Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Государственное регулирование цен и тарифов.




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСТЕТ

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И БИЗНЕСА

Бизнес-факультет

Кафедра экономического анализа и государственного управления

 

  УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой ЭАиГУ д.э.н., профессор                    А.Е. Лапин  

 

Отчет об учебной практике

Тема выпускной квалификационной работы:

«Государственная политика в области регулирования цен и тарифов»

 

Студентка 4 курса ускоренной формы обучения направления: «Государственное и муниципальное управление», ГМУ-ЗИ-14 УЛГУ              ______________/Тазина Е.Ф./ Руководитель практики от организации: директор департамента по регулированию цен и тарифов   ____________ /Ципровский С.В./                     

 

Руководитель практики от университета: Доцент кафедры ЭАиГУ ___________/Ломовцева Н.Н/ «___»________________2018 г.

 

Ульяновск, 2018 г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…3-4

1. Глава 1. Теоретические аспекты регулирования цен и тарифов.

1.1.  Государственное регулирование цен и тарифов…………………….5-9

1.2.  Формы и методы воздействия государства на цены в РФ…………9-11

2. Глава 2. Регулирование цен и тарифов на лекарственные препараты

2.1. Регулирование цен на лекарственные препараты на федеральном уровне…………………………………………………………………12-16

2.2. Регулирование цен на лекарственные препараты на уровне субъекта………………………………………………………….……16-21

5. Заключение………………………………………………………………..22-23

6. Список используемой литературы…………………………………………...24

 

Введение

Свободно функционирующий рынок не обязательно гарантирует высокую эффективность экономической деятельности. В ряде случаев несовершенство рынка, нестабильность равновесия требует определенного вмешательства государства. Роль государства заключается главным образом в обеспечении развития экономики в направлении не только роста производства и повышения качества продукции, но и достижения полной занятости, справедливого распределения доходов и стабилизации уровня цен.

Государственное регулирование рынка и цен — это совокупность мер, принимаемых правительством в процессе участия в системе товарно-денежных отношений и направленных на осуществление регулирования цен в различных сферах народного хозяйства и контроля за ними. Таким образом, государственное регулирование цен можно представить как попытку государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на рынок и цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономики в целом.

Используя для решения экономических задач регулирующую функцию цены, государство принимает участие в перераспределении чистого дохода между отраслями и секторами народного хозяйства, отдельными регионами, предприятиями и группами населения. Государство также должно участвовать в процессе ценообразования (прямо или косвенно) для защиты интересов национальных товаропроизводителей, не способных пока на равных противостоять экспансии на рынок зарубежных производителей аналогичной продукции. Государственное регулирование цен можно рассматривать как одно из направлений макроэкономического регулирования экономики, особое значение которого проявляется по следующим направлениям:

• поддержание на рынке конкурентной среды и предотвращение монополизации;

• борьба с инфляцией и обеспечение стабильности цен;

• проведение социально ориентированной политики цен;

• обеспечение оптимального соотношения внешнеторговых и внутренних цен.

 

 

Глава 1: Теоретические аспекты регулирования цен и тарифов.

Государственное регулирование цен и тарифов.

Вопреки распространенному мнению, что в странах рыночной экономики ценообразование происходит совершенно стихийно, в действительности цены являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства. Цены выступают одной из критических точек экономической и социально-политической жизни, где сталкивается множество интересов различных слоев населения.
Воздействуя на цены, государство добивается достижения глобальных целей проводимого им регулирования экономики. Речь здесь идет о конъюнктурной и структурной политике, борьбе с инфляцией, стимулировании и модернизации, усилении национальной конкурентоспособности на мировых рынках, о смягчении социальной напряженности. В конечном счете, контроль в ценообразовании служит осуществлению генерального курса государственного регулирования - оптимизации экономического развития и стабилизации социальной системы.

Один из известных экономистов М. Деверо писал, что государственное регулирование предпочтительнее “свободного” ценообразования, поскольку позволяет воздействовать на объемы производства в избранном направлении.

В действительности всеобщей и полной свободы ценообразования никогда не было. Различным этапам истории свойственны лишь определенные различия в степени и формах ограничения свободы игры цен.

Тарифы на услуги государственных железных дорог, почты, телеграфа, государственные монопольные цены на “акцизные” товары, продажа продовольствия из государственных запасов в неурожайные годы, таможенная политика и косвенное налогообложение, существенным образом воздействующие на внутренние цены и тарифы. Вот далеко не полный перечень мер государственного регулирования цен и тарифов конца XIX века и в XX веке.

Переломными в истории государственного регулирования цен и тарифов стали первая мировая война, начавшаяся вслед за ней депрессия, сменивший ее кризис. Политические и экономические потрясения в обществе подготовили его сознание к тому, что надо искать пути к сдерживанию и обузданию стихийного начала в развитии, и делать это следует путем усиления вмешательства государства в хозяйственную жизнь, и в частности, в процесс ценообразования. К середине 30-х годов во многих развитых странах были приняты законы, предоставлявшие государству полномочия по воздействию на цены, вплоть до их замораживания. Это стало составным элементом государственной экономической политики.

Рассмотрим основные формы государственного регулирования цен и тарифов.

· Наблюдение со стороны правительственных органов. Проводится в основном центральными статистическими управлениями. Главная цель наблюдения – выявление роста стоимости жизни для определения индекса номинального повышения заработной платы и пенсий, а также для того, чтобы выяснить, как повышение цен влияет на издержки производства и национальную конкурентоспособность.

· Косвенное воздействие. Оно состоит в том, что вводятся или отменяются те или иные количественные и таможенные ограничения во внешней торговле, изменяются учетные ставки, варьируются налоги, увеличиваются или уменьшаются размеры эмиссии денег и т.п.

· Государственное вмешательство в процесс. Здесь имеется в виду санкционированное правительственными органами завышение издержек производства. Расчетные (а не действительные) издержки производства оказываются на всех предприятиях настолько высокими в результате объявленных правительством льгот, что повышение цен становится непредотвратимым.

· Лидерство в ценах, тарифах. Такое явление наблюдается в тех сферах, где значительна доля государства. Государственные предприятия, контролируя значительную долю рынка, при ограниченном предложении могут стать лидирующими в ценах и определять их уровень в целом по отраслям. Аналогичная ситуация возникает в отраслях, где государство является крупным заказчиком и покупателем - во многих видах строительства, в производстве вооружений и других товаров для армии. В такой ситуации правительственные органы устанавливают по договоренности с фирмами - производителями товаров и услуг “ контрактные цены”, которые затем становятся базовыми для отрасли. Иначе говоря, государство может в ряде отраслей лидировать в ценах не только как продавец, но и как покупатель.

· Прямое государственное воздействие. Его оказывают государственные субсидии, снижающие издержки индивидуальных производителей. Один из видов таких субсидий - снижение или замораживание цен на отдельные товары и услуги, достигаемые путем специальных доплат производителю или потребителю.

· Особое направление - государственное воздействие на внешнеторговые цены. Оно ведется государственным поощрением экспорта через освобождение экспортеров от налогов, а в некоторых странах - с помощью экспортных субсидий, представления льготных кредитов и транспортных тарифов. И все это существенно отражается на условиях ценовой конкуренции на мировом рынке. Одним из самых эффективных инструментов прямого государственного регулирования внутренних цен являются количественные и качественные ограничения импорта, а также таможенные пошлины.

Ограждение внутреннего рынка от конкуренции с иностранными производителями, а также прямое воздействие на цену импортного товара размером таможенных сборов ведет к ограничению предложения и ослаблению конкуренции на внутреннем рынке, повышению цен на импортные товары, за которыми следуют цены на продукцию отечественного производства. В условиях российской экономики одним из ведущих направлений государственной ценовой политики должны стать сближение структуры внутренних и мировых цен, проведение экономически обоснованной либерализации цен.

Для этого необходимо задействовать механизм ценовой конкуренции нашей продукции и аналогичной продукции западного рынка. Это позволит, с одной стороны, реально оценить возможности нашего экспортного потенциала, а с другой, - даст возможность ориентироваться на систему естественных ограничений для роста цен на отечественную продукцию.

Основная цель введения механизма ценовой конкуренции - сравнительно быстрое накапливание инвестиционных ресурсов (за счет реализации топливно-сырьевых ресурсов по мировым ценам), ликвидация монополистов в области ценообразования посредством введения минимальных цен, развитие отечественных перспективных производств (при обязательной поддержке их протекционистскими мерами). Главным условием проведения новой ценовой политики является обязательная синхронизация с ней мер по переходу к новой системе налогов.

Установление фиксированных льготных цен и тарифов на товары и

услуги, производимые в государственном секторе экономики. Эти искусственно сдерживаемые цены и тарифы способствуют снижению издержек производства в частном хозяйстве.

· Правительственный контроль над ценами в форме их фиксации или установления пределов их повышения. Это типичное средство административного хозяйственного регулирования. Применяется оно редко и, как правило, в условиях рыночного хозяйства является в долгосрочном аспекте неэффективным. Используется чаще всего в исключительных случаях, например, при обострении социальной напряженности.

· Передача прав установления и контроля над ценами на определенные виды товаров наднациональным органам. Примеры: установление цен на уголь и черные металлы Европейским объединением угля и стали, временная фиксация цен на сельскохозяйственные товары в Европейском Сообществе, унификация транспортных тарифов внутри интеграционных объединений, унификация налогов как важного фактора ценообразования.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 221.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...