Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Совершенная конкуренция и экономическая эффективность. Достоинства и недостатки совершенной конкуренции.




Литература:

1 Кац М.Микроэкономика/ М.Кац, Х.Роузен; Пер.с англ. И.Пустовалова и др. – Мн.: 2004. – с.455-460.

2 Микроэкономика: практический подход: Учебник / [Грязнова А.Г и др.]; под ред. Грязновой А.Г., Юданова А.Ю. -М.: КноРус, 2004. - с. 184 – 221. 

3 Микроэкономика: учеб.пособия/ А.В.Бондарь, В.А.Воробьев, Н.Н.Сухарева; под.ред.А.В.Бондаря, В.А.Воробьева – Мн.: БГЭУ, 2007. – с.78-81.

4 Микроэкономика: Учебник/ Л.С Тарасевич [и др]; под ред. Л.С. Тарасевич П.И. Гребенников, А.И. Леусский- Москва Юрайт, 2006. - с. 93-119.

5 Нуреев Р.М.Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – М.: Норма. 2009. – с.221-223.

6 Нуреев, Р.М. Экономика развития: модели становления рыночной экономики : учебник для студентов экон. вузов и фак. / Р. М. Нуреев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Норма, 2008. - с. 183 – 213; 221 – 223.

7 Совершенная конкуренция: глава 26  / И. В. Алешина [и др.]; под ред. Л. С. Тарасевич //50 лекций по микроэкономике: Учебник [Электронный ресурс] 2004г. – Режим доступа: http://50.economicus.ru/index.php?ch=3&le=25&r=s&z=1 – Дата доступа: 01.01.2010

8 Совершенная конкуренция: глава 9  / В. М Гальперин [и др.]; // Микроэкономика: Учебник В 2-х томах [Электронный ресурс] - Институт "Экономическая школа", Санкт-Петербург - 2004г. – Режим доступа: http://microeconomica.economicus.ru/– Дата доступа: 01.01.2010.

9 Тарануха Ю.В. Микроэкономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ Ю.В.Тарануха; под общ.ред.проф. А.В.Сидоровича. М.: 2006. – с.321-323.

10 Чеканский А.Н., Фролова Н.Л. Микроэкономика. Промежуточный уровень: Учебник. – М.: ИНФРА – М.2005. – с.274-281.

 

 

Ключевые понятия и термины

Конкуренция, экономическое соперничество, структура рынка, виды рыночных структур и признаки их классификации, совершенная конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия, однородность продукта, конкурентная фирма, оптимальный объем выпуска, равновесие фирмы, нормальная или нулевая экономическая прибыль точка безубыточности, точка закрытия фирмы, эффективность распределения ресурсов, производственная (технологическая) эффективность, методы антимонопольного регулирования и защиты конкуренции.

 

Вопросы для повторения

1 Чем определяется структура рынка? Какие критерии можно предложить для оценки той или иной структуры рынка?

2 Можно ли считать совершенную конкуренцию наиболее эффективным типом рынка? Приведите свою аргументацию.3 Почему кривая спроса на продукцию конкурентной фирмы является горизонтальной линией, а кривая спроса для всего конкурентного рынка имеет отрицательный наклон?4 Каковы пути достижения точки безубыточности предприятиями?5 При каких условиях конкурентная фирма достигает равновесия?6 Объясните, могут ли конкурентные фирмы развиваться, если они получают в долгосрочном периоде нулевые прибыли?7 Какую роль в установлении нулевой экономической прибыли в долгосрочном периоде играет отсутствие барьеров на рынке совершенной конкуренции?8 Объясните, при каком объеме выпуска конкурентная фирма достигнет оптимального масштаба в долгосрочном периоде?

9  Сравните отраслевое предложение конкурентной отрасли в краткосрочном и долгосрочном периодах.

10 Сравните предложение отрасли с постоянными, возрастающими и убывающими издержками в долгосрочном периоде.

11 Как оценить экономическую эффективность совершенной конкуренции?

 

Тесты и задачи

1 Какое из следующих утверждений означает, что условия совершенной конкуренции не выполняются:

а) Фирма находится в равновесии, когда ее предельный доход равен предельным издержкам.

б) Кривая предельных издержек пересекает кривую средних издержек в точке, соответствующей значению ATC максимальному.

в) Кривые средних и предельных издержек имеют U -образную форму.

г) Кривая спроса на продукт фирмы - вертикальная линия. 

 

2 Кривая спроса для фирмы в условиях совершенной конкуренции совпадает с?

а) кривой предельного и среднего дохода;

б) кривой общего дохода;

в) кривой общих затрат;

г) кривой предельных затрат.

 

3  Если фирма, действующая на совершенно конкурентом рынке, сократит предложение своей продукции, то это:

а) приведет к снижению рыночной цены продукции;

б) не окажет никакого внимания на рынок;

в) приведет к росту рыночной цены продукции;

г) сократит предложение и повысит рыночную цену продукции.

                                         

4 Фирма действует в условиях совершенной конкуренции. Ее деятельность характеризуется следующими показателями:

 

Объем производства Сумма переменных издержек, ден. ед. Сумма постоянных издержек, ден. ед.
0 0 50
1 60 50
2 90 50
3 130 50
4 180 50
5 235 50
6 295 50
7 380 50

Рассчитайте сумму общих издержек, средние переменные издержки, средние постоянные издержки, средние общие издержки, предельные издержки для всех объемов производства.

На основе произведенных расчетов дайте ответы на следующие вопросы:

а) будет ли данная фирма производить при цене продукции 57 ден. ед. за единицу в краткосрочном периоде? Почему?

б) Если фирма будет производить, то какой объем производства - максимизирующий прибыль или минимизирующий убытки?

в) Рассчитайте величину прибыли или убытков на каждую единицу выпускаемой продукции. Оформите Ваши расчеты в виде таблицы.

г) Будет ли данная фирма производить в краткосрочном периоде при цене продукции в 80 ден. ед.? Почему?

д) Какой объем фирма будет производить – максимизирующий прибыль или минимизирующий убытки?

е) Будет ли фирма производить в краткосрочном периоде при цене единицы продукции в 47 ед. ден. ед? Почему?

 

5 Используя данные таблицы, определить: при каком объеме продукции фирма – совершенный конкурент может получить максимальную прибыль, если цена на рынке составляет 10 руб. за единицу продукции? Ответ поясните.

                          

Количество продукции,            шт.( Q)  0  1 2  3  4  5
Общие издержки, руб. (TC)  10  14  19  26  35  50

 

6 Рыночная цена единицы выпускаемой продукции составляет 70 рублей. Величина средних издержек (АС) при оптимальном выпуске продукции, составляющем 12 ед. продукции, равна 80 рублям. Величина средних переменных издержек (АVC) при этом же объем выпуска продукции составляет 50 рублей.

Какое, по вашему мнению, решение в краткосрочном периоде должна принять фирма - совершенный конкурент в данных экономических условиях: уйти с рынка или остаться и почему? Дайте графический анализ ситуации:

 

7 Компания по производству бумаги работает в совершенно конкурентной отрасли промышленности, где цена за единицу продукции (Р) – 150 руб. за 100 рулонов бумаги. Функция предельных издержек фирмы имеет вид: МС=15+4 Q, где Q объем производства в сотнях рулонов. Компания произвела 15 ед. продукции. Максимизирует ли компания прибыль (в ответе указать оптимальное количество рулонов).

 

8 Краткосрочные издержки конкурентной фирмы списаны функцией ТС = Q² + 25, где Q – выпуск продукции в неделю, ТС – издержки, тыс.руб. в неделю. Определите выпуск продукции и прибыль производителя при цене 20 тыс.руб. за единицу продукции.

 

9 Фирма является сравнительно мелким производителем шерсти. Функция общих затрат фирмы имеет следующий вид: ТС = 6500 - 600 Q + 20 Q²,  где Q – вес шерсти в ц. Рыночная цена шерсти равна 10 ден.ед. за ц.

           Определить:

а) объем производства и цену, соответствующие максимальной прибыли;

б) максимальную прибыль;

в) АТС для объема производства, максимизирующего прибыль.

 

  2
10 Функция затрат мелкой независимой компании, производящей бразильский кофе, выглядит следующим образом: ТС = 4+4 Q + Q ². Функция недельного спроса и предложения в этой отрасли имеют следующий вид: Qs = 5000 Р и Qd = 90000- 4000Р, где Qs – количество кофе, которое поставляется в неделю, в метрических тоннах; Qd – количество кофе, которое покупается за неделю, в метрических тоннах; Р – цена кофе (в тыс.долл.)

а) Какова цена, обеспечивающая равновесие спроса и предложения?

б) Каков объем производства для данной компании, соответствующий максимальной прибыли?

Литература

[9, с.332-348; 10, с.201-224; 11, с.145-162; 14, с.301-330; 15, с.48-70; 16, с.59-87; 27, с.377-393; 52. т.1, с.278-316]

Тема 4 ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ - 2 часа

1 Основные черты чистой монополии. Факторы монополизации. Виды монополий. Монопсония.

2 Спрос на продукт и предельный доход монополиста. Определение цены и объема производства чистой монополии в краткосрочном периоде.

3 Определение цены и объема производства чистой монополии в долгосрочном периоде.

4 Чистая монополия и эффективность. Экономические последствия монополии.

 

Темы рефератов и докладов

1 Ценовая дискриминация: условия, формы, последствия.

2 Проблема регулирования естественных монополий в современной экономике.

Литература:

1 Гальперин, В.М. Микроэкономика : учебник для студ. вузов, обуч. по экон. спец. и направлениям. [В 3 т.]. Т. 2 / В. М. Гальперин, С. М. Игнатьев, В. И. Моргунов; общая редакция В.М. Гальперина. - Санкт-Петербург : Экономическая школа ГУ ВШЭ : Экономикус : ОМЕГА-Л, 2008. - 503 с.

2 Естественная монополия: опыт реформирования электроэнергетики Великобритании / С.И.Сауткин, Т.Н.Сапожникова // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 6. С. 115-129.

3 Зарубежный опыт реформирования отраслей естественной монополии (на примере электроэнергетики и газовой отрасли) / Е.Н.Калмычкова, Н.М.Розанова // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2004. Т. 2. № 4. С. 138-155.

4 Королькова Е.И. Лекции. Естественная монополия: регулирование и конкуренция / Е.И.Королькова // Экономический журнал ВШЭ. 2001. - Т. 5. - № 1. - С. 83-112.

5 Меркулова, Ю. Особенности российского отраслевого монополизма / Ю. Меркулова // Общество и экономика. - 2009. - N 4/5. - С. 26-56.

6 Пахомова Н.В.Экономика отраслевых рынков и политика государства: Учебник/Н.В.Пахомова, К.К.Рихтер. – М.: 2009. – 347-361 с.

7 Уолш, Дж. Любой продукт может иметь разную цену / Дж. Уолш ; пер. с англ. И. В. Самошкиной // Маркетинг. - 2007. - N 4. - С. 83-88.

8 Чеканский А.Н. Микроэкономика. Промежуточный уровень / А. Н. Чеканский, Н. Л. Фролова ; Москов. гос. ун-т, Экон. фак. - Москва : ИНФРА-М, 2008. – с.313-322, 326-346.

 

Ключевые понятия и термины

Чистая монополия, простая монополия, открытая монополия, закрытая монополия, естественная монополия, монопольная власть, монополизм, регулируемая монополия, монопсония, двухсторонняя монополия, ценовая дискриминация.

 

Вопросы для обсуждения

1 Возможна ли рыночная ситуация, в которой единственный производитель товара не является монополистом?

2 Почему предельный доход монополиста всегда ниже цены товара?

3 Известно, что на неэластичном участке кривой спроса фирме выгодно повышать цену на товар, будет ли монополист производить товар на неэластичном участке кривой спроса?

4 Всегда ли фирма монополист максимизирует прибыль в краткосрочном периоде?

5 Существует ли кривая предложения монополиста?

6 Оцените экономическую эффективность чистой монополии.

7 Чем обусловлена необходимость существования регулируемой монополии?

8 Каковы условия и последствия ценовой дискриминации?

 

Тесты и задачи

1 Кривая спроса на продукт монополиста задана уравнением: P=100-2Q. Вывести уравнение функции общего дохода TR(Q) и функции предельного дохода MR(Q), изобразить графически.

2 Функция спроса на продукт монополиста имеет вид: Q(P)=75-0,5P. Функция общих издержек задана формулой: TC=10+Q2.

а) определить равновесную цену и объем производства, прибыль монополиста.

б) что произойдет, если фиксированные издержки возрастут до 50 ден. единиц?

3 Функция спроса на некоторый товар QD = 120 - 2Р, функция предложения QS = -30 + Р.

а) Определить цену и объем продаж в условиях совершенной конкуренции.

б) Некоторая фирма получила исключительное право продажи данного товара. Она закупает товар у производителей и продает населению, свободно устанавливая цены закупки и продажи. Считая, что издержки фирмы складываются только из расходов на закупку товара, определить объем продаж и цену в условиях монополии.

в) Можно ли оценить потери общественного благосостояния при монополии.

4 Можно ли сказать, что в условиях ценовой дискриминации те, кому монополист назначает высокую цену, подвергаются эксплуатации? Как Вы считаете, эксплуатируют ли покупателей с относительно неэластичным спросом те покупатели, которые платят меньше? Определите возможные последствия для благосостояния общества при введении государственного запрета на ценовую дискриминацию (при условии, что монополист не сможет обойти этот запрет)?

5 Представьте, что политик узнал о преимуществах совершенной конкуренции по сравнению с монополией. В результате он принял решение инвестировать средства городского бюджета в строительство еще одной системы водоснабжения. Выиграют ли потребители воды от такого поощрения конкуренции? Дайте развернутый ответ.

6 Функция общих издержек фирмы-монополиста: TC = Q2+2Q. Функция рыночного спроса на ее продукцию: Р = 20 - Q. Государство вводит потоварный налог (на каждую единицу продукции) в количестве 2 ден. ед. Определите объем выпуска и цену, максимизирующие прибыль монополиста до и после введения налога. Чему равны налоговые поступления в бюджет?

 

Литература

[9, с.337-348; 10, с.225-248; 11, с.185-205; 14, с.331-369; 15, с.71-97; 16, с.88-114; 27, с.519-569; 52, т.2 с.1-42].

 

Тема 5 МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ – 2 часа

1 Основные черты монополистической конкуренции. Дифференциация продукта.

2 Равновесие монополистического конкурента в краткосрочном и долгосрочном периодах.

3 Монополистическая конкуренция и эффективность.

4 Неценовая конкуренция. Дифференциация и усовершенствование продукта. Реклама. Издержки неценовой конкуренции.

 

Темы рефератов и докладов

1 Роль рекламы в условиях монополистической конкуренции.

2 Теория монополистической конкуренции Э.Чемберлина.

 

Литература:

1 Вехи экономической мыслим. Т.5: Теория отраслевых рынков / Сост.С.Б.Авдашева и др.; Науч.ред.: В.А.Жилин, А.Г.Слуцкий; Под общ.ред.А.Г.Слуцкого. – СПб.: Экономическая школа, 2003. – С.180-208.

2 Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебное пососбие ждля студентов вузов, обуч.по экон.спец.и направлениям / А.Г.Грязнова, А.Ю.Юданов, Карамова О.В. и др.; Под ред.А.Г.Грязновой, А.Ю.Юданова; Карамова О.В. и др.; Под ред.А.Г.Грязновой, А.Ю.Юданова; Фин.академия при Правительстве РФ. – 4-у изд., испр.и доп. – М.: КНОРУС, 2004. – 587 с. – с.322-326.

3 Мэнкью Н.Г. Принципы микроэкономики: Учебник для вузов. 4-е изд./ Пер.с англ.-СПб.: 2007. – с.428-433.

4 Пахомова Н.В. Экономика отраслевых рынков и политика государства: Учебник / Н.В.Пахомова, К.К.Рихтер. – М.: 2009. – с.418-431.

5 Современные экономические теории Запада: Учебное пособие для вузов / С.Б.Авдашева, Н.О.Воскресенская, Квасов А.С. и др.; ВЗФЭИ; Под ред.А.Н.Марковаой. – 2-е изд.- М.: Финстатинформ, 1996. – 93 с. – с. 30-33.

6 Тарануха Ю.В. Микроэкономика; учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям \ Ю,В.Тарануха; Под общ.ред.проф.А.В.Сидоровича. – М.: 2006. – с.383-386.

7 Чеканский А.Н. Теория спроса, предложения и рыночных структур: Учебное пособие для экон.вузов и факт./ А.Н.Чеканский, Н.Л.Фролова; Экономический фак-т МГУ, - М.: ТЕИС, 1999. – 421 с.

8 Чеканский А.Н., Фролова Н.Л. Микроэкономика. Промежуточный уровень: Уровень. – М.: ИНФРА-М., 2005. – С.347-355.

9 Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции: реориентация теории стоимости: Пер.с англ. \Э.Чемберлин; Под ред.Ю.Я.Ольсевича. – М.: Экономика, 1996.- 351 с.

10 Ядгаров Я.С. История экономических учений (Краткий курс): Учебник для студентов вузов, обуч.по экон.спец./ Я.С.Ядгаров. – 3-е изд.-М.: ИНФРА-М, 2001.-320 с.- с.201-209.

 

Ключевые понятия и термины

Монополистическая конкуренция, избыточные производственные мощности, неценовая конкуренция, усовершенствование продукции, реклама, издержки монополистической конкуренции, дифференциация продукта.

Вопросы для повторения

1 Назовите отличительные черты монополистической конкуренции. Чем монополистическая конкуренция отличается от чистой конкуренции и чистой монополии?

2 Почему в условиях монополистической конкуренции практически невозможен тайный сговор о ценах и объемах производства?

3 Чем обусловлена независимость действия фирм в условиях монополистической конкуренции, свобода входа и выхода их из отрасли?

4 Охарактеризуйте кривую спроса на продукцию фирмы в условиях монополистической конкуренции.

 

Тесты и задачи

1 На рынке монополистической конкуренции источником рыночной власти является:

а) высокие барьеры проникновения в отрасль;

б) дифференциация продукции;

в) отсутствие конкуренции;

г) наличие избыточных производственных мощностей.

 

2 По мере вхождения на рынок монополистической конкуренции все большего числа фирм кривая предельного дохода каждой из фирм, действующих на этом рынке:

а) смещается вниз;

б) не меняется;

в) смещается вверх;

г) неизвестно, изменяется или нет, ввиду нехватки информации.

 

3 По мере вхождения на рынок монополистической конкуренции все большего числа фирм кривая спроса каждой из фирм, действующих на этом рынке:

а) смещается вниз, причем спрос становится более эластичным;

б) смещается вниз, причем спрос становится более эластичным;

в) смещается вниз, причем эластичность спроса не меняется;

г) смещается вверх, причем спрос становится более эластичным.

4 Фирма производит продукцию (тыс.штук) в условиях монополистической конкуренции. Ее предельный доход описывается формулой МR = 20  - 2Q, предельные издержки в долгосрочном периоде (на возрастающем участке) – формулой МС = 3 Q – 10. Если минимальное значение долгосрочных средних издержек (АС) составляет 11 ден.ед., то каким будет избыток производственных мощностей у этой фирмы.

 

5 Совершенная и монополистическая конкуренция имеют общую черту:

а) производители выпускают дифференцированные товары;

б) каждая фирма сталкивается с горизонтальной кривой спроса на свой продукт;

в) производители выпускают однородные товары;

г)на рынке оперирует множество покупателей и продавцов.

 

6 Долгосрочное равновесие фирмы – монополистического конкурента характеризуется тем, что:

а) она имеет прибыль выше нормальной;

б) она получает нормальную прибыль;

в) Р > МС;

г) верно б) и в).

 

7 Фирма действует в условиях монополистической конкуренции. Функция её предельного дохода выражается формулой МR=25-2Q, а функция возрастающей части кривой долгосрочных предельных издержек – формулой МС=2Q-15. Минимальные долгосрочные средние издержки равны 15 ден.ед. Избыточные производственные мощности фирмы:

а) равны 0;

б) нельзя определить из-за нехватки информации;

в) равны 5 ед.продукции;

г) равны 10 ед.продукции.

 

8 На рынке монополистической конкуренции источником рыночной власти фирм является:

а) высокие барьеры проникновения в отрасль;

б) дифференциация продукции;

в) отсутствие конкуренции;

г) наличие избыточных производственных мощностей.

 

9 В долгосрочном периоде монополистическая конкуренция:

а) использует все имеющиеся мощности;

б) ведет ценовую войну;

в) имеет барьеры для вхождения в отрасль;

г) в своей ценовой политике не учитывает ответной реакции конкурентов.

 

10 Фирма «Рога и копыта» производит бижутерию (тыс.штук в год) и действует на рынке монополистической конкуренции. Предельный доход фирмы описывается формулой МR= 20-2Q, её предельные издержки в долгосрочном периоде (на возрастающем участке – формулой МС=3Q-10. Минимальные долгосрочные издержки равны 11 ден.ед. Избыточные производственные мощности фирмы:

а) отсутствуют;

б) равны 1 тыс.штук годового выпуска;

в) равны 5 тыс.штук годового выпуска;

г) нельзя определить из-за нехватки информации.

 

Литература

[9, с.356-360; 10, с.232-248; 11, с.206-212; 14, с.370-392; 15, с.98-113; 16, с.115-142; 27, с.586-597; 52, с.43-60]

Тема 6 ОЛИГОПОЛИЯ – 2 часа

1 Основные признаки олигополии. Стратегическое взаимодействие фирм в условиях олигополии.

2 Проблема устойчивости цен в условиях олигополии. Модель ломаной кривой спроса.

3 Модель олигополии, основанная на кооперативной стратегии (модель картеля).

4 Модели олигополии, основанные на некооперативной стратегии с последовательным принятием решений (модель лидерства в ценах, модель лидерства по объему выпуска).

5 Модели олигополии, основанные на некооперативной стратегии с одновременным принятием решений. (Модель Курно, Модель Бертрана).

6 Олигополия и экономическая эффективность.

 

Темы рефератов и докладов

1 Рыночная власть и её источники. Показатели монопольной власти.

2 Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование: мировой опыт и особенности в Республике Беларусь.

Литература:

1 Веленто, И. И.Правовые вопросы антимонопольного регулирования в Республике Беларусь / И. И. Веленто, Е. Ю. Казанцев // Веснiк ГрДУ iмя Я. Купалы. Сер. 1, Гiсторыя - 2005. - N 4. - С. 86-91.

2 Гальперин, В.М.Микроэкономика : учебник для студ. вузов, обуч. по экон. спец. и направлениям. [В 3 т.]. Т. 2 / В. М. Гальперин, С. М. Игнатьев, В. И. Моргунов ; общая редакция В.М. Гальперина. - Санкт-Петербург : Экономическая школа ГУ ВШЭ : Экономикус : ОМЕГА-Л, 2008. - 503 с.

3 Ермакович, С. Л.Категория "доминирующее положение" в национальном и зарубежном антимонопольном законодательстве / С. Л. Ермакович // Веснік Беларускага дзяржаўнага універсітэта. Сер. 3: Гісторыя. Філасофія. Псіхалогія. Паліталогія. Сацыялогія. Эканоміка. Права. - 2007. - N 3. - C. 89-94.

4 Законодательство РБ по антимонопольной политике см. сайт Министерства экономики, раздел Антимонопольное законодательство. http://w3.economy.gov.by/ministry/economy.nsf

5 Мэнкью Н. Принципы микроэкономики: Спб.: Питер, 2003. с. 393-417..

6 Окрепилова И.Г. Конкуренция и антимонопольное регулирование.: Уч. пос. СПб. Изд-во СПб гос. ун-та экономики и финансов. 2001.

7 Пахомова Н.В. Экономика отраслевых рынков политика государства: Учебник/ Н.В.Пахомова, К.К.Рихтер. – М.: 2009. – 266-280, 603-671.

8 Санько Г.Г. Монополизм и конкуренция. – Мн.: БГЭУ, 1999. – 302 с.

9 Чеканский А.Н.Микроэкономика. Промежуточный уровень / А. Н. Чеканский, Н. Л. Фролова ; Москов. гос. ун-т, Экон. фак. - Москва : ИНФРА-М, 2008. - 381 с.

 

Вопросы для обсуждения:

1 По какому критерию можно отличить рынок олигополии от рынка с монополистической конкуренцией?

2 Какие предположения относительно реакции конкурентов на изменение цен данной фирмой лежат в основе модели ломаной кривой спроса?

3 Почему у олигополистических фирм есть стимулы для сговора? Каковы условия для успешного создания картеля?

4 Всегда ли картельные образования являются устойчивыми, каковы причины распада картелей?

5 Почему неценовая конкуренция чаще всего встречается в олигополистических отраслях экономики? Получают ли в этом случае фирмы экономическую прибыль и каковы ее источники?

6 Какие методы ценообразования применяют олигополисты? При каких условиях возможно лидерство в ценах и ценовая дискриминации при  олигополии?

7 Как можно оценить эффективность олигополии? Всегда ли издержки олигополии превышают выгоды от нее?

Ключевые понятия и термины

Олигополия, дуополия, олигополистическая взаимозависимость, кооперативная стратегия, картель, некооперативная стратегия, фирма-лидер, ведомая фирма, ценовая война, ломаная кривая спроса, жесткость цен, ценовое лидерство, принцип «издержки-плюс», индекс Аббы Лернера, коэффициент концентрации, индекс Херфендаля-Хиршмана.

Тесты и задачи

1 Выберите правильное утверждение:

а) равновесие Бертрана приводит к установлению цены совершенно конкурентного рынка;

б) взаимосвязь олигополии и темпов научно-технического прогресса однозначна: она тормозит его развитие;

в) максимальное значение индекса Херфиндаля-Хиршмана наблюдается при совершенной конкуренции и равно 100;

г) коэффициент Лернера может изменяться от 0 до 10.

2 На рынке функционируют две фирмы, производящие однородный товар. Обе фирмы обладают равными долями рынка и устанавливают одинаковые цены на товар. В таблице приведены данные по спросу на товар и издержкам для каждой фирмы.

 

Цена товара, P ден. ед. Объем спроса, Qd Шт Объем выпуска Q1, ед. Общие издержки ТС, ден. ед.
10 5 5 45
9 6 6 47
8 7 7 50
7 8 8 55
6 9 9 65

а) какая цена будет установлена на рынке, если предположить, что каждая фирма определяет цену на свой товар, предполагая, что ее конкурент выбирает такую же цену?

б) какой объем производства выберет фирма, предполагая, что ее конкурент выберет такой же объем?

в) могут ли появиться на рынке новые фирмы в долгосрочной перспективе?

3 В модели дуополии Курно функция спроса задана как Р = 120 - Q. Предельные издержки обеих фирм на производство товара в условиях постоянной отдачи от масштаба одинаковы и равны 9. Определить:

а) выпуск каждой фирмы, отрасли в целом и рыночную цену на продукцию фирм, а также прибыль, если они действуют самостоятельно;

б) как изменятся эти величины, если предположить, что фирмам удалось договориться о сотрудничестве;

в) как изменятся параметры равновесия на рынке в условиях свободной конкуренции.

4 На олигополистическом рынке действует фирма-лидер, которая имеет функцию затрат ТС = Q2 + 3Q. Функция рыночного спроса: Р = 90 - Q. Остальные фирмы могут поставить по цене лидера количество продукции 45. Определите выпуск и цену лидера.

5 На рынке действуют две одинаковые фирмы, средние издержки которых постоянны и равны 4. Рыночный спрос на товар равен Qd = 40 - Р. Фирмы выбирают объем мощностей. После выбора на рынке фирмы конкурируют ценами (цены являются стратегическими переменными). Пусть фирмам доступны два варианта мощностей: 10 и 20. Найти равновесные ценовые стратегии фирм для каждого уровня мощности. Какую роль играет выбор мощности в качестве фактора предварительного соглашения фирм на рынке? Что может служить здесь фактором соглашения?

6 В отрасли действуют пять фирм с объемами выпуска 2, 3, 5, 10 и 20% от общего выпуска отрасли. Остальной выпуск производится мелкими фирмами, каждая из которых имеет не более 1% продаж. Рассчитайте индекс Херфендаля и коэффициент концентрации. Какова степень монополизации данного рынка?

7 Предположим, что в отрасли А четыре фирмы имеют ежегодные продажи, составляющие 70%, 15%. 13% и 2% всех продаж по отрасли. Для четырех фирмы в отрасли В эти цифры равны 30%, 30%, 25% и 15%. Расчет индекса Херфиндаля – Хирршлана показывает, что:

а) обе отрасли конкурентны;

б) отрасль А более конкурентна, чем отрасль В;

в) отрасль В более конкурентна, чем отрасль А;

г) отрасли имеют одинаковый уровень концентрации производства.

 

8 Если при снижении цены какой-то фирмой её конкуренты тоже снизят цены, но если эта фирма повысит цену, но ни одна фирма не последует её примеру, то это означает, что данная фирма:

а) сталкивается с конкуренцией «не на жизнь, а на смерть»;

б) имеет «ломаную» кривую спроса;

в) является ценовым лидером на олигополистическом рынке;

г) одна из конкурентных фирм в отрасли.

 

9 Предположим, что в отрасли А четыре фирмы имеют ежегодные продажи, составляющие 70%, 15%, 13% и 2% всех продаж по отрасли. Для четырех фирм в отрасли В эти цифры равны 30%, 30%, 25% и 15%. Расчет индекса Херфиндаля-Хершмена показывает, что:

а) обе отрасли конкурентны;

б) отрасль А более конкурентна, чем отрасль В;

в) отрасль В более конкурентна, чем отрасль А;

г) обе отрасли имеют одинаковый уровень концентрации производства.

 

10 Равновесие Курно соответствует:

а) точке касания кривой функции реакции фирмы ведомого и максимально низкой изопрофитной кривой фирмы-лидера;

б) точке пересечения кривых функций реакции, в которой объем прибыли каждой из фирм максимален при данном ожидаемом объеме продаж фирмы-конкурента;

в) точке пересечения кривых МС и МR фирмы-лидера;

г) точке, находящейся на биссектрисе, проведенной из начала координат.

 

11 Картельное соглашение окажется нестабильным, если:

а) члены картеля имеют одинаковые издержки;

б) картель регулирует производство одного продукта;

в) фирмы не в состоянии определить поручителя;

г) фирмы, входящие в картель, достаточно «терпеливы».

 

12 Какие из перечисленных факторов не способствуют рыночной власти:

а) небольшое количество фирм в отрасли;

б) эластичный спрос на продукцию фирмы;

в) неэластичность рыночного спроса на продукцию;

г) согласованное поведение фирма отрасли.

 

13 Выберите правильное утверждение:

а) равновесие Бертрана всегда приводит к установлению цены совершенно конкурентного рынка;

б) поскольку в долгосрочном равновесии фирма отрасли монополистической конкуренции получает лишь нормальную прибыль, данная рыночная структура является общественно эффективной;

в) максимальное значение индекса Герфиндаля-Хиршмана наблюдается при совершенной конкуренции и равно 100;

г) коэффициент Лернера может изменяться от 0 до 10.

 

14 Выберите неправильное утверждение:

а) из моделей дуополии ближе всего к условиям совершенной конкуренции модель Бертрана;

б) чем меньше рыночная доля фирмы, тем меньше её монопольная власть;

в) если цена товара превышает предельные издержки, которые, в свою очередь, выше средних издержек фирмы, то в составе экономической прибыли присутствует и монопольная, и немонопольная прибыль;

г) взаимосвязь олигополии и темпов научно-технической прогресса однозначна: она тормозит его развитие.

Литература

[9, с.360-363; 10, с.249-278; 11, с.212-235; 14, с.396-431; 15, с.114-145; 16, с.143-181; 27, с.616-695; 52, т.2 с.60-124]

 

 

Тема 7 Рынок труда – 3 часа

1 Рынки ресурсов. Спрос на ресурсы. Предельная доходность и предельные издержки ресурса.  Кривая спроса фирмы на ресурс.

2 Отраслевой и рыночный спрос на ресурс. Эластичность спроса на ресурс. Неценовые факторы спроса на ресурс.

3 Спрос на труд. Индивидуальное и рыночное предложение труда. Равновесие конкурентного рынка труда.

4 Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции. Модель монопсонии. Модель с учетом профсоюзов. Двусторонняя монополия.

5 Заработная плата. Номинальная и реальная заработная плата. Формы и системы заработной паты. Дифференциация заработной платы.

 

 

Темы рефератов и докладов

1 Регулирование трудовых отношений как фактор сглаживания амплитуды экономического цикла.

2 Нестандартные формы или новая модель трудовых отношений.

3 Экономический кризис и реальная заработная плата.

4 Основные направления регулирования оплаты труда.

5 Особенности рынка труда в Республике Беларусь.

6 Опыт оценки качества трудового потенциала на региональном уровне.

 

Литература

 

1 Бондарь А.В., Базылева М.Н. Регулирование трудовых отношений как фактор сглаживания амплитуды экономического цикла//БЭЖ. – 2009. - №4. – с.110-116.

2 Ванкевич Е.В. Рынок труда в Республике Беларусь//Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики РБ. – 2009. - №1. – с.11-27.

3 Емчура Т. Новые каналы социализации: рынок труда и предпринимательство // Alma Mater: Вестник высшей школы. - 2005. - N 11. - С. 42-46.

4 Леонидова Г., Чекмарева Е. Опыт оценки качества трудового потенциала на региональном уровне.//Человек и труд. – 2009. - №12. – с.30-33.

5 Лысков А. Ф. Человеческий капитал: понятие и взаимосвязь с другими категориями // Менеджмент в России и за рубежом. - 2004. - N 6. - С. 3-11.

6 Одинцова Н.Нестандартные формы или новая модель трудовых отношений// Человек и труд. – 2009.- №9. – с.19-24.

7 Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л. Микроэкономика: Пер. с англ. М.: Дело, 2000. с. 569-604

8 Шевченко С.В. Основные направления государственного регулирования оплаты труда.// Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики РБ – 2009. - №9. – с.26.

9 Экономический кризис обесценивает реальную заработную плату.// Человек и труд. – 2009. - №12. – с.73.

 

Ключевые понятия и термины

Предельная доходность ресурса, предельные издержки на ресурс, рыночный спрос на ресурсы, ценовая эластичность спроса на ресурс, рынок труда, спрос на труд, предложение труда, предельный продукт труда, монопсония, двухсторонняя монополия, заработная плата, номинальная и реальная заработная плата, сдельная и повременная заработная плата, система заработной платы, тарифная система, минимальная заработная плата, дифференциация заработной платы, неконкурирующие группы, теория человеческого капитала.

 

Вопросы для повторения

1 В чем особенности труда по сравнению с другими факторами производства?

2 Чем объясняется неодинаковый уровень заработной платы в разных странах?

3 Существует ли различие между кривой предложения труда отдельным индивидом и рыночным предложением?

4 Изобразите кривые предложения труда и предельных издержек на труд для фирм в условиях монопсонии и объясните причину их несовпадения.

5 Приведите примеры, когда изменения номинальной и реальной заработной платы не совпадают. Какова динамика реальной и номинальной заработной платы в нашей стране?

6 К каким последствиям приводит законодательное установление минимальной заработной платы?

7  Какое значение имеет заключение коллективных договоров?

8  Как профсоюзы могут повлиять на уровень зарплаты? В чем смысл забастовок?

 

Тесты и задачи

 

1 Если предельная доходность фактора производства больше предельных издержек на него, то использование данного фактора фирмой, должно быть:

а) увеличено;

б) оставлено без изменений;

в) сокращено;

г) для ответа не хватает информации.

 

2 Ценовая эластичность спроса на труд:

а) не  зависит от ценовой эластичности спроса на продукт, производимый с помощью этого труда;

б) зависит от эластичности замещения труда другими факторами производства;

в) выше в краткосрочном периоде, чем долгосрочном;

г) для фирмы всегда бесконечна.

 

3 Предельные издержки ресурса равны:

а) изменению общих издержек фирмы из-за производства дополнительной единицы выпуска;

б) отношению общих издержек фирмы к ее выпуску;

в) изменению общих издержек фирмы в случае приобретения  дополнительной единицы ресурса;

г) отношению общих издержек фирмы к используемому количеству ресурса.

 

4 Кривая спроса на труд задана функцией вида L =  - 50 W + 450, а кривая предложения труда – функцией вида L = 100 W, где W – реальная почасовая заработная плата, L – число занятых.

а) Каковы равновесные уровни W и L на данном рынке?

б) Предположим, что государство законодательно установит минимум заработной платы в размере 4 долл. в час. Какими будут количество спроса на труд при такой его цене, размеры безработицы?

в) Построить графики ко всем пунктам решения.

5 Предположим, фирма функционирует в условиях чистой конкуренции и реализует свою продукцию на конкурентном рынке. Спрос на труд этой фирмы представлен в таблице.

 

Количество единиц труда, чел. Совокупный продукт, шт. Предельный продукт, шт. Цена на продукт, ден.ед. Стоимость предельного продукта, ден.ед.
1 3   33  
2 9   33  
3 14   33  
4 18   33  
5 21   33  
6 23   33  

 

Заполните таблицу. Пусть ставка заработной платы в данный период времени равна 70 ден.ед. Сколько рабочих будет нанимать фирма? Сколько рабочих наймет фирма, если ставка заработной платы возрастет на 150 де.ед.

 

6 Фирма является монопсонией на рынке труда и монополией на товарном рынке. На основании имеющихся данных определите, сколько рабочих наймет эта фирма и какую ставку заработной платы установит:

 

Кол-во труда, чел. Общий продукт, шт. Цена на продукт, ден.ед. Ставка зарплаты, ден.ед. Валовой доход, ден.ед. Доход от пред. продута, ден.ед. Общие затраты на оплату труда, ден.ед. Предельные затраты на оплату труда, ден.ед.
1 4 35 100        
2 9 34 110        
3 15 33 120        
4 20 32 130        
5 24 31 140        
6 27 30 150        
7 29 29 160        

Литература

[9, с.363-380; 10, с.280-317; 11, с.236-243; 14, с.432-474; 15, с.146-180; 16, с.182-214; 27, с.393-413, 149-164; 52, т.2, с.126-198]

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 438.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...