Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Разъяснить теории происхождения славян




История Украины как наука. Предмет и задание курса. Периодизация истории Украины

Термин "история" древнегреческого происхождения. Сначала он означал "исследования", "рассказ", то есть изучение прошлого. Впоследствии этот термин перешел в латинский язык и распространился во всех странах Европы.
Есть несколько значений понятия "история". В широком смысле слова история - это общий процесс развития. Мы говорим об истории человека, природы, науки, культуры; Под историей в более узком смысле слова мы понимаем жизнь и развитие человеческого общества. Этим термином обозначается также наука, изучающая прошлое человечества. Обобщая, можно сказать, что история - это с одной стороны процесс, а с другой - познание этого процесса.
Составной частью общей истории человечества и культуры, частью национального мировоззрения есть история Украины.

Задача этого курса заключается в том, чтобы на основе научных источников, всестороннего системного изучения помочь молодежи овладеть материалом по истории Украины, осознать суть современных взглядов на прошлое, пересмотреть прежние оценки общественно-политических процессов, исторических событий, явлений.
Предметом курса истории Украины является изучение развития человеческого общества на украинских землях, сложного исторического пути народа Украины, деятельности исторических лиц, политических партий, общественно-экономических, политических, культурных процессов исторического развития украинского народа.

 

Первой попыткой общей периодизации истории Украины была концепция М. Грушевского. Порогом исторических времен для украинского народа Грушевский называет IV век по Христу.
Главным содержанием первого периода исторической жизни нашего народа была организация Русского государства, объединения ее в одно "политическое тело" и принятия христианства,
Второй переходный период - открывается серединой XIV века, когда земли Украины вошли в состав Великого Княжества Литовского и Польши.
Третий период - это период народной борьбы с враждебным общественно-экономическим устройством. Своеобразной чертой содержания этого периода является сочетание борьбы национальной с религиозной.
В советские времена такой подход к периодизации был осужден. Историческую схему М. Грушевского в основном приняли и дополнили историки диаспоры. Первый период - это княжеская государственная формация (Киевская Русь и Галицко-Волынское государство), второй - казацко-гетманская государство и третий - модерна украинская государственность, которая возродилась в 1917-1918 годах.
Другие украинские историки периодизацию украинской истории связывают с этапами формирования украинской государственности:
- Древняя история до VI века;
- Средневековье - Киевская Русь, Галицко-Волынское княжество, Литовско-Русское княжество VII - XV вв
- Ранняя история - Украинское казацкое государство XVI - XVIII вв.
- Украинские земли в составе Российской и Австрийской империй ХIХ в.
- Украинская революция 1917-1920 гг
- Советская Украины 1921-1991 гг
- Украина независимое 1991 - до настоящего времени.

 

 
















Охарактеризовать дославянские народы на территории Украины

Впервые люди на территории Украины появились 1млн лет назад, этому свидетельствует найденая стоянка Королёво (Украина) на Закарпатье.
30.000 лет назад в Украину пришли кроманьонцы.С 6-го по 3-е тысячелетие до н.э. на территории Украины существовала Трипольская цивилизация, которая внесла значительный вклад в дальнейшее украинское исскуство и культуру (украинская керамика, украинская архитектура, украинская живопись).Трипольцы были мирными пахарями, жили в небольших городах. Государственный устрой представлял из себя конфедерацию племён, которые объединялись вместе против вторжения завоевателей и жили отдельно в мирное время. Часть исследователей называет эту часть украинской истории “Арратой”, выделяя отдельную, высокоразвитую древнюю украинскую цивилизацию. И хотя эта идея имеет ряд аргументов и подтверждена некоторыми археологичными раскопками, доказательств подобной теории слишком мало. Примерно во 3-м тысячелетии до н.э. трипольцы были вытеснены ямной культурой, частично были смешаны с представителями курганной культуры таким образом образоваав Усатовскую культуру (Юг Украины, Север Румынии, Молдова). По версии М.Гумбатуса и Дж.Мэллори именно усатовская культура стала ядром формирования греческой цивилизации. На Юго-Западе Украины с 3 до 2-го тысячлетий до н.э. характерной культурой является Белогрудская культура, которая наряду с бронзовыми орудиями также использовала каменные. в дальнейшем эта культура имигрировала на Балканы и стала основой создания фракийских племён. Примерно в 1500-м году до н.э. на территории Украины появляются кочевые племена. Одни из них – легендарные киммерийцы (9-7 века до н.э.) о которых впервые упоминается в письменых источниках. В 7-м веке до н.э. в Украину приходят скифы, которые создают своё централизованое государство. По свидетельству Геродота скифы делятся на несколько народов: царские скифы (Северное Причерноморье), скифы-кочевники (территория на восток от Днепра), скифы-земледельцы (между Дунаем, Южным Бугом и Днепром) и скифы-орачи (Северо-Запад Украины). Вероятнее всего скифы-земледельцы и скифы-орачи – это потомки трипольцев и иных местных культур частично смешавшихся с племенами скифов.Скифы успешно отбили завоевание персов и вели ряд войн с греками, но в 3-м веке до н.э. скифов вытесняют сарматы, которые ассимилируют родственные племена скифов, а царских скифов (вероятно наиболее сильное племя скифов) вытесняют в Крым, где их потомки живут и поныне.В 5-м веке до н.э. в Южное Причерномрье приходят греки, которые основывают ряд колоний – Ольвию, Херсонес, Боспор.Сарматы охарактеризовали себя как агрессивный народ. Сарматы провели несколько войн с римлянами. Примечательно, что женщины сарматов наравне с мужчинами принимали участие в войнах – за что родились легенды об амазонках.В 3-м веке Н.Э. в Украину пришли готы, которые вытеснили сарматов на
территорию Кавказа и в Римскую империю (известно что несколько сарматских подразделений являлись неотъемлимой частью римского гарнизона в Британии).Готская держава была разгромлена гуннами в 4-м столетии н.э.. Готы были вытеснены на территорию римской Дакии, а зетем далее на Балканы и в Германию.Именно на территории гуннской державы впервые появились славяне.

 



Разъяснить теории происхождения славян

Первым, кто попытался ответить на вопросы: откуда, как и когда появились славяне на исторической территории, был древнейший летописец Нестор - автор «Повести временных лет». Он определил территорию славян, включая земли по нижнему течению Дуная и Паннонию. Именно с Дуная начался процесс расселения славян, то есть славяне не были исконными жителями своей земли, речь идет о их миграции. Следовательно, киевский летописец явился -родоначальником так называемой миграционной теории происхождения славян, известной как «дунайская» или «балканская». Популярной она была в сочинениях средневековых авторов: польских и чешских хронистов ХШ- XIV вв. Это мнение долгое время разделяли историки XVIII - нач. XX вв. Дунайскую «прародину» славян признавали, в частности, такие историки, как С. М. Соловьев, В. О. Ключевский и др. По мнению В. О. Ключевского, славяне переселились с Дуная в Прикарпатье. Исходя из этого, в его работе прослеживается мысль о том, что «история России началась в VI в. на северо-восточных предгорьях Карпат». Именно здесь, по мнению историка, образовался обширный военный союз племен во главе с племенем дулебов-волынян. Отсюда восточные славяне расселились на восток и северо-восток до Ильмень-озера в VII-VIП вв. Так, В.О.Ключевский видит восточных славян сравнительно поздними пришельцами на своей земле. К эпохе средневековья восходит зарождение и распространение еще одной миграционной теории происхождения славян, получившей наименование «скифо-сарматской». Впервые она зафиксирована Баварской хроникой XIII в., а позднее воспринята многими западноевропейскими авторами XIV - ХVШ вв. Согласно их представлениям, предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья на север и осели под этнонимами «скифы», «сарматы», «аланы» и «роксоланы». Постепенно славяне из Северного Причерноморья расселились на запад и юго-запад. В начале XX в. вариант, близкий к скифо-сарматской теории, предложил академик А. И. Соболевский. По его мнению, названия рек, озер, гор в пределах расположения древних поселений русского народа якобы показывают, что русские получили эти названия от другого народа, который был здесь ранее. Такой предшественницей славян, по предположению Соболевского, была группа племен иранского происхождения (скифского корня). Позже эта группа ассимилировалась (растворилась) с жившими далее к северу предками славяно - балтийцев и дала начало славянам где-то на берегах Балтийского моря, откуда славяне и расселились. Иной вариант миграционной теории дал другой крупный историк и языковед академик А. А. Шахматов. По его мнению, первой прародиной славян был бассейн Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике. Отсюда славяне, приняв имя венедов (от кельтов), продвинулись на Нижнюю Вислу, откуда только что перед ними ушли в Причерноморье готы (рубеж II - III вв.). Слдовательно, здесь (Нижняя Висла), по мнению А. А. Шахматова, была втоорая прародина славян. Наконец, когда готы ушли из Причерноморья, то часть славян, а именно восточная и южная их ветви, двинулась на восток и на юг в Причерноморье и образовала здесь племена южных и восточных славян. А значит, следуя этой «прибалтийской» теории, славяне явились пришлыми на землю, на которой они затем создали свои государства. Существовал и существует ряд других теорий миграционного характера происхождения славян и их «прародины»- это и «азиатская», выводившая славян с территории Средней Азии, где предполагалась общая для всех индоевропейцев «прародина», это и «среднеевропейская», по которой славяне и их предки оказывались пришельцами из Германии (Ютландии и Скандинавии), расселяясь отсюда по Европе и Азии, вплоть до Индии, и ряд других теорий. В противоположность теориям миграционного характера в советской историографии признается автохтонность происхождения славян. Интересными на этот счет являются взгляды историков не только нашей страны, но и наших соседей. В частности, близкими к воззрениям наших ученых 50-х - 70-х годов XX в. были и чешские исследователи, последователи крупного славянского ученого Л. Нидерле. Они считали, что славянство образовалось на обширной территории, в состав которой вошла не только территория современной Польши, но также значительная часть современной Украины и Белоруссии. По этой точке зрения - восточные славяне явились автохтонами (местными жителями) на своей земле. Подобные взгляды были высказаны болгарскими и польскими учеными. Отечественные историки в отражении данного вопроса отмечают сложность самого процесса происхождения славян. По их глубокому убеждению, первоначально складывались отдельные мелкие разрозненные древнейшие племена на определенной обширной территории, которые затем образовались в более крупные племена и их объединения и, наконец, в исторически известные народы, образующие нации.Следовательно, народы образовались в ходе истории не от единого исконного «пранарода» с его «праязыком» путем последующего его распадения и расселения из какого-то первоначального центра («прародины»), а наоборот, путь развития в основном шел от первоначальной множественности племен к последующему постепенному их объединению и взаимному скрещиванию. При этом мог, конечно, идти в отдельных случаях и вторичный процесс - процесс дифференциации уже сложившихся ранее крупных этнических общностей.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 263.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...