Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Межотраслевое функциональное взаимодействие норм права социального обеспечения с нормами иных отраслей системы российского права. Концепция социального права.




Понятие и виды социального риска.

Социальный страховой риск — предполагаемое событие, при наступлении которого осуществляется обязательное социальное страхование. Федеральный закон «об основах обязательного социального страхования» определяет социальный страховой риск следующим образом: предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование.

Виды страховых рисков выглядят следующим образом:

· Необходимость получения медицинской помощи.

· Временная нетрудоспособность

· Трудовое увечье.

· Профессиональное.

· Материнство.

· Инвалидность.

· Наступление старости.

· Потеря кормильца.

· Признание безработным.

· Смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

При наступлении одновременно нескольких страховых случаев порядок выплаты страхового обеспечения по каждому из них определяется в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

 

Государственное социальное обеспечение как организационно-правовая форма социального обеспечения.

Соц обеспечение — форма выражения социальной политики гос-ва, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества. В зависимости от источника денежных средств различают 2 вида социального обеспечения:

1) гос. социальное обеспечение,

2) негосударственное социальное обеспечение.

В зависимости от порядка формирования денежных средств государственное социальное обеспечение может осуществляться в различных организационно-правовых формах:

1) гос. Соц. страхование, это система, созданных гос-вом правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального или социального положения работающих граждан, а также в иных случаях предусмотренных российским законодательством

2) гос-ное соц. обеспечение, система обеспечения и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, где есть дети

3) гос-ная соц. помощь.материальной поддержки двух категорий населения: малоимущих семей и одиноко проживающих граждан, у которых доход ниже величины прожиточного минимума, установленных для данных категорий.

Закон-во закрепляет лишь 6 видов соц. обеспечения: 1) пенсии; 2) пособия; 3) социально-обеспечительные компенсации; 4) льготы; 5) соц. и мед.услуги; 6) предметы первой необходимости

 

Предмет и особенности метода права социального обеспечения.

ПСО – это самостоят. отрасль права, совокупность правовых норм, регул. пенсионные и некот. другие отношения по матер.обеспечению и соц. обслуживанию нетрудоспособных членов общества, предоставлению им действующих льгот и преимуществ, а также тесно связанных с ними процессуальных отношений по разрешению споров и процедурных отношений по установлению юр. фактов

Предмет ПСО – это совокупность общ отношений, регулируемых данной отраслью права.

В предмет права соц обеспечения входят следующие отношения:

· Отношения по пенсионному обеспечению;

· Отношения по социальному обслуживанию;

· Отношения по выплате пособий;

· Отношения по бесплатному мед обслуживанию и т.д.

Метод права социального обеспечения отражает специфику правового регулирования отношений в области социального обеспечения и включает в себя следующие признаки.

1. Социальное обеспечение осуществляется государством в лице уполномоченных им органов управления или учреждений.

2. Доп социальное обеспечение осуществляется за счет негосударственных фондов, в том числе фондов добровольного социального страхования.

3. Одним из субъектов отношений соц. обеспечения выступает гражданин (или семья), а другим – органы, осуществляющие соц. обеспечение.

Нормы права, составляющие отрасль ПСО, образуют систему данной отрасли:

1) общая часть содержит нормы, кот выражают общие положения, характеризуют отрасль в целом;

2) особенная часть отрасли включает в себя правовые институты, нормы каждого из которых имеют свой предмет регулирования и составляют часть отрасли: это трудовой стаж и выслуга лет, пенсии, компенсации, льготы, социальное обслуживание и др.

СИСТЕМА ПСО - это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм права соц. обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права.

 

Межотраслевое функциональное взаимодействие норм права социального обеспечения с нормами иных отраслей системы российского права. Концепция социального права.

Право социального обеспечения следует отграничивать также от гражданского права с учетом следующих положений.

1. содержание социально-обеспечительного правоотношения определяется непосредственно законодательством (за некоторыми исключениями), а не формируется сторонами, что указывает на отсутствие равенства сторон в указанных правоотношениях и на невозможность диспозитивного регулирования.

2. для возникновения социально-обеспечительного правоотношения не требуется согласованного волеизъявления обеих сторон — достаточно волеизъявления гражданина, реализующего свои правомочия, определённые законодательством.

3. субъекты социально-обеспечительных правоотношений в установленных законодательством случаях имеют возможность реализовать правоспособность в полном объёме до достижения возраста гражданской дееспособности (восемнадцатилетнего возраста).

4. социально-обеспечительные правоотношения возникают на основе сложного юридического состава, а гражданские правоотношения, как правило, на основе отдельных юридических фактов (сделки, причинение вреда имуществу, жизни и здоровью, смерть человека и другие).

Как известно термин «социальное право» был предложен в 1868 году немецким ученым Отто фон Гирке, который выделял публичное право, частное право и социальное право. При этом под социальным правом он понимал социальное и экономическое развитие, не зависящее от непосредственных действий государственных (муниципальных) органов или свободной игры сил в рамках действий частных самостоятельных правовых субъектов. Такое развитие управляется благодаря прямому сотрудничеству социальных групп или добровольному выравниванию интересов, координируемому государственным органом. Принятие в 1993 году новой Конституции Российской Федерации, статья 7 которой закрепляет социальный характер российского государства, вызвало необходимость изменения социальной политики государства и кодификации законодательства, направленного на реализацию социальных прав граждан, закрепленных во второй главе Конституции. Определение перечня социальных прав имеет также важное теоретическое значение, поскольку некоторыми учеными (в частности, Н.В. Витруком, А.В. Мицкевичем, Н.В. Путило, С.Д. Соловьевой, Ю.А. Тихомировым) высказана интересная точка зрения о необходимости формирования новой комплексной отрасли — социального права. При этом указанная отрасль права в перспективе должна охватывать более широкий круг отношений, чем трудовое право и право социального обеспечения. В нее целесообразно включить нормы, регламентирующие социальное обеспечение, страхование и другие формы социальной защиты населения; развивающееся сейчас специальное законодательство в области образования и здравоохранения, все более выходящее за рамки административного права. Тем более, что в праве Европейского Союза социальное право выступает самостоятельной отраслью, объединяющей нормы и институты трудового права, социальное обеспечение и социальную помощь. Следует заметить, что данная точка зрения разделяется далеко не всеми учеными-юристами. В юридической науке существует и противоположная позиция, согласно которой преждевременно выделять социальное право как отрасль права в силу того, что социальные проблемы регулируются различными отраслями права.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 296.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...