Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Организация и методика руководства наблюдениями в разных возрастных группах




Подготовка воспитателя к наблюдению

Подготовка воспитателя к наблюдению включает следующие виды педагогической деятельности:

1. Подбор объекта для наблюдения.

2. Определение цели наблюдения.

3. Выбор форм организации наблюдения

4. Выбор методов и приемов для проведения наблюдений.

При выборе объекта для наблюдения следует учитывать следующее:

- растения и животные должны быть доступны для детских наблюдений, соответствовать возрасту детей и требованиям программы;

- растения и животные должны быть типичными для данной местности; количество их должно быть небольшим;

Объект для наблюдения должен быть совершенно безвредным.

Объектами для наблюдений могут быть:

а) предметы и явления неживой природы ( песок, вода, дождь, ветер, солнце, снег и т.д.);

б) растения луга, леса, поля, цветника, парка и т.д.;

в) домашние животные и птицы, дикие животные, птицы зимующие и перелетные, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы, насекомые;

г) труд взрослых и детей в природе ( см. ист. № 6).

То учитывает воспитатель при выборе цели наблюдения?

1. Уточняет, какие новые знания и навыки получат дети в процессе наблюдения; какие представления об объектах природы будут закреплены.

2. Продумывает словарную работу: какие новые слова будут введены в словарь детей, какие будут активизировать в процессе наблюдения.

3. Намечает воспитательные задачи.

Приемы руководства наблюдениями в разных возрастных группах дошкольного учреждения:

Этап

Цель каждого этапа

Приемы
Младшая группа
  1. Вводная часть Сосредоточить и направить внимание детей на объект, вызвать интерес к объекту наблюдения -Сюрпризный момент - момент ожидания -рассматривание иллюстраций -чтение стихотворений
2. Основная часть   Формирование точного представления об объекте наблюдения - восприятие объекта в целом; -Вопросы конкретные, констатирующие ( Что? Кто? Какой? Что делает?) ; -включение обследовательских действий ( потрогать, посмотреть, понюхать и т.д.);
  2. Основная часть -рассматривание отдельных особенностей внешнего вида; -наблюдение за поведением -проговаривание новых слов; -игровые приемы; -имитация движений, звуков; -трудовые поручения; -приближения объекта к детям и установление своеобразных контактов с детьми (котенок хочет, чтобы…( имя ребенка) послушал, как он мяукает)
    3. Заключительная часть Подведение итога, закрепление полученных знаний, поддержание интереса к объекту наблюдения -Чтение стихотворений; -исполнение песенки; -игра; -обобщающий рассказ воспитателя; -поощрение всех детей

Руководство

Этап Средняя группа Старшая группа
    1. -привлечение детей к созданию обстановки; -сюрпризный момент; -чтение стихотворения; -загадывание загадки; -привлечение прошлого опыта детей; -рассматривание иллюстраций   -прямая постановка познавательной задачи
    2. -вопросы не только конкретные , но и проблемные , поисковые ( Зачем? Почему?); -включение обследовательских действий; -сравнение 2-х непосредственно представленных объектов; -показ способов ухода; -привлечение детского опыта; -поручения поискового характера -вопросы проблемные, поисковые; -вопросы –задания ( наблюдайте за кроликом и скажите, почему он прыгает, а не ходит); -план ответа на вопрос; -сравнение: один объект наглядно представлен, другой- на картине; один представлен наглядно, другой- по памяти
  2.   -поговорки, пословицы, народные приметы; -дидактические игры, упражнения, игры-поручения; -практические задания; -рассказ воспитателя с использованием наглядного материала( картины, слайды, диафильмы)
  3. -обобщающий рассказ детей по вопросам воспитателя; -составление детьми загадки-описания; -чтение стихотворения; -игра -обобщающий рассказ детей; -составление загадок детьми; -дидактическая игра; -дифференцированная оценка

При организации наблюдений в младших группах следует учитывать особенности детей этого возраста: их привлекает все яркое, движущееся. Поэтому рекомендуются наблюдения за животными( рыбка в аквариуме, котенок, щенок, цыпленок). Все наблюдения проводятся с небольшим количеством детей. Наблюдения за животными проводятся в следующей последовательности: анализ обследования начинается с головы, затем рассматриваем особенности внешнего вида, следим за поведением животного. При рассматривании растения вначале обозначаем самый яркий, броский признак. Затем обращаем внимание на особенности внешнего вида растения ( величина, форма, окраска стебля, листьев, цветков).

 

Прогулка Экскурсия
- во всех возрастных группах -компоненты прогулки:   § Наблюдение (раскрыть виды и структуру) § Трудовая деятельность (разные виды труда: хоз-бытов, , труд в природе – уход за растениями, уход за животными –за растениями- полив, рыхление, прополка и т.д. за животными – кормление, чистка клетки) § Индивидуальная работа § Подвижные игры и упражнения («Съедобное несъедобное», «Солнышко и дождик», «Мыши и кот») § Самостоятельная игровая деятельность (игры с песком, водой, снегом и др.) Компоненты прогулки могут меняться местами   - целевые прогулки   Отличия от экскурсии: § Кратковременные (э - продолжительны) § Как на территории участка, так и за его приделами (э – за пределами) § Решается небольшой объем задач § Во всех возрастных группах (э – со среднего дошкольного возраста)   - один из видов занятий - позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы - проводится со среднего дошкольного возраста   - по содержанию: А) природоведческие / познавательная (в парк, лес, на реку) Б)на сельскохозяйственные объекты (для ознакомления с трудом взрослых)   - подготовка воспитателя: · Определение цели, программных задач · Определение места · Выбрать наилучший путь следования · Продумать приемы проведения, стихи, загадки, игры   - структура: § Вводная беседа § Коллективное наблюдение/основная часть § Индивидуальное самостоятельное наблюдение детей § Сбор природоведческого материала § Игры с собранным материалом § Подведение итогов Порядок частей варьируется в зависимости от цели экскурсии, сезона   - через 2-3 дня организовать рисование, лепку, дид.игры с природным материалом  

 

Метод ознакомления с природой – это способ совместной деятельности педагога и детей, в ходе которого осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также идѐт воспитание отношения к природе. В структуру методов ознакомления дошкольников с природой входят приѐмы. Приѐм – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в процессе реализации метода. Метод понятие широкое, многофункциональное и многомерное, т.е. метод может иметь множество сторон. Исходя из этого методы можно группировать в различные системы. Существует множество классификаций методов:1 классификация. Традиционная классификация методов ознакомления дошкольников с природой. Критерий для классификации - источник знаний: наглядность, слово, практика. В данной классификации выделяют 3 группы методов: Наглядные (наблюдение, рассматривание картин), Словесные (беседа, рассказ, чтение художественной природоведческой литературы), Практические (игра, элементарные опыты, моделирование)

Практические методы

Игра Элементарные опыты Моделирование
-2-е группы: 1.с готовым содержанием и правилами; 2.творческие; -1.дидактические игры- уточняют, закрепляют, расширяют представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных: а) предметные игры – использование различных предметов природы («Вершки и корешки», «Путаница», «Чудесный мешочек») б) настольно-печатные – лото, домино, разрезные и парные картинки, сопровождаются словом («Зоологическое лото», «Подбери листок», «Четыре времени года») в) словесные игры – развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, речь («Когда это бывает?», «Нужно – не нужно») -методика обучения: в мл. группе: первый этап – вместе, второй этап – со стороны, третий этап – самостоятельно; в ср. и ст. группе: рассказ содержания с вычленением 1-2 правил, в ходе игры подчеркивать их, дети играют самостоятельно, в-ль наблюдает, исправляет ошибки, разрешает конфликты; -1.подвижные игры – подражание повадкам животных, их образу жизни, явления неживой природы («Солнышко и дождик», «Мыши и кот») -2.- организуются и проводятся по инициативе детей, самостоятельные, помогают выявить степень усвоения разного рода информации: строительные игры с природным материалом – свойства и качества материалов - наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях; -формирование познавательного интереса к природе, развитие наблюдательности, мыслительной деятельности, осознание причинно-следственных связей; -строится на основе имеющихся представлений; -четкая и ясная задача и цель; -не наносить вред и ущерб растениям и животным; -дети - активные участники; -все условия уравнены, кроме одного, значение которого выясняется; -подводить к самостоятельным выводам и суждениям; -фиксация в дневнике наблюдений. -замещение реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками; -последовательность:1.описать новые объекты природы с помощью готовой модели 2.сравнение двух объектов – различия и сходства 3.увеличивать число сравниваемых объектов до 3-4 4.обучение моделированию существенных признаков 5.создание моделей простейших понятий (рыбы, живое)  

Словесные методы

Рассказ (воспитателя и детей) Чтение художественных произведений о природе Беседа
-рассказ используют для сообщения новых знаний, неизвестных фактах;   -необходимо учитывать, что известно о сообщаемом явлении, что интересно, возрастные возможности восприятия;   -составление рассказа требует знаний о природе, выразительности речи;   -книги, периодические издания, биологические журналы;   -во всех возрастных группах (постепенно увеличиваются и усложняются);   -сопровождать демонстрацией иллюстраций, фотографией и др. -содержание научно достоверно; -сочетать чтение с непосредственным наблюдением в природе; -во всех возрастных группах;   - мл.гр – разбить детей на подгруппы; для всей группы; подготовить иллюстрации, картину и др.; небольшой объем; рассказывать; неоднократное повторение; не прирывать;   -ср. и ст. гр.- чтение может предшествовать наблюдению, сопровождать его; небольшое - читать несколько раз, большое – вначале целиком, затем – условные места; -А.Пушкин, Ф.Тютчев, А.Фет, А.Майков, Н.Некрасов, К.Ушинский, Л.Толстой, М.Пришвин, Н.М. Павлов, В. Бианки, Н.Сладков. -цели: · для возбуждения интереса к предстоящей; · для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний; · -задача развития речи;   -установочная (предварительная)- собрать внимание, вызвать интерес, актуализация опыта;   -эвристическая- установление причин разнообразных явлений природы с помощью рассуждений, строится на имеющихся знаниях, используется в ст.возрасте, разнообразное содержание;   -итоговая- обобщение и систематизация знаний, со средней группы, предварительная работа, иллюстративный материал;   -план беседы;   -вопросы – репродуктивные и поисковые.  

Наглядные методы

Наблюдение Использование иллюстративно-наглядного материала
-специально организованное воспитателем, целенаправленное, планомерное , активное восприятие детьми объектов и явлений природы. · Виды: длительные (за ростом и развитием растений), эпизодические, циклические (цикл наблюдений за одним объектом, которые раскрывают его с разных сторон), распознающие, воссоздающие, индивидуальные, групповые, фронтальные · Подготовка к наблюдению: место наблюдения в системе предстоящей работы, задачи, объект, организация для детей · Требования к организации: - четкие и конкретные цели и задачи(познавательный характер), - отбирать небольшой круг знаний, - системность (обеспечит взаимосвязь), - должно способствовать развитию умственной и речевой активности, - создать интерес к природе, - представления, полученные в процессе наблюдения, должны уточняться, расширяться в других видах деятельности · Структура: вступительная, основная (1этап – восприятие объекта в целом, 2 этап – выявление свойств, качеств, особенностей, состояний объектов), заключительная Рассматривание картин:предметные, сюжетные, художественные; статичность – позволяют внимательно рассмотреть; используются во всех возрастных группах Учебный экран:диапозитивы, диафильмы, кинофильмы, телефильмы; перед показом - установочная беседа; после первого просмотра – вопросы по содержанию; вторичное восприятие фильма; контроль (беседа, рисование на тему); итоговая беседа (систематизация и пбпбщение знаний детей); используют во всех возрастных группах (в мл.д.в. – без звука, сопровождается рассказом воспитателя) Демонстрация моделей:модели – материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отражающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или между отдельными компонентами; в виде наглядности во всех возрастных группах; предварительное восприятие объекта природы; на первых занятиях- модели 1-2 признаков, затем всей группы признаков; использование модели для описания нового объекта, для сравнения объектов; виды моделей: предметные (аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре), предметно-схематические (полоски бумаги разных оттенков зеленого – цвет листьев растений), графическая (календарь погоды, понятие «Рыбы»)

Праздники и развлечения

Значение - 1. Досуговая деятельность дает детям возможность овладевать всем многообразием экологической культуры, а также определенной частью учебной программы дошкольного образования, в частности содержанием образовательной области «Ребенок и природа». 2. Огромное влияние досуговая деятельность оказывает на познание окружающего мира. Выразительные средства досуговой деятельности являются носителями информации, инструментом распространения научных взглядов, нравственных, экологических и эстетических понятий. 3. Характерная особенность досуговой деятельности ребенка заключается в том, что его эмоциональные переживания доминируют над всеми остальными действиями. В то же время, получая разнообразные эмоции, как положительные, так и отрицательные (радость, печаль, испуг, обида и т. п.), в процессе приятного времяпрепровождения и находясь в состоянии комфорта, ребенок не только приобретает дополнительные знания, умения и навыки, но и утверждается в своих творческих способностях. Это, естественно, сказывается на его интеллектуальном развитии, так как многоаспектно удовлетворяется интерес к познанию окружающего мира. 4. Через синтез искусств, используемых во время праздников, развлечений, на развитие детей воздействуют сразу целым комплексом средств (пение; музыкально-ритмические движения; художественное слово; инсценирование; оформление зала и группы, изобразительная деятельность и дизайн) 5. В процессе досуговой деятельности наиболее полно проявляются способности, индивидуальные особенности личности, творчество. 6. Досуговая деятельность отвечает индивидуальным потребностям дошкольников и наиболее активно способствует формированию экологической воспитанности. 7. Формируется оценочное отношение к миру, вырабатывается система ценностных ориентаций: нравственных, эстетических, экологических и др. 8. Способствует личностному развитию: формирование уверенности в своих возможностях; совершенствованию опыта социального взаимодействия, направленного на адаптацию дошкольников к жизни в обществе; обучение правильному использованию свободного времени, формированию опыта организации содержательного досуга; 9. Способствует ознакомлению с традициями и обычаями белорусского народа, формированию любви к природе родного края 10. Способствует организации работы с родителями в целях посещения вместе с детьми детских спектаклей, музеев, картинных галерей и т. п.

-сильнейшее воздействие на эмоциональную сферу личности ребенка   -красочное оформление, музыкальное сопровождение, художественное слово, костюмы персонажей   -каждый ребенок – участник, а не зритель   -включение в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей   -вызвать переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям, решить возникшую проблемную ситуацию   -деятельность ребенка в коллективе сверстников – ребенок проявляет свои способности, самоутверждается, совершает поступки в соответствии с нравственными эталонами, глубже осознает как поступить в том или ином случае   -подготовка – воспитатель + музыкальный руководитель + руководитель физ.воспитания   -продумать организацию детей, оформление групповой комнаты, дидактический материал, способы активизации и поощрения детей  

праздник — один из видов деятельности, в ходе которой ребенок в какой-то мере освобождается от повседневных забот, ощущает эмоциональный подъем, получает возможность открыто выражать свои чувства; Праздник — это день, объединяющий всех, наполненный радостью и весельем. Особое значение праздник имеет для детей. Праздники в детском саду имеют свои цели и задачи, главная из которых — создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру (традиции праздников, их организация, правила приглашения гостей, гостевой этикет). Подготовка к празднику вызывает у детей интерес, на основе которого формируются их нравственные качества. Деятельность в предпраздничные дни и во время праздника формирует художественный вкус, способствует взаимопониманию со сверстниками и взрослыми. Ребенок не может быть пассивным созерцателем, наблюдателем и слушателем. Педагоги должны дать выход желанию детей участвовать в играх, танцах, инсценировках; принимать активное участие в оформлении зала, группы и других помещений детского сада. Мы выделили следующие виды праздников: народные и фольклорные: Святки, Коляда, Масленица, день Ивана Купалы, весенне-летние игрища и забавы, Осенины; государственно-гражданские: Новый год, День знаний, международные: День Земли, День защиты животных праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить радость дошкольникам, например, праздник «Мыльных пузырей (Воздушных шаров, Бумажных корабликов)». традиционные праздники в детском саду или группе.

Экологическая зона

1.В помещении детского сада. а)Экологическая комната б)Экологический музей в)Экологическая лаборатория г)Зимний сад

2. на участке детского сада. а)экологическая тропинка б)уголок природы в) мини-фермы

1. в помещении детского сада

К условиям экологического воспитания в помещении учреждения дошкольного образования относятся: экологическая комната, лаборатория. экологический музей, зимний сад. Экологическая комната – это специально выделенное помещение для объектов живой природы и предназначенное для проведения комплексных занятий по экологии, релаксационных целей, труда по уходу за животными, наблюдений и самостоятельных детских игр. Экологическая комната должна быть красивой, удобной, но без яркого оформления: не следует расписывать стены, развешивать картины, искусственные цветы. Все внимание находящихся в комнате детей должно быть сосредоточено на объектах природы. В оптимальном варианте экологическая комната подразделяется на ряд функциональных зон: зона животных, зона растений, зона коллекций, зона обучения, зона библиотеки. Зона животных. При подборе видового состава животных экологической комнаты следует учитывать следующие аспекты: - экологический – представлены животные различных сред и условий местообитания (водные, летающие, приспособленные к условиям обитания в жарких и холодных странах и т.д.; - систематический – представлены животные разных систематических групп (птицы, звери, земноводные, рыбы и т.д.). В просторно экологической комнате может быть размещено несколько аквариумов, вольер для птиц, террариум, клеточки для млекопитающих. Зона растений. При подборе растений следует учитывать следующие аспекты: - географический – представлены растения разных стран, континентов, географических зон; естественные места их произрастания наносятся в виде системы значков на настенную географическую карту; - экологический – представлены растения, произрастающие в разных условиях (светолюбивые, теневыносливые, засухоустойчивые или влаголюбивые и т.д.), их размещение в экологической комнате зависит именно от этих особенностей; - биологический – представлены растения различных жизненных форм (древовидные, кустарниковые, травянистые, лианы). Зона обучения должна быть хорошо освещена. В ней размещаются столы, сидя за которыми дети могут рисовать, лепить, работать с дидактическими пособиями. Расположение столов не должно копировать школьный подход – они располагаются по кругу или буквой «П», то есть так, чтобы педагог работал не «над», а вместе с детьми, что важно для реализации принципов педагогики сотрудничества: диалоговой формы обучения. За столами дети находятся только тогда, когда они выполняют определенную практическую работу. Другой тип занятия, например, чтение литературных произведений, может проводиться на ковре. Такие участки тоже должны быть предусмотрены. Зона коллекций предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам и сенсорных навыков. Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала. Коллекции следует располагать в специальных шкафах или полках на уровне, доступном для взгляда ребенка. Для формирования зоны коллекций следует учитывать следующие аспекты: доступность объектов для сбора, разнообразие, краеведческий аспект, страноведческий аспект, природоохранный аспект, безопасность. Зона библиотеки – это уголок, в котором собраны разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей. В зоне библиотеки могут быть размещены игры и игрушки используемые на занятиях по экологии. Экологический музей Музейная работа - это новое направление работы учреждений дошкольного образования. Экологические музеи играют огромную познавательную и воспитательную роль. Они могут создаваться коллективом детей, родителей и педагогов. Музеи могут играть большую роль в сотрудничестве учреждений дошкольного образования и семьи. Для музея может быть выделено отдельное помещение или отдельные участки рекреационных холлов и групп. В музее могут быть представлены постоянные и временные экспозиции. Экспозиция – это выставка материалов по определенной системе. Например, в постоянной экспозиции может быть три отдела: «Природа нашего края», «Экзотические природные явления», «Природоохранная деятельность детского сада». Временные экспозиции могут быть связаны с темами экологических занятий. Например, тема «Вода в природе и жизни человека». Для изучения этой темы можно оформить соответствующие настенные панно: «Где в природе есть вода», «Кому нужна вода», «Вода в природных явлениях», «Как человек использует воду», «Как вода работает на человека», «Кто в море живет», «Кто на болоте живет», «Где воды мало и кто может подолгу обходиться без воды». При формировании музея необходимо строго соблюдать правило «Не навреди природе!». Здесь не должно быть специально пойманных жуков, бабочек, сорванных красивых цветов, листьев, коры и т.д. Это очень важный воспитательный момент, на который следует обращать внимание и родителей. Один из критериев деятельности музеев – это разнообразие форм работы. В музее могут проводиться занятия, экскурсии, работа кружков, тематические вечера, выставки, конкурсы, праздники и развлечения, театрализованная деятельность, беседы о нашем крае. Лаборатория – это новый элемент развивающей предметной среды. Она создается для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию научного мировоззрения. В лаборатории дети проводят исследования, наблюдения и опыты. Учреждения дошкольного образования используют под лаборатории обычные подсобные посещения, оборудованные столами, шкафами. Оформление лаборатории не требует больших дополнительных затрат, но обязательно наличие водоснабжения в данном помещении. В лаборатории хранятся основное и дополнительное оборудование и материалы. Работа в лаборатории начинается с экскурсий, во время которой дети знакомятся с хозяином – например, дедушкой Знаем, с оборудованием и правилами поведения. Зимний сад - это специально подобранное помещение или его часть, оформленная растениями и всем тем, что дарит атмосферу природы (например, камни и валуны, коряги, поленья и т.д.), а также с корректно подобранными условиями для растений и оборудованием (свет, влагообразование и т.д.). Зимний сад может быть устроен при наличии большого и хорошо освещенного помещения. Высокий потолок, изобилие дневного света, повышенная влажность создают хорошие условия для выращивания экзотических (тропических) растений: различные пальмы, кофейное дерево, лавр хорошо дополняют ассортимент местной флоры. Большого внимания заслуживают сорта цитрусовых, выращиваемые в помещении (лимон, мандарин). 

2. на участке детского сада.

При наличии хорошего участка детский сада может создать «экологическое пространство» нового типа, которое может включать в себя: экологические тропинки, площадки природы, мини-фермы.

Экологические тропинки В последние годы многие дошкольные учреждения создают экологические тропы, однако с точки зрения их формы, продолжительности и содержания, а также с учетом возраста детей правильнее называть их экологическими тропинками. Экологические тропы, используемые для обучения взрослых, студентов и школьников, как правило прокладываются в естественных ландшафтах, характеризуются значительной продолжительностью и несут большую содержательную нагрузку. В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительные функции. Можно выделить два основных типа экологических тропинок: а) на территории дошкольного учреждения; б) в природных и приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер и т.п.) Основным критерием выбора маршрута и объектов экологической тропинки – включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов экологической тропинки выбирают различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревья, кустарники, травы), мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, клумбы, отдельно цветущие растения, места регулярного скопления насекомых (например, жуков солдатиков), небольшие водоемы, огороды отдельные камни, альпийская горка и т.п. Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанного участка, кормушек для птиц, замусоренных или очищенных водоемов за пределами детского сада.. При создании экологической тропинки необходимо предусмотреть следующую последовательность действий: 1. Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов. 2. Составление карты схемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов. 3. Выбор вместе с детьми «хозяина тропинки» – сказочного персонажа, который будет давать задания и приглашать в гости. Примером таких персонажей могут быть Боровичок, Лесовичок, Волшебница Флора и т.п. Его можно изобразить на всех табличках или хотя бы в начале маршрута (где он встречает детей) и в конце (где он прощается с ними). 4. Фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта). 5. Изготовление табличек для точек маршрута. Информация на табличках должна быть краткой и выразительной. Не нужно длинных названий и текстов, лучше использовать символы и рисунка. На тропинке можно разместить и различные природоохранные знаки, которые можно составить вместе с детьми на занятиях. При оформлении табличек для некоторых объектов можно разным цветом выделить охраняемые, лекарственные, пищевые растения 6. Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми. Здесь дается описание точек тропы по заданным схемам. Так, при описании дерева даются его биологические, экологические характеристики, особенности распространения, происхождения названия, народные названия, отражение его образа в фольклоре (сказках, загадках, пословицах), песнях, стихах, отмечается его связь с другими растениями и животными, роль в жизни людей (оздоровительная, эстетическая и т.д.). В качестве дополнительной точки тропинки можно создать небольшую метеоплощадку. На высоком металлическом шесте закрепить флюгер, позволяющий следить за сменой направления ветра. Невдалеке от флюгера можно расположить дождемеры для измерения осадков. Эти нехитрые приспособления можно разместить в разных точках тропинки. Например, на открытом месте и под кронами разных деревьев. И сравнивать, где больше выпало осадков, и почему. Принцип создания экологической тропинки в естественных условиях тот же, как и для тропинки на территории детского сада: как можно больше разнообразия. В естественных условиях разнообразие растений, животных обусловлено перепадами рельефа. Поэтому в состав таких тропинок нужно включить точки на возвышенных и низменных участках, водоемы, небольшие склоны. Организация работы с детьми на тропинке. Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. У вас может возникнуть вопрос: нужно ли сразу посещать все точки тропинки? Конечно, нет. Все зависит от возраста детей и дидактических целей. В разное время можно посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если запланирована ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки, если же поставлена конкретная цель, например, выяснить, кто обитает на пне, то можно ограничиться только одним объектом. На тропинке можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке с детьми занимается эколог или воспитатель, но свои впечатления они выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, физкультуре. Площадка природы. Площадка природы по своему функциональному назначению противоположна физкультурной площадке детского сада: дети могут приходить небольшими группами, по одному, по двое, чтобы в тишине и покое пообщаться с подопечными животными, понаблюдать за насекомыми, насладиться красотой природы. На территории детского сада выбирается спокойное место, вдали от групповых участков. В центре площадки можно установить птичий столб, который круглый год будет привлекать пернатых: зимой в его кормушки дети положат корм, летом в водопойный желобок нальют воды. В любое время года птицы могут воспользоваться домиками, установленными на его верхушке. Вокруг столба следует утрамбовать площадку, а в солнечные дни по тени столба дети смогут фиксировать перемещение солнца, его высоту. На площадке природы в разных ее углах могут быть устроены ручеек, цветник, озелененная беседка для отдыха, песочный дворик. На площадке во всех местах должны быть привлекательного вида лавочки, бревна, пеньки, на которых приходящие сюда дети могут спокойно посидеть, понаблюдать за цветами, животными, водой. Здесь они могут учиться созерцать природу, сосредоточиваться на ее красоте, самостоятельно всматриваться в ее жизнь. Площадка также может служить местом для приобщения дошкольников к труду по уходу за растениями и животными.. На площадке природы может быть что-то особенно красивое – сад непрерывного цветения. Красота, новизна, необычность не оставят детей равнодушными к природе. Мини-ферма. Мини-ферма – еще один возможный объект на участке детского сада. Опыт пензенских педагогов показывает, что мини-ферма может быть устроена не только в сельском дошкольном учреждении – городскому она еще больше нужна, так как помогает познакомить и приобщить детей к сельскохозяйственному труду. Чаще всего мини-фермы – это небольшой сарай, в котором круглый год или в теплое время содержат кого-нибудь из домашних животных. Куры, кролики, утки подходят для этой цели, но может быть и молодняк более крупных животных: козленок, ягненок, которых дети помогают растить в летний период. Они могут участвовать в разных трудовых операциях: давать корм, чистую воду и др. Вариантом мини-фермы может быть теплица, в которой дети вместе со взрослыми могут выращивать зелень, лук, огурцы, томаты, делать выгонку луковичных цветущих растений, выращивать цветочную рассаду.

В настоящее время многие дошкольные учреждения реализуют новые идеи и создают оригинальные элементы среды. Например, комната космоса, в которой проводят и экологические занятия, аквацентры с фонтанами, аквариумами, коллекциями раковин морских, туристско-краеведческая комната, уголки нетронутой природы, маршруты в природу и т.д. Все эти элементы развивающей среды оказывают большое эмоциональное воздействие на ребенка своей необычностью, оригинальностью оформления и способствуют развитию познавательного интереса, эстетическому воспитанию. Занятия в таких помещениях вызывают положительные эмоции, их эффективность возрастает.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 761.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...