Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Механизм осуществления внешней политики в Венгрии, Финляндии и Эстонии




 

В рамках темы исследования рассмотрим механизм осуществления внешней политики в трех финно-угорских странах – Венгрии, Финляндии и Эстонии.

Внешнеполитический механизм Венгрии в своей основе имеет достаточно традиционный базис. Основным внешнеполитическим ведомством является Министерство иностранных дел и внешней торговли Венгрии, которое осуществляет государственное управление в сфере отношений с иностранными государствами и международными организациями. Министерство подчинено Председателю Правительства Венгрии (В. Орбан) и возглавляется министром иностранных дел (П. Сийярто).

В 2011 году в Венгрии была принята Стратегия внешней политики, в которой прописаны внешнеполитические приоритеты страны, а также механизмы достижения национальных интересов государства [100].

Согласно Стратегии внешней политики Венгрии, у страны есть три приоритета, в соответствии с которыми осуществляется внешнеполитический курс:

– региональная политика, основной вектор которой направлен на страны Центральной и Восточной Европы, имеющие для Венгрии стратегическое значение ввиду общности потребностей и интересов (в том числе и в вопросах этнической политики Венгрии за пределами государства);

– европейский и трансатлантический вектор, направленный на представительство интересов страны в Европейском Союзе и Североатлантическом альянсе. В рамках ЕС необходимо укрепление сильной и единой Европы (антикризисной управление, коллективное принятие стратегических решений и т. д.), выполнение целей развития трансатлантического сотрудничества;

– геополитические приоритеты. В последние годы внешняя политика страны была сосредоточена на региональном направлении без учета геополитических интересов, поэтому руководство Венгрии решило активизировать свое участие в решение глобальных проблем современности [100].

При этом внешнеполитический механизм способствует достижению баланса различных национальных интересов Венгрии:

– интересы отраслевых министерств. Внешнеполитические функции способствуют внутриполитической реализации концепций и стратегий профильных министерств, инвестиционного потенциала страны в отраслевом разрезе с перспективами выхода на международный уровень. Государственные компании заинтересованы в иностранном участии, дипломатических взаимодействиях, гарантируя надежность, открытость и полную поддержку;

– экономические интересы. В последние годы внешняя политика страны проводится с учетом экономических интересов государства. Министерство экономики Венгрии подготовило новую внешнеполитическую стратегию, которая определяет внешнюю торгово-экономические отношения с другими странами как одну из основ национального благосостояния венгров. Страна принимает активное участие в разработке торговой политики ЕС, считая, что инвестиционная привлекательность и положительный имидж государства являются основными факторами успешной экономической интеграции;

– укрепление основ безопасности. Министерство иностранных дел и внешней торговли, а также весь дипломатический корпус прилагают максимум усилий по укреплению безопасности в Европе, обращая внимание на сотрудничество с НАТО;

– энергетическая безопасность. На сегодняшний день страна импортирует до 60 % энергоресурсов. Нередко в экономические аспекты поставки энергоресурсов вмешиваются промышленные факторы, природные катаклизмы или политическая нестабильность в государстве-экспортере. Поэтому вектор внешней политики Венгрии направлен также на обеспечение энергетической безопасности посредством энергетической дипломатии. Все виды импорта энергоресурсов не так критичны, как газовые поставки, которые отличаются нестабильностью и кризисными явлениями. Безопасность поставок планируется достичь за счет поддержки альтернативных проектов транспортировки газа («Южный поток», «Набукко», «Южный коридор» и др.);

– защита венгерских общин за рубежом. Венгрия нередко приводится в зарубежной и в российской научной литературе в качестве показательного примера успешной реализации патерналистской политики, включающей элементы прагматичного подхода, в отношении зарубежных общин. Этнический фактор во внешней политике Венгрии получил особую значимость после заключения Трианонского мирного договора в 1920 году. На его основании, Венгрия лишилась 72 % территории и 64 % от общего населения, из них 31 % этнических венгров, исключенных из рамок единой венгерской нации, сформированной главным образом в XIX веке. Кроме того, на отделенных территориях остались значимые для венгерской нации исторические памятники и символы;

– интересы сельхозпроизводителей. Вопросы продовольственной безопасности перешли из плоскости внутренней политики в направления внешней политики после вступление страны в ЕС. Задачей внешнеполитического ведомства Венгрии является увеличение экспортного продовольственного потенциала с существующих 6 % до приемлемого уровня, но не в ущерб продовольственной безопасности страны.

– культурное и научное взаимодействие. Историческое прошлое Венгрии и географическое положение государства обязывают страну развивать межкультурный диалог, сочетающий традиции Запада и Востока. Венгерские ученые должны активнее участвовать в научных дискуссиях по линии Европейского Союза, показывать результаты, соответствующие высоким мировым стандартам [6, c. 33-34].

Основные внешнеполитические приоритеты представлены в следующем порядке.

На первом месте по важности взаимодействия стоят страны Центральной и Восточной Европы, входящие в Европейский Союз. С ними Венгрия связывает наибольшее внешнеполитическое взаимодействие и совокупный дипломатический эффект.

Вторыми по значимости являются страны Западной Европы. Они, будучи локомотивами европейской интеграции, заложили основу стратегическому партнерству на взаимовыгодных условиях.

На третьем месте у Венгрии стоят заокеанские партнеры (США, Канада), с которыми страна налаживает трансатлантическое взаимодействие. Вместе с указанными странами Венгрия несет солидарную ответственность за международные процессы и моральную ответственность за судьбу мира.

Четвертым геополитическим приоритетом страны являются страны постсоветского пространства, в первую очередь, Российская Федерация. Со страной у Венгрии налажены эффективные дипломатические и торгово-экономические контакты, которые страна намерена развивать и в будущем. Отметим также, что руководство страны неоднократно призывало европейское сообщество отметить санкции против России ввиду их низкой эффективности.

Следи оставшихся векторов внешней политики можно отметить страны Азии, Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки.

Схожие внешнеполитические механизмы можно отметить у Финляндской Республики. Министерство иностранных дел (МИД) Финляндии является государственным учреждением, несущим ответственность. Министр иностранных дел (Т. Сойни) формально подчиняется Председателю Правительства страны (Ю. Сипиля), однако в реальности несет полную ответственность перед Президентом страны (С. Нийнисте).

В отличие от достаточно закрытой структуры МИД Венгрии, о которой в открытых источниках практически нет информации, сведения о штате и структуре Министерства иностранных дел Финляндской Республики не являются служебной информацией, и находится в свободном доступе. В министерстве занято около 1600 человек (из которых примерно 1030 женщин). МИД Финляндии обслуживает 97 зарубежных офисов (в большинстве – посольства). С 1987 года министерство располагается в Хельсинки (район Катаянокка). Ежегодно министерство проводит совещание для всех представляющих Финляндию дипломатов [50].

Самым высокопоставленным государственным служащим министерства после министра является государственный секретарь. С 1 мая 2006 года государственным секретарем в Министерстве иностранных дел является
П. Торстила. Госсекретарю помогают четыре заместителя государственного секретаря с обязанностями, распределенными следующим образом:

– административные, правовые и протокольные вопросы;

– по внешней политике и безопасности, связи и культуре;

– по внешнеэкономической деятельности;

– международного сотрудничества и развития политики в области развития.

В министерстве функционируют двенадцать отделов:

– Политический отдел;

– Отдел внешнеэкономических отношений;

– Отдел по политике в области развития;

– Департамент по Европе;

– Отдел по России, Восточной Европе и Центральной Азии;

– Отдел по Северной и Южной Америке и Азии;

– Отдел по Африке и Ближнему Востоку;

– Отдел по глобальным вопросам;

– Юридический отдел;

– Отдел по административным делам;

– Отдел культуры и коммуникаций;

– Протокольный отдел [16].

Помимо отделов, в структуре МИД Финляндии есть два специализированных подразделения:

– Группа по внутренней ревизии;

– Группа по планированию политики и исследованиям.

Среди немаловажных факторов внешнеполитического механизма страны, отметим сетевую уязвимость, которая была выявлена в 2013 году. В указанный временной промежуток достоянием общественности Финляндии стали факты крупномасштабного сетевого шпионажа за Министерством иностранных дел. Однако руководство страны успокоило сограждан, заверив, что злоумышленники не получили доступа к наиболее конфиденциальной информации. концепция внешней

Отличительной особенностью Финляндии является то, что в стране нет официально принятой концепции внешней политики страны. Базовые внешнеполитические приоритеты формулирует руководство страны исходя из национальных интересов финского народа.

Проведенное исследование показало, что векторы внешней политики страны схожи с аналогичными направлениями внешнеполитической деятельности Венгрии. Страна в 1995 году вступила в ЕС, поэтому этот вектор является приоритетом во внешней политике. ЕС для Финляндии является политическим фундаментом: Финляндия входит в группу западных демократических стран с рыночной экономикой. Благодаря ЕС значительно расширился и список внешнеполитических вопросов.

В политике безопасности Финляндия опирается, в первую очередь, на надежную собственную оборону. Это, однако, не означает того, что Финляндия придерживается нейтралитета: члену ЕС невозможно быть нейтральным. Членство в Европейском Союзе как раз означало то, что Финляндия отказалась от нейтралитета и выбрала военное неприсоединение, т. е., Финляндия не является членом НАТО и вряд ли будет в ближайшем будущем.

В основу финской внешней политики также заложен сильный акцент в сторону принципа многополярных отношений. Это хорошо подходит для членства в Евросоюзе, который сам по себе является многополярным механизмом выхода из проблем и который в мировой политике стремится способствовать осуществлению, так называемой, «эффективной многополярности» [57]. По той же причине Финляндия всячески поддерживает деятельность ООН в качестве единственного легитимного, глобального и многостороннего форума.

Помимо многополярности, Финляндия делает упор на либеральные ценности, демократию и права человека. За последние годы также выросла роль и необходимость развития, так называемого, «хорошего правления» и «глобального правления». В целом Финляндия стремится способствовать развитию мира, в котором проблемы решаются сообща и возможные конфликты улаживаются мирным путем.

В отличие от Министерств иностранных дел Венгрии и Финляндии, МИД Эстонской Республики функционирует под руководством старшего министра в Министерстве иностранных дел Правительства Эстонии. Министр иностранных дел (С. Миксер) – один из наиболее важных членов эстонского правительства, который отвечает за отношения Эстонии с иностранными государствами.

Помимо министра иностранных дел есть несколько заместителей министра, которые помогают ему в управлении различными отделами министерства иностранных дел:

– Генеральный секретарь, который осуществляет надзор за заместителями министра по отделам, таким как дипломатическая безопасность, официальный протокол и внутренние аудиторские отделы. Это второй высокий пост в Министерстве иностранных дел;

– Заместитель министра по политическим делам осуществляет надзор и развивает внешнюю политику в отношении стран, не входящих в Европейский союз, а также управляет отделом печати и информации Министерства иностранных дел;

– Заместитель министра по делам внешнеэкономической политики осуществляет надзор и развивает экономическую политику относительно иностранных государств;

– Заместитель министра по делам Европейского Союза осуществляет надзор и развивает внешнюю политику относительно отношений с государствами в границах ЕС и отношения с Евросоюзом;

– Заместитель министра по юридическим и консульским делам отвечает за юридический и консульский отделы;

– Заместитель министра по административным делам осуществляет надзор за ежедневными административными задачами и работой персонала министерства [50].

Как и в случае с Финляндией, официальной доктрины, касающейся внешней политики, у Эстонской Республики нет. Руководство страны осуществляет внешнеполитическую деятельность исходя из национальных интересов государства.

По линии МИД Эстонии определены следующие задачи внешней политики страны

1) обеспеченность и неделимость безопасности, стабильность и предсказуемость международных отношений:

– предсказуемость международных отношений и стабильное пространство безопасности

– расширение пространства безопасности, развитие партнёрских отношений;

– сильный и дееспособный Североатлантический альянс;

– сильный Европейский Союз, в том числе результативная общая внешняя политика и политика безопасности ЕС (ОВПБ) и общая политика безопасности и обороны (ОПБО);.

– региональная стабильность и сотрудничество; широкое двустороннее сотрудничество;.

– прочные союзнические отношения с США;

– предотвращение международных кризисов и урегулирование кризисов, участие в операциях по разрешению кризисов;

– предотвращение новых опасностей (терроризм, распространение оружия массового уничтожения, опасности из киберпространства и т. д.);

2) обеспечение предпосылок для развития экономики Эстонии, либеральные экономические отношения и пространство:

– действующий внутренний рынок ЕС;

– надёжность эстонской экономики;

– эффективная международная система защиты инвестиций;

– благоприятная среда для развития международных торгово-экономических отношений;

3) защита лиц Эстонии за рубежом и во внешних отношениях:

– консульская помощь в странах пребывания;

– защита прав граждан (на путешествие, на работу, на пребывание и т. д.);

– доступность консульской информации и информации о внешних сношениях; концепция внешней политики.

– решение проблем, связанных с пересечением границы;

4) влиятельность и хорошая репутация Эстонии:

– инициативность в международных организациях;

– образ инновационного государства;

– государство, демонстрирующее компетентность и поддерживающее глобальные темы; внешней политики.

– хорошая репутация Эстонии;

– государство, которое разделяет и укрепляет международную ответственность;

5) ценностное пространство, развивающее демократию, права человека, принципы правового государства и экономические свободы:

– развитие норм международного права, защищающих демократию и принципы правового государства;

– развитие норм международного права, защищающих права человека

– поддержание свободы прессы;

– поддержание развития и увеличения ценностного пространства, экономической свободы и свободной торговли;

– сотрудничество с партнёрами, которые признают и ценят единые ценности, в решении задач внешней политики;

– предоставление гуманитарной помощи;

– участие в операциях по поддержанию мира и работе по восстановлению гражданского общества [26].

Важное внимание уделяется безопасности страны, отражению внешних угроз. Главной целью политики безопасности Эстонии является сохранение cуверенитета и независимости Эстонии, территориальной целостности страны и конституционного строя, а также защита народа Эстонии. Выполнение этих целей гарантирует членство Эстонии в НАТО и Европейском Союзе. Поскольку международная безопасность неделима, Эстония активно участвует в международных операциях по урегулированию кризисных ситуаций, а также в миротворческих операциях. Основополагающие принципы политики безопасности отражены в «Основах политики безопасности Эстонской Республики», одобренных Рийгикогу в 2010 году [63].

Государственная оборона выстраивается в двух дополняющих друг друга и неотъемлемо связанных друг с другом направлениях: самостоятельная оборона, опирающаяся на оборонительные структуры государства, а также международное сотрудничество в сфере обороны, цель которого – совместная оборонительная деятельность с оборонными организациями, обеспечивающими безопасность Европы.

Таким образом, изучив внешнеполитический механизм финно-угорских стран (Венгрии, Финляндии и Эстонии), отметим следующие основные характеристики:

– внешнеполитическая деятельность Венгрии, Финляндии и Эстонии осуществляется по линии Министерства иностранных дел. Штат, структуру Министерств иностранных дел Финляндии и Эстонии, а также задачи внешней политики можно найти в открытых источниках, тогда как в Венгрии аналогичная информация достаточно закрытая и не размещена на официальном сайте МИД страны;

– в Финляндии и Эстонии отсутствует официальная концепция осуществления внешней политики. В указанных финно-угорских странах внешнеполитические приоритеты определяет руководство страны исходя из национальных интересов государства. В Венгрии в 2011 году была принята Стратегия внешней политики, которая является официальным документом, в котором прописаны внешнеполитические приоритеты страны.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 258.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...