Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Занятие 4. Методы и средства воспитания




Задания для семинарских занятий по педагогике. Модули 1, 2.

Занятие 1. Научное исследование в педагогике.

План

1. Понятие научно-педагогического исследования.

2. Классификация научно-педагогических исследований.

3. Методологические принципы научно-педагогического исследования.

4. Методологические характеристики научно-педагогического исследования.

5. Основные элементы и логика научно-педагогического исследования.

6. Методы научно-педагогического исследования, их классификация и выбор.

7. Оформление результатов научно-педагогического исследования.

8. Внедрение результатов научно-педагогического исследования в практику.

9. Учебный реферат, курсовая и дипломная работа по педагогике.

Задания

1.Перечислить требования к цитированию. Указать правила оформления цитат в научном тексте.

2.Назвать назначение рецензии, ее функции. Указать типовой план написания рецензии. Перечислить речевые стандарты, используемые для написания рецензий.

3. Указать назначение реферирования. Назвать виды рефератов, раскрыть сущность каждого из них.

4.Указать, что включает в себя библиографическое описание.

5. Перечислить этапы работы над учебным рефератом.

6. Описать структуру учебного реферата.

7. Указать, по каким критериям оценивается учебный реферат.

8. Составить список основных исследовательских умений, которые должен продемонстрировать студент в курсовой работе.

9. Раскрыть структуру курсовой работы.

10. Выявить отличия курсовых и дипломных работ.

11. Выписать основные правила оформления рефератов, курсовых и дипломных работ.

 

Литература

1.Бережнова Е.В. Педагогическая наука сегодня: философско-методологические проблемы/Е.В. Бережнова, В.М. Кондратьев //Педагогика.-2011. - № 10.-С. 98-106.

2.Бережнова Е.В. Требования к курсовым и дипломным работам по педагогике. – М., 1999.

3. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. – М., 2005. – Главы 4 и 5.

4. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И.Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2007. – 208 с.

5.Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник/ Г.М. Коджаспирова. –М.: Гардарики, 2004.-С.94-103.

6.Коржуев А.В. Научное исследование по педагогике: теория, методология, практика: учеб. пособие/ А.В. Коржуев, В.А Попков. - М.: Трикста: Академический проект, 2008.-287 с.

7.Краевский В. В.Методологические характеристики научного исследования/ В. В. Краевский //Народное образование.- 2010.- № 5.- С. 135-143.

8. Краевский В.В. Общие основы педагогики. – М.: Академия, 2008. -256 с.

9. Педагогика: организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов: учебно-методическое пособие / авт.-сост. И.В. Балашова. – Вологда: ВГПУ, 2011. – 73 с.

 

Занятие 2. Закономерности и принципы воспитания

План

1. Сущность понятий «законы», «закономерности», «принципы», «правила» воспитания.

2.  Общие закономерности воспитательного процесса.

3. Требования, предъявлямые к принципам воспитания (обязательность, комплексность, равнозначность и др.).

4. Принципы и правила воспитания в современной школе.

Задания

1. Выписать и проанализировать определения понятий разных авторов: «воспитание», «цели воспитания», «законы воспитания», «закономерности воспитания», «принципы воспитания», «правила воспитания».

2. Охарактеризовать закономерности воспитательного процесса в трактовке разных авторов:

Авторы Закономерности воспитания
Коджаспирова Г.М.  
Крившенко Л.П.  
Подласый И.П.  
Сластенин В.А.  
и др.  

 

3. Раскрыть требования к современным принципам воспитания в таблице:

Требования к принципам воспитания Харктеристика требований
обязательность необходимость обязательного, полного воплощения в практику
комплексность  
равнозначность  
…(продолжить)  

4. Раскрыть сущность принципов воспитания и правила их реализации в таблице:

Принцип воспитания Характеристика принципа воспитания Правила реализации принципа в воспитательной практике
Личностный подход в воспитании Опора на личностные качества, учет способнстей и возможностей воспитанника 1. Постоянное изучение индивидуальных особенностей (характера, темперамента,взглядов, вкусов, привычек, интересов, потребностей) воспитанников. 2. Умение осуществлять диагностику мотивов, ценностных ориетаций, жизненных планов и др. каждого воспитанника. 3. Постоянное привлечение каждого воспитанника к посильной для него деятельности 4. Своевременное выявление и устранение причин, мешающих достижению целей 5. Максимальная опора на собственную активность личности. 6. Сочетание воспитания с самовоспитанием, помощь воспитаннику в выборе целей, методов, форм самовоспитания. 7. Развитие самостоятельности, инициативы воспитанников, умелое руководство их деятельности, ведущей к успеху.
Общественная направленность воспитания    
Связь воспитания с жизнью, трудом    
Опора на положительное в воспитании    
Гуманизация вопитания    
Единство воспитательных воздействий    
…(продолжить)    

Литература

1.Коджаспирова Г.М. Педагогика: учеб. для вузов / Г.М. Коджаспирова. - М.: КНОРУС,2010.-744 с.

2.Педагогика: учебник для вузов / под ред. Л.П. Крившенко. - М.: Проспект, 2010. – 432 с.

3.Педагогика: учеб. пособие по дисциплине "Педагогика и психология" для вузов, обучающихся по непед. специальностям/ под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Юрайт, 2011. – 502 с.

4.Подласый И.П. Педагогика: учебник/ И.П. Подласый. - М.: Юрайт: Высшее образование, 2010. - 574 с.

5. Сластёнин В.А. Педагогика: учебник по дисциплине "Педагогика" для вузов по педагогическим специальностям/ В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Академия, 2008.-576 с.

 

Занятие 3. Содержание воспитательного процесса. Сущность и функции основных и дополнительных направлений воспитания

План

  1. Научные основы определения содержания воспитания.
  2. Подходы к определению содержания воспитания.
  3. Нравственное воспитание.
  4. Гражданское и патриотическое воспитание.
  5. Формирование научного мировоззрения (умственное воспитание).
  6. Трудовое воспитание.
  7. Эстетическое воспитание.
  8. Физическое воспитание.
  9. Дополнительные направления воспитательной работы (экологическое; экономическое; семейное и т.д.)

Задания

1.Проанализировать походы современных авторов к определению содержания воспитания

Подходы, критерии Авторы Содержание воспитания
Аксиологический и гуманистический Газман О.С. Социальная, психологическая и педагогическая поддержка ребенка, здоровье, нравственность, способности, досуг.
По видам деятельности    
Функциональный подход (по направлениям воспитательной работы)    
Как система жизненных ценностей    
По компонентам базовой культуры личности    
   

2. Дать характеристику основных направлений воспитания в таблице:

Направление Сущность, цели, задачи Средства, методы, формы воспитания Критерии эффективности воспитателного процесса
Нравственное воспитание.      
Гражданское и патриотическое воспитание.      
Умвтвенное воспитание.      
Трудовое воспитание.      
Эстетическое воспитание.      
Физическое воспитание.      

Литература

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я Данилюк., А.М. Кондаков, В.А. Тишков – М.: «Просвещение», 2011. – 24 с.

2. Кукушин В.С. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для пед. вузов/ В. С. Кукушин. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.-508 с.

3. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Раздел III. Лекции XII, XIII, XIV, XV, XVI, XVII.

4. Педагогика: / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. Глава 15. Формирование базовой культуры личности в целостном педагогическом процессе.

5. Харламов И.Ф. Педагогика. Раздел III. Теоретические и методические основы воспитания. Главы 20, 22, 24, 25, 26.

 

Занятие 4. Методы и средства воспитания

План

  1. Понятие о методе воспитания и методическом приеме.
  2. Разные подходы к классификации методов воспитания.
  3. Характеристика основных групп методов воспитания.
  4. Психолого-педагогические условия выбора и эффективного использования методов воспитания.
  5. Методы самовоспитания.
  6. Понятие о средстве воспитания. Классификация средств воспитания.
  7. Выбор средств воспитания.

Задания

1. Проанализировать понятия в учебниках разных авторов «метод воспитания», «прием воспитания», «средство воспитания».

2. Определить взаимосвязь между методами и приемами воспитания.

3. Перечислить основания классификаций методов воспитания и заполнить таблицу «Классификация методов воспитания» по предложенному алгоритму:

Автор классификации Классификационный признак Группы методов воспитания Наименование отдельных методов

Бабанский Ю.К.

Концепция деятельности

1. Методы формирования сознания Рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут.
2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения Упражнение, приучение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций
3. Методы стимулирования поведения Соревнование, игра, поощрение, наказание.
4. Методы контроля, самоконтроля, самооценки Наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ результатов деятельности
Болдырев Н.И.      
Ильина Т.А.      
Караковский В.А.      
Марьенко И.С.      
Пидкасистый П.И.      
Смирнов С.А.      
Щукина Г.И.      

4. Обосновать, какая из классификаций методов воспитания является наиболее интересной, удачной и убедительной.

5. Продолжить заполнение группировочной таблицы «Методы воспитания»:

Основные методы

Вспомогательные методы

Методы формирования сознания Методы формирования поведения Методы педагогического стимулирования Методы педагогической коррекции
убеждение инструктаж педагогическое требование критика
и т.д.      

 

6. Дать характеристику отдельных методов воспитания в таблице:

Метод, его разновидности Характерные черты Этапы (алгоритм) реализации метода Условия эффективного использования
Метод убеждения (беседа, диспут, рассказ) Словесное воздействие на разум, чувства, эмоции, волю воспитанника. Побуждает воспитанников к социально-ценностным действиям 1. Создание (выбор) благоприятных психологических условий. 2. Выбор приемов (разъяснение, сравнение, аналогия). 3. Постановка задачи, отбор содержания. 4. Предъявление информации. 5. Ориентация на использование информации на практике. 6. Учет результатов убеждения. Личная убежденность учителя. Подготовленность, эрудиция учителя. Правдивость, искренность. Доверительность отношений, тактичность. Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка (класса). Опора на общественное мнение. Сочетание с другими методами воспитания.
Метод внушения      
Инструктаж      
Метод прблемных ситуаций      
Упражнение      
Метод примера      
Педагогическое требование      
Метод перспективы      
Соревнование      
Поощрение      
Критика      
Метод взрыва      
Наказание      

 

7. Вспомните школьные годы и назовите методы воспитания, применявшиеся наиболее часто, наиболее редко. Какие более нравились и запомнились лучше?

8. Что означает оптимальный выбор методов воспитания?

9. Приведите примеры неэффективного применения методов воспитания и результатов (последствий) их использования.

10. Чем отличается система методов воспитания с позиции авторитарной и гуманистической педагогики?

11.  В чем различия методов воспитания в семье и школе?

12.  Работая в группах, составьте памятки (рекомендации) для молодых педагогов и родителей по эффективному использованию системы методов воспитания.

13.  Поделитесь опытом самовоспитания. Какие методы самовоспитания являются  для вас наиболее эффективными?

14. Проанализируйте классификации средств воспитания разных авторов и выберите наиболее удачную.

15.  Назовите способы использования компьютера в качестве средства воспитания.

Литература

1. Вигман С.Л. . Педагогика в вопросах и ответах: учеб. пособие/ С.Л. Вигман. – М.: Проспект, 2005. – 208 с.

2. Волынкин В.И. Педагогика в схемах и таблицах: учебное пособие/ В.И. Волынкин. – Изд.2-е. – Ростов-н/Д: Феникс, 2008. – 282 с.

3. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учеб. для вузов / Г.М. Коджаспирова. - М.: КНОРУС,2010.-744 с.

4. Кукушин В.С. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для пед. вузов/ В. С. Кукушин. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.-508 с.

5. Педагогика: учебник для вузов / под ред. Л.П. Крившенко. - М.: Проспект, 2010. – 432 с.

6. Педагогика: учеб. пособие по дисциплине "Педагогика и психология" для вузов, обучающихся по непед. специальностям/ под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Юрайт, 2011. – 502 с.

6. Подласый И.П. Педагогика: учебник/ И.П. Подласый. - М.: Юрайт: Высшее образование, 2010. - 574 с.

7. Селиванов В.С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания. Учеб. Пособие для студ. вузов / В.С. Селиванов; под.ред. В.А. Сластенина. – 4-е изд.- М.: Академия, 2005. – 336 с. (Главы VI –XI)/

8. Сластёнин В.А. Педагогика: учебник по дисциплине "Педагогика" для вузов по педагогическим специальностям/ В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Академия, 2008.-576 с.

9. Харламов И.Ф. Педагогика. Раздел III. Теоретические и методические основы воспитания. Глава 18.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 375.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...