Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Учение Н. Макиавелли в истории политической мысли.




 

Родоначальником политической науки считается Н. Макиавелли, который в работе «Государь» (1513) и «Размышления о первой декаде Тита Ливия» (1520) сформулировал предмет и метод политологии. Н.Макиавелли в течение четырнадцати лет работал секретарем правительства Итальянской республики и наблюдал политику изнутри. Непосредственное участие в политической жизни укрепило его во мнении, что политическая наука - это наука практическая, служащая решению жизненно важных задач.

Вклад Н. Макиавелли в политическую науку состоял в следующем:

1. Он обосновал самостоятельность политической сферы, ее относительную автономность от других областей жизни общества (экономики, культуры и т. д.), поскольку политика имеет собственную логику, содержание которой определяет политическая власть. Именно власть во всех ее проявлениях и является предметом политической науки. 

2. Макиавелли изучал политику как социальную реальность, а не воображаемый, идеальный мир. Он перенес политику из сферы воображаемого и желаемого в плоскость объективного и реального. Политическая наука, по Макиавелли, должна постигать истинное положение вещей, непосредственно наблюдая за фактами: поведением политических лидеров, масс, их взаимодействием. Метод политического реализма, который ввел в политологию Н.Макиавелли, окончательно освободил ее от религии.

3.Макиавелли различал понятия «общество» и «государство». Государство он рассматривал как политическую форму организации общества. Формы государства имеют тенденцию сменять друг друга, отражая тем самым состояние общества. Макиавелли сформулировал концепцию циклического развития государственных форм, в основе которой лежит идея кругооборота добра и зла. Выделив шесть форм государства, он рассматривал три из них как «дурное во всех отношениях» (тирания, олигархия и охлократия), а относительно трех других писал, что они «хороши сами по себе» (монархия, аристократия, демократия). Согласно Макиавелли, достигнув предела совершенства, форма государства клонится к упадку, переходя в свою противоположность. Это происходит потому, что природа не позволяет вещам пребывать в состоянии покоя. Монархия сменяется тиранией, тирания - аристократией, аристократия уступает место олигархии, на смену последней приходит демократия, которая, в свою очередь, перерастает в охлократию (власть толпы). Наилучшей формой государства Макиавелли считал смешанную, воплощением которой была для него умеренная республика, сочетающая достоинства монархии (сильное объединяющее начало), аристократии (мудрость и добродетельное правление) и демократии (свобода и участие народа в управлении).

4. Макиавелли отделил политику от морали. Политика, по его мнению, должна исходить из целесообразности, соответствовать опыту, практике, конкретной ситуации. Она подчинена достижению определенных целей. Выбор цели зависит от обстоятельств, а не от морали. Поэтому цель следует сообразовывать со средствами, а средства - с обстоятельствами и результатами. «Государь, - отмечал мыслитель, - если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости». Макиавелли большое внимание уделяет личности самого государя, анализирует его черты и качества.

 Социальные и политические аспекты зарождающегося христианства. Отношение к собственности и рабству. Отношение к государству и светской власти. Превращение христианства в государственную религию, изменение его политических идей. Политическое учение Блаженного Августина и его борьба с ересями. "Град Божий" и "Град Земной". Учение о двух градах как попытка обосновать преимущества церкви перед государством. Доводы в пользу необходимости повиновения существующим властям.

Политико-правовая теория Фомы Аквинского. Защита частной собственности. Схоластическое разграничение государственных форм. Вопрос о границах повиновения государственной власти, об элементах, ее составляющих. Попытка обоснования отличия царя от тирана. Фома Аквинский о соотношении светской и духовной властей. Учение Фомы Аквинского и современность.

Отражение идеологии средневекового бюргерства в политическом учении Марсилия Падуанского о законах и законодательной власти. Защита сословно-представительного строя. Требование свободы и совести.

Средневековые ереси и их социально-политические теории. Ереси как выражение социального протеста. Вальденсы. Движение лолардов в Англии. Табориты. Богемские братья.

Илларион - митрополит киевский. Учение о соотношении Закона и Благодати в первом русском трактате "Слово о Законе и Благодати Идеальный образ носителя верховной власти, его права и обязанности перед народом. "Правда" как основа реализации власти.

Нестор - монах Киево-Печерской Лавры. Версия о происхождении древнерусского государства в летописи "Повесть временных лет". Представление о правовом и нравственном статусе верховного правителя. Осуждение княжеских междоусобиц, отношение к войне и миру.

Владимир Мономах. Образ носителя верховной власти в "Поучении детям", его права и обязанности. Отправление правосудия. Отрицании смертной казни. Взаимоотношения церкви и государства. Л..З

Даниил Заточник. Представление о верховном правителе, его правах и обязанностях. Роль Думы в качестве советного органа при верховном князе. Основные направления внутренней и внешней политики. "Сила и гроза".

"Слово о полку Игореве". Цели и задачи верховной власти. Осуждение княжеских междоусобиц. Принципы внешней политики.

Реформационные движения в России, их основные направления. Социальные и политические идеалы. Представление о роли церкви в обществе и формах ее организации. Политика "нестяжателей" и "иосифлян".

Нестяжатели: Нил Сорский. Философская концепция нестяжательства. Отношение к собственности и труду. Учение о свободе воли, опыте и знаниях. Взаимоотношения государства и церкви. Формы борьбы с ересью.

Максим Грек, отношение к собственности. Не стяжательный идеал Представление о политической власти, ее: происхождение /наследственное и выборное/ и формах организации. Знание и образование. Война и мир.

Стяжатели: Иосиф Волоцкий. Верховная власть и ее элементы. Образ носителя власти, недопустимость личных пороков. Критерии правомерности реализации верховной власти. Форма ее организации. Право на сопротивление неправомерной /мучительной власти/. Взаимоотношения-церкви и государства. Стяжательское положение церковной корпорации. Отношение к еретикам.

Филофей. Теория "Москва - третий Рим". Историческое обоснование единого русского государства с политическим и религиозным центром в Москве: цели и задачи государства. Представление о верховной власти и ее взаимоотношениях с подданными.

И.С. Пересветов. Программа реформ: военная, финансовая, местного управления и судебная. Верховная власть, ее права и полномочия, форма организации. Отношение к традиционному понятию "силы и грозы".

Иван 1У /Грозный/. Учение о верховной власти и ее прерогативах. Единовластие правителя, над законность его положения и бесконтрольность деятельности. Своеобразие понимания великокняжеской силы.

А.М. Курбский. Правовой статус верховной власти. Форма ее организации. Поле совета и советников в государстве. Виды Советов. Право понимание. Правосудие.

А.Л. Ордин-Нащокин. "Меркантилистская" теория. Новоторговый устав /1667/ Предоставление свободы городам. Принципы формирования армии. Внешнеполитические предложения.

Симеон Полоцкий. Просветительское политическое учение. Представление о носителе верховной власти и его юридическом статусе. Долг и обязанности царя. Различие между царем и тираном. Внешнеполитические взгляды.

Юрий Крижанич. Происхождение государства. Сущность государства, классификация его форм. Представление о наилучшей форме государства. Роль закона в регулировании общественной жизни. Социально-экономические предложения. Внешнеполитическая ориентация.

В.Н. Татищев. Происхождение государства. Формы государства. Проект ограничения абсолютной монархии представительным органом Сенатом. Требования к законодателям. Условия соблюдения законности Осуждение "свирепства правителей и тиранического правления. Необходимость изменения крепостного права.

Феофан Прокопович. Необходимость для России абсолютной монархии. Аргументы в пользу права монарха назначать наследника. Право -понимание.

И. Т. Посошков. Социально-экономическая программа. Правовое положение сословий в государстве. Роль государства в экономической жизни страны.

М.М. Щербатов. Цеди государства. План ограничения абсолютизм, Суждение о праве и правосудии.

С.Е. Десницкий. Происхождение государства и его цели. Учение о разделении властей. Проект законосовещательного органа при монахе. "Судительная власть": ее; формирование и деятельность.

Общая характеристика идеологии Возрождения и формирование буржуазного мировоззрения.

Политическое учение Макиавелли - идеология итальянской буржуазии ХV века. Взгляды Макиавелли на природу человека. Сила как ос нова права. Независимость политики от морали. Воззрения на формы государства. Идея сильного централизованного государства. Республиканские тенденции. Николо Макиавелли о роли князя. Использование политических идей Макиавелли в современной политической жизни.

Политические идеи Реформации. Лютер и Кальвин как идеологи умеренного направления в реформации. Политические требования городских низов. Политические идеи народной реформации и крестьянской войны в Германии /1524-1525 гг./

Жан Боден - теоретик абсолютизма во Франции. Учение о верховной влети и ее свойствах. Учение о суверенитете монарха. Отрицание "смешанных" форм правления. Представления Бодена об общественном развитии и круговороте государственных форм.

Учение утопических социалистов ХVI-ХVII вв. Томас Мор и его "Утопия". Первоначальное накопление капитала в Англии. Критика социального строя Англии. Томас Мор об общественном и государственном строе идеального государства. Противоречия в учении Мора.

Учение Томаса Кампанеллы. Идея единого всемирного государства. Политический и социальный строй "Государства солнца". Организация производства и распределения, взгляды на семью и воспитание детей.

Лекция 5. Основные идеи западной политической мысли Нового времени.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 276.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...