Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Исследование особенностей распределения внимания методом корректурной пробы (методика Бурдона)Стр 1 из 3Следующая ⇒
Контактная информация. Пушкина Тамара Федоровна, доцент кафедры общей и педагогической психологии. Телефон: 8 920 217 34 52. pushkina.dom@yandex.ru Консультация по средам и пятницам с 12.00 до 16.00.
Ориентировочная схема составления Психолого-педагогической характеристики школьника 1. Анкетные данные (имя и фамилия, дата и место рождения, возраст, школа, класс и год обучения). 2. Факторы развития и жизненные условия (физическое состояние, здоровье, культурный уровень семьи и ее состав, внесемейные и внешкольные влияния, влияние учителей и классного коллектива). 3. Отношение школьника к учению (добросовестность, успеваемость, дисциплинированность, интересы). 4. Особенности познавательной сферы: - особенности восприятия (глубина, предметность, осмысленность, целостность, активность, константность, избирательность, апперцепции); - особенности внимания (устойчивость, объем, переключение, распределение, концентрация); - особенности памяти (механическая, произвольная, непроизвольная, двигательная, наглядно-образная, словесно-логическая); - особенности мышления (скорость, осмысление преднамеренное-непреднамеренное, критичность, репродуктивное-продуктивное осмысление, систематичность, самостоятельность в суждениях и высказываниях и т.п.); - особенности воображения (живость, активность, творческий характер): - особенности речи (содержательность, понятность, выразительность, действенность). 5. Ученик в различных видах деятельности и общении (отношение к учению и труду, общественная активность школьника, отношение к успехам и неудачам, организованность и дисциплинированность, межличностные отношения в классе, положение ученика в классе, наличие друзей). 6. Направленность личности (вид направленности, интересы, взгляды и убеждения, стремления, идеалы и мечты). 7. Самооценка и уровень притязаний (высота самооценки, количественная и качественная характеристика уровня притязаний, соотношение самооценки и уровня притязаний, отношение к критическим замечаниям учителей и товарищей). 8. Темперамент (особенности проявления темперамента: активность, работоспособность, утомляемость, интенсивность эмоциональность), выразительные признаки характера (поступки и действия; особенности речи, внешний облик, внешний вид). 9. Характер (черты характера, проявляющиеся в отношении к людям, самому себе, учебной и трудовой деятельности, акцентуации характера). 10. Степень выраженности различных эмоциональных состояний: тревожности, фрустрации, агрессивности и т.д. Сила и глубина эмоциональных переживаний, устойчивость чувств. Какое настроение преобладает у ученика? Появляются ли аффективные реакции и при каких обстоятельствах? 11. Волевые черты характера (настойчивость, самостоятельность, решительность, целеустремленность). Как относится к встречающимся трудностям и как их преодолевает? Проявляет ли упрямство и почему, в какой форме. Дисциплинированность и степень ее осознанности. Умение владеть собой. 12. Общие психолого-педагогические выводы и рекомендации: - провести анализ развития познавательной сферы ученика и его успеваемости, установить взаимосвязь. Указать возможные причины, вызывающие затруднения в обучении и общении со сверстниками. Предложить коррекционные меры по повышению успеваемости, развитию познавательной сферы школьника. - указать возможные причины, вызывающие нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы учащегося. Отметить основные достоинства и недостатки формирующейся личности. Указать возможные линии коррекцииповедения ребенка педагогом и другими участниками воспитательного процесса.
II. Методы психологического исследования школьников Диагностика познавательной сферы деятельности Методика исследования логической и механической памяти Методом запоминания двух рядов слов Ход выполнения задания. Для исследования должны быть подготовлены два ряда слов, в первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют (пример см. в материале к данной методике). Испытуемому дают установку на запоминание и зачитывают 10-15 пар слов первого ряда (интервал между парой - пять секунд). После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда с интервалом 10-15 секунд, а ученик записывает запомнившиеся слова правой половины ряда. Аналогичная работа проводится со словами второго ряда. Обработка результатов. По каждому опыту необходимо подсчитать количество правильно воспроизведенных слов и количество ошибочных воспроизведении. Результаты заносятся в таблицу.
Сопоставление коэффициентов смысловой и механической памяти позволит определить ведущий тип памяти у данного испытуемого, выяснить, насколько память, опирающаяся на использование системы смысловых связей, может расширить объем запоминаемого материала. Первый ряд КУРИЦА - ЯЙЦО КУКЛА - ИГРАТЬ ГРУША - КОМПОТ КОРОВА - МОЛОКО ПАРОВОЗ - ЕХАТЬ ЛЕД - КОНЬКИ СНЕГ - ЗИМА БАБОЧКА - МУХА НОЖНИЦЫ - РЕЗАТЬ ЛАМПА - ВЕЧЕР КНИГА - ЧИТАТЬ УЧЕНИК - ШКОЛА РУЧКА - ПИСАТЬ ЩЕ’ГКА - ЗУБЫ ЛОШАДЬ - САНИ
Второй ряд СПИЧКИ - КРОВАТЬ ЛСИНИЦА - СЕСТРА ШЛЯПА - ПЧЕЛА ЛЕЙКА - ТРАМВАЙ МУХОМОР - ДИВАН ДЕРЕВО - ОВЦА БУСЫ - ЗЕМЛЯ ГРАФИК - ТУМАН ЖУК – КРЕСЛО РЫБА - ПОЖАР БОТИНКИ - САМОВАР КОМПАС - КЛЕЙ НЕБО - РАК ГРЕБЕНКА - ВЕТЕР ПИЛА - ЖУРНАЛ Методика заучивания 10 слов (А.Р. Лурия) Анализируется состояние памяти (непосредственного запоминания), утомляемости, активности внимания. Ход выполнения задания. Экспериментатор использует заранее подобранные слова, не имеющие между собой связи.и фиксирует их последующее называние испытуемым с помощью знаков «+» и «_» в бланке, где отведено несколько строк под номерами (№ 1 - № 5) для результатов соответственно первого, второго и т. д. воспроизведения (см. материал к методике). С.Я. Рубинштейн предлагает давать инструкцию ребенку в несколько этапов. Первый этап: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда кончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?» Экспериментатор медленно и четко читает слова, после чего испытуемый сразу же должен их назвать. Второй этап: «Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен повторить их - и те, которые уже назвал, и те, которые в первый раз пропустил, - все вместе, в любом порядке». Перед следующими 3-5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». При комплексном обследовании школьника последующий час желательно заполнить другими методиками, а затем повторить воспроизведение, но уже без прочтения слов экспериментатором. По полученному протоколу составляется «кривая запоминания» (см. материал к методике). По ней анализируют особенности запоминания. Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением растет число правильно названных слов; умственно отсталые дети воспроизводят меньшее число, могут демонстрировать застревание на «лишних» словах. Если ребенок сразу воспроизвел 8-9 слов, а потом с каждым разом все меньше и меньше (кривая не возрастает, а снижается на графике), то это отражает повышенную утомляемость. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности. Исследование особенностей распределения внимания методом корректурной пробы (методика Бурдона) Ход выполнения задания. Опыт проводится с одним из видов корректурной пробы и состоит из двух серий, следующих одна за другой с перерывом в 5 минут. Продолжительность каждой серии - 5 минут. В первой серии опыта испытуемый, просматривая корректурную таблицу, должен как можно быстрее разными способами зачеркивать например, две буквы, а одну обводить кружком. Для того, чтобы учитывать динамику продуктивности работы за каждую минуту, экспериментатор по истечении минуты говорит слово «черта». Испытуемый должен отметить вертикальной чертой на строчке таблицы то место, которому соответствует момент произнесения экспериментатором слова «черта» и продолжать работу дальше. Во второй серии опыта испытуемый выполняет ту же работу на новых бланках, зачеркивая и обводя другие элементы. Обработка результатов. В каждой серии нужно определить продуктивность работы по минутам и в целом за серию, т. е. подсчитать количество просмотренных букв, количество зачеркнутых букв и количество ошибок. Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание. На основании полученных количественных данных можно построить графики динамики продуктивности paботы но минутам для каждой серии (рис. I). Сопоставление количества ошибок в каждой серии с количеством просмотренных элементов позволяет судить об уровне распределения внимания у испытуемого. Кроме того, позволяет сделать заключение о характере динамики работы испытуемого в каждой серии опыта, определить, наблюдалось ли упражнение или утомление испытуемого при выполнении задания. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 744. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |