Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Наличие системы принудительно взимаемых налогов и иных обязательных платежей, которые обеспечивают экономическую независимость государства.




ПРАВОВЕДЕНИЕ

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Вопросы лекции:

1. Понятие государства и его основные признаки.

2. Формы государства.

3. Функции государства.

4. Механизм государства.

5. Правовое государство и его признаки.

 

Понятие государства и его основные признаки

В рамках курса «Правоведение» рассматриваются обобщенные систематизированные знания о функционировании и развитии государственных и правовых явлений и институтов, научные представления о социальной природе, сущности и назначении государства и права, раскрываются основные положения ведущих отраслей права.

Государство есть продукт возникновения и развития человеческой цивилизации.

  Государство – сложное явление и как любое сложное явление его можно определить с точки зрения различных наук.

  Так, с точки зрения социологии – государство – предназначено упорядочить отношения между людьми.

  С точки зрения формально-юридического (позитивистского) подхода:

ГОСУДАРСТВОэто особая организация политической власти, призванная осуществлять преимущественные интересы той или иной социальной группы, стоящей у власти.

Таким образом. государство является сложной политико-правовой формой организации общественной жизни. Оно призвано служить средством управления общественными процессами.

ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА:

1. Публичная власть – т.е. наличие особой системы органов и учреждений, осуществляющих функции управления и принуждения.

 

 

2. Наличие территории.

ТЕРРИТОРИЯчасть земной поверхности и все объекты на ней в пределах государственных границ, включая внутренние и территориальные воды, недра, воздушное пространство над территорией государства, а также морские суда в открытом море и территориальных водах других государств, воздушные суда, находящиеся в воздухе над пределами других государств, территория посольств и космические объекты.

Территория – обязательный материальный придаток государства; без территории государство существовать не может.

Наличие населения.

Население характеризует состав и принадлежность людей к данному государству, которое выражается в таком институте, как гражданство.

Гражданство РФ - это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупно­сти их взаимных прав, обязанностей (ст. 3 Федерального зако­на от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации»).

Наличие государственного суверенитета.

Суверенитет означает верховенство и независимость власти. Это верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во внешне-политической сфере, которое проявляется во внутренней и внешней политике государства. Верховенство государственной власти означает, что только государственная власть может устанавливать в обществе единый правопорядок и применять при необходимости меры принуждения.

                                                                     ↓                                                       5. Наличие системы права, как главного инструмента управления обществом.

Наличие системы принудительно взимаемых налогов и иных обязательных платежей, которые обеспечивают экономическую независимость государства.

7. Монополия на правотворчество – государство издает законы, подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения.

8. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения – возможность лишить граждан высших ценностей – жизни и свободы.

9. Обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики – государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.

10. Монополия на официальное представительство всего общества – никакая иная структура не вправе представлять свою страну.

11. Наличие государственной символики – герба, флага, гимна.

Символы государства призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству.

Таким образом, ГОСУДАРСТВО это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на                                                         все население в пределах территории страны, издает юридически обязательные повеления, обладает специальным аппаратом принуждения, управления и суверенитетом.

Формы государства

  Для характеристики государства используется понятие формы госу­дарства.

  Форма государства - это единство трех элемен­тов:

- форма правления,

- форма государственного устрой­ства (единства),

 - государственный режим.

1. Форма правленияэто организация высших орга­нов государственной власти, порядок их образования и взаимосвязи с населением, компетенция этих органов.

  Существуют две основные формы правления — монархия и республика.

   Монархия это персональное единовластие. Это древняя форма правления, которая зародилась в раннеклассовых обществах. Высшая государственная власть сосре­доточена в руках единоличного главы государства (царя, императора, короля и т. п.) и чаще всего передается по наследству.

   Монархия может быть абсолютной, т. е. не ограниченной никакими государственными органами, а может быть ограниченной (например, другим высшим органом — парламентом).

  В современном мире немалое число стран являются по форме правления монархиями. Это Англия, Япония, Бельгия, Швеция, Норвегия, Ис­пания, Голландия, Дания и др.

  Республика – это коллективное правление, т.е. в отличие от монархии, характеризу­ется выборностью высших органов власти и, как прави­ло, коллегиальным характером законодательного органа. Все высшие органы власти имеют сложную структуру, наделяются только свойственными им полномочиями и несут ответственность за свои действия.

   Решения принимаются путем голосования. Эта форма основана на принципе разделения единой государственной власти на ряд ветвей.

   Источником власти является народ, который реализует эту власть посредством проводимых через определенные промежутки времени выборов высших и местных представительных органов власти, а также органов местного самоуправления.

   Для республиканской формы правления характерна также срочность полномочий высших органов власти (парламент, президент).

   Характерны также:

1. использования институтов демократии в разнообразных формах;

2. юридическая и политическая ответственность главы государства и других должностных лиц.

  Республики были в рабовладельческих государствах (Древ­няя Греция, Древний Рим), в феодальных государствах (Венеция, Псков, Новгород), но наиболее характерна эта форма для современных государств.

  Современные республики принято разделять на пре­зидентские и парламентарные.   

   1) для президентских рес­публик характерно избрание (выборы могут быть пря­мыми или косвенными) президента населением, вне пар­ламента. В этом случае президент сосредотачивает в сво­их руках функции и полномочия главы государства и гла­вы правительства (например, США).

   2) Парламентарная рес­публика отличается верховенством парламента, который формирует ответственное перед ним правительство (на­пример, Италия).

  2. Форма государственного устройстваэто внутрен­нее деление государства на те или иные части, право­вое положение и взаимоотношения этих частей, а также центральных и местных органов.

  Различают унитарную, федеративную и конфедеративную формы государствен­ного устройства.

  Унитарная форма характеризуется единой структурой государственного аппарата на всей территории страны. Президент, парламент, правительство распространяют свою власть на всю территорию. Территория унитарных государств делятся лишь на административно-территори­альные единицы (области, провинции, губернии и т. д.), которые имеют одинаковый юридический статус и равное положение по отношению к центральным органам. Эти административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью. Они могут иметь юридические акты, которые закрепляют их правовое положение (обычно это уставы). В унитарном государстве:

1. единая система государственных органов и единая система законодательства;

2. наличие единого гражданства;

3. наличие одноканальной системы налогов;

4. наличие единой судебной системы, которая осуществляет правосудие на всей территории страны, руководствуясь общими для всех нормами материального и процессуального права.

  Примерами унитарных государств могут служить Франция, Польша.

   Федеративное (союзное) государство представляет собой объединение ряда государств или государственных образований (автономные республики, штаты, земли, кантоны и т. п.), располагающих своими законодательны­ми, исполнительными, а нередко и судебными органами. В федерации как минимум два вида систем органов госу­дарства и два вида систем законодательства: система го­сударственных органов и система законодательства всей федерации и каждого из субъектов федерации. Для федеративных государств характерно наличие двухканальной системы налогов, двойного гражданства. Федера­тивными государствами являются Россия, ФРГ, США.

  Конфедерация — союз государств с некоторыми об­щими органами, ведающими строго определенными воп­росами. Образуется на основе договора. Субъекты конфедерации имеют право свободного выхода. В предмет ведения конфедерации входит небольшой круг вопросов: войны и мира, внешней политики, формирование единой армии, общей системы коммуникаций, разрешение споров. В конфедерации образуются лишь те органы, которые необходимы для осуществления ее задач, в том числе отсутствуют судебные органы. Решения органов конфедерации вступают в силу после их ратификации всеми государствами-членами или квалифицированным большинством членов конфедерации. Постоянно действующие государственные органы конфедерации лишены властных полномочий. Их акты адресованы не гражданам, а органам власти субъектов конфедерации. Бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов ее субъектов. Как правило, в конфедерации отсутствует единая система денежного обращения. Отсутствует и союзное гражданство.

   Примеры конфедерации: Швеция и Норвегия до 1905 г., США с 1781-1789 гг.

   Эта форма является переходной и ведет к полному распаду союза или федерации.

3. Государственный режим - это совокупность приемов, методов, способов, при помо­щи которых государственные органы осуществляют свою власть.

   Это наиболее динамичный элемент формы госу­дарства.

На государственный правовой режим оказывают влияние:

1. метод реализации в государстве политической власти (убеждение, законность, правовое принуждение или насилие, устрашение, нетерпимость к инакомыслию);

2. соотношение политических сил в государстве (стабильность и устойчивость государственного правового режима зависит от наличия баланса между различными политическими интересами, существующими в законном обществе).

   Понятие «государственный режим» показывает, какая государственная атмосфера сложилась в обществе, какой в стране уровень демократии, какими средствами обеспечивается государственная власть.

  В каждом государстве складывается свой государственно-правовой режим, имеются свои особенности осуществления государственной власти.

  Самая распространенная классификация политических режимов – деление их на

- демократические и  

- антидемократические.

  Их подразделяют также на демократические и авторитарные.

  Между ними располагаются отдельные разновидности и переходные формы.

 

 

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ:

1. гарантированностью прав и свобод личности во всех сфе­рах жизни общества;

2. народовластием, т.е. признанием народа единственным источником государственной власти;

3. максимальным учетом интересов меньшинства, инди­видуальных особенностей населения;

4. сочетанием государственного и общественного механиз­мов преодоления социальных противоречий в обществе;

5. плюрализмом во взаимодействии государства и других элементов политической системы, т.е. отсутствием единой общеобязательной официальной идеологии, наличием многопартийности, свободы мнений и убеждений;

6. правовым характером деятельности государственных ор­ганов и органов местного самоуправления;

7. осуществлением государственной власти на основе принципа разделения властей, т.е. децентрализацией власти;

8. верховенством закона.

АНТИДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ:

1. отсутствием прав и свобод, подавлением личности;

2. огосударствлением общественных организаций полным (тотальным) контролем государства;

3. игнорированием интересов национальных государствен­ных образований;

4. милитаризацией общественной жизни;

5. осуществлением диктатуры одной партии;

6. преследованием за инакомыслие.

  Крайним прояв­лением антидемократического государственного режима является тоталитарный режим (типа фашистского).

    РФ – посттоталитарное государство, которое медленно изживает наследие тоталитаризма. Современная политическая действительность в России больше ассоциируется с авторитарно-бюрократическим режимом (промежуточное место между тоталитарным и демократическим режимами, способен перерасти как в тот, так и в другой, в зависимости от ориентации правящей элиты и ее лидеров), хотя и характеризуется определенными внешними формальными атрибутами демократии.

  Современная политико-правовая доктрина России исходит из принципа разделения властей, т.е. разделе­ния власти на законодательную, исполнительную и су­дебную. Этот принцип получил свое выражение в Кон­ституции РФ и в действующем законодательстве. Однако его практическая реализация наталкивается на серьез­ные трудности. Можно констатировать, что в настоя­щее время три основных власти разделились, обособи­лись. Однако создать механизм взаимодействия, сотруд­ничества, взаимоконтроля всех трех властей в нашей стране пока не удалось.

       

Функции государства

  Существует своеобразная логическая цепочка категорий: цель, задачи, функции.

  Перед каждым государством стоят свои особенные цели. Для достижения конкретной цели необходимо решить конкретные задачи. Понятия функции и задачи нераздельны, т.к. постановка перед государством определенных задач порождает осуществление соответствующих функций, т.е. без функций государства его задачи останутся неосуществленными.

  ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВАэто основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.

  Если функции государства соответствуют объективным потребностям общества, то государство функционирует плодотворно.

 

    Функции государства различны. Их возникновение, изменение зависит от задач, стоящих перед государством и обществом. Существуют различные классификации функций государства.

1. По принципу разделения власти функции делятся на:

1. законотворческие; эта классификация отражает

2. управленческие; }  механизм реализации

3. судебные.          } государственной власти.

2. По продолжительности действия:

1. постоянные – выполняются в течение длительного времени и присущи государству на многих стадиях его существования (например, функции обороны, налогообложения).

2. временные – обусловлены спецификой общественного развития на определенных этапах и по мере исчезновения такой специфики утрачивают свое значение (например, функция восстановления народного хозяйства).

3. По значимости:

1. главные – имеющие приоритетное значение.

2. производные – функции сопутствующего или обслуживающего характера (например, функции финансового контроля по отношению к экономической, социальной функциям).

4. По направленности:

1. внутренние – направлены на решение внутренних задач государства.

2. внешние – направлены на установление и поддержание отношений с другими государствами.

Эти функции тесно связаны и дополняют друг друга.

ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ:

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ.

Государство активно вмешивается в экономику, определяет темпы ее роста, создает государственный сектор, банковские учреждения, а также предпосылки для развития рыночных отношений. Защищает права и интересы граждан, вкладчиков, потребителей и т.д. Принимает антимонопольное законодательство, стимулирует приоритетные отрасли экономики.

2. СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ.

Главное ее значение состоит в устранении социальной напряженности в обществе, выравнивании социального положения людей, выделении средств на здравоохранение, просвещение, строительство дорог, культуру, науку. Государство осуществляет социальную помощь инвалидам, многодетным семьям.

3. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ.

Она тесно связана с социальной и обусловлена социальной обязанностью государства обеспечивать экологическое благополучие граждан, их экологическую безопасность.

 В выполнении этой функции участвуют:

- Министерство природных ресурсов РФ;

- Министерство по атомной энергии;

- Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, МЧС;

- Комитет по рыболовству и др. ведомства.

  С помощью законодательства государство устанавливает правовой режим природопользования; берет на себя обязательства переел своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания.

  В РФ действует закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ с изм. от 05.02.2007 г. № 13-ФЗ. Этот закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономи­ческих задач, сохранение благоприятной окружающей среды, био­логического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлет­ворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепле­ния правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспе­чения экологической безопасности.

     Действуют также ФЗ РФ:

- «О недрах» от 21.02.1992 г. № 2395-1 с изм. и доп. от 25.10.2006 г. № 173-ФЗ;

- «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 г. № 173-ФЗ с изм. от 18.12.2006 г.       № 232-ФЗ;

- «О радиационной безопасности населения» от 09.01.1996 г. № 3-ФЗ с изм. от 22.08.2004 г. № 122- ФЗ и др.

4. ФУНКЦИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ.

Она обусловлена тем, что бюджет государства состоит целиком из различных налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей. Государство следит за правильностью расходования налогов. Законодательство любого государства содержит права, обязанности и ответственность налогоплательщика и налоговых органов, порядок установления и отмены налогов, их виды и контроль за их взиманием.

Внешний финансовый контроль осуществляет парламент и различные государственные органы (Минфин). Государственные таможни выполняют специфические функции финансового контроля. Они следят за провозом материальных ценностей через государственную границу, взимая таможенные пошлины, которые идут в государственный бюджет. Государство с помощью финансового контроля накапливает определенные средства и использует их в дальнейших интересах общества. Выполнение этой функции обеспечивается системой правоохранительных органов.

5. ФУНКЦИЯ ОХРАНЫ ПРАВОПОРЯДКА.

Ее содержание направлено на охрану общественного строя, различных форм собственности, на укрепление государства. Это деятельность государства, которая призвана обеспечить полное осуществление законодательных предписаний. Государство с помощью этой функции обеспечивает такой порядок в обществе, который бы полностью отвечал требованиям правовых норм. Выполнение этой функции обеспечивается системой правоохранительных органов.

ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА:

Они устанавливают и поддерживают нормальные отношения с другими государствами и обеспечивают оборону страны от возможной внешней агрессии. Они претерпевают различные изменения, которые зависят от характера международных отношений и от этапа развития государства, т.е. определяются внутренними и международными факторами.

1. ФУНКЦИЯ ОБОРОНЫ.

Она включает следующие направления деятельности государства:

- укрепление обороны и мощи страны;

- организация гражданской обороны;

- охрана государственной границы;

- военное обучение запаса вооруженных сил;

- повседневное совершенствование вооруженных сил и постоянное повышение их боеспособности и боеготовности.

Оборона страны, формирование и функционирование вооруженных сил РФ осуществляются в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «Об обороне» от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ с изм. от 03.07.2006 г. № 96-ФЗ.

   Вооруженные силы предназначены для отражения агрессии, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории РФ, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами.

2. ФУНКЦИЯ ПОДДЕРЖКИ МИРОВОГО ПРАВОПОРЯДКА.

Современный уровень развития мирового сообщества государств позволяет избежать глобальных вооруженных конфликтов. Она предусматривает деятельность государства по сохранению мира, разоружению, способствует сотрудничеству государств в таких сферах, как борьба с организованной преступностью, контрабандой, наркобизнесом.

  Основным международным органом, который координирует политические интересы государств, является ООН.

  Постоянный орган ООН – Совет безопасности (Совет безопасности – США, РФ, Великобритания, Франция, Китай) занимается вопросами политического урегулирования военных конфликтов. В его компетенцию входит широкий круг полномочий по поддержанию международного мира и безопасности.

3. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ.

Эта функция появилась в связи с тем, что государства в отдельности не могут решить глобальные экологические проблемы. Большинство государств объединяют свои усилия для поддержания нормальной экологической обстановки на планете, для предупреждения промышленных аварий, для ликвидации последствий катастроф и т. д.

4. ФУНКЦИЯ ИНТЕГРАЦИЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ.

Ее осуществление стало возможным в связи с переходом РФ к рыночным отношениям. Важное место в этой функции занимают международное разделение труда, обмен новейшими технологиями, развитие кредитно-финансовых связей, координация товарооборота, кооперирование, специализация производства. Внешняя торговля является одной из форм осуществления внешних функций в экономической области.

     Действуя в этом направлении Россия вступила в основные международные организации, заключила Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским союзом.

    Изменение внешнеэкономической политики потребовало соответствующего правового обеспечения. Например, Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».

 

5. ФУНКЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА И УКРЕПЛЕНИЯ СВЯЗЕЙ СО СТРАНАМИ СНГ.

Эта функция возникла в связи с тем, что с образованием СНГ отношения с новыми независимыми государствами на границах РФ и всемерное развитие СНГ поставлены во главу угла внешней политики РФ.

   Осуществляя данную функцию, РФ выступает за укрепление содружества по следующим направлениям:

- формирование экономического союза;

- общего рынка СНГ;

- коллективной безопасности;

- совместной охраны границ;

- комплексного решения проблемы соблюдения на всей территории бывшего СССР международно признанных стандартов в области прав человека и национальных меньшинств, гражданства и защиты переселенцев, заботы о россиянах, оказавшихся за пределами РФ;

- создание единого информационного пространства.

  В обеспечение этих задач РФ заключила с рядом государств, вошедших в СНГ, договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.

Механизм государства

   Механизм государства определяется по-разному:










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 231.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...