Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Перинатальный период развития




Периодизация

Пеаже в основу развития положил интеллектуальное развитие, и согласно ему развитие имеет 3 основных периода, в которых происходит зарождение и развитие интеллекта:

1) Сенсо-моторный интеллект. От рождения до 2 лет. Простые предметные действия;

2) Период конкретных операций. 2-11(12) лет. Здесь рождается операция;

3) Период формальных операций. С 11(12) до 15 лет. Подростки оперируют абстрактными понятиями. Задачи решаются в уме, а не на конкретных примерах.

Периодизации, основанные на одном признаки – субъективны. В них не учитывается изменение роли выбранного признака в общем развитии (значение любого признака меняется от возраста к возрасту).

Третий тип периодизаций – на основе нескольких признаков.

В этом типе можно выделить периодизации Выготского и Альконина.

Критерии периодизации Выготского:

· Социальная ситуация развития (специфические для каждого возраста отношения между ребенком и социальной средой);

· Центральное новообразование (то, которое будет иметь наибольшее значение для дальнейшего развития);

Два вида стадий развития:

· Стабильный (плавное течение процесса развития; длятся такие периоды долго);

· Кризисный (то, что происходит резко и неожиданно – когда мы вдруг замечаем перемены; внезапное происхождение качественного скачка).

В возрастной психологии две основные точки зрения на кризисы. Первая точка зрения считает, что кризисы – это ненормально, значит что-то произошло не правильно, пошло не так. Другой подход в том, что кризисы – это нормально, если человек не пережил какой-то кризис, то его развитие неполноценно.

Кризисы длятся недолго – месяцы. Кризис начинается незаметно и его границы очень размыты. Обострение – в середине. Типичная картинка кризиса – аффективные вспышки, частые конфликты. Главные изменения, происходящие во время кризиса – внутренние.

При рассмотрении динамики психического развития для Выготского имела наибольшее значение именно социальная ситуация развития.

3 этапа критического периода:

1) Предкритический;

2) Критический;

3) Посткритический (выбранные формы усваиваются, становятся привычными).

Выготский ограничивал развитие 17-18 годами.

Кризисы по Выготскому: новорожденность, 1, 3, 7, подростковые возраст, возможен кризис 17 лет (когда от школы переходим в другую сферу).

Чем отличается теория Альконина?

Тоже выделял социальную ситуацию развития. Он выделял ведущий вид деятельности. Переход от одной стадии к другой – смена ведущего типа деятельности.

1) Эмоциональное общение. До года;

2) Предметно-манипулятивная. От 1 до 3 лет;

3) Игровая. От 3 до 6 лет;

4) Учебная. Младшая школа;

5) Интимно-личностная деятельность. Старшая школа.

Кризис – норма, то, что отделяет один возраст от другого. Любой возраст предваряется кризисом.

Две группы ведущих типов деятельности:

· Деятельность, связанная с отношением (развивается мотивационно-потребностная сфера);

· Деятельность, связанная с предметами.

Социо-генетический подход Эрика Эриксона.

Стадии развития личности:

1) Орально-сенсорная. Длится примерно до года. Кризис между базальным доверием и базальным недоверием. На этом этапе формируются либо в целом доверие, либо в целом недоверие к окружающему пространству. Это формирование зависит от отношения матери к ребенку, как главного человека, который за ним ухаживает. При наличии проблем – уверенность в надежности окружающего пространства страдает. Формируется недоверие. Если нет проблем, то формируется сильная сторона – надежда, способность надеяться. Надежда – как основа веры, убежденности в надежности окружающего пространства.

2) Мышечно-анальная. Длится от года до трех. Кризис между автономией и стыдом и сомнением. У ребенка либо формируется автономия, то есть чувство, что он может сам. Либо он не может сам, сомневается в себе и испытывает стыд. Стремится достичь самостоятельности в том смысле, что он может делать что-то сам. В ответе за возникновение либо автономии, либо стыда и сомнения – родители. Сильная сторона, которая должна сформироваться на этой стадии – сила воли, то есть умение делать свободный выбор. Эта стадия – одна из самых важных, так как ребенок учится себя контролировать и осуществлять выбор. Основа закладывается здесь.

3) Локомоторно-генитальная. Соответствует фаллической стадии по Фрейду, 3-6 лет. Кризис между инициативностью и виной. Если ребенок активен, учится проявлять активность и учится успешно, окружающий мир осознается через игру, если активность не сдерживалась, то у него формируется инициативность. Если же ребенку не давали проявлять активность, когда это было необходимо, развивается чувство вины, способность быть инициативным очень страдает. Сильная сторона, возникающая в результате решения психосоциального кризиса в пользу инициативности – способность планировать.

4) Латентная. 6-12 лет, соответствует Фрейду. Основная задача ребенка – стать компетентным в учебе и областях, сопутствующих учебе. Начинает учиться, овладевать знаниями, которыми он должен овладеть. Психосоциальный кризис: между трудолюбием и неполноценностью. Если ребенок успешен, то все в порядке, и ощущение себя компетентным в учебе сильно влияет на самооценку ребенка. Успешность в учебе – успешность в целом в этом периоде. Задача перед окружением ребенка очень серьезная: если ребенок неуспешен в учебе, они должны найти какую-то область, где он почувствует себя компетентным, успешным. Ощущение себя успешным формирует такую черту как трудолюбие. Превалирование учебы, как основной сферы успешности ребенка, по Эриксону, не правильно. Сильная сторона, формирующаяся при прохождении этой стадии – компетентность, реализация способностей и ощущение себя умелым в какой-либо области.

