Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Адвокатский запрос: понятие, новое в нормативном регулировании, проблемы реализации.




Адвокат вправе направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации, которым направлен адвокатский запрос, должны дать на него ответ в письменной форме в тридцатидневный срок со дня его получения. В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на тридцать дней, при этом адвокату, направившему адвокатский запрос, направляется уведомление о продлении срока рассмотрения адвокатского запроса.

Требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса определяются федеральным органом юстиции по согласованию с заинтересованными органами государственной власти.

В предоставлении адвокату запрошенных сведений может быть отказано в случае, если:

1) субъект, получивший адвокатский запрос, не располагает запрошенными сведениями;

2) нарушены требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса, определенные в установленном порядке;

3) запрошенные сведения отнесены законом к информации с ограниченным доступом.

Неправомерный отказ в предоставлении сведений, предоставление которых предусмотрено федеральными законами, нарушение сроков предоставления сведений влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. В случаях, если законодательством Российской Федерации установлен особый порядок предоставления сведений, рассмотрение адвокатского запроса осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации для соответствующей категории сведений.

Т Е М А 10. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛНЬОСТИ АДВОКАТА В СУДЕ ПРИСЯЖНЫХ

Цель:изучение особенностей деятельности адвоката в суде присяжных.

Задачи:

4. Приобретение умений анализировать и давать верную юридическую оценку разнообразным событиям и другим правовым явлениям, постоянно возникающим на практике.

5. Ознакомление с развитием суда присяжных в России, особенностями выработки и осуществления способов защиты на разных стадиях судопроизводства.

Умение вести научную дискуссию, формулируя собственную точку зрения.

10.1. Суд присяжных в России: история и современность.

10.2. Структура судопроизводства с участием присяжных заседателей в суде первой инстанции.

Рекомендуемые правовые акты
и специальная литература

1. Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // Парламентская газета. – N 104, 05.06.2002.

2. Кодекс профессиональной этики адвоката (принят Первым Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003) (ред. от 20.04.2017) // Вестник Федеральной палаты адвокатов РФ. – № 2, 2003.

3. Иванов, А.В. Гарантии независимости адвокатов и пути их совершенствования // Евразийская адвокатура. — 2014. — № 6 (13). — [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/garantii-nezavisimosti-advokatov-i-puti-ih-sovershenstvovaniya

4. Мартышкин, В. Н. Суд присяжных в России: перспективы реформирования // Евразийская адвокатура. — 2015. — № 2 (15). — [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sud-prisyazhnyh-v-rossii-perspektivy-reformirovaniya-1

5. Пергамент, О.Я. Общественные задачи адвокатуры: публичная лекция [Электронный ресурс]: монография. — Электрон. дан. — СПб.: Лань, 2013. — 26 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=35345 — Загл. с экрана.

6. Шайхуллин, М.С. Принцип законности во взаимоотношениях адвокатуры и органов государственной власти // Евразийская адвокатура. — 2012. — № 1-1 (1). — [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/printsip-zakonnosti-vo-vzaimootnosheniyah-advokatury-i-organov-gosudarstvennoy-vlasti

 


Суд присяжных в России: история и современность.

Суд присяжных – это способ привлечения населения к управлению делами государства, в частности, к отправлению правосудия. Суд присяжных является специальной формой судопроизводства
по особой категории уголовных дел. Это достаточно острая и интересная тема, которая привлекает внимание не только юристов, но
и простых граждан. Суд присяжных рассматривает наиболее интересные и социально значимые дела.

В России суды присяжных начали действовать в годы Великой судебной реформы XIX в. (1864) и либеральными слоями населения были встречены с одобрением как идеальный суд общественной совести. Согласно законодательству того периода присяжным мог быть только мужчина, отвечающий некоторым требованиям:

− имеющий русское подданство;

− возраст от 25 до 70 лет;

− обладающий установленным законом имуществом;

− проживающий не менее двух лет в местности, где проводилось избрание присяжных.

Как отмечалось в печати того времени, в огромном большинстве случаев приговоры присяжных были справедливыми и простыми.

Суд присяжных был ликвидирован в 1917 г. и отсутствовал
76 лет. В современной России суд присяжных возрожден в июле 1993 г., накануне принятия Конституции РФ. Суды присяжных учреждались поэтапно на уровне областных и равных им судах. Вначале они были организованы в 9 субъектах, затем стали действовать в областных судах всех регионов. Ими рассматривались уголовные дела, судебное разбирательство осуществлялось судьей областного суда и коллегией в составе двенадцати присяжных заседателей.

Федеральным законом от 23 июня 2016 г. в действующее законодательство, регулирующее применение института присяжных заседателей, внесены существенные изменения. Во-первых, значительно расширена компетенция этого суда; во-вторых, с 1 июня 2017 г. состав коллегии присяжных в областных судах уменьшен
с 12 до 8 заседателей; в-третьих, с 1 июля 2018 г. суд присяжных
в составе 6 заседателей вводится в районных судах.






Структура судопроизводства с участием присяжных заседателей в суде первой инстанции.

Особенности деятельности защитника в суде с участием присяжных заседателей обусловлены спецификой решаемых судом задач на каждом из этапов судебного разбирательства.

Специфика подготовительной части этой формы судопроизводства заключается в проведении её в два этапа, в отсутствие кандидатов в присяжные заседатели и с их участием.

На первом этапе решаются процедурные вопросы, не относящиеся к компетенции присяжных заседателей, в том числе и о возможности разбирательства по уголовному делу судом с их участием.

При этом, сохраняются все права защитника о вызове новых свидетелей, экспертов и специалистов, об истребовании письменных и вещественных доказательств, об исключении доказательств, полученных с нарушением требований Уголовно-процессуального кодекса РФ, а также заявлению различного рода ходатайств, в том числе и об отводах.

На этом этапе защитнику необходимо концентрировать деятельность на инициирование принятия мер по созданию условий для беспристрастного вынесения вердикта присяжными заседателями. В числе таких мер является постановка вопроса об изменении меры пресечения подсудимому, находящемуся под стражей, на более мягкую.

Заключение под стражу предопределяет особые условия нахождения подсудимого в зале судебного заседания, такие как привод его в сопровождении конвоя и нахождение в зале судебного заседания изолировано от всех присутствующих.

Подобные условия нахождения подсудимого не могут остаться незамеченными присяжными заседателями и могут создать предубеждение о заведомой виновности подсудимого в совершении преступления, породить отношение к нему как к лицу, опасному для всех присутствующих, как к преступнику, хотя его вина еще не доказана. Это, безусловно, искажает суждения присяжных заседателей и создает опасность вынесения несправедливого и необоснованного вердикта.

Кроме того, на воззрения присяжных заседателей оказывают влияние различные внешние факторы, в частности, услышанные негативные характеристики подсудимого, внешний вид подсудимого, манера поведения, его речевые особенности и даже стиль в одежде, поскольку вердикт выносят люди, не искушенные в тонкостях юридических вопросов, оценивающие обстоятельства уголовного дела на основании услышанного и увиденного в судебном заседании. Следовательно, всем приведенным факторам защитник должен уделить своеобразное внимание.

Вместе с тем, необходимо заметить, что каждый раз избавить присяжных заседателей от возможного предубеждения, обусловленного содержанием подсудимого под стражей невозможно, поскольку в суде присяжных рассматриваются уголовные дела по обвинению лиц в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, а следовательно, велика возможность применения указанной меры пресечения. Однако следует стремиться к сокращению количества подсудимых, находящихся под стражей в момент рассмотрения уголовного дела судом присяжных, заключая под стражу только тех, в отношении кого имеются предусмотренные законом основания, а не учитывать только тяжесть совершенного деяния. В случае отказа в удовлетворении ходатайства об изменении меры пресечения подсудимому, по истечению некоторого времени необходимо заявить ходатайство вновь, чтобы подзащитный мог предстать перед коллегией присяжных заседателей без наручников, вооруженной охраны и не будучи помещенным в «клетку».

На это ориентирует и практика Европейского Суда по правам человека, который оценивает как недостаточное однократное рассмотрение судом вопроса о законности и обоснованности содержания лица под стражей для гарантирования его прав, предусмотренных ст. 5 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и указывает, что лицо, содержащееся под стражей, должно иметь возможность возбуждать через разумные интервалы времени разбирательство для оспаривания своего содержания под стражей.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 198.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...