Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА И СМЕЖНЫХ ПРАВ




 

Основы правового регулирования авторского права и смежных прав:

1) закон Республики Беларусь 16 мая 1996 г. N 370-XIII «Об ав­торском праве и смежных правах» с изменениями и дополнениями;

2) Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 года;

3) Договор ВОИС по авторскому праву 1996 года;

4) Всемирная конвенция об авторском праве 1952 года;

5) Международная конвенция об охране прав исполнителей, произ­водителей фонограмм и вещательных организаций 1961 года;

6) Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 года;

7) Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 года.

 

2.1 Понятие и объекты авторского права

 

Авторское право не только заслужено играет ведущую роль в охране культурного наследия отдельно взятой страны, но и способ­ствует обогащению мирового культурного достояния человечества. Появлению авторского права мы обязаны Древней Греции, где авто­ру гарантировалось, что его произведение дойдет по публики в неизменном виде. Практика выплаты гонорара за произведения ли­тературы, науки и искусства появилась в Древнем Риме. Однако вплоть до изобретения книгопечатания в Европе авторское право практически не развивалось. Лишь после появления первых «поли­графических предприятий» и зарождения «пиратства» в этой сфере была осознана необходимость законодательного закрепления прав авторов на их произведения. Первый национальный закон в области защиты авторского права появился в Англии в 1709 году. Им стал Статут Анны, который ввел принцип копирайта, означающего моно­польное право автора публиковать свое произведение в течение определенного периода времени. Впоследствии подобные законы были приняты во Франции, США и других странах. Законодатели разрабатывали нормативные акты, закрепляющие и расширяющие права авторов на произведения литературы, науки и искусства, объ­являя права на результаты творческой деятельности священными. На территории Российской империи правовое регулирование ав­торского права началось в 1828 году в связи с принятием Цензурно­го устава, который также закреплял исключительное право автора на пользование и продажу своего произведения. В настоящее время авторские права на территории нашего государства охраняются в со­ответствие с Законом Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах», который в значительной степени воспринял уже имеющийся международный опыт, а также обязательства Беларуси, принятые в соответствие международными договорами.

Авторское право охраняет произведения, то есть выражение мыс­лей, а не сами мысли, которые не могут быть восприняты другими людьми, а, следовательно, не могут быть объектами правовой охра­ны. Для получения защиты со стороны государства результаты твор­ческой деятельности должны быть выражены в какой-либо объек­тивной форме: письменной, устной, в виде звукозаписи, видеозапи­си, изображения, объемно-пространственной и другой форме. Причем любое произведение науки, литературы и искусства подле­жит охране независимо от его качества. Тем не менее, существует требование, которому должны соответствовать все такие произведе­ния: оригинальность. Достаточно сложно определить точное право­вое значение данного термина. В странах общей системы права произведение не должно быть копией другого произведения, автор должен продемонстрировать минимальный уровень мастерства, профессионализма и самостоятельности суждений. В странах континентальной системы права требования более строгие: произве­дение должно нести отпечаток индивидуальности автора, творче­ский уровень должен превышать обычное мастерство, должен быть продемонстрирован профессионализм или самостоятельность мыш­ления.

К объектам авторского права законодательство относит следую­щие: литературные произведения (романы, поэмы, рассказы, драма­тургические произведения, переводы; в некоторых странах к литературным произведения относят частные письма, руководства по расторжению брака, экзаменационные материалы и так далее); научные произведения, в том числе статьи, диссертации, произведе­ния научного характера и другие; драматические, музыкально-дра­матические, сценарные произведения; хореографические произведе­ния и пантомима, музыкальные произведения; аудиовизуальные произведения (автором аудиовизуального произведения являются режиссер-постановщик, автор сценария и автор музыкального произведения); произведения живописи, графики, скульптуры и другие произведения изобразительного искусства, которые отража­ют реальность в зрительно воспринимаемых образах; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; компьютерные программы, базы данных, и так далее.

Не являются объектами авторского праваофициальные доку­менты (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официаль­ные переводы; государственные символы и знаки (флаг, герб, гимн, ордена, денежные и иные знаки); произведения народного творче­ства, авторы которых не известны. Авторское право также не рас­пространяется на идеи, процессы, системы, методы функционирова­ния, концепции, принципы, открытия или просто информацию как таковую, даже если они выражены, отображены, объяснены или во­площены в произведении.

Законодательство выделяет два вида прав авторов на произве­дения литературы, науки и искусства: личные неимущественные права (право авторства, право на имя, право на защиту репутации, право на обнародование, право на отзыв), а также имущественные права, которые позволяют автору получить экономическую выгоду от результатов его творческой деятельности: право на воспроизведе­ние произведения, право на распространение, право на прокат ори­гиналов или экземпляров, публичный показ оригинала или экзем­пляров произведения, право на публичное исполнение произведе­ния, право на импорт, право на передачу в эфир, право на сообще­ние для всеобщего сведения, право на переделку или иную перера­ботку, право на вознаграждение. Личные неимущественные права принадлежат автору, не переходят по наследству, сохраняются после передачи имущественных прав. Имущественные права принадлежат автору или нанимателю, переходят по наследству или в порядке пра­вопреемства, передаются по договору. За каждый вид использования произведения науки, литературы и искусства автор имеет право по­лучать вознаграждение. Возможность свободно передавать или от­чуждать имущественные права на основе гражданско-правовых до­говоров, по сути, превратила такие права в объект хозяйственной деятельности.

Законодательством отдельно урегулирован вопрос об исполь­зовании авторского права на служебные произведения. Так, личные неимущественные права на произведение, созданное в порядке вы­полнения служебного задания или служебных обязанностей (слу­жебное произведение), принадлежат автору. Имущественные права на служебное произведение принадлежат нанимателю, если догово­ром между ним и автором не предусмотрено иное. Автор служебно­го произведения не вправе препятствовать его обнародованию нани­мателем.

Законодательство Республики Беларусь включает не только охрану прав авторов на произведения литературы, науки и искус­ства, но и предоставляет защиту таких прав в случае их нарушения со стороны третьих лиц.

 

2.2 Понятие и объекты смежных прав

 

Субъектами смежных прав выступают исполнители, производи­тели фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания. Смежные права можно реализовать только при условии строгого соблюдения авторских прав. Так, исполнитель осуществляет свои смежные права при условии соблюдения прав автора исполняемого произведения, производитель фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания осуществляют свои права в пределах прав, по­лученных по договору с исполнителем и автором записанного или передаваемого в эфир или по кабелю произведения.

Законодательство выделяет следующие смежные права исполни­теля: право на имя; право на защиту репутации ‑ право на защиту исполнения от всяческого искажения или любого посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя; право на использование исполнения в любой форме, включая право на по­лучение вознаграждения за каждый вид использования исполнения (записывать ранее не записанное произведение, распространять оригинал или экземпляры исполнения, записанного на фонограмму, посредством продажи или иной передачи собственности, воспроиз­водить запись исполнения, сдавать в прокат оригинал или экземпля­ры записанного на фонограмму исполнения и прочее).

Личные неимущественные права исполнителя охраняются бес­срочно. Имущественные права исполнителя действуют в течение 50 лет с момента первой записи исполнителя.

Производителям фонограмм принадлежат такие права, как право на использование фонограммы в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования фонограм­мы. Производитель фонограммы имеет право воспроизводить (пря­мо или косвенно) фонограмму, переделывать или иным образом перерабатывать фонограмму, распространять оригинал или экзем­пляры фонограммы посредством продажи или иной передачи права собственности, импортировать экземпляры фонограммы в целях распространения, сдавать в прокат оригинал или экземпляры фоно­граммы, доводить до всеобщего сведения фонограмму.

Имущественные права производителя фонограмм действуют в течение 50 лет с момента первого опубликования фонограммы или в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока.

Организации эфирного вещания вправе использовать передачу в любой форме и давать разрешение на использование передачи, включая право на получение вознаграждения за предоставление та­кого разрешения. Исключительное право организации эфирного ве­щания давать разрешение на использование ее передачи означает, что организация имеет право осуществлять следующие действия: передавать в эфир ее передачу другой организацией эфирного веща­ния, сообщать передачу для всеобщего сведения по кабелю, записы­вать передачу, воспроизводить запись передачи, сообщать передачу для всеобщего сведения в местах с платным входом и так далее.

Организации кабельного вещания пользуются исключительным правом давать разрешение на использование ее передачи, которое включает право совершать следующие действия: сообщать для все­общего сведения по кабелю ее передачу другой организацией ка­бельного вещания, передавать передачу в эфир, записывать переда­чу, воспроизводить запись передачи и так далее.

Права организаций эфирного или кабельного вещания действуют в течение 50 лет с момента осуществления передачи в эфир или по кабелю соответственно.

 

2.3 Правовое регулирование использования авторского права и смежных прав

 

В Республике Беларусь предусмотрены различные способы ис­пользования произведений.

1) использование произведений без согласия автора и без выплаты вознаграждения, но с указанием автора правомерно обнародованно­го произведения и источника заимствования:

1.1 цитирование или использование в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видео записях учебного характера отрывков из опубликованных произведений

1.2 воспроизведение или сообщение в передачах радио и телеви­дения, в сети Интернет статей из газет и журналов; публично произ­несенных речей, докладов; произведений в обзорах текущих собы­тий; произведений искусства открытых для свободного посещения

1.3 воспроизведение произведений для судебного или админи­стративного производства, исполнение при оказании ритуальных услуг.

2) допускается без разрешения автора (иного правообладателя) и без выплаты вознаграждения воспроизведение правомерно опубликов­анных произведений в единичных экземплярах физическим лицом исключительно в личных целях.

3) переходят в общественное достояние произведения на которые истёк срок охраны, объекты авторского права и смежных прав, кото­рым никогда не предоставлялась охрана на территории Республики Беларусь.

4) передача прав по авторскому договору предусматривает получен­ие явно выраженного согласия автора произведения. При этом ав­торский договор должен содержать следующие условия: конкретные права передаваемые по договору (способ использования произведения; возможность передачи прав третьим лицам); террито­рия; срок действия договора; вознаграждение (в виде твердо зафик­сированной суммы в виде процента от дохода за использование; другими способами).

 

2.4 Основы регулирования выплаты авторского вознаграждения

 

Вопросы регулирования авторского вознаграждения рассмотре­ны в следующих нормативно-правовых актах, принятых в Республи­ке Беларусь:

1) «Об управлении имущественными правами авторов на коллектив­ной основе и минимальных ставках авторского вознаграждения за использование некоторых видов произведений литературы и искус­ства» (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 08 мая 1997г. №452);

2) «О минимальных ставках авторского вознаграждения за издание произведений науки, литературы и искусства» (Постановление Со­вета Министров Республики Беларусь от 01 ноября 1996г. №697);

3) «О минимальных ставках авторского вознаграждения за создание произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусс­тва» (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 сентября 2002г. №1319);

4) «О минимальных ставках и порядке выплаты авторского и иных видов вознаграждения в кинематографии» (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. №616).

Предусмотрены следующие ставки авторского вознаграждения за издание произведений литературы:

lхудожественная проза ‑ 6,5 базовых величин за авторский лист;

lнаучные издания ‑ 4,5 базовых величин за авторский лист;

lучебники для ВУЗов ‑ 8,0 базовых величин за авторский лист;

lучебники для школ, техникумов ‑ 6,0 базовых величин за ав­торский лист;

lсправочники ‑ 4,0 базовых величин за авторский лист;

lнаглядные пособия, таблицы ‑ 3,0 базовых величин за авторский лист.

Законодательством Республики Беларусь определены такие минимальные ставки авторского вознаграждения за использование музыкальных произведений:

lЗвукозапись ‑ 8 % (от отпускной цены экз.);

lТелерадиовещание ‑ 1 % (от суммы доходов);

lКабельное телевидение ‑ 5 % (от суммы доходов);

lКонцерты ‑ 5 % или 10 % (от суммы валового сбора);

lДискотеки (платный вход) ‑ 5 % (от суммы валового сбора);

lРестораны, кафе ‑ 7 % (от гонорара исполнителей) или 0,1% (от суммы дохода).

 

2.5. Коллективное управление авторскими правами и смежными правами

 

Какая инфраструктура и какие системы могли бы помочь в за­рождении и развитии местной музыкальной культуры? Одной из таких наиболее эффективных систем является система так называе­мого коллективного управления авторскими и смежными права­ми, которая уже создана в ряде стран по инициативе правительств или при участии соответствующего частного сектора. Коллективное управление представляет собой осуществление авторских и смежных прав организациями, действующими в интересах и от имени вла­дельцев прав. Организация коллективного управления договарива­ется с пользователями (например, радиостанциями, вещательными организациями, дискотеками, кинотеатрами, ресторанами и так далее) или группами пользователей и дает им разрешение на ис­пользование произведений, охраняемых авторским правом, из свое­го репертуара за плату и на определенных условиях. На основе своей документации (информации о членах и их произведениях), а также программ, представленных пользователями (например, реестры музы­кальных произведений, переданных по радио), организация коллективного управления распределяет авторский гонорар меж­ду своими членами в соответствии с принятыми правилами рас­пределения. Тариф для покрытия административных расходов, а в отдельных странах также для стимулирования социально-культурной деятельности, обычно вычитается из общей суммы гонораров. Гоно­рар, выплачиваемый владельцам авторских прав, соответствует сте­пени использования их произведений и сопровождается расчетом такого использования. Эти виды деятельности и соответствующие операции обычно выполняются с помощью компьютеризированных систем, специально разработанных для этой цели. Коллективное управление полезно, так как в настоящее время не возможно какому-либо конкретному лицу или компании отслеживать все случаи ис­пользования их музыкальных произведений или записей в мировом масштабе или даже в национальном масштабе, хотя эта ситуация может измениться с техническим прогрессом в соответствующей отрасли. Имея дело в основном с публичными исполнениями, например, на телевидении, радио, дискотеках, а также непосред­ственно на концертах, общества по коллективному управлению играют существенную роль в отслеживании того, как и где исполь­зуются музыкальные произведения, определении компенсации за такие использования, в предоставлении расчетов, кому и какая сумма полагается от общей собранной компенсации, а также в осу­ществлении своевременного распределения компенсации среди своих законных получателей. Это огромная работа, и она прово­дится организациями разного масштаба.

Для создания и стимулирования отраслей, связанных с культурой, во всем мире и особенно в развивающихся странах и наименее раз­витых странах большое внимание должно быть уделено созданию обществ коллективного управления и повышению эффективности их функционирования. Это является одним из эффективных путей гарантии соблюдения авторских прав, что позволяет одновременно помочь артистам, музыкантам, сочинителям песен и другим лицам, кто участвует в творческом и деловом процессе музыкального бизнеса, получить свой доход от затраченных усилий. Это также яв­ляется одним из важных путей, способствующих росту местных отраслей промышленности, а значит и развитию национальной экономики, а также национальной культуре.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 500.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...