Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Прибыль предприятия, ее виды и функции.




Разграничивают такие понятия, как «бухгалтерская прибыль» и «экономическая прибыль».

Под бухгалтерской прибылью обычно понимается прибыль, исчисленная в соответствии с действующими правилами бухгалтерского учета и указываемая в отчете о прибылях и убытках как разница между доходами и расходами, признаваемыми в отчетном периоде. Бухгалтерская прибыль – это конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций и оценки статей бухгалтерского баланса.

Определение бухгалтерской прибыли традиционно базируется на двух концепциях: концепции поддержания благосостояния, или сохранение капитала; концепции эффективности, или наращения капитала.

Под экономической прибылью обычно понимается прирост экономической стоимости предприятия. Экономическая прибыль обычно определяется как разность между рентабельностью вложенного капитала и средневзвешенной стоимостью капитала умноженной на величину вложенного капитала.

Прибыль – это экономическая категория, которая отражает чистый доход предприятия, созданный в процессе предпринимательской деятельности, являющийся основным источником самофинансирования его дальнейшего развития.

Функции прибыли.

Стимулирующая функция прибыли проявляется в том, что прибыль выступает основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов организации, обеспечивающих ее развитие, а так же источником выплат дивидендов ее акционерам и владельцам и в этом смысле служит главной мотивацией развития их предпринимательской инициативы.

Общественно-социальная функция прибыли состоит в том, что она выступает источником формирования средств бюджетов различных уровней, попадая в них в виде налогов, и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования общественных потребностей, обеспечение выполнения государством своих функций, для реализации государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и других программ.

 Социальная функция прибыли проявляется и в том, что она служит источником внешней благотворительной деятельности организации, направленной на финансирование социальной сферы, оказание материальной помощи отдельным категориям граждан. Кроме всего прочего, прибыль служит источником материального стимулирования работников предприятий, так как именно за счет прибыли предприятием может производиться:

- премирование персонала сверх размеров выплат, предусмотренных законодательством по системе текущего премирования;

- выплата материальной помощи;

- оплата дополнительных отпусков сверх норм, предусмотренных законодательством;

- выплата надбавок к пенсиям, единовременной помощи пенсионерам предприятия;

- предоставление бесплатного питания работникам или компенсация удорожания питания;

- оплата жилья, путевок на лечение и отдых работников и их детей и другие виды материальной помощи.

Прибыль есть особый систематически воспроизводимый ресурс организации, конечная цель осуществления бизнеса, основной внутренний источник развития и роста рыночной стоимости организации, индикатор кредитоспособности и конкурентоспособности организации, гарантия выполнения организацией своих обязательств перед государством, источник удовлетворения социальных потребностей общества.

Виды прибыли.

Валовая прибыль (брутто-прибыль) – это разность между нетто-выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (выручкой от реализации без учета налога на добавленную стоимость, акцизов и других косвенных налогов и сборов) и себестоимостью проданных товаров, работ и услуг.

Прибыль (убыток) от продаж – это валовая прибыль, уменьшенная на сумму коммерческих и управленческих расходов. Тем самым прибыль от продаж есть показатель эффективности основной деятельности предприятия, т. е. деятельности, связанной с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг.

Прибыль (убыток) до налогообложения (бухгалтерская прибыль) – это прибыль от продаж, увеличенная на суммы прочих доходов (проценты к получению, доходы от участия в других организациях, прочие операционные доходы и внереализационные доходы), за вычетом соответствующих расходов (проценты к уплате, прочие операционные расходы внереализационные расходы).

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода – это прибыль (убыток) до налогообложения уменьшенная (увеличенная) на величину отложенных налоговых обязательств (ОНО), текущего налога на прибыль и увеличенная (уменьшенная) на сумму отложенных налоговых активов за отчетный период (ОНА).

Чистая прибыль – это конечный финансовый результат организации, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством налогов и иных аналогичных обязательств.

Если из величины чистой прибыли вычесть величину распределенной прибыли, то получим нераспределенную прибыль отчетного периода. В таком случае экономический смысл нераспределенной прибыли заключается в аккумулировании невыплаченной в форме дивидендов (доходов), или нераспределенной прибыли, которая остается в обороте у организации в качестве внутреннего источника финансирования долгосрочного характера. Нераспределенная прибыль – это сводный результат по прибыли за все время работы предприятия нарастающим итогом до последней даты отчетности.

Факторы прибыли.

Их можно классифицировать на внутренние и внешние. К внешним факторам, складывающимся под воздействием рыночной среды и не зависящим от деятельности предприятия, относятся: цены на материально-энергетические (производственные) ресурсы, условия транспортных перевозок, система налогообложения предприятия, конъюнктура товарного и фондового рынков, социально-экономические условия, уровень развития внешнеэкономических связей и др.

К внутренним факторам зависящим от деятельности предприятия, относят: объем продаж, себестоимость продукции, структуру реализованной продукции, структуру затрат, уровень отпускных цен предприятия, продолжительность операционного цикла, сезонный характер производства и реализации продукции, амортизационную политику предприятия, учетную политику предприятия, качество продукции и многие другие факторы.

 

Принципы кредита

Кредитная политика коммерческого банка базируется на определенных принципах кредитования, т.е. на определенных условиях, на котором банк предоставляет отдельные виды кредитов отдельным заемщикам. В банковской практике к ним относятся срочность и возвратность, платность и дифференцированность, обеспеченность и целевая направленность.

Срочность кредита означает, что кредит должен быть, возвращен в строго определенный срок. И, следовательно, срочность есть временная определенность возвратности кредита. Нарушение срока возврата кредита является для кредитора основанием применить к заемщику штрафные санкции, например увеличение взимаемого процента, а при дальнейшей отсрочке (в России - свыше трех месяцев) - возвращение кредита в полной сумме и процентов по кредиту в судебном порядке.

Возвратность кредита означает необходимость возврата кредита в определенный срок, установленный в кредитном договоре. Сроки возврата кредита устанавливаются с учетом его целевого назначения, вида и срока кредитования.

Обеспеченность кредита. Этот принцип выражает необходимость защиты имущественных интересов кредитора при возможном нарушении заемщиком принятых на себя обязательств и находит практическое выражение в таких формах кредитования, как ссуды под залог или под гарантии банков, страхование кредитов.

Платность кредита выражается в том, что банк за предоставленные свои средства во временное пользование заемщику взимает с последнего определенную плату. Принцип платности реализуется банком через процентную политику банка, т.е. плата за кредиты взимается в форме процента, размер которого устанавливается соглашением между кредитором и заемщиком в кредитном договоре. Процентная ставка кредита - своего рода стоимостьткредитных ресурсов банка - обеспечивает возмещение затрат по вкладным операциям и содержание сотрудников, получение прибыли и других расходов банка.

Принцип дифференцированности кредита означает, что процентные ставки по кредитам зависят от вида, срока и целевой направленности кредита. Например, процентная ставка по краткосрочным кредитам выше, чем по долгосрочным, от кредитного риска каждой кредитной сделки зависит процент за нее. Дифференциация кредитования зависит от показателей платежеспособности и кредитоспособности заемщика.

Целевая направленность кредита распространяется на большинство видов кредитов, выражая необходимость целевого использования полученных средств заемщиком от кредитора. Кредит должен быть использован строго по назначению. Например, кредит полученный на выплату заработной платы не должен использоваться на приобретение товарно-материальных ценностей. Сотрудники кредитного отдела банка осуществляют последующий контроль за целевым использованием выданных кредитов заемщиком.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 289.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...