Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Налоговые органы: источники. структура, функции и полномочия 2 страница




Налоговая база должна определяться Налоговым кодексом РФ независимо от вида.

 

29. Налоговая ставка и порядок исчисления налога

Ставка налога представляет собой сумму налога, взимаемую с единицы измерения налоговой базы. Статья 53 НК РФ устанавливает, что налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются Налоговым кодексом. Данное требование напрямую является следствием правовой позиции Конституционного Суда РФ, который неоднократно заявлял, что наделение законодательного органа Российской Федерации конституционными полномочиями устанавливать налоги означает также обязанность самостоятельно реализовывать эти полномочия.

Что касается ставок по региональным и местным налогам, то тут законодатель предоставляет право органам власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления определять налоговые ставки по региональным и местным налогам, но в пределах, определяемых федеральным законодательством.

Налоговые ставки могут быть достаточно разнообразны. Это объясняется особенностями объекта налогообложения и способом определения налоговой базы по каждому налогу. Можно выделить следующие виды ставок:

1) твердые ставки (специфические ставки) устанавливаются в абсолютных величинах к налоговой базе;

2) пропорциональные ставки (адвалорные ставки) устанавливаются в едином проценте от налоговой базы;

3) комбинированные ставки (смешанные ставки) объединяют два вышеназванных способа определения ставок и представляют собой единство двух частей: специфическую - абсолютную величину налоговых начислений и адвалорную - процент от налоговой базы.

Твердые ставки достаточно просты с точки зрения исчисления налогоплательщиком и контроля со стороны налоговых органов. Указанные ставки применяются в тех случаях, когда налоговая база представляет собой любую количественную характеристику объекта налогообложения, за исключением стоимостной характеристики. Вместе с тем, существенный недостаток этого вида ставки состоит в том, что в условиях инфляции необходимо эту ставку периодически повышать, чтобы сохранить должный уровень изъятия имущества в виде налога.

Пропорциональные ставки применяются в случаях использования стоимостных характеристик объекта налогообложения в качестве налоговой базы. Ставки достаточно универсальны, поскольку при сохранении общей государственной политики налогообложения не требуют индексации.

Комбинированные ставки традиционно используются при установлении таможенных пошлин. Однако в последнее время эти ставки, вслед за Европейским союзом, стали использоваться и при установлении российских внутренних налогов - акцизов на табак.

Что представляет собой порядок исчисления налога?

 

Порядок исчисления налога, несмотря на название этого элемента налогообложения, не содержит каких-либо методик или правил определения размера налогового платежа. Порядок исчисления налога представляет собой законодательное закрепление за тем или иным лицом обязанности исчислить налог. Статья 52 НК РФ предусматривает возможность использования трех способов исчисления налога: налогоплательщиком самостоятельно; налоговым агентом; налоговым органом.

Законодатель выбирает тот или иной способ в зависимости от вида налога и статуса налогоплательщика. Так, например, в тех случаях, когда налогоплательщиком является физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, законодатель старается не возлагать на него обязанность исчисления налога, переложив это бремя либо на налогового агента, либо на налоговый орган.

30. Налоговый и отчетный период

Налоговый период - календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов (п. 1 ст. 55 НК РФ). Налоговый период представляет собой часть элемента 4 (см. п. 2.2).

В пункте 1 ст. 17 НК РФ установлено, что налоговый период является одним из существенных элементов налога. Но, вообще говоря, налоговый период обязателен только для тех налогов, у которых в качестве объектов налогообложения установлены юридические факты - состояния (в основном поимущественные налоги), поскольку в этом случае размер налога должен зависеть от времени нахождения плательщика в налогооблагаемом состоянии. При исключении налогового периода из норм закона о таком налоге закон утратит определенность.

Для налогов, у которых в качестве объектов налогообложения установлены юридические факты - действия, налоговый период принципе может отсутствовать. Срок уплаты налога в таком случае можно установить, например, по прошествии некоторого периода времени от момента совершения действия; определенность нормативного правового акта о налоге в этом случае сохранится. В законодательстве могут быть предусмотрены так называемые разовые налоги (к которым некоторые исследователи относят таможенную пошлину; до 1 января 2006 г. - налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения; до 1 января 2001 г. - налог на приобретение транспортных средств и др.), для которых налоговый период вообще не устанавливается, поскольку законодатель рассматривает соответствующие объекты налогообложения как появляющиеся разово, эпизодически.

Тем не менее налоговый период установлен для всех урегулированных в НК РФ налогов с объектами налогообложения - действиями, поскольку удобнее рассмотреть все имевшие место в налоговом периоде объекты налогообложения, соответствующие им льготы (вычеты, расходы, освобождения) и уплачивать налог по итогам налогового периода, а не по итогам каждого действия. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 27 мая 1997 г. N 118/96 разъяснено, что выявить занижение прибыли можно при соблюдении целостности периода, поскольку налогооблагаемая прибыль исчисляется не по сделке, а за конкретный период.

Максимальный размер налогового периода по конкретным налогам - календарный год (налог на прибыль организаций, НДФЛ, поимущественные налоги и др.), но для некоторых налогов он установлен как квартал (НДС, ЕНВД, водный налог и др.) и календарный месяц (акциз, налог на игорный бизнес и др.). Можно отметить, что не исключены и другие варианты установления налогового периода. Так, в ст. 5 Федерального закона от 8 июля 1999 г. N 141-ФЗ "О налоге на отдельные виды транспортных средств" (утратил силу с 1 января 2001 г.) было установлено, что налоговым периодом по данному налогу является один год, начинающийся со дня вступления в силу этого Федерального закона (то есть с 14 июля 1999 г.).

В итоге сумма налога (за налоговый период для периодических налогов) исчислена, элемент 3 (см. п. 2.2) в кратком перечне существенных элементов определен. Но одной суммы налога недостаточно, необходимо определить оставшуюся часть элемента 4 (см. п. 2.2) - сроки уплаты. При отсутствии сроков уплаты любой налогоплательщик может с полным основанием не уплачивать налог, ссылаясь на то, что срок уплаты еще не наступил. Для каждого налога, при современном правовом регулировании, законодатель должен установить по меньшей мере два временных параметра - налоговый период и срок уплаты, а если в НК РФ появятся разовые налоги, то один временной параметр - срок уплаты.

Срок уплаты налога - определенная (определимая) календарная дата, следующая из акта законодательства о налогах, не позднее которой налогоплательщик обязан уплатить налог. Пункт 3 ст. 57 НК РФ предусматривает, что сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

По ряду налогов, имеющих длительные налоговые периоды, законодатель иногда делит налоговый период на несколько частей - отчетные периоды (п. 1 ст. 55 НК РФ) и может установить обязанность по уплате авансовых платежей (предварительных платежей по налогу - п. 3 ст. 58 НК РФ) и по представлению расчетов авансовых платежей (п. 1 ст. 80 НК РФ). Отчетные периоды и авансовые платежи установлены, например, по налогам на прибыль (ст. 285 НК РФ) и имущество (ст. 379 НК РФ) организаций. Налоговый период по указанным налогам - календарный год, а отчетные - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Для авансовых платежей устанавливаются собственные сроки уплаты, а по итогам налогового периода налог следует доплатить, если он уплачен авансовыми платежами в недостаточном размере (либо вернуть, если он уплачен авансовыми платежами в излишнем размере). В Определении КС РФ от 9 апреля 2001 г. N 82-О разъяснено, что внесение платежей до истечения налогового периода не противоречит общим началам налогового законодательства.

Авансовые платежи могут иметь так называемый оценочный характер, т.е. определяться не на основании реальных результатов деятельности, а при оценке иных показателей. Определение оценочных авансовых платежей следует из п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации": такой авансовый платеж исчисляется не по итогам отчетного периода и не на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 НК РФ.

31. Налоговые льготы

Пункт 2 ст. 17 НК РФ устанавливает, что в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера, то есть не могут распространяться на конкретного налогоплательщика. Конечно же, существует достаточно много способов такого определения "группы налогоплательщиков", при котором в эту группу попадет только лишь один субъект, однако норма законодательства должна быть сформулирована таким образом, чтобы хотя бы теоретически в дальнейшем она могла быть применена и к кому-то еще.

