Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные стадии урбанизации                     




1)Развитие и рост городов (растущих как бы в отдельности). Это -"точечная" концентрация. Город накапливает потенциал, усложняет свои функциональную и планировочную структуры. Проблемы его становятся все масштабнее и приобретают возрастающую остроту, однако их решение в рамках

самого города становятся все затруднительнее ввиду ограниченности территориальных ресурсов.

2)Формирование агломераций. Постгородская стадия развития расселения. Агломерации становятся ключевой формой территориальной организации производительных сил и расселения. Агломерирование носит выборочный характер, но в то же время весьма распространено. Агломерации играют ведущую роль во всех развитых и в ряде развивающихся странах. Крупный город находит в них свое дополнение и одновременно обретает новые возможности для решения своих проблем, в том числе и экологических. Выдающийся потенциал крупного города реализуется полнее.

3)Формирование опорного каркаса расселения. Рассредоточенная концентрация. Территориальное устройство страны с формированием опорного каркаса приобретает новое качество. Возрастает прочность государственной территории. Опорный каркас ориентирует пространственное развитие экономики, образующая его совокупность узлов и линий выделяет центры и оси приоритетного развития. Важность опорного каркаса, большая для любой страны, особенно возрастает в России вследствие ее огромной территории и сильной дифференциации пространства.

Основные черты урбанизации:

- быстрые темпы роста городского населения, особенно в менее развитых странах.

- концентрация населения хоз-ва в основном в больших городах.

-расползание городов и расширение их территорий . Переход от точечного распространения городов к городским агломерациям .

Агломерация- система городов-спутников, сосредоточенных около крупного городов(чаще столица)

 

 

33.

Города соединяются между собой дорогами, по которым перемещается дорожный транспорт. Дорога внутри города становится улицей. Вдоль улиц строятся здания, жилые дома и другие постройки. Вокруг домов стелются тротуары, по которым ходят люди.

Типы зданий и построек в городах:

· промышленные постройки

· заводы

· порты

· склады

· жилые дома и обслуживание населения

· дома

· гостиницы

· магазины

· места питания

· кафе

· столовые

· рестораны

· места отдыха

· парки

· кинотеатры

· рестораны

· выставки

· бары

· дискотеки и танцевальные места

· спортивные сооружения

· больницы и поликлиники

· образовательные сооружения

· Культовые сооружения

· Кладбища

· административные, ведомственные, и правительственные сооружения

офисные здания

Каждый город имеет юридическую (административную) границу, или городскую черту, но по мере роста числа жителей застройка городского типа выходит за пределы юридической границы сначала вдоль главных радиальных дорог, а потом начинает заполнять промежутки между ними, поглощая города-спутники и близлежащие села. Несоответствие между юридической и фактической границами осложняет управление городским хозяйством. Городская администрация вынуждена обеспечивать транспортом и коммунальными услугами не только жителей города в его административных границах, но и людей, проживающих в пригородах, но ежедневно приезжающих на работу в город. Маятниковые миграции требуют значительных вложений в транспортную инфраструктуру — строительство новых магистралей, в т.ч. в исторической части города, транспортных развязок, линий скоростного транспорта. Решение этой проблемы может быть найдено путем совместного участия в городских расходах жителей города и пригородов или путем расширения административной границы города.

Классификация городов.

Под классификацией обычно понимают распределение городов по какому-либо признаку или их сочетанию. Типология - выделение совокупности (типов) городов по наиболее важным признакам, причем эти типы не обязательно образуют некий непрерывный ряд, в котором нарастает величина показателей и учтены все разновидности поселений, как при их классификации. Таким образом, эти задачи близки и взаимосвязаны, но не тождественны. Типология - более высокий уровень обобщения, позволяющий дать комплексную характеристику городов и на этой основе наметить стратегию их развития.

Наиболее часто используются классификации городских поселений:

1) по величине (численности населения, или людности);

2) функциям;

3) степени участия в территориальном разделении труда;

4) происхождению;

5) их ЭГП.

Классификация городов по величине имеет широкое применение. От величины города зависят многие его признаки - темпы роста, элементы демографической, функциональной и планировочной структуры и т.д. В зависимости от численности населения в официальных статистических источниках и градостроительной практике выделяются следующие группы городов: малые до 20 тыс. жителей, средние - 20 - 100 тыс., крупные - 100 - 500 тыс., крупнейшие - 500 тыс. жителей и выше, наконец, города - миллионеры.

Классификации и типологии городов по функциям отражают их наиболее важные особенности. Существуют различные варианты таких схем, предложенные российскими и зарубежными авторами в 40-60-х годах и имеющие много общих черт. По преобладанию и сочетанию различных функций можно выделить пять основных типов города.

 

1. Многофункциональные, сочетающие административно-политические, культурные и экономические функции градообразующего значения с развитой промышленностью и транспортом. Обычно это крупные города, являющиеся важными районообразующими центрами с широкими и разнообразными связями.

2. Города с резким преобладанием промышленных и транспортных функций межрайонного значения. Схематично этот тип городов можно разделить на промышленные, транспортные, промышленно-транспортные.

3. Города с преобладанием административных, культурных и обслуживающих функций. Обычно это небольшие поселения - местные центры административных районов с развитыми организационно-хозяйственными видами деятельности.

4. Города-курорты.

5. Города науки.

Наиболее сложная и пока наименее разработанная типология городов по их экономико-географическому положению, которая позволяет определить направления будущего развития города путем оценки потенциальных возможностей района или какой-то его фокусной точки. В зависимости от ЭГП выделяются различные типы городов , например, расположенные в узлах пересечения транспортных путей (Нижний Новгород, Новосибирск, Красноярск), крупных добывающих районах (Донецк, Шахты, Рудный) районах с развитой обрабатывающей промышленностью (Ярославль, Иваново, Серпухов), районах интенсивного сельского хозяйства (Краснодар, Ставрополь).

 

Изучение функциональной структуры городов, их ЭГП, места в территориальном разделении труда, связей позволяет понять роль городов в качестве опорных элементов систем расселения разного типа и ранга, которые формируются в ходе эволюции урбанизации и развития различных видов деятельности. Именно увеличение разнообразия и устойчивости связей, их "мощности", территориальной протяженности способствует развертыванию крупного города в агломерацию, формированию обширных урбанизированных районов и зон.

Городская агломерация, конурбация (от лат. agglomero — присоединяю) — компактное скопление населённых пунктов, главным образом городских, местами срастающихся, объединённых в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями.

 

Городская агломерация состоит из ядра (крупного города) и периферийной зоны. Бывают моноцентрические агломерации, в которых один город-ядро намного превосходит по размеру все остальные поселения и подчиняет их своему воздействию (напр., московская, лондонская или парижская), и полицентрические, с несколькими городами-ядрами (напр., Рейн-Рур). В периферийной зоне располагаются города-спутники, другие городские, а также сельские поселения и отдельные промышленные, с.-х., транспортные, коммунальные, рекреационные предприятия, с.-х. угодья и природные ландшафты. Агломерации на местности выглядят так: огромные пространства плотной многоэтажной застройки соединены транспортными магистралями, на которые нанизаны многочисленные, иногда срастающиеся друг с другом поселения; между магистралями располагаются в осн. незастроенные земельные участки разного размера, используемые менее интенсивно. С высоты птичьего полёта полицентрические агломерации выглядят как сеть, моноцентрические агломерации похожи на звёзды.

Признаки агломераций очевидны: это наличие города-ядра и нескольких городов поблизости, высокая плотность городского населения, интенсивные связи, в т. ч. и маятниковая миграция между поселениями. Однако не существует общепринятых критериев выделения городских агломераций (поэтому количественные данные о них ещё более условны, чем по городам). Даже в России применяется несколько методик: к агломерациям относят такие формы расселения, в которых людность ядра варьируется от 100 до 250 тыс. чел., пригородная зона включает тер. в пределах 2– или 1,5-часовой доступности от центра, в ней располагаются не менее 2 или 4 городских поселений с общим числом жителей не менее 50 тыс. чел. В мире насчитывается ок. 600 городских агломераций, они сосредоточивают почти 45 % городского населения. При использовании более жёстких из приведённых критериев в России насчитывается 49 городских агломераций, объединяющих более 330 городов и 65 млн. чел. В мире сформировалось ок. 15 агломераций, в каждой из которых более 10 млн. жителей; крупнейшие из них токийская, нью-йоркская и шанхайская.

 

 

35.

Качество населения — это категория, характеризующая определенность населения как субъекта социальной жизнедеятельности, общественного производства и общественных отношений, то есть способность населения реагировать на сложившиеся природные, технические, экономические, социокультурные условия и приспосабливать их к своим изменяющимся потребностям. Свойства населения принимают форму наблюдаемых и количественно измеряемых характеристик (рождаемость и смертность, брачность и разводимость, образовательный и квалификационный уровень и др.). Совершенствование качественных характеристик, прежде всего здоровья и образования, позволяет повысить экономичность воспроизводства населения, то есть сохранить численность населения и даже темп ее роста при сокращении абсолютных чисел смертей и рождений. Качество населения определить довольно сложно. Довольно удачно схватывает категорию «качество населения» социально-психологический подход. В этом смысле используется категория деятельных способностей и потребностей населения. Качество населения — совокупность деятельных способностей, которыми таковое обладает в силу опыта исторического развития территории. Качество населения выражается в совокупности социально-демографических показателей, но не сводится к ним.

качество жизни населения определяется жизненными потенциалами общества, входящих в него социальных групп, отдельных граждан и соответствием характеристик процессов, средств, условий и результатов их жизнедеятельности социально-позитивным потребностям, ценностям и целям. Проявляется качество жизни в субъективной удовлетворённости людей самими собой и своей жизнью, а также в объективных характеристиках, свойственных человеческой жизни как биологическому, психическому (духовному) и социальному явлению.

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) является экономическим индексом, применяемым для характеристики качества жизни в различных странах.

В зависимости от значения ИРЧП страны принято классифицировать по уровню развития: высокий (0,8-1), средний (0,5-0,8) и низкий (0-0,5) уровень.

ИРЧП включает в себя три показателя:

- средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении (СППЖР) - оценивает долголетие;

- уровень грамотности взрослого населения страны и совокупная доля учащихся;

- уровень жизни, оценённый через ВВП на душу населения.

Уровень жизни характеризует доступ к материальным ресурсам, необходимым для достойного существования, включая «ведение здорового образа жизни, обеспечение территориальной и социальной мобильности, обмен информацией и участие в жизни общества». Уровень жизни, в отличие от долголетия и образованности, только открывает возможности, имеющиеся у человека, но не определяет их использование. Иными словами, это средство, расширяющее возможность выбора, но не собственно выбор.

36.

Уровень Бедности - это размер дохода лица, семьи, обеспечивающий минимальное удовлетворение жизненных потребностей.

В современной России к бедным следует причислять не только не работающих пенсионеров, инвалидов, непригодных к найму безработных, беспризорников, некоторую часть трудовых мигрантов. Главное: по данным Всероссийского банка, в число бедных в России попадают прежде всего работающие, родители – одиночки (главным образом одинокие матери), воспитывающие несоверщеннолетних детей. Также к наиболее уязвимым группам можно отнести молодежь, не способную найти работу после окончания учебного заведения. А принимая во внимание, что заработная плата является основным источником денежных доходов большинства населения, то простая неспособность получить работу (в большинстве случаев, если не брать в расчет, к примеру, богатых родственников, которые могут помогать материально. В данной ситуации, думаем, нецелесообразно причислять человека к бедным, только если по абсольтному показателю) практически автоматически означает бедность.

Социологи выработали список черт, определяющих бедность: экономическая и социальная зависимость; отсутствие четких моделей ролевого поведения; девиантное поведение: наркомания, алкоголизм, проституция; отчуждение и политическая пассивность; отсутствие жизненных планов и уверенности в себе; повышенная конфликтность внутрисемейных отношений (грубость, ссоры родителей и детей, частые разводы); преклонение перед физической силой. [18, с.46]

Поэтому можно считать, что бедность – это не только минимальный доход, но особый образ жизни, передающиеся из поколения в поколение нормы поведения, стереотипы восприятия и психологии.

 

Прожиточный минимум – это показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия для поддержания активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей и подростков. Прожиточный минимум – одно из центральных понятий системы минимальных гарантий, предоставляемых государством населению.

 

В структуре прожиточного минимума отражены расходы на питание; расходы на непродовольственные товары; расходы на услуги; налоги; другие обязательные платежи.

 

Прожиточный минимум как инструмент социальной политики используется в качестве базы для адресной социальной политики; в качестве целевых ориентиров при регулировании доходов и потребления малообеспеченных групп населения; для оценки материальных и финансовых ресурсов, необходимых для реализации текущих и перспективных социальных программ, оказания целевой помощи малообеспеченным слоям населения; для обоснования размеров минимальной заработной платы и трудовой пенсии по старости.

 

Сфера использования прожиточного минимума весьма широка: это и элемент системы минимальных гарантий и основа для определения порога бедности, и база для расчетов и дифференциации заработной платы, пенсий и различных пособий.

 

37.

Демографическая политика —это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения.

Демографическая политика является составной частью общей социально-экономической политики и одновременно – это составная часть политики народонаселения.

Необходимость проведения демографической политики - воздействие государства на процессы рождаемости - признана практически всеми странами мира, независимо от демографической ситуации и темпов роста населения.

В зависимости от демографической ситуации существует 2 основных типа политики : направленная на повышение рождаемости (типична для экономически развитых стран) и на снижение рождаемости (необходима для стран развивающихся). Часто практическое осуществление демографической политики сопряжено с трудностями, как морально-этического плана, так и нехваткой финансовых средств.

Термин «контроль рожд-ти» используется для описания воздействия государства на процесс рож-ти, главный образом с целью снижения ее уровня и сохранение темпов роста населения в стране

Цели и задачи демографической политики формулируются, как правило, в политических программах и декларациях и т.п. В общем виде цели демографической политики обычно сводятся к формированию желательного режима воспроизводства населения, сохранению или изменению тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.

Объектами дем. политики могут быть население страны в целом или отдельных регионов, соц-демогр. группы, кагорты населения, семьи определенных типов или стадий жизненного цикла.

Принципиальная особенность демографической политики заключается в воздействии на динамику демографических процессов не прямо, а опосредовано, через демографическое поведение, через принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей, выбора профессии, сферы занятости, места жительства.

Основные направления демографической политики включают: государственную помощь семьям с детьми, создание условий для сочетания родительства с активной профессиональной деятельностью, снижение заболеваемости и смертности, увеличение продолжительности жизни, улучшение качественных характеристик населения, регулирование миграционных процессов, урбанизации и расселения и т.п.

Демографическая политика, как правило, реализуется через комплекс различных мер:

экономических(оплачиваемые отпуска и различные пособия при рождении детей; пособия на детей в зависимости от их числа, возраста, типа семьи; ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы и т.д.);

административно-правовых(законодательные акты, регламентирующие браки, разводы, положение детей в семьях, алиментные обязанности, охрану материнства и детства, аборты и использование средств контрацепции, социальное обеспечение нетрудоспособных, условия занятости и режим труда работающих женщин–

матерей, внутреннюю и внешнюю миграцию и т.п.);

воспитательных и пропагандистскихмер, призванных формировать общественное мнение, нормы и стандарты демографического поведения, определенный демографический климат в обществе.

 

 

38.

По данным Переписи населения 2002 года численность населения России с 1989 по 2002 сократилась на 1,8 млн. Каждую минуту в России рождалось 3 человека, а умирало — 4. Общемировая тенденция была противоположна: отношение количества рождений к смертям равно 2,6. Особенно велика смертность среди российских мужчин, средняя продолжительность жизни которых 61,4 года, что связывают, в частности, с высоким уровнем потребления крепких алкогольных напитков, большим количеством несчастных случаев, убийств и самоубийств. Средняя продолжительность жизни женщин за тот же период составила 73,9 года.

 

В 1990-х годах смертность в 1,5 раза превысила рождаемость. К концу 1990-х годов темпы естественной убыли населения превысили 900 тыс. человек. Начиная с 2001 года естественная убыль населения почти постоянно сокращалась (с 959 тыс. человек в 2000 году до 249 тыс. человек в 2009 году). С 2004 года начался устойчивый рост миграционного притока в Россию, достигшего к 2009 году 247 тыс. человек.

 

Согласно ежегодному Докладу Фонда ООН в области народонаселения за 2004 год, в России продолжался демографический кризис.

 

Основные причины высокого уровня смертности в России - это:

- алкоголизм;

- низкий уровень места здоровья и здоровой жизни на шкале ценностей российского общества.

(Доп.инф)Причины демографического кризиса

По утверждению демографов, разрыв между смертностью и рождаемостью в большей мере обусловлен низкой рождаемостью, чем высокой смертностью. В нашем обществе бытует внушенное мнение, что причина низкой рождаемости кроется в тяжелом экономическом положении "нечего нищету разводить".Создается якобы тупиковая ситуация: до тех пор, пока не повысится уровень доходов и размер пособий на детей, рождаемость не увеличится. А без увеличения рождаемости невозможен рост доходов и пособий.

Следует сразу отметить, что реальный уровень жизни в России выше, чем официально заявляемый. Приводимые в статистических сводках цифры уровня дохода не соответствуют реальному уровню потребления. Сокрытие доходов и "левые" заработки носят массовый характер. Фактически почти все жители России имеют не декларированные доходы в прямой или скрытой форме. Так, по статистике, жители Калининградской области находятся на грани голодной смерти, но, по той же статистике, средний житель области (включая младенцев) в 1999 году купил 7 золотых изделий. Кроме того, большинство граждан Российской Федерации имеют возможность свободно обрабатывать землю, благодаря чему застрахованы от голода. Такой доступности земельных ресурсов нет почти нигде в мире.

Говорить о связи демографического кризиса с экономикой значит идти вопреки очевидности. Низкая рождаемость никогда или почти никогда не связана с экономическими причинами, что подтверждают и специалисты, профессионально занимающиеся вопросами демографии. Этот тезис можно проиллюстрировать следующими положениями:

1. Если связь между уровнем доходов и рождаемостью и существует, то только обратная: в семьях с меньшим доходом имеют больше детей.

2. В богатых странах рождается меньше детей, чем в бедных. Богатые семьи в России в основном имеют одного, редко двух детей.

3. На протяжении всей дореволюционной истории в России никогда не выплачивалось пособий на детей; уровень душевого дохода в стране никогда не был столь высок, как в XX веке, но при этом никогда, даже во времена татаро-монгольского нашествия, у нас не было такой низкой рождаемости, как сейчас. В годы Великой Отечественной войны уровень рождаемости в России был выше, а уровень жизни несравнимо ниже, чем в наше время.

4. Семьи верующих всегда более многодетны, независимо от уровня их дохода.

5. Регионы России с традиционными национальными, религиозными, семейными устоями (Дагестан, Тува и др.) при тех же или более низких экономических показателях имеют гораздо более высокую рождаемость, чем районы с русским населением, потерявшим традиционные устои жизни.

6. Опыт благотворительных организаций убедительно свидетельствует, что предложенная материальная помощь весьма редко влияет на решение женщины сделать аборт, несмотря на то, что в качестве причины аборта приводятся материальные трудности.

7. Сильнее всего бьют по рождаемости разводы, частота которых никак не связана с уровнем доходов населения.

8. В "бедную" Россию стремятся миллионы иммигрантов из соседних стран, так как уровень жизни и возможность заработка в ней намного выше, чем, например, в Китае, Турции, Афганистане и др.; так, только в Москве живет несколько сотен тысяч азербайджанцев, которые находят работу и отсылают домой заработки, составляющие значительную долю национального дохода их страны.

Эти положения приводят нас к очень важному выводу: снижение рождаемости обусловлено духовными, психологическими, культурными, религиозными, этнографическими, но никак не экономическими причинами, а следовательно, решение демографической проблемы не требует вложения больших денежных средств.

 

39.

  Прогноз-население будет медленно уменьшаться.

* Прогнозы рождаемости выполнены В.Н. Архангельским, а смертности - А.Е. Ивановой.

** В пятилетия: 2000-2004 гг., 2020-2024 гг., в скобках - в среднем за год.

*** Суммарный коэффициент рождаемости. Для 2005 г. дана оценка.

**** Ожидаемая продолжительность жизни. Принята для 2003 г.

***** Поскольку мигранты также участвуют в воспроизводстве населения, их пятилетние величины откорректированы.

 

* Прогнозы рождаемости выполнены В.Н. Архангельским, а смертности - А.Е. Ивановой.

** В пятилетия: 2000-2004 гг., 2020-2024 гг., в скобках - в среднем за год.

*** Суммарный коэффициент рождаемости. Для 2005 г. дана оценка.

**** Ожидаемая продолжительность жизни. Принята для 2003 г.

***** Поскольку мигранты также участвуют в воспроизводстве населения, их пятилетние величины откорректированы.

Имеются разные демографические прогнозы для России на ближайшие 50 лет. Их делают ООН, Росстат, различные исследовательские центры, Бюро цензов США. Некоторые из этих прогнозов представлены на (рис. 7). Хотя конкретные траектории будущей динамики численности населения различаются, все прогнозы — и более оптимистически, и менее оптимистические — предсказывают более или менее быстрое сокращение численности населения до 2050 г.

 

Рисунок 7. Численность населения России до 2050 года по различным прогнозам, млн. человек

 

Единственное исключение представляет собой прогноз, названный «нормативным». Недавно было утверждена Концепция демографической политики России до 2025 года, и там были названы некоторые цифры. В частности, говорится, что к 2015 г. население России достигнет 142 млн. человек, а к 2025 г. — 145 млн. человек. Если принять эти реперные точки и провести через них кривую (это — верхняя кривая на графике 7), то и получится «нормативный» прогноз, который предсказывает рост населения. Единственное, что можно сказать по поводу этого прогноза, это то, что он не соответствует ни одному из имеющихся.

 

 Динамика темпов роста населения в России на протяжении 1900-2000 гг резко колеблется, все же в целом, несмотря на все трудности и катастрофы, население России в ХХ в. росло, хотя этот рост четырежды прерывался. Существуют различные прогнозы развития динамики роста населения в России: более оптимистические, и менее оптимистические — предсказывают более или менее быстрое сокращение численности населения России до 2050 г. Так как население России уменьшается, а население развивающихся стран быстро растет, то неизбежно понижается место России в мировой демографической иерархии.

Мы сейчас стоим на пороге очень неприятного этапа давно разворачивающегося в России демографического кризиса. Хотя население страны уже почти 15 лет сокращается, в силу особенностей российской возрастной пирамиды, число лиц в трудоспособном возрасте росло, а нагрузка на одного трудоспособного иждивенцами — детьми и пожилыми — сокращалась и была необычайно низкой. Так что в каком-то смысле мы были в выигрыше, получали так называемый «демографический дивиденд». Но сейчас этот этап заканчивается, начинается сокращение численности трудоспособного населения (у нас принято относить к нему женщин в возрасте от 16 до 55 и мужчин от 16 до 60 лет). Оно будет очень быстрым — 400-500 тыс. человек в год в ближайшее время и до 1 миллиона в год через несколько лет.

 

Анализ возможностей изменения существующей демографической ситуации в России показал:

•     В России естественная убыль населения очень велика, 800-900 тыс. человек в год, но в последнее время она снижается. У нас наименее благоприятный показатель рождаемости. Но в целом мы не слишком выделяемся на общем фоне. Есть разные прогнозы динамики рождаемости в России, и российские, и зарубежные, они обычно делаются в нескольких вариантах, но даже если взять только оптимистические сценарии, то все они предполагают достаточно умеренное повышение рождаемости до 2025.

•     Второй процесс, от которого зависит естественный прирост населения, — это смертность. Если в плане рождаемости мы не сильно отличаемся от большинства стран, то в плане смертности отличия есть и большие .Если ситуация сохранится, это будет означать, что родившийся сегодня в России мальчик проживет, в среднем, на 15 лет меньше, чем его европейский, американский или японский сверстник. При сравнении продолжительности жизни в России с некоторыми развивающимися странами, то и здесь Россия занимает последнее место. Что касается прогноза, то он не оптимистичен и не доходит даже до среднего уровня стран Евросоюза. Если эту проблему не решать – то естественная убыль населения России будет наблюдаться еще долго.

 

40.

Исходя из национальных интересов, стратегия демографического развития России призвана, определить характер демографической динамики на геополитически обозримую перспективу, установить её пороговые значения, наметить приоритеты и обосновать подходы к достижению поставленных целей, сформулировать основополагающие принципы демографической политики. В числе таких принципов:

1. Независимо от того, на какой компонент демографической динамики они воздействуют, все меры должны быть концептуально согласованы между собой, чтобы исключить возможность разнонаправленного влияния на демографическое развитие страны.

2. Чтобы не допустить или сгладить создание новой демографической волны и одновременно снизить финансовое давление на текущий бюджет, меры демографической политики должны:

а) вводиться поэтапно - в течение 4-5 лет - по разным субъектам Федерации, в первую очередь в самых важных в геополитическом отношении приграничных регионах и там, где наиболее неблагоприятная ситуация, а в последнюю - в районах с наилучшей демографической обстановкой;

б) быть распределены по группам с их постепенной реализацией в течение 4-5 лет; в этом случае меры демографической политики будут введены по всей России в полном объеме к 2014-2015 гг. и соответственно увеличение расходов растянется на 10 лет.

3. Формируя демографическую политику, нужно исходить из того, что все супружеские пары и отдельные лица имеют неотъемлемое право принимать самостоятельное решение относительно количества и времени рождения детей, точно так же и государство обладает суверенным правом проводить ту демографическую политику, которую оно считает соответствующей его внутренним потребностям. Такой принцип является основополагающим во Всемирном плане действий в области народонаселения. То же относится и к пространственным перемещениям.

4. Демографический рост - общенациональная задача и потому бремя её выполнения нужно распределить на всех: те, кто не имеют детей или не желают их иметь, включая и усыновление, обязаны участвовать финансово (налог на бездетность, повышение пенсионного возраста и т.п.) в поддержке тех, кто несет основную нагрузку в воспроизводстве населения (семьи с двумя-тремя детьми).

5. Меры, направленные на увеличение продолжительности жизни, должны охватывать все слои общества: способствовать улучшению лечения больных, сохранению здоровья здоровыми, уменьшению доли населения, подвергнутого различным девиациям (наркомания, алкоголизм и др.).

6. Меры в области миграции должны способствовать приросту населения, учитывая, однако, при выборе стран-доноров и районов расселения мигрантов геополитические интересы государства, контролируя при этом возможные этнические сдвиги.

7. Финансирование мер должно осуществляться как из федерального, так и из региональных бюджетов и других внебюджетных источников в зависимости от финансового состояния субъектов Федерации. На федеральном уровне должны быть определены те минимальные нормы вводимых мер, меньше которых они не могут быть ни в одном из субъектов Федерации.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 520.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...