Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

История ораторского искусства




1. Античная риторикавозникла в Греции в V – IV вв. до н.э., сложилась в систему в III – II вв. до н.э., распространилась в Риме в I в. до н.э.

Родоначальники – классические софисты, высоко ценившие слово и силу его убеждения: Протагор из Абдер во Фракии, Горгий из Леонтии в Сицилии. (Софист («мудрец») первоначально – талантливый человек, способный проявить себя в какой-либо деятельности, опытный в каком-либо искусстве; в конце V в. до н.э. –  платный учитель красноречия и философа; затем –  беспринципный человек, виртуозно защищающий прямо противоположные точки зрения, неустойчивый в политических взглядах и позициях. Для софистов главное – одержать победу во что бы то ни стало.)

Теоретики античной риторики – Сократ (ок. 470 – 399 гг. до н.э.), Платон – ученик Сократа (427 – 347 гг. до н.э., труды «Софист», «Федр»), Аристотель (384 – 322 гг. до н.э., труды «Аналитики», «Категории», «Поэтика», «Риторика»), Дионисий Галикарнасский («О соединении слов»), Деметрий («О стиле») – в Греции; Марк Туллий Цицерон (106 – 43 гг. до н.э., труды «Оратор», «Об ораторе», «О знаменитых ораторах»), Квинтилиан (ок. 95 – 35 гг. до н.э., «Двенадцать книг риторических наставлений») – в Древнем Риме.

2.Русская риторика зародилась в Древней Руси. Образцы устной и письменной публичной речи содержатся в произведениях древнерусского искусства: «Слове о полку Игореве», «Поучении» Владимира Мономаха, переписке Ивана Грозного с князем Курбским, монологах Феофана Грека.

Первое сочинение (начало XVII в.) о риторике – «Сказание о семи свободных мудростях» («науках»: грамматике, риторике, диалектике, мусике, арифметике, геометрии, астрономии). Первым автором русской поэтики считается митрополит Новгородский и Великолуцкий Макарий (умер в 1626г.).

1620 г. – первая русская «Риторика», состоящая из 2 книг: «Об изо-бретении дел», «Об украшении» слова». Кроме списков «Риторики» 1620 г., существует древняя старообрядческая «Риторика в 5-ти беседах», «Риторика» М. Усачева, «Риторика» Софрония Лихуда (1698 г.), «Риторика» Козьмы Афоноиверского (1710 г.) и др. Самые популярные из них – «Риторика» и «Поэтика» Феофана Прокоповича.

Петровская эпоха: издан «Духовный регламент» – правила красноречия для церковных проповедников; 1720 г. – указ Петра I, гласивший: «Господам сенаторам речь в присутствии схода держать не по писанному, а токмо своими словами, дабы дурь каждого всем явна была».

М. В. Ломоносов – «отец российского красноречия» (Н.М. Карамзин): в 1743 – 1744 гг. написал «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия» на русском языке, отвергнутое академиками-немцами; в 1748 г. издана его «пространная» риторика на русском языке «Краткое руководство к красноречию» – фундаментальный научный труд, определивший развитие этой науки в последующие периоды. «Средства к приобретению красноречия: первое – природные дарования, второе – наука, третье – подражание авторам, четвертое – упражнение в сочинении, пятое – знание других наук» (Ломоносов), т.е. общая культура, эрудиция.

1792 г. – написан курс словесности М.М. Сперанским (1772 – 1839), опубликованный в 1844 г. под названием «Правила высшего красноречия» (разделы: «О частях слова», «О сочинении», «О расположении слов», «О слоге», «О произношении»).

1796 г. – написана «Риторика» И.С. Рижским. Более популярным стало 3-е издание (1809 г.) этого учебника под названием «Опыт риторики, сочиненный и ныне вновь исправленный и пополненный Иваном Рижским».

XIX в.,  первая половина – расцвет русской  риторики: курсы  риторики  А.Ф. Мерзлякова («Краткая риторика»), А.И. Галича («Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений»), Н.Ф. Кошанского, К.П. Зеле-нецкого и др.

Вторая половина XIX в. – постепенный упадок риторики как науки о прозе (деловой, научной, ораторской). В центре – изучение художественной прозы и поэтики. Риторика как самостоятельная учебная дисциплина утрачена, ее заменила «Теория словесности» – новый учебный предмет, ориентированный на исключительное изучение фольклора и художественной литературы. Исчез и термин «риторика».

Первая четверть XX в. – «Теория словесности» как курс, обучающий искусству речи, исключена из состава учебных дисциплин, ее заменила стилистика. Наиболее крупные представители этого направления филологической науки – С.П. Обнорский, Л.П. Якубинский, В.В. Виноградов, П.А. Ларин, Л.В. Щерба, Д.Э. Розенталь, Б.Н. Головин,  и др.

После 1917 г. – попытки возродить риторику как науку об ораторском искусстве: в 1918 г. создан «Институт живого слова»; в 1919 г. начали преподавать ораторское искусство в Коммунистическом университете им. Я.М. Свердлова, затем в Институте им. Володарского, в МГУ и других вузах. Укрепление тоталитарного режима, массовые репрессии привели к свертыванию различных форм публичной речи.

В 50 – 60-е годы XX в. ученые занимаются в основном проблемами культуры речи. Результат – существенное отставание развития риторики в стране по сравнению с США, Японией, Францией, в которых велась большая исследовательская работа в области речевого воздействия, пропагандистского убеждения и т.п.

В 70-х годах XX в. вновь возродился интерес к ораторскому искусству в связи с необходимостью устной агитации на борьбу «за светлое будущее» и пропаганды коммунистических идей. Ораторское искусство изучают в некоторых вузах, создается Всесоюзная организация – общество «Знание», открыты многочисленные школы молодого лектора, университеты лекторского мастерства, семинары для лекторов, агитаторов, пропагандистов. Появились научные исследования в области ораторского искусства (Г. З. Апресян «Ораторское искусство», 1978; А.Е. Михневич «Ораторское искусство лектора», 1984).

80-е годы XX в. – возникновение неориторики, связанное с изменением социально-политического строя и демократизацией общества: риторика изучается во всех вузах в курсе «Русский язык и культура речи», углубленно – на филологических факультетах; появляется множество учебников по риторике и культуре речи. Развитие риторической теории происходит на стыке целого ряда наук: философии, логики, психологии, языкознания, теории речевой деятельности, теории массовой коммуникации, социологии, педагогики, этики, эстетики и др. Современная риторика учит не только красиво и убедительно говорить, но и защищаться от недоброкачественного словесного воздействия, узнавать обман и манипулирование сознанием человека. Неориторика учитывает возможности национальных языков и базируется на языковой и понятийной картинах мира. Риторика сегодня – это способ гармонизации отношений и интересов говорящего (адресанта) и слушающего (адресата). Основа риторики – владение языком, высокая культура речи: не владея языком / речью, трудно добиться успеха на любом поприще.

Особенность русской риторики– традиционное (со времен Ломоносова) деление на общую и частную. Общая риторика изучает общие законы ораторской речи, частная описывает прозу, ее роды́ и виды.

Род красноречия – это раздел ораторского искусства, характеризующийся общностью предмета, социальной сферой коммуникации, специфической системой его разбора, оценки и целями.

Вид красноречия– жанр речи, в котором реализуется тот или иной конкретный род.

Роды красноречия:социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (церковно-богословское).

Социально-политическое красноречие – это род речи на политические, этико-нравственные темы, оказывающий воздействие, соответственно, на политические и моральные взгляды людей; это парламентское, дипломатическое, военное красноречие.

Виды: доклад на съезде, совещании, собрании, конференции, речь политическая, дипломатическая, митинговая, агитаторская, военно-патриотическая.

Особенности:актуальность, убедительность, полемичность, страстность.

Выдающиеся ораторы: А.В. Суворов, М.А. Бакунин, П.А.Столыпин, В.И. Ленин, Л.В. Троцкий, М.В. Луначарский и др.

Академическое красноречие– род речи, способствующий формированию научного мировоззрения, отличающийся строгой научностью, аргументированностью, логической культурой.

Виды: доклад на научной конференции, научный обзор, вузовская лекция, научно-популярная лекция, научное сообщение и др.

Особенности: высокий уровень научности, логика, факты, наглядность, доступность, яркость и эмоциональность изложения.

 Задачи: говорить просто о сложном и научить творчески мыслить, заставить слушателей самостоятельно искать ответы на вопросы.

Выдающиеся ораторы-ученые: химик Д.И. Менделеев, физик Л.Д. Ландау, историки Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, физиологи И.М. Сеченов, И.П. Павлов, К.А. Тимирязев и др.

 Судебное красноречие –род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан.

Виды – обвинительная (прокурорская) речь, защитительная (адвокатская) речь, общественно-обвинительная речь, общественно-защитительная речь, самозащитительная речь.

 Особенности – выявление, доказательство, убеждение, знание психологии, социальных проблем, полемичность, обусловленность содержания, официальность и итоговый характер, логичность.

Выдающиеся ораторы-юристы: В.Д. Спасович, К.И. Арсеньев, А.И. Урусов, Ф.Н. Плевако, А.Ф. Кони́.

Социально-бытовое красноречие – род речи, направленный на создание и поддерживание эмоционально-позитивных контактов людей в полуофициальной и неофициальной обстановке.

Виды: юбилейная речь, застольная речь (тост), поминальная речь (надгробное слово), приветственная речь, речь на приеме, на презентации, реклама (торговое красноречие).

Особенности: речевые клише, образность, экспрессивность, персонификация.

Духовное (церковно-богословское) красноречие– род речи на философские, политические, нравственные темы, призванные воздействовать на духовное и душевное состояние людей; имеет давние традиции. В Киевской Руси выделяли дидактическое, имеющее целью наставление, поучение, и панегирическое, торжественное красноречие, посвященное важным событиям и датам.

Виды: проповедь, речь на соборе.

Особенности:осмысление истории, элементы воспитания, обращение к внутреннему миру человека.

Выдающиеся ораторы-священники: Кирилл Туровский (XII в.), Тихон Задонский (XVIII в.), патриарх Московский и всея Руси Пимен (XX в.).

Требования к ораторской речи –содержательность; точность, ясность и простота; богатство выразительных средств, образность; стилистическое многообразие, уместность, соответствие жанрам и условиям общения; правильность; логичность; эмоциональность; благозвучие.

 Индивидуальные качества оратора– эрудиция, высокая культура речи, артистизм, обаяние, уверенность в себе, дружелюбие и добро-желательность, искренность, объективность, умение отвечать на вопросы, готовность к любым неожиданностям, заинтересованность в результатах выступления, а также опрятный внешний вид, виртуозное владение речевым аппаратом, мимикой и жестами, единство слова и дела.

Неписаное правило риторики – люди слушают не речь, а человека, который говорит.

    

 

 

  Повседневная подготовка к выступлениям:

· самообразование (приобретение новых знаний, накопление сведений из разных областей науки, техники, искусства, получение информации из СМИ, чтение художественной литературы и т.п.);

· создание собственного архива (вырезки из газет и журналов, выписки из прочитанной литературы, сбор пословиц, поговорок, крылатых слов, афоризмов, запись вопросов слушателей и т.п.);

· овладение техникой речи (правильное дыхание, хорошо поставленный голос, четкая дикция, безупречное произношение);

· повышение культуры устной и письменной речи (всегда и везде, в том числе и в быту, говорить правильно, точно, ясно и понятно, четко формулировать мысли, образно и эмоционально выражать свое отношение к предмету речи; писать, всегда соблюдая правила, ибо «перо – лучший и превосходный творец и наставник красноречия». – Цицерон);

· критический анализ выступлений (обращать внимание не только на содержание речи, но и на форму, языковое мастерство, ораторские приемы выступающего, достоинства и недостатки речи);

· овладение методикой публичного выступления (как подготовиться к встрече со слушателями, построить речь, какие приемы управления аудиторией можно использовать, совершенствование своего мастерства).

Подготовка к конкретному выступлению:

· выбор темы, формулировка темы (избегать слишком общих названий, длинных формулировок, незнакомых слов);

· формулировка цели (зачем и чего хочет добиться оратор);

· подбор материалов (работа с источниками, из которых можно черпать новые идеи, интересные сведения, факты, примеры, иллюстрации);

· изучение литературы (выбрать то, что можно будет использовать в речи, сделать выписки, систематизировать материал);

· чтение и осмысление прочитанного (пересказ своими словами – обогащение речи, совершенствование мастерства);

· запись прочитанного (выписки делать только на одной стороне листа или на карточках с указанием темы и «выходных данных» источника, т.е. фамилии и инициалов автора, названия книги, места и года издания, страницы);

· выработка собственной позиции (думать над прочитанным, спорить с авторами, компоновать материал, сформулировать свое отношение к проблеме);

· подготовка тезисов или плана (предварительного, рабочего и основного), чтобы речь была последовательной и стройной;

· языковое и стилистическое оформление речи;

· написание текста выступления (полного или тезисного);

· мысленное освоение текста (внутреннее «проговаривание»);

· проба речи (вслух с учетом времени, перед зеркалом, в присутствии близких людей).

Предварительный плансодержит все возможные проблемы выступления, затрагивает тему широко, позволяя выбрать (найти) конкретный вариант, предполагает наброски, схемы изложения.

Рабочий плансоставляется после подбора материалов и окончательной формулировки темы, определения цели выступления; формулируются тезисы, идеи, примеры.

Основной планпишется для слушателей, поэтому очень лаконичен; объявляется в начале выступления.

Классическая риторика включает:

· инвенцию (от латинского inventio – изобретение) – создание речи;

· диспозицию (от латинского dispositio – расположение) – построение речи;

· элокуцию (от латинского еlocutio – выражение, украшение) – языковое  оформление речи;

· мемориа (от латинского memorio – память) – запоминание речи;

· акцио (от латинского actus – поступок, действие) – произнесение речи.

Цели и виды речи:

1) развлечь слушателей – развлекательная речь,

2) информировать слушателей – информационная речь,

3) воодушевить слушателей – воодушевляющая речь,

4) убедить слушателей – убеждающая речь,

5) призвать слушателей к действию – призывающая речь (возможно сочетание этих целей).

Развлекательная речь должна развлечь и потешить, заинтересовать слушателей, собравшихся для приятного общения (на банкете, на приеме).

Информационная речьдолжна пробудить любознательность, дать новое представление о предмете, поэтому в ней не должно быть ничего спорного, неактуального: сообщение, доклад, защита реферата, курсовой, дипломной работы, диссертации и др.

Воодушевляющая речь (агитационная) должна внести ясность в вопрос, подчеркнуть его значение и воодушевить слушателей (речи на политических, спортивных, производственных собраниях с приветствием, с оценкой заслуг и в ознаменование событий и явлений, а также беседы о значении моральных ценностей, проповеди).

Убеждающая речьдолжна логическими доводами доказать или опровергнуть какое-либо положение. Это чисто логическая задача, при решении которой любыми методами оратор убеждает соглашаться с ним в спорном вопросе, т.е. стремится определить образ мышления и поведения слушателей, но не призывает их к действию.

Речь, призывающая к действию (агитационная), должна содержать необходимые фактические данные, пробуждать психическую восприимчивость и отклик, приводить к согласию, заставить слушателя почувствовать потребность сделать то, о чем его просит оратор. Призыв к действию может быть прямым и косвенным; действие может наступить немедленно или когда-нибудь.

Композиция(от латинского comрositio – составление, сочинение) речи – построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. (Синонимы – построение, структура.)

Составные элементы композиции – зачин, вступление, главная часть, заключение, концовка. (Зачин и концовка – факультативные элементы.)

Зачин– начало речи, первые фразы (интересный пример, пословица, поговорка, крылатое выражение, юмористическое замечание и т.п.). Первые слова должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны; они должны «зацепить» внимание слушателей. Задача – установить контакт.

Вступление– объявление темы, цели, плана выступления. Задачи:

· пробудить интерес к теме;

· укрепить контакт;

· подготовить слушателей к восприятию выступления;

· обосновать актуальность или постановку вопроса / темы.

Основное требование – максимальная лаконичность.

Главная часть – изложение сути вопроса, раскрытие темы, выполнение задач:

· последовательно разъяснить выдвинутые положения;

· доказать их правильность;

· подвести слушателей к необходимым выводам;

· вызвать ответную реакцию.

Основные требования:логика, последовательность, аргументированность (факты, примеры), стройность, точность,  доступность изложения.

Методы изложения материала:

· индукция (индуктивный) – от частного к общему. Оратор начинает с конкретного примера, затем подводит к обобщениям;

· дедукция (дедуктивный) – от общего к частному. Оратор выдвигает положение, а затем доказывает его;

· метод аналогии – сопоставление различных фактов, явлений, событий (обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям);

· концентрический метод – расположение материала вокруг обсуждаемой проблемы;

· ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим;

· исторический метод – изложение материала в хронологическом порядке, описание и анализ изменений, которые произошли в предмете обсуждения с течением времени.

Заключение– обобщение изложенного, подведение итогов, выводы (резюме). Задачи:

· суммировать сказанное,

· повысить интерес к предмету речи,

· подчеркнуть значение сказанного,

· поставить задачи,

· призвать к действиям (в агитационной речи).

Основные требования:лаконичность, связь с вступлением, «закон края» (лучше запоминается то, что сказано в начале и в конце сообщения).

Концовка– слова, которые должны усилить эффект выступления. «Конец – разрешение всей речи (как в музыке последний аккорд…); конец должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали (и не только в тоне лектора, это обязательно), что дальше говорить нечего» (А.Ф. Кони).

Принципы построения выступления:

· принцип последовательности – каждая последующая мысль логически вытекает из предыдущей;

· принцип усиления – убедительность и доказательность нарастают постепенно (самый сильный довод приводится в конце);

· принцип органического единства – организация материала соответствует намерению оратора и самому материалу;

· принцип экономии – достижение поставленной цели наиболее простым, рациональным способом.

Приемы привлечения и поддержания внимания слушателей:

· обращение;

· тайна занимательности (предмет речи сразу не называется);

· вопросно-ответный прием;

· элементы юмора (анекдот, притча, шутка);

· пауза;

· понижение или повышение голоса;

· неожиданное замечание;

· интрига;

· прием сопереживания;

· изложение парадоксальной ситуации;

· апелляция к интересам слушателей;

· прием соучастия;

· апелляция к событиям;

· апелляция к географическим или погодным условиям;

· апелляция к речи предыдущего автора;

· апелляция к мнению авторитетных людей, слушателей;

· апелляция к личности самого оратора (примеры из собственного опыта);

· апелляция к известным источникам;

· сюрприз;

· занимательность.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 250.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...