Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Расчет экономической эффективности для крупного предприятия ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
При оценке и расчетах по формулам (4.12) – (4.22) режимов работы насосов перекачки и вакуумных насосов установлено, что в целом для оборудования средняя экономия электроэнергии при внедрении частотных преобразователей приблизительно составит 15%. Пусть на предприятии требуется установить 21 частотный преобразователь на участке 1, на участке 2 можно установить 67 частотных преобразователей, на участке 3 можно установить 41 частотный преобразователь. Окончательное число преобразователей будет определено ниже, так как в некоторых случаях их использование неоправданно. Примерный перечень требуемых преобразователей по мощности и цене приведен в таблице 2.
Таблица 2. Цены на преобразователи с НДС
Опираясь на таблицу 2, определим необходимую мощность частотных преобразователей и их стоимость. Результаты представлены в таблицах 3 – 5. Примем, что 1 евро = 36 рублей. Пусконаладочные работы включают в себя установку частотных преобразователей, подключение преобразователей к двигателям, программирование преобразователей, подключение двигателей.
Таблица 3. Возможный тип преобразователя при использовании на участке 1
Таблица 4. Возможный тип преобразователя при использовании на участке 2
Таблица 5. Возможный тип преобразователя при использовании на участке 3
Стоимость данных работ для отдельных агрегатов приведена в таблице 6, и включает в себя плату за работу одного инженерно – технического работника и двух электриков.
Таблица 6. - Оплата пуско-наладочных работ
В дальнейшем обслуживание будет производить один инженерно – технический работник. Обслуживание включает в себя проверку программируемых параметров преобразователя и электрических соединений, а также чистку от пыли. Обслуживание производится 1 раз в 6 месяцев, стоимость обслуживания всех 125 преобразователей составляет 2500 рублей (стоимость обслуживания 1 преобразователя = 20 рублей вместе со всеми налоговыми отчислениями). В паспорте частотных преобразователей указан срок службы, равный 8 лет. Амортизируемое имущество со сроком полезного использования 8 лет (96 месяцев) в соответствии с НК РФ относится к 5 группе (срок полезного использования 7-10 лет). Для данного оборудования возможно применение как линейного, так и нелинейного метода амортизации. Для удобства в расчетах будем использовать линейный метод. Норма амортизации рассчитаем по формуле (ст.259 НК РФ):
К=[1/n]* 100%, (4.23)
где К – норма амортизации в процентах к первоначальной (восстановительной) стоимости, n – срок полезного использования данного объекта, выраженный в месяцах. Подставив необходимые значения в формулу (4.23), получим: К= [1/96] * 100% = 1,04%. Налог на имущество взимается ежегодно со ставкой 2,2% от среднегодовой стоимости амортизируемого имущества. Для удобства примем следующие условия. Монтаж преобразователей начинается 1 декабря, через 21 рабочий день они вводятся в эксплуатацию (29-30 декабря). Амортизация начисляется с января. График денежного потока в рублях при использовании частотных преобразователей представлен в таблице 7. Таблица 7. График денежного потока в рублях
Экономический эффект от использования частотно-регулируемого привода (чистый дисконтированный доход, ЧДД) рассчитан по формуле:
Э =ΣCF ⋅W(r,t) −ΣJ ⋅W(r,t), (4.24)
где Jt - отток денежных средств (инвестирование, техническое обслуживание системы и налог на имущество); CFt - приток денежных средств в связи с экономией электроэнергии и амортизацией; W(r,t) - коэффициент дисконтирования (t - текущее время);
W(r,t) = (l+r) - Т, (4.25)
r – ставка дисконтирования на месяц; Т – период учета денежного потока по инвестиционному проекту (Т=98 месяцев). Ставка дисконтирования рассчитывалась по методу наращения как функция безрисковой ставки (r0) и премии за риск проекта (по принципам теории арбитражирования):
Г = r0 + премия R. (4.26)
Для оценки премии экспертно оценивались риски этапов разработки:
r = r0 * (l + h(ρ)), (4.27)
где h - значение поправочного коэффициента, соответствующее риску ρ. Поскольку частотные преобразователи разработаны и производится, риск этапа разработки отсутствует. Риски этапа инвестирования включают: - риск финансовой несостоятельности реципиента - принят низким (ρ = 2), поскольку финансовое состояние Поставщика устойчивое; - риск, обусловленный финансовым состоянием инвестора и его целями на рынке, принят на уровне «низкий» (ρ = 2). Финансовое состояние Покупателя устойчивое; - коммерческий риск (неблагоприятные изменения в конъюнктуре рынка инвестиционных ресурсов) принят равным нулю, поскольку учитывается в безрисковой ставке. Риск этапа производства обусловлен лишь формированием дебиторской задолженности (ρ = 4). Прочие риски этого этапа считаем отсутствующими (ρ = 0). Риск четвертого этапа (этап эксплуатации системы) максимален. Необходимо расширить перечень факторов риска, включив риск несанкционированного доступа к системе. Поскольку несанкционированный доступ полностью исключен быть не может, уровень этого риска определен как «средний» (ρ = 5). Риск отказа системы в связи с ее высокой надежностью минимален (ρ = 1). Средний уровень риска по проекту равен (2+2+0+4+0+5+1)/7=2. По принятой методике этот уровень риска является основанием для установления ставки дисконта для этапа производства на уровне r = 1,5*r0. В расчетах применялись три ставки дисконтирования в связи с неопределенностью перспективы экономического развития страны: - вариант 1 (оптимистические ожидания развития отечественной экономики - ставка ЦБ РФ к 2012 году 9 - 10 % и последующее ее снижение) - ставка дисконта по проекту - 20 %; - вариант 2 (наиболее вероятное состояние экономики - стабилизация ставки рефинансирования ЦБ РФ к 2013 году на уровне 13 % и последующее ее снижение) - ставка дисконта по проекту - 30 %; - вариант 3 (пессимистические ожидания относительно перспектив развития отечественной экономики, снижение ставки рефинансирования до 1 - 20 %) — ставка дисконта по проекту - 40%. Ставки дисконтирования приняты постоянными по всему периоду учета денежных потоков для облегчения расчетов. Результаты расчета чистого дисконтированного дохода и срока окупаемости инвестиций приведены в таблице 8.
Таблица 8. Экономический эффект от использования частотно-регулируемого привода насосов и вентиляторов на предприятии относительно дросселирования
Выше был рассмотрен эффект при цене электроэнергии 1кВт/ч = 1,21 р. Рассмотрим график денежного потока (таблица 9) и эффект (таблица 10) при повышении цены 1кВт/ч = 1,25 р. при неизменных остальных условиях.
Таблица 15. - График денежного потока в рублях (при стоимости 1кВт\ч = 1,25 рублей)
Таблица 10. - Экономический эффект от использования частотно-регулируемого привода насосов и вентиляторов на предприятии относительно дросселирования (при стоимости 1кВт\ч = 1,25 рублей)
Наиболее вероятна ситуация постоянного роста цен на электроэнергию. Поэтому логично рассмотреть эффект при постоянном повышении цен. Рассмотрим график денежного потока при росте с 2012 года стоимости электроэнергии на 5% ежегодно (таблица 11) и эффект (таблица 12) при постоянном повышении цены 1кВт/ч.
Таблица 11. График денежного потока в рублях (при росте стоимости 1кВт\ч на 5% в год с 2012 года)
Таблица 12. Экономический эффект от использования частотно-регулируемого привода насосов и вентиляторов относительно дросселирования (при росте стоимости 1кВт\ч на 5% в год с 2007 года)
Риски проекта по использованию частотно – регулируемого привода и способы их снижения приведены в таблице 13. Таблица 13. Риски реализации проекта и способы их снижения
В результате можно сделать вывод, что внедрение ПЧ на предприятии принесет значительный экономический эффект и окупится менее, чем за 2
4.2.4. Электроприводы вентиляторов и турбокомпрессоров
Вентиляторы занимают среди турбомеханизмов второе место после насосов по распространению в промышленности. Основное их число приходится на вентиляторы санитарно-технического назначения, осуществляющие кондиционирование воздуха в производственных и других помещениях. Несмотря на относительно небольшую мощность этих вентиляторов (до 100 кВт) на их долю приходится значительная суммарная потребляемая энергия. Мощные вентиляторы используются для увеличения интенсивности охлаждения воды в градирнях химических и металлургических комбинатов. Они имеют невысокую частоту вращения рабочего колеса, обычно не более 600 об/мин. Ограничение допустимой скорости концов лопаток рабочего колеса вынуждает с увеличением диаметра колеса снижать его номинальную частоту вращения. Вентиляторы имеют большой момент инерции, иногда на порядок и более превышающий момент инерции приводного двигателя, что затрудняет их пуск, а в некоторых случаях требует применения электрического торможения для быстрой остановки рабочего колеса. Вентиляторы в отличие от других турбомеханизмов всегда работают на сеть без противодавления, вследствие чего зависимость момента статического сопротивления на валу приводного двигателя от скорости носит квадратичный характер, а подводимая к вентилятору мощность без учета потерь на трение в подшипниках пропорциональна кубу скорости. Поэтому для расчета режимов работы вентиляторов можно использовать выражения для закона подобия (4.11*). Вентиляторы разделяются на центробежные и осевые. Характеристики центробежных вентиляторов аналогичны характеристикам центробежных насосов. Из аэродинамических способов регулирования для центробежных вентиляторов широко используется регулирование поворотом лопастей направляющего аппарата. Регулирующий эффект при этом достигается вследствие уменьшения сечения входного канала и закручивания потока на входе в рабочее колесо. Аэродинамическая характеристика дымососа типа ДН— 12,5-1 при регулировании изменением угла Θн.а поворота лопастей направляющего аппарата и пном = 1000 об/мин показаны на рис. 4.9. Очевидно, что при таком регулировании подачи КПД вентилятора будет существенно падать. Поворот лопастей направляющего аппарата может осуществляться как вручную по мере необходимости, так и оперативно с помощью исполнительного двигателя. Однако на практике устройства изменения угла установки направляющего аппарата в системах автоматического регулирования используются редко из-за сложности эксплуатации и низкой надежности. Еще менее экономичным способом регулирования производительности вентиляторов является регулирование шибером сечения выходного канала
Рис.4.9. Аэродинамическая характеристика дымососа ДН-12,5-1 при регулировании направляющим аппаратом
вентилятора, аналогичное дроссельному регулированию насосов. При этом происходит не изменение характеристики вентилятора, как в предыдущем случае, а меняется характеристика магистрали, как это происходит в насосных установках. Если подачу вентилятора регулировать изменением скорости, то характеристика сети соответствует формуле (4.7) при Нс = 0, т.е. Н = RQ2, а КПД вентилятора во всем диапазоне регулирования остается постоянным. Мощность, потребляемую из сети двигателем вентилятора (без учета КПД вентилятора), можно оценить по выражениям, полученным из (4.10) и (4.11) при hс = 0 и μ0с = 0. Так, при регулировании шибером
(4.28)
а при частотном регулировании
(4.29)
Зависимости потребляемой мощности, построенные по формулам (4.28) и (4.29), показаны на рис. 4.10. Пунктирной линией даны графики мощности двигателя с учетом КПД вентилятора. На рис. 4.10 видно, что потребляемая мощность в частотно-регулируемом электроприводе вентилятора значительно ниже, чем при регулировании шибером почти при любых значениях расхода Q*, за исключением точки номинального режима. Осевые вентиляторы имеют характеристики, показанные на рис. 4.11, которые по форме отличаются от характеристик центробежных машин. Отличие состоит в том, что левая часть характеристик осевого вентилятора имеет провалы и является неустойчивой, из-за чего его работа возможна только в области ниже граничного напора. Правая (рабочая) часть характеристики осевых машин крутопадающая.
Рис. 4.10. Зависимости изменения мощности, потребляемой из сети электроприводом вентилятора, при регулировании шибером (1) и частотном регулировании (2)
Регулирование подачи осевых вентиляторов осуществляется изменением угла установки лопаток рабочего колеса. Обычно поворот лопаток производится при остановленном вентиляторе и занимает относительно большой промежуток времени. Этот способ регулирования оказывается практически непригодным для систем автоматического управления. Разработанные конструкции поворота лопаток на ходу существенно усложняют конструкцию вентилятора и снижают его надежность.
Рис. 4.11. Эксплуатационные характеристики осевого вентилятора серии В
Кривые равных КПД осевого вентилятора (см. рис. 4.11) при регулировании поворотом лопаток располагаются перпендикулярно характеристикам Н = f(Q), причем с уменьшением напора КПД заметно падает, в то время как у центробежных машин кривые равных КПД при регулировании направляющим аппаратом располагаются параллельно характеристикам Н = f(Q). Регулирование производительности осевого вентилятора изменением скорости двигателя связано с определенными затруднениями, которых нет в центробежных машинах. Если установить угол поворота лопаток равным, например, Θн.а = 47°, то работа на сеть с характеристикой, такой как 0A1, (см. рис. 4.11), т.е. с любой характеристикой, проходящей левее 0А2, окажется невозможной, так как вентилятор попадает в зону неустойчивой работы. Работа на сеть с характеристикой, лежащей правее 0А2, например 0A3, неэкономична, так как несмотря на регулирование скорости КПД, вентилятора не превысит 0,5. Поэтому зона рациональной работы осевого вентилятора с регулированием только скорости довольно узка и в ряде случаев требуется комбинированное регулирование: периодическое при значительных изменениях характеристики сети посредством поворота лопаток с одновременным изменением скорости и непрерывное в небольшом диапазоне изменения только скорости. Учитывая сказанное, к регулированию осевых вентиляторов нужно подходить более внимательно, чем к регулированию центробежных, проводя предварительный анализ возможных режимов работы. Особое значение для ряда вентиляторов имеет применение регулируемого электропривода, так как по некоторым данным утверждается, что КПД вентиляторов при регулируемом электроприводе должно быть больше, чем при нерегулируемом, в среднем на 12 % [10]. Кроме повышения КПД применение регулируемого привода вентиляторов позволяет в некоторых случаях упростить конструкцию турбомашин, исключив направляющий аппарат, а также обеспечить одновременную работу двух и более вентиляторов. В настоящее время тенденции перехода к регулируемому приводу для вентиляторов стали более очевидными. Вентиляторы являются механизмами с режимом длительной нагрузки с большой продолжительностью работы в течение года; нагрузка на валу приводного двигателя спокойная, перегрузок не возникает. Вентиляторы обладают большим моментом инерции, что необходимо учитывать при расчете пусковых характеристик электроприводов. Необходимый диапазон регулирования скорости для вентиляторов обычно не превышает 2:1. Более глубокое регулирование используется редко, если учитывать кубическую зависимость потребляемой мощности от частоты вращения. Пуск вентилятора может производиться как при разгруженной машине, т.е. при закрытом направляющем аппарате, так и при полностью открытом. В первом случае максимальный момент при пуске двигателя вентилятора равен примерно 0,4 номинального, во втором - номинальному. При пуске мощных вентиляторов с большим диаметром рабочего колеса обычно требуется ограничение ускорений при пуске во избежание появления чрезмерных динамических напряжений в лопатках рабочего колеса. Перечисленным требованиям наиболее полно соответствует частотно-регулируемый асинхронный электропривод вентилятора. При этом, как правило, можно ограничиться использованием простых и недорогих систем частотного регулирования. Применение этих систем характерно более высокому, чем вентиляторы, классу турбомашин, к которому относятся турбокомпрессоры. Мощность турбокомпрессоров достигает 18 000 кВт, а в перспективе достигнет 25 000 кВт и более. Эти машины предназначены для повышения давления газа и транспортирования его по магистральным трубопроводам. Турбокомпрессоры в зависимости от степени сжатия газа разделяются на воздуходувки со степенью сжатия ниже 1,15; нагнетатели, степень сжатия которых выше 1,15; компрессоры, представляющие собой машины со степенью сжатия газа более 1,15. К типичным областям применения турбокомпрессоров относятся генерирование пневматической энергии (энергетические турбокомпрессоры); транспортирование газа по магистральным газопроводам; сжатие воздуха для получения кислорода методом разделения; подача воздуха и кислорода в доменную печь, холодильная техника. Регулирование производительности турбокомпрессоров осуществляется в основном дросселированием на стороне нагнетания, КПД турбомеханизма при этом снижается пропорционально регулированию производительности. Для компрессоров разработана система регулирования путем поворота лопаток направляющего аппарата. КПД при таком регулировании будет выше, чем при дросселировании. Однако применение направляющего аппарата существенно усложняет конструкцию турбокомпрессора и снижает его надежность, поэтому этот способ регулирования не получил широкого распространения. Наиболее совершенным способом регулирования производительности турбокомпрессоров является изменение скорости их двигателей. Примерные характеристики турбокомрессора приведены на рис. 4.12
Рис.4.12 Характеристики турбокомпрессора типа К - 3250-41-1 при различной частоте вращения
Особенность работы турбокомпрессоров состоит в том, что каждой частоте вращения соответствует определенная критическая подача машины, ниже которой ее работа становится неустойчивой. Причиной неустойчивой работы турбокомпрессоров является повторяющийся срыв потока с рабочих и направляющих лопаток, что приводит к сильным пульсациям давления, открыванию и закрыванию обратного клапана и возникновению аварийных колебаний в системе. Такой режим называется помпажным. Работа турбокомпрессоров в режимах левее границы помпажа (пунктирная линия на рис. 4.12) недопустима. Отметим, что с уменьшением частоты вращения область помпажных режимов сокращается, вследствие чего при регулировании путем изменения частоты вращения становится возможной работа турбокомпрессора с пониженной подачей. Технологическая необходимость регулирования подачи турбо-компрессорных машин связана с их назначением. Так, режим работы нагнетателей магистральных газопроводов определяется графиком потребления газа на конце газопровода. Задачей регулирования подачи компрессоров в данном случае является обеспечение транспортирования требуемого количества газа при минимальных энергетических затратах. При сокращении потребления газа необходимо снижение его подачи во избежание излишнего повышения давления в трубопроводах. Так как турбокомпрессоры на магистральных газопроводах объединяются в станции, состоящие из нескольких последовательно и параллельно работающих компрессоров, то регулирование подачи газа ведется ступенчато: изменением числа работающих машин. Для плавного регулирования этот метод дополняется дросселированием на стороне нагнетания. В [5] показано, что применение электропривода, обеспечивающего плавное экономичное регулирование скорости, дает увеличение КПД компрессорной установки на 25 % по сравнению с регулированием посредством дросселирования и на 12% по сравнению с регулированием с помощью направляющего аппарата. Турбокомпрессоры, нагнетатели и воздуходувки, как правило, являются машинами с режимом длительной нагрузки, вследствие чего их электроприводы должны быть рассчитаны на длительную работу. Они являются быстроходными механизмами с частотой вращения рабочего колеса 3000...20000 об/мин, что определяет целесообразность применения для их приводов высокоскоростных двигателей. В тех случаях, когда требуется большая частота вращения рабочего колеса, между двигателем и компрессором устанавливается повышающий редуктор. Все турбокомпрессоры, за исключением воздуходувок, работают на сеть с сопротивлением, что определяет зависимость момента сопротивления на валу от частоты вращения. Пуск турбокомпрессора обычно производится без нагрузки путем соединения полости нагнетания с атмосферой или с полостью всасывания, из-за чего максимальный момент при пуске не превышает 0,4 номинального. Наиболее совершенным способом регулирования производительности турбокомпрессоров является изменение их частоты вращения. Основной проблемой при этом является то, что большинство двигателей компрессоров являются высоковольтными машинами (3, 6 кВ и более). В настоящее время лишь несколько заводов-изготовителей предлагают высоковольтные преобразователи частоты, стоимость которых, как правило, намного выше, чем преобразователей, питающихся от сети 380 В. Кроме того, часто предлагаются преобразователи с двойной трансформацией, когда на вход и выход обычного низковольтного преобразователя устанавливаются соответственно понижающий и повышающий трансформаторы. Такое решение нельзя признать экономичным, так как КПД преобразователя частоты при этом снижается, возрастают материалоемкость и габаритные размеры преобразователя. Исходя из сказанного, следует признать целесообразным либо использование непосредственных преобразователей частоты на основе обычных тиристоров, либо двухзвенных высоковольтных преобразователей частоты со звеном постоянного тока на основе запираемых тиристоров.
4.2.5. Электроприводы поршневых машин
Важное место в промышленном производстве занимают поршневые компрессоры и насосы, а также плунжерные насосы. Поршневые компрессоры находят применение в производстве полимерных материалов, в установках для разделения воздуха, холодильных установках и др. Поршневые и плунжерные насосы применяются в производстве минеральных удобрений, на предприятиях легкой и пищевой промышленности. Поршневые и плунжерные насосы, а также поршневые компрессоры имеют мощность от единиц киловатт до нескольких мегаватт. Поршневые насосы, как правило, относительно тихоходны, причем с увеличением мощности частота вращения их меньше и не превышает обычно 500 об/мин, а насосы небольшой мощности имеют более скоростные двигатели с частотой вращения 1000 и 1500 об/мин. Часто рабочий вал компрессора или насоса соединяется с двигателем посредством клиноременной передачи, шкивы которой выполняют в этом случае также роль маховиков. Особенностью поршневых машин является наличие в их кинематической схеме кривошипно-шатунного механизма. Момент сопротивления на кривошипном валу механизма, создаваемый одним поршнем, представляет собой периодическую функцию угла поворота вала. Момент, создаваемый поршнем одного цилиндра, определяется следующим выражением [5]:
(4.30)
где F— сила реакции поршня, Н, F = πHD2/4 (Н - давление, развиваемое в цилиндре, Па; D — диаметр поршня, м); R — радиус кривошипа, м; η — КПД кривошипно-шатунного механизма и цилиндра; ω — угловая скорость вала, с-1; α - мгновенное значение угла между осями шатуна и штока. Пренебрегая изменением угла α, в первом приближении можно считать, что момент изменяется во времени по синусоиде. Для уменьшения пульсаций нагрузки поршневые машины выполняются, как правило, двух- или многоцилиндровыми с соответствующим сдвигом кривошипов каждого из цилиндров. Для того чтобы пульсации момента сопротивления не вызывали пульсаций момента, развиваемого двигателем, на кривошипном валу обычно предусматривается маховик либо применяется электродвигатель, обладающий большим моментом инерции ротора. Момент, который должен развивать двигатель, можно представить в виде суммы двух составляющих: постоянного среднего Мср и переменного значения момента инерции, зависящего от угла поворота кривошипа, угловой скорости и жесткости механической характеристики двигателя [5]:
(4.31)
где ΔM — амплитуда колебаний момента при скорости; J - момент инерции, приведенный к валу двигателя; β — коэффициент жесткости механических характеристик двигателя, β = Mном/(ω0Sном). Как следует из формулы (4.31), пульсации момента двигателя будут тем ниже, чем больше момент инерции привода и больше его скорость, что необходимо иметь в виду при применении регулируемого электропривода, так как степень неравномерности момента при снижении скорости возрастает. Таким образом, наличие в кинематической схеме поршневых машин кривошипно-шатунного механизма и необходимость использования маховика или двигателя с повышенным моментом инерции определяют следующие их особенности как объекта электропривода: пульсирующий характер нагрузочного момента, зависимость пульсаций от скорости привода; повышенный момент инерции, затрудняющий пуск привода; повышенный момент сопротивления при пуске. Так, из-за низкого КПД кривошипно-шатунного механизма и большого сопротивления трения покоя в цилиндрах пусковой момент даже ненагруженных поршневых машин должен быть не менее 1,2 номинального. В настоящее время для привода поршневых машин большой мощности применяется нерегулируемый электропривод с синхронными двигателями, для машин средней и малой мощности - с короткозамкнутыми асинхронными двигателями, как правило, с повышенным пусковым моментом. Иногда для регулирования подачи используют двухскоростные асинхронные двигатели. Применение ТПН или ППЧ в электроприводах поршневых машин связано с рядом проблем. Во-первых, это необходимость обеспечения высокого пускового момента. Многие преобразователи имеют специальный режим форсирования напряжения на двигателе (режим «кик-старт») для обеспечения трогания двигателя, который должен быть активизирован для таких электроприводов. Заметим, что в некоторых случаях приходится завышать мощность преобразователя для обеспечения требуемого момента трогания. Во-вторых, в поршневых машинах наблюдается не такая существенная зависимость потребляемой мощности от скорости двигателя, как это имело место в турбомашинах, поэтому экономия электроэнергии при переходе к частотно-регулируемому электроприводу будет не столь значительна (примерно пропорциональная снижению скорости). Это также означает, что в таких механизмах ТПН может использоваться только для плавных пуска и остановки, но не для регулирования скорости двигателя, так как в этом режиме потери в двигателе резко возрастают. При этом следует иметь в виду, что если в соответствии с технологией требуются частые остановки поршневой машины, например плунжерного насоса дозатора, то для минимизации потерь в пуско-тормозных режимах требуется минимальный суммарный момент инерции, а для минимизации потерь энергии в установившемся режиме работы с переменным моментом сопротивления момент инерции должен быть как можно больше. В связи с этим момент инерции маховика в таких случаях должен выбираться после детального анализа тахограммы и нагрузочной диаграммы привода. В-третьих, для поршневых машин с длительным режимом работы момент инерции маховика должен быть также оптимизирован исходя из требуемого диапазона изменения скорости (при снижении скорости в соответствии с формулой (4.31) пульсации момента увеличиваются) и допустимых значений амплитуды момента двигателя.
4.2.6. Электроприводы конвейеров и транспортеров
Движение ленте конвейера или транспортера, как правило, передается от асинхронного двигателя через редуктор и приводной барабан. Момент на валу приводного двигателя конвейера [5]
где F— усилие на приводном барабане, F= Fxx + FГ (Fxx — усилие, затрачиваемое на перемещение ленты конвейера или транспортера; FГ — усилие, необходимое на перемещение груза); R — радиус приводного барабана; iр — передаточное отношение редуктора; ηр — КПД редуктора. Когда груз на ленте конвейера отсутствует, двигатель развивает момент холостого хода Мхх = Fxx R/ipη pхх , где ηр.х.х - КПД редуктора, соответствующий усилию Fxx. Учитывая линейную зависимость сил трения от усилий, необходимых для перемещения груза [5], зависимость момента на валу двигателя от усилия на барабане можно представить следующим образом: М* = Мхх* + (1 - Mxx*)Fr* , где М* = М/Мном; Мхх* = Mхх /Mном; Fr* = Fr / Fr ном (Mном — номинальный момент на валу двигателя, необходимый для перемещения ленты и номинального груза при номинальной скорости; Fr ном — составляющая усилия F в тянущем органе конвейера, возникающая за счет перемещения только номинального полезного груза). Составляющая Fr тянущего усилия и линейная скорость перемещения V* конвейера определяют его производительность: Q* = Fr*V* , где Q*, = Q/Qном (Qном — номинальная производительность конвейера). При постоянной номинальной скорости конвейера V* = 1
Q* = Fr* поэтому потребляемую с вала двигателя мощность можно записать в виде (4.32)
где Р* = Р/Рном = 1; ω* = ω / ω ном; ω = Vip/R; Рном, ω ном — номинальные соответственно мощность и угловая скорость на валу двигателя. Из формулы (4.32) следует, что по мере снижения производительности эффективность работы конвейера уменьшается, так как возрастает относительная доля мощности, расходуемой на преодоление момента холостого хода Мхх. Более экономичным является режим работы конвейера с переменной линейной скоростью, обеспечивающей ту же производительность, но при постоянстве составляющей усилия Fr* = 1. В соответствии с формулой (4.32) угловая скорость в этом случае должна изменяться по закону ω* = V* = Q* , которому соответствует мощность на валу двигателя
(4.33)
Очевидно, что в этом случае мощность на валу двигателя будет меньше на величину (4.34)
Из формулы (4.34) видно, что эффект от регулирования линейной скорости конвейера тем выше, чем больше момент холостого хода и чем значительнее снижается его производительность. Характерным примером является электропривод ленточных участковых и магистральных конвейеров угольных шахт и горно-обогатительных комбинатов, работающий с переменной нагрузкой, изменения которой достаточно трудно предсказуемы из-за случайного характера грузопотока. При этом время работы на холостом ходу может достигать 20...40 % времени работы конвейера. Для оценки возможного снижения энергопотребления при применении регулируемого электропривода ленточного конвейера в сравнении с нерегулируемым электроприводом было вычислено относительное потребление электрической энергии при транспортировании груза одинакового объема системами с нерегулируемым электроприводом, с частотно-регулируемым электроприводом, обеспечивающим плавное регулирование скорости ленты конвейера, с двухскоростным электроприводом с различным соотношением номинальных угловых скоростей, равным 1:2 и 1:3, обеспечивающим дискретное регулирование линейной скорости ленты конвейера [5]. Применение дискретного регулирования линейной скорости ленты конвейера с использованием двухскоростного электропривода с соотношением угловых скоростей 1:2 и 1:3 позволяет снизить потребление электроэнергии на 5...21 % по сравнению с нерегулируемым приводом. Экономия энергии при применении регулируемого привода тем выше, чем ниже загрузка конвейера. Таким образом, применение частотно-регулируемого электропривода конвейера, обеспечивающего плавное регулирование линейной скорости ленты, позволяет получить максимальную экономию электроэнергии транспортирования груза при переменном грузопотоке. Немаловажное значение имеет и возможность плавного пуска конвейера. Отметим, что особенностью частотно-регулируемых электроприводов конвейера является необходимость применения асинхронного электродвигателя с принудительным охлаждением, чтобы при регулировании угловой скорости ниже номинальной условия охлаждения двигателя не изменялись. Это позволяет обеспечить по условиям нагрева постоянный, равный номинальному значению, момент на всех скоростях АД.
Kонтрольные вопросы
1. Какие существуют основные направления экономии электроэнергии при использовании регулируемых асинхронных электроприводов? 2. Почему применение регулируемого электропривода позволяет снизить энергопотребление? 3. Как влияет неравномерность нагрузки многодвигательных электроприводов на суммарные потери в электроприводе? 4. В чем заключается сущность энергосберегающего режима работы при управлении асинхронным электроприводом от полупроводниковых преобразователей? 5. От каких факторов и параметров зависит уровень снижения энергопотребления при реализации энергосберегающего алгоритма управления асинхронным электроприводом? 6. Для каких механизмов применение энергосберегающего алгоритма 7. В чем заключается необходимость перехода от нерегулируемого электропривода насосных агрегатов холодного и горячего водоснабжения к частотно-регулируемому асинхронному электроприводу? 8. Как рассчитать выигрыш в потребляемой мощности в зависимости от изменяющегося расхода воды (жидкости) при частотном способе регулирования асинхронного электропривода вместо дроссельного регулирования насосной установки? 9. Каковы преимущества применения частотно-регулируемых асинхронных электроприводов для вентиляторов и турбокомпрессоров? 10. Целесообразно ли применение частотно-регулируемых асинхронных электроприводов для поршневых машин? 11. Влияет ли пульсирующая составляющая момента статической на 12. В чем преимущества использования частотно-регулируемых асинронных электроприводов для конвейеров и транспортеров? 13. Как оценить уровень снижения энергопотребления при использовании для конвейеров частотно-регулируемого асинхронного электропривода вместо нерегулируемого электропривода?
5. ВАРИАНТЫ РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
Целью выполнения РГЗ является закрепление теоретического материала и освоение методик оценки энергоэффективности регулируемых электроприводов. При выполнении РГЗ определению подлежат: - основные составляющие потерь в элементах нерегулируемого электропривода; - составляющие потерь в основных звеньях регулируемого электропривода; - расчет экономической эффективности внедряемого регулируемого электропривода.
Задание 1. Для питательного насоса энергоблока мощностью 210 мВт мощность насоса составляет 5000 кВт, КПД насоса равен 0,87, необходимо выбрать приводной асинхронный двигатель. Рассчитать основные потери в двигателе для случая нерегулируемого привода насоса с дросселированием для трех режимов работы энергоблока. Данные по режимам работы приведены в таблице 5.1. Таблица 5.1.
Для выбранного асинхронного двигателя выбрать преобразователь частоты и определить его параметры. Рассчитать потребляемую мощность частотно-регулируемым электроприводом для тех же режимов нагрузки энергоблока. Определить основные составляющие потерь частотно регулируемого электропривода (ЧРЭП). Произвести оценку экономической эффективности внедряемого ЧРЭП, по методике, приведенной в разделе 4. Остальные варианты задания 1 приведены в таблице5.2 Таблица 5.2.
* Для вариантов 2- 6 задания 1 все пункты, подлежащие расчету остаются теми же, что и для варианта 1.
Задание 2. Для двигателя мощность P кВт, установленного в системе воздушного отопления школы и работающего с 7 до 17 час с диаграммой относительного расхода, приведенного на рис. А требуется : - найти по справочнику параметры двигателя данной мощности и определить основные потери в двигателе для случая нерегулируемого привода насоса с дросселированием ; - для выбранного асинхронного двигателя выбрать преобразователь частоты и определить его параметры; - определить основные составляющие потерь частотно регулируемого электропривода (ЧРЭП); - определить экономию электроэнергии и срок окупаемости при замене системы дросселирования на частотное регулирование скорости двигателя, при работе в году в течение 240 дней. Стоимость преобразователя можно взять из таблицы 2 раздела 4. Цену кВт×ч. потребленной энергии принять на уровне 3, 17 руб.
Рис. А. Диаграмма относительного расхода
При расчете последнего пункта задания можно воспользоваться упрощенной методикой, суть которой сводится к следующему: По диаграмме, приведенной на рис. 4.7 и показанной на рис. В
Рис.В Диаграмма зависимости Р* = f(Q*)
определяем мощность двигателя при полностью открытой заслонке (Q* =1) - Р1мах = 1,08 Рном и при полностью закрытой заслонке (Q* = 0) - Р1мин = 0,4 Рном Требуемая мощность преобразователя частоты : Рпч =1,1 × Р 1макс (кВт). Выбирают ближайший по мощности ПЧ из таблицы 2 раздела 4 (кВт), и его цену в минимальной конфигурации. Допустимая производительность (Q*доп ) при полном использовании двигателя Рдоп = Рдв.ном /ηдв.ном находят по кривой 2, приведенной на рис.В (Q*доп>1). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 358. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |