Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Роль практической психологии в образовании.




Практическая психология содействовала переориентации образования на индивидуальное развитие личности. Логическим следствием этого процесса явилась организация службы практической психологии как сферы человековедения.

Служба практической психологии доказала свою эффективность в решении широкого спектра проблем: проектирование развивающего образа жизни личности, составление психологического портрета индивидуальности, оказание психологической помощи: при работе с семьей ребенка, при выборе жизненного пути и профессиональной карьеры, в том числе в процессе профессиональной адаптации, а также при выявлении причин отклонений в развитии личности, профилактике и коррекции подобных отклонений. Практический психолог содействует гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях.

Задачи практической психологии:

Решение научно-исследовательских задач практической психологии нацелено на изучение закономерностей развития и формирования личности, на разработку методологических основ деятельности практического психолога, способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях различных социальных систем.

Решение прикладных задач практической психологии связано с психологическим обеспечением оптимального функционирования учреждений и организаций, труда персонала и отдельных индивидуумов. Это предполагает составление специальных обучающих программ; написание учебников и учебных пособий по практической психологии; разработку психологических рекомендаций и методических материалов, программ подготовки и переподготовки кадров, психологического обоснования деятельности служб практической психологии; создание проектов нормативных документов такой деятельности.

Практические задачи определяются конкретными проблемами профессиональной деятельности психолога: в учреждениях и организациях различного профиля, в специализированных психологических кабинетах и центрах.

Основные задачи практической психологии (в образовании):

  1. содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к самовоспитанию и саморазвитию, своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и интеллекта;
  2. обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку на основе психолого-педагогического изучения детей;
  3. профилактика и преодоление отклонений в интеллектуальном и личностном развитии ребенка;
  4. психологическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания, включая составление учебных программ, учебников, разработку психол. оснований дидактических и методических материалов, подготовку педагогов, воспитателей, психологов и т.п.;
  5. выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в развитии.

Пять основных направлениях практической психологии:

1. Психопрофилактика подразумевает работу по предупреждению дезадаптации персонала организации или детей в образовательном учреждении, просветительскую деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки людей.

2. Важнейшей целью психодиагностики является добывание психологической информации о человеке или группе, конкретных знаний о конкретном человеке, полученных на основе обобщенной научной теории.

3. Психологическая коррекция - это целенаправленное воздействие на те или иные сферы психики клиента, ориентированное на приведение ее показателей в соответствие с возрастной нормой.

4. Психологическое консультирование обеспечивает человека необходимой психол. инф-цией и создает ему условия - в результате общения с психологом - для преодоления жизненных трудностей и продуктивного существования в конкр. обстоятельствах.

5. Психотерапия направлена на оказание помощи клиенту при решении серьезных психологических проблем в переструктурировании личности в тех случаях, когда отсутствуют проявления психического заболевания.

Перечисленные направления практической психологии расположены в порядке возрастания ответственности психолога за результаты своей профессиональной деятельности и усложнения комплекса средств, используемых в процессе работы. Каждое из направлений характеризуется специфическими задачами. Отличия между направлениями можно увидеть и в степени стандартизации применяемых психологом средств. Наиболее стандартизированной можно считать психодиагностику, наименее стандартизированными являются психол. консультирование и психотерапия, поскольку они открывают простор для творчества психолога и постоянного поиска неординарных решений в каждом конкретном случае.

Платонов выделил 2 основания для дифференциации психологических наук:

1. Внутренние – разнообразие проявлений психики

2. Внешние – связь психологии с другими науками.

Соответственно этим основаниям психологию можно разделить на:

· Теоретическую: общая ψ, история ψ, философия ψ, методология ψ

· Отраслевая: ψ развития, зоопсихология, психогенетика, нейропсихология, психофармакология, педагогическая ψ, ψ обучения, ψ воспитания, медицинская ψ, детская ψ, клиническая ψ, ψ труда, ψ спорта, военная ψ, космическая ψ, авиационная ψ, юридическая ψ, общественная (социальная) ψ (включает в себя и ψ личности).

Ананьев – схема основных проблем и наук о человеке:

1. Индивид и его онтогенез – общая ψ, дифференциальная ψ, возрастная ψ, психофизиология, онтопсихология

2. Личность и ее жизненный путь - общая ψ, дифференциальная ψ, сравнительная ψ, психолингвистика, ψ отношений, психологическое учение о мотивации

3. Субъект деятельности – ψ познания, ψ творчества, ψ труда, общая ψ, генетическая ψ

Ганзен – на основе пентабазиса:

 

Ψ деятельности                           ψ развития          

(труда, познания,                  (онтогенеза, сравнительная,

общения, поведения)                  филогенеза, антропогенеза)

 

                         общая ψ

              (психофизиология, психофизика,

               животных, групповых субъектов)










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 163.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...