Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ СРЕДСТВАМИ ЭЛЕКТРОПРИВОДАСтр 1 из 2Следующая ⇒
Электропривод (ЭП) потребляют 65 % производимой в мире электроэнергии (ЭЭ), поэтому вопросы энергосбережения ЭП чрезвычайно важны. Электропривод – это управляемая электромеханическая система, основное назначение которой - преобразовывать электрическую энергию в механическую и обратно, а также управлять этим процессом. Электропривод имеет два канала - силовой и информационный (рис. 1.1). По первому – транспортируется преобразуемая энергия (широкие стрелки на рис. 1.1), по второму – идет управление потоком энергии, а также сбор и обработка сведений о состоянии и функционировании системы, диагностика [1]. Рис. 1.1. Общая структура электропривода Здесь: ИП, ЭП, ЭМП, МХ– информационный, электрический, электромеханический, механический преобразователи, (тонкие стрелки – каналы диагностики неисправностей) В электрическую часть силового канала входят устройства, передающие электрическую энергию от источника питания (шин промышленной электрической сети, автономного электрического генератора, аккумуляторной батареи и т.п.) к электромеханическому преобразователю и обратно, а также преобразование электрической энергии. Электропривод взаимодействует через информационный преобразователь с информационной системой более высокого уровня. Электропривод как подсистема входит в нее, являясь их частью. Действительно, с точки зрения электроснабжения ЭП является потребителем электроэнергии, в технологии – это источник механической энергии, в АСУ – это развитый интерфейс, связывающий систему с технологическим процессом. Широкое, практически повсеместное распространение электропривода обусловлено особенностями электрической энергии – возможностью передавать ее на большие расстояния, постоянной готовностью к использованию, легкостью превращения в любые другие виды энергии. В силовом (энергетическом) канале электропривода (рис. 1.2) мощность Р передается от сети (Р1) к рабочему органу (Р2), но передача и преобразование мощности сопровождается ее потерями Р в силовом канале. Рис. 1.2. Энергетический канал Здесь ΔРС, ΔРЭ, ΔРR, ΔРЭМ, ΔРМ, ΔР – потери в силовой сети, электрическом преобразователе, фазных сопротивлениях, электромеханическом и механическом преобразователях и в передачах энергии от электропривода рабочему органу. Величины, характеризующие преобразуемую энергию, – напряжения, токи, моменты (силы), скорости называют координатами электропривода, и основная функция электропривода состоит в управлении координатами, т.е. в их принудительном направленном изменении в соответствии с требованиями технологического процесса. В правильно организованной системе при управлении потоком энергии потери ΔР должны минимизироваться. Общее представление об энергетической эффективности нерегулируемого электропривода дает зависимость КПД двигателя с редуктором от относительной нагрузки [1]. На рис. 1.3 приведена такая зависимость для электродвигателей (ЭД) средней мощности (15–150 кВт) с хорошим редуктором (КПД больше 0,95). Видно, что работа с недогрузкой приводит к заметному снижению КПД, поэтому неоправданное завышение мощности двигателя вредно. Так же вредны неудачно организованные циклы, когда холостой ход занимает в цикле большое место. В то же время , если речь вести о электроприводах переменного тока, при использовании преобразователей частоты для регулирования ЭП, затраты
Рис. 1.3. Типичная зависимость КПД от нагрузки составляют всего 100 $/кВт. В регулируемом по скорости электроприводе энергетическая эффективность определяется, главным образом, выбранным способом регулирования, в связи с чем, все способы можно разделить на две большие группы в зависимости от того, изменяется или нет ω0 в процессе регулирования. К первой группе с ω0 = const относятся все виды реостатного регулирования, а также регулирование скорости асинхронного двигателя с короткозамкнутых (КЗ) ротором изменением напряжения при неизменной частоте. Если принять, что Рэм ≈ Р1 и ΔР2 ≈ ΔР2м, то для этой группы получим: (1.1) т.е. потери в роторной (якорной) цепи при любой нагрузке пропорциональны разности скоростей Δω /(ω0 – ω) или скольжению
При реостатном регулировании лишь часть этих потерь, пропорциональная рассеивается внутри машины и греет ее. Другая часть, пропорциональная
рассеивается вне машины, ухудшая энергетические показатели электропривода. В каскадных схемах эта часть используется полезно. Сложнее и неприятнее соотношение (1.1) проявляется в асинхронном двигателе с КЗ ротором (АДКЗ) при регулировании скорости изменением напряжения или другим способом при постоянной частоте. Здесь вся мощность ΔР2 = Р1s рассеивается в двигателе, нагревая его и делая способ непригодным для продолжительного режима работы. Интересно, что соотношение (1.1) нельзя «обмануть», хотя такие попытки делались и еще делаются. Ко второй группе с ω0 = var (переменное) относятся все «безреостатные» способы регулирования в электроприводах постоянного тока – изменением напряжения и магнитного потока и частотное регулирование в электроприводах переменного тока. Принципиально способы второй группы энергетически предпочтительны, поскольку в (1.1) разность скоростей Δω ≈ const, однако, в устройствах, обеспечивающих ω0 = var, тоже есть потери и при малых мощностях, небольших диапазонах регулирования и немалой стоимости устройств необходимы детальные сопоставления. Переходные процессы при быстрых изменениях воздействующего фактора могут сопровождаться большими бросками момента и тока, т.е. значительными потерями энергии. Анализ переходных процессов, отнесенных ранее к первым двум группам начнем с важного частного случая, когда фактор, вызывающий переходный процесс, изменяется мгновенно, а процесс протекает в соответствии со статическими характеристиками. Потери энергии в цепи ротора или якоря за время переходного процесса tпп с учетом (1.1) определяются так: (1.2) Для переходного процесса без нагрузки (Мс = 0) будем иметь: (1.3) Подставив (1.3) в (1.2) и сменив пределы интегрирования, получим:
