Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содержание программы производственной практики




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА практики

 по финансовому учету
в предприятиях с журнально-ордерной формой учета
для студентов 3 курса

Отрасль знаний – 0305 «Экономика и предпринимательство»

Направление подготовки - 6.030509 «Учёт и аудит»

 

Симферополь 2013 г.


Рабочая программа практики по финансовому учету в предприятиях с журнально-ордернойформой учета разработана для студентов 3 курса, обучающихся по очной форме, отрасль знаний – 0305 «Экономика и предпринимательство» направление подготовки - 6.030509 «Учёт и аудит» в соответствии с учебными планами по дисциплинам «Финансовый учет 1» и «Финансовый учет 2» на основе «Положения о проведении практики студентов в высших учебных заведениях Украины», «Методических рекомендаций по составлению программ практики студентов высших учебных заведений Украины», «Порядка формирования сквозной программы практик студентов НУБиП Украины».

 

 

Рабочая программа практики по финансовому учету в предприятиях с автоматизированной формой учета содержит основные вопросы организации производственной практики для студентов 3 курса, обучающихся по очной форме, отрасль знаний – 0305 «Экономика и предпринимательство» направление подготовки - 6.030509 «Учёт и аудит»

 

Программу подготовили: к.э.н., доцент С.Я. Дементьева и ассистент О.П. Клименко

 

Программа производственной практики рассмотрена и утверждена на заседании кафедры бухгалтерского учёта и аудита «09» апреля 2013 г. (протокол № 12)

 

Программа производственной практики рекомендована к изданию учебно-методической комиссией экономического факультета « »        2013 г. (протокол №    )

 

Программа производственной практики рассмотрена и утверждена на заседании ученого совета экономического факультета, протокол от «13» июня 2013 г. (протокол № 12)

 

Рецензенты:

д.э.н., заведующий кафедрой финансов и кредита А.К. Джалал

к.э.н., доцент кафедры учёта и аудита НАПКС Н.В.Радченко

 

Ответственный за выпуск:

заведующий кафедрой бухгалтерского учёта и аудита, д.э.н., доцент П.Н.Майданевич






СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 5
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 6
2.1. Базы практики 6
2.2. Организация проведения практики 5
3.Содержание программы производственной практики 9
3.1. Индивидуальное задание 9
3.2. Методические рекомендации 11
3.2.1. Общее ознакомление с предприятием-объектом практики 11
3.2.2. Организация финансового учёта на предприятии 11
3.2.3. Анализ состояния объектов финансового учёта 11
3.2.4. Разработка предложений по совершенствованию финансового учёта 16
3.3. Экскурсии в период прохождения производственной практики 16
3.4. Материально-техническое обеспечение 16
3.5. Учебно-методическое обеспечение 16
4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ 17
5. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТА 17
6. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ДНЕВНИКА ПРАКТИКИ 19
7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРАКТИКИ 21
Приложение 1. Договор на проведение практики 24
Приложение 2. Индивидуальное задание на производственную практику 26
Приложение 3. Титульный лист Отчёта о производственной практике 28
Приложение 4. Титульный лист дневника производственной практики 29


ВВЕДЕНИЕ

Производственная практика по финансовому учёту для студентов специальности «Учёт и аудит», направление подготовки 6.030509 проводится в соответствии с учебным планом на 3 курсе в течение 4 недель. Практическое обучение студентов является неотъемлемой составной частью процесса подготовки специалистов, одной из эффективных форм обучения и обязательным элементом профессиональных программ для всех образовательно-квалификационных уровней. Основное назначение производственной практики - подготовка будущих специалистов для самостоятельной учётной работы.

Базами практики являются предприятия аграрного сектора экономики всех форм собственности, с которыми заключены договора. Студенты, обучающиеся на коммерческой основе, могут проходить практику в хозяйствах, направивших их на учёбу. Будущие специалисты по учёту и аудиту должны иметь современную теоретическую подготовку к учётно-аналитической работе и эффективно применять знания на практике. Учебно-методическое руководство и контроль качества и сроков выполнения программы производственной практики возлагается на профессорско-преподавательский состав кафедры бухгалтерского учёта и аудита.

Производственная практика организуется с целью закрепления и углубления теоретических и практических знаний студентов по финансовому учёту.

Программа практики является основным учебно-методическим документом и её требования должны выполняться студентами и руководителями практики.


 

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

 

Производственная практика по финансовому учёту студентов 3 курса специальности 6.030509 «Учет и аудит» проводится с целью закрепления теоретических знаний, полученных в процессе обучения в университете, а также приобретения практических навыков на основе глубокого изучения методики осуществления финансового учетанепосредственно в производственных условиях предприятий агропромышленного комплекса Украины.

В этой связи основными задачами производственной практики являются:

- освоение полного цикла учетной работы в центральной бухгалтерии и в структурных подразделениях предприятия;

- ознакомление с внутренней нормативной документацией по организации учета на предприятии (приказом об учетной политике, графиком документооборота, рабочим планом счетов и т.п.)

- овладение техникой своевременного составления и методикой правильного заполнения учетных регистров путем самостоятельного отражения в них хозяйственных операций;

- изучение прогрессивных форм ведения финансового учета;

- изучение финансовой отчетности предприятия и установление ее полноты и соответствия нормативно-законодательным документам;

- сбор материалов для составления отчета о практике, курсовых, научных и дипломных работ.

Студенты должны

Знать:

- Теоретические основы, принципы организации, и требования Положений (стандартов) бухгалтерского учета в Украине к финансовому учету на предприятиях.

- Законодательные и нормативные документы по финансовому учету.

- Корреспонденцию счетов на основе Плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции о применении Плана счетов;.

Уметь:

-Методически правильно оформлять первичные, сводные и накопительные документы.

- Составлять корреспонденцию счетов.

- Методически правильно оформлять регистры аналитического и синтетического учета.

 - Методически правильно оценивать активы предприятия и источники их образования.

- Определять финансовые результаты деятельности предприятия и эффективное их использование.

Овладеть:

- Методикой ведения первичного, аналитического и синтетического учета активов, источников их образования и хозяйственных операций предприятий.

 

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

2.1. Базы практики.

 Базой производственной практики по финансовому учёту являются предприятия с журнально-ордерной формой бухгалтерского учёта и полным циклом учётных работ, охватывающих все виды хозяйственной деятельности. Студент самостоятельно выбирает базовое предприятие и согласовывает его с руководителем производственной практики от учебного заведения. При этом учитывается возможность будущего трудоустройства. Для овладения современными методами сбора и обработки учётной информации студент изучает особенности журнально-ордерной формы бухгалтерского учёта, применяемой на предприятии.

Задачей практиканта является проанализировать систему бухгалтерского учета предприятия, оценить её пригодность для подготовки и учета финансово-хозяйственных документов, накопления информации об осуществлении хозяйственных операций на бухгалтерских счетах, получения внутренней и внешней отчетности.

 

2.2. Организация проведения практики.

Организацию и контроль прохождения производственной практики осуществляет деканат экономического факультета. Для прохождения производственной практики заключается договор между администрацией учебного заведения и руководителем базового предприятия (Прил. 1). Перед выездом на практику студенты в обязательном порядке проходят инструктаж по технике безопасности, получают учебно-методические рекомендации по выполнению программы производственной практике от профессорско-преподавательского состава кафедры бухгалтерского учёта и аудита, знакомятся с Приказом о проведении практики и получают командировочное удостоверение. Продолжительность производственной практики по финансовому учёту с учетом самостоятельной работы составляет 4 недели (216 часов).

Каждый студент, направленный на производственную практику обязан:

- прибыть на место прохождения практики и окончить ее в установленные университетом сроки;

- предложить свои услуги руководству предприятия о зачислении его на вакантную должность бухгалтера;

- составить индивидуальный план работы на весь период прохождения практики, предварительно согласовав его с руководителем практики от производства;

- ежедневно вести дневник о выполненной работе согласно программе практики и давать оценку в отношении правильности ведения бухгалтерского учёта и составления отчетности. Дневник ежедневно предоставлять руководителю практики от производства для проверки качества выполненной работы, выставления оценки и подписи;

- соблюдать правила внутреннего распорядка рабочего дня, установленного в хозяйстве, и подчиняться им наравне со всеми работниками. Не нарушать трудовую дисциплину и добросовестно выполнять указания руководителей практики от производства и университета;

- строго соблюдать правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии;

- в период прохождения практики студент должен составлять отчет о производственной практике по отдельным законченным разделам программы с тем, чтобы до ее окончания практики написать и оформить его полностью. Полностью оформленный письменный отчёт, завизированный руководителем практики от производства, студент обязан сдать в установленный срок на кафедру бухгалтерского учёта и аудита и защитить его перед комиссией, назначенной заведующим кафедрой;

- получить отзыв предприятия на содержание отчета за подписью руководителя практики от хозяйства, заверенной печатью хозяйства.

Рабочими местами практики являются отделы центральной бухгалтерии предприятия, а руководство практикой осуществляет главный бухгалтер или его заместитель.

В период прохождения практики студенты могут зачисляться на вакантные должности бухгалтеров предприятия, учётчиков, кассира, как в производственных подразделениях, так и в центральной бухгалтерии. Производственная деятельность студента должна строго соответствовать профилю обучения и не мешать выполнению программы производственной практики.

Назначенные кафедрой руководители производственной практики обязаны:

- активно участвовать в проведении всех организационных мероприятий перед выездом студентов на практику (инструктаж по технике безопасности, о порядке прохождения практики, разработка индивидуального плана-графика и др.);

- консультировать студентов-практикантов по всем вопросам прохождения практики (своевременного и правильного ведения записей в дневнике, составлению отчётности о прохождении практики, сбора необходимых материалов для выполнения курсовых проектов (работ), научных и дипломных работ);

- осуществлять контроль выполнения программы производственной практики в установленные сроки, а также выполнения практикантами внутреннего трудового распорядка и соблюдения нормальных условий труда студентов со стороны предприятия;

- участвовать в кустовых (методических) совещаниях и давать письменную оценку в дневнике о выполненной работе согласно программе практики;

- по окончании практики проанализировать полноту и качество предоставленной отчётности, дать письменное заключение и оценку результатов прохождения производственной практики.

Руководитель от базового хозяйства практика должен:

- ознакомить каждого студента-практиканта с организационной структурой предприятия, размерами и местонахождением его производственных подразделений, структурой учетного аппарата и распределением служебных обязанностей учетных работников, оказать помощь в соответствии с индивидуальным планом-графиком прохождения производственной практики. Календарный план-график прохождения производственной практики подписывается студентом и руководителем практики от производства;

- оказывать помощь студентам-практикантам в обеспечение нормальных условий труда, в проведении обязательных инструктажей по охране труда и технике безопасности.

- обеспечить практиканта рабочим местом и квалифицированным руководством, а также необходимыми бланками бухгалтерских документов и регистров для выполнения программы производственной практики;

- осуществлять непосредственное руководство практикой, давать необходимые программные задания и разъяснения по их выполнению, требовать от студентов-практикантов своевременного и доброкачественного выполнения заданий. Ежедневно проверять правильность записей в дневнике, давая оценку работы студента за день при подписании дневника;

- по окончании практики проверить и завизировать составленный студентом отчет, написать отзыв о профессиональной деятельности студента-практиканта  и подготовить письменную характеристику, которую должен подписать руководитель предприятия поставить печать.


 



Содержание программы производственной практики

3.1. Индивидуальное задание

С целью приобретения навыков самостоятельного решения производственных задач в рабочую программу производственной практики по финансовому учёту включен раздел «Индивидуальное задание», состоящий, как правило из трёх вопросов. Руководитель практики от университета составляет и выдает студенту индивидуальное задание, а руководитель практики от предприятия может конкретизировать и уточнять его содержание (Прил. 2).

Рекомендуемый перечень вопросов для составления индивидуального задания:

1. Изучение особенностей начисления и выплаты пособия по временной нетрудоспособности на предприятии.

2. Изучение признания и документального оформления затрат на производство продукции (технических, кормовых, зерновых, овощных, плодовых культур и т.д.).

3. Исследование порядка осуществления группировки затрат на производство продукции растениеводства в регистрах бухгалтерского учета.

4. Выявление особенностей расчетов по налогу на добавленную стоимость в процессе приобретения материальных ценностей (ГСМ, семян, удобрений и т.д.) и отражение в бухгалтерских документах.

5. Анализ правильности оприходования и выбытия семян, изучение особенностей их первичного учета.

6. Изучение порядка оценки и определение критериев признания производственных запасов (указать конкретный вид запасов) на предприятии.

7. Изучение порядка документального оформления приобретения и списания транспортных средств на предприятии.

