Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структура прокурорско-надзорного права




Прокурорско-надзорное право – это система правовых норм, регулирующих общественное отношения, которые возникают в связи с осуществлением генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорами надзора за исполнением законов всеми поднадзорными органами и должностными лицами путем выявления, пресечения, предупреждения правонарушений, восстановления нарушенной законности и привлечения к ответственности виновных лиц.

Структура:

Состоит из норм, институтов и подотраслей:

Норма – базовое звено. Особенности нормы из ПН: санкция обычно находится в нормах других отраслей.

Классификации:

по юр. силе:

1) конституционные

2) нормы, содержащиеся в законах

3) нормы, содержащиеся в иных источниках права (позаконных актах)

по методу:

1) обязывающие

2) дозволяющие

3) запрещающие

по содержанию:

1) материальные – вопросы организации деятельности прокуратуры

2) процессуальные – процедура

Институты – совокупность правовых норм, регулирующих сходные общественные отношения. Существуют институты выраженные в законодательстве и невыраженные. Выраженные – институт принципов, институт проверки, невыраженные – институт сроков, институт доказывания.

Подотрасли – совокупности правовых институтов, обладающих высокой степенью специализации входящих в них правовых образований. Например, ПН.

 

Понятие и особенности прокурорско-надзорного правоотношения.

Состав правового отношения образуют его субъекты и содержание. Субъекты прокурорско-надзорных правоотношений — прокурор (обязательный участник надзор­ного отношения) и любое лицо или организация, связанные с прокурором реализа­цией предоставленных прав или выполнением возложенных обязанностей в сфере прокурорского надзора, В общем виде круг субъектов надзорных отношений" опре­делен в ст. 164 Конституции СССР и ст. 1 Закона о прокуратуре.

Термин «прокурор» используется здесь в широком смысле, т. е. имеются в виду не только руководители определенных органов прокуратуры, но и их заместители, старшие помощники и помощники, прокуроры отделов и управлений. Целесообразно поэтому в Законе о прокуратуре четко определить правовое положение данных дол­жностных лиц. Это тем более необходимо, что надзорные отношения могут склады­ваться и между прокурорами одного или разных уровней, т. е. внутри прокурорской системы. В настоящее время законодательство главное внимание сосредоточивает на подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим. В результате многие отношения, складывающиеся в процессе осуществления надзора, остаются вне сферы прокурорско-надзорного регулирования.

Особого внимания заслуживает проблема многосторонних прокурорско-надзор­ных правоотношений. В литературе в качестве примера таковых приводится отноше­ние, возникающее при даче прокурором санкции на выселение в административном порядке. На самом же деле здесь возникает не одно, а два правоотношения (или группы отношений). В рамках административного отношения решается вопрос о не­обходимости и возможности выселения определенного лица. Оно устанавливается между указанным лицом и соответствующим органом, организацией, требующим освободить помещение. Надзорное отношение возникает между прокурором и тем органом, который ставит вопрос о выселении. Единственное его назначение — оценка законности выселения. Следовательно, налицо два различных правовых отно­шения между различными субъектами, с различным содержанием и объектами. Кроме того, прокурор не вправе вторгаться в конкретную деятельность поднадзор­ных органов и тем самым в те правоотношения, в рамках которых она осуществляется, т. е. не может стать дополнительным их участником. Таким образом, прокурорско-надзорные правоотношения всегда двусторонние.

Содержание правового отношения составляют взаимосвязанные субъективные права и обязанности его субъектов. В общем виде содержание прокурорско-надзорного правоотношения можно определить как связь права прокурора (одновременно это и его обязанность в силу публичного характера прокурорского надзора) на пре­дупреждение правонарушений, их выявление и пресечение, выяснение обстоятельств правонарушения, принятие мер к устранению как самого правонарушения, так и его последствий, привлечение соответствующих лиц к ответственности, с одной стороны, я обязанность определенных органов, организаций, лиц выполнить законные требова­ния прокурора — с другой. Вместе с тем государственные и общественные органы, организации, их должностные лица, а также граждане вправе (а в ряде случаев и обязаны) обратиться к прокурору с заявлением, сообщением, жалобой о совершен­ном или готовящемся правонарушении, которое прокурор обязан рассмотреть, при­нять необходимые меры и сообщить заявителю о принятом решении.

На основании изложенного можно предложить следующее определение прокурорско-надзорных правоотношений. Это урегулированные нормами прокурорско-надзорного права идеологические отношения, складывающиеся в сфере осуществления высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов между прокуро­ром и поднадзорными органами, организациями, лицами, существующие в виде инди­видуально-определенной связи субъектов данных отношений, имеющие своей целью обеспечение должного их поведения и тем самым реализацию задач прокурорского надзора.

 

Классификация прокурорско-надзорных правоотношений.

Прокурорско-надзорные правоотношения — это отношения, возникающие между прокурором и юридическими и физическими (должностными) лицами в процессе осуществления надзора за исполнением (соблюдением) Конституции РФ и законов.

 

Объект, предмет, пределы прокурорского надзора.

Объект.

1 точка зрения: деятельность поднадзорных органов.

2 точка зрения: законность деятельности поднадзорных органов.

3 точка зрения: сами органы

Предмет:

1 точка зрения: отождествляют термины объект и предмет

2 точка зрения: не используют термин предмет.

3 точка зрения: предмет используется для конкретизации задач надзора в определенной сфере, а также актов и действий, законность которых оценивается.

Даев и Маршунов: читай словарь! Объект есть внешние явления на которые направлены внимание, деятельность. Предмет – это то, на что направлено какое лицо действие. Объектом не может выступать вся деятельность, т.к. произойдет подмена надзора контролем. Объектом надзора не могут выступать сами органы, т.к. как таковые они прокурора не интересуют. Предметом же выступают конкретные акты и действия.

Пределы – это категория, позволяющая определить компетенцию прокурора по надзору в определенной сфере.

Определяются по 3 направлениям.

1) Установление группы нормативных актов, за точным исполнением которых надзирает прокурор в определенной сфере.

2) Точное установление группы поднадзорных органов и ДЛ в данной сфере.

3) Установление характера и объема полномочий прокурора в определенной сфере.

Внешние и внутренние пределы.

К числу неподнадзорных субъектов относятся: Президент, Правительство (как таковое), ФС РФ, Суды, ФЛ.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 397.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...