Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Почитание Богородицы и святых




Чем Православие отличается от католицизма, протестантизма и монофизитства?

Москва 2014 год

Рекомендовано к печати Издательским Советом Русской Православной Церкви

Диакон Георгий Максимов. Чем Православие отличается от католицизма и монофизитства? М., 2014. – 64 с.

Чем Православная Церковь отличается от других сообществ, называемых себя «церквами»? В это брошюре коротко и просто изложены основные отличия Православия от римо-католицизма, протестантизма и сообществ той вероучительной традиции, которые святые отцы называли монофизитством. Рассказано также о самом процессе разделений, произведших среди людей, которые называют себя христианами.

В качестве приложения дана статья диакона Георгия Максимова «Без Христа спасения нет».рр

Текст печатается по изданию: Диакон Георгий Максимов. Чем Православие отличается от католицизма, протестантизма и монофизитства? Православное Миссионерское общество имени прп. Серапиона Кожеозерского, Москва, 2011.

 

Истинная Церковь

 

Господь Иисус Христос сказал: я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её (Мф. 16, 18).

Все, кого собирает в своих любящих объятиях Отец Небесный, составляют эту Церковь. Они становятся духовно единым сообществом, новым народом святым.

Церковь – это семья Божия, созданная словом и Кровью Иисуса Христа, руководимая Богом Отцом и вдохновляемая Духом Святым. Глава Церкви – Сам Христос, обещавший: Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 20).

Членами Церкви являются все те, кто признаёт ту истину, которую Христос открыл Своим апостолам, искренне верят Ему, принимают участие в переданных апостолами священнодействиях и оказывают послушание духовным наследникам апостолов – епископам.

Войти в эту семью может любой человек, независимо от пола, возраста и национальности.

Церковь Христова единая, святая, вселенская и апостольская. Как в едином теле есть разные члены – руки, ноги и др., так и в единой Христовой Церкви есть разные Поместные церкви. Они иногда отличаются языком богослужения и некоторыми обычаями, но во всём главном составляют полное единство – в вере, в нравственном законе, в молитве и установленных Христом священнодействиях.

Ныне существуют такие Поместные церкви: Константинопольская, Иерусалимская, александрийская, Антиохийская, Русская, Кипрская, Элладская, Сербская, Болгарская, Румынская, Грузинская, Албанская, Польская, Чешских земель и Словакии, Американская.

Своим обещанием о том, что «врата адова не одолеют Церковь», Господь дал понять, что она ни когда не исчезнет и никто не сможет уничтожить её, а также, что она ни когда не может, ни отпасть от веры, ни ошибиться в истине, ибо Дух Святой, всегда действующий через верно служащих отцов и учителей Церкви, предохраняет её от всякого заблуждения. 

Как говорит святитель Филарет Московский, «Церковь – свята, хотя в ней и согрешающие. Согрешающие, но очищающие себя истинным покаянием не препятствуют Церкви быть святой, а нераскаянные грешники или видимым действием церковной власти, или невидимым действием суда Божия как мёртвые члены отсекаются от тела Церкви, и таким образом она и в этом отношении сохраняется святой».

Среди тех, кто оказался, таким образом, отсечён от Церкви, были те, кто желал исказить полученную от Апостолов веру и вместо истины учить других собственным выдумкам. Сам Господь Иисус Христос предсказывал появление таких лжеучителей. И вот они – все те, кому своя ложь была дороже Божественной правды, - в разные века отходили от Церкви Христовой и создавали собственные общины, которые также называли «церквями». Чтобы указать отличие от всех фальшивых «церквей», созданных смертными людьми, истинная Церковь, основанная Богочеловеком Христом, приняла утончающее название: «Православная», что означает: «правильно славящая Бога».

Как произошли отделения

Православная Церковь сохранила неповреждённой ту истину, которую открыл апостолам Господь Иисус Христос. Но Сам Господь предупредил Своих учеников, что из среды тех, кто будет с ними, появятся люди, которые захотят исказить истину и помутить её своими выдумками: Берегитесь лжепророков, которые суть волки хищные (Мф. 7, 15).

И апостолы тоже предупреждали об этом. Например, апостол Пётр писал: У вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. ИМ многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении, …Оставив прямой путь, они заблудились, …им приготовлен мрак вечной тьмы    (2 Пет. 2, 1-2, 15, 17). 

Под ересью понимается ложь, которой человек следует сознательно. Путь, который открыл Иисус Христос, требует от человека самоотверженности. Тот, кто любит истину, ради неё готов отказаться от всякой лжи в своих мыслях и в своей жизни, чтобы истина вошла в него, очистила и освятила.

  

Но не все вступают на этот путь с чистыми намерениями. И последующая жизнь в Церкви выявляет их негодное настроение, и они отпадают от Церкви.

Бывает грех поступка – когда человек делом нарушает заповеди Божии, а бывает грех ума, когда человек предпочитает свою ложь божественной истине. Второе и называется ересью. И среди тех, кто называл себя в разные времена православными христианами, выявлялись как люди, преданные греху поступка, так и люди, преданные греху ума. Тот и другой человек, если сделал твёрдый выбор в пользу греха, не может оставаться в Церкви и отпадает от неё. Так на протяжении истории из Православной Церкви уходили все, кто выбрал грех.

Апостол Иоанн говорил о них: Они вышли от нас но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши (1 Ин. 2. 19).

 Их участь незавидна, ведь в Писании сказано, что предающиеся ереси… Царствия Божия не наследуют (Гал. 5, 20-21).

Когда появились еретики, привносящие ложь, святые отцы Православной Церкви начинали объяснять им их заблуждения и призывали отказаться от этих вымыслов и обратиться к правде. Некоторые, будучи убеждены их словами, исправлялись, но далеко не все. И о тех кто упорствовал во лжи, Церковь произносила свой суд, свидетельствуя о том, что они не являются истинными последователями Христа и членами основанного Им сообщества верных. Так исполнялся апостольский совет: Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратиться и грешит, будучи самоосуждён (Тит. 3, 10 – 11).

Подобных людей в истории было не мало, и ниже мы кратко опишем лишь самые распространённые и многочисленные из основанных ими «церквей», что сохранились до наших дней. Так же при этом будет указано, что отличает их путь от пути Православной Церкви.

Монофизитство

(так называемые Восточные Церкви)

Православная Церковь с древнейших времён сохраняла ту истину, что Господь Иисус Христос есть одновременно истинный Бог и истинный Человек, а значит, после воплощения Он в своём Лице соединил две природы – Божественную и человеческую, и так стал единородным Отцу по божеству и единородным нам по человечеству, так что при неслитном и нераздельном соединении сохранаяется особенность каждой природы. Именно поэтому Сам Господь Иисус Христос называет Себя и Сыном Божиим (см. Ин. 10, 36), и Сыном Человеческим (см. Мк. 2, 10). Как Бог Он исцеляет больных (см. Мф. 12, 15), воскрешает мёртвых (см. Ин. 5, 21) и повелевает бурей (см. Мк. 4, 39), а как человек Он спит (см. Мк. 4, 38), ест и пьёт 9см. Мф. 11, 19), испытывает голод (см. Мф. 21, 18), терпит страдания и смерть (см. Мк. 15, 25 – 37).

Однако в V веке появились те, кто стал утверждать, что у Иисуса Христа только одна природа – божественная, которая будто бы полностью поглотила человеческую природу. По их мнению, при воплощении человеческая природа, воспринятая Богом Сыном, утратила всякую собственную действительность и лишь мысленно может различаться от Божественной.

Это заблуждение получило название «монофизитство» (то есть вера в одну природу), и последователи его, отделившись от Православной Церкви, стали затем разделяться так же между собой на разные течения.

Многие святые отцы убеждали монофизитов отказаться от этого заблуждения и показывали его ошибочность. Например, святой Никита Стифат писал, что честный христианин не может признавать одну природу в Иисусе Христе – ведь в таком случае либо это только это божественная природа, и тогда Он не стал человеком, не спас и не очистил нашу природу от искажения, либо это человеческая природа, и тогда он при воплощении перестал быть Богом, что абсурдно, либо это какая то новая, богочеловеческая природа, сложенная из двух, но тогда это значит, что Он и не единоприроден Отцу и Духу, и не единоприроден Деве Марии и прочим людям, «и таким образом Он не будет известен, ни как Бог, ни как человек» (Первое обличительное слово против армян, 5).

Но, к сожалению, далеко не все захотели слушаться голоса Православной Церкви, и многие продолжали держаться монофизитства. В это заблуждение с самого начало уклонились большинство христиан Египта и Эфиопии, а так же Сирии. Армянские христиане несколько столетий колебались, то переходя в монофизитство, то возвращаясь в Православие, пока, наконец, не отпали окончательно в IX веке. Самыми последними к монофизитству присоединились христиане Индии, которые, после того как в XVII веке отвергли навязанное португальскими захватчиками подчинение папе римскому, обратились за поддержкой к Сирийской Восточной Церкви, и таким образом восприняли от них монофизитскую веру.

   В настоящее время это заблуждение исповедуют члены так называемых Восточных Церквей: Коптской, Армянской, Эфиопской, Сирийской и Маланкарской Церкви индии. Они не называют себя монофизитами, но в своих изложениях веры по-прежнему пишут о том, что во Христе одна природа, и по-прежнему тех, кто изобрёл монофизитское заблуждение, почитают как святых.

Римо-католицизим

В XI веке от Вселенской Православной Церкви отпала Поместная Римская Церковь. Она отпала из-за того, что её члены не хотели отказаться от заблуждений, которые среди них распространились.

Этих заблуждений, которые и отличают Римо-католическую церковь от Православной Церкви, несколько, из них два главнейших – одно в учении о Церкви, а второе о Боге.

Папизм

Апостол Павел, говоря о Христе, сказал, что Бог Отец поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его (Еф. 1, 22-23). Поэтому Православная Церковь со времён со времён апостольских сохраняет неизменным учение о том, что главой Церкви, основанной Христом, является Сам Христос.

А римо-католики учат, что главой Церкви будто бы является главный епископ Рима – папа римский, и называют его наместником, то есть официальным заместителем Христа на земле. Поэтому, по их мнению, он должен обладать непосредственной властью над всеми членами Церкви.

Святые отцы говорили, что по своему действию главным заблуждением Римской церкви является именно это «это горделивое искание преобладания епископов Рима над прочими восточными Патриархами» (прп. Амвросий Оптинский), их «претензия на главенство и самовольное управление всей вселенской Церковью» (св. прав. Иоанн Кронштадский).

Изначально все епископы, в том числе предстоятели Поместных Церквей, воспринимали себя как служителей, соработников апостолов и обращались друг к другу как братья одной большой семьи. Но со временем, увы, папа римский из-за любви к власти захотел быть в церкви «не первым между братьями, …а господином над рабами» (свт. Илия Минятий).

Поэтому те, кто последовал за эти заблуждением римских пап и назвал себя римокатоликом, стали верить, что Господь Иисус Христос дал абсолютную власть по управлению всей Церковью одному человеку – римскому папе, но православные христиане твёрдо держаться изначальной истины, которая заключается в том, что не одному какому-то человеку дал Господь такую власть, всей церкви, выразителем которой является собор апостолов или их преемников – епископов.

Именно поэтому, говоря о том, что делать при разрешении споров между христианами, Он в качестве верховного авторитета указал не одного какого-то человека, а Церковь: Скажи Церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18, 17).

Именно поэтому Господь сказал: Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них (Мф. 18, 20). «Так, Он Сам обещал присутствовать там, где соберутся двое или трое во имя Его, то есть на Соборе. Значит, слова собора суть слова Иисуса Христа и, следовательно, …слова, которым должны верить и повиноваться все, не исключая и римского епископа».

Именно поэтому Господь самим апостолам сказал: Все же вы - братья (Мф. 23, 8). Поэтому и апостолы, когда возникли общецерковные вопросы, требующие решения, собрались в Иерусалиме на собор и сообща решили их при содействии Духа Святого, как они сами сказали: Угодно Святому Духу и нам (Деян. 15, 28).

Из упомянутого заблуждения о главенстве вытекало второе, связанное с ним заблуждение католиков – позднее они стали утверждать, что римский папа не может ошибаться, когда рассуждает о вере и нравственности, и поэтому называют его непогрешимым.

Но православные христиане знают, только Церковь, есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15); отдельный, же человек всегда может погрешить в вере и изложить ошибочное суждение. Поэтому Православная Церковь издревле, когда появлялись еретики и начинались суждения о вере, никогда не полагались на голос отдельного лица, а созывала Вселенские Соборы, по примеру апостолов, созвавших первый Собор в Иерусалиме.

И на некоторых Вселенских Соборах (втором и пятом) даже не было ни самого папы римского, ни его представителей, а уже затем папы послушно признавали необходимость следовать решениям этих Соборов, из чего хорошо видно, что Собор, как представитель всей Церкви, и без папы римского имеет всласть истинно решать всякое церковное дело по вдохновению Святого Духа.

Хотя среди римских пап были святые и благочестивые люди, особенно в первое тысячелетие, когда Римская Церковь была частью Православной церкви, однако история знает много примеров и того, как римские папы впадали в заблуждение, совершали грехи и противоречили друг другу, так что сама жизнь опровергает католическое заблуждение и о папской непогрешимости, и о его главенстве. У Святой Церкви не может быть главой грешный человек, её главой является безгрешный богочеловек Иисус Христос.

В прошлые века у католиков так же было представление о том, что папа римский имеет верховную власть не только духовную над архиереями, но и светскую над царями, однако и здесь сама жизнь опровергла  это учение, когда европейские короли отказались признавать эту власть, а собственная страна папы римского сократилась до крошечного государства Ватикан.

Своё заблуждение католики пытаются обосновать тем, что будто бы Господь Иисус Христос вместо Себя поставил главой Церкви апостола Петра, который будто бы стал первым епископом города Рима, и после смерти эта власть каким-то образом перешла к последующим епископам Рима.

Однако эти утверждения ошибочны. Апостолы Христовы считали Петра равным себе собратом, а не верховным главой над собою, это видно, например, из того, что на Соборе в Иерусалиме они дали председательство не Петру а Иакову (см. Деян. 15, 13).

И апостол Пётр не был римским епископом, поскольку епископы – это приемники апостолов, а сами апостолы нигде не называли себя епископами. Они, переходя с проповедью из города в город, ставили епископами над появившимися общинами. Известно, что апостол Пётр поставил первого епископа в Антиохии.

Наконец, надёжно известно, что в древние века христиане не считали римских епископов главою всей Церкви и тем более непогрешимыми в вопросах веры, но предстоятели всех Поместных Церквей считались равными друг другу в их служении под единым Главой Христом.

Римо-католики стараются оправдать своё заблуждение, ссылаясь на слова Христа, сказанное апостолу Петру: Ты – Пётр (камень), и на сём камне Я создам Церковь Мою (Мф. 16, 18). Однако, как свидетельствует cв. прав. Иоанн Кронштадтский, «всеми святыми отцами первых и последующих веков признано, что под основным Камнем надо разуметь Самого Иисуса Христа –  Камень же был Христос (1 Кор. 10, 4)». Эти слова Господа были сказаны апостолу Петру потому, что он не исповедал истинную веру во Христа как Сына Божия, и они точно так же относятся ко всякому носителю истинной веры.

По мнению святых отцов Православной Церкви, католицизм этим своим заблуждением «присваивает папе свойства христовы и тем отвергает Христа» (cвт. Игнатий (Брянчанинов)). Ведь «католики, признав главой церкви папу, возвели его на престол вместо Христа и обоготворили его, а Христа поставили на задний план. Папу сделали наместником Христа, между тем как Христос с нами пребывает во все дни до скончания века (Мф. 28, 20). … Признавая главою церкви папу, настоящую Главу Церкви – Христа, они потеряли и остались без Главы… Просвети, вразуми и спаси их, Господи» (св. прав. Иоанн Кронштадтский).

Филиокве

Господь Иисус Христос засвидетельствовал, что Святой Дух, Дух истины… от Отца исходит (Ин. 15, 26). Поэтому Православная Церковь с самых ранних времён и до ныне учит о том, что Святой Дух исходит от Отца.

А римо-католики изобрели учение о том, что Святой Дух будто бы одновременно исходит и от Отца, и от Сына, и в XI веке под давлением германских императоров Римская Церковь внесла эту прибавку в текст древнехристианского Символа веры. Хотя прежде сами римские папы боролись со сторонниками этой прибавки, противоречащей словам Господа.

Через привнесённое такое новшества в веру происходит искажение и самого представление о Боге.

Ведь согласно истине, Бог Отец есть единое начало Лиц Божества, так что и Сын, и Дух – от одного Отца, Первый рождается, Второй исходит. И как нельзя сказать, что Сын рождается от Отца и Духа, так нельзя сказать, что святой Дух исходит от Отца и Сына. Таким образом в едином Боге пребывает единое начало при равенстве Лиц, - совершенная гармония, которую нарушает католическое прибавление. Ведь оно предполагает в Триедином боге не одну общую, а две причины – одна для Сына (Отец), а другая для духа (Отец и Сын) – и тем вносит неравенство Лиц Сына и Духа.

Другие отличия

Кроме того, есть и другие отличия: православные христиане учат, что всякий человек, происшедший от Адама естественным путём, рождается во грехе, так что и Сама Богородица наследовала ту же искажённую грехом природу, которая нуждалась в спасении. Поэтому Она и называет Бога Своим Спасителем (см. Лк. 1, 47). А римо-католики вопреки этой истине придумали и в 1854 году утвердили учение, что будто бы богородица была непорочно зачата, то есть что почему-то последствия грехопадения Адама и Евы на Неё не распространились. Согласно этому католическому догмату, Божия Матерь, ещё до Своего рождения, была освобождена от власти первородного греха и потому не могла грешить.

Православные христиане не согласны с таким преувеличением, потому что с ним не согласна Сама Дева Мария, называвшая Христа своим Спасителем, а спасал Он именно от власти греха. Более того, и Писание ясно говорит, что все согрешили и лишены славы Божией (Рим. 3, 23).

Православная Церковь благоговейно почитает Деву Марию, но из-за Её святости и непорочности жизни, а не из-за того, что будто бы она была изъята из всеобщих последствий грехопадения.

Ложная мысль обыкновенно влечёт за собой цепь других ложных мыслей. Поэтому, по слову прп. Амвросия Оптинского , едва только успело явиться на западе это неправое мудрование, что Дух Святой исходит и от Сына, как оно… ввело с собою мало-помалу другие новшества, противоречащие заповедям Спасителя нашего, как-то: кропление вместо погружения в Таинстве Крещения, отъятие у мирян Божественной Чаши и употребление опресноков вместо хлеба квасного, исключение из Литургии призывания Святого Духа. Также ввело новшества, нарушающие древние апостольские обряды Соборной Церкви, как-то: устранение крещаемых младенцев от миропомазания, устранение женатых мужчин от священства и прочее».

Протестантизм

Если какая-то ветвь отломится от дерева, то, потеряв связь с жизненными соками, неизбежно начнёт засыхать, растеряет свои листья, станет хрупкой и легко сломается при первом же натиске.

То же самое видно и в жизни всех сообществ, отделившихся от Православной Церкви. Как отломившееся ветвь не может удержать на себе листьев, так и те, кто отделяются от подлинного церковного единства, не могут больше сохранят уже и своё внутреннее единство. Это происходит потому, что, уйдя из Божией семьи, они теряют связь с живительной и спасительной силой Духа Святого, а то греховное желание противиться истине и ставить себя выше других, которое и привело их к отпадению от Церкви, продолжает действовать среди самих отпавших, обращаясь уже против них и приводя ко всё новым внутренним разделениям.

Итак, в XI веке от Православной Церкви отделилась Поместная Римская Церковь, а в начале XVI века от неё самой отделилась значительная часть людей, последовав за идеями бывшего католического священника Лютера и его единомышленников. Они образовали свои общины, которые стали считать «Церковью». Это движение носит общее название протестантов, а само их отделение называется Реформацией.

В свою очередь, протестанты также не сохранили внутреннего единства, но ещё больше стали делиться на разные течения и направления, каждое из которых утверждало, что именно оно является настоящей Церковью Иисуса Христа. Они продолжают делиться и до настоящего времени, и сейчас их в мире более двадцати тысяч.

У каждого их направления есть свои особенности вероучения, которые было бы долго описывать, и здесь мы ограничимся разбором только основных черт, которые свойственны всем протестантам и отличаются и отличают их от Православной Церкви.

Основной причиной появления протестантизма стал протест против учения и религиозной практики римо-католической Церкви.

Как отмечает святой Игнатий (Брянчанинов), действительно, «в Церковь Римскую вкрались многие заблуждения. Хорошо бы сделал Лютер, если б он, отвергнув заблуждения латинян, заменил эти заблуждения истинным учением Святой Христианской Церкви; но он заменил их своими заблуждениями; некоторым заблуждениям Рима, весьма важным, вполне последовал, а некоторые усилил».

«Протестанты восстали против уродливой власти и божественности пап; но так как они действовали по заблуждению страстей, утопая в разврате, а не с прямой целью стремления к святой Истине, то и не оказались достойными узреть её».

Они отказались от ошибочной идеи о том, что папа римский является главой Церкви, но сохранили католическое заблуждение о том, что Дух Святой исходит от Отца и Сына.

Однако и в том, что они отказались от ошибочного католического учения о папе римском, они не приблизились к Православию, потому что, как говорил священномученик Илларион (Троицкий), «протестантизм был протестантом в той же самой плоскости; он не восстановил древнего христианства заменил другим… Истина и спасение даны Церкви. Латинство, отпав от Церкви, изменило этому сознанию и провозгласило: истина дана отдельной личности папы – пусть одного папы, но всё же отдельной личности, - и папа же заведует спасением всех. Протестантизм только возразил: почему же истина дана одному только папе? – и добавил: истина и спасенье открыты всякой отдельной личности независимо от Церкви. Каждый отдельный человек был произведён в непогрешимые папы. Протестантизм… со своим бесчисленным количеством пап совершенно уничтожил идею Церкви, подменил веру рассудком отдельной личности и спасение в Церкви подменил мечтательной уверенностью в спасении через Христа без Церкви, в эгоистической обособленности… Принципиальная сторона протестантизма пришлась весьма по сердцу человеческому себялюбию и своеволию всех родов. Себялюбие и своеволие… обнаруживается в бесконечном делении и дроблении самого протестантизма».

Писание

Протестанты сформулировали принцип «только Писание», он означает, что авторитет ими признаётся лишь за Библией, а Священное Предание Церкви они отвергают.

И в этом они противоречат сами себе, - ведь само Священное Писание указывает на необходимость почитать идущее от апостолов Священное Предание: Стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим (Фес. 2, 15), - пишет апостол Павел.

Если человек напишет какой-нибудь текст и раздаст его разным людям, а потом попросит объяснить, как они его поняли, то наверняка обнаружится, что кто-нибудь понял текст, правильно, а кто-то неправильно, вложив в эти слова свой смысл. Известно, что у любого текста возможны разные варианты понимания. Они могут быть верными, а могут быть ошибочными. То же самое и с текстом Священного Предания. И действительно , протестанты думают, что понимать Писание нужно так, как кому захочется. Но такой подход не может помочь обрести истину.

Вот так писал об этом святой Николай Японский: »Ко мне иногда приходят японцы протестанты, просят объяснить какое-либо место Священного Писания. «Да у вас же есть свои учителя-миссионеры – их спросите, - говорю я им. – что они отвечают?» - «Мы у них спрашивали, говорят: понимай, как знаешь; но мне нужно знать подлинную мысль Божию, а не моё личное мнение» … У нас не так, всё светло и надёжно, ясно и прочно – потому, что мы кроме Священного Писания принимаем ещё Священное Предание, а Священное Предание – это живой, непрерывающийся голос… нашей Церкви со времён Христа и Его апостолов доныне, который будет до скончания мира. На нём-то утверждается всё в целом Священное Писание».

Сам апостол Пётр свидетельствует, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою, ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет. 1, 20-21). Соответственно, только святые отцы, движимые тем же Духом Святым, могут открыть человеку истинное понимание Слова Божия.

Священное Писание и Священное Предание составляет одно нераздельное целое, и так было с самого начала.

Не письменно, а устно Господь Иисус Христос открыл апостолам, как понимать священное писание Ветхого Завета (см. Лк. 24, 27), и этому же они устно научили первых православных христиан. Протестанты желают подражать в своём устройстве ранним апостольским общинам, но впервые годы у ранних христиан вообще не было новозаветного писания, а всё передавалось из уст в уста, как предание.

Библия была дана Богом для Православной Церкви, именно в соответствии со Священным Преданием Православная Церковь на своих Соборах утвердила состав Библии, именно Православная Церковь задолго до появления протестантов с любовью сохраняла Священное Писание в своих общинах.

Протестанты же пользуясь Библией, не ими написанной, не ими собранной, не ими сохранённой, отвергают Священное Предание и тем самым закрывают для себя истинное понимание Слова Божия. Поэтому они часто спорят о Библии и нередко придумывают собственные, человеческие предания, не имеющие ни какой связи ни с апостолами, ни с Духом святым, и впадают, по слову апостола, в пустое обольщение, по преданию человеческому, …а не по Христу (Кол. 2, 8).

Таинства

Протестанты отвергли священство и священнодействия, не веруя, что через них может действовать Бог, а если даже оставляли нечто похожее, то лишь название их, полагая, что это только символы и напоминания об оставшихся в прошлом исторических событий, а не святая реальность сама по себе. Вместо епископов и священников они завели себе пасторов, не имеющих ни какой связи с апостолами, никакого преемства благодати, как в Православной Церкви, где на каждом епископе и священнике почиет благословение Божие, которое можно проследить от наших дней до Самого Иисуса Христа. Протестантский пастор лишь оратор и администратор жизни общины.

Как говорит святой Игнатий (Брянчанинов), «Лютер… с запальчивостью отвергая беззаконную власть пап, отверг и законную, отверг сам сан епископский, самую хиротонию, несмотря на то, что установление того и другого принадлежит самим апостолам, …отверг и Таинство Исповеди, хотя всё Священное Писание свидетельствует, что невозможно получить отпущение грехов без исповедания их». Отвергли протестанты и прочие священнодействия.

Почитание Богородицы и святых

Пресвятая Дева Мария, родившееся по человечеству Господа Иисуса Христа, пророчески сказала: Отныне будут ублажать Меня все роды (лк. 1, 48). Это было сказано об истинных последователях Христа – православных христианах. И действительно, с тех пор и до ныне из рода в род все православные христиане почитают Пресвятую Богородицу Деву Марию. А протестанты не желают Её почитать и ублажать, вопреки Писанию.

Дева Мария, как и все святые, то есть люди, до конца прошедшие по пути спасения, открытому Христом, соединились с Богом и пребывают всегда в согласии с Ним.

Богородица и все святые стали ближайшими и любимейшими друзьями Бога. Даже человек, если его о чём-то попросит любимый друг, постарается обязательно исполнить, также и Бог охотно слушает и скоро исполняет просьбы святых. Известно, что ещё при своей земной жизни, когда они просили, Он непременно откликался. Так, например, по просьбе Девы Марии Он помог бедным молодожёнам и сотворил чудо на пиру, чтобы избавить их от позора (см. Ин, 2, 1-11).

Писание сообщает, что Бог не есть Бог мёртвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20, 38). Поэтому после смерти люди не исчезают бесследно, но их живые души содержатся Богом, и те, кто святы, сохраняют возможность общения с Ним. И Писание прямо говорит о том, что умершие святые обращаются с просьбами к Богу и Он слышит их (см. Откр. 6, 9-10). Поэтому православные христиане почитают Пресвятую Богородицу и святых и обращаются к ним с просьбами о том, чтобы они походатайствовали перед Богом о нас. Опыт свидетельствует, что множество исцелений, избавлений от смерти и другой помощи получают прибегающие к их молитвенному заступлению.

Например, в 1395 году великий монгольский полководец Тамерлан с огромным войском отправился в Россию, чтобы захватить и разрушить её города, в том числе столицу Москву. У русских не было достаточно сил, чтобы противостоять такой армии. Православные жители Москвы стали усердно просить Пресвятую Богородицу о том, что бы она помолилась Богу о спасении их от надвигающейся беды. И вот однажды утром Тамерлан неожиданно объявил своим военачальникам, что нужно поворачивать армию и возвращаться назад. А на вопросы о причине ответил, что ночью во сне он увидел великую гору, на вершине которой стояла прекрасная сияющая женщина, которая приказала ему покинуть русские земли. И хотя Тамерлан не был православным христианином, но из уважения к святости и духовной силе явившейся Девы Марии подчинился и не стал захватывать Москву и другие русские города.

Если кто-то хорошо относиться к нашим друзьям, то на того и мы смотрим благосклонно, а тот же, кто не уважает наших друзей и сознательно пренебрегает ими, но обращается при этом с просьбами к нам, вряд ли может рассчитывать на должное расположение. К сожалению, протестанты не поняли этого и решили отрицать почитание и молитвы к возлюбленным друзьям Божиим – Деве Марии и святым.

Молитвы за умерших

Те православные христиане, которые при своей жизни не смогли победить грех и стать святыми, после смерти тоже не исчезают, но они сами нуждаются в наших молитвах. Поэтому Православная Церковь молится за умерших, веруя, что по этим молитвам Господь посылает облегчение посмертной участи наших умерших близких. Но протестанты и этого не хотят признавать и отказываются молиться за умерших.

Посты

Господь Иисус Христос, говоря о своих последователях, сказал: Придут дни, когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься в те дни (Мк. 2, 20).

Господь Иисус Христос был отнят у Своих учеников в первый раз в среду, - когда Иуда предал Его, а второй раз в пятницу, - когда злодеи убили Его на кресте. Поэтому во исполнении слов Его православные христиане с древнейших времён соблюдают пост каждую среду и пятницу, воздерживаясь ради Господа от вкушения продуктов животного происхождения – мяса, молока и яиц, а также от разного рода развлечений.

Господь Иисус Христос постился сорок дней и ночей (см. Мф 4, 2), подавая пример Своим ученикам (см. Ин. 13, 15). И апостолы, как сказано в Библии, служили Господу и постились (Деян. 13, 2). Поэтому православные христиане, кроме однодневных постов, имеют также многодневные, из которых главный – Великий пост.

А протестанты отрицают посты и постные дни.

Священные изображения

Тот, кто желает поклоняться истинному Богу, не должен при этом поклоняться ложным богам, которые выдуманы либо людьми, либо теми духами, которые отпали от Бога и стали злыми. Эти злые духи нередко являлись людям, чтобы ввести их в заблуждение и отвлечь от поклонения истинному Богу на поклонение себе.

Поэтому Бог, заповедав: Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим, добавил: Не делай себе кумира, …не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой (Исх. 20, 3-5). Поэтому православные христиане верят, что нельзя делать изображений ложных богов и почитать их.

Однако, повелев построить храм, Господь ещё в эти древние времена повелел также сделать в нём изображения Херувимов (см. Исх. 25, 18-22) – тех добрых духов, которые сохранили верность Богу, святых Ангелов. Поэтому с самых первых времен и православные христиане делали священные изображения святых – праведников, соединившихся с Господом. В древних подземных катакомбах, где во II-III веках собирались для молитвы и священнодействий христиане, гонимые язычниками, они изображали Деву Марию, апостолов, сюжеты из Евангелия. Эти древние священные изображения сохранились и до наших дней. Точно также в современных Храмах Православной Церкви есть те же самые священные изображения, иконы. При взгляде на них человеку легче вознестись душой к первообразу, сконцентрироваться на молитвенном обращении к нему. После молитв у этих изображений Бог часто посылает людям помощь, нередко происходят чудесные исцеления. В частности, при том чудесном случае избавления от войск Тамерлана в 1395 году православные христиане молились именно у одной из икон Богородицы.

Однако протестанты по своему заблуждению отвергают почитание священных изображений, не понимая разницы между ними и идолами. Это происходит из их ошибочного понимания Библии,3 а также от соответствующего духовного настроения – ведь не заметить принципиальной разницы между изображением святого и изображением злого духа лишь тот, кто не понимает разницы между святым и злым духом.

Другие отличия

Протестанты считают, что если человек признаёт Иисуса Христа Богом и Спасителем, то он уже становиться спасённым и святым, и никаких особых дел для этого не нужно. А православные христиане вслед за апостолом Иаковом считают, что вера, если не имеет дел, мертва сама по себе (Иак. 2, 17). И Сам Христос сказал: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7, 21). А значит, по мнению православных христиан, необходимо исполнять заповеди, выражающие волю Отца, и таким образом делами доказывать свою веру.

Также у протестантов нет монашества и монастырей, а у православных они есть. Монахи ревностно трудятся в том, чтобы исполнить все заповеди Христа. А кроме того, они берут три дополнительных обета ради Бога: обет безбрачия, обет нестяжания (неимения своего имущества) и обет послушания духовному руководителю. В этом подражают апостолу Павлу, который был безбрачен, нестяжателен и совершенно послушен Господу. Монашеский путь считается более высоким и славным, чем путь мирянина – семейного человека, но и мирянин также может спастись, и среди апостолов Христовых были женатые люди, а именно апостолы Пётр и Филипп.

Когда у святого Николая Японского в конце ХIХ века спросили, почему, хотя у православных в Японии