После интегрирования получим окончательно (1.4) Этот результат очень важен: потери энергии в якорной или роторной цепи за переходный процесс вхолостую (Мс = 0) зависят только от запаса кинетической энергии в роторе при ω0 и от начального и конечного скольжений. При пуске и динамическом торможении они составят Jω02/2 при торможении противовключением 3Jω02/2, при реверсе 4Jω02/2 = 2Jω02/2. Ни форма механической характеристики, ни время переходного процесса, ни какие-либо параметры двигателя, кроме J и ω0, не влияют на потери в роторе. Если в асинхронном двигателе пренебречь током намагничивания и считать, что то Тогда а общие потери энергии в АД составят: (1.5)
Переходный процесс (ПП) – энергетически очень напряженный режим: потери энергии в десятки раз выше, чем за то же время в установившемся режиме. Для процесса пуска графики ω = f(М) и ω, P1, P2 =f(t) показаны на рис. 1.4. Для оценки потерь энергии в переходном процессе под нагрузкой Мс ≠ 0, примем, что Мс = const и М = Мср = const. Тогда Р1 = Мсрω0, Р2 = Мсрω, Δ Р = Р1 – Р2 (рис. 1.4), а потери энергии определяются в соответствии с (1.2) заштрихованным треугольником: Рис. 1.4. Механические характеристики и потери энергии при пуске
или с учетом tпп = Jω0/(Мср - Мс),
(1.6) При торможении нагрузка будет снижать потери на величину: (1.7)
Из изложенного следуют возможные способы снижения потерь энергии в переходных процессах: уменьшение момента инерции за счет выбора соответствующего двигателя и редуктора или за счет замены одного двигателя двумя половинной мощности; замены торможения противовключением динамическим торможением или использование механического тормоза; переход от скачкообразного изменения ω0 к ступенчатому; при удвоении числа ступеней будет вдвое сокращаться площадь треугольников, выражающих потери энергии; плавное изменение ω0 в переходном процессе. Рассмотрим подробнее последний способ, реализуемый практически в системах управляемый преобразователь – двигатель. При плавном изменении ω0 в ПП, как это уже было показано, должны уменьшаться потери энергии. Это иллюстрируется на рис.1.5, где сравниваются два случая – прямой пуск вхолостую (а) и частотный пуск вхолостую за время t1 >>Tм, (Тм -электромеханическая постоянная времени электропривода) т.е. при ускорении ε = ω01/t1 (б) – заштрихованные площади. При прямом пуске потери энергии в якорной или роторной цепи определяется площадью заштрихованного треугольника на рис. 1.5,а и составят:
При плавном пуске потери определятся площадью заштрихованной на рис. 1.5,б узкой полосы:
(1.8)
а) б) Рис. 1.5. Потери при прямом (а) и плавном (б) пуске Выражение (1.8), полученное при аппроксимации реальной кривой скорости прямой линией справедливо лишь при t1>>Tм. При иных условиях следует использовать более точные модели. Из изложенного следует, что уменьшая ε, т.е. увеличивая время ПП и снижая момент, можно управлять потерями энергии, снижая их до любой требуемой величины. Таким образом, к основным методам энергосбережения ЭП относятся: 1. Применение регулируемых ЭП – (РЭП), позволяющих применять плавный пуск при изменении режима работы технологического оборудования и физико-химических свойств обрабатываемого материала, устанавливать оптимальные режимы работы ЭП. Например, переход на регулирование давления и расхода воды РЭП насосных агрегатов взамен дросельного регулирования (заслонками и др.) приводит к исключению потерь напора и экономии ЭЭ примерно на 30 %. Применять энергоэффективные двигатели, в которых за счет увеличения качества удается поднять КПД на 1–2 % (мощные двигатели) или на 4-5 % (небольшие двигатели). 2. Правильный выбор двигателя для конкретного технологического процесса. В европейской практике принято считать, что средняя загрузка двигателей составляет 0,6, тогда как в нашей стране этот коэффициент составляет 0,3–0,4, т.е. привод работает с КПД значительно ниже номинального. Завышенная мощность двигателя приводит к незаметным, но очень существенным отрицательным последствиям в обслуживаемой электроприводом технологической сфере – например, к излишнему напору в гидравлических сетях, связанному с ростом потерь и снижением надежности. 3. Основной путь энергосбережения средствами ЭП – подача конечному потребителю необходимой в каждый момент мощности. Это может быть достигнуто управлением координатами ЭП, т.е. за счет перехода к регулируемому ЭП. Этот процесс стал в последние годы основным в развитии ЭП в связи с появлением доступных преобразователей частоты. 4. Применение силовых модулей РЭП, имеющих максимальный КПД и мощности – управляемых полупроводниковых преобразователей – выпрямителей и инверторов, тормозных модулей и устройств, обеспечивающих рекуперацию ЭЭ от ЭД в сеть; максимально возможное исключение потерь ЭЭ при использовании тормозных резисторов. Так, например, в тяговых ЭП трамваев с пуско-тормозными реостатами потери в обмотках возбуждения достигают 4 %, в якорных обмотках – 8 %, в пуско-тормозных реостатах – 63 % и только 25 % ЭЭ идет на приведение трамвая в движение. Замена реостатного регулирования на транзисторные широтно-импульсные преобразователи (ШИП) резко снижает потери и в результате расход энергии, потребляемый трамваем снижается вдвое. 5. Исключение режимов пуска и торможения технологических агрегатов и комплексов применением дополнительных механизмов с РЭП, переводящих режим в непрерывный. Так, в непрерывном стане холодной прокатки стали автоматизированные РЭП, управляемые от микропроцессорных контроллеров (МПК), обеспечивают синхронные движения всех роторов и конвейеров, заданную точность поддержания скорости и заданные соотношения скоростей и мгновенных положений гнезд конвейера с устройствами выдачи роторов, оптимальные условия работы линии.
2. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОСНОВНЫХ ТИПОВ РЕГУЛИРУЕМЫХ АСИНХРОННЫХ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ
2.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ В настоящее время основным типом регулируемого электропривода, является частотно-регулируемый асинхронный электропривод (система преобразователь частоты - асинхронный двигатель (ПЧ — АД)). Однако наряду с этим электроприводом в некоторых случаях для решения отдельных производственных задач находят применение и ряд других типов регулируемых асинхронных электроприводов: система «тиристорный преобразователь напряжения - асинхронный двигатель» (ТПН—АД), обеспечивающая регулирование напряжения первой гармоники напряжения, подводимого к статору; система реостатного регулирования — «устройство реостатного регулирования - асинхронный двигатель с фазовым ротором» (УРР—АДФР). Особенно много таких электроприводов входит в состав подъемно-транспортных механизмов. Для оценки энергетической эффективности работы различных типов регулируемых асинхронных электроприводов целесообразно ввести и проанализировать обобщенные энергетические показатели для установившихся и переходных режимов электропривода. Для статических режимов в качестве основных энергетических показателей могут быть использованы коэффициент полезного действия η, являющийся мерой экономичности преобразования электрической энергии в механическую, и коэффициент мощности км, который является мерой экономичности потребления электроэнергии из сети и используется вместо понятия cosφ в цепях с несинусоидальными токами, что характерно для электроприводов, управляемых от вентильных преобразователей. При анализе процессов по основной гармонике (гладкой составляющей) без учета высших гармоник можно, как и в традиционном рассмотрении, использовать понятие cosφ. Рассмотрим общие выражения для определения η и км которые будут конкретизированы при анализе различных типов электроприводов. Используя методы определения активной Р, реактивной Q и полной S мощностей в трехфазных цепях переменного тока при управлении от вентильных преобразователей [2], получим выражения для отыскания η и км при синусоидальном напряжении питающей сети. Выражение для км выглядит следующим образом:
(2.1)
где Р и S - активная и полная мощности, потребляемые от сети переменного тока трехфазной нагрузкой; Q — реактивная мощность, или мощность сдвига трехфазной нагрузки, обусловленная сдвигом по фазе основной гармоники тока нагрузки относительно синусоидального напряжения питающей сети; Т - мощность искажения, обусловленная наличием в составе несинусоидального периодического тока, кроме основной, высших гармоник; Н — мощность несимметрии, учитывающая дополнительные потери энергии, связанные с неравномерной загрузкой фаз трехфазной нагрузки. Большинство применяемых для управления асинхронным двигателем преобразователей обеспечивают симметричную, равномерную загрузку фаз двигателя, поэтому Н = 0. Значения мощностей S и Р в установившемся режиме записываются в следующем виде [2]: (2.2)
Тогда (2.3)
(2.4)
где Uя - номинальное действующее линейное напряжение трехфазной сети; I1A, I1B, I1C - действующие значения токов фазы соответственно А, В, С статора; I1A1, I1B1, I1C1 - действующие значения первой гармоники токов фаз А, В, С статора; φ1A, φ1B, φ1C, - фазный сдвиг первой гармоники статорного тока фаз А, В, С по отношению к напряжению фазы А, В, С питающей сети; Рмех — механическая мощность на валу асинхронного двигателя, Рмех = Mc ω. Статорные токи отдельных фаз двигателя, как правило, симметричны. В этом случае I1A = I1B = I1C = I1; φ1A = φ1B = φ1C, = φ1; I1A1 = I1B1 = I1C1 = I11; I1 - действующий ток фазы статора; I11 - действующий ток первой гармоники фазы статора. Тогда (2.5) (2.6)
где ки - коэффициент искажения. Для оценки нагрева обмоток двигателя высшими гармониками и определения возрастания потерь при полигармонических токах по сравнению с синусоидальными введем коэффициенты перегрузки по токам статора кп1] и ротора кп2. При симметричных режимах значения кп для отдельных фаз статора и ротора одинаковы:
(2.7)
где I2 — действующий ток фазы ротора; I21 — действующее значение первой (основной) гармоники тока ротора. В качестве показателя экономичности работы электропривода в переходных режимах используем значение энергии потерь за время переходного процесса ΔWп.п. Очевидно, в общем случае
(2.8) где tп.п –время переходного процесса; ΔРдв – суммарная мощность потерь в двигателе:
(2.9)
где ΔР1м , ΔР2м - потери в меди соответственно статора, ротора асинхронного двигателя (для асинхронных двигателей с фазовым ротором вместо ΔР2м используется величина ΔP2mΣ — полные потери в роторной цепи двигателя); ΔР1|с, ΔР2с - потери в стали соответственно статора, ротора; ΔРдоп - дополнительные потери; ΔРмех — механические потери. В зависимости от типа анализируемого асинхронного электропривода отдельные составляющие потерь в формуле (2.9) могут быть незначительными в общем балансе потерь (ΔРДВ) и их можно не учитывать при определении ΔWп.п . В ряде случаев потери в полупроводниковом преобразователе ΔРпр, от которого питается асинхронный двигатель, могут оказаться существенными и потребуется их учет при определении ΔWп.п, т.е.
где ΔРпр - потери в преобразователе; ΔРэп — потери в электроприводе, ΔРэп = ΔРдв + ΔРпр.
2.2. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АСИНХРОННЫХ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ С РЕОСТАТНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ
Реостатное регулирование может быть использовано только для асинхронных двигателей с фазным ротором, когда в процессе управления изменяется значение добавочного R2доб и полного R2Σ сопротивлений в роторных цепях. Схемы силовых цепей асинхронных электроприводов с реостатным регулированием при ступенчатом и плавном изменении R2до6 показаны на рис. 2.1.
Рис. 2.1. Схемы силовых цепей асинхронных электроприводов с реостатным регулированием: а — при ступенчатом изменении Rдоб, б — при плавном изменении Rдоб
На рис. 2.1, а приведена схема реостатного регулирования со ступенчатым изменением значения добавочного сопротивления в роторе, т.е. когда при размыкании (замыкании) контактов Kl, K2, КЗ в роторную цепь вводятся или выводятся ступени сопротивления. В этой схеме асинхронный двигатель может работать как на естественной характеристике (при закороченном роторе), так и на одной из трех регулировочных характеристик, когда в роторные цепи включены сопротивления R2доб3, R2доб3 + R2до62, R2доб3 + R2до62 + R2до61 В схеме, показанной на рис. 2.1, б, изменение добавочного сопротивления в роторных цепях осуществляется плавно, так как на стороне выпрямленного тока неуправляемого трехфазного выпрямителя, подключенного к контактным кольцам ротора, включено неизменяемое добавочное сопротивление Rдоб, которое периодически шунтируется силовым полупроводниковым ключом К на тиристорах или транзисторах, выполняющим роль широтно-импульсного преобразователя (ШИП) [2, 3]. Частота коммутации ШИП (fк) не связана с частотой питающей сети и в рассматриваемой схеме, особенно при применении транзисторов достигает 400...600 Гц. Изменение значения добавочного сопротивления в роторных цепях обеспечивается изменением относительного времени γ = tp/Tk проводящего состояния ключа К при неизменной частоте коммутации (здесь tp — время проводящего состояния ключа К; Тк = 1/fk — период коммутации ШИП). Эквивалентное добавочное сопротивление в цепи выпрямленного тока Rдоб.э= Rдоб (1- γ), т.е. изменяется от 0 (при γ = 1) до Rлоб (при γ = 0 ). Значение Rдоб э с учетом особенностей работы вентилей мостового выпрямителя можно привести к цепи трехфазного переменного тока и получить схему, эквивалентную показанной на рис. 2.1, а. В обоих случаях необходимо знать значение суммарного роторного сопротивления, приведенного к контуру статора и определяемого по формуле
где R′2, R′2доб — приведенные к цепи статора соответственно сопротивление ротора двигателя и добавочное сопротивление; ke - коэффициент трансформации ЭДС асинхронного двигателя. Для удобства введем безразмерный коэффициент . Тогда в схему замещения вместо R'2 нужно подставить значение R′2r. Очевидно, для короткозамкнутых асинхронных двигателей и двигателей с закороченным фазным ротором r = 1, если в ротор введено добавочное сопротивление, то r > 1. Потери в меди статора и ротора асинхронного двигателя при работе в установившемся режиме можно определить из следующих выражений:
(2.10)
где ΔP1м, ΔР2м - соответственно потери в меди статора, ротора; ΔР1с — потери в стали статора; ΔР2мΣ — полные потери в роторной цепи при включении добавочного сопротивления; ΔР1м.ном - номинальные потери в меди статора, ΔР1м.ном = 3I21номR1; ΔР2м.ном - номинальные потери в меди ротора, ΔР2м ном = ЗI′22номR′2 = Mномω0 Sном ; Мноы - номинальный момент двигателя; Sном - скольжение двигателя; ΔР1с..ном — номинальные потери в стали статора; М* = М/Мноы— относительное значение момента двигателя; А и В — конструктивные коэффициенты двигателя. Приближенно значение ΔР1с..ном может быть определено из выражения ΔР1с..ном = 0,2ΔРдв, где ΔРдв - суммарная мощность потерь в двигателе при номинальном режиме, ΔРдв = Рном(1/ηном -1), где Рном - номинальная мощность двигателя; ηном – номинальный КПД. Значение коэффициента А определяется из следующего выражения [6]:
При практических расчетах можно принимать А примерно равным квадрату относительного значения тока намагничивания I0 при U1 = U1ном , т.е. А ≈(Iо/I1ном)2 =I20* В этом случае ошибка в расчетах особенно для асинхронных двигателей общепромышленных серий не превышает 10... 12 %. Значение коэффициента В приближается к единице. Его можно принимать равным 0,96...0,98 для двигателей единой серии, 0,94...0,97 — для двигателей краново-металлургических серий. Как видно из (2.10) потери в стали при регулировании добавочных сопротивлений в роторе, когда к статорным цепям приложено номинальное напряжение сети, изменяются незначительно, поэтому при расчетах можно принимать ΔР1с = const = ΔР1с..ном Если по обмоткам статора и ротора протекает несинусоидальный ток и присутствуют высшие гармоники (например, при работе схемы, показанной на рис. 2.1, б) рекомендуется принимать к2п1 = к2п2 = 1,1, при питании двигателя синусоидальным током (см. рис. 2.1, а) и при оценочных расчетах можно считать, что к2п1 = к2п2 = 1. Отметим, что при реостатном управлении потери в меди статора и ротора асинхронного двигателя (2.10) не зависят от скольжения двигателя, а определяются только моментом двигателя, следовательно, во всем диапазоне скоростей допустимый по нагреву момент равен номинальному моменту двигателя, если не учитывать ухудшения теплоотдачи самовентилируемых двигателей. Коэффициент полезного действия двигателя без учета потерь в стали ротора, механических и дополнительных потерь, которые не оказывают существенного влияния на значение η в рассматриваемом случае, определяется из следующего выражения:
(2.11)
где Мс* - относительное значение статического момента, Мс* = Мс /Мном Как видно из выражения (2.11), η зависит от скорости двигателя и в какой-то мере от развиваемого двигателем момента. На рис. 2.2 приведены зависимости КПД от скорости двигателя
Рис. 2.2. Зависимости КПД от скорости двигателя η =f(ω) для двигателя MTF111-6 при реостатном управлении: 1 - при М = Мном; 2 — при М = 0,5 MНОМ
η =f(ω) при М = Мном и М = 0,5 Mном для двигателя типа MTF111-6, у которого Рном = 3,5 кВт. При расчетах принято, что кп1 = кп2 = 1. Если считать, что при реостатном управлении асинхронный двигатель питается синусоидальным напряжением, значение cosφ можно определить с использованием схемы замещения (см. рис. 1.2) [6]. В этом случае
(2.12) где
На рис 2.3 показана зависимость cos φ = f(s) для двигателя MTF111-6 при разных значениях добавочного сопротивления в цепи ротора.
Рис. 2.3. Зависимости cos φ=f(s) для двигателя MTF111-6: 1- при r = 1; 2 - при r = 10; 3 - при r = 20
Располагая выражениями для составляющих потерь при реостатном управлении (2.10), можно подсчитать энергию потерь при работе на установившейся скорости в статическом режиме:
(2.13)
где tу — время работы на установившейся скорости; к2п = к2п1 = к2п2 = 1,1. Уравнение (2.13) справедливо для любого значения пониженной скорости электропривода, включая его работу с отрицательной скоростью, какой можно считать опускание груза в режиме противовключения при активном статическом моменте. В этом случае в уравнение (2.13)необходимо подставить значение ω с отрицательным знаком. При активном моменте статической нагрузки регулирование на пониженной скорости в четвертом квадранте (опускание груза) по условиям нагревания двигателя целесообразно осуществлять в режиме торможения противовключением, а не в режиме динамического торможения [5]. Энергия, потребляемая от сети при работе на установившейся скорости, включая полезную работу, совершаемую производственным механизмом Wмех, определяется по формуле
(2.14)
Переходные процессы в электроприводе с реостатным управлением (пуск, торможение, изменение скорости и т.д.), происходящие при относительно больших добавочных сопротивлениях в роторных цепях и, следовательно, при больших коэффициентах затухания, можно при инженерных расчетах анализировать по статическим зависимостям. Принимая Мс = const и считая, что при пуске или торможении электропривода обеспечивается равномерно ускоренное или равномерно замедленное движение, что соответствует реальным условиям, особенно при использовании замкнутых по скорости систем автоматического регулирования (САУ), получим
(2.15) где Мдин - динамический момент электропривода; J - суммарный момент инерции электропривода, J= Jд + Jмex; ε — модуль ускорения при пуске (ап) или замедления при торможении (bТ), ε = |ап | = = |bТ | = const. Тогда время разгона при пуске tn или торможении tт будет изменяться от нуля до скорости ωу или от скорости ωу до нуля:
(2.16)
Выражения для расчета потерь энергии в меди статора ΔW1м , в меди ротора ΔW2м в стали статора ΔW1с и полных потерь в меди роторных цепей ΔW2мΣ при пускотормозных режимах, протекающих в двигательном режиме работы асинхронной машины, при Мс = const приобретают следующий вид:
(2.17) где М* = М /Мном - относительный момент, развиваемый двигателем в переходных режимах. Суммарная энергия потерь в переходном процессе ΔWпп = ΔW1м + ΔW1с+ ΔW2мΣ Значение М определяется следующим образом: 1) при разгоне электропривода, когда реактивный статический 2) при разгоне электропривода, когда активный статический момент Мс совпадает с направлением вращения и | Мдин | > | Мс|, М =| Мдин| - | Мс| 3) при торможении электропривода, когда статический реактивный момент | Мс| >| Мдин | , М= | Мс|-| Мдин|. Если пускотормозные режимы протекают в режиме торможения противовключением, то для определения энергии потерь также используется группа выражений (2.17), изменяются лишь условия для отыскания момента двигателя в тормозном режиме. В этом случае значение тормозного момента двигателя определяется следующим образом: 1) при торможении электропривода Мс — реактивный и \| Мдин | < | Мс|, 2) при торможении электропривода Мс — активный и тогда 3) при разгоне электропривода Мс — активный и | Мдин | > | Мс|, М =| Мдин| - | Мс|. Энергия, потребляемая асинхронным двигателем в пускотормозных режимах в случае пренебрежения потерями в цепи ротора от высших гармоник тока, определяется по формуле
(2.18)
В формуле (2.18) момент двигателя определяется в соответствии с ранее сформулированными условиями. Таким образом, приведенные выражения позволяют определить энергетические показатели асинхронного двигателя при реостатном управлении, рассчитать потери энергии в установившихся (2.10) и переходных (2.17) режимах и, следовательно, сопоставить энергопотребление при использовании различных способов управления асинхронным двигателем, что позволяет выбрать систему регулирования, обеспечивающую минимальное энергопотребление и экономию электроэнергии.
