Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тематика семинарских и практических занятий




 

Семинар 1. Тема: субъект-субъектные отношения в образовательном процессе вуза.

1. Психологические особенности студенчества как малой социальной группы.

2. Адаптационные процессы студенчества.

3. Диагностика уровня тревожности первокурсника.

Литература:

1. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога. – М.: «Академия», 2007. – 267 с.

2. Воспитательная деятельность педагога: учебное пособие для студентов вузов/ И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; Под общ.ред. В.А. Сластёнина и И.А. Колесниковой. – М.: «Академия», - 2005. – 336 с.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: «Логос», 2008. – 544 с.

4. Казначеева С.Н. Студенческий возраст и организация познавательной активности студентов// Высшее образование сегодня. – 2006. - №12, с. 44

5. Краевский В.В. Общие основы педагогики. – М.: «Академия», 2003. – 256 с.

6. Сенько Ю.В. Педагогика понимания. – М.: Дрофа, 2007. – 189 с.

7. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2007. - 304 с.

8.  Соловьёв А., Макаренко Е. Абитуриент – студент: проблемы адаптации// Высшее образование в России. – 2007. №4. – с. 54-56

9. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 544 с.

10. Фокин Ю.Г. Психодидактика высшей школы. – М.; «Академия», 2006.

 

Семинар 2. Тема: профессионально-педагогическая деятельность преподавателя вуза.

1. Содержание и структура профессионально-педагогической деятельности преподавателя вуза.

2. Уровни реализации профессионально-педагогической деятельности.

Литература:

1. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога. – М.: «Академия», 2007. – 267 с.

2. Воспитательная деятельность педагога: учебное пособие для студентов вузов/ И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; Под общ.ред. В.А. Сластёнина и И.А. Колесниковой. – М.: «Академия», - 2005. – 336 с.

3. Данилюк. А.Я. Принципы культурогенеза в образовании// Педагогика. – 2008. №7, с.3-7.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: «Логос», 2008. – 544 с.

5. Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ И.А. Колесникова; под ред. В.А. Сластёнина. – М.: «Академия», 2007. – 267 с.

6. Краевский В.В. Общие основы педагогики. – М.: «Академия», 2003. – 256 с.

7. Сенько Ю.В. Педагогика понимания. – М.: Дрофа, 2007. – 189 с.

8. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2007. - 304 с.

9. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 544 с.

10. Фокин Ю.Г. Психодидактика высшей школы. – М.; «Академия», 2006.

Семинар 3. Тема: психологические закономерности структурирования предметно-содержательного знания и система организации учебных задач.

1. Система учебных и воспитательных задач.

2. Виды педагогических задач (стратегические, тактические, оперативные).

3. Алгоритм решения педагогических задач.

Литература:

1. Багасарян А. Учитель-наставник и студент// Высшее образование в России. – 2007. - №4, с. 54-56.

2. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога. – М.: «Академия», 2007. – 267 с.

3. Воспитательная деятельность педагога: учебное пособие для студентов вузов/ И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; Под общ.ред. В.А. Сластёнина и И.А. Колесниковой. – М.: «Академия», - 2005. – 336 с.

4. Емельянова И. Психология студентов и воспитательный процесс// Высшее образование в России. – 2007. - №3, с. 170-172.

5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: «Логос», 2008. – 544 с.

6. Краевский В.В. Общие основы педагогики. – М.: «Академия», 2003. – 256 с.

7. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2007. - 304 с.

8. Соловьёв А., Макаренко Е. Абитуриент – студент: проблемы адаптации// Высшее образование в России. – 2007. №4. – с. 54-56

9. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 544 с.

 

Семинар 4. Тема: интегративные процессы в системе ВПО.

1. Интеграция научного знания.

2. Интегративные (междисциплинарные) связи в образовательном пространстве ВПО.

3. Стили продуктивного профессионального мышления студента.

Литература:

1. Ардовская Р.В. Лекции и дистанционное обучение// Высшее образование сегодня. – 2006. - №2. – с. 56.

2. Астляйтнер Г. Дистанционное обучение посредством www: социальные и эмоциональные аспекты// Гуманитарные исследования в интернете/ под ред. А.Е. Войскунского. – М., 2006.

3. Ахметова Д. Парадоксы дистанционного обучения//Высшее образование в России. – 2007. № 3 – с. 57-62.

4. Воспитательная деятельность педагога: учебное пособие для студентов вузов/ И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; Под общ.ред. В.А. Сластёнина и И.А. Колесниковой. – М.: «Академия», - 2005. – 336 с.

5. Колесникова И.А. Основы технологической культуры педагога. – Спб, 2003

6. Краевский В.В. Общие основы педагогики. – М.: «Академия», 2003. – 256 с.

7. Сенько Ю.В. Педагогика понимания. – М.: Дрофа, 2007. – 189 с.

8. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2007. - 304 с.

9. Фокин Ю.Г. Психодидактика высшей школы. – М.; «Академия», 2006.

Семинар 5. Тема: формы организации обучения в системе ВПО.

1. Аудиторные занятия в системе ВПО.

2. Внеаудиторные занятия в системе ВПО.

Литература:

1. Карпенко М.П. Эффективные дистанционные образовательные технологии// Труды СПГУ. Психология и социальное образование № 25. – М., 2004. С. 22-34.

2. Краевский В.В. Общие основы педагогики. – М.: «Академия», 2003. – 256 с.

3. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2007. - 304 с.

4. Фокин Ю.Г. Психодидактика высшей школы. – М.; «Академия», 2006.

 

Семинар 6. Тема: самостоятельная работа в системе ВПО.

1. Цели, задачи и содержание самостоятельной работы студентов.

2. Компьютерные технологии – как средство реализации контроля самостоятельной работы студентов.

3. Дистанционное обучение: мировой опыт, проблемы, перспективы развития в РФ.

Литература:

1. Ардовская Р.В. Лекции и дистанционное обучение// Высшее образование сегодня. – 2006. - №2. – с. 56.

2. Астляйтнер Г. Дистанционное обучение посредством www: социальные и эмоциональные аспекты// Гуманитарные исследования в интернете/ под ред. А.Е. Войскунского. – М., 2006.

3. Ахметова Д. Парадоксы дистанционного обучения//Высшее образование в России. – 2007. № 3 – с. 57-62.

4. Зягвязинский В.И. и Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М.: «Академия», 2007. – 208 с.

5. Краевский В.В. Общие основы педагогики. – М.: «Академия», 2003. – 256 с.

6. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2007. - 304 с.

7. Соловьёв А., Макаренко Е. Абитуриент – студент: проблемы адаптации// Высшее образование в России. – 2007. №4. – с. 54-56

8. Фокин Ю.Г. Психодидактика высшей школы. – М.; «Академия», 2006.

 

Семинар 7 (практикум). Тема: методолгоия научного творчества преподавателя.

1. Диагностика креативности.

2. Методы стимулирования творческой активности.

3. Культура научного мышления.

Литература:

1. Зягвязинский В.И. и Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М.: «Академия», 2007. – 208 с.

2. Казначеева С.Н. Студенческий возраст и организация познавательной активности студентов// Высшее образование сегодня. – 2006. - №12, с. 44

3. Краевский В.В. Методология педагогической науки. Учебное пособие – М., 2001.

4. Краевский В.В. Общие основы педагогики. – М.: «Академия», 2003. – 256 с.

5. Маслюк Н.А. Диалогическое мышление студентов// Высшее образование сегодня. – 2006. - № 9, - с. 50

6. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2007. - 304 с.

 

Семинар 8. Тема: педагогическое мастерство и основы профессионального саморазвития.

1. Педагогическое мастерство как интегративное качество личности.

2. Структура педагогического матсерства.

3. Стили профессионально-педагогической деятельности преподавателя высшей школы.

Литература:

1. Берулаева М.Н. Гуманистическое образование в условиях информационной цивилизации// Педагогика. – 2008. - № 10, с. 3-8.

2. Воспитательная деятельность педагога: учебное пособие для студентов вузов/ И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; Под общ.ред. В.А. Сластёнина и И.А. Колесниковой. – М.: «Академия», - 2005. – 336 с.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: «Логос», 2008. – 544 с.

4. Исаева И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. – М., 2002. – 129 с.

5. Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/И.А. Колесникова; под ред. В.А. Сластёнина. – М.: «Академия», 2007. – 267 с.

6. Краевский В.В. Общие основы педагогики. – М.: «Академия», 2003. – 256 с.

7. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2007. - 304 с.

Самостоятельная работа

 

При формировании необходимых профессиональных компетенций аспирантов в процессе изучения курса видная роль принадлежит их самостоятельной работе.

Рекомендуемые виды самостоятельной работы аспирантов:

- изучение материала лекций;

- подготовка к практическим занятиям;

- выполнение индивидуальных творческих заданий;

- подготовка к деловой игре;

- подготовка к зачету.

Перед каждой лекцией и каждым практическим занятием они должны изучать материал предшествующей лекции; повторять материал, изученный ранее в курсах других учебных дисциплин; систематизировать и обобщать личный опыт.

При выполнении заданий для самостоятельной работы следует вспомнить алгоритм решения педагогических задач.

 

Задание № 1

Вам предлагается «Большая энциклопедия психологических тестов» (электронный адрес: http://www.4shared.com/file/147955170/14c1565d/psihonrg.html), из которой необходимо выбрать тестовые методики, соответствующие Вашей теме исследования (не более 5). Результаты их обработки, которые могли бы соотносится с Вашей исследовательской деятельностью, должны быть предоставлены к зачёту. При затруднении Вы можете обратиться за помощью к преподавателю по электронной почте.

Задание № 2.

       Проведите сравнительный анализ индивидуальных стилей педагогической деятельности:

№ п/п Индивидуальный стиль педагогической деятельности Качественные характеристики Черты стилей управленческой деятельности Черты темперамента
1. Эмоционально-импровизационный      
2. Эмоционально-методический      
3. Рассуждающе-импровизационный      
4. Рассуждающе-методический      

 

Индивидуальный стиль педагогической деятельности:

А. К. Маркова выделяет следующие наиболее характерные четыре стиля деятельности учителя (Маркова А. К., 1987).

1. Эмоционально-импровизационный. Ориентируясь преимущественно на процесс обучения, учитель недостаточно адекватно по отношению к конечным результатам планирует свою работу; для урока он отбирает наиболее интересный материал, а менее интересный (хотя и важный) часто оставляет для самостоятельной работы учащихся. Ориентируется в основном на сильных учеников. Деятельность учителя высоко оперативна: на уроке часто меняются виды работы, практикуются коллективные обсуждения. Однако богатый арсенал используемых методов обучения сочетается с низкой методичностью, недостаточно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Деятельность учителя характеризуется интуитивностью, повышенной чувствительностью в зависимости от ситуации на уроке, личностной тревожностью, гибкостью и импульсивностью. По отношению к учащимся такой учитель чуток и проницателен.

2. Эмоционально-методический. Ориентируясь как на результат, так и на процесс обучения, учитель адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает учебный материал, не упуская закрепление, повторение и контроль знаний учащихся. Деятельность учителя высоко оперативна, но преобладает интуитивность над рефлективностью. Учитель стремится активизировать учащихся не внешней развлекательностью, а особенностями самого предмета. Учитель повышенно чувствителен к изменениям ситуации на уроке, личностно тревожен, но чуток и проницателен по отношению к учащимся.

3. Рассуждающе-импровизационный. Для учителя характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование, оперативность, сочетание интуитивности и рефлективности. Учитель отличается меньшей изобретательностью в варьировании методов обучения, он не всегда использует коллективные обсуждения. Но сам учитель меньше говорит, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем, давая возможность отвечающим детально оформить ответ. Учителя этого стиля менее чувствительны к изменениям ситуации на уроке, у них отсутствует демонстрация самолюбия, характерна осторожность, традиционность.

4. Рассуждающе-методический. Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность сочетается с малым, стандартным набором методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редкими коллективными обсуждениями. Учитель этого стиля отличается рефлексивностью, малой чувствительностью к изменениям ситуаций на уроке, осторожностью в своих действиях.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 168.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...