8. Исследование состояния первичного учета расчетов по фиксированному сельскохозяйственному налогу.

9. Изучение особенностей аналитического и синтетического учета расчетов по фиксированному сельскохозяйственному налогу на предприятии.

10. Изучение порядка установления размера суточных по командировкам работников и других ограничений командировочных расходов, проверка их соответствия нормативно-правовой базе Украины

11. Изучение порядка составления «Отчета об использовании денежных средств, выданных на командировку и в подотчет».

12. Выявление особенностей ведения первичного учета оплаты труда работников (указать конкретную отрасль или структурное подразделение).

13. Установление соответствия оплаты труда и его учета на предприятии нормативно-правовой базе Украины (Кодексу законов о труде, Закону Украины «Об оплате труда», Налоговому кодексу Украины и др.).

14. Установление соответствия учета затрат (указать конкретную отрасль или структурное подразделение) требованиям П(С)БУ 16 «Расходы».

15. Исследование порядка отражения затрат на производство продукции (указать конкретную отрасль или структурное подразделение) на счетах бухгалтерского учета и в финансовой отчетности.

16. Установление порядка признания доходов от реализации продукции (указать конкретную отрасль или структурное подразделение) и отражения информации в регистрах учета.

17. Изучение особенностей первичного учета приплода и перевода животных из группы в группу

18. Проверка соответствия учета текущих биологических активов ПСБУ 30. Изучение порядка формирования сальдо по счету 21 «Текущие биологические активы» и его отражения в балансе и примечаниях к годовой финансовой отчетности.

19. Изучение возникновения договорных обязательств по аренде земельных участков и их выполнение.

20. Анализ отражения в финансовом учете и отчетности предприятия долгосрочных обязательств по аренде земельных участков..

21. Изучение условий хранения денежных средств в кассе и оценка работы инвентаризационной комиссии на предприятии.

22. Изучение порядка заключения договоров купли-продажи и особенностей первичного учёта расчётов с поставщиками (указать конкретный вид производственных запасов или других материальных ценностей).

23. Исследование состояния отражения доходов основной операционной деятельности

24. Изучение состояния первичного учета приобретения и списания инструментов, приборов и инвентаря.

25. Исследование отражения на счетах аналитического учета инструментов, приборов, инвентаря и синтетического учета основных средств.

26. Исследование особенностей начисления амортизации необоротных активов (указать метод начисления амортизации и конкретный объект) и раскрытия информации в бухгалтерском учёте и финансовой отчетности.

27. Анализ порядка отражения доходов от финансовой деятельности предприятия в первичной документации предприятия. Составление бухгалтерских справок по закрытию счетов доходов и результатов финансовой деятельности.

28. Изучение особенностей ведения синтетического и аналитического учета доходов и результатов финансовой деятельности при упрощенной форме учета.

29. Изучение особенностей учета финансовых результатов от реализации продукции (указать конкретную отрасль).

30. Изучение порядка нормирования труда и его оплаты, отражения информации по выполненной работе в первичных документах

31.  Изучение порядка формирования и использования фонда оплаты труда и их документального оформления.

32.  Выявление особенностей первичного учета расчетов с бюджетом по НДС при реализации готовой продукции (указать конкретную отрасль).

33. Изучение синтетического и аналитического учета НДС и других налогов

34. Исследование состояния первичного учета сельскохозяйственной техники в полеводческой бригаде.

35. Изучение аналитического и синтетического учета сельскохозяйственной техники в полеводческой бригаде.

36. Исследование состояния первичного учета инвентаря и спецодежды работников, занятых строительством.

37. Изучение аналитического и синтетического учета МБП на предприятии.

38. Изучение первичного учета аренды земельных участков.

39. Изучение синтетического и аналитического учета обязательств по аренде земельных участков.

40. Изучение первичного учета формирования и использования прибыли от операционной деятельности предприятия.

41. Анализ синтетического и аналитического учета формирования и использования прибыли от операционной деятельности.

42. Исследование первичного учета затрат на возделывание озимых культур.

43. Изучение аналитического и синтетического учета незавершенного производства озимых культур.

44. Выявление особенностей первичного учета расчетов по долгосрочным кредитам на капитальные инвестиции.

45. Исследование синтетического и аналитического учета долгосрочных кредитов.

46. Изучение первичного учета расходов на создание (приобретение) долгосрочных биологических активов.

47. Анализ синтетического и аналитического учета расходов на формирование долгосрочных биологических активов (свиней, КРС).

 

Методические рекомендации

3.2.1. Общее ознакомление с предприятием-объектом практики

Программа производственной практики предусматривает краткое изучение размеров базового предприятия. Студент знакомится с Уставом предприятия, его организационно-экономической структурой, анализирует состав и структуру земельных угодий, размеры предприятия, состав и структуру товарной продукции, производственное направление, финансовые результаты деятельности, влияющие на организацию и ведение бухгалтерского учета.

3.2.2. Организация финансового учёта на предприятии

Студент знакомится с организацией бухгалтерского учёта на базовом предприятии, формой его ведения, составом бухгалтерского аппарата, распределением обязанностей между исполнителями учётных работ, планом-графиком документооборота, рабочим планом счетов. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета основана на принципе накапливания данных первичных документов для получения необходимых показателей синтетического и аналитического учета, т.е. ведения группировочных и накопительных ведомостей. Сущность журнально-ордерной формы заключается в том, что данные из первичных и накопительных документов записываются в соответствующие журналы-ордера и ведомости в разрезе корреспондирующих счетов. Итоговые суммы записей за месяц из журналов-ордеров переносят в Главную книгу. На основе Главной книги заполняется отчетный баланс и другие формы финансовой отчётности.

Каждый журнал-ордер имеет свои оригинальные и сложные по построению таблицы, вспомогательные ведомости и разработочные таблицы. Различна техника и методика их ведения, что требует дополнительно значительного времени для ее изучения и освоения. Изначально журнально-ордерная форма была рассчитана на ручное ведение, что впоследствии затруднило механизацию и автоматизацию учета на ее основе. В настоящее время эта форма учета чаще всего используется как комбинированная, когда отдельные, наиболее трудоемкие участки учета, ведутся на основе современной вычислительной техники с автоматизированным способом получения регистров, а менее трудоемкие и сводные участки ведутся без ее применения.

 

3.2.3. Анализ состояния объектов финансового учёта

После общего ознакомления с хозяйством, студент посещает бухгалтерию и другие структурные подразделения, принимающие участие в обобщении хозяйственной деятельности, оформлении документов первичного, аналитического и синтетического учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Начальным этапом бухгалтерского учета на предприятии с журнально-ордерной формой учета является сплошное документирование всех хозяйственных операций путем составления первичных документов. Следующий - группировка информации в разрезе аналитических и синтетических счетов и формирование регистров бухгалтерского учета. Далее по окончании отчетного периода формируется финансовая отчетность.

Руководитель практики от производства уточняет сроки прохождения студентом практики, определяет его рабочее место, дает практикантам необходимые программные задания и разъяснения по их выполнению, ежедневно проверяет правильность записей в дневнике, оценивает работу студента за каждый день.

Студент составляет индивидуальный календарный план-график прохождения производственной практики и приступает к работе по его выполнению. На основании составленного и утверждённого руководителем практики плана-графика, студент изучает следующие разделы:

 

Тематический план прохождения производственной практики

 по финансовому учёту

Виды работ Количество часов
Общее ознакомление с предприятием-объектом практики 6
Изучение организации финансового учёта на предприятии 6
Выполнение индивидуального задания 12
Анализ состояния объектов финансового учёта:  
-Учет денежных средств и кредитных операций 6
-Учёт расчетов с покупателями и заказчиками 12
-Учёт расчетов с разными дебиторами 6
-Учет производственныхзапасов и МБП 12
-Учёт готовой продукции 12
-Учёт текущих биологических активов 12
-Учет финансовых и капитальных инвестиций 12
-Учёт основных средств и прочих необоротных материальных активов 12
-Учёт нематериальных активов 6
-Учет долгосрочных биологических активов 12
-Учет износа (амортизации) необоротных активов 12
-Учет расчётов по выплатам работникам и расчётов по страхованию 12
-Учет расчётов по налогам и платежам 12
-Учет доходов, расходов деятельности и финансовых результатов 12
-Учет капитала и резервов 12
-Бухгалтерская (финансовая) отчетность 12
Разработка предложений по совершенствованию финансового учёта и окончательное оформление отчета о производственной практике 18
Итого 216

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 287.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...