Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика проведения природоведческих познавательных экскурсий.




Раскрыть структуру и методику проведения экскурсии в природу

Экскурсии, как вид занятий, проводятся в средней и старшей группах не реже 1 раза в месяц.

Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе.

Экскурсию провести значительно труднее, чем занятие в группе, поэтому ее успех зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей.

Подготовка воспитателя заключается прежде всего в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Намечает воспитатель экскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности.

Определяя место экскурсии, воспитатель выбирает наилучший путь к нему – не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в средней группе 30 минут, в старшей и подготовительной группах – 40-50 минут. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды.

Как бы ни было знакомо воспитателю место экскурсии, необходимо за день, за два до неё осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей.

Для того, чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приемы.

Подготовка детей начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать. Педагог напоминает детям о правилах поведения на улице, в лесу, в общественных местах. При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. Дети должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном. В системе подготовительной работы актив­но используются игры-тренинги, предполагаю­щие включение элементов психогимнастики в различные виды детской деятельности и направленные на формирование адекватной самооценки и навыков конструктив­ного общения с миром природы, воспитание ценностного отношения к тому, что окружает ребенка.

К экскурсии воспитателю следует подготовить экскурсионное снаряжение и оборудование для размещения собранного материала в уголке природы. Хорошо привлечь к его подготовке детей. Это способствует возбуждению у них интереса к предстоящей экскурсии.

Всё оборудование должно находиться в определенном месте. Перед экскурсией воспитателю необходимо тщательно продумать, какой материал собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим нужно взять с собой.

Методика проведения природоведческих познавательных экскурсий.

Природоведческая экскурсия включает в себя – структура

вводную беседу,

коллективное наблюдение,

индивидуальное самостоятельное наблюдение детей,

сбор природоведческого материала,

игры детей с собранным материалом.

Порядок частей варьируется в зависимости от цели экскурсии, сезона.

Приведя детей к месту экскурсии, следует в краткой беседе напомнить о ее цели, дать детям осмотреться.

Основной частью экскурсии является коллективное наблюдение, с помощью которого решаются все основные задачи экскурсии. Воспитатель должен помочь детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Для этого можно использовать различные приемы: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, игры, рассказы, пояснения.

Уровню познавательной активности способствуют элементы бесед и логические задачи, предлагаемые воспитателями. В качестве приме­ра можно привести вопрос: "Чем береза в парке похожа на березу на вашем участке? " и т. д. Целесообразно использовать именно те из них, которые стимулируют проявление эмоций и чувств детей. Можно спро­сить у воспитанников, какие добрые слова можно подарить цветам на клумбах парка, с какими пожеланиями обратиться к пернатым друзьям и т. д. Необходимо обращать внимание не только на отдельные природ­ные объекты, но и на экологические сообщества, рассматривая "эта­жи" парка и водоема, определяя обусловленное взаимодействие меж­ду ними, строить логические цепочки связей и зависимостей.

Дидактические игры, проводимые во время экскурсий, необходимо ориенти­ровать на предоставление дошкольникам возможности проявить ак­тивную, экологически грамотную позицию по отношению к объектам природы. Темы могут быть следующие: "Помоги дереву", "Осторожно, муравей", "Птицы любят тишину", "Доброе утро" и др.

Небольшие экологические акции расширяют опыт природоох­ранной деятельности, поддерживают стремление активно и самосто­ятельно оказывать помощь природным объектам, позволяют испытать чувство гордости от выполненной работы. Во время экскурсий в сквер, парк, к водоему дети совместно со взрослыми могут развешивать кор­мушки для птиц, высаживать выращенную рассаду на клумбы и цвет­ники, сажать деревья и пр. Самым значимым является то, что во вре­мя этих акций дошкольники накапливают эмоционально-положительный опыт общения с природой.

Важное место отводится на экскурсиях вопросам-заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать его с другими предметами, находить отличие и сходство, устанавливать связь между различными явлениями природы. При рассматривании объектов следует учитывать, что знания детей будут прочны только в том случае, если они получены в результате активной работы всех органов чувств.

По окончании основной части детям дается возможность удовлетворить их любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако при этом не следует забывать об охране природы, сбор материала должен быть строго ограничен и проводиться под руководством или при непосредственном участии педагога.

Во время отдыха детей проводятся игры и игровые упражнения. Дети закрепляют знания о характерных особенностях предмета, выражают словами мнение о качестве предмета, запоминают название растений («Угадай по запаху», «Узнай по описанию», «Ветка, ветка, где твоя детка?», «Раз, два, три, к березе беги!»)

В заключительной части экскурсии воспитатель еще раз обращает внимание детей на общую картину природы. Главная цель заключительного эта­па — подведение итогов экскурсионной работы. Творческие задания позволят ре­бенку выразить свои впечатления, пока­зать отношение к миру природы. Можно предложить детям совместно с педагогом составить книги сказок. На­пример, дошкольники могут сочинить рассказ о парке, предположить, какие сказки могла бы поведать им старая ель. Через поступки персона­жей, вводимых в эти литературные произведения, можно выразить отношение к различным экологическим ситуациям. Как вариант твор­ческих заданий, воспитатель предлагает составление коллективных коллажей, изображающих надводных и подводных обитателей водое­мов, любимых аллей парка и пр.

Конструирование макетов экосистем из природного и бросово­го материалов поможет детям лучше понять цепочку взаимосвязей и взаимозависимостей, существующих в природе. После каждой экс­курсии макет может дополняться, преобразовываться. На основе кон­кретизированной информации дети выстраивают пищевые цепочки, добавляют новые природные объекты и т. д.

Таким образом, экскурсии помогают расширить представления воспитанников об экологических системах (парков, водоемов), сфор­мировать представления об их "жизни" в течение года, понаблюдать, какие изменения происходят с каждым природным объектом в зави­симости от сезона, научиться любить и оберегать окружающую среду.

 


 

Экологическое мировоззрение - это продукт образования; его становление происходит постепенно в течение многих лет жизни и учения человека (начало этого процесса падает на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой).

Ведущий российский эколог Н.Ф. Реймерс выделяет пять существенно между собой различающихся позиций в определении «экологии»(Природопользование: Словарь-справочник. - М., 1990. -С. 592). Для определения научной основы экологического воспитания значимым является первое (корневое) определение экологии как биологической науки, изучающей взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой.

Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

Цель: формирование экологической культуры личности

Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова и др. указывают, что в дошкольном возрасте нельзя говорить об экологической культуре в прямом смысле, здесь закладываются ее первоначальные основы.

 

1. Формирование у дошкольников адекватных экологических представлений. 2. Формирование у дошкольников субъективного отношения к природе. 3. Формирование у детей практических навыков и умений разнообразной деятельности в природе.
что и как происходит в мире природы, между природой и человеком, как следует поступать с точки зрения экологической целесообразности. - обобщенное отношение к миру природы, т.е. позитивное отношение не только к отдельным «симпатичным» природным объектам, но и к миру природы в целом.  - широта отношения к природе,  - устойчивость отношения ребенка к природе, - осознанность и сознательность отношения к миру природы,  - нравственное, эстетическое и познавательное отношение к природе. природоохранительный и непрагматический характер деятельности, который формируется через овладение навыками и умениями практической деятельности с конкретными природными объектами. В процессе реализации данной задачи дети овладевают следующими навыками и умениями: - навыки и умения эстетического поведения к природе; - навыки и умения взаимодействия с природными объектами в условиях антропогенной среды; - навыки и умения природопользования в естественной среде; - навыки и умения природоохранительной деятельности

 

Наблюдение -

Виды наблюдений:

Длительные наблюдения - это наблюдения за ростом и развитием растений, животных, сезонных изменений в течение нескольких дней, недель, месяцев.

Распознающие - это наблюдения для формирования у детей представлений о разнообразии растений, животных, объектов неживой природы, знаний детей о свойствах и качествах предметов и объектов природы (величина, форма и т.д.), а также о связях наблюдаемых объектов с другими.

Воссоздающие - это восстановление картины целого по отдельным признакам (например: по следам на снегу определить, кто прошел). Этот вид наблюдения предполагает у детей наличие знаний, умения анализировать явления, сопоставлять данные, делать несложные умозаключения. Используется в среднем и старшем дошкольном возрасте.

В последнее время много внимания уделяется Циклическим наблюдениям. Это ряд взаимосвязанных наблюдений за определенным объектом природы в течение недели, месяца. Это могут быть наблюдения за явлениями неживой природы, за объектами растительного и животного мира. Каждое следующее наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 377.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...