Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

И их акустическая и артикуляционная характеристика.




2014/15

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов

При подготовке к практическим занятиям

По дисциплине «Введение в языкознание»

Занятие № 1

Тема: Множество и разнообразие языков мира

 

I. Внимательно прочитайте лекцию на эту тему, соответствующие разделы учебников по «Введению в языкознание», также используйте книги:

1. Н. Б. Мечковская. Социальная лингвистика. – М., 1996.

2. Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В. Н. Ярцевой. – М., 1990.

3. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М. В. Панов. – М., 1974.

4. Другие справочные издания.

II. Ответьте на вопросы:

а) Вопрос о количестве языков на Земле;

б) По каким признакам можно объединять и различать языки мира?

в) Что такое международные языки; назовите их.

г) Какие языки называют «мёртвыми»? Назовите причины перехода живых языков в мертвые.

III. В тетрадях письменно выполните следующие задания.

а) Перечислить страны, где государственным языком является английский.

б) Перечислить страны, где государственным языком является испанский.

в) Перечислить страны, где государственным языком является немецкий.

г) Перечислить страны, где государственным языком является французский.

 

IV. Выполнить из «Практикума по курсу «Введение в языкознание» Калабиной С.И. упр. № 1 (д), 2 на стр. 5-6 (издание 1985 г.)

 

Занятие № 2

Тема: Механизм образования звуков речи

и их акустическая и артикуляционная характеристика.

 

I. По лекциям и учебникам “Введение в языкознание”, а также по пособию М.К. Каракуловой “Такие разные языки” (Глазов, 2005г.) подготовить ответы на вопросы:

· Устройство речевого аппарата и функции отдельных органов речи в производстве звуков речи.

· Акустическая характеристика звуков.

· Гласные. Механизм образования гласных:

· Зависимость качества гласных от конкретной работы органов речи.

· Артикуляционная характеристика гласных и межъязыковые различия.

· Согласные. Механизм образования согласных:

· Зависимость качества согласных от конкретной работы органов речи.

· Артикуляционная характеристика согласных и межъязыковые различия.

 

II.  1) Из “Сборника задач и упражнений по “Введению в языкознание” Н.А.Кондрашова и др. (1985 г. изд.) выполнить в тетрадях:

упр. 35 (1991 г. изд.)               или по изданию 1985 г. — упр 29;

упр. 48 (1991 г. изд.)               или по изданию 1985 г. — упр 41;

упр. 50 (1991 г. изд.)               или по изданию 1985 г. — упр 42;

упр. 60 (1991 г. изд.)               или по изданию 1985 г. — упр 53;

упр. 31 (1991 г. изд.)               в издании 1985 г. - упр. нет.

 

2) Письменно описать артикуляцию звуков в слове «лёд» по образцу выполнения задания № 1 по Введению в языкознание (Вариант 1) на стр. 5 — 7 из «Контрольных работ по лингвистическим дисциплинам: методические рекомендации и образцы выполнения» (Для студентов заочного отделения / Отв. за выпуск М.К. Каракулова, В.Н. Мартьянова. - Глазов, 2005).

 

Занятие № 3

Тема: Фонетика. Акустико-артикуляционная классификации звуков.

 

I. По лекциям, учебникам «Введение в языкознание» а также по пособиям: М.К. Каракуловой “Такие разные языки” (Глазов, 2005г.) «Пособию для подготовки государственному экзамену по современному русскому языку (Отв. за выпуск М.К. Каракулова, В.Н. Мартьянова. - Глазов, 2003, 2005 гг. изд.)» подготовить ответы на вопросы:

1. Понятие различительного (дифференцированного) признака звуков речи.

2. Различительные признаки гласных русского языка.

3. Различительные признаки гласных в других языках, кроме русского.

4. Различительные признаки согласных русского языка.

5. Различительные признаки согласных в других языках, кроме русского.

 

II. Выполнить:

Из «Сб. задач и упражнений…» Кондрашова И. А. и др.

упр. 60 (1985 г. изд.) или упр. 79 (1991 г. изд.);

                                                   упр. 77 (1991 г. изд.);

   упр. 68 (1985 г. изд.) или упр. 93 (1991 г. изд.);

   

Занятие № 4

Тема: Фонема

I. По лекциям, учебникам «Введение в языкознание» а также по пособиям: М.К. Каракуловой “Такие разные языки” (Глазов, 2005г.) «Пособию для подготовки государственному экзамену по современному русскому языку (Отв. за выпуск М.К. Каракулова, В.Н. Мартьянова. - Глазов, 2003, 2005 гг. изд.)» подготовить ответы на вопросы:

1. Позиционное изменение гласных. Сильная и слабая позиция гласных.

2. Гласные фонемы русского языка.

3. Позиционное изменение согласных. Сильная и слабая позиция согласных.

4. Согласные фонемы русского языка.

5. Две функции фонем. Варианты и вариации. Нейтрализация.

 

II. Выполнить из «Сб. задач и упражнений…» Кондрашова И. А. и др. упр. 119 (1985 г. изд.) или упр. 165 (1991 г. изд.), найдите в нём примеры:

а) гласных фонем в сильной позиции;

б) согласных фонем в сильной позиции;

          в) гласных фонем в слабой позиции с объяснением, вариантом какой фонемы они являются;

       г) согласных фонем в слабой позиции с объяснением, вариантом какой фонемы они являются.

 

Занятие № 5

Тема: Фонетические изменения звуков речи

 

I. По лекциям, учебникам «Введение в языкознание» подготовить ответы на вопросы:

1. Редукция гласных (две разновидности) и согласных.

2. Ассимиляция и её признаки.

3. Диссимиляция и другие фонетические процессы.

4. Сингармонизм гласных.

5. Понятие позиционных и комбинаторных изменений (чередований).

 

II. Из “Сборника задач и упражнений по “Введению в языкознание” Н.А.Кондрашова и др. выполнить в тетрадях:

упр. 122 (1991 г. изд.)             или по изданию 1985 г. — упр 91;

упр. 123 (1991 г. изд.)             или по изданию 1985 г. — упр нет;

упр. 124 (1991 г. изд.)             или по изданию 1985 г. — упр нет;

упр. 125 (1991 г. изд.)             или по изданию 1985 г. — упр 93;

упр. 128 (1991 г. изд.)             или по изданию 1985 г. — упр 97.

 

III. На основе текста из «Практикума по курсу «Введение в языкознание» Калабиной С.И. на стр. 79 (1985 г. изд.) или на стр. 69-70 (1977 г. изд.) выполнить задания № 2, 3, 4 (стр. 5-9) из пособия: «Контрольные работы по лингвистическим дисциплинам: методические рекомендации и образцы выполнения» (Для студентов заочного отделения / Отв. за выпуск М.К. Каракулова, В.Н. Мартьянова. - Глазов, 2005).

 

IV. Выполнить из «Практикума по курсу «Введение в языкознание» Калабиной С.И. упр. 18, 19 (стр. 25) по сб. 1985 г. изд. или (стр. 22-23) по сб. 1977 г. изд.

 

Занятие № 6

Тема: Грамматика. Грамматическое значение и грамматические способы

I. По лекциям и учебникам подготовить ответы на вопросы:

· Лексическое и грамматическое значение слова (знать их отличия).

· Грамматическое значение существительных, прилагательных, глаголов.

· Морфологические и синтаксические грамматические значения.

· Грамматические способы.

· Грамматическая форма.

· Языки синтетические и аналитические.

 

II. Выполнить в рабочих тетрадях из «Практикума» Калабиной упр. 1, 4, 6 на стр. 53-54 (по сб. 1985 г. изд.) или на стр. 48- 49 (по сб. 1977 г. изд.)

 

III. Из “Сборника задач и упражнений по “Введению в языкознание” Н.А. Кондрашова и др. выполнить в тетрадях:

упр. 244 (1991 г. изд.)                      или по изданию 1985 г. — упр 201;

упр. 247 (1991 г. изд.)                      или по изданию 1985 г. — упр 204;

упр. 250 (1991 г. изд.)                      или по изданию 1985 г. — упр 207;

упр. 249, 3 строчки (1991 г. изд.)    или по изданию 1985 г. — упр 206, 3 строчки;

упр. 13 (1991 г. изд.)                        или по изданию 1985 г. — упр 12.

 

Занятие № 7

Тема: Морфологическая классификация языков

I. По лекциям, учебникам «Введение в языкознание» книге М.К. Каракуловой и Б.И. Каракулова “Сопоставительная грамматика русского и удмуртского языков” Ижевск, 2001г., раздел “Типологичекая характеристика удмурсткого и русского языков”, стр. 14-21) подготовить ответы на вопросы:

1. Основы морфологической классификации языков.

2. Языки флективные и агглютинативные.

3. Языки корневые и инкорпорирующие.

 

II. Выполнить в рабочих тетрадях из сб. Кондрашова (изд. 1991 г.) упр. 438, 432, 440 или по изд. 1985 г. – упр. 363, 369, 371.

 

Занятие № 8

Тема: Родство языков и генеалогическая классификация языков

 

1. Найти по лекциям и учебникам ответ на вопрос «Понятие родства языков».

2. Выучить языки, относящиеся к индоевропейской, финно-угорской, тюркской, кавказской семье языков.

3. Внимательно изучить 7 таблиц из Сборника задач и упражнений по “Введению в языкознание” Кондрашова Н.А. (упр. 372 по изд. 1985 г. или упр 441 по изд 1991 г.) и выписать из них по 2 – 3 примера в тетрадь.

4. Ответить на вопросы, используя указанные таблицы

· В чём проявляется лексическое родство славянских языков (какие группы слов похожи в родственных языках)?

· В чём проявляется грамматическое родство славянских языков?

· История происхождения (выделения) русских языков из родственных ему языков (стр. 160 — 161).

5. Дать понятие о регулярных звуковых соответствиях (закон Я. Гримма…) и выполнить из сборника Калабиной С.И. «Практикум по курсу «Введение в языкознание» упр. 1, 2 на стр. 37; упр. 6 на стр. 39 (сб. 1985 г. изд.) или упр. 1, 2 на стр. 33; упр. 6 на стр. 34-35 (сб. 1977 г. изд.)

 

Занятие № 9

Тема: Лексика

 

I. По лекциям и учебникам подготовить ответы на вопросы:

1) Номинативная функция слова. Дейктическая (или заместительная) функция слова.

2) Однозначные и многозначные слова.

3) Причины возникновения многозначных слов (способы переноса значения слова).

4) Полисемия и омонимия

 

II. Выполнить в рабочих тетрадях из “Сборника задач и упражнений по “Введению в языкознание” Н.А.Кондрашова и др. 

       по изданию 1991 г.:                      

упр. 311 (ответить на вопрос только по первому слову), 317, 325 (III часть, значения выделенных слов определите и выпишите по толковому словарю), 330 (русскую часть), 331, 334, 338, 339 (русскую часть)

      или

      по изданию 1985 г:

упр. 268 (ответить на вопрос только по первому слову), 271, 275 (III часть, значения выделенных слов определите и выпишите по толковому словарю), 280 (русскую часть), 281, 284, 288, 289 (русскую часть)

 

Занятие № 10

Контрольная работа

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 146.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...