5)  Подростковая. 13-19 лет. Психосоциальный конфликт: эго-идентичность и ролевое смешение. По прохождении этой стадии подросток должен сформировать некую идентичность – привести свои представления о себе и личные склонности в соответствие с теми ролями, которые ему дало общество, а также найти равновесие между тем, как представляем мы себя сами, и как представляют другие люди. В этот период должна сложиться я-концепция, это продукт эго-интеграции. Перед подростком стоит сложная задача: нужно разрешить противоречие между представлениями, отбросить некие противоречия, и составить целостное непротиворечивое представление о себе. Сильная сторона – верность. Верность в этом смысле – когда человек способен сохранять целостность мировоззрения, приверженность ему, несмотря на то, что оно может содержать противоречивые моменты (преодоление юношеского максимализма).

6) Ранняя зрелость. 20-25 лет. Перед человеком на этой стадии стоит проблема, в которой с одной стороны он должен попытаться достичь уровня интимности в отношении людей, а с другой стороны – возможность изоляции. Интимность – способность поддерживать глубокие близкие отношения с другими людьми, изоляция – фокусировка только на своих проблемах и некие страхи перед установлением контактов с другими. Основная задача – научиться строить близкие отношения на основе уже сформированной идентичности. Сильная сторона – способность любить, доверять другому человеку, оставаться с этим человеком несмотря на то, что эти отношения требуют компромиссов (способность идти на компромисс, не теряя идентичность).

7) Средняя зрелость. 26-64 лет (до примерного выхода на пенсию). В целом Эриксон считал, что человек на этой стадии решает кризис между продуктивностью и застоем. Продуктивность – интерес человека не только к себе и своим проблемам, но и к другим людям – социальный (общественный) интерес. Застой – поглощение только своими проблемами. Человек, проявляющий интерес к некому будущему (о будущих поколениях, культуре), продуктивен. Человек, работающий лишь ради денег – непродуктивен. Сильная сторона – способность заботиться, брать на себя обязательства по отношению к людям, идеям, занятиям и пр.

8) Поздняя зрелость. От 65 лет до смерти. Психосоциальный конфликт либо в достижении эго-интеграции, либо в отчаянии. Эго-интеграция – когда человек оборачивается назад, и понимает, что да, чего-то он не сделал, но в целом он всем доволен, спокоен, осознавая, что прожил хорошую жизнь. Если человек, оборачиваясь назад, видит лишь череду потерянных возможностей, это оборачивается болью, отчаянием. Что способствует эго-интеграции? Включенность в жизнь. Пока человек включен в жизнь, у него все хорошо, а как только он ощущает себя «за бортом» - у него появляется время думать, и все ухудшается. Сильная сторона – мудрость, осознание того, что все относительно («осознание ценности жизни перед лицом смерти»).

 Эриксон полагал, что на каждой следующей стадии, негативный конфликт может быть преодолен, проблемы решаемы, и все это не фатально. Теория личности Эриксона оказал большое влияние на возрастную психологию. Особенно много исследований Эриксон проводил в области нахождения идентичности, очень много времени было потрачено на работу с подростками.

Периодизация В.Ф. Маргова

1. Младенчество. До года. Кризис новорожденности.

2. (Тут обычные периоды, как и у всех – детство, школьные годы, юность и пр.);

3. Молодость. С 17 до 30 лет. Предшествует молодости юность, когда у человека кризис при выборе профессии.

4. 27-33 лет – кризис,связанный с семьей и призванем. 31-45 лет – взрослость;

5. 40-45 лет – кризис взрослости, связанный с признанием. Маргов считает, что с 31 года все периоды ностальгически ориентированы в прошлое. Зрелость. 40-60 лет.

6. Кризис зрелости, связанный с наставничеством. Старость. Долголетие. С 61 года. Затем идет кризис смысла жизни, связанный с мудростью и покоем.

Сейчас все эти границы расширяются. Сейчас граница старости сдвинулась до 65-69 лет.

Перинатальный период развития

«Перинатальная психология» - почитать.

Критические периоды:

1) 5-6 дней после зачатия. Яйцеклетка должна закрепиться, иначе может быть выкидыш;

2) 4-6 неделя беременности. Устанавливается симбиоз женщины и плода – согласование физиологии организма женщины и плода;

3) 20-24 неделя. Плод обретает функции, которые будут у новорожденного. Ребенок, родившийся после этого периода, уже может выжить.

Развитие плода (акушерский срок):

1) Начало беременности. Оплодотворение. Образование зиготы, в которое уже 46 хромосом с набором мамы и папы (по 23);

2) Первая неделя. Образование бластоциты. Состоит из ста клеток;

3) На четвертой неделе беременности (вторая неделя после оплодотворения) начинают развиваться плотные оболочки – пуповина, плацента;

4) Пятая неделя после оплодотворения – зачатие органов (кишечник, поджелудочная), ногтей, волос, костей, сосудов;

5) На шестой неделе размер зародыша 4-7 мм, он весит 3 грамма;

6) На восьмой неделе начинает работать печень, вестибулярный аппарат; в длину зародыш уже 1,5 см;

7) На девятой неделе – 2,5 см. Развивается тактильная чувствительность;

8) На десятой неделе все бурно развивается, но плацента до конца не сформировалась. Всё это время зародыш очень чувствителен к внешним воздействиям.

9) На 11 неделе (последняя неделя первого триместра) голова в 2 раза больше тела. Зародыш начинает чувствовать вкус;

10)  Второй триместр. Сформирована плацента, почти все внутренние органы приняли правильное положения. На пальчиках появляются ногти. ЦНС, все проводящие пути. Зародыш начинает называться плодов;

11) Если все хорошо, то на 13 неделе женщину перестает тошнить;

12) На 14 неделе глазки становятся на нужное место. Появились веки. Появились отпечатки пальцев у ребенка. К концу 14 недели – 8,5 см, весит около 25 грамм. У плода появляются двигательные реакции на эмоциональное состояние матери;

13) К 16 недели ноги вытягиваются и становятся длиннее рук. Кора головного мозга, координация. Начинает сосать палец. К концу 16 недели можно определить пол ребенка;

14) На 18 неделе плод начинает реагировать на звуковые раздражители. В длину 15-17 см, весит около 120 грамм. Впервые женщина чувствует, как ребеночек шевелится;

15) На 20 неделе у плода появляется мимика, поскольку развиваются мышцы лица;

16) На 23 неделе есть реснички и брови, плод хорошо слышит (при резком звуке вздрагивает), сенсорная адаптация, запоминание звуков, постоянно слышат звук сердца и пульсирующей крови;

17) С 26 недели плод может сделать вдох при рождении и закричать, однако его до сих пор нужно помещать . Длина 30 см, вес 600-700 грамм;

18) На 28 неделе начинается световая реакция плода. Кожа становится непрозрачной, появляются жировые накопления, начинает вдыхать и выдыхать.

19) С 29 недели начинается третий триместр. Это рост и накопление сил для рождения и выживания. Плод очень активен, хорошо воспринимает звуки, способен воспринимать информацию извне, формируется эндокринная система;

20) На 30 неделе были замечены движения глаз, подобные сновидениям. Ощущает прикосновения через брюшную стенку женщины. Поджелудочная железа ребенка полностью обеспечивает его инсулином;

21) На 32 неделе полностью сформированы легкие и плод начинает дышать (околоплодными водами);

22) На 34 неделе рост плода около 40 см, вес – около 1600 грамм. Двигательная активность снижается и плод спускается ниже;

23) На 36 неделе кожа становится розовой и гладкой, более определенные черты лица, дыхательный центр в головном мозге полностью сформирован;

24) На 38 неделе ребеночек готов к рождению. Очень быстро растет голова. К 9 месяцу она составляет примерно 60% от объема головы взрослого человека;

25) На 40 неделе – роды. Рост ребеночка – от 48 до 56 см. Вес – 3-4 кг. Уровень адреналина и других гормонов в крови новорожденного гораздо выше, чем у взрослого человека, находящегося в состоянии эмоционального возбуждения.

Теория перинатальных матриц (Станислав Гроф):

У человека все перинатальные события формируются в виде 4 основных матриц – базовых перинатальных матриц:

1) Матрица наивности. Период беременности – момент, когда ребенок готов к выходу на свет. Начало – 22-24 недели беременности (сформированная кора головного мозга). Однако некоторые говорят, что начало – зачатие, что люди помнят все с этого момента. Формирует жизненный потенциал человека;

2) Матрица жертвы. С начала родовой деятельности до момента раскрытия шейки матки. На ребенка давят со всех сторон, а выхода нет (матка еще не раскрылась). При этом ребенок частично сам регулирует свои роды. Если мать боится родов, это формирует некую патологическую матрицу жертвы – это нарушает естественный процесс взаимодействия матери и ребенка. Если осуществляется Кесарево сечение, то этой матрица вообще нет;

3) Матрица борьбы. В момент прохода ребенка по матке. Характеризует те моменты жизни человека, когда от его активности или неактивности многое зависит. Если мать вела себя правильно, а ребенок ощущает, что ему помогали, то тогда в дальнейшем его поведение будет адекватным, иначе – будет неактивным;

4) Матрица свободы. С первых минут после рождения и еще пара дней. Здесь важен контакт матери с ребенком сразу после рождения (нужно обязательно дать ребенка матери на руки сразу после рождения). Аберрация сознания – когда человек находится в моменты стресса или сильной боли, все, что происходит вокруг, запечатывается в его сознании. Поэтому на хирургических операциях, когда человек находится в состоянии наркоза, нельзя разговаривать – все аберрируется. Так, для ребенка очень значимо все, что скажут сразу после рождения – интонация, эмоции – это аберрируется.

07.03.12

Три основных пути передачи информации от матери к ребенку:

· Традиционный (через кровоток между матерью и ребенком; через плаценту передаются гормоны);

· Волновой (электромагнитное излучение органов);

· Водный (через водные среды организма).

Какие ощущения испытывает неродившийся ребенок:

· Осязание (тактильные раздражители складываются на 12-13 неделе);

· Слух (к 22 неделе плод слышит достаточно хорошо);

· Зрение (с 24 недели есть реакция зрачков на свет; новорожденный видит достаточно хорошо, но не умеет фокусировать взгляд);

· Вкус (ощущает внутриутробно).

Перинатальный период – время жизни от зачатия до развития. Акт рождения ребенка сопровождается сильным стрессом как для ребенка, так и для матери.

Как внешние факторы влияют на развитие и здоровье ребенка:

1) Возраст матери (наибольшее количество успешных беременностей и родов приходится на возраст 20-30 лет; до 18 и после 40 лет – высока возможность выкидышей). В период старше 40 лет в 50% случаев, а матерей старше 45 лет 70% выкидышей. До 35 лет 1 случай рождения ребенка с синдромом Дауна на 800 родов, а для женщин старше 35 лет – 1 на 25.

2) Состояние здоровья и питание матери. Некачественное питание дает отставание в развитии мозга ребенка (особо важен поздний период беременности);

3) Дородовое медицинское обслуживание;

4) Болезни матери. Большинство видов бактерий не проходит через плаценту. С другой стороны краснуха, сифилис, герпес, грипп – преодолевают плаценту.

5) Алкоголь: если сильно пить во время беременности, то дети рождаются с болезнями и дефектами внешности и ЦНС;

6) Наркотические вещества. Амфетамины и морфины во время беременности тоже оказывают очень сильное влияние на ребенка;

7) Табак и транквилизаторы.

Новорожденность

Новорожденность (от рождения до 2-3 месяцев) – это не просто период, это кризис.

Тип дыхания и питания ребенка при родах меняются.

Ребенку отрезают и перевязывают пуповину, поэтому артерия и вена, соединявшие ребенка с матерью, заживают не сразу, и некоторое время требуют дополнительного ухода. У новорожденных хорошо развиты ногти, в костях маловато извести и кальция, на голове роднички (центральный открыт, остальные закрыты), голова большая (1/4 от тела). По сравнению с ростом ноги ребенка короткие, грудная клетка выпуклая, мускулатура очень плохо развита. Потребность в кислороде у ребенка больше, чем у взрослого. Желудок расположен вертикально. В первые 2-3 суток работа почек замедлена, но по прошествии 3 суток – 20-25 раз в день осуществляется мочеиспускание.

Новорожденность – соединительное звено, соединяющее внутриутробное развитие с развитием более позднего периода детства. Первые месяцы ребенок не может есть ничего, кроме материнского молока (переходная форма от внутри- к внеутробному развитию). Около 80% суток ребенок спит (у взрослого – 20%). Сон у ребенка недостаточно дифференцирован от бодрствования, поэтому большую часть времени он проводит «между».

В минуты бодрствования ребенок очень легко раздражается, плачет. Беспрерывный сон как у взрослого формируется к 7 месяцу. Иногда ребенок во сне производит много действий, а зачастую даже ест во сне. Во время сна и бодрствования (до 4 месяцев) ребенок старается быть в эмбриональной позе.

К моменту рождения ребенок обладает только несколькими безусловными рефлексами:

· Пищевые (сосание, ориентировочно-пищевые рефлексы, реакция пищевого сосредоточения);

· Слуховое сосредоточение (уже на 9 день, если ребенка покачивают, его крик прекращается);

· Защитные (кашляет, чихает, моргает, если что-то попало в глаз, щурится от яркого света);

· Зрачковый рефлекс;

· Атавистические рефлексы (хватательные рефлексы кисти и стопы, рефлекс шага, плавательный рефлекс).

Если атавистические рефлексы не прошли через какое-то время, нужно обязательно обратиться к врачу.

Поведение новорожденного фрагментарно. Рефлексы изолированные, несовершенные.

Для психического состояния новорожденного характерны преобладание нерасчлененных переживаний и отсутствие выделения себя из среды. Все раздражения и всё окружающее новорожденный воспринимает как собственное продолжение. Единственное, что его заботит – отсутствие дискомфорта. Только со 2-3 месяца ребенок будет искать внешнего взаимодействия.

Новорожденный малоэмоционален, репертуар его настроения не выделяется разнообразием. Настроения очень быстро меняются. Если новорожденный здоров, его легко успокоить, дав соску и покачивая.

На 1 месяце жизни у ребенка преобладают отрицательные эмоциональные реакции – крик и плач. Несмотря на то, что новорожденный находится в хаосе бессвязных обрывочных впечатлений, он начинает реагировать на сложные, комплексные, целые, эмоционально окрашенные образы – например, на лицо матери.

Физиологически период новорожденности продолжается в течение трех недель.

Физиологические и психологические критерии могут не совпадать. В психологии основным критерием перехода от одного к другому этапу является именно центральные новообразования в социальной жизни.

Комплекс оживления – первая специфическая реакция ребенка о человеке – обозначает конец психологического периода новорожденности.

Младенчество

Первый год жизни.

Именно в первые полгода-год в ребенка закладывается понятие того, как это – быть человеком (импринтинг родового поведения). Фаза базального доверия/недоверия по Эриксону. Во многом этот период (как и детство до 5 лет) является сензитивным, и если упустить какой-то важный момент в воспитании, потом этого практически не восстановить.

Младенчество – самый активный период для физиологического развития. В этот период ребенок вырастает на 20-25 см, масса тела увеличивается на 6-7 кг, объем желудка увеличивается в 15 раз.

Все познавательные функции включаются до года:

Внимание. Его концентрация развивается в процессе фокусировки зрения (первый объект фокусировки – Т-зона на лице матери). Специалисты говорят, что если ребенок не спит, то он должен быть в вертикальном положении (до 3-4 месяцев держать на руках, а после этого он сам должен сидеть).

Ребенку нужно, чтобы около раза в неделю в его окружении появлялось что-то новое. Однако, не нужно покупать что-то, сильно отличающееся от того, что он видел раньше. В 3-4 месяца ребенок уже различает цвета. Родители должны заботиться о том, чтобы обеспечивать ребенку новые впечатления.

Около 5 месяца развивается координация, осуществляются первые целенаправленные действия (может взять предмет и не промахнуться).

После 10 месяцев появляются функциональные действия (бьет в барабан, катает машинку, ложку подносит ко рту). Ребенок познает мир предметов и осваивает правила действия с ними, как следствие – познает мир.

Развитие руки = развитие полушарий мозга. Гибкость и ловкость рук = гибкость мышления.

Развитие крупной моторики (все мышцы тела) тоже идет.

Таким образом, восприятие и действие – самые важные процессы в этом возрасте. Наглядно-действенное мышление – практическое преобразование видимых предметов.

Первая психическая функция – узнавание (после 5-6 месяцев).

Если знакомый объект отсутствует в течение 1-2 недель, ребенок напрочь его забывает (так, например, если он долго не видит мать, он ее забудет).

В 10-11 месяцев развивается память – в течение минуты ребенок помнит конкретные события (если положить платочек под подушку, он в течение минуты будет помнить, под какой подушкой он лежит, затем – нет).

Период младенчества – период подготовки словесной речи. Голосовые реакции могут наблюдаться уже у новорожденных. Сначала зачатки лепета, а в 2-3 месяца дети связывают звуки голоса с присутствием взрослого человека. В 3-4 месяца образуется лепет, певучие гласные, которые, переходя в сочетание с согласными, образуют повторяющиеся слоги. С 6 месяцев начинают появляться зачатки настоящего речевого общения. В 7-8 значительно увеличивается количество слов, которые он связывает с определенными личностями или впечатлениями. Первые усваиваемые слова не отделимы от эмоциональных переживаний и действий. В 8-9 месяцев начинается период активной речи, когда дети пытаются подражать речи взрослых. Одновременно с началом попыток подражания сильно увеличивается объем пассивного словаря. До 11 месяцев усваивается 5-10 слов в месяц, а после года – 20-40. К концу первого года жизни ребенок понимает около 20 слов, произносимых взрослыми, и начинает пытаться говорить сам. Именно речь во многом обуславливает развитие кризиса первого года жизни.

Эмоции в жизни маленького ребенка играют особую роль, поскольку это первая связь ребенка с окружающим миром. Ведущий вид деятельности – непосредственное эмоциональное отношение с окружающими. Важными новообразованиями является формирование у ребенка потребности в общении и некое эмоциональное отношение.

Конец кризиса новорожденности связан с появлением «комплекса оживления». Он возникает тогда, когда в поле зрения ребенка появляется взрослый – он замирает, сосредотачивается на лице взрослого, улыбается, вскидывает ручки и перебирает ногами. Дети с замедленным развитием отстают прежде всего в появлении комплекса оживления.

Эмпатия (эмоциональный отклик на проблемы других людей). Первичные эмпатические реакции на отрицательные состояния проявляются уже в 3 месяца – ему передается плохое настроение матери. К концу 1 года жизни ребеночек пытается утешить маму, когда ей плохо. Маленькие дети эмоционально заражаются – заплакал один, заплачут все. Эмоции у маленького ребенка недифференцируемы (амбивалентное поведение) – он все эмоции выражает одинаково.

В эмоциональном развитии ребенка некоторые моменты могут вызывать отклонения:

· Срыв привычного стереотипа поведения (привычки для ребенка – это святое; изменение привычек сопровождаются изменениями в эмоциональной и поведенческой сфере; от 5-6 месяцев до 1,5 лет – наиболее чувствительный к переменам период);

· Неправильное построение режима дня (у ребенка есть свой индивидуальный ритм, к которому нужно приспособиться);

· Неправильные воспитательные приемы (основной – запугивание – «не трожь», «не мешай», «не смотри»). Чтобы не произносить слово «нельзя» нужно организовать для ребенка пространство, где всё можно – убрать бьющиеся и важные вещи и пр. Нужно понимать, что ребенок – не игрушка, если пытаться играть с ним всё время, он очень перевозбуждается;

· Если у него возникает односторонняя эмоциональная привязанность (например, ребенок может общаться только с мамой). Нужно, чтобы ребенок мог общаться с несколькими людьми;

· Отсутствие единого подхода к ребенку (когда от разных взрослых предъявляются разные требования, и пр.).

Потребности:

· Потребность в общении и эмоциональных контактах (аффилиативная). Эту потребность способен удовлетворить постоянный контакт с кем-либо, используя все коммуникативные средства (вербальные, невербальные, контактные средства). «Госпитализм» - эмоциональная депривация. Эксперимент «с каменным лицом». Неудовлетворение потребности в аффилиации несет угрозу не только для психического, но и для физического здоровья, или даже к смерти;

· Потребность в безопасности (базальное доверие к жизни) – потребность ребенка в стабильности, защите от страха, некая потребность в структуре жизни. Около 7 месяцев дети создают схему всего знакомого. Если он видит то, чего в этой схеме нет, это его тревожит. Всякое проявление непоследовательности и непостоянства вызывает такую же тревогу.

· Потребность в новых впечатлениях/информации – стремление к восприятию и познанию всего нового.

Страхи первых месяцев жизни связаны с неудовлетворением потребностей сразу. Наблюдения показывают, что около 2-3 месяцев появляется беспокойство при отсутствии матери рядом и обнаружении себя в новой обстановке. Ребенок спокоен только дома, с матерью и людьми, которые его любят и восхищаются им. Потеря эмоционального контакта с матерью – первый тревожный опыт; если ребенок часто будет не находить маму рядом – это служит серьезной предпосылкой к образованию страха одиночества и потери людей. Тревога от того, что мама уходит, у ребенка может формироваться тревога ожидания – мама еще тут, а он уже боится, тревожится о том, что она уйдет. Возраст 7-9 месяцев – период повышенной опасности возможности образования страхов.

А. И. Захаров – «Неврозы у детей и подростков», «Дневные и ночные страхи у детей».

К концу первого года жизни образ матери перестает быть целостным. Испуг родителей переживается детьми гораздо хуже, чем сами травмы и падения ребенка. Если ребенка стараются оградить от всего, не дают ему развиваться самостоятельно, то у него высока возможность образования страхов. Велика роль отца – если он хочет рано «подготовить его к жизни» - это лишь усугубит страхи и увеличит их количество.

Первый год жизни – своеобразная школа для ребенка и родителей.

Кризис первого года жизни. Хочет, но не может рассказать. Хочет, но ему не дают. Аффективное реагирование. Кризис преодолевается, когда родители перестают односложно относиться к ребенку, меняют себя в отношении к нему. Новообразование кризиса первого года жизни – детская автономная речь. Автономная речь – потому автономная, что кроме ребенка и тех, кто присутствовал при формировании этой речи, ребенка никто не понимает. Спонтанность, ситуативность, эмоциональность – признаки автономной речи

Выводы:

· Включаются все психические функции;

· Активно развивается эмоциональная сфера;

· Развитие потребностей;

· Главные отношения этого периода – с матерью;

· Тревоги связаны с фрустрацией главных потребностей;

· Четкая ритмизация жизни.

21.03.12

Раннее детство

(От года до 3х лет)

Основные физиологические особенности возраста:

· В мозге преобладают процессы иррадиации над процессами концентрации;

· Увеличивается активность щитовидной железы;

· Превышается уровень обмена веществ;

· Усиливается двигательная активность;

· Активное развитие всех тканей и системы организма, поэтому очень важно правильное питание (обязательно сливочное масло и мясо до 17-18 лет);

Психофизиологические особенности:

· Наличие тесной взаимосвязи психического и физического развития;

· У каждого ребенка индивидуальный темп развития;

· Высокая ранимость ребенка, отсюда особые требования к воспитанию;

· Восприимчивость детей к обучению (обучение идет очень легко и весело);

· Ребенок приобретает некую степень автономии и самостоятельности, но в ограниченных пределах. Совместная деятельность со взрослым необходима. Ситуация: ребенок+предмет+взрослый, если раньше была: ребенок+взрослый.

· Здесь возникает речь, категориальное восприятие.

· Самостоятельная ходьба, прямохождение. Подкрепляется одобрением взрослых и мышечным чувством. После достижения автоматизма в хождении, ребенок добивается расширения границ и освобождения рук для знакомства с предметами.

· Ребенок полностью связан с конкретной ситуацией, всё что за пределами ситуации ребенка не интересует. Вход в долговременную память начинается только к 3м годам жизни.

· Восприятие непосредственно связано с действием.

Развитие речи:

Автономная речь у ребенка обычно в течении полугода трансформируется и превращается в нормальные слова речи. Она развивается у ребенка только при наличии нормального общения со взрослыми. Осваивая речь, дети овладевают и фонетикой и семантикой, к 3м годам усваиваются все основные звуки языка и слово принимает для него предметное значение, проявляется обобщающая функция. У ребенка есть активный (те слова, которые произносит) и пассивный (те слова, которые он понимает) словарь. Пассивный словарь растет достаточно быстро. В года 2-3 начинается понимание речи-рассказа, инструктивная же речь понимается гораздо раньше. От 10 месяцев до 1,5 лет (критический период развития речи): в 1,5 года – активный словарь 10 слов, в 2 года – 200 слов, к 3м годам – от 900 до 1500 слов. Активные слова – субъекты его действия, к 3м годам усвоен синтаксис, расширяется круг общения.

Восприятие:

Маленький ребенок демонстрирует очень полезависимое поведение, творческого воображения у него нет, он не может выдумать или наврать. На 4ом году он способен сказать то, чего нет на самом деле. Сложно говорить об опоре на прошлый опыт.

Мышление:

Наглядно-действенное мышление. Основа – предметная деятельность. Взрослый учит ребенка как использовать ложку, чашку, как держать в руке карандаш и т.д. Мышление первоначально проявляется в самом процессе предметной деятельности, особенно хорошо это проявляется в той деятельности, которой его еще не учили. Мышление отстает от практической деятельности. Предметные действия усложняются, совершенствуются, приобретают обобщенный характер.

Игра:

Игра здесь идёт, но не активно развивается. Она идёт в символической форме. Режиссерская игра, игра сюжета. Ребенок использует предметы (кубик сначала является паровозиком, затем кирпичиком, машинкой). Игры очень отрывочные, непродолжительные.

Рисунки:

На втором году жизни дети с удовольствием рисуют каракули, которые не несут никакого смысла и никакой знаковой нагрузки. При появлении ритма в рисунке (с 2-3 лет) появляется первая рисовательная деятельность. К 2м годам отношение к каракулям становится осмысленным, им приписывается некий символ. На детское рисование оказывает влияние опыт и рассматривание рисунков. Появляются головоноги (люди=голова и две ноги).

Коммуникативная деятельность: у женщин тоньше интуиция, общение

Эмоциональное развитие ребенка:

Всё развитие ребенка в этом периоде определяется эмоциями. Все желания обладают одинаковой силой, нет соподчинения мотивов, помимо безусловной любви ребенок хочет безусловного участия взрослого во всех его делах. Внимание взрослых способно подействовать как позитивное подкрепление. Сначала ребенок себя называет 3ьим лицом, по имени, к 3м годам появляется местоимение «Я», появляется первичная самооценка: «я только хороший и больше никакой». Потребность в эмоциональной безопасности, принятии.

Страхи:

По прежнему эмоциональное состояние матери и близких взрослых передаются ребенку. До двух лет интересы ребенка полностью на семье. К 2м годам дети очень хорошо понимают что нравится родителям, что не нравится, вмешиваются в разговор, детская ревность. Беспокойство по поводу недостатка чувств матери обычно выражается во снах. Главный персонаж страшных сновидений – тот, о ком читали.

Неожиданные звуки, страх одиночества, боль, укол и медики.

04.04.12

Кризис трех лет – граница между детством и дошкольным возрастом – разрушение и пересмотр старой системы социальных отношений, в которых не было «я» ребенка, а теперь оно выделяется («кризис выделения я»). Возрастает самостоятельность, активность ребенка. Проявляется только в отношениях со взрослыми. Характеристики кризиса трех лет:

1. Негативизм (не слушается некоторых взрослых просто так; причина не в действии, а в том, что нельзя делать так, как разрешили). Впервые появляются мотивы, которые заставляют его не делать то, что он хочет. Мотив поведения – уже вне ситуации;

2. Упрямство (ребенок настаивает на чем-то не потому, что он этого хочет, а потому, что хочет, чтобы с его мнением считались);

3. Строптивость (направлена против принятых в семье норм воспитания, ребенок стремится настоять на своих желаниях);

4. Своеволие;

5. Протест/бунт;

6. Деспотизм/ревность;

7. Обесценивание (обесценивается то, что раньше было интересно и дорого – ребенок может начать ругаться или сломать/отбросить от себя любимую игрушку).

Итог – начало самосознания, выделение «я». Потребность в любви, ведущий тип деятельности. Коммуникативность для девочек. Если запрещают что-то делать, формируется стыдливость. Ребенок плотно завязан на конкретной ситуации. Самосознание как «Я». Кризис трех лет – перестройка социальных отношений ребенка, должен преобразиться авторитет родителей.

Дошкольное детство (3-7 лет)

Психические функции:

1. Речь. Завершается процесс овладения речью. Язык теперь – не только средство общения, но и средство мышления. Развивается звуковая сторона речи. Словарный запас растет очень интенсивно. Использует около 3000 слов. Возраст «почему?». Если он не начинается, нужно самим задавать ребенку вопросы. К школе ребенок должен владеть около 4000 слов. Грамматика, строение слова, строение фразы. Понимает значение взрослых слов. В конце периода он переходит к контекстной речи. Он может рассказать рассказ, сказку, то, что он недавно увидел. Овладевает всеми видами и формами устной речи. Монолог, диалог, эгоцентрическая речь (внутренняя речь, произнесенная вслух). Она позднее становится формой мысли. Общение становится полноценным со сверстниками. В то же время, взрослые – эрудиты, способные предсказать, обучить.

2. Развитие памяти. Память – доминирующая функция. Непроизвольная память великолепна в этот период. Особенности:

· Непроизвольность (в игре);

· Эмоциональность.

Ребенок запоминает то, где сопереживает. Смысловая память – на периферии. Произвольная – к 5 годам. В процессе игры. 3-4 года – годы первых детских воспоминаний. Процесс формирования личности. Сама способность рассуждать.

3. Восприятие. Становится многогранным. Связано с окружающими предметами и явлениями. Всё больше мы видим не то, что есть, а то, как нам это представляется.

4. Эмоции связаны с представлением, менее связаны с восприятием. Образное начало довольно сильное. Поэтому они обманываются. В конце периода переход к словесному понятийному мышлению. Образно мыслим, но не приобрели понятийного мышления. Ребенок должен разобраться в задачах. Нужно так организовывать условия действия ребенка, чтобы он думал на основе собственного опыта. Эксперимент с броском в воду. В связи с тем, что осваивается речь, осваивается понимание. Пятилетний ребенок относит предмет к классификациям. Тенденция к обобщению, установление связи. Обращают внимание на функции, но играет роль и опыт. Рамки семьи развиваются (мир человеческих отношений). Ребенок хочет присоединиться, но это недоступно -> игра.

Игра как ведущая деятельность возраста

Ребенок видит много людей и ролей. Образ и образец действий.

· Игра с сюжетом (ролевая игра). Подражание взрослому. Перенос с предмета на человека. Ребенок стал более самостоятельным. Игра не может развиваться без общения и впечатлений от окружающего мира. Приносят домой бруски, железо.

· Режиссерская игра, затем:

· Образно-ролевая игра. Ребенок должен быть поражен тем, что он видит -> он это изображает.

· Сюжетно-ролевая игра. Несколько ролей.

· Игра по правилам. Важно то, что соблюдаются ли правила.

В каждой игре есть игровые условия (кто и где).

Может просто перебирать игрушки. Сюжет – та сфера, где он ограничен опытом. Повышается разнообразие. 4-5 лет – может играть от нескольких часов до нескольких дней. Действия и отношения взрослых, которые воспроизводятся. Поглощены процессом. Для средних дошкольников важны не действия, а отношение (не только приготовить, но и накормить). Распределение ролей в соответствии с правилами (для еще более старших). Сюжеты воплощаются в роли. Сюжеты действий сначала раскрыты, а роли за ними скрыты. Потом – наоборот. Затем – за словами скрыто всё. Отношения – смысл деятельности, таким образом игра учит полноценному общению. Младшие дошкольники играют рядом, но не вместе. Есть эгоцентризм, но они договариваются. Если игра распадается, то и процент общения тоже. В игре образцом служат не моральные нормы, а образ (пример с горничной). Нужен внешний контроль со стороны товарища по игре. Произвольность – то, что удается в игре, нелегко удается без игры. В игре контроль не может быть вполне сознателен. К 7 годам дети уже способны управлять своим поведением в целом. Теперь в игре со сверстниками он меньше отвлекается на свое «хочу», им управляют окружающие дети. Творческое воображение, замысловатые сюжеты, сложные роли, произвольность памяти и т.д., задания на эгоцентрацию. Игра «аналитики».

Рисование, изобразительная деятельность. Есть некий графический опыт. От рисования каракуль ребенок переходит к рисованию предметов с очертаниями. Уже есть замысел того, что он будет рисовать (старший дошкольник). Рисуют шаблонно, следуя образцу. Детей учат рисовать (в отличие от игры). Но никакие формы обучения не приведут к тому, что ребенок начнет рисовать как взрослый. Он знает, что это должно быть, и он это рисует. Дети не соотносят цвет карандаша с цветом предмета.

В 4-5 лет ребенок начинает использовать цвет в соответствии с предметом. Трава – зеленая, небо – голубое, солнце – желтое и пр. Перед школой все много рисуют. Чем старше, тем больше выделяется замысел. Появляется ластик. Рисунки плоские, в ряд. Реалистичные детали появляются, но «обозначенные». Можно понять отношение ребенка к тому, что он рисует. Индивидуальные различия становятся более заметны с возрастом.

Эмоции, мотивы, самосознание

Становление личностных механизмов. Спокойная эмоциональность. Относительно стабильный эмоциональный фон. Динамика образов более свободна; (успешно/неуспешно, помогает/не помогает) – ранее его определяло это. Сейчас – не связано с ситуацией. Есть представление. День дошкольника так насыщен эмоциями, желания совмещаются с побуждениями. Не прямо связаны с предметом, а представление (что?).

До трех лет переживаются последствия собственных действий и переживания. Эмоциональное предвосхищение собственного поступка.

Глупо напирать на сознательность ребенка. Эмоция – с конца на начало деятельности. Расширяется эмоциональный спектр: сочувствие, сопереживание, плюс эмпатия – новая способность. Всё должно иметь яркую эмоциональную окраску. С возрастом это исчезает. Эмоция обрывается, т.к. существует социальное давление.

Блоки крупной моторики

1. Глаза, брови, нос. Запрещают ненависть, злость, страх -> постоянное напряжение в этой области. Это помогает удерживать эти эмоции. Постоянное напряжение ведет к близорукости.

2. Рот, подбородок, челюсть, затылок. Гримасы. Болезни горла, гланд, миндалин. Вегетососудистая дистония. Подавление спонтанных реакций.

3. Шея. Сутулость ведет к замкнутости, к тому, что с ребенком трудно установить контакт. Воля ослаблена.

4. Диафрагма. Более сильные эмоции удерживаются. Гнев, ярость. Авто-агрессия – на себя.

5. Средние мышцы живота. Здесь страх смерти. Боится щекотки.

6. Остальное + ноги. Сильный гнев. Все моменты, с удовольствием.

Из всего этого следует, что в теле всё записано.

Мотивы

Соподчинение мотивов. Начало становления личности. Мотивы дошкольника: он может спокойно выбрать один предмет из двух. Из-за поощрения, получения награды.

· Мотив наказания – слабее;

· Еще слабее собственные обещания ребенка;

· Самый слабый мотив – прямое запрещение действий ребенка;

Сдерживанию мотивов способствует присутствие взрослого и других детей. Уже образ другого человека углубляет, подавляет эмоции. Новые стимулы отношений, новые виды деятельности. Мотивация достижения и/или мотивация избегания неудачи.

Успех – положительный, неудача стимулирует прекращение деятельности.

Индивидуальные стимулы мотивов складываются в позднем дошкольном возрасте (лидерство, альтруизм). Замечания важны – социальный мотив. Этические нормы формируются. Сначала оценивают других, кроме себя (я – хороший, всегда). Поступки оцениваются по образу (заяц – нравится – правильно). Разделение – судят поступки не по результатам, а по мотивам. Справедливость. Этические нормы сначала в отношении со взрослыми, потом уже с детьми. Нравственная социализация. Должен быть хотя бы один родитель, с которым тесные взаимоотношения. Самосознание – к концу дошкольного возраста. Способность самореализации. Самооценка совпадает с оценкой окружающих и его.

Страхи

Увеличивается социоцентрическая позиция ребенка. Страх смерти себя перерастает в страх смерти родителей. Это возраст перекрещивания инстинктивных (угроза жизни) и социально опосредованных страхов (социальная переработка, социализация страха). Ведущий страх возраста – быт тем, о ком говорят плохо, не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения. Появляется чувство долга, ответственность, совесть. Очень часто в этом возрасте возникает школьная фобия (страх перед посещением школы) (излишняя драматизация, контроль или конфликты со сверстниками могут вызывать эту фобию). Еще один типичный страх этого возраста – страх природных катаклизмов. Считается, что это закономерно, так как этому возрасту приписывают магическое мышление, когда очень активно в детской среде циркулируют различные страшные истории. Эти страхи имеют некую магическую направленность, что подчеркивает такую черту младшего школьного возраста, как внушаемость.

Страхи в младшем школьном возрасте сочетают в себе инстинктивные и социальные. Формируются на основе внушаемости и магического настроя мышления.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 265.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...