Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА




1. Теологическая (божественная) теория происхождения государства и права - наиболее ранняя теория, возникшая из первоначальных религиозно-мифологических представлений о происхождении мира. Посколькумир сотворил Бог, то и государство и право имеют божественное происхождение. Наиболее известнымпредставителем этого учения является ученый-богослов Фома Аквинский (1225-1274).

2. Патриархальная теория государства, выдвинутая еще Аристотелем, видит в государстве разросшуюсясемью, также опекающую своих подданных, как отец- своих детей. Государственная власть, в соответствии спатриархальной теорией, является как бы продолжателем отцовской власти, т.е. власть монарха, государя длянарода - это как власть отца в семье.

3. Договорная теория, или теория договорного происхождения государства и права, возникшая в ДревнейГреции (софисты, Эпикур, Гиппий - V-IV вв. до н.э.), была возрождена и переосмыслена в период кризисафеодализма в интересах формировавшегося в то время класса буржуазии. Ее представители (Дж. Лильберн, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, А.Н. Радищев и др.) рассматривали государство и право какпродукт человеческого разума, а не божественной воли. Люди, выйдя из "естественного" (догосударственного) состояния, объединялись в государство на определенных условиях, оговоренных в заключенном имидобровольно и по взаимному согласию общественном договоре. Важнейшими из этих условий признавалисьохрана государством частной собственности и обеспечение безопасности заключивших договор индивидов. Если правители нарушают заключенный между ними и гражданами договор, то они могут быть лишенывласти.

4. Органическая теория представляет государство как некое подобие человеческого организма.Древнегреческий мыслитель Платон, например, сравнивал структуру и функции государства со способностьюи сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминаетживой человеческий организм, и на этом основании отрицал возможность существования человека внегосударства. Как руки и ноги, отнятые

от человеческого тела, не могут самостоятельно функционировать, так ичеловек не может существовать без государства. Крупнейший представитель этой теории Г. Спенсерутверждал, что государство является общественным организмом, состоящим из отдельных людей, подобнотому, как живой организм состоит из клеток. Если организм здоров, то клетки его функционируют нормально. Если клетки больны, то они снижают эффективность функционирования всего организма, т.е. государства. Государство и право есть продукт органической эволюции. Как в природе выживают наиболееприспособленные, так и в обществе в процессе войн и завоеваний происходит естественный отбор наиболееприспособленных государств, функционирующих в соответствии с законом органической эволюции.

5. Теория насилия. Наиболее характерные черты теории насилия изложены в работах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др. В соответствии с этой теорией государство есть результат насилия, вражды, завоевания одних племен другими, насилие превращается в первооснову государства и права. Побежденноеплемя превращается в рабов, а победитель - в господствующий класс, появляется частная собственность,победители создают принудительный аппарат для управления побежденными, который превращается вгосударство. В истории известны реальные факты существования государств в результате завоевания однихнародов другими (например, Золотая Орда). Но абсолютизировать роль насилия в истории нельзя, так какмногие государства и правовые системы создавались в прошлом и создаются сейчас не в результатевнешнего завоевания или только насильственным путем.

6. Психологическая теория сводит основные причины возникновения государства и права к тем или инымсвойствам психики людей, к биопсихическим инстинктам и т.д. Суть данной теории состоит в утверждениипсихологической высшей арийской расы уничтожать целые народы и национальные меньшинства.

7. Материалистическая (марксистская) теория исходит из того, что государство возникло, прежде всего, в силуэкономических причин: общественного разделения труда, появления частной собственности, а затем расколаобщества на классы с противоположными экономическими интересами. На смену родоплеменной организацииприходит государство, а на смену родовым обычаям - право. Как объективный результат этих

процессоввозникает государство, которое специальными средствами подавления и органами, постояннозанимающимися управлением, сдерживает противоборство классов, обеспечивая преимущественно интересыэкономически господствующего класса. Поскольку государство возникло в результате деления общества наклассы, то делался вывод о том, что государство есть исторически приходящее, временное явление - оновозникло вместе с возникновением классов и т.ж. неизбежно должно отмереть вместе с исчезновениемклассов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 305.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...