Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Темы для самостоятельного изучения




 

1. Звучащая речь и ее особенности.

2. Спор, дискуссия, полемика.

3. Культура и искусство спора.

4. Поведение полемистов в споре.

5. Доводы в споре.

6. Искусство отвечать на вопросы.

7. Полемические приемы.

8. Уловки в споре.

9. Ораторское искусство и политика.

Список рекомендуемой литературы

1. Андреев, В.И. Конфликтология: Искусство  спора,  ведения   переговоров, разрешения конфликтов / В.И. Андреев. – Казань, 1992.

2. Бернацкий, Г.Г. Культура политической дискуссии / Г.Г. Бернацкий. – Л., 1991.

3. Введенская, Л.А. Культура  и  искусство  речи / Л.А. Введенская,  Л.Г. Павлова. – Ростов-н/Д, 1996.

4. Иванова, С.Ф. Вместе искать истину / С.Ф. Иванова. – М., 1989.

5. Ивин, А.А. Искусство правильно мыслить / А.А. Ивин. – М., 1986.

6. Кохтев, Н.Н. Основы ораторской речи / Н.Н. Кохтев. – М., 1992.

7. Мастера красноречия. – М., 1991.

8. Минеева, С.А. Полемика – диспут – дискуссия / С.А Минеева. – М., 1990.

9. О красноречии в шутку и всерьез / Сост. А.Е. Михневич. – М., 1989.

10. Павлова, К.Г. Искусство спора: логико-психологические аспекты / К.Г. Павлова – М., 1988.

11.  Павлова, К.Г. Психология спора / К.Г. Павлова. – Владивосток, 1988.

12.  Павлова, К.Г. Спор, дискуссия, полемика / К.Г. Павлова. – М., 1991.

13.  Прошунин, Н.Ф. Что такое полемика? / Н.Ф. Прошунин. – М., 1985.

14.  Савкова, З.В. Как сделать голос сценическим / З.В. Савкова. – М., 1975.

15.  Соколов, К.Г.  Проблемы   научной   дискуссии / К.Г. Соколов. – Л., 1980.

16.  Цицерон, М.Т. Три трактата об ораторском искусстве / М.Т. Цицерон. – М., 1972.

17.  Эрнст, О. Слово предоставлено вам / О. Эрнст. – М., 1988.

Практические задания

Задание 1.Произнесите правильно слова. Дайте толкование лексического значения выделенных слов.

Дело, декрет, демократия, депутат, декада, декларация, декан, дезертир, одессит, Одесса, академотпуск, девальвация, крем, кофе, берет, тенор, термометр, протест, литера, паштет, контекст, бухгалтер, терапевт, инженер, пионер, комбинезон, фанера, шинель, шрапнель, крейсер, рельс, дрейф, пресса, патент, гротеск, бенефис, полонез, трек, буриме.

Задание 2. Произнесите правильно слова. Дайте толкование лексического значения выделенных слов.

Темп, бутерброд, генетика, детектив, аннексировать, диспансер, пантера, свитер, тент, протез, адекватный, модель, атеист, демпинг, депрессия, отель, террор, синтез, тезис, оппонент, тенденция, форель, пантеон, интервью, синтетический, крепдешин, несессер, нонсенс, лазер, реноме, резюме, компьютер, менеджер, мерчендайзер, спичмейкер, имиджмейкер, брокер, маклер.

Задание 3.В чем особенность произношения О в следующих словах? Дайте толкование лексического значения выделенных слов.

Бокал, боа, Бордо, Вольтер, Золя, конгресс, конферансье, коммюнике, конфронтация, ломбард, лорнет, Марокко, мораль, Мольер, Монреаль, ноктюрн, сонет, Орфей, Отелло, оазис, поэзия, романс, Россини, Торонто, Флобер, фойе.

Что (кого) называют слова – имена собственные?

Задание 4.Определите, какие ошибки допущены в следующих словах. Запишите слова и произнесите правильно.

Дермантин, диспанцер, прецендент, инциндент, флюрография, компроментировать, константировать, друшлаг, перетурбация, полувер,  бессеребреник, задолжник, будующий, несведующий, плотят, подскользнуться, почтампт, экскорт.

Задание 5.Образуйте формы женских отчеств от следующих имен. Правильно произнесите их.

Илья, Лука, Никита, Фома, Савва, Кузьма.

Задание 6.Выпишите в один столбик слова, в которых произносится [шн], в другой – слова, в которых произносится [чн], укажите варианты.

Смазочный, яблочный, конечно, копеечный, месячный, конечный, прачечная, булочная, заочный, добавочный, сердечный, поточный, яичница, командировочный, беспорядочный, полуночник, подсвечник, друг сердечный, аптечный.

Задание 7.Произнесите слова правильно. Запишите слова с ударным [ё] в один столбик, слова с ударным [е] – в другой в алфавитном порядке. Дайте толкование лексического значения выделенных слов.

Афера, белесый, перышко, береста, одновременно, всплескивать, шофер, забытье, бытие, гренадер, ксендз, планер, околесица, опека, бесхребетный, гравер, острие, жернов, современный, атлет, пересек, поблекнуть, блеф, жердочка, наем, желчь, приведший, зев, поименный, ярем, расседлывать, небытие, оседлость, сметка, желчный, гаер, скабрезный, ременный, двухведерный, расчесывать, ерничать, сек, челн, щелка, заем, свекла, блеклый, житие, тапер, молодежь, никчемный, маневры, новорожденный, обыденный.

Задание 8.Поставьте ударение в словах. Дайте толкование лексического значения выделенных слов.

Газопровод, договор, досуг, дремота, знамение, изобретение, добыча, искра, кремень, ломоть, мусоропровод, мышление, намерение, пиала, приданое, свекла, статуя, ходатайство, щавель, апокриф, апостроф, бюрократия, гастрономия, диоптрия, иконопись, каучук, ломота, нефтепровод, мытарство, пасквиль, поминки, созыв, статут, упрочение, вероисповедание, феерия, феномен, асимметрия, бензопровод, ветеринария, бунгало, генезис, догмат, жизнеобеспечение, камбала, кета, каталог, квартал, некролог, диалог, кладовая, колосс, недуг, инсульт, коклюш, партер, премирование, пурпур, путепровод, ракурс, столяр, толика, узаконение, христианин, экслибрис, ворожея, дискант, творог, индустрия, вечеря, всенощная, факсимиле, фетиш, экскурс, дискурс, агент, алкоголь, асбест, аристократия, баржа, блудница, боязнь, еретик, засуха, пихта, каучук, тефтели, планер, эксперт, километр, цемент, документ, доцент, искус, изыск, петелька, цепочка, гренки, отрочество, хвоя, соболезнование, сторица, танцовщица, туника.

Задание 9.Укажите типичные акцентологические ошибки, допускаемые при произношении следующих слов в просторечной среде.

Алфави́т, бомбардирова́ть, бряца́ть, ве́черя, взгляну́ть, вложи́ть, го́лодно, гренки́, за́гнутый, запле́сневелый, запломбиро́ванный, зубча́тый, и́вовый, кишки́, кичи́ться, клешни́, коклю́ш, кра́шение, креме́нь, ломо́та, наве́рх, попе́рчить, на́чатый, пи́хтовый, ки́рзовый, подбодри́ть, полчаса́, прида́ное, рыхли́ть, сверли́ть, обеспе́чение, хода́тайствово, удо́бнее, краси́вее, я́годица, хозя́ева, сре́дства, флюорогра́фия, свё́кла, щаве́ль, то́рты.

Задание 10.Дайте оценку: нормативные, допустимые или ненорма-тивные варианты ударений в словах.

Августо́вский, автозаво́дский, асимме́трия, баржа́, бредово́й, зво́нит, вспо́лох, гофри́ровать, банты́, добы́тый, за́виты, запорошённый, заря́женный, засо́ленный, и́скус, камбала́, комбайнёр, металлу́ргия, ми́зерный, о́птовый, на́зло, ра́кушка, то́тчас, у́шко, феноме́н, хо́леный, экзальтиро́ванный, тра́пеза, ба́ловать.

Задание 11.Обозначьте ударение в прилагательных, подчеркните, где есть, букву ё, дайте толкование лексического значения выделенных слов.

Бесхребетный, бревенчатый, иноплеменный, новонареченный, обыденный, одновременный, бесшерстный, гладкошерстный, нареченный, незаконнорожденный, никчемный, нововведенный, помпезный, первоочередной, полуденный, новорожденный, обетованный, одноименный, разноплеменный, валовой, взбалмошный, заплесневелый, мизерный, петельный, развитой, гербовый, свекольный, мускулистый, гусеничный, бархатистый, сливовый, подростковый, мозаичный, кухонный, цементный, августовский, экспертный.

Задание 12.Поставьте ударение в наречиях.

Искони, взаперти, весело, вредно, втридорога, задешево, голодно, мельком, наискось, насмерть, поверху, понизу, поутру, слабо, тесно, мастерски, искоса, издавна.

Задание 13.Поставьте ударения в глаголах.

Различить, разоружить, разрознить, уведомить, усовестить, начать, углубить, заиндеветь, заржаветь, занозить, заострить, измельчить, баловать, осведомить, обострить, вклеить, исчерпать, откупорить, кашлянуть, упростить, пломбировать, премировать, ходатайствовать, предпринять, нормировать, принудить.

Задание 14. Вставьте пропущенные буквы, обозначающие ударный гласный.

Запод..зривать, обеспок..ивать, обусл..вливать, опор..чивать, подыт..жи-вать, узак..нивать, упр..чивать, уполном..чивать, приур..чивать, сосредо-т..чивать, выстр..ивать, зад..бривать, дотр..гиваться, забол..чивать, подб..дри-вать, укор..чивать, успок..ивать.

Задание 15.Просклоняйте слова, поставьте ударение. (Помните, что в заимствованных словах нет беглости гласных.)

Брелок, бюллетень, валет.

Задание 16.Образуйте формы слов, расставив ударение, по образцам: а) дал – да́ло – да́ли – дала΄; б) за́лит – за́лито – за́литы – залита΄.

А. Гнался, добрался, ждал, отнял, передал, умер, послал.

Б. Занят, заперт, изобретен, огражден, преподнесен, создан, совмещен.

Задание 17.Объясните семантические варианты ударения в словах.

Атла́с – а́тлас, броня́ – бро́ня, ви́дение – виде́ние, вя́занка – вяза́нка, и́рис – ири́с, ки́рка – кирка́, клу́бы – клубы́, кре́дит – креди́т, ло́скут – лоску́т, мокро́та – мокрота́, остро́та – острота́, ста́рина – старина́, за́говор – загово́р, о́тзыв – отзы́в, ха́ос – хао́с;

ла́вровый – лавро́вый, у́гольный – уго́льный, хара́ктерный – характе́р-ный, языково́й – языко́вый, подви́жный – подвижно́й, сло́женный – сложённый, заброни́ровать – забронирова́ть, мо́рщить – морщи́ть, погру́жен-ный – погружённый, скло́нен – склонён, тру́сить – труси́ть.

Задание 18.Какое ударение является нормативным, а какое профессиональным?

Искра́ – и́скра, ко́мпас – компа́с, до́быча – добы́ча, при́кус – прику́с, шпри́ца – шприца́, возбу́ждено – возбуждено́ (уголовное дело), осу́жденный – осуждённый, флейто́вый – фле́йтовый, фи́льтровый – фильтро́вый.

Задание 19.Дайте толкование лексического значения  слов, составьте с ними словосочетания.

Железка – желёзка, истекший – истёкший, небо – нёбо, падеж – падёж, оглашенный – оглашённый.

Задание 20.Дайте оценку произношению слов в следующих примерах из живой речи.

Опоздал на ликтричку. Свеклу́ и мо́рковь мыши погрызли. В этом ква́ртале. Си́ротам оказали помощь. Хозяева́ дома? Зво́нят тебе. Средства́ есть. Кило́метр уже прошли. Отец сто́ляром работат. Умоюся, оденуся и в полуклинику пойду. Дремота́ одолела. Пахота́ началась. Мо́лодежь собира-ется в клуб. Нена́висть у меня кипит. Мозоли́ натерла́. Мусоропро́вод засо́-рился. Чайник скипел. Инциндент здесь произошел. Скомпроментировали нас. Сосиськи сварились. Подвинь тубаретку. Ваще-то щас у нас капита-лизьм. Подклад у спинжака рвется. Перетрубация у нас: ревизор приехал.

Задание 21.Перепишите стихотворение, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Сформулируйте правило употребления паронимов одеть – надеть.

Любезный друг (н..) надо забывать

Что од..вать (н..) знач..т н..д..вать:

(Н..) надо путать эти выр..женья

У каждого из них св..ё зн..ченье.

               З..помн..ть это можн.. бе(с,з) труда

               Глагол н..деть мы г..в..рим тогда

               Когда на что нибудь ..дежду н..д..ваем

                Иль что нибудь ..деждой п..крыва..м

               Иль – иначе – в ..дежду ..д..ваем.

С..бя н..рядней хоч..шь ты одеть

Так должен плат..е новое н..деть

И руку ты п..рч..ткой ..дева..шь

Коль на руку п..рч..тку ..дева..шь.

               Д..тя ..ден..шь в плат..це его

               Когда ..денешь плат..е на него.

 Кому р..дной язык и мил и доро..

Ош..бки тот (н..) терп..т и сл..да.

И потому друж..к мой н..когда

(Н..) делай ты п..добных ..г..ворок.

Задание 22.Объясните разницу в лексических значениях слов. Составьте с ними предложения.

Крайний – последний, снова – обратно, учитель – преподаватель, профессия – специальность, юбилей – день рождения – именины, булка – буханка – батон, туркменка – турчанка, корейка – кореянка, индейка – индианка.

Задание 23.Дайте толкование лексического значения слов. Составьте словосочетания.

А. Абонент, абонемент, абстракция, аксиома, аллегория, альманах, амплуа, апогей, апофеоз, ассоциация, баллотироваться, беллетристика, бестселлер, вираж, витраж, вернисаж, габарит, гарантия, гипотеза, гобелен, геноцид, демагогия.

Б. Дебаты, дебют, декларация, дилемма, дилетант, закоснелый, закостенелый, тривиальный, меркантильный, импичмент, референдум, экспрессия, плагиат, спонсор, имидж, имитация, инцидент, каламбур, кампания, кардинальный, радикальный, клише, когорта, компания, компетентный, кредо, кулуары, альтернатива, электорат, инфляция.

В. Лаконичный, ландшафт, лейтмотив, маринист, марево, меморандум, мемуары, миссия, мораторий, мотель, невежа, невежда, нивелировать, нигилист, дивиденд, дифирамб, инвестиция, инсинуация, интерпретация, клиринг, индифферентный.

Г. Обаяние, обоняние, оптимальный, ореол, ареал, палитра, парадокс, педант, плеяда, поделка, подделка, подоплека, постскриптум, преемник, прецедент, приоритет, консенсус, консорциум, холдинг, конгломерат, инфантильный, инсинуация, менталитет, маркетинг, легитимный, ноу-хау.

Д. Расселина, расщелина, ратификация, скрупулезный, титульный, фикция, форсировать, форум, щепетильный, эквивалент, экслибрис, экспромт, тезис, эксцентричный, экзальтированный, эстетика, этика, эффектный, эффективный, протекционизм, коррупция, прерогатива, плебисцит, инаугурация, эксклюзивный, рекламация, маргинал.

Задание 24.Объясните различия между паронимами. Составьте словосочетания с каждым из них.

А. Бережный – бережливый, бракованный – браковочный, веский – весомый, факт – фактор, выборный – выборочный, гнездо – гнездовье, драматичный – драматический, жилищный – жилой, задерживать – сдерживать, сказать – подсказать.

Б. Изготовить – приготовить, мифический – мифологический, основание – обоснование, особый – особенный, подменить – заменить, представить – предоставить, романтичный – романтический, эффектный – эффективный, дипломат – дипломант.

В. Проблемный – проблематичный, стилевой – стилистический, сытый – сытный, методичный – методический, статичный – статический, командировочный – командированный, целый – цельный, цветастый – цветистый – цветной – цветовой.

Г. Адресат – адресант, боязно – боязливо, неприглядный – непроглядный, осудить – обсудить, оговорить – обговорить, фасонный – фасонистый, нетерпимый – нестерпимый, безвыходный – безысходный, глиняный – глинистый, земляной – землистый.

Д. Отборный – отборочный, логичный – логический, геройский – героический, усвоить – освоить, неизмеримый – несоизмеримый, натуральный – натуралистический, пустой – пустынный, типичный – типовой, человеческий – человечный, гуманный – гуманистический, похвала – похвальба, самолюбие – себялюбие, снискать – сыскать.

Задание 25.Подберите паронимы к следующим словам. Составьте с ними словосочетания. Объясните различие лексических значений.

Главный, вздох, особенный, сажать, дельный, туристский, мелкий, воинственный, гармонизировать, встать, дерзать, черепаший, смертный, техничный, доверительный, ехида, здравница, завешанный, парламентер, познавание, заживлять, длительный, останки, оплата, тяжкий, выходить, личностный, мелочный, масленый, праздный, войти, динамичность, бедственный, благодарственный, защитительный, окончить.

Задание 26.Возможна ли замена слов из левого столбика словами (словосочетаниями) из правого. Почему?

Подпись                                      Роспись

Сообщение                                 Информационное сообщение

Насмехаться                               Надсмехаться

Лейтмотив                                  Главный лейтмотив

Индустрия                                  Промышленная индустрия

Актуальность                             Злободневная актуальность

Адрес                                          Адрес местожительства

Прейскурант                              Прейскурант цен

Маршрут                                    Маршрут движения

Снова                                          По новой

Абориген                                    Местный абориген

Сувенир                                      Памятный сувенир

Экспонаты                                  Экспонаты выставки

Провозгласить тост                   Поднять тост

Интерьер                                    Внутренний интерьер

Курица                                        Кура

Патриот                                      Патриот Родины

Непременно                               Беспременно

Дебют                                         Первый дебют

Памятник                                   Мемориальный памятник

Задание 27.Выявите лексические ошибки, укажите их разновидности, исправьте.

Эта билетная касса для командировочных. Товарищи, перед лицом врага объединимся воедино! Люди принесли цветы к мемориальному памятнику. Остатки неизвестного солдата похоронили на новом месте. В детстве Наташа Ростова отличалась живучестью. Наша администрация чутко принимает запросы горожан. Надо свести этих людей. Импортные слова быстро входят в нашу речь. Докладчик озадачил слушателей на будущее. Они засыпали нас потоком слов. Гамлет был сыном покойника. В конце вечера трибуну представили гостям. Построены добротные сельскохозяйственные постройки. Для выставки отобраны лучшие работы. Туда ночью ходить боязливо. Дорогие товары могут купить только ограниченные люди. В Киеве убит бизнесмен Курочкин сразу после окончания судебного заседания и выхода из здания суда. Он говорил, что даже в тюремной камере опасается за свою безопасность. У него вспыльчивый характер.

Задание 28.Исправьте предложения, устранив плеоназмы и тавтологии.

Каждый герой имеет свои индивидуальные черты. В ледяной холод и стужу нефтяники добывают нефть. Для этой воспитательной работы воспитателям нужно еще многое. У него незаурядные, выдающиеся способности. Гуманизм, человечность, любовь к людям, альтруизм – вот главные черты этого человека. Совсем еще молодым юношей он пошел на фронт. Строители нужны во все времена и всегда, везде и всюду. Это явление передовое и прогрессивное. В мае месяце проводится месячник «Чистый город». Надо беспощадно бороться с безнравственными, аморальными явлениями. В речи употребляет нецензурные матерные слова. Подводя итоги, приходим к выводу. Я мысленно подумал, что это гроза. В университете я подружился с друзьями. Пушкин изобразил образ лишнего человека.

Задание 29.Подберите русские синонимы к иноязычным словам.

Амбиция, вердикт, вестибюль, мемуары, реставрация, импорт, фауна, флора, комплекс, имитировать, интеллектуальный, доминировать, аморфный, формировать, антракт, апатия, симуляция, конфедерация, афиша, дефект, функционировать, фиаско, альянс, киллер, бармен, брокер, дилетант, адапта-ция, коллекционер, колер, номинация, пролонгировать, протекция, путч, отель, гонорар, инвестор, коррупция, брифинг, конфронтация, менеджер, эмбарго, пакт, элитный.

Задание 30.Устраните ошибки, определите их вид и разновидность.

Студенты прослушали приказ ректора. «Слово о полку Игореве» поймет каждый подлинно любящий свою Родину человек. Горький написал целую плеяду рассказов о простых людях. В образе Матросова отмечается беззаветная храбрость, воинский пыл. Подскажите, который час. Каждый студент высказал свое кредо. В Ираке зверски погиб иностранный журналист. По утрам я не кушаю. Моя будущая специальность – инженер. Больной отходит. Проблемам занятости населения посвящено настоящее совещание. Врач обошел одну палату. Доктор оставил это лекарство. Я мыслю, что сдам экзамены. Губернатор поведал о планах на будущее. Таких людей, как президент, можно называть престижными. Большая половина года уже позади. Все люди страшно обрадовались. Актер заслужил славу зрителей. Облокотился спиной к стене. Брюки ношу с отцовского плеча. Ужасно красивый человек. Она страшная красавица. Сломал стеклянную вазу. Учитель принужден еще раз объяснять новый материал. Ученый стоял у источников нефтегазовой промышленности. Культура речи – показатель общей культурности человека. День города – очень волнительный праздник.

Задание 31.Расположите синонимы в порядке усиления степени признака и действия.

Неприятный, отталкивающий, омерзительный, отвратительный, противный.

Учтивый, деликатный, обходительный, любезный.

Зажечься, запылать, загореться, вспыхнуть, засветиться, воспламениться.

Оцепенеть, остолбенеть, окаменеть, окоченеть, окостенеть, застыть, замереть.

Хохотать, фыркать, хихикать, прыскать, гоготать.

Смелый, храбрый, отважный, решительный, дерзкий, рискованный, бесстрашный, геройский.

Очаровательный, чудный, прелестный, пленительный, чарующий, обворожительный.

Задание 32.Выпишите из «Фразеологического словаря» фразеологизмы со словами язык, слово.

Задание 33.Дайте толкование ЛЗ фразеологизмов.

Испить чашу до дна, тьма кромешная, сизифов труд, неопалимая купина, внести лепту, ахиллесова пята, камень преткновения, душа в душу, скользить по поверхности, избиение младенцев, темна вода во облацех, сжечь мосты, сойти со сцены, последний из могикан, глас вопиющего в пустыне, притча во языцех, вещь в себе, между Сциллой и Харибдой.

Задание 34.Определите вид и разновидность ошибок, исправьте.

В этом движении важную скрипку играют демократы. Я не верю политику, который красиво фразы сыпет бисером. Начались слухи о глобальном потеплении. Для всего факультета этот студент стал басней во языцех. Один за одним друзья вышли в сад. Еще совсем недавно ему пели фимиамы. Нельзя всех мерять под одну гребенку. Я более менее заморил голод. Получить фиаско может каждый. Победа была скоропостижной и легкой. Среди белого дня наступила ночь. Прятаться за чужие широкие спины недостойно. Этот проект обречен на успех. Мы уделяем большое значение досугу горожан. Давайте до обеда заморим червячков. Он теряет под собой землю. Здесь диплом о высшем образовании на арапа не возьмешь. Скрепя сердцем, я подавил в себе раздражение. Показанные сегодня новые модели моды скоро выйдут в тираж. И он ушел, как побитый пес, ошпаренный кипятком. Команда экипирована с головы до ног и до зубов. Работаю во всю ивановскую – уже сил нет. Так вот где собака порылась. Наш университет – рассадник учености. Это отличная охотничья собака: она никогда не возвращается с пустыми руками. Маникюрша знала всю подноготную своих клиентов. Птиц надо беречь: они наши четвероногие друзья.

Задание 35.К следующим фразеологизмам подберите фразеологизмы-синонимы и фразеологизмы-антонимы.

Кот наплакал, куда ворон костей не таскал, шаг за шагом, волынку тянуть, до гробовой доски, от мала до велика, без сучка и без задоринки, трещать языком, лаптем щи хлебать, через пень колоду, кто в лес, кто по дрова, бросаться в глаза, девать некуда, повесить нос, одного поля ягода.

Задание 36.Определите, в какой профессиональной среде могли образоваться следующие фразеологизмы:

а) достичь потолка, вынужденная посадка, войти в штопор (сделать штопор), удачно приземлиться, мягкая посадка, сделать мертвую петлю;

б) потерпеть кораблекрушение, сесть на мель, на всех парусах, выбросить за борт, семь футов под килем, попутный ветер, полный штиль;

в) точить лясы, бить баклуши, отделать под орех, без сучка, без задоринки;

г) идти в авангарде, встретить в штыки, перейти в наступление, развернутым фронтом, дымовая завеса, принять бой.

Задание 37.Из контаминации каких фразеологизмов появились следующие ненормативные выражения?

Тратить нервы, одержать успех, оказать внимание, поставить вечер/ концерт, потерпеть потери, поднять тост, играть значение, оказать вред, брать/взять ставку на что-нибудь, занять звание чемпиона, защитить степень, производить воздействие, возглавить идеи, выполнение мечты, давать намек.

Задание 38.Правильно ли использованы фразеологизмы в следующих предложениях? Исправьте, определив вид нарушения.

Письма читателей газеты – кладезь для журналиста. Десятки заявлений с жалобами, просьбами остаются гласом, вопиющим в пустыне, они попадают в ящик. Такое несоответствие проходит красной полосой в письмах граждан. «Не красна хата углами, а красна пирогами», – сказал гость. Каждый из авторов внес свою бесценную лепту в сокровищницу русской литературы. Рабочие занимались сизифовым делом. В бухгалтерии сводят последние счеты с ушедшим годом. На ветер выбрасываются не слова, а ценные материалы. Здесь есть к чему приложить свои способности, есть простор для любителей сатирического оружия. Эти вопросы становятся и ребром, и горизонтально, но все остается на точке замерзания. Не мудрствуя лукаво, приведу цитату из отчета, составленного по следам рейда. Все понимали, что эти слова и слезы являются фиговым прикрытием авантюристки, свившей себе гнездо в нашем трудовом коллективе. Мы трудились в поте лиц и до последних сил, но, завершив работу, почувствовали облегчение: мы спели свою лебединую песню. Хотя он был и не из робкой десятки, но тут испугался. Ставлю вас в известность, что директор и завуч школы смотрят с закрытыми глазами на имеющиеся нарушения. Золотая лихоманка – вот что помутило мозги завоевателя; из-за этого они кровь лили, а кое-кто и кости сложил. Майская редиска как пресловутая ложка к обеду, как малый, да дорогой золотник. Поскитавшись, он вернулся в родные пенаты.

Задание 39.Воспроизведите фразеологизмы, включающие следующие компоненты: брать, дом, гром, жизнь, небо, масло, ноль, рука, палец, сказать, терять, ни… ни… .

Задание 40.Подберите и запишите определения (имена прилагательные) к словам. Дайте толкование лексического значения выделенных слов.

А. Рояль, колибри, кольраби, тюль, мозоль, кенгуру, вуаль, лебедь, шимпанзе, просека, рельс, жабо, кофе, авеню, кашпо, бра, зал, койне, суфле, меню, моль, корь, шампунь, писака, визави, соловушка, соседушка, домишко, иваси, канифоль, суахили, евро, боа, табель, фойе, фамилия, день рождения, туфля, какаду.

Б. Ракета-носитель, пресс-клуб, плащ-палатка, кран-балка, диван-кровать, салон-парикмахерская, меч-рыба, джаз-ансамбль, крем-сода, царь- пушка, сад-ясли, кресло-кровать, кафе-столовая, музей-изба, спектакль-феерия, платье-костюм.

Задание 41.Какие формы нарушены? Исправьте.

Он всегда был на переднем краю. Верстах в четырех от логова волчицы стояла зимовье. Полезно мыть волосы шампунью с медом. Интервью с космонавтами близился к концу. Купила красивую тюль. Принесли ароматное горячее кофе. Снова разболелся мозоль. Асфальтированная шоссе вела к городу. У девочки пальцы были в черниле. У нас осталось мало время. Враги оказывали вооруженные сопротивления. «Юманите» опубликовало это сообщение раньше других газет. Надо покрыть крышу новой толью. Про этого человека говорят, что он большая скряга и брюзга. Мы были на многоводном Миссисипи. Совсем недавно я купила очень красивую бра. Тогда в дело вступили тренера. Я поехал к ей, но у нее ее не было. Актеры играли на подмостке, установленной на площади. Новая бухгалтерша приступила к работе с понедельника. Она неглупая, надежная, одаренная внешностью, продвинута. У подъезда стояла новенькая «Жигули». Листья в этой книге уже пожелтели. Машина с детями ехала на дачу. Токи для молотьбы хорошо оборудованы. Из мрачного леса вышли на поляну, залившую солнцем. Газета «Комсомольская правда» стала более интереснее. Пассажиры были готовые к отъезду. Эта задача для меня трудная. Это платье красивше и лучшее того. Столичные шофера остановились в гостинице у дороги. Я полиглотка и могу поддержать беседу на любую тему.

Задание 42.Укажите смысловые различия в каждой паре слов. Составьте с ними предложения, запишите.

Кондукторы – кондуктора, образы – образа, поводы – повода, пропуски – пропуска, тоны – тона, цветы – цвета, ордены – ордена, лагери – лагеря, корпусы – корпуса, токи – тока, тормозы – тормоза, учители – учителя, хлебы – хлеба, мехи – меха, соболи – соболя, счеты – счета, колени – колена.

Задание 43.Образуйте форму родительного падежа множественного числа от следующих существительных. Укажите возможные варианты и их стилистические различия.

Апельсин, ампер, баржа, ботинок, валенок, головня, дупло, грамм, комментарий, кочерга, дно (каких-либо емкостей), мандарин, носок, поместье, помидор, сапог, свадьба, свеча, туфля, яблоко, баклажан, блюдце, вафля, гектар, доля, дядя, килограмм, полотенце, простыня, рельс, серьга, сплетня, солдат, ухо, сомнение, цапля, юноша, яблоня, будни, грабли, дрязги, нападки, сумерки, ясли, гренки, оладьи, башкиры, буряты, грузины, гусары, гуцулы, киргизы, цыгане, татары, чукчи, монголы, мордвины, осетины, персы, румыны, туркмены, негры, узбеки, эскимосы, якуты, кий, кайма, звено, шило, брелок, бюллетень, валет.

Задание 44.Исправьте предложения, объясните ошибки.

Он был горяч, полный жизни. Не стремлюсь быть лучше, оригинальной, хочу оставаться сама с собой. Самый крупнейший город в мире – Мехико. Разработка нового месторождения нефти становится все более интенсивнее. Более быстрее развивается ХМАО. Один студент шумный, другой тих. Эта книга плохее, чем та. Обои студентки подготовили доклады и выступили с ими. Трое дней и ночей мы готовились к экзамену. Мне очень нравится свой университет. Лицо у ней круглое. Все ихние конспекты лежали на столе. Он появился со своим секундантом, у него был прекрасный вид. С собаки ручьями текла вода, она была черная с белыми пятнами. Всякий студент должен стать хорошим инженером.

Задание 45.Учитывая морфологические свойства и формы слов, в каждой строке исключите одно лишнее.

Носок, чулок, георгин, помидор.

Тюль, бюллетень, рояль, гвоздь.

Цех, лист, пропуск, пояс.

Баня, пустыня, простыня, кухня.

Инструктор, трактор, доктор, тенор.

Лапти, сандалии, тапки, туфли.

Задание 46. Следующие топонимы употребите в форме дательного и предложного падежей с предлогами к, о (об).

Тюмень, Ялуторовск, Заводоуковск, Ишим, Тобольск, Ханты-Мансийск, Нефтеюганск, Сургут, Нижневартовск, Радужный, Когалым, Ноябрьск, Муравленко, Губкинский, Березово, Надым, Салехард, Лабытнанги, Новый Уренгой, Ямбург, Пойковский, Междуреченский, Болчары, Ярково, Тарко-Сале, Сеяха, Шурышкары, Мужи, Горки, Белоярский, Рощино, Советский, Нягань, Урай, Мегион, Лангепас, Пыть-Ях, Югра, Ямал.

Задание 47.Раскройте скобки, поставив имена собственные в нужной форме.

Состоялся вечер памяти (Юрий Визбор). Песни и стихи, написанные (Булат Окуджава), любят все. В «Похождениях бравого солдата Швейка» ярко проявился сатирический талант (Ярослав Гашек). Знакомство с (Чарли Чаплин) никого не оставит равнодушным. Учебник «Русский язык и культура речи» издан под редакцией профессора (Валентина Даниловна Черняк). Нас познакомили с инженером-нефтяником (Александр Кох). Репертуар (Дима Билан) обширен. Нужно побеседовать со студенткой (Ремчук) и студентом (Загдай). В концерте приняли участие отец и сын (Ойстрах). Фильмы с участием (Семен Фарада) незабываемы. Восхищаемся (Аня Середа), занявшей первое место. Люблю читать произведения (Марк Твен, Жюль Верн, Этель Войнич).

Задание 48.Раскройте скобки, цифры запишите словами, вставьте пропущенные буквы.

Библиотека университета ежемесячно пополняется (300 – 400) книг.. . Длина окружности равна (422) сантиметр.. . Высота Останкинской башни со стальной трубчатой антенной равна (540) метр.. (74) сантиметр.. .Самые быстрые бегуны развивают скорость от (36) до (43) километр.. в час. Сметная стоимость второго месторождения нефти составляет более (455) миллиард.. . В Тюмени живет более (538) тысяч человек. Вместе с новыми (1 203) слов.. учебник немецкого языка будет насчитывать свыше (4,5) тысяч.. слов. Вес искусственного спутника Земли был равен (1 327) килограмм.. .В общей сложности на машины было погружено (22,4) тонн.. угля. В работе научного кружка принимали участие около (1,5) десятк.. студентов. На традиционных встречах выпускников я вижу своих (24) однокашник.. .Из (21) участник.. олимпиады особенно выделялись (три – трое). Президент В.В. Путин в обращении к Федеральному собранию предложил программу действий до (2025) год.. .

Задание 49.Укажите ошибки в образовании и употреблении глагольных форм.

Мороз так и щипет за уши. Он решил выпровожать гостей. В избушке были замерзнутые окна. Рокотоемый гром испугал нас. Подскочил подросток, завернутый в тряпье. Дирижер – лицо, управляемое оркестром. Они вырубливали лес. Дед посадил в саду стелющую яблоню. Кит – млекопитающееся животное. Ехай скорее, чтобы не опоздать. Всувай руку в варежку. Ложь книги сюда. Желающие могут приобресть путевки в санаторию. Огромные волны плескают о каменные утесы. США вторгнулись в Ирак. Девочка поклала учебники в рюкзак. Экскурсантов настигнул шторм. Боец выстрелил в бежавшегося врага. Сестра сначала мечет, а потом шьет платье. Он стоял с выкатившими и налитыми кровью глазами. Я часто ездию в бассейн. Ляжь отдохни. Мама стирается, а я убираюсь. Мы подружили с охотником, который подарил нам ежика. Мцыри жаждует подвига. Грязь брызгает из-под колес машины. Он не привыкнул сдерживать себя. Вслед уходящему поезду провожающие махают руками. Дождь так и сыпет. Опять кошка мяучит. Дети во дворе играются. Я броюсь тщательно. Не хочете – не надо. Молоко скислось. Все яблоки изгрызанные. Выздоровлю – пойду в театр. Вылаживайте сюда ваши покупки. Отходьте подальше – у входа курить запрещено. Диета поможет похудать.

Задание 50.Образуйте форму 3-го лица ед. числа от следующих глаголов. Отметьте, если есть, варианты и объясните их различие.

Капать, махать, сыпать, двигать, мяукать, щипать, брызгать, полоскать.

Задание 51.Сравните глагольные формы, дайте их стилистическую характеристику.

 А. Выброси – выбрось; выйди – выйдь, выдь; выгляни – выглянь; уведоми – уведомь; вылези – вылезь; вылезай – вылазий; поезжай – съезди, езжай, едь, ехай; ляг – ляжь; беги – бежи.

Б. Вылезти – вылезть; нести – несть; цвести – цвесть; плести – плесть; грести – гресть; везти – везть; вести – весть.

В. Сох – сохнул; мок – мокнул; вис – виснул; пах – пахнул; сверг – свергнул; опроверг – опровергнул; воздвиг – воздвигнул; гас – гаснул; исчез – исчезнул; иссяк – иссякнул; ослеп – ослепнул; закис – закиснул; засох – засохнул; намок – намокнул; зачах – зачахнул.

Задание 52. Выберите форму, соответствующую современной литера-турной норме.

Машет – махает, полощет – полоскает, рыщет – рыскает, хнычет – хныкает, щиплет – щипает, мурлычет – мурлыкает, мучит – мучает, каплет – капает; дав – давши, написав – написавши, сказав – сказавши, купив – купивши, подумав – подумавши, поев – поевши, пропев – пропевши, напомнив – напомнивши, съездив – съездивши, поспав – поспавши; мокший – мокнувший, промокший – промокнувший, мерзший – мерзнувший, заерзший – замерзнувший, гасший – гаснувший, угасший – угаснувший, сохший – сохнувший, засохший – засохнувший.

Задание 53.В следующих строках из произведений С. Есенина найдите глагольные формы, не соответствующие современной литературной норме. Прокомментируйте выделенные слова.

А. Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвестьи умереть.

Б. Наклонивши лик свой кроткий,

Дремлет ряд плакучих ив…

В. Выше, выше, вихорь, тучи подымай!

Г. 26 их было,

26.

Их могилы пескам

Не занесть.

Д. Засучивши с рожью полы,

    Пахарятрясут лузгу,

В честь угодника Миколы

Сеют рожью по снегу.

Задание 54.Исправьте предложения, определите вид ошибки.

Ты не встретила в университете профессора разве? Новую почитать дали книгу мне. Преподаватель знает этот интересного много, очень лекции хорошо читает он. По поводу успеваемости собрание проводили мы и посещаемости. Теперь вновь к обозначению химических элементов вернемся мы. Дума по очереди заслушала отчеты всех министров. Не только надо относиться друг к другу с добротой, но так же и относиться надо к природе. В самом начале рассказа очень мне понравилось, как Куприн описывал утро. Он поступил в больницу после вызова бригады скорой помощи в тяжелейшем состоянии. Парфюмерию и косметику качественную на реализацию принимаем. Праздничное настроение создает весеннее убранство города. Ответ прошу выслать на адрес моего мужа, так у меня нет его постоянного. Спортсмен ударил мяч кулаком, который улетел за границу площадки.

Задание 55.Объясните разницу в формах сказуемых.

В бидон входит 5 литров. Большинство учится. В небо взмыли 3 бомбардировщика. Не горело 2 лампочки. Два студента ушли с занятий. Погибло 40 человек. Около миллиона человек посетило театр. Около тысячи докеров забастовало. Вспахано 56 гектаров. Набралось 30 храбрецов. Не решено много вопросов. Был намечен ряд путей решения. Ряд студентов нашего университета после сессии отчислены. Ряд скважин, которые теперь осваиваются, имеют большую рентабельность. В группе большинство студентов учатся хорошо. Большинство книг уже расставлено по полкам. Несколько студентов вошли в аудиторию. Дисквалифицировано несколько врачей. Заговорили сначала несколько человек.

Задание 56. Раскройте скобки, поставив слова в нужной форме.  Объясните.

Заведующий (отдел, библиотека, склад, ферма, кафедра); руководитель (ансамбль, кружок, лаборатория, проект, строительство); директор (завод, магазин, фабрика, школа); согласно (распоряжение, приказ, решение, постановление, указание, Конституция, указ, договор); благодаря (успех, целеустремленность, усидчивость, настойчивость, знания, добросовестность, хорошая погода, друзья, преподаватели); вопреки (просьба, предупреждение, предположение, уговор, усилия, плохая погода, препятствие); по (прибытие, возвращение, окончание, приезд, истечение срока, заключение договора).

Задание 57.Поставьте слово из скобок в нужном падеже с предлогом или без предлога.

Отзыв (работа), рецензия (статья), аннотация (книга), мечта (счастье), предчувствовать (беда), предъявить (виза), долг (родина), преклонение (талант), уплатить (проезд), оплатить (счет), скучать (родители), беспокоиться (ребенок), пойти (факультет, университет), прийти домой (школа), потребность (знания), удивляться (результаты), контроль (выполнения), сообщить (приезд), характеристика (Петров), заявление (студент).

Задание 58.Найдите ошибки, определите вид, исправьте.

А. Мы вошли в комнату, оклеенной красивыми обоями. Каждых три часа караул сменяется. Две русых косы падали на плечи. Домик стоит в лесу, спускающемуся к реке. Брат и сестра, отлично окончившая университет, получили красные дипломы. За три последние месяца продукты подорожали на 2%. Они увидели машину, полной зерном. Заработанные деньги разделили на четыре равных части.

Б. Мы должны проявить большую заботу к ветераном войны. Он был предан к своей Родине. Писатель призывал народ на борьбу. Из-за далеких стран вернулись пернатые друзья. На лыжных соревнованиях участвовала вся группа. Он думал о том, как с ним отнесутся в новой школе. Писатель ярко показал о тех качествах, которыми должны обладать интеллигентные люди. Мальчик бросился в постель, уткнувшись подушкой. К нарушителям были приняты меры. Эти факторы говорят за то, что некоторые студенты не- добросовестны. Молодые хоккеисты были разочарованы в результате первой встречи. Отдел должен дать отчет в проделанной работе. О трудностях я остановлюсь в дальнейшем.

В. Велико значение Пушкина и на развитие русского литературного языка. Он хорошо понимает и сочувствует другу. Ночью город кажется маленький. Наша область богатая нефтью и газом. Иванов считается очень хороший инженер. С тех пор он стал исполнительный директор. Вчера я и мой брат мы играли в футбол. Пушкин, он написал много прекрасных стихов. Задание, оно оказалось труднее. Моряки, они смелые люди. Девочки, они аккуратны. Преподаватель, он  прав.

Задание 59.Освободите  словосочетания и предложения от ненужного предлога по или замените его другим. Как вы думаете, в какой социальной сфере «рождаются» подобные выражения?

А. Опыт по выращиванию зерновых; план по освоению месторождения; план по эвакуации из здания; задачи по техническому прогрессу; программа по модернизации добычи нефти; меры по воздействию на алкоголиков и наркоманов; опыт по раздельной уборке хлебов; план по продаже молока и мяса; политика по разработке новых залежей нефти и газа; задачи по воспитанию студентов; итоги по молоку и овощам; план/отчет по научной работе.

Б. Немало сделано по улучшению состояния дворов и детских площадок. Были массовые выходы трудящихся по наведению порядка в городе. Допущен простой буровой по техническим неполадкам. Стоит вопрос по улучшению качества продукции. Вышла новая книга по удобрениям. Проводим беседы по прочитанному материалу, а также лекции по эстетическому воспитанию. Проведен инструктаж по пожарной безопасности.

Задание 60.Смешение прямой и косвенной речи – распространенный вид синтаксических ошибок. Исправьте предложения с этой ошибкой.

Пушкин писал, что долго будет он «любезен народу», что «чувства добрые я лирой пробуждал». Кого Хлестаков принимал, он просил у него денег взаймы и говорил, что странный случай со мной, что я в дороге совсем издержался. Пушкин говорит, что любовь еще, быть может, в моей душе угасла не совсем. Он говорит, что пойдет к униженным, пойдет к обиженным, там нужен ты. Друг сказал, что я заболел. Путин еще раз подтвердил, что я больше не буду баллотироваться в президенты. Сметанюк подчеркнул, что мне близки все тревоги горожан.

Задание 61.Перескажите текст, заменяя прямую речь косвенной. Какие трудности вы испытываете при этом? Как изменяется стилистика текста? Определите стиль текста, докажите.

Такая мелкая птаха, а уже научился вздыхать. Его ли это дело? Спрашиваю: Где же твой отец, Ваня? – Шепчет: Погиб на фронте. – А мама? – Маму бомбой убило в поезде, когда мы ехали. – А откуда вы ехали? – Не знаю, не помню. – И никого у тебя тут родных нету? – Никого. – Где же ты ночуешь? – А где придется.

Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил:  Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму я его к себе в дети… – Наклонился я к нему, тихонько спрашиваю: Ванюшка, а ты знаешь, кто я такой? – Он спросил, как выдохнул: Кто? – Я ему и говорю так же тихо: Я – твой отец.

Боже мой, что тут произошло! Кинулся он ко мне на шею, целует в щеки, в губы, в лоб, а сам, как свиристель, так звонко и тоненько кричит, что даже в кабине глушно: Папка, родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь!– Прижался ко мне и весь дрожит, будто травинка под ветром. А у меня в глазах туман и тоже всего дрожь бьет… (М.А. Шолохов. Судьба человека)

Задание 62.Найдите и исправьте ошибки, связанные с употреблением деепричастий и деепричастных оборотов.

Как приятно знать, что, придя домой, котенок встретит меня радостным мяуканьем. Прочитав о боях, мне сразу же представилась эта картина. Читая этот рассказ, создается впечатление, что Куприн сам был шахтером. Через год, будучи слепым и глухим, его привели к царю. Гуляя по коридору, нашелся карандаш. Идя по мокрой тропинке, дождь еще не прекращался. И только сняв фильм «Американская дочь», боль отпустила меня. Встретившись с Хлебниковым, в душе Ромашова наступил перелом. Запахи многих опасностей, рождаясь, животные уже знают. Катаясь, у меня больно подвернулась нога.

Задание 63.Найдите ошибки, квалифицируйте и исправьте.

Салют – это когда много-много огней и очень красиво. Чувства, которые чистые и бескорыстные, тоже исчезают. Боги, каких человек выбирает, меняются с развитием общества. Посетить салон стоит хотя бы потому, чтобы определиться в своих оценках относительно качества товара мировых стандартов. По окончанию школы я могу идти в любой вуз. Ряд городов точно будут бастовать. Начав писать в это время, в его первых стихах звучат мотивы протеста и тоски. Потерпевшего соседи утверждают, что будто бы около полудня слышен был в квартире шум. Беседа с заведующим финансового отдела прошла безрезультатно. Для нормализации работы отдела потребуются несколько месяцев. В общежитии живут две американских девушки. Отец сказал, что завтра я поеду на север, на буровую. Красота нашего народа должна отождествляться собирательным женским образом. Второкурсник, он все рассказал нам о сессии. Гербалайф – похудение без диеты, голода, сохраняя эластичность кожи. Жизнь все ставит по своим местам. Люблю праздник и когда веселятся. Согласно последнего приказа сессия продлевается на неделю. Просьба сдавать весь утиль дворнику, который накопился. Не выполнено домашнее задание, потому как болел. Меня не только интересуют рассказы, но и стихи. Мы радуемся и гордимся успеваемости студентов. Сестра была огорчена и встревоженной.

Задание 64.Найдите ошибки, определите их вид, исправьте.

Щенок был весь испачкан тиной и вымокший. Человек остановился, войдя в комнату и когда увидел меня. Вступая во взрослую жизнь, возникает необходимость красиво и убедительно говорить. Осваивая риторику, приобретаются навыки не только выступающего, но и слушателя. Надо установить руководство и контроль за работой кружка. Эта книга интересная и которая принесет пользу читателям. Люди, которые издавна живущие в России, их можно назвать пишущими и говорящими на русском языке. Просто трудно представить, что как быстро перевоплощается этот человек. Мальчик швырял в воробьев камнями, которые с писком разлетались в разные стороны. Которые студенты опоздают, те мешают нам слушать лекцию. Когда Андрий узнал Тараса, и он сразу побледнел. Меня спросили, что какой сегодня день. Сын заявил, что я не могу учиться, когда отечество в опасности. Пугачев строго крикнул, что кто из моих людей смеет обижать сироту. Раздаются долго не смолкаемые аплодисменты и которые сопровождали появление ветеранов войны. Опишу подробнее о моем новом положении. Существуют словари, где объясняется значение слов.

Задание 65.Определите стилистическую принадлежность текстов. Докажите.

Текст 1. Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды-молнии сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром…

Текст 2. До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, без малейшего ветра, но быстро продвигалась к нам. Солнце, еще не скрытое с облаками, ярко освещает ее мрачную фигуру и серые полосы, которые идут от нее  до самого горизонта. Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в раскаты, обнимающие весь небосклон…

Текст 3.Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии.

Текст 4.Доводим до Вашего сведения, что вчера вскоре после полуночи над районным центром и прилегающей к нему местностью пронеслась сильная гроза, которая продолжалась около часа. Скорость ветра достигала 30 – 35 метров в секунду. Причинен значительный ущерб собственности нескольких хозяйств, исчисляемый сотнями тысяч рублей.

Текст 5.Ну и гроза прошла сегодня над нами! Поверишь ли, я человек не робкого десятка, да и то испугался насмерть. Сначала все было тихо, нормально, я уже собрался было лечь спать, как вдруг сверкнет ослепительная молния и бабахнет гром, да с такой силой, что весь наш домик задрожал…

Задание 66.Определите тему следующих текстов. Текст какого стиля отсутствует среди них? Составьте такой текст.

1. Весна… Нежный звон серебряной капели, легкое, едва ощутимое дуновение хрустального ветерка, первые ласковые прикосновения все еще робкого весеннего солнца… Весна – это время возрождения, время исполнения самых сокровенных и волнующих желаний, это время новых надежд. Скованные льдом реки освободятся от ледяных пут и смело ринутся навстречу горизонту. Точно так же оттают наши сердца и заиндевевшие души… И будут готовы они к чему-то новому, доселе неизведанному, но определенно чистому и бесконечно загадочному, словно глубокое чистое весеннее небо…

2. Необычное время – весна! Все вокруг расцветает, природа обновляется. Пора и нам обновиться, сменить привычный образ жизни, возможно, даже обрести новый смысл существования, изменить ориентиры. Нужно, просто жизненно необходимо отыскать свое место под солнцем, стать социально значимым и общественно полезным, полноценным членом общества. И, поверьте, весна – с ее жизнерадостностью и новизной – идеальное время для подобных перемен!

3. Календарная весна начинается 1 марта и длится до 31 мая. В этот период происходит переход от зимнего времени года к летнему. В 20-х числах марта – день весеннего равноденствия. Меняется и температурный режим – воздух к середине весны в наших широтах прогревается до 10 – 15 ۫С. Под воздействием лучей солнца на ветвях деревьев и кустарников появляются первые почки, из которых впоследствии разовьются молодые побеги.

4. Ну вот надо же! Опять весна на дворе. Снова начинается… лужи и сплошная грязь кругом. Как глянешь на все это, так и настроение-то все мигом улетучивается, как и не бывало его! Одно хорошо: все эти облезлые, скучные деревья скоро зазеленеют, станет повеселее, да и лето там уже не за горами совсем. А вообще-то это даже прикольно: капель со всех крыш, щебетание птиц, да и первый дождь после изрядно поднадоевшего за всю холоднющую зиму снега тоже не может не радовать.

Задание 67.Составьте тексты заявления, доверенности, объяснительной записки, аннотации на книгу (доклад, сообщение). Как оформляется титульный лист курсовой и дипломной работ? Приведите примеры.

Задание 68.Составьте примерные вопросы для собеседования с претендентом на вакантную должность.

Задание 69.Что необходимо учитывать при составлении резюме? Составьте свое резюме.

Задание 70.Приведите примеры библиографического описания: 1) учебника одного автора, двух и более авторов; 2) статьи из сборника, из журнала; 3) учебника под редакцией; 4) интернет-издания.

Задание 71.Исправьте текст официального письма.

 

Уважаемые господа, работающие в АО «Аист».

Мы очень мечтали бы сотрудничать с вами на предмет детальной проработки наших программ по совместной подготовке презентации по продаже разных товаров. Мы рады будем поскорее встретиться с вами по обсуждению интересного нам вопроса.

Срочно пришлите нам нужные материалы и проспекты.

Очень ждем вашего ответа и предложения о дате проведения настоящих переговоров. С уважением, директор фирмы Иванов С.П.

Задание 72.Переведите следующее деловое письмо на русский литературный язык.

Уважаемый Иван Сергеевич!

Довожу до твоих мозгов, что фишка с поставкой компов не проканала. Гони бабки, клёвее зеленые. Мне в лом чесать к тебе и по барабану твои заморочки, перетирай их сам.

С приветом                                                          пахан компании Петров.

Задание 73.Найдите ошибки, квалифицируйте и исправьте их.

Книга, которую мне посоветовали, которую я взяла в библиотеке, которая находится недалеко от школы, которая недавно построена, мне понравилась. Что-то у меня ручка не функционирует. В букете превалируют гвоздики. Первое сентября – начало новой учебной эры для подрастающего поколения нашей великой Родины! Нефтяники вкалывают на буровой круглосуточно. Мозговали долго и наконец нашли правильное решение. Мы с подругой не конфликтуем. Импортные компьютеры, которые поступили из Японии и Кореи, пользуются большим спросом. Мы беседовали с инженером с большим стажем и с большим опытом. Это тетрадь сына брата директора. Мы ветераны, мучат нас раны. Если человек знает различие в этих выражениях (говорить и писать по-русски, говорить и писать на русском языке) и знает правильное различие, то он будет правильно выражаться в различных обстановках, а самое главное – он начнет сам понимать правильное значение каждого выражения. Я считаю, что эти выражения отличаются друг от друга. То есть это не одно и то же. Разведчики земных недр открыли новые запасы черного золота, и эт радостная весть мгновенно облетела всю область и получила горячий отклик трудящихся и чувство глубокого удовлетворения коллег и администрации. Под свой контроль прокуратура взяла и такие дела.

Задание 74.Найдите речевые штампы и канцеляризмы. Устраните их.

Отец не решился появиться на горизонте жизни дочери. Ввиду отсутствия воды в университете отменили занятия. Всем студентам надлежит знать об изменениях в расписании. Именно в это время телезрители «прилипали» к голубому экрану. Люди сплотились перед лицом общей опасности. На собрании остро стоял вопрос о дисциплине студентов. Ввиду отсутствия температуры больного выписали из лечебного учреждения. В послании Федеральному собранию Путин открыл всем глаза на истинное положение дел в стране. Этот праздник оставил неизгладимый след в душах ветеранов. При голосовании поднялся лес рук. Вышеупомянутые студенты пропускают занятия. Бойцы огненного фронта самоотверженно боролись со стихией.

Задание 75. Подберите и запишите 10 предложений с использованием универсальных слов: вопрос, проблема, разговор, подчеркнуть, раскрыть, указать, охватить, работать, обговорить, озвучить.

Задание 76.Определите, какие слова и словосочетания употребляются в официально-деловом, научном, публицистическом и разговорном стилях.

Ввиду плохой погоды, во избежание пожара, в соответствии с планом, оказать содействие, опротестовать решение, премилый, редактирование, улепетывать, гонка вооружения, разрядка международной напряженности, прибытие посла, нежданно-негаданно, авось, устранить недостатки, распрекрасный, разделался, тангенс, требования стилистики.

Задание 77.Какое требование стилистики нарушено? Какие стилистические фигуры использованы? Прокомментируйте выделенные словосочетания.

С мартом вас тающим,

                                      С мартом бушующим,

                                        С самым ласкающим,

                                      С самым волнующим!

Счастья Вам доброго,

                                      Счастья Вам вечного,

                                      Самого светлого

                                      И человечного!

Задание 78.Определите стиль текста. Докажите. Отредактируйте текст, указав вид и разновидность ошибок.

Уважаемые пассажиры!

В связи с участившимся случаями карманных краж и хищений из сумок и пакетов пассажиров в общественном транспорте, просим Вас быть бдительными, находясь в салонах автобусов и троллейбусов, следить за своим имуществом, проверять его наличие перед выходом из салона транспортного средства.

В случае обнаружения хищения незамедлительно сообщить кондуктору или водителю для объявления в салоне пассажирам для принятия мер по раскрытию и пресечению правонарушения.

Пассажиры, имеющие при себе телефоны, могут сообщить о случившемся в органы милиции. (Тел. 02).

                                                                        Комитет по транспорту

Задание 79.Переведите юмореску Л. Гумилева «Конспект одного студента на одной забойной лекции» на литературный язык. Что вызывает затруднения?

Хаммурапи был нехилый политический деятель. Он в натуре катил бочку на окружавших кентов. Сперва он наехал на Ларсу, но конкретно обломился. Воевать с Ларсой было не фигушки воробьям показывать, тем более, что ихний Рим-Син был настолько навороченным шкафом, что без проблем приклеил Хаммурапи бороду. Однако того не так легко было взять на понт. Ларса стала ему сугубо фиолетова, и он перевел стрелки на Мари. Ему удалось накидать лапши на уши Зимрилиму, который тоже был крутым мэном, но в данном случае прощелкал клювом. Закорифанившись, они наехали на Эшнуну, Урук и Иссин. Которые долго пружинили хвост, но пролетели как стая рашпилей.

Задание 80. Определите стиль следующего текста, род и вид речи, метод изложения материала (индуктивный, дедуктивный, метод аналогии, концентрический, ступенчатый, исторический), вид связи предложений (последовательная, параллельная), тип текста (повествование, описание, рассуждение).

Хаммурапи был искусным политическим деятелем. Он проводил экспансионистскую политику. Сначала правитель Вавилона пытался захватить Ларсу, но это ему не удалось. Воевать с Ларсой оказалось не так-то просто, тем более, что правитель Рим-Син был настолько изворотливым дипломатом, что с легкостью заставил Хаммурапи отказаться от своего намерения. Но Хаммурапи продолжал завоевательные походы с целью расширения территории своего государства. И, оставив на время попытки покорения Ларсы, он изменил политический курс, и вавилонская армия устремилась на север. Ему удалось заключить союз с правителем Мари Зимрилимом, который тоже был не- плохим политиком, но в данном случае уступил военной силе Хаммурапи. Объединенными силами были покорены Эшнуну, Урук и Иссин, которые упорно защищались, но в конце концов оказались побежденными.

Задание 81.Какое требование стилистики намеренно нарушено в стихотворении Е. Бергера «Нюрины дебаты»? С какой целью? Дайте толкование лексического значения иноязычных слов.

Агафье говорила Нюра:

–Чудесна нынче конъюнктура,

 И мой опинион таков,

 Что есть немало женихов.                        

Но хоть я этому и рада,                              

Дифференцировать их надо.

Давай, Агафья, мы вдвоем 

По ним дебаты проведем.                       

Во-первых, исключим из квоты             

Тех, у которых, нет работы                      

Или валюты в банке нет,                     

А есть с нуждою паритет,                      

И тех, кто ростом слишком мал,             

Пусть и имеет капитал,                            

И финишируем вступленье –                   

Начнем само перечисленье:                 

Варфоломей еще студент,  

Он не создаст истеблишмент,              

Ивана я не уважаю,                                                                                               

Ему импичмент выражаю,

И мне не нравится Семен –                  

Спонтанно нелоялен он,                          

А трансформировать Павлина

Весьма опасно в семьянина,                                              

Зато Василий мной любим:                                                             

Есть у меня консенсус с ним!

 

Задание 82.Определите стиль следующего текста, докажите. Представьте себе, что муж за обедом спрашивает жену, чем она занималась, и в ответ слышит:

В предобеденное время я ускоренными темпами обеспечила восстановление надлежащего порядка на жилой площади, а также в предназначенном для приготовления пищи подсобном помещении общего пользования (в том числе источник электротеплоэнергии). В последующий период времени мною было организовано посещение ближайшей торговой точки с целью приобретения необходимых для жизнедеятельности продовольственных товаров, а затем их незамедлительное приготовление в виде меню, состоящего из салата, первого и второго блюд, включающих необходимое количество калорий.

Какое требование стилистики нарушено? Изложите смысл текста в одном предложении. Дайте оценку выделенному словосочетанию.

Задание 83.Почему логические и фактические ошибки не являются речевыми, хотя проявляются в речи? Найдите логические и фактические ошибки в следующих текстах и предложениях, укажите разновидность логических ошибок. Какие качества речи нарушены в этих примерах?

… а посмотрели бы вы, что у него в саду! Чего там только нет! Сливы, вишни, черешни, огородина всякая, подсолнечники, огурцы, дыни, стручья, даже гумно и кузница (Н.В. Гоголь. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 406.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...