Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные участникии их задачи




Положение

О проектной, научно-исследовательской деятельности и практиках

Студентов НИУ ВШЭ

Москва

2016

Оглавление

Используемые определения и сокращения. 3

1. Введение. Общие положения. 3

2. Организация научно-исследовательской деятельности. 5

2.1. Общие положения. 5

2.2. Организационные формы.. 6

2.3. Основные участники и их задачи. 7

2.4. Оценивание результатов научно-исследовательской деятельности. 9

2.5. Зачет результатов, полученных студентом при выполнении других видов деятельности 9

3. Организация проектной деятельности. 9

3.1. Общие положения. 9

3.2. Организационные формы.. 11

3.3. Выбор и предложение проектов. 12

3.4. Основные участники и их задачи. 15

3.5. Оценивание результатов проектной деятельности. 19

3.6. Обязательная документация при организации проектной деятельности. 21

4. Организация и проведение практик. 21

4.1. Общие положения. 21

4.2. Основные виды, типы и формы проведения практик. 22

4.3. Основные участники и их задачи. 23

4.4. Оценка результатов практики. 24

4.5. Обязательная документация при организации практики. 25

 


 


Используемые определения и сокращения

 

НИУ ВШЭ, Университет – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»;

ОС НИУ ВШЭ – образовательные стандарты высшего образования, самостоятельно установленные НИУ ВШЭ;

ФГОС ВО – федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования

ОП –образовательная программа высшего образования

ППС – профессорско-преподавательский состав

НР – научные работники

НПР – научно-педагогические работники

НУЛ – научно-учебная лаборатория

ПУГ – проектно-учебная группа

ПУЛ– проектно-учебная лаборатория

Факультет–структурное подразделение Университета, реализующее образовательные программы высшего образования.

ИУП–индивидуальный учебный план студента

НИС –научно-исследовательский семинар

 

Введение.Общие положения

 

1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения научно-исследовательской, проектной деятельности и практик студентов ОП, реализуемых в НИУ ВШЭ на основанииОС НИУ ВШЭ/ФГОС ВО – программ бакалавриата, магистратуры, специалитета.

1.2. Научно-исследовательская, проектная деятельность студентов и практики являются неотъемлемой частьюОП в НИУ ВШЭ;их организация направлена на создание условий, при которых студентысмогут применять на практике полученные ими теоретические знания, развивать универсальные и профессиональные компетенции, предусмотренные ОП, в ситуациях практической деятельности.

1.3. Научно-исследовательская, проектная деятельность обучающихся и практики могут быть организованыв смежных формах (например, практико-ориентированный проект, исследовательский проект, прохождение практики в виде участия в работепроектнойгруппы или научной лаборатории и т.д.). Отнесение конкретной формы деятельности обучающихся к научно-исследовательской, проектной деятельности или к практике осуществляется на основании приоритетных целей и задач, которые достигаются студентами, и совокупности определенных формальных требований и условий:

1.3.1. научно-исследовательская деятельность студентов организуется в целях развития исследовательских компетенций, закрепленных вОС НИУ ВШЭ/ФГОС ВОи концепции ОП. Основная цель, которую достигает студент в ходе научно-исследовательской деятельности, - приобретение/получение нового знания о явлениях, объектах и процессах; основной способ – выдвижение и проверка научных и исследовательских гипотез; основные методы, используемые студентами, – методы научного познания. Научно-исследовательская деятельность студентов имеет атрибутику научной работы, основные формы представления ее результатов- курсовая работа, статья, доклад, диссертация и др. жанры научных произведений.Степень самостоятельности студента в выполнении научно-исследовательской работы и ее доля в ОП возрастают по мере освоения ОП и при переходе на другой уровень высшего образования;

1.3.2. проектная деятельность студентов организуется в целях развития профессиональных и проектных компетенций, закрепленных в ОС НИУ ВШЭ/ФГОС ВОи концепции ОП. Проект – это специально организованная, мотивированная самостоятельная деятельность студентов, имеющая основной целью решение определенной практически или теоретически значимой проблемы, оформленное в виде конечного продукта, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Основной образовательный результат, который получает студент в ходе проектной деятельности, – это приобретение, закрепление или развитие практически значимых знаний и умений (компетенций), необходимых в выбранной профессиональной деятельности, и опыт самоорганизации. Проект имеет четко поставленные задачи, критерии достижения результата и ограниченные сроки выполнения; основные способы деятельности – разработка, отбор и реализация проектных решений; основные методы – методы управления проектами. Основные требования к результату проектной деятельности (продукту): соответствие заданным параметрам, отторжимость от создателя (создателей),практическая значимость/применимость.Степеньпрактической значимости проектной деятельности и самостоятельности студентов в реализации проектов возрастает вместе с уровнемобразования;

1.3.3. практика – обязательная часть ОП, основными целями которой является организация условий для получения профессиональных умений и опыта профессиональной деятельностистудентов, погружения их в среду профессиональной деятельности и развитие профессиональных непроектных компетенций. Основной образовательный результат, получаемый студентами в ходе практик, - непосредственное знакомство с профессиональной средой и развитие практических умений и навыков выбранной профессиональной деятельности. Обстановка, основные способы и методы деятельности студентов на практике должны быть максимально приближены к способам и методам выбранной профессиональной деятельности.Важным элементом практики является взаимодействие студентов с руководителями практик – состоявшимися профессионалами, которое может иметь черты наставничества со стороны последних. Результаты практик оформляютсяв виде отчетов, отражающихстепень сформированностиу них профессиональных компетенций, планы по построению карьеры или траектории профессионального развития, и т.п.

Организациянаучно-исследовательской деятельности

Общие положения

2.1.1. Исследовательская (научно-исследовательская) деятельность студентов – особый тип учебной деятельности, направленный на развитие исследовательских и аналитических компетенций студентов, критического и теоретического мышления, навыков работы с информацией, академического письма.

2.1.2. Студенты НИУ ВШЭ участвуют в научно-исследовательской деятельности, начиная с первого курсаобучения. Научно-исследовательская деятельность студентов может быть специально организованной в рамках ОП в учебных целях и/или предполагать их участие в научно-исследовательской деятельности структурных подразделений НИУ ВШЭ.

2.1.3. Научно-исследовательская деятельность студентов предполагает получение научно значимых результатов, оформленных в академически признанных жанрах, таких как статьи, научные работы (в т.ч. в виде курсовыхработ, выпускных квалификационныхработ), аналитические обзоры, отчеты о научно-исследовательской работе и т.п.

 

Организационные формы

 

2.2.1. Основными формами организации исследовательской (научно-исследовательской) деятельности студентов в НИУ ВШЭ является участие в работе исследовательских (научно-исследовательских, проектно-исследовательских) семинаров, написание курсовых работ и выпускных квалификационных работ, а также участие в научных мероприятиях (семинарах, конференциях, конкурсах и т.д.). Обязательность отдельных организационных форм исследовательской (научно-исследовательской) деятельности для студента определяется концепцией и учебным планом его ОП.

2.2.2. Особой формой организации научно-исследовательской деятельности является участие студентов в работе научно-учебных лабораторий, иных научных подразделений Университета;основной особенностью такой формыявляется вовлечение студентов в научную деятельность через возможность применения полученных в Университете знаний и компетенций в работе над реализацией научных проектов.

2.2.3. Поддерживающей и обучающей формой для научно-исследовательской работы студентов является НИС.

С точки зрения содержания НИС могут быть организованы по следующим основаниям:

- тематические (такой НИС посвящен отдельным актуальным темам исследований в определенной области, объединяет студентов и НПР, работающих в этой тематике);

- методические (такой НИС посвящен общим методам научно-исследовательской работы – например, качественным и количественным методам исследования, методам и инструментам работы с информацией, методам оформления полученных результатов и т.п.);

- структурные (такой НИС строится согласно логике этапов научно-исследовательской работы: разработка темы/проблемы, обзор литературы, построение и проверка гипотез и т.п.; студенты получают навыки применения различных инструментов и методик для каждого из этапов);

- проектные (такой НИС сопровождает реализацию конкретного научно-исследовательского проекта, объединяет студентов и НПР – участников этого проекта);

- смешанные (объединяютвсе или часть вышеназванных оснований).

С организационной точки зрения НИС может быть построен «горизонтально» (включает студентов одного курса, уровня образования), «вертикально» (включает студентов одного направления подготовки, но разных курсов и /или разных уровнейобразования), междисциплинарно (включает студентов разных направлений подготовки, обычно подразумевает работу над научной проблемой на стыке областей знания).

Основные участникии их задачи

 

2.3.1. Научно-исследовательская деятельность студентов осуществляется под руководством преподавателей или научных работников. Научное руководство регулируется соответствующими локальными нормативными актами НИУ ВШЭ

2.3.2. Руководство НИС могут осуществлять один руководитель или коллектив руководителей.

2.3.3. Функции руководителя НИС можно разделить на общие и специфические.

К общимфункциям можно отнестиследующие:

- разработка программы НИС, с возможным ее пересмотром/корректировкой в начале каждого учебного года, в том числе с учетом числа студентов, выбравших НИС, включая определение форм занятий и их содержательного наполнения, форм контроля и представления промежуточных результатов работы обучающихся в рамках НИС, порядка накопления оценки, проведения экзаменаи, в случае необходимости, пересдач;

- презентация НИСдля студентов ОП, в том числе устные выступления, подготовка письменных информационных материалов для размещения на интернет-странице (сайте) ОП;

- проведение всех или части занятий НИС.

- вслучае привлечения к проведению НИСдругих преподавателей - согласование кандидатур преподавателей, форматов, содержания и объема их занятий, согласование графика (последовательности) проведения занятий с преподавателями, ведущими НИС;

- мониторинг проведения занятий, сбор и обобщениерезультатов текущего контроля;

- проведение промежуточного контроля по НИС, проставление оценок, в случае необходимости - организация и проведение пересдач.

К специфическимфункциям можно отнестиследующие:

- привлечение к выступлению на семинаре внешних участников: ученых, практиков бизнеса, консалтинга,государственного управления и т.д.

- консультации студентам НИС по вопросам выбора темы курсовой работы, ВКР, научного руководителя.

- организация обсуждений ВКР студентов выпускных курсов, как обязательного элемента НИС на выпускных курсах.

2.3.4. К организации научно-исследовательской деятельности студентов могут привлекаться ППС и НР различных структурных подразделений Университета.Они могут выполнять следующие основные функции:

- соруководителя или консультанта в рамках подготовки курсовой работы и выпускной квалификационной работы (права и обязанности регулируются локальными нормативными актами НИУ ВШЭ);

- преподавателя, ведущего мастер-классов и эксперта в ходе НИС (ответственность и задачи определяются программой НИС);

- консультанта по тематике научно-исследовательских интересов;

- рецензента (в устной или письменной форме) работ, выполненных студентами и аспирантами в ходе научно-исследовательской деятельности (включая курсовые работы и выпускные квалификационные работы), в том числе в рамках процедур публичного представления результатов научно-исследовательской деятельности студентов и аспирантов;

- организатора и участника внеучебной научно-исследовательской деятельности студентов (например, в рамках подготовки к участию в конференциях и конкурсах, подготовки статей к публикации и т.д.);

- иные функции, определяемые руководителем структурного подразделения НИУ ВШЭ, в котором студент вовлечен в научную деятельность.

2.3.5. Студенты в рамках обязательной части исследовательской (научно-исследовательской деятельности могут:

- выбирать и/или инициативно предлагать темы для исследований в рамках подготовки курсовых работ и выпускных квалификационных работ;

- просить о руководстве курсовой работойи/или выпускной квалификационной работой, инымиформаминаучно-исследовательской деятельностиНПР НИУ ВШЭ;

- участвовать в деятельности научных и научно-учебных подразделений Университета на условиях, предлагаемых этими подразделениями;

- участвовать в конференциях и конкурсах, предполагающих представление результатов научно-исследовательской деятельности;

- размещать выпускные квалификационные работы и аннотации к ним на корпоративном сайте (портале) НИУ ВШЭ с указанием авторства и даты публикации в соответствии с локальным нормативным актом НИУ ВШЭ, регулирующим размещение выпускных квалификационных работ на корпоративном сайте (портале) НИУ ВШЭ.

2.3.6. Студентыв рамках обязательной части научно-исследовательской деятельности обязаны:

- согласовать темы своих курсовых и/или выпускных квалификационных работ в порядке и сроки, регламентируемыелокальными нормативными актами НИУ ВШЭ;

- готовить курсовые и/или выпускные квалификационныеработы в соответствии с требованиями, установленнымидля ОП, на которых они обучаются;

- соблюдать правила и этические нормы научно-исследовательской деятельности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 193.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...