Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Русская политическая мысль XVII-XIX века.




С XVII века влияние религиозного мировоззрения на развитие политической мысли начинает ослабевать, она становится более самостоятельной. В этом проявилось влияние идей французского Просвещения, хотя на русской почве оно было относительным. Многие идеи просвещения, и в частности такие, как теория разделения властей, идея общественного договора, естественные права личности и т. д., не смогли укорениться тогда в российском общественном сознании. Однако процессы рационализации политической мысли, сближения ее с наукой постепенно набирали силу. Это выразилось прежде всего в том, что власть перестала рассматриваться как исключительно божественный дар.

Годы правления Екатерины II ознаменованы разработкой новой официальной идеологии, использующей для апологии самодержавия и крепостничества ряд идей Просвещения. Усвоение либеральной фразеологии и контакты с просветителями имели цель повысить общеевропейский престиж Российской империи, обосновать активную и независимую внешнюю политику. Так, сторонники идеи просвещенного абсолютизма Татищев, Посошков, Новиков, Козельский и др. трактовали государство как средство обеспечения общего блага, как главное условие сохранения жизни и продолжения рода человеческого. Государство внимает разуму подданных, правит, опираясь на хорошо разработанный и строго соблюдаемый свод законов. Верховный носитель власти (монарх) по-прежнему ставился над гражданами и сословиями и любые действия его оправдывались. 

В целом для идеологии «просвещенного абсолютизма» характерно противоречие между словом и делом, попыткой воспринять передовые для того времени идеи и стремлением укрепить и усилить реакционные феодально-крепостнические учреждения. 

С воцарением на престол Александра I либеральные элементы начали ощутимее проявляться в русской политической мысли. Во многом они были связаны с именем Сперанского. Он попытался взять на вооружение многие теоретические положения классического западного либерализма.

Нужно отметить, что до отмены крепостного права в России использование либеральных идей о свободе личности неизбежно приводило к острым конфликтам с самодержавием. Так, дворянские революционеры (декабристы) в обосновании своего протеста против самодержавия исходили из теории естественного права, отстаивая права каждого человека на жизнь, свободу, собственность, равенство всех перед законом. Кроме того, при разработке основ формирования институтов государственной власти они использовали идею разделения властей. Лишь после отмены крепостного права ориентация на западные ценности приобрела масштаб широкого идейно-политического и общественного движения, получившего название«западники». Это течение политической мысли исходило из идеи общности исторических судеб России и Запада.

Ориентация на западные ценности породили рост противоположной тенденции и обусловили усиление консерватизма. Это была реакция на возможные изменения, происходившие под влиянием промышленной революции на Западе, которые грозили разрушением привычного уклада жизни. Основными представителями консерватизма были Крамзин, Уваров, Победоносцев и др. Они выражали стремление к сохранению вековых традиций, обычаев, самобытности. Идейно-политическое течение, которое стремилось обосновать принципиальные различия в развитии России и Запада, получило название«славянофилы». Вера в самостоятельность России вошла также в концепцию революционного переустройства общества - получившей название Русский радикализм. Условия для радикальных идей преобразования в России существовали: низкий уровень жизни значительной массы населения, заметный разрыв в доходах различных групп общества, сословные привилегии одним и ограничения для других, отсутствие гражданских и политических прав и т. д. Родоначальником идеи революционного низвержения самодержавия сталА. Н. Радищев (1749 - 1802). После идею революционного переустройства продолжили развивать Пестель, Белинский, Герцен, Чернышевский и др.

Особенности ранних буржуазных революций и их отражение в политико-правовой идеологии. Развитие юридического мировоззрение буржуазии. Общая характеристика теории естественного права как теоретического обоснования притязаний буржуазии на политическую власть.

Обоснование победившей нидерландской буржуазной революции ХVII в. у Гуго Греция. Учение о вечности и неизменности "естественного закона". Взгляды на происхождение государства. Учение о суверенитете власти и его носителях. Защита ограниченной монархии Гуго Гроций о развитии науки международного права.

Политическое и правовое учение Б. Спинозы. Его взгляды на происхождение, сущность и задачи государства. Особенности "неотчуждаемых" правах граждан и границах государственной власти. Защита религиозной свободы и свободы морали.

Политическое и правовое учение Томаса Гоббса, его взгляды на природу человека, естественное право и "естественные законы. Особенности договорной теории происхождения государства у Гоббса. Взгляды на сущность и формы государства и государственный суверенитет . Требование подчинения церкви государству, соотношение личности и государства. Политический идеал Гоббса. "Левиафан". Отношение к английской революции.

Обоснование классового компромисса 1688 г. в Англии в учении Джона Локка. Зарождение политической идеологии либерализма Дж. Локк об основных требованиях естественного права, о происхождении и задачах государства. Теория разделения властей, ее социальная обусловленность.

Естественно-правовые учения в Германии. С. Пуфендорф об естественном праве как социальной этике. Особенности концепции договорного происхождения государства. Назначение государства.

X. Томазий. Особенности теории естественного права. Мораль и право . Монархия как приоритетная форма государства.

X. Вольф. Происхождение государства, его назначение. Особенности учения об естественном праве.

Итальянское просвещение. Дж. Вико. Основные принципы политико-правовой организации общества. Роль права в обеспечении свободы и безопасности индивида. Принципы законности. Понятие юридической ответственности.

Ч. Беккариа. Цели государства. Роль права в обеспечении свободы и безопасности индивида. Принципы соблюдения законности. Роль собственности и установления справедливого социального строя. Принцип законности и соблюдения обязательных гарантий прав личности.

Общая характеристика и основные направления политико-правовой идеологии просветительства. Политические идеи Вольтера. Борьба против католической церкви. Вольтер о "естественно" свободе и естественном равенстве. Его отношение к имущественному неравенству. Политический идеал Вольтера.

Политическая доктрина Ш. Монтескье. Учение о факторах, влияющих на общественный и политический строй. Учение о формах государственного строя и принципах, лежащих в их основе. Определение политической свободы, требование разделения властей и защита конституционной монархии. Влияние идей Монтескье на политическую идеологию и законодательство в период французской буржуазной революции XVIII века.

Политические и правовые идеи французских просветителей-материалистов. Д. Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеций. Теории "интереса", "полезности". Цель государства. Идеальный политический строй

Политические идеи Жан-Жака Руссо. Учение Руссо о естественном праве. Руссо о сущности государства, его развитии и задачах. Особенности договорной теории происхождения государства у Руссо в связи с учением о сущности исполнительной и законодательной власти. Идеи равенства у Руссо. Требование законности. Взгляды Руссо по вопросам международного права.

Т. Пейн. Происхождение государства. Формы государства /старые и новые/. Критика государственного устройства Англии и Конституции США. Республиканский политический идеал.

Т. Джефферсон. Естественно-правовая концепция. Критика американской Конституции 1787 г. Республика как форма правления и демократия как политический режим. Государственно-правовой идеал Джефферсона. Основные положения Декларации независимости.

А. Гамильтон. Республика с сильной президентской властью. Устройство представительного органа и местных органов власти. Концепция федерализма.

Политические и правовые взгляды И. Канта. Категорический императив. Определение государства и права. Назначение государства и права. Общественный договор и народный суверенитет как "регулятивные" идеи. Взгляды на происхождение и сущность государства Реформизм Канта. Особенности его теории разделения властей и учение об организации государственной власти. Классификация форм государства. Теория "вечного мира". Политическое учение Канта и современность.

Политические и правовые воззрения Гегеля. Отрицательное отношение Гегеля к школе естественного права. Учение о разумности действительного. Определение права. Деление права на абстрактное право , мораль, нравственность и его значение. Определение государства. Соотношение гражданского общества и государства. Взгляды Гегеля на общественный строй. Отношение Гегеля к теории разделения властей, к народному представительству. Апология прусской сословной монархии. Учение Гегеля о международном праве. Гегель о войне и мире. Использование политических взглядов Гегеля в новейшее время.

Либерализм как ведущее направление буржуазной политико-правовой мысли. Политическое и правовое учение Б. Констана. Критика неограниченного суверенитета народа. Защита имущественного ценза и двухпалатной системы. Противопоставление "невмешательства" государства. Пересмотр теории разделения властей Монтескье. Конституционная монархия как политический идеал Констана.

Политические и правовые взгляды И. Бентама. Теория утилитаризма и ее применение к учению о праве. Требование невмешательства государства в экономическую деятельность. Защита частной собственности. Взгляды на организацию государственной власти. Учение о значении законодательства. Проект международной организации мира.

Политико-правовое учение 0. Конта. Философия позитивизма как основа теории Конта. Позитивизм и социология. Взгляды на развитие общества и государства. Идея общественной солидарности. Отношение к субъективному праву. Планы преобразования буржуазного государства.

Политико-правовые взгляды Дж. Ст. Милля.

Органическая теория государства. Г. Спенсер. Аналогия государства с биологическим организмом. Государственные процессы: дифференциация и специализация. Стадии развития государства.

Теория насилия. Л. Гумпилович. Индуктивный метод рассмотрения государственно-правовых явлений. Насилие как основа и причина политической власти и права. Понятие "современного культурного государства".

А. Де Токвилль. Учение о государстве. Вопросы демократического общества и его основные признаки. Понятие свободы.

Вильгельм Ницше. Теория сверх нации и сверхчеловека. Государи во и его значение для общества. Отношение к коммунизму. Вопросы войны.

А.Н. Радищев. Происхождение государства. Критика абсолютной монархии и крепостного права. Отношение к частной собственности. Идеальный вариант республиканского устройства государства. Требование соблюдения основных естественных прав человека.

Политико-правовая идеология "западничества". Западноевропейский путь развития государственности для России. Борьба с "официальной народностью". Критика крепостничества и самодержавия. Проекты освобождения крестьян с землей. Политические взгляды П.В. Аненкова, В.П. Боткина, Т.Н. Грановского, П.Я. Чаадаева и др.

Политическая идеология "славянофильства". Принципиальное различие развития российского государства от Европы, народная самобытность России - патриархальность, консерватизм, православие. Воззрения славянофилов на крестьянскую общину, народный быт. Политические взгляды И.О. и К.С. Аксаковых, И.В. и П.3. Киреевых, А.С. Хомыкова, Ю.Ф. Самарина и др.

Политико-правовые идеи декабристов. П.И. Пестель о сущности государства и права. Проект преобразования государственного строя и правовой системы в России по "Русской правде".

Н.М. Муравьев. Проекты конституций: форма правления, форма государственного устройства. Аграрные преобразования. Уничтожение сословных привилегий. Решение национального вопроса. Революционное и конституционное правление.

А. И. Герцен. Происхождение государства, его цели и задачи. Критика самодержавия и крепостничества. Социальная республика.

Н.Г. Чернышевский. Происхождение государства, его цели и задачи. Взаимосвязь экономических и политических процессов в общественной жизни. Критика правительства бюрократии и крепостного права. Социально-политический идеал, пути и средства его достижения.

Н.М. Коркунов. Государство и государственная власть. Право как средство общественных отношений, средство разграничения интересов. Роль государство в реализации права.

М.А. Бакунин. Свобода, социальная революция и государство Анархическая социальная утопия. Общечеловеческое право .

Б.Н. Чичерин. Основные начала общественно-политического бытия. Роль государства в обществе. Отношение к праву как способ реализации свободы воли. Лицо, государство и их взаимоотношения.

С.А. Муромцев. Социальная юриспруденция. Право - как порядок общественных отношений. Суд - творец права. Ненормативные формы права.

Л.И. Петражицкий. Правопонимание. Психология и право. Разновидности права.

М.М. Ковалевский. Происхождение государства. Условия возникновения и стадии развития права. Роль права в создании "замиренной среды".

Концепция правового государства в России /Б.А. Кистяковский, С.А. Котляревский, В.М. Гессен и др./ Влияние западноевропейской теории правового государства в свете традиций русской политико-правовой мысли. Учение о власти и праве. Проблемы конституционализма в исторической и современной концепции. Проблема прав и свобод индивида в России.

Г.В. Плеханов. Государство , право, революция. Отрицание необходимости диктатуры пролетариата. Представление о социалистическом устройстве общества.

Учение В.И. Ленина о государстве, праве, политике. Ленинская теория социалистической революции и государство диктатуры пролетариата. Сущность, задачи, функции и принципы построения государств советского типа. Ленин о роли права и законности.

Политико-правовое содержание "русской идеи". Сборник "Вехи" /С. Булгаков, Н. Бердяев, П. Струве, С. Франк и др./ Историко-филосовская концепция. Значение религии в общественном развитии. Задача государства. "Новое Средневековье" /тоталитаризм/ П. Новгородцев об общественном идеале.

Политико-правовые воззрения К. Каутского.

Представление о политическом будущем России. Г. Федотов, И. Солоневич. Концепция "народной монархии". Принципы общественного строя. Царская власть. Земское самоуправление. Народное представительство. Гражданская и хозяйственная свобода для граждан.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 252.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...