Налоговые льготы не являются обязательным элементом налогообложения, поскольку отсутствие этого элемента в актах законодательства о налоге не влияет на решение вопроса, установлен или не установлен налог.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

1. Дополнительные налоговые льготы по федеральным налогам могут быть установлены региональным законодательством лишь в отношении сумм, подлежащих зачислению в региональный бюджет, и только в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом.

Как указал ВС РФ, соглашаясь с позицией налогоплательщика, несмотря на дискрецию законодателя субъекта РФ при установлении налоговых льгот и оснований их использования, правовое регулирование налоговых отношений должно отвечать требованиям конституционного принципа равенства (ч. 1 и 2 ст. 19, ст. 57 Конституции). Это предполагает закрепление в текущем законодательстве правовых гарантий возложения на равных субъектов налогообложения равного налогового бремени.

Право на льготу по транспортному налогу не может зависеть от права управления транспортным средством, так как в этом случае налогоплательщики одной и той же категории (в частности, инвалиды первой группы, имеющие транспортное средство, зарегистрированное в установленном порядке) заведомо поставлены в неравное положение, права части из них на освобождение от налога в силу физической неспособности управлять транспортным средством по состоянию здоровья оказываются ущемленными.

Определение ВС РФ от 17.02.2010 N 64-Г09-29

2. Льготы по местным налогам устанавливаются

нормативно-правовыми актами представительных органов

муниципальных образований

 

2.1. Прокурор оспорил закон субъекта РФ о государственной поддержке инвестиционной деятельности в регионе. В частности, обжаловалось положение о том, что для инвесторов, реализующих инвестиционные проекты областного значения, ставка налога на землю по земельным участкам, используемым для реализации инвестиционного проекта областного значения, понижается на 50%.

Как указал ВС, региональные власти не вправе устанавливать льготу по земельному налогу в связи с тем, что земельный налог относится к местным налогам и устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Кассационное Определение ВС РФ от 17.01.2007 N 72-Г06-15

32. Налоговая декларация

Налоговая декларация - это письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (абз. 1 п. 1 ст. 80 НК РФ).

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ изменен порядок представления налоговой декларации. Начиная с 1 января 2007 г. налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При этом не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов. При отсутствии финансово-хозяйственной деятельности, а также в иных случаях, предусмотренных НК РФ, налогоплательщик представляет налоговую декларацию по упрощенной форме, утверждаемой Министерством финансов РФ (п. 2 ст. 80 НК РФ).

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством РФ. Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых на 1 января текущего календарного года превышает 100 человек, представляют налоговые декларации в налоговый орган только в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством РФ. При этом налогоплательщики, в соответствии со ст. 83 НК РФ отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков, то есть в межрегиональные (межрайонные) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.

Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи. При этом налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее получения. При получении налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приеме в электронном виде.

При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки. Порядок представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде определяется Министерством финансов РФ <1> (п. 4 ст. 80 НК РФ).

--------------------------------

<1> См.: Приказ МНС России от 2 апреля 2002 г. N БГ-3-32/169 "Об утверждении Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" // Российская газета. 2002. N 9.

 

Налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки (п. 6 ст. 80 НК РФ). При нарушении данной обязанности налогоплательщик несет ответственность по ст. 119 НК РФ.

Впоследствии в Определении КС РФ от 16 января 2009 г. N 146-О-О было разъяснено, что налоговая декларация является основным документом налоговой отчетности, непредставление в установленный срок которого ставит под угрозу эффективное осуществление налогового контроля и своевременное обнаружение фактов несвоевременного, неполного или неправильного исполнения налоговой обязанности. На основе представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций в соответствии со ст. 88 НК РФ осуществляются мероприятия камерального налогового контроля. И, хотя непредставление в установленный срок налоговой декларации не может полностью блокировать осуществление в отношении налогоплательщика контрольных мероприятий, имея в виду в том числе возможность проведения выездных налоговых проверок, игнорирование налогоплательщиком соответствующей обязанности способно существенным образом затруднить нормальное осуществление налоговым органом его функций.

Важнейшим правилом является подписание налоговой декларации (расчета) надлежащим лицом. В силу п. 5 ст. 80 НК РФ налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете). Если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), в том числе с применением электронной цифровой подписи при представлении налоговой декларации (расчета) в электронном виде, подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговой декларации (расчете) указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета)). При этом к налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета).

Следовательно, декларация должна быть именно подписана указанными в ст. 80 НК РФ способами. В Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 11 апреля 2008 г. по делу N А11-2499/2007-К2-24/126 разъяснено, что из анализа законодательства о налогах и сборах следует, что иного, кроме как собственноручного или с использованием электронно-цифровой подписи, способа оформления подписи налоговой декларации не предусмотрено. Воспроизведение подписи посредством факсимиле предусмотрено лишь в гражданском законодательстве (ч. 2 ст. 160 ГК РФ), однако с учетом положений п. 7 ст. 80 НК РФ в данной ситуации норма гражданского законодательства неприменима.

33. Правовое регулирование порядка исполнения обязательства по уплате

Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных в законодательстве о налогах и сборах (п. 1 ст. 44 НК РФ).

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сборов с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, которые предусматривают уплату данного налога или сбора.

Основания прекращения обязанности по уплате налога или сбора можно разделить на три большие группы:

1) уплата налога или сбора налогоплательщиком или плательщиком сборов;

2) смерть или признание умершим налогоплательщика - физического лица, ликвидация налогоплательщика - юридического лица;

3) возникновение иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора. К таким обстоятельствам можно отнести, например, случаи отмены налога или сбора, предусмотренные в ст. 5 НК РФ, или случаи признания налога или сбора не соответствующим НК РФ.

Смерть гражданина согласно ст. 47 ГК РФ является обстоятельством, отнесенным к числу актов гражданского состояния и, следовательно, подлежащим государственной регистрации. Такая регистрация представляет собой юридический акт признания и удостоверения смерти гражданина со стороны государства и осуществляется органами ЗАГС, образованными органами государственной власти субъектов РФ. Государственная регистрация смерти гражданина предполагает совершение записи акта о смерти, а также выдачу свидетельства о смерти.

От фактической смерти важно отличать объявление гражданина умершим. В последнем случае доподлинно не известно, жив гражданин или мертв, но в целях гражданского оборота и налогообложения он считается умершим. Иными словами, объявление гражданина умершим - это юридическая смерть.

Согласно п. 1 ст. 45 ГК РФ гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, - в течение шести месяцев. Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действия (п. 2 ст. 45 ГК РФ).

На основании решения суда производится регистрация смерти в органах ЗАГС, и наступают те же последствия, что и при физической смерти. Однако в отличие от физической смерти юридическая смерть не всегда безвозвратна. Если гражданин фактически жив - он явился либо поступили сведения о его месте пребывания, новым решением суда отменяется решение об объявлении его умершим, и на этом основании аннулируется запись о его смерти.

При этом следует особо отметить, что задолженность умершего лица или лица, объявленного умершим, по поимущественным налогам погашается в пределах стоимости наследственного имущества.

Ликвидация юридического лица согласно п. 1 ст. 61 ГК РФ представляет собой прекращение юридического лица без правопреемства. Тем самым предполагается, что с момента ликвидации права и обязанности юридического лица к другим субъектам не переходят.

 

Когда обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком?

 

Исполнение обязанности по уплате налога (сбора) состоит в совершении налогоплательщиком (плательщиком сбора) действий по исчислению налога (сбора) и перечислению его суммы в бюджет соответствующего уровня. В основе данной деятельности лежат следующие принципы:

самостоятельность уплаты налога или сбора;

обязательность уплаты налога или сбора;

реальность уплаты налога или сбора;

исполнение обязанности по уплате налога и сбора надлежащим образом;

исполнение обязанности по уплате налога или сбора под контролем налоговых органов.

Налогоплательщик (плательщик сбора) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (сбора), если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Самостоятельность исполнения обязанности по уплате налога или сбора предполагает, что сумма налога или сбора исчисляется и перечисляется в бюджет соответствующего уровня непосредственно самим налогоплательщиком (плательщиком сбора). Принцип самостоятельности уплаты налога или сбора имеет ряд исключений, связанных с деятельностью налоговых агентов.

Реальность уплаты налога или сбора предполагает, что сумма налога или сбора должна быть зачислена на счет соответствующего бюджета. В соответствии с п. 3 ст. 45 НК РФ момент исполнения обязанности налогоплательщика по уплате налога в бюджетную систему РФ различается в зависимости от избранного налогоплательщиком или предписанного ему законом способа уплаты налога.

Физическое лицо может уплатить налог наличными денежными средствами через банк, кассу местной администрации либо организацию федеральной почтовой связи. В этом случае моментом уплаты будет являться момент внесения соответствующих наличных денежных средств. Для организаций, которым открыт лицевой счет, моментом уплаты налога будет являться момент отражения операции по перечислению на лицевом счете. Если налогоплательщик уплачивает налог путем перечисления денежных средств со своего счета в банке, то момент уплаты налога совпадает с моментом предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ подлежащих уплате денежных средств при наличии достаточного денежного остатка на день платежа.

При этом налог не признается уплаченным в случае:

1) отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление суммы налога в бюджет (возврата местной администрацией либо организацией почтовой связи денежных средств, принятых для их перечисления в бюджет);

2) неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджет;

3) если на день предъявления налогоплательщиком в банк (орган Федерального казначейства, иной уполномоченный орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов) поручения на перечисление сумм налога в бюджет этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, которые в соответствии с гражданским законодательством РФ исполняются в первоочередном порядке, а на этом счете (лицевом счете) нет достаточного остатка для удовлетворения всех требований.

В случае если у налогоплательщика имеются суммы излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пеней и штрафов, налоговый орган по заявлению налогоплательщика выносит решение о зачете указанных сумм. В такой ситуации обязанность по уплате налога считается исполненной со дня вынесения налоговым органом решения о зачете.

Если обязанность по исчислению, удержанию налога и перечислению его в бюджетную систему РФ возложена законодательством на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается исполненной со дня удержания соответствующих сумм налоговым агентом.

Обязанность по уплате налога или сбора должна быть исполнена налогоплательщиком (плательщиком сбора) надлежащим образом. Условиями надлежащего исполнения обязанности по уплате налога или сбора являются:

1) уплата налога или сбора в надлежащий срок;

2) уплата налога или сбора в денежной форме.

Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. При этом налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога и досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога в соответствии со ст. 69 НК РФ. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в срок, установленный в требовании об уплате налога, налоговым органом производится принудительное взыскание налога в порядке, предусмотренным ст. ст. 46, 47 (для организации или индивидуального предпринимателя) и ст. 48 НК РФ (для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем).

Законодательством о налогах и сборах установлена исключительно денежная форма исполнения обязанности по уплате налога или сбора. Согласно бюджетному законодательству РФ формирование доходов бюджетов разных уровней бюджетной системы РФ осуществляется за счет денежных средств, зачисленных в доходы бюджетов. Следовательно, исполнение обязанности по уплате налога или сбора в неденежной форме не допускается, и органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не вправе принимать нормативные правовые акты, допускающие неденежные формы расчетов по уплате налогов и сборов, как противоречащие бюджетному законодательству РФ. Должностные лица налоговых и таможенных органов несут дисциплинарную ответственность за принятие к учету различных неденежных форм исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Уплата налогов и сборов осуществляется под контролем налоговых органов. Одним из средств такого контроля в настоящее время является ведение налоговыми органами электронной базы данных "Расчеты с бюджетом" <1>.

 

34. Порядок взыскания налога с индив предпринимателей и организаций

Статья 46. Взыскание налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных

 

1. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства.

(в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

1.1. В случае неуплаты или неполной уплаты в установленный срок налога, подлежащего уплате участником договора инвестиционного товарищества - управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета (далее в настоящей статье - управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета), в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества (за исключением налога на прибыль организаций, возникающего в связи с участием данного товарища в договоре инвестиционного товарищества), обязанность по уплате этого налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах инвестиционного товарищества.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 325.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...