Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Взгляд правоприменительных органов на название средства массовой информации




Название СМИ как средство индивидуализации

Идея о том, что название средства массовой информации является специфическим средством индивидуализации, поддерживается как экспертами, специализирующимися в сфере массовых коммуникаций, так и теоретиками в области интеллектуальной собственности. К числу первых можно отнести Михаила Александровича Федотова. В своей работе «Право массовой информации в Российской Федерации» (2002) исследователь говорит о том, что название средства массовой информации является нетрадиционным средством индивидуализации, отличным от товарного знака или фирменного наименования. При этом профессор Федотов весьма аргументировано описывает отличия названия СМИ от иных средств индивидуализации, но не предлагает способов решения коллизий в случае, если возникнут споры между владельцем товарного знака и правообладателем названия средства массовой информации.2 Это было бы тем более важно в условиях, когда законодательство об интеллектуальной собственности сделало существенный шаг вперед в результате принятия и вступления в силу Части Четвертой Гражданского кодекса,3 претендующей на полное и исчерпывающие регулирование всех отношений, связанных с результатами интеллектуальной деятельности человека.

Как уже указывалось, теоретики, специализирующиеся в сфере интеллектуальной собственности, также поддерживают идею о том, что название СМИ может рассматриваться в качестве средства индивидуализации. К их числу следует отнести Виктора Абрамовича Дозорцева, называющего наименование средства массовой информации новым средством индивидуализации4. Значительное число исследователей, которые не относят название средства массовой информации к средствам индивидуализации, указывают на то, что перечень таких средств не является закрытым с точки зрения законодательства и полностью утвердившимся в научной литературе5.

В то же время, существует и обратная тенденция, заключающаяся в стремлении определить четкий перечень объектов интеллектуальной собственности, что особо проявляется в 4 Части ГК. Названия средства массовой информации в перечне объектов интеллектуальной собственности, к сожалению, на данный момент нет, что, безусловно, ставит лиц, имеющих право только на название СМИ, в сложное положение. Эта тенденция находит отражение и в правоприменительной практике.

Как представляется, принципиальные основания для признания названия СМИ средством индивидуализации результатов деятельности субъектов экономической деятельности заложены в законодательстве. Закон о СМИ содержит целый ряд норм, регулирующих право на использование названия СМИ. Анализ приведенных норм позволяет говорить о следующих правовых характеристиках института названия СМИ: во-первых, название, исходя из легальной дефиниции средства массовой информации, является одним из его отличительных признаков, и, следовательно, способом обозначение того или иного участника экономического оборота, то есть, средством индивидуализации. Во-вторых, существует право на название СМИ, которым обладает учредившее его лицо, либо иной субъект, указанный в уставе редакции. Осуществлять данное право можно только после проведения регистрационных процедур уполномоченным органом государственной власти. В-третьих, существует (хотя и весьма ограниченный) объем защиты права на название средства массовой информации, который выражается в возможности оспаривания решения органа власти, зарегистрировавшего СМИ с формой и территорией распространения, аналогичными уже существующим.

Иные нетрадиционные результаты интеллектуальной деятельности, используемые для индивидуализации

Надо отметить, что название СМИ, будучи специфическим объектом интеллектуальной собственности, не одиноко в своем неопределенном правовом статусе. Не утихают дискуссии в отношении доменного имени. Еще ближе к названию СМИ может стоять наименование некоммерческой организации. В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях»6 некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности. Некоммерческая организация, наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, имеет «исключительное право его использования». Как и название СМИ, наименование некоммерческой организации защищено от попыток злоупотреблений «сородичей» - некоммерческих организаций. В соответствии со статьей 23.1 указанного закона организация не может быть зарегистрирована, если ранее была зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием. Однако, как и в случае со средством массовой информации, это не может гарантировать защиту от появления «себе подобных». В частности, владелец товарного знака на основании пункта 3 статьи 1484 ГК может требовать запретить использовать сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

Учитывая, что некоммерческая организация вправе участвовать в коммерческом обороте и осуществлять деятельность, направленную на получение прибыли (в том числе, реализовывать товары, на которых, к примеру, указано название некоммерческой организации), конфликт между некоммерческой организацией и обладателем права на товарный знак вполне вероятен. Как представляется, «обиженной» окажется некоммерческая организация, суд скорее предоставит защиту товарному знаку.

Взгляд правоприменительных органов на название средства массовой информации

Весьма распространены случаи, когда владельцы товарных знаков пытаются запретить учредителям и редакциям СМИ использовать то или иное название. 4 Часть ГК регулирует исключительные права владельца товарного знака, которые тот может осуществлять после его регистрации. В качестве товарного знака может быть зарегистрировано словесное обозначение, в том числе название средства массовой информации. При этом коллизию в законодательстве создает то обстоятельство, что регистрация товарных знаков дает обладателю право выпускать целый класс продукции, с использованием зарегистрированного наименования. В случае прессы, это 16-й класс Международной классификации товаров и услуг, включающий в себя «печатную продукцию», под которой подразумеваются как газеты, так и иные печатные издания. Таким образом, законодательство допускает ситуацию, когда в соответствии с Законом о СМИ может быть зарегистрирован журнал с названием, идентичным названию уже существующей газеты (имеющий иную форму распространения массовой информации), а потом учредитель этого журнала, зарегистрировав товарный знак, может запретить газете выходить в свет, используя данный знак.

Вопрос о соотношении товарного знака и названия СМИ неоднократно рассматривался различными органами, осуществляющими правоприменительные функции, а также органами саморегулирования. В частности, Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ указала в своем Решении от 12 сентября 1996 года № 15 (98) «Об обращении главного редактора газеты «Правда» А.А.Ильина в связи с воспрепятствованием выпуску газеты»,7 что «исключительным правом на название обладает учредитель средства массовой информации, учредивший свое издание именно с таким названием и получивший соответствующее свидетельство о государственной регистрации». Как следовало из решения Палаты, право на название СМИ, зарегистрированного ранее, чем товарный знак, первично по отношению к последнему. Вместе с тем, необходимо учитывать, что суды не склонны учитывать решения Палаты, считая их актами рекомендательного характера.

Судебная практика, сложившаяся до принятия и вступления в силу 4 Части ГК, показывает, что разрешение коллизии между товарным знаком и названием СМИ чаще происходит в пользу первого. В качестве примера, иллюстрирующего общую тенденцию, можно привести разбирательство, инициированное газетой «Персона» против одноименного журнала. Суд первой инстанции не удовлетворил требования истца – владельца товарного знака «Персона», выпускающего одноименную газету, указав в своем решении, что журнал «Персона» был зарегистрирован ранее, чем газета и товарный знак; свидетельство о регистрации СМИ судом не отменено. Исходя из этих аргументов, суд первой инстанции, а вслед за ним и апелляционная инстанция посчитали, что требование о запрете использовать товарный знак является неправомерным. Кассационное постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 2 августа 2004 года отменило указанные решения. При этом суд не рассматривал нормы законодательства о средствах массовой информации, а ссылался исключительно на действовавший на момент рассмотрения спора закон о товарных знаках8.

Определенный позитивный сдвиг наметился в судебной практике последних лет. Здесь необходимо сослаться на Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда от 30 сентября 2008 года10.ООО«Издательский дом «Специализированная пресса» (далее именуемое «Издательский дом») обратилось в арбитражный суд с иском к двум ответчикам, одним из которых выступало ООО «Юнайтед Пресс», о защите права на принадлежащий истцу товарный знак со словесным обозначением «Агробизнес». Согласно свидетельству Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций о регистрации средства массовой информации, Издательский дом являлся учредителем бюллетеня «АгроБизнес и пищевая промышленность». Словесный товарный знак «Агробизнес» на имя Издательского дома был зарегистрирован Роспатентом с приоритетом от 10.12.2002 года. «Юнайтед Пресс», в свою очередь, являлось учредителем и издателем СМИ - журнала «Агробизнес. Современные стратегии, технологии, менеджмент», свидетельство о регистрации которого было датировано 20.06.2002 года.

Издательский дом счел нарушенными свои исключительные права на зарегистрированный товарный знак «Агробизнес» из-за использования ответчиками в названиях их печатных изданий словесных обозначений, как тождественных товарному знаку, так и сходных до степени смешения с ним, и обратился в арбитражный суд с требованием о прекращении незаконного использования ответчиками товарного знака. Истец, в частности, просил суд обязать общество «Юнайтед Пресс» прекратить незаконное использование обозначения «Агробизнес» в качестве названия средства массовой информации - журнала «Агробизнес. Современные стратегии, технологии, менеджмент». Проверив обоснованность доводов сторон, Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что судебные акты принятые ранее и не предоставившие защиту зарегистрированному СМИ, подлежат отмене. В обоснование своего решения суд привел следующие аргументы. Согласно пункту 2 статьи 4 Закона о товарных знаках (акта, действующего на момента возникновения спора) нарушением исключительного права правообладателя (незаконным использованием товарного знака) признается использование без его разрешения в гражданском обороте на территории РФ товарного знака. По мнению Президиума ВАС РФ, нижестоящими судами не было принято во внимание то обстоятельство, что право «Юнайтед Пресс» на название журнала, включающего слово «агробизнес», возникло 20.06.2002 в силу регистрации журнала и использовалось до даты приоритета товарного знака - 10.12.2002 года.

Правовое положение и порядок регистрации средства массовой информации регулируются Законом о средствах массовой информации. Суды, как указал Президиум ВАС, не применили положения этого Закона о последствиях регистрации, в частности о праве на название, о недопущении регистрации средства массовой информации с тем же названием, то есть о защите названия. Как указал Президиум, название средства массовой информации используется для его индивидуализациии, исходя из этой функции, к нему может быть применено также положение статьи 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности, предусматривающее его защиту.  Президиум ВАС РФ указал, что судам следовало учесть, что в случае, если различные средства индивидуализации оказываются тождественными или сходными до степени смешения, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее. Таким образом, владелец товарного знака не вправе запрещать использовать спорное обозначение лицу, которое добросовестно его применяло для индивидуализации своего журнала до даты приоритета товарного знака.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 266.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...