2.3.ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ «ТИРИСТОРНЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ НАПРЯЖЕНИЯ – АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ»
Наиболее распространенная силовая структура ТПН - АД, схема которой приведена на рис. 2.4, состоит из шести тиристоров, включенных попарно встречно-параллельно в статорные цепи трехфазного асинхронного двигателя. Такой преобразователь предназначен для регулирования 1-й, или основной, гармоники питающего двигатель напряжения изменением угла открытия тиристоров а в диапазоне от α = φ до α = 180°. В этом случае действующее фазное напряжение первой гармоники изменяется от U1 = U1ном (где U1ном - действующее фазное номинальное напряжение питающей сети; φ — угол отставания тока от напряжения при синусоидальном питании) до U1 = 0 [4]. Частота переменного напряжения основной гармоники остается неизменной и равна частоте f1 = f1ном. При таком управлении синхронная скорость АД и его критическое скольжение не изменяются, но регулируется момент двигателя М = f (U21).
Рис. 2.4. Схема силовой структуры системы ТПН —АД
Отметим, что работа асинхронного двигателя на регулировочных характеристиках при U1 < U1ном происходит в режиме прерывистого тока. В этом случае в спектре несинусоидального периодического тока при соединении обмоток статора звездой без нулевого провода в периодическом несинусоидальном токе кроме основной гармо
Рис. 2.5. Зависимость kM = f(M) для двигателя МТ012-6 с короткозамкнутым ротором при ω = 0,6 ω ном
ники присутствуют нечетные гармоники: 5-я, 7-я, 11-я, 13-я и т.д. При таком способе управления осуществляется дискретное воздействие на асинхронный двигатель и в течение периода питающего напряжения 0,02 с при f1ном = 50 Гц происходит чередование схем подключения статорных цепей двигателя к трехфазной питающей сети в следующей последовательности: трехфазное подключение, двухфазное подключение разных фаз, отключение всех фаз двигателя. В связи с этим даже в установившемся режиме наблюдаются пульсации момента двигателя с частотой 300 Гц (схема ТПН на рис. 2.4 имеет пульсность р = 6). Однако, как показано в [4], пульсирующая составляющая момента практически не оказывает влияния на колебания скорости и динамику электропривода и достаточно учитывать только гладкую составляющую момента, создаваемую основной гармоникой, т.е. средний момент двигателя на расчетном интервале Мср, который равен Мс. Высшие гармоники увеличивают потери в асинхронном двигателе, возрастание которых оценивается введением в расчетные формулы потерь коэффициентов кп[ и кп2. Для точного анализа установившихся режимов нельзя пользоваться однофазной схемой замещения асинхронного двигателя для определения значения 1-й гармоники, удельного веса высших гармоник и коэффициента мощности асинхронного электропривода. Расчет указанных и других показателей может быть точно выполнен при использовании дифференциальных уравнений асинхронной машины с учетом алгоритма переключения тиристоров при ω = const и α = const. При регулировании U1, за счет ТПН потери в элементах асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором при работе в установившемся режиме определяются следующим образом [5]:
(2.19) В формулах (2.19) вместо скорости используется скольжение двигателя S = (ω0 - ω)/ω0, что более целесообразно. Значение км, определяемое из уравнения (2.5), может быть точно рассчитано только с применением ЭВМ с учетом алгоритма переключения тиристоров. На рис. 2.5 приведена зависимость км = f(M) для двигателя МТ012-6 с короткозамкнутым ротором при относительной скорости ω = 0,6 ωном. При рассматриваемом способе управления работа асинхронного двигателя на регулировочных характеристиках при уменьшении развиваемого момента (возрастании угла α) сопряжена со значительным снижением коэффициента мощности, так как с ростом α увеличивается фазовый сдвиг 1-й гармоники тока φ1 и уменьшается cos φ1 входящий в формулу (2.5), но возрастает удельный вес высших гармоник тока, что приводит к снижению км. Этот факт и показан на рис. 2.5. При ω = 0,6 ω ном в диапазоне изменения момента от 0 до Мном асинхронный двигатель работает в зоне прерывистых токов. При определении КПД электропривода в системах ТПН - АД можно не учитывать механические и дополнительные потери и потери в стали ротора ввиду их малости по сравнению с другими составляющими потерь. Тогда формула для определения КПД приобретает следующий вид [5]:
(2.20)
При расчете η| по формуле (2.20) с использованием уравнений (2.19) необходимо подставить в (2.19) значения S, соответствующие выбранной скорости. На рис. 2.6 приведена зависимость КПД от скорости двигателя при управлении от ТПН для MTF111-6 с закороченным ротором. При расчете зависимости принято, что кп1 = кп2 = кп=1 ,1; А = 0,861; В =0,97.
Рис. 2.6. Зависимость КПД от скорости двигателя при управлении от ТПН для двигателя MTF111-6 с закороченным ротором
Энергия потерь в установившихся режимах может быть определена с использованием формул (2.19) путем умножения мощности потерь ΔР1м, ΔР2м, ΔР1с (при выбранной скорости ω и соответствующем ей скольжении S)на время работы с установившейся скоростью tу. Особенностью использования асинхронных короткозамкнутых двигателей в системах ТПН - АД является то, что относительные потери в роторе превышают относительные потери в остальных элементах машины [5]. Поэтому установленная мощность асинхронного двигателя (Рном) должна быть выбрана таким образом, чтобы во всем диапазоне регулируемых (пониженных) скоростей мощность потерь в роторе ΔР2м была меньше номинальной мощности потерь ΔР2м.ном. Тогда для обеспечения нормального теплового режима двигателя необходимо, чтобы выполнялось следующее условие: (2.21)
из которого следует, что допустимый по нагреву относительный момент двигателя Мдоп* = Мдоп/Мном при продолжительном режиме работы должен быть:
(2.22)
Из уравнения (2.22) следует, что длительное регулирование скорости асинхронного электропривода в системе ТПН - АД при Мс = const практически невозможно, так как с возрастанием скольжения (при снижении скорости) по сравнению с номинальными многократно возрастают потери в статоре и в роторе. В этом случае для обеспечения работы короткозамкнутого асинхронного двигателя без перегрева необходимо увеличение в несколько раз, а иногда и на порядок, номинальной мощности двигателя по сравнению с максимальной мощностью статической нагрузки [5]. С учетом ухудшения теплоотдачи самовентилируемых электроприводов при снижении скорости зависимость Мдоп* =f(S) будет еще менее благоприятной. Зависимости км = f(M) и η = f(ω) (см. рис. 2.5, 2.6) также подтверждают низкую энергетическую эффективность регулируемых электроприводов по системе ТПН -АД, работа которых связана с повышенным расходом электроэнергии и низким КПД. Однако существует ряд производственных задач, для решения которых по технологическим требованиям целесообразно применение систем ТПН - АД. В этих случаях их использование позволяет одновременно снижать потребление электроэнергии, выполняя функцию энергосбережения [5]. Варианты целесообразного применения систем ТПН - АД для управления асинхронным электроприводом в целях энергосбережения будут рассмотрены позже. Точный расчет пускотормозных режимов и определение потерь энергии в переходных процессах в системах ТПН - АД нельзя выполнять по статическим зависимостям, так как электромагнитные переходные процессы вносят существенные коррективы в динамические характеристики асинхронных электроприводов и влияют на энергопотребление. Однако при использовании замкнутых по скорости САУ, когда обеспечивается равноускоренное движение при разгоне электропривода и двигатель работает при U1 < U1ном, что ослабляет влияние электромагнитных переходных процессов, можно определять потери энергии с использованием формул (2.19) для расчета мощности потерь в отдельных элементах машины, а также для предварительных расчетов и сравнительного анализа с другими типами регулируемых электроприводов. В этом случае, учитывая формулы (2.15) и (2.16), можно принять момент двигателя в переходном режиме постоянным и получить выражения для энергии потерь при работе АД в двигательном режиме при реализации пуско-тормозных процессов в диапазоне изменения скорости от ω = 0 до ω = ωу:
(2.23)
где Sy = (ω0 – ω)/ ω0 ; M* — относительное значение момента двигателя в переходном режиме. Значение М зависит от требуемого динамического момента Мдин, вида момента статической нагрузки (активный или реактивный) и определяется из тех же соображений, которые изложены в § 2.2. Общие потери энергии в двигателе в переходном режиме, реализуемом в системе ТПН - АД, определяются как сумма составляющих потерь, вычисленных по формулам (2.23). Уточненный расчет переходных процессов и динамических механических характеристик асинхронного двигателя особенно в разомкнутых системах должен осуществляться с использованием системы дифференциальных уравнений асинхронной машины при переменной скорости вращения, алгоритма переключения тиристоров ТПН и временного закона изменения угла открытия вентилей α =f(t). 2.4.ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ «ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ЧАСТОТЫ – АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ»
Частотный способ регулирования скорости асинхронных двигателей является самым экономичным в сравнении с другими известными способами. Возможность регулирования скорости АД изменением частоты следует из выражения скорости идеального холостого хода: (2.24) Меняя частоту f1 напряжения обмотки статора, можно получать разные скорости идеального холостого хода. При этом, как видно из выражения (2.24), зависимость скорости ω 0от f1 линейная. В полной мере законы частотного управления реализуются в замкнутых системах автоматического управления электроприводами. Рассмотрим основные энергетические характеристики частотно-регулируемого асинхронного электропривода, схема силовых цепей которого приведена на рис. 2.7, и проанализируем показатели энергетической эффективности системы ПЧ - АД в установившихся и переходных режимах.
Рис. 2.7. Схема силовых цепей системы ПЧ - АД
Коэффициент полезного действия. Для оценки экономичности преобразования энергии системой ПЧ - АД в установившихся режимах электропривода используется соотношение (2.4) между потребляемой из сети активной мощностью Р и полезной мощностью на валу двигателя Рмех. Тогда (2.25) При практических расчетах соотношение (2.25) представляется в виде произведения коэффициентов полезного действия преобразователя частоты (ηпч) и асинхронного двигателя (ηдв): ηэ.п = ηпчηдв (2.26)
Каждая из составляющих коэффициента полезного действия ηэ.п записывается через мощность потерь энергии соответственно в преобразователе частоты (ΔРпч) и асинхронном двигателе (ΔРдв):
(2.27)
где Р1 — активная мощность, потребляемая двигателем от преобразователя. Мощность потерь энергии в асинхронном двигателе. Анализ потерь энергии в различных режимах электропривода важен как с точки зрения анализа экономичности работы системы, так и для оценки теплового состояния двигателя при выборе или проверки его по условию нагрева. При частотном способе регулирования скорости определяющими для асинхронного двигателя являются следующие виды потерь: - потери в меди обмотки статора (ΔР1м) и обмотки ротора (ΔР2м), обусловленные первыми гармониками токов обмоток; - потери в стали статора от гистерезиса (ΔР1с.г) и вихревых токов (ΔРс.в); - механические потери (ΔРмех); - добавочные потери (ΔРдоп), пропорциональные квадрату основной гармоники тока статора. Потери в меди обмотки статора ΔР1м и ротора ΔР2м пропорциональны квадратам их токов. В системе единиц физических величин формулы для расчета потерь в обмотках запишем в следующем виде:
(2.28)
где i1,i2 - модули результирующих векторов токов обмоток статора и ротора, i1ном, i2ном - значения модулей результирующих векторов токов статора и ротора в номинальном режиме. Потери в стали статора на гистерезис ΔР1с.г и вихревые токи ΔРс.в зависят от частоты и потока двигателя: (2.29)
где ΔР1с.гном , ΔРс.в.ном — потери в стали статора на гистерезис и вихревые токи в номинальном режиме; ψ0 — модуль результирующего вектора главных потокосцеплений, ω1 — угловая частота напряжения статора; ψ0 номи ω1ном - значения модуля результирующего вектора главных потокосцеплений и угловой частоты напряжения статора в номинальном режиме. Механические потери ΔРмех определяются выражением
(2.30) где ΔРмех.ном - механические потери при номинальной скорости вращения двигателя; ωном — номинальная скорость вращения двигателя. Добавочные потери АРдо6 пропорциональные квадрату тока обмотки статора, определяются по формуле (2.31)
где ΔРдоб.ном — добавочные потери двигателя при работе в номинальном режиме. Суммарная мощность потерь энергии в асинхронном двигателе при частотном способе регулирования его скорости определяется по формуле
ΔРдв = ΔР1м + ΔР2м + ΔР1с.г + ΔР1св + ΔРмех + ΔРдоб (2.32)
Как следует из формул (2.28)...(2.31), каждая из составляющих суммарных потерь (2.32) зависит от режима работы асинхронного двигателя. Мощность потерь энергии в преобразователе частоты. В преобразователе частоты с АИН при питании его от неуправляемого выпрямителя имеют место следующие виды потерь: - потери в вентилях неуправляемого выпрямителя и силовых ключах автономного инвертора напряжения; - потери в коммутирующих реакторах и фильтрах электромагнитной совместимости на входе выпрямителя, в реакторе фильтра звена постоянного тока, а также в выходных фильтрах и реакторах в случае их установки; - потери в конденсаторах фильтра звена постоянного тока и выходного фильтра; - потери в защитных RС-цепях. Основную долю полных потерь мощности в ПЧ составляют электрические потери в вентилях выпрямителя, ключах инвертора и реакторах. В связи с этим расчет электрических потерь в преобразователе является наиболее важным. Точное определение электрических потерь аналитическими методами затруднено из-за сложности учета дискретных и нелинейных свойств ПЧ, поэтому при расчете потерь в нем принимают допущения, которые позволяют отсеять второстепенные составляющие. К таким допущениям относится пренебрежение коммутационными процессами в выпрямителе и инверторе, что позволяет сделать описание процессов в ПЧ по непрерывным, или полезным, составляющим. Представим электрические потери в ПЧ в виде суммы электрических потерь в источнике питания автономного инвертора, включая в него входные коммутирующие реакторы, неуправляемый выпрямитель и реактор сглаживающего LC-фильтра звена постоянного тока, и электрических потерь в автономном инверторе напряжения с выходным реактором:
(2.33)
где ΔРи.п — электрические потери в источнике питания АИН; ΔРа.и - электрические потери в инверторе напряжения. ΔРи.п представим в виде следующей суммы составляющих:
(2.34)
где ΔРр.вх - потери в меди обмоток входных коммутирующих реакторов; ΔРв - электрические потери в вентилях выпрямителя; ΔРР.ф — потери в меди обмотки реактора сглаживающего фильтра звена постоянного тока. Электрические потери во входных коммутирующих реакторах от основной гармоники сетевого тока рассчитываются по формуле
(2.35)
где Rp.вх — активное сопротивление обмотки реактора; Iэф — эффективное значение основной гармоники тока реактора. Пренебрегая потерями в выпрямителе и инверторе, запишем соотношения между входными и выходными токами схемы ПЧ:
(2.36) где Iв - среднее значение выходного тока выпрямителя; Iи,Uи - средние значения тока и напряжения на входе инвертора. С учетом (2.36) электрические потери в коммутирующих реакторах источника питания АИН преобразуются к виду
(2.37) Электрические потери в вентилях неуправляемого выпрямителя при использовании общепринятой линеаризации вольтамперной характеристики полупроводникового диода :
(2.38)
где UГР - граничное, или прямое, падение напряжения на диоде; Rд.диф - дифференциальное сопротивление диода для прямого тока; Iд.ср, Iд.эф — среднее и эффективное значения тока диода. При идеально сглаженном выходном токе выпрямителя Iд.ср= Iд./3; Iд.эф = Iд./√3 Тогда с учетом этих соотношений выражение электрических потерь (2.38) приводится к следующему виду:
(2.39) Электрические потери в реакторе сглаживающего фильтра звена постоянного тока ΔРр.ф = R р.фIв2l, где R р.ф - активное сопротивление обмотки реактора. Выразив выходной ток выпрямителя через потребляемую двигателем активную мощность, получим
(2.40) Найдем мощность потерь энергии в элементах источника питания инвертора напряжения при работе АД в номинальном режиме:
(2.41)
Учитывая выражения составляющих потерь получим следующее выражение для суммарных электрических потерь в источнике питания инвертора напряжения:
(2.42)
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 334. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |