Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формы движение населения. Типы и режимы воспроизводства населения.




 

В демографии выделяют две формы движения населения: 1) естественное и 2) пространственное (территориальное), или миграции (раньше миграции нередко называли механическим движением населения). Иногда выделяют третью форму движения населения - социальное движение. Его особенность заключается в том, что оно меняет не численность населения, а лишь его состав. К социальному движению населения относят начало трудовой деятельности, получение образования, переход из одной социальной группы в другую и т.п.

Естественное движение населения включает такие процессы, как рождаемость, смертность, брачность и разводимость. В последнее время к нему стали относить также и процесс овдовения. Соотношение рождаемости и смертности дает естественный прирост населения. Брачность и разводимость связаны с естественным приростом опосредованно - через рождаемость, на которую они влияют самым прямым образом.

Вторая форма движения населения - это пространственные перемещения, или миграции. Под миграцией населения в демографии понимается процесс перемещения людей через границы каких-либо территорий со сменой навсегда или на какое-то время постоянного места жительства либо с регулярным возвращением туда.

 

Типы и режимы воспроизводства населения.

Принято выделять три основных исторических типа воспроизводства населения. Первый и самый ранний из них — так называемый архетип воспроизводства населения. Он господствовал в первобытном обществе, находившемся на стадии присваивающей экономики, и ныне встречается очень редко, например, среди некоторых племен индейцев Амазонии. У этих народов смертность настолько высока, что их численность сокращается.

Второй тип воспроизводства, «традиционный», или «патриархальный», доминирует в аграрном или на ранних стадиях индустриального общества. Главные отличительные черты — очень высокая рождаемость и смертности, низкая средняя продолжительность жизни. Многодетность является традицией, способствует лучшему функционированию семьи в аграрном обществе. Высокая смертность — следствие низкого уровня жизни людей, их тяжелого труда и плохого питания, недостаточного развития образования и медицины. Этот тип воспроизводства характерен для многих слаборазвитых стран — Нигерии, Нигера, Индии, Сомали, Уганды, Афганистана, Йемена, Мьянмы, Бангладеш и особенно для Эфиопии и Анголы, где рождаемость составляет 45 %, смертность — 20 %, а средняя продолжительность жизни — лишь 43 года - 47 лет.

В значительной части развивающихся стран (Мексика, Бразилия, Филиппины, Пакистан, Ливия, Таиланд, ЮАР и др.) «традиционный» тип воспроизводства населения за последние десятилетия изменился. Уровень смертности снизился.Именно эти страны с «переходным» типом воспроизводства населения предопределяют высокие темпы роста населения мира в конце XX в.

Третий, так называемый «современный» или «рациональный» тип воспроизводства населения, порождается переходом от аграрной к индустриальной экономике. Этот тип воспроизводства характеризуется пониженной рождаемостью, близким к среднему уровнем смертности, низким естественным приростом и высокой средней продолжительностью жизни. Он характерен для экономически развитых стран с более высоким уровнем жизни и культуры жителей. Низкая рождаемость здесь тесно связана с сознательным регулированием размера семей, а на уровне смертности прежде всего сказывается высокий процент пожилых лиц.

Режим воспроизводства населения

Процесс самосохранения населения в ходе непрерывных изменений называют воспроизводством населения, и именно он является предметом демографии и. Воспроизводство населения — постоянное возобновление численности и структуры населения в процессе смены поколений людей на основе рождаемости и смертности, а также миграции. Совокупность параметров, определяющих этот процесс, называется режимом воспроизводства населения.

 

Рост народонаселения и его последствия . Теории народонаселения.

Сокращение числа доступных энергетических и природных ресурсов непосредственно связано с ростом численности народонаселения. На протяжении большей части человеческой истории рост народонаселения был незначительным. Резкое возрастание численности началось после Второй мировой войны. Понадобилось около 1 млн лет, чтобы число жителей планеты достигло 3 млрд (в 1960 г.), и около 40 лет, чтобы удвоить это значение, что дало повод говорить о демографическом взрыве.

В настоящее время население мира увеличивается ежедневно примерно на 250 тыс. человек. Ежегодный прирост населения на Земле составляет 90 млн человек, а общее число жителей достигло 7 млрд. Темпы роста существенно различаются в разных странах. Основной прирост населения планеты (около 80%) приходится на регионы и страны Латинской Америки, полуострова Индостан, Африки, Юго-Восточной Азии. Быстрый рост населения в развивающихся странах резко обостряет экологические и социальные проблемы. Демографы предполагают, что высокие темпы роста населения (около 2% в год) сохранятся до 2090 г. Затем темпы роста снизятся, и по достижении численности населения 12—13 млрд наступит стабилизация. Однако при таком увеличении численности населения может произойти деградация природных систем жизнеобеспечения, возникнет острая продовольственная проблема.

Еще одной важной проблемой является неравномерное распределение населения по территории земного шара. В настоящее время около половины его численности проживает всего лишь в шести странах. Более 90% населения сосредоточено в Северном полушарии. Продолжается процесс урбанизации — роста городского населения. Если в 1950 г. в мире было лишь 5 городов с населением свыше 5 млн чел. в каждом, то в 1980 г. таких городов было 26, а в 2000 г. - около 50. Наблюдается появление гигантских городов с населением в 25—30 млн чел. Самые крупные современные города - Мехико, Нью-Йорк, Сан-Паулу и др.

Каковы же последствия демографического взрыва? Бескон-трольный рост народонаселения мира рано или поздно в состоянии повергнуть в хаос мировую экономику, что сделает бесполезной борьбу с нищетой и голодом, приведет к истощению природных ресурсов и к фатальным политическим потрясениям.

   

Теории народонаселения

 

Ксенофобия - боязнь чужого и враждебность к чужому

Теория расизма :

-  членение человечества на отдельные, замкнутые в себе группы ("расы"),

-  приписывание этим группам биологически определенных черт,

- постулирование иерархии между расами, в силу которой одни оказываются интеллектуально или культурно выше, а другие ниже.

Гергий Хорниус в 1666 году писал о трех расах - яфетской, семитской и хамитской.   

Классификация Иммануила Канта человечество делится на четыре расы: "белую", "негритянскую", "монгольскую" и "индийскую". Андерс Ретциус (1796-1860), две расы - долицефальной (с удлиненным черепом) и брахицефальной (с коротким черепом). Иоганн Фридрих Блюменбах (1752-1840) насчитал пять рас - кавказскую, эфиопскую, американскую, монгольскую и малайскую.

Расизм выступил как идеология колонизации, как "теория", придававшая колониализму легитимность. В 1860-е годы из Лондонского Этнографического общества выделилась группа ученых, образовавших Антропологическое общество. Основатель этой организации Джеймс Хант написал книгу под названием "Место негра в природе".

Коннубий - запрет на браки между представителями "высших" и "низших" рас.

Граф Гобино: биологические различия суть источник социокультурных различий. Детерминация между "расой" (биологической принадлежностью) и "цивилизацией" (культурной принадлежностью).

Адольф Гитлер признавал три расы: основатели культуры (арийцы), носители, или распространители культуры (неарийские народы, например, славяне), разрушители культуры (прежде всего евреи и цыгане).

 

Суть расизма - в интерпретации различий (социальных, культурных, психологических, политико-экономических) в качестве естественных, а также в закреплении связи между Различием и Господством. Главный из этих постулатов – неснимаемость различия. Расизм сначала интерпретирует различия как "естественные", а затем увязывает их с существующими отношениями господства. Группы, стоящие выше других в социальной иерархии, стоят там по "естественному" праву превосходства.

 

Евгеника (от греч. eugenēs — хорошего рода), учение о наследственном здоровье человека и путях улучшения его наследственных свойств, о возможных методах активного влияния на эволюцию человечества в целях дальнейшего совершенствования его природы, об условиях и законах наследования одарённости и таланта, о возможном ограничении передачи наследственных болезней будущим поколениям

Фрэнсис Гальтон (1822-1911) в работе "Наследственный гений, его законы и следствия" писал: «подбором родительских пар можно превратить высокий интеллект из случайного качества в постоянное».

Евгенический контроль он предложил возложить на "коллегию" специалистов, которые, пользуясь специальным "метрическим" методом, должны оценивать наследственные физические и психические качества индивида. Окончательный вердикт коллегии, после подсчета всех плюсов и минусов, гласит как "пригоден" или "не пригоден" к размножению: “То, что природа делала слепо, медленно и жестоко, следует делать прозорливо, быстро и мягко”.

О.Морель (1808-1873):

-    люди, подорвавшие свое здоровье неправильным образом жизни, дают духовно неуравновешенное, истеричное потомство;

-  во втором поколении появляется умственная отсталость, эпилепсия, алкоголизм;

-  в третьем — душевные болезни, самоубийства;

-  в четвертом — идиотизм, уродства, бездетность, прямо ведущие к смерти рода.

Обсуждались практические меры государственной евгенической политики:

- евгеническое просвещение; материальное поощрение ценных производителей;

- сегрегация малоценных производителей;

- стерилизация нежелательных производителей;

- эвтаназия неполноценных 

Программа расовой гигиены доктора Мьоена из Норвегии (1908) из трех частей: отрицательных, позитивных и предупредительных евгенических процедур.

Отрицательная расовая гигиена предусматривала сегрегацию и стерилизацию.

Позитивная расовая гигиена включала:

- биологическое просвещение,

- изменение системы налогов,

- изменение заработной платы в зависимости от ценности производителей,

- защита материнства и детства,

- положительная политика народонаселения.

Предупредительная расовая гигиена рассматривала борьбу с расовыми ядами, такими как:

· свинец (промышленный яд),

· сифилис (патологический яд),

· алкоголь (наркотический яд)

В 1911 году шесть штатов в США уже имели свои законы, вынуждавшие стерилизовать душевнобольных. Шестью годами позднее к ним присоединились еще девять штатов. Америка стерилизовала больше 100 000 человек за их умственную отсталость, используя более чем 30 федеральных законов и законов штатов, принятых между 1910 и 1935 годами.

Закон об ограничении эмиграции [Immigration Restriction Act] в США 1924 года был прямым результатом евгенической компании.

Канада, Норвегия, Финляндия, Эстония и Исландия ввели принудительную стерилизацию в свое законодательство и использовали ее. Швеция стерилизовала 60 000 человек.

Германия, сперва стерилизовала 400 000 человек и затем истребила большую их часть.

Ортодоксальная евгеника, взявшая на вооружение биометрический метод, исходила из положения, что подобное рождается подобным, что подбором родителей по фенотипу можно существенно изменить состав популяции. Позже это стало причиной многочисленных противоречий между генетикой и евгеникой. В 1927 году на Берлинском конгрессе Р. Пирл, показал, что 95% выдающихся личностей имели фенотипически средних (или даже ниже среднего) родителей, которые при евгеническом режиме не получили бы "лицензию" на потомство, и многие из "ценных особей" попросту не появились бы на свет.

 

Основной идеей классического мальтузианства является демографический детерминизм. Т. Мальтус (1766 - 1834) в исторической работе "Опыт о законе народонаселения" приводит такие слова: “ Человек, пришедший в занятый уже мир... не имеет ни малейшего права требовать какого-бы то ни было пропитания, и в действительности он лишний на земле. На великом жизненном пиру нет для него места. Природа повелевает ему удалиться и не замедлит сама привести в исполнение свой приговор".

Т.Р.Мальтус постулирует увеличение выпуска средств существования в арифметической прогрессии (1, 2, 3...), а рост населения в геометрической прогрессии (1, 2, 4...).

В своей теории Т.Р.Мальтус опирается на «Основной биологический закон», который «... состоит в проявляющемся во всех живых существах постоянном стремлении размножаться быстрее, чем это допускается находящимся в их распоряжении количеством пищи...».

Т.Р.Мальтус формулирует «закон убывающего плодородия почвы»:

“...Когда мало-помалу... будет занята и возделана вся плодородная земля, увеличение количества пищи может быть достигнуто не иначе, как только путем улучшения занятых ранее земель. Эти улучшения, по самым свойствам почвы, не только не могут сопровождаться постоянно возрастающими успехами, но, наоборот, последние будут постепенно уменьшаться”

Все препятствия, которые ограничивают силу размножения, держат население на уровне средств существования. Препятствия:

1. Предупредительные (влияющие на уровень рождаемости):

- нравственное обуздание;

- пороки.

2. Разрушительные (влияющие на уровень смертности):

- несчастья (болезни, эпидемия, война, чума, голод)

Таким образом, народонаселение строго ограничено средствами существования, оно всегда увеличивается, когда увеличиваются средства существования, если только оно не будет остановлено какой-нибудь могущественной встречной причиной.

Т.Мальтус оправдывал эксплуатацию, эпидемии, войны и другие радикальные средства предотвращения бурного размножения.

История показала, что состав и численность народонаселения зависят не от фатума природы, вечного и неизменного, а от конкретных социально-экономических и политических процессов. Через эти процессы можно регулировать демографические явления. Мальтус не учитывал:

· социальные влияния на народонаселение;

· влияние способа производства;

· национальные традиции;

· влияние культуры различных народов;

· исторические события;

· возможности усовершенствования способов обработки земли;

· роста промышленности;

· развития науки.

3. Неомальтузианство (современное мальтузианство) подтверждает основную доктрину, обоснованную Т.Мальтусом – демографический детерминизм. Эти теории расширили аргументацию и арсенал рекомендуемых средств сокращения прироста населения

Г.Тейлор (США) считал, что стремительное разрушение окружающей среды вследствие антропогенного давления на нее формирует “механизм обратной связи”, в силу и с помощью которого природа как бы сводит счеты с человечеством за чрезмерное его размножение.

В.Фогт, Г.Браун т провозгласили теорию «оптимума населения»: сократить численность населения до 1 млрд. человек: «Войны и кризис – гигантский фактор отбора».

Дж. Форрестер в своей теории обосновал достижение «нулевого прироста населения».

Однако последователи неомальтузианства не предложили путей достижения такой численности населения, кроме моратория (заперта) на рождаемость, широкого применения контрацептивов и других средств замедления воспроизводства населения. Таким образом, не смотря на внешнюю привлекательность, такая трактовка имеет реакционную мальтузианскую тенденцию.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 694.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...