Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Функции государства: понятие и классификация
Функции государства– это основные направления деятельностигосударства по решению стоящих передним целей и задач. Именно в функцияхпроявляется сущность конкретногогосударства, его природа и социальноеназначение. Функции характеризуютгосударство в развитии, динамике, а нев статике. К наиболее значимымпризнакам функций государства относятся: 1) устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни; 2) непосредственнаясвязь между сущностной характеристикойгосударства и его социальным назначением,которая (связь) реализуется в деятельностигосударства; 3) направленностьдеятельности государства на выполнениекрупных задач и достижение целей,встающих на каждом историческом этаперазвития общества; 4) определённыеформы реализации функций государства(чаще всего правовые), связанные сприменением особых, в том числевластно-принудительных, методов. Понятие функцийгосударства не следует отождествлятьс такими понятиями, как цели и задачигосударства. Если цель государства естьто, к чему стремится общество, а задачи– средства её достижения, то функции –это основные направления деятельностигосударства по решению стоящих передним задач. Следовательно, цели и задачиопределяют функции. Последовательностьвозникновения функций зависит оточередности задач, встающих передобществом в его историческом развитии,а также преследуемых целей. Эти задачии цели зависят от реальных условий: − потребностей иинтересов населения; − экономическихвозможностей общества; − нравственногои культурного уровня общества; − профессионализмагосударственных служащих и структур идр. Функции государства не следует отождествлять и с функциями отдельных его органов. В отличие отфункций многочисленных государственных органов, специально предназначенныхдля определённого вида деятельности,функции государства охватывают егодеятельность в целом, в них реализуютсясоциальная ценность и сущностьгосударства, их осуществлению подчиненаработа всего государственного аппаратаи каждого органа в отдельности. Классификацияфункций государства: 1. В зависимостиот продолжительности действия: − постоянные(осуществляются на всех этапах развитиягосударства, например, экономическая); − временные(прекращают свое действие с решениемопределенной задачи, как правило, имеющейчрезвычайный характер, например функцияоказания помощи региону, где произошлоземлетрясение). 2. В зависимостиот значимости: − основные(например, функция охраны общественногопорядка); − неосновные(например, функция рассмотрения споров). 3. В зависимостиот сферы осуществления: − внутренние; − внешние. 4. В зависимостиот принципа разделения властей: − законодательные(правотворческие); − исполнительные(управленческие); − судебные. Понятие и признака правового государства. Правовое государство - это государство,в котором организация и деятельностьгосударственной власти в ее взаимоотношенияхс индивидами и их объединениями основанана праве и ему соответствует. Идея правового государства направленана ограничение власти (силы) государстваправом; на установление правлениязаконов, а не людей; на обеспечениебезопасности человека в его взаимодействияхс государством Основные признаки правового государства: 1. Осуществление государственной властив соответствии с принципом ее разделенияна законодательную, исполнительную,судебную с целью не допустить сосредоточениявсей полноты государственной власти вчьих-либо одних руках, исключить еемонополизацию, узурпацию одном лицом,органом, социальным слоем, что закономерноведет к "ужасающему деспотизму"(Ш. Монтескье). 2. Наличие Конституционного Суда - гарантастабильности конституционного строя- органа, обеспечивающего конституционнуюзаконность и верховенство Конституции,соответствие ей законов и иных актовзаконодательной и исполнительнойвласти. 3. Верховенство закона и права, чтоозначает: ни один орган, кроме высшегопредставительного (законодательного),не вправе отменять или изменять принятыйзакон.Все иные нормативно-правовые акты(подзаконные) не должны противоречитьзакону. В случае же противоречия приоритетпринадлежит закону.Сами законы, которыемогут быть использованы в качествеформы легализации произвола (прямойпротивоположности права), должнысоответствовать праву, принципамконституционного строя. ЮрисдикциейКонституционного Суда действиенеправового закона подлежит приостановлению,и он направляется в Парламент дляпересмотра. 4. Связанность законом в равной мере какгосударства в лице его органов, должностныхлиц, так и граждан, их объединений.Государство, издавшее закон, не можетсамо его и нарушить, что противостоитвозможным проявлениям произвола,своеволия, вседозволенности со стороныбюрократии всех уровней. 5. Взаимная ответственность государстваи личности: личность ответственна перед государством,но и государство не свободно отответственности перед личностью занеисполнение взятых на себя обязательств,за нарушение норм, предоставляющихличности права. 6. Реальность закрепленных в законодательствеосновных прав человека, прав и свободличности, что обеспечивается наличиемсоответствующего правового механизмаих реализации, возможностью их защитынаиболее эффективным способом - всудебном порядке. 7. Реальность, действенность контроляи надзора за осуществлением законов,иных нормативно-правовых актов, следствиемчего является доверие людей государственнымструктурам, обращение для разрешениясугубо юридических споров к ним, а не,например, в газеты, на радио и телевидение. 8. Правовая культура граждан - знаниеими своих обязанностей и прав, умениеими пользоваться; уважительное отношениек праву, противостоящее "правовомунигилизму" (вера в право силы и невериев силу права) |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 299. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |