Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Прокурорский надзор в системе надзора и контроля
Контрольно-надзорная деятельность – это выполнение функций государства по средствам действия всех разновидностей государственного надзора и контроля за законностью, а также применением принудительных мер к ее нарушителям. Является разновидностью социального контроля. Социальный контроль – это совокупность процессов в социальной системе, по средствам которой обеспечивается следование определенным образцам поведения, а также соблюдение ограничений, нарушение которых отрицательно скажется на функционировании системы. Или это система наблюдений и проверки процессов функционирования объекта с целью устранения его отклонения от заданных параметров. Или это вся система социальных регуляторов. Система социального контроля. Социальный контроль складывается из государственного и общественного контроля (контроль общественности, контроль общественных организаций, контроль со стороны гражданина – все это проявления принципа гласности). Разновидности государственного контроля: 1) Конституционный контроль. КС РФ. Цель: обеспечение соответствия федеральных законов КРФ 2) Представительный контроль или контроль представительных органов власти. ФС РФ. По любому вопросу, в связи с чем регламентами может быть предусмотрено создание временных органов. Частный случай проявления: заслушивание отчета Генерального прокурора о состоянии законности в стране. 3) Административный контроль. Самая распространенная разновидность. Составная часть гос. управления, предполагает в том числе и организационную деятельность. Связан с решением оперативных вопросов хозяйственной деятельности организаций. Предполагает систематический характер. Допускает вмешательства в деятельность поднадзорных субъектов. 4) Судебный контроль. Проверка законности и обоснованности конкретных правовых актов и действий государственных органов и ДЛ в целях охраны прав и свобод. Распространяется только на правовую деятельность субъектов. Для разрешения конкретного правового спора. 5) Прокурорский надзор. Контроль тесно связан с подконтрольной деятельности и предполагает вмешательство в нее. Надзор же отстранен и осуществляется из вне. Контроль систематичен, надзор по общему правилу осуществляется при наличии информации о нарушении закона. Контроль направлен на всю деятельность проверяемой организации. Надзор же всегда связан с определенным параметром этой деятельности. Контроль предполагает самостоятельное устранение нарушений, надзор же по общему нарушений нет.
Прокурорский надзор в системе права и законодательства. Точки зрения на место Алексеев. ПН – это комплексная отрасль права. Противники: любая комплексная отрасль имеет базовые нормы. Алексеев их не выделил. Тадевосян, Шебанов. ПН – это подотрасль государственного права. Ламовский. ПН как наука выделился из науки ГП, но в качестве отрасли самостоятельного статуса не получил. Строгович. Выделение ПН в качестве самостоятельной отрасль права не имеет смысла. Деятельность прокурора подробно регулируется УПП, ГПП. Противники – деятельность прокурора не только и не столько в УП и ГП. Основная деятельность – надзор. Березовская. ПН – самостоятельная отрасль права. Деятельность П существенно отличается от всех иных деятельности государства. Основная функция – контроль и надзор. 4 ветвь. Предметом регулирования являются общественные отношения которые: 1) возникают только в рамках осуществления надзорной деятельности прокуратуры. 2) наличие специального субъекта – прокурора. 3) являются властеотношениями, но при этом в них отсутствует метод субординации. 4) возникают только по поводу нарушения закона.
Предмет и метод прокурорско-надзорного права. Под предметомпрокурорского надзора следует понимать сферу общественных отношений, на регулирование которой направлена деятельность прокурора. Деятельность прокурора направлена на регулирование общественных отношений, связанных с соблюдением Конституции РФ и исполнением законов юридическими и физическими (должностными) лицами. Методы прокурорского надзора– совокупность научно обоснованных и апробированных практикой приемов и способов применения, реализации правовых средств прокурорского надзора. Метод: 1) сочетание методов предписания и дозволения. 2) неиспользование запрета Под предметом прокурорского надзора следует понимать сферу общественных отношений, на регулирование которой направлена деятельность прокурора. Деятельность прокурора направлена на регулирование общественных отношений, связанных с соблюдением Конституции РФ и исполнением законов юридическими и физическими (должностными) лицами. Цель прокурорского надзора– результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры в целом, и ее важнейшая функция – надзор. Целями прокуратуры являются: 1) обеспечение верховенства закона; 2) обеспечение единства и укрепления законности; 3)обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина; 4) обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства. На достижения этих целей направлена вся деятельность прокуратуры: прокурорский надзор (пять основных направлений или отраслей); уголовное преследование; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Основным средством достижения целей, определенных Законом «О прокуратуре», является прокурорский надзор, так как именно в прокурорском надзоре состоит основная функция прокуратуры. Задачи прокурорского надзора – это категория по сравнению с целями более частная, более конкретная, ограниченная. Задачи надзора более многочисленны по сравнению с целями. Они существенно различаются между собой по содержанию, по средствам их решения, по кругу субъектов – органов прокуратуры, ставящих и решающих эти задачи. Общие задачизаключаются в укреплении законности государственного строя, личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан РФ, которые определяются Конституцией РФ, ФЗ «О прокуратуре», а также рядом других нормативных актов (Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Гражданским процессуальным кодексом РФ). Специальные задачи – задачи стоящие только перед данным направлением прокурорского надзора (например, выявление нарушений и нарушителей законов). Решение общих и специальных задач прокурорского надзора осуществляется путем применения прокурором правовых средств надзора. Частные (или конкретные задачи) различаются в зависимости от направления (отрасли) прокурорского надзора, от вида применяемого правового средства, от конкретных условий, в которых осуществляется надзорная деятельность прокурора (получение полной информации о конкретном нарушении закона, своевременность истребования правовых актов для проверки их соответствия закону, обеспечение своевременности опротестования незаконных приговоров и решений суда и т. п.). Они не являются постоянными, могут возникать и отсутствовать при разных условиях.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 298. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |