Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА 12. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




1. Статус края, области определяется:

1) Конституцией РФ;

2) конституцией края, области;

3) уставом края, области;

4) Конституцией РФ, конституцией края, области;

5) Конституцией РФ, уставом края, области.

2. К совместному ведению РФ и субъектов РФ относятся:

1) федеральное коллизионное право;

2) судоустройство; прокуратура;

3) разграничение государственной собственности;

4) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина.

3. Описание и порядок официального использования государственных флага, герба и гимна устанавливаются:

1) Конституцией РФ;

2) федеральным законом;

3) федеральным конституционным законом.

4. Статус столицы Российской Федерации устанавливается:

1) Конституцией РФ;

2) федеральным конституционным законом;

3) федеральным законом.

 

5. Ограничения перемещения товаров и услуг на территории РФ:

1) не допускаются;

2) могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей;

3) могут вводиться в соответствии с федеральным конституционным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

 

6. Денежная эмиссия в Российской Федерации:

1) осуществляется исключительно Российской Федерацией;

2) осуществляется исключительно субъектами Российской Федерации;

3) осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации.

7. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) устанавливается Российской Федерацией в соответствии с Конституцией РФ;

2) устанавливается субъектами Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ;

3) устанавливается субъектами Российской Федерации в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и законодательных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

1) могут передавать федеральным органам исполнительной власти осуществление части своих полномочий;

2) в исключительных случаях могут передавать федеральным органам исполнительной власти осуществление части своих полномочий;

3) не могут передавать федеральным органам исполнительной власти осуществление части своих соглашений.

9. Республики в составе Российской Федерации:

1) являются суверенными государствами;

2) не обладают суверенитетом.

10. Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта — процедура, предусматривающая:

1) изменение состава РФ за счет образования в составе РФ нового субъекта;

2) изменение состава субъектов РФ в результате присоединения к РФ иностранного государства или его части.

11. Образование в составе РФ нового субъекта может быть осуществлено в результате:

1) объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ;

2) присоединения к субъекту РФ части территории другого субъекта РФ.

12. Инициатива образования в составе РФ нового субъекта принадлежит:

1) группе депутатов Государственной Думы или Совета Федерации Федерального Собрания РФ;

2) Совету Федерации Федерального Собрания РФ;

3) Государственной Думе Федерального Собрания РФ;

4) Правительству РФ;

5) заинтересованным субъектам РФ.

13. Образование в составе РФ нового субъекта оформляется:

1) федеральным законом;

2) федеральным конституционным законом;

3) указом Президента РФ.

14. Изменение наименования субъекта Российской Федерации в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ вносится на основании:

1) федерального конституционного закона;

2) закона РФ о поправке к Конституции РФ;

3) указа Президента РФ.

15. В составе РФ находятся республики:

1) Башкортостан;

2) Новосибирская;

3) Еврейская;

4) Адыгея;

5) Бурятия.

16. В составе РФ находятся области:

1) Амурская;

2) Вологодская;

3) Ямало-Ненецкая;

4) Иркутская;

5) Смоленская.

17. В составе РФ находятся края:

1) Алтайский;

2) Краснодарский;

3) Ставропольский;

4) Калужский;

5) Читинский.

18. Текст Государственного гимна Российской Федерации на слова:

1) Михалкова;

2) Александрова;

3) Лукина.

19. Формы участия субъектов РФ в решении общефедеральных вопросов:

1) Совет Федерации;

2) Государственный Совет;

3) совещание органов государства РФ и субъектов Федерации.

20. В ведении Российской Федерации находится:

1) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

2) вопросы владения, пользования и распоряжения землей;

3) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина.

21. Государственный флаг РФ состоит из горизонтальных полос:

1) белого, синего, красного цвета;

2) синего, белого, красного цвета;

3) белого, красного, синего цвета.

 

Задача 1.

Прокурор Республики Дагестан обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Указа Государственного Совета Республики Дагестан от 7 августа 2002 г, «О структуре органов исполнительной власти Республики Дагестан» в части включения в число органов исполнительной власти Республики Дагестан Министерства внутренних дел Республики Дагестан. Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 5 августа 2003 г. в удовлетворении заявления отказано.

В кассационном представлении прокурор, участвовавший в рассмотрении дела в суде первой инстанции, поставил вопрос об отмене решения и принятии нового решения об удовлетворении заявления.

Каким должно быть решение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ?

Задача 2.

Автономная часть иностранного государства, на территорию которого не распространяется контроль центральной власти этого иностранного государства, имеющее общую границу с Российской Федерацией, направила ходатайство в высшие органы государственной власти Российской Федерации о вхождении в состав Российской Федерации.

Возможно ли положительное решение этого вопроса?

Задача 3.

Заместитель прокурора Республики Башкортостан обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Закона Республики Башкортостан «О Конституционном Суде Республики Башкортостан», установившего дополнительные полномочия Конституционного Суда Республики Башкортостан.

Верховным Судом Республики Башкортостан 1 ноября 2002 г. Вынесено решение о частичном удовлетворении его требований.              

25 декабря 2002 г. Верховным Судом Республики Башкортостан было вынесено дополнительное решение по указанному делу о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу гл. 2 Закона Республики Башкортостан «О Конституционном Суде Республики Башкортостан» в части урегулирования в полном объеме статуса судей Конституционного Суда Республики Башкортостан, за исключением регулирования порядка назначения на должность Председателя, заместителя Председателя Конституционного Суда Республики Башкортостан, порядка наделения полномочиями Председателя заместителя Председателя, других судей, срока полномочий судей, порядка подписания и выдачи удостоверений судей.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 21 февраля 2003 г. решения Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 ноября и от 25 декабря 2002 г. оставила без изменения, а кассационные жалобы Конституционного Суда Республики Башкортостан и Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан — без удовлетворения.

В надзорной жалобе представители Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан и Президента Республики Башкортостан (действующие на основании доверенностей) поставили вопрос об отмене постановлений по делу.

Вопрос: вправе ли субъект Российской Федерации устанавливать дополнительные (относительно указанного в ч. 1 ст. 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» перечня) полномочия конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, не вторгающиеся в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, других федеральных судов и соответствующие компетенции субъекта Российской Федерации?

 

Задача 4.

В Конституционный Суд РФ поступило обращение Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в котором содержался запрос о соответствии Конституции РФ Указа Президента РФ «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации», договоров между РФ и некоторыми субъектами РФ в части передачи субъектам РФ права создавать комиссии по помилованию, а также соответствующих нормативных актов субъектов РФ, устанавливающих порядок формирования и деятельности этих комиссий. Государственная Дума считает, что согласно п. «о» ст. 71 Конституции Российской Федерации помилование находится в ведении Российской Федерации и является ее исключительной компетенцией. В ч. 1 ст. 15 Конституции РФ закреплено, что она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

Возражая на доводы Государственной Думы, представитель Президента РФ указал, что согласно п. «о» ст. 71, п. «в» ст. 89 Конституции РФ, ч. 1 ст. 85 Уголовного кодекса Российской Федерации вопрос о помиловании находится в ведении Российской Федерации, и помилование осуществляет Президент Российской Федерации. В соответствии с ч. 3 ст. 11 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется не только Конституцией РФ, но также федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Кроме того, установленный оспариваемыми нормативными актами порядок подготовки решений о помиловании направлен на защиту прав и свобод человека, а защита прав и свобод человека и гражданина в силу п. «б» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Каковы полномочия Президента РФ по вопросам помилования? Возможна ли передача полномочий, закрепленных Конституцией РФ за Президентом?

Доводы какой стороны представляются Вам более весомыми и почему?

 

Задача 5.

Законом субъекта РФ в числе других оснований досрочного прекращения полномочий судьи Уставного суда субъекта было предусмотрено прекращение полномочий в случаях нарушения установленного порядка вступления в должность судьи Уставного суда; неучастия судьи в заседаниях Уставного суда без уважительных причин или уклонение от голосования свыше двух раз подряд; ликвидации Уставного суда в связи с изменением Устава.

Нарушил ли субъект Российской Федерации требования действующего законодательства, приняв такой закон? Каковы полномочия субъектов РФ в области их собственной системы органов государственной власти?

 

Задача 6.

Решением суда отказано в удовлетворении жалобы заявителя о признании недействительной нормы конституции субъекта Российской Федерации о том, что президентом субъекта Российской Федерации может быть избран гражданин, владеющий русским языком и государственным языком этого субъекта Российской Федерации. При этом суд сослался на ч. ч. 1 и 2 ст. 68 Конституции РФ о том, что государственным языком Российской Федерации на всей территории является русский язык, а республики вправе устанавливать свои государственные языки.

Обосновано ли решение суда?

Задача 7.

Законом Псковской области предусмотрено обязательное употребление литературного русского языка в деятельности всех государственных и негосударственных организаций, независимо от формы собственности.

Соответствует ли указанная норма Закону РФ «О языках народов РСФСР»? Что такое государственный язык, каков его статус и порядок использования? Каким образом можно установить стандарт (образец, эталон) языка – по лексике, грамматическим оборотам, стилю и т.д.?

Каков статус официального языка?










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 293.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...