением о вручении.

Решение о приостановлении операций по счету в банке действует с момента получения банком указанного решения и до его отмены. Моментом получения банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, направленного в банк на бумажном носителе, являются:

для решения, направленного в банк заказным письмом, - дата и время, указанные в уведомлении о вручении;

для решения, врученного под расписку представителю банка, - дата и время, указанные в отметке о принятии решения.

Дата и время получения банком решения о приостановлении операций по счетам при отправлении этого решения в электронном виде определяются в порядке, установленном ЦБ РФ по согласованию с ФНС России.

Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика подлежит безусловному исполнению банком (п. 6 ст. 76 НК РФ). Безусловность исполнения в данном случае означает обязанность банка воздерживаться от исполнения любых платежных документов, на основании которых могут быть осуществлены расходные операции по соответствующему счету, в пределах суммы задолженности, указанной в решении налогового органа. Банк не может выдвигать какие бы то ни было возражения против исполнения указанного решения, основанные на его отношениях с владельцем счета (налогоплательщиком) <1>, а также не обязан проверять на соответствие законодательству РФ основания вынесения такого решения и не имеет законных оснований для его оспаривания в суде <2>.

--------------------------------

<1> Постановление ФАС Поволжского округа от 28 февраля 2002 г. по делу N А49-5419/01-129А/19.

<2> Постановления ФАС Уральского округа от 12 мая 2003 г. по делу N Ф09-1312/03-АК; ФАС Западно-Сибирского округа от 31 октября 2006 г. N Ф04-7271/2006(27959-А27-19) по делу N А27-8465/06-2.

 

В соответствии с п. 2 ст. 845 ГК РФ банк гарантирует право клиента беспрепятственно распоряжаться денежными средствами, внесенными по договору банковского счета. В случае же нарушения нормы п. 2 ст. 845 ГК РФ в отношении банка наступают последствия, предусмотренные п. 1 ст. 395 ГК РФ, согласно которому за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. В то же время Налоговым кодексом РФ, в частности ст. 76, предусмотрен ряд ограничений принципа свободы договора банковского счета в публично-правовых целях. Банк при получении в соответствии со ст. 76 НК РФ решения налогового органа о приостановлении операций по счету налогоплательщика обязан отступить от гарантий, предоставленных им клиенту в соответствии с п. 2 ст. 845 ГК РФ. В связи с этим в п. 10 ст. 76 НК РФ законодатель нашел целесообразным указать, что банк не несет ответственности за убытки, понесенные налогоплательщиком в результате приостановления его операций по счету в банке по решению налогового органа.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 346.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...