Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Прокурорский надзор в системе надзора и контроля




Контрольно-надзорная деятельность – это выполнение функций государства по средствам действия всех разновидностей государственного надзора и контроля за законностью, а также применением принудительных мер к ее нарушителям. Является разновидностью социального контроля.

Социальный контроль – это совокупность процессов в социальной системе, по средствам которой обеспечивается следование определенным образцам поведения, а также соблюдение ограничений, нарушение которых отрицательно скажется на функционировании системы.

Или это система наблюдений и проверки процессов функционирования объекта с целью устранения его отклонения от заданных параметров.

Или это вся система социальных регуляторов.

Система социального контроля. Социальный контроль складывается из государственного и общественного контроля (контроль общественности, контроль общественных организаций, контроль со стороны гражданина – все это проявления принципа гласности).

Разновидности государственного контроля:

1) Конституционный контроль. КС РФ. Цель: обеспечение соответствия федеральных законов КРФ

2) Представительный контроль или контроль представительных органов власти. ФС РФ. По любому вопросу, в связи с чем регламентами может быть предусмотрено создание временных органов. Частный случай проявления: заслушивание отчета Генерального прокурора о состоянии законности в стране.

3) Административный контроль. Самая распространенная разновидность. Составная часть гос. управления, предполагает в том числе и организационную деятельность. Связан с решением оперативных вопросов хозяйственной деятельности организаций. Предполагает систематический характер. Допускает вмешательства в деятельность поднадзорных субъектов.

4) Судебный контроль. Проверка законности и обоснованности конкретных правовых актов и действий государственных органов и ДЛ в целях охраны прав и свобод. Распространяется только на правовую деятельность субъектов. Для разрешения конкретного правового спора.

5) Прокурорский надзор.

Контроль тесно связан с подконтрольной деятельности и предполагает вмешательство в нее. Надзор же отстранен и осуществляется из вне. Контроль систематичен, надзор по общему правилу осуществляется при наличии информации о нарушении закона. Контроль направлен на всю деятельность проверяемой организации. Надзор же всегда связан с определенным параметром этой деятельности. Контроль предполагает самостоятельное устранение нарушений, надзор же по общему нарушений нет.

 

Прокурорский надзор в системе права и законодательства.

Точки зрения на место

Алексеев. ПН – это комплексная отрасль права. Противники: любая комплексная отрасль имеет базовые нормы. Алексеев их не выделил.

Тадевосян, Шебанов. ПН – это подотрасль государственного права.

Ламовский. ПН как наука выделился из науки ГП, но в качестве отрасли самостоятельного статуса не получил.

Строгович. Выделение ПН в качестве самостоятельной отрасль права не имеет смысла. Деятельность прокурора подробно регулируется УПП, ГПП. Противники – деятельность прокурора не только и не столько в УП и ГП. Основная деятельность – надзор.

Березовская. ПН – самостоятельная отрасль права. Деятельность П существенно отличается от всех иных деятельности государства. Основная функция – контроль и надзор. 4 ветвь. Предметом регулирования являются общественные отношения которые:

1) возникают только в рамках осуществления надзорной деятельности прокуратуры.

2) наличие специального субъекта – прокурора.

3) являются властеотношениями, но при этом в них отсутствует метод субординации.

4) возникают только по поводу нарушения закона.

 

Предмет и метод прокурорско-надзорного права.

Под предметомпрокурорского надзора следует понимать сферу общественных отношений, на регулирование которой направлена деятельность прокурора. Деятельность прокурора направлена на регулирование общественных отношений, связанных с соблюдением Конституции РФ и исполнением законов юридическими и физическими (должностными) лицами.

Методы прокурорского надзора– совокупность научно обоснованных и апробированных практикой приемов и способов применения, реализации правовых средств прокурорского надзора.

Метод:

1) сочетание методов предписания и дозволения.

2) неиспользование запрета

Под предметом прокурорского надзора следует понимать сферу общественных отношений, на регулирование которой направлена деятельность прокурора. Деятельность прокурора направлена на регулирование общественных отношений, связанных с соблюдением Конституции РФ и исполнением законов юридическими и физическими (должностными) лицами.

Цель прокурорского надзора– результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры в целом, и ее важнейшая функция – надзор.

Целями прокуратуры являются:

1) обеспечение верховенства закона;

2) обеспечение единства и укрепления законности;

3)обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;

4) обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.

На достижения этих целей направлена вся деятельность прокуратуры: прокурорский надзор (пять основных направлений или отраслей); уголовное преследование; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Основным средством достижения целей, определенных Законом «О прокуратуре», является прокурорский надзор, так как именно в прокурорском надзоре состоит основная функция прокуратуры.

Задачи прокурорского надзора – это категория по сравнению с целями более частная, более конкретная, ограниченная. Задачи надзора более многочисленны по сравнению с целями. Они существенно различаются между собой по содержанию, по средствам их решения, по кругу субъектов – органов прокуратуры, ставящих и решающих эти задачи. Общие задачизаключаются в укреплении законности государственного строя, личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан РФ, которые определяются Конституцией РФ, ФЗ «О прокуратуре», а также рядом других нормативных актов (Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Гражданским процессуальным кодексом РФ).

Специальные задачи – задачи стоящие только перед данным направлением прокурорского надзора (например, выявление нарушений и нарушителей законов).

Решение общих и специальных задач прокурорского надзора осуществляется путем применения прокурором правовых средств надзора.

Частные (или конкретные задачи) различаются в зависимости от направления (отрасли) прокурорского надзора, от вида применяемого правового средства, от конкретных условий, в которых осуществляется надзорная деятельность прокурора (получение полной информации о конкретном нарушении закона, своевременность истребования правовых актов для проверки их соответствия закону, обеспечение своевременности опротестования незаконных приговоров и решений суда и т. п.). Они не являются постоянными, могут возникать и отсутствовать при разных условиях.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 251.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...