Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Процессуальные акты прокурорского надзора за исполнением законов («общего» надзора)
Реализуя в досудебных стадиях уголовного судопроизводства свои полномочия, прокурор принимает важные процессуальные решения, которые отражаются в правовых актах прокурорского надзора. К их числу относятся: постановление, требование, указание, санкция (или отказ в даче санкции), согласие на проведение конкретных действий или принятие решений (либо отказ в этом), представление. Указанные акты прокурорского реагирования различаются между собой по своим задачам, содержанию и форме. Наиболее распространенным правовым актом прокурорского надзора является постановление. Согласно п. 25 ст. 5 УПК РФ постановление в досудебных стадиях – это решение прокурора, следователя, дознавателя, вынесенное при производстве предварительного расследования, за исключением обвинительного заключения и обвинительного акта. Постановления выносятся прокурором как в стадии возбуждения дела, так и в стадии предварительного расследования. Также распространено указание прокурора, которое дается в письменной форме, о расследовании преступлений, об избрании, изменении или отмене меры пресечения, о проведении отдельных следственных или розыскных действий и т.д. Указания даются прокурором в произвольном виде, но в каждом из них содержится адресат, излагается сущность поручения и определяются сроки исполнения. В соответствии со ст. 38 УПК РФ следователь вправе обжаловать вышестоящему прокурору указания прокурора: 1) о привлечении лица в качестве обвиняемого; 2) о квалификации преступления; 3) об объеме обвинения; 4) об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении обвиняемого; 5) об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий; 6) о направлении уголовного дела в суд или его прекращении; 7) об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия. В указанных случаях следователь вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. Вышестоящий прокурор либо отменяет указание нижестоящего прокурора, либо поручает расследование другому следователю. Иные указания прокурора не могут быть обжалованы. Осуществляя надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, прокурор требует от них для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях и ходе расследования. В этих целях прокурором используются письменные требования (запросы), которые также составляются в произвольной форме, но обязательно содержат в себе название адресата, наименование запрашиваемых для изучения документов и материалов. В целях устранения выявленных нарушений закона, а также их предупреждения прокурор вносит представление, в котором указываются установленные нарушения, предлагаются меры по их устранению. В зависимости от характера нарушений закона может ставиться также вопрос о привлечении виновных должностных лиц правоохранительных органов к ответственности. О принятых мерах прокурор предлагает уведомить его в установленный законом месячный срок. Особую группу правовых актов прокурорского надзора в стадии предварительного расследования составляют предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом РФ случаи вынесения прокурором резолюций – о даче санкций, выражении согласия с действиями органов расследования и об утверждении обвинительного заключения. Отказ в даче санкции или согласия должен быть мотивирован и изложен в письменной форме. Так, приказ Генерального прокурора РФ "Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием" от 18 июня 1997 г. № 31 обязывает прокуроров мотивировать свой отказ в даче санкции либо на соответствующем постановлении, или в отдельном документе – постановлении, с тем чтобы вышестоящий прокурор имел возможность проверить законность и обоснованность этого решения.
Участие специалиста в проведении прокурорской проверки исполнения законов. Требование о предоставлении специалиста. Специалист – это лицо сведущие в какой-либо отрасли знания (наука, техника, ремесло, искусство). Формы участия специалиста в прокурорской проверки: Предоставление разъяснений или консультаций. Участие при получении объяснений (типично: переводчик или педагог). Участие при изучении необходимых документов. Требование о выделении специалиста прокурор направляет в тот орган или организацию, где проводит проверку. Совместными называют проверки, осуществляемые с участием контролирующих органов. Совместные действия проводятся в рамках координации деятельности правоохранительных органов по самостоятельным планам и при руководящем, воздействии прокурора. Субъекты координации выполняют свойственные их компетенции задачи. Проверки с участием специалистов — это надзорное действие, при котором прокурор, используя предоставленное законом право, привлекает специалиста для решения чисто надзорных задач. В данном случае специалист выполняет задание прокурора. Проверки проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором (п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре, п. 6 приказа Генерального прокурора Российской Федерации № 30 от 22 мая 1996 г. «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»). В целях проверки результативности актов прокурорского надзора проводятся так называемые контрольные проверки на одном и том же объекте по прошествии времени, необходимого для принятия мер по устранению нарушений законов и обстоятельств, им способствующих.
58. Поводы и основания проведения прокурорской проверки исполнения законов (в порядке общего надзора). Поводом к проведению проверок служат сообщения, заявления, поступившие в органы прокуратуры и требующие принятия мер прокурорского реагирования. Основанием для проведения проверки является информация о фактах нарушения законов, требующая принятия мер прокурором. Повод для проведения проверки - обращения граждан, сообщения в СМИ, материалы гражданских, уголовных, административных дел.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 252. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |