Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Подростковый возраст (11-16)




Этот возраст связан с половым созреванием и перестройкой ролей. Этот период начинается с кризиса и вообще протекает трудно как для ребенка, так и для взрослых. Весь подростковый возраст часто называют «затянувшимся кризисом».

Половое созревание напрямую связано с изменениями в гипофизе, щитовидной железе (они выделяют гормоны, которые заставляют работать другие железы). Увеличиваются рост, вес. Причем у мальчиков пик скачка приходится лет на 13 и может продолжаться до 15-17 лет. У девочек – года на 2 раньше. Помимо половых различий велики различия индивидуальные. Изменения роста и веса сопровождаются изменениями пропорций. Сначала до взрослого размера дорастают голова, кисти и ступни, затем конечности, а затем туловище. Интенсивный рост скелета может опережать рост мускулатуры и кожи. Вторичные внешние половые признаки тоже развиваются в этот момент (у мальчиков срывается голос, например). В связи с быстрым развитием возникают трудности с развитием сердца, легких, поэтому для подростков характерны перепады сердечнососудистого тонуса. Эмоциональный фон тоже непостоянен, с перепадами. Ребенок должен приспосабливаться к изменениям, и 80% популяции ощущает этот момент как кризис.

У подростков половых гормонов вырабатывается гораздо больше, чем у взрослого человека, при этом секреция коры надпочечников у них всегда в повышенном фоне, и они всегда чувствуют себя в стрессовом состоянии.

Другой подход говорит о том, что это всё неправда. Никакой бури нет, и кризис вызывается тем, что дети переживают новые типы общения и пр.

Эмоциональная нестабильность по причине постоянного сексуального возбуждения. Однако, мальчики это осознают, а девочки нет, и они стремятся реализовать это возбуждение любовью, привязанностью.

Подросток в это время все еще бисексуален, тем не менее происходит половая идентификация, однако в это время закладываются различные отклонения. Исключительно гомосексуальную ориентацию имеет 2-3% женской популяции и 5-6% мужской. Эпизодические, временные или единичные инциденты имеют около 30% мужской популяции. Теории гомосексуальности достаточно неоднозначны. В 19 веке считали, что это признак вырождения. Ульрих считал, что гомосексуалисты – жертвы ненормального эмбрионального развития. Российский исследователь предложил различать врожденные и приобретенные признаки гомосексуализма.

Исследование Кинзи. Гомосексуальное поведение и ориентация – разные вещи. 48% опрошенных мужчин сказали, что пережили хотя бы один контакт, 25% - несколько, 18% - равное количество и тех и других, 10% - раньше вели только гомосексуальную жизнь, 4% и сейчас ее ведут; 28% женщин испытывали эротические чувства к женщине, 19% - имели сексуальный контакт.

С точки зрения психологии нормального развития, центром сексуального развития являются подростковый и ранний подростковый возраст, и главные фигуры – сверстники. Суть подхода: эротические переживания испытывают все, а количество гомо- или гетеросексуальных контактов определяется типом общения. Гомоэротическая ориентация будет тем сильнее, чем сильнее гомо- ориентация общения (вокруг только индивиды одного с тобой пола). У женщин более поздно проявляется сексуальный интерес, и в это время их круг общения уже гетеросексуален. Львиная доля респондентов говорит, что опыты гомосексуальных контактов были как раз в подростковом возрасте.

Теплые и доверительные отношения с взрослыми могут облегчить прохождение этого периода. На образ физического «я» влияет время развития (сроки созревания). Акселерация – это хорошо! Поздно развиваться – плохо!

Психические функции

Развивается теоретическое и рефлексивное мышление. Операции из конкретных становятся формально-логическими. Для этого возраста характерен интерес к абстрактным проблемам (религиозным, философским). Подросток приобретает взрослую логику мышления, восприятия и память – под эгидой интеллектуализации. Этому способствует усложняющееся обучение. Здесь появляются свободные формы – изложения, сочинения. Очень активно развивается воображение. Далеко не все подростки стремятся к достижению объективного творческого результата, но все получают удовольствие от процесса. Подросток сексуальные желания удовлетворяет в своем мире воображения. В подростковом возрасте много острых личных проблем, и воображение обслуживает бурную эмоциональную жизнь.

Очень интересный момент – старые связи нарушились и новые более тонкие устанавливаются, в этом плане подросток – еще более дурной, чем младшие школьники.

 

Самосознание

В подростковом форме возникают 2 формы самосознания: чувство взрослости и «я»-концепция. Самая основная сфера столкновения между родителями и подростками – внешний вид. Подросток считает себя уникальной личностью (я хочу быть непохожим на других, но хочу быть таким же, как другой – проблема!). Но в то же время подростки очень хотят слиться с группой – социальная мимикрия (им необходимо чувствовать себя в безопасности в группе, свое «я» еще не развито и они хотят подпитать чувство «мы» группы). Независимо от содержания повторяются формы – записки, дискотеки, поездки за город. Подросткам почти все равно, с кем дружить. Не ходил на свидания, не осваивал новые формы отношений – потом трудно будет (!). Чаще всего мы наблюдаем социальную инфантильность (даже в 20 лет люди ведут себя не как взрослые). Чувство взрослости – отношение к себе, как ко взрослому. Чувство взрослости – центральное новообразование младшего подросткового возраста. Как проявляется чувство взрослости? В желании, чтобы все относились к тебе, как ко взрослому, желание оградить свою жизнь от влияния взрослых (в основном касается внешности, отношений со сверстниками и учебы). Ведущая деятельность – интимно-личностное общение со сверстниками.

Взаимная поддержка, взаимная помощь, доверие, принятие успехов, эмоциональный комфорт в общении, не критиковать, уважать внутренний мир – важные вехи в общении со сверстниками. Зачастую подросток сам не поступает таким образом, но от других ждет именно такого поведения. Важный момент: удовлетворяет ли ребенка формальная самостоятельность, или им нужна глубокая, настоящая?

Система образов «я», которые не противоречат друг другу – «я»-концепция, это центральное новообразование старшего подросткового возраста. В 5-6 классе ребенок впервые открывает свой внутренний мир. Подросток хочет понять, какой он на самом деле, представляет себе то, каким он хотел бы быть. Больше всего ему в этом помогают сверстники. Самоанализ, чрезмерное самокопание – приводят к недовольству собой. Подростки изучают себя, и им кажется, что и окружающие его так же изучают. С развитием самосознания связывают склонность к уединению, тоска, непонятость. Проявляется все это в аффективных вспышках, которые сменяются замкнутостью.

Я-концепция состоит из образов, которое отображает все пространство его жизни. Физическое я, представление об уме, способностях, общительности, доброте – реальное я (пласт я-концепции). Изменчивые представления о себе. Иногда случайная фраза может привести к сдвигу в самосознании. Когда образ я достаточно стабилизировался, а оценка подростка этому противоречит, это приводит к защите (рационализация, проекция, отрицание, вытеснение). Идеальное я – идеальный образ. Важно, чтобы он не был слишком недосягаемым, адекватным. С другой стороны идеальное я – слишком близко к реальному, и тогда нет стимула к саморазвитию, и пр.

Подростки хотят измениться, работать над собой, но силы воли и терпения пока недостаточно, поэтому в плане самовоспитания они надеются на чудо – всё исправится само собой. Вместо того, чтобы действовать, подростки уходят в спасительный мир фантазий.

К 15 годам всё относительно стабилизируется, в основном сформирована я-концепция. Эта концепция в каком-то смысле напоминает идентичность по Эриксону.

Общение со сверстниками

Общение пронизывает всю жизнь подростка и оказывает влияние практически на все сферы его жизни. Подросток нуждается в близком друге, но друзья часто и быстро меняются. Обычно в друге ищется сходство, понимание, приятие собственных переживаний, умение выслушать, сочувствовать. Друг может помочь преодолеть неуверенность в себе, оказать поддержку. Если друг занимается своими делами и не проявляет внимания, или имеет другое мнение на отдельный вопрос, то разрыв отношений происходит достаточно быстро.

В подростковом возрасте самые близкие друзья – сверстники. Ориентация на схожести (непохожие не дружат). Круг общения не ограничивается близкими друзьями, много знакомых, неформальные группы, компании, детей очень тянет друг к другу. Типично подростковая реакция – группирование. Для подростка очень важно иметь референтную группу, на ценности которой ему хотелось бы ориентироваться.

Отношение со взрослыми

Влияние родителей ограничено. Оценки, нравственные ориентации – все равно от родителей. Реакция эмансипации от близких взрослых. Подросток будет провоцировать на конфликт, но происхождение конфликтов само по себе – целиком вина родителей. Знать, что происходит с ребенком – очень важно. Не обязательно показывать ребенку то, что ты знаешь, но знать нужно. Помимо контроля важна эмоциональная сторона отношений – либо ребенка любят, либо теплоты нет. Последовательность/непоследовательность требований тоже важна.

Личная нестабильность, подростковые проблемы

Связано это с эмоциональной нестабильностью. Помимо эмоциональной нестабильности в концепт личной нестабильности входит еще и нравственная нестабильность. Большинство подростков следует нормам, чтобы оправдать ожидания других. Автономная мораль к 16 годам существует у 10% детей (когда делают что-то из-за своих внутренних убеждений). Очень высокая смертность, рискованное поведение. Причиной рискованного поведения является то, что подростки не соотносят с собой печальный опыт других, они не верят, что что-то плохое произойдет с ними. Неустойчивая самооценка, самосознание зависит от внешних влияний. Подросток пытается понять себя, открывает в себе новые черты, но это все трудно укладывается в общую картину. Поведению, устремлениям свойственна изменчивость. И зависимость, и независимость в этом периоде сочетаются в подростке. Подростки эгоистичны. Они вступают в страстные любовные отношения для того, чтобы их завтра так же непонятно порвать. По отношению к другим могут себя вести грубо и бесцеремонно, а внутри быть очень ранимыми. Серьезные социальные проблемы в этом возрасте вполне возможны – ранняя алкоголизация, наркомания, суициды.

Страхи

Количество страхов уменьшается, но у девочек по-прежнему страхов больше (как и всегда!). Социальные страхи превалируют (страх одиночества, людей, наказания, опоздания и пр.), природные уходят. Чем больше социальных тревог и страхов, тем более четко сформирована я - концепция. Страх изменения, страх быть не собой. Боязнь уродства (подростки совершенно нетерпимы к физическим недостаткам других людей). Снижается эмоциональная чувствительность. Чем выше уровень агрессии, тем ниже уровень страхов. На количество и качество страхов влияет межличностная напряженность и плохое взаимопонимание в семье. Тревожность говорит о неуверенности в своей социальной среде. Помимо обычных страхов существуют навязчивые страхи (что-то случается, пугает, мы стремимся, чтобы этого никогда не было, и сильнее закрепляем страх), которые в это время активно развиваются. Подростки не могут принять страхи, а значит, не могут от них избавиться. Навязчивые страхи, сомнения, опасения – основа для формирования тревожно-мнительных черт характера.

«Доживем до понедельника» - СМОТРЕТЬ!

15 сдаем ЭССЕ (Психологические особенности старения).

Ранняя юность, старший школьный возраст (15-17 лет)

Ребенок стоит на пороге взрослой жизни, в этом периоде есть один переходный момент – выпускной 9 класс. Он должен разобраться в собственных способностях, склонностях, но не все могут это сделать, поэтому кто-то остается в школе до 11 класса (в основном у кого не было проблем в школе, не уходят). Все становится менее категоричным, менее прямолинейным. Фокус со сверстника сдвигается на взрослого (у него много опыта, он может помочь сориентироваться, и пр.).

Идет скрытый напряженный поиск смысла жизни. Новые потребности, новые внутренние конфликты.

Особенности развития в ранней юности:

· Не у всех этот период напряженный (у них нет порывов, хорошие отношения со сверстниками и взрослыми);

· Есть те, у которых все скачкообразно, но срывов нет, поскольку хороший эмоциональный контроль;

· Есть рефлексия слабая, низкий уровень саморегуляции и ответственности (неприкаянность и непонимание себя).

Факторы, влияющие на то, как будет происходить развитие:

· Общение со взрослыми, которые помогают узнавать перспективы;

· Общение со сверстниками (обсуждают с ними свой внутренний мир, реальную жизнь);

· Любовь (серьезные потребности в душевном тепле). Любовь на этом этапе развития – попытка проверки своей идентичности (для которой используется другой человек);

· Устремленность в будущее;

· Профессиональное и моральное самоопределение;

· Центральное новообразование – личностное и профессиональное самоопределение;

· По сравнению с подростками изменяется учебная мотивация (учеба снова выходит на одну из первых позиций).

17 лет – кризис, связанный с началом новой жизни, рубежом, когда закончится школа. Страх провала, неуверенность в выборе профессии, может привести к психологическим и физиологическим заболеваниям. Даже если человек спокойно поступил, кризис есть все равно – он адаптируется к новой жизненной ситуации, к новым людям. Саморегуляция такая, что признаков кризиса вообще может быть не видно.

Юность (17-20(22) лет)

Начало освоения профессия, ситуация выбора жизненного пути, реализация жизненных планов.

 Три основных варианта жизненного пути:

· Обучение (либо обучаются, потому что сами хотят, либо потому что родители хотят, или потому что учатся друзья, или потому, что хотят построить карьеру). Это определяет стиль студенческой жизни;

· Работа (поиск работы – большая проблема, потому что трудно выбрать, большая конкуренция с профессионалами);

· Армия.

Начало реализации жизненных планов, проверка правильности на практике, поиск себя

Молодость (20-30 лет)

Первый момент, который отличает отличие развитие взрослого от развития ребенка – нет физических и психологических маркеров, весь ход дальнейшего развития определяется культурно-социальными ориентирами, которые возникают в разных сферах. Брак, рождение детей, пик карьеры – все это очень различается во времени у различных людей и в разных культурах. Эти события могут быть нормативными и ненормативными (смерть, болезни, или наоборот очень хорошие события).

Физическое развитие - пик физической деятельности (сила, выносливость, скорость реакции – максимальны до 25-30 лет). На человеке все легко заживает. Раньше основные причины смертности в этом возрасте – туберкулез и диабет. Основные причины смерти сейчас – несчастные случаи, стихийные бедствия, ВИЧ инфекции, сердечные болезни, злокачественные опухоли, убийства и самоубийства. 

Задачи развития в стадии молодости (ранней взрослости):

1. Продолжаются поиски идентичности;

2. Разрешается кризис «близость – изоляция»;

3. Переопределение идентичности в новых условиях.

В целом молодость – очень сензитивное время для создания семьи и освоения выбранной профессии. Плюс, осознания того, какова твоя роль в обществе (определяется отношение к общественной жизни).

В целом – активный поиск новых возможностей, легкость в установлении взаимоотношений.

Главные стороны жизни – дружба, любовь и семья, профессиональная деятельность.

Молодость – время любви. Пик сексуальной активности. Организм женщины лучше всего приспособлен к рождению детей. Первые браки после 30 – трудно, появляется сверхтребовательность, свои привычки, некая ригидность. Создание семьи – важно, меняется общественный статус, появляется ответственность за продолжение рода, за детей.

Центральное новообразование – семейные отношения и чувства профессиональной компетентности.

Именно в этом возрасте завязываются дружеские отношения, продолжающиеся на всю оставшуюся жизнь – на основе общего сходства. Чаще всего, это один друг одного пола. Очень интересный аспект – появление друзей из старшего поколения. Особенно хорошие дружеские отношения появляются, если были проблемы с родителями. Главный момент дружбы – спонтанность (нельзя выбрать друга). 

Главное для успеха в жизни:

· Практичность;

· Организованность;

· Цельность (способность ставить цели, планировать).

Самые хорошие защитные механизмы ЭГО – сублемация, вытеснение и проекция.

Кризис 30 лет

Кризисный вопрос - изменение представлений о своей жизни, утрата интереса к ней, иногда разрушение бывшего образа жизни. Здесь человек первый раз оборачивается назад и думает о том, что он сделал, а что упустил. Человека сковывает семья, профессия, собственные привычки – снижается возможность перемен.

Кризис 30 лет – вследствие нереализованности жизненного замысла. При этом, возможно, происходит переоценка ценностей. Это первый момент, когда человек думает о смысле жизни.

Виктор Франкл писал, что «сегодняшний клиент» страдает от глубинного чувства утраты смысла (смысл – когда цель соотносится с мотивом). Наши мотивы фрустрированы из-за неверно поставленных целей.

Кризис 30 лет выполняет функцию первых итогов жизни.

Зрелость (30-60 лет)

Для большинства людей – это самый длительный период жизни. Обычно верхнюю границу возраста связывают со временем выхода на пенсию. Верхняя граница во многом зависит от индивидуальных особенностей, может отодвигаться еще дальше, а может придвигаться ближе.

Зрелость – пора расцвета личности, полной реализации потенциала.

Нервная система с возрастом работает все медленнее и медленнее, особенно после 50 лет. Скелет утрачивает гибкость и сжимается. Кожа и мышцы начинают терять эластичность. Каждое десятилетие с начала зрелости кровь качает на 10% меньше, чем раньше. Объем легких уменьшается.

Для женщины важный аспект – наступление климакса – угасает деятельность половых желез. Наступает климакс и у мужчин, однако у них количество гормонов в крови уменьшается очень медленно. У женщины климакс проходит тяжело, тяжелые физические симптомы могут возникать (боль, резкое снижение костной массы). Все это приводит к изменениям в эмоциональной сфере (сначала – подавленность и депрессия, потом – спокойствие).

Причины смертности:

· До 40-44 лет – в основном несчастные случаи;

· После 45 – болезни (сердце – рак (мужчины), рак – сердце (женщины).

Главные стороны жизни в зрелости – профессиональная и семейная деятельность. Определяющая их социальная ситуация меняется: если в молодости это выбор спутника и овладение профессией, то в зрелости это реализация в этих сферах.

Основная проблема зрелости – выбор между продуктивностью и инертностью (прогрессивная и регрессивная линии развития). Продуктивность связана с заботой, инертность – поглощенность собой, своими личными проблемами.

Важнейшая особенность зрелости – осознание ответственности за то, какова твоя жизнь (перед собой и другими людьми).

Центральное новообразование – продуктивность (профессиональная продуктивность и вклад в развитие будущего поколения).

Многогранный подход к жизненным проблемам. Важно, чтобы накопленный опыт не стал причиной ригидности и консервативности (нужно сохранить определенную гибкость, не считать свою точку зрения единственно верной).

Все постепенно переключается в умственную деятельность (признается ценность мудрости, а не физических сил). Это ведет к тому, что социальное стоит против сексуальности.

Психические функции. Максимальный подъем – до 30 лет, а затем внимание, вербальная память начинают постепенно снижаться. Образная память, наоборот, почти не изменяется на протяжении жизни. Эти изменения обусловлены генетикой и условиями жизни и трудовой деятельности.

Развитие интеллекта опредеяется двумя факторами:

· Внутренними (интеллект). Стареют медленнее более талантливые;

· Внешними (образование и интеллектуальная работа). Чем сильнее мы нагружаем мозг, тем лучше он работает, тем более ослаблен процесс старения.

Вербально-логические функции только к 60 годам начинают ухудшаться заметно. Интеллектуальная и творческая деятельность стимулирует выработку гормонов (3/4 гормонов идут на работу мозга). Работа интеллекта – стимул гормональной системы.

Еще одна задача зрелости – воспитание детей. Нужно идти от себя и потребностей своего ребенка. Не нужно следовать никаким системам!

Этот период – такой период, когда люди живут в настоящем (молодые живут в будущем, старые – в прошлом).

Кризис 45 лет. Человек теряет смысл жизни, могут обостряться взаимоотношения. Дети вырастают и становятся самостоятельными, старшее поколение уходит из жизни, и человек осознает наступление старости, он боится. У женщин более сильная реакция на физические маркеры старения, у мужчин – меньше, но у мужчин – рассогласование с мужскими стереотипами.

Три возраста человека редко совпадают друг с другом. Психологический возраст – наша возрастная идентификация. Временная перспектива – реальный и идеальный план жизни в данный момент. Психологический возраст зависит от временной перспективы, вне нее он не существует.

Взрослость и зрелость – разные вещи!

Критерии зрелости:

1. Расширение точек зрения;

2. Способность решать конфликты мирно;

3. Человек становится способен к независимым суждениям (он перестает волноваться о том, что о нем подумают);

4. Чувство доброты и сострадания ко всему живому;

5. Вера в собственные силы;

6. Человек осознает право окружающих на свободу самовыражения, на личное счастье;

7. Уменьшается страх перед неизвестным.

Поздняя зрелость (60-70 лет – смерть)

Первая точка зрения: старость – генетическая программа.

Вторая: старость – изнашивание. Организм стареет в результате жизни.

Одна из теорий старения: теория жизненного фермента – при рождении дается определенное количество жизненного фермента и человек растрачивает его по ходу жизни. Интоксикационная теория – в течение жизни у организма происходит самоинтоксикация (если освобождаешься от них, медленнее стареешь). Радиоактивная теория, иммунная теория.

Рубеж, разделяющий зрелость и позднюю зрелость – уход от активной жизни, пенсия. Кризис выхода на пенсию – противоречие между сохраняющейся трудоспособностью и невостребованностью, снижение социального статуса.

Потеря жизненного ритма приводит у мужчин к быстрой смерти.

Подстадии поздней взослости:

1. Первая поздняя взрослость (60-65 лет);

2. 70-79 лет – больше болезней, потерь, снижение круга общения;

3. Дальше человек сам уже не в состоянии поддерживать свою жизнь (старше 80).

 Начинается резкое биологическое старение, убывает физическая сила, общее состояние здоровья ниже, угасает интеллект, долговременная память ухудшается. Ухудшение материального положения, уединенный образ жизни, в кругу близких и друзей начинаются смерти. По Эриксону этот период характеризуется смещением фокуса от будущего к прошлому (нет планов на будущее). Две линии развития: эго-интеграция или отчаяние. Чтобы достичь эго-интеграции нужна жизненная вовлеченность: старики должны участвовать в воспитании внуков, в различных событиях. Саморазвитие, стремление к самосовершенствованию важны в любом возрасте.

Три варианта старости:

· Доживание (полностью потерял будущее);

· Смена ведущей деятельности (человек находит новое занятие для себя);

· Сохранение содержание (у людей интеллектуальных, творческих профессий, домохозяек – занимаются тем, что делали раньше).

Наиболее правильным считается, когда человек понимает, что смерть – часть жизни.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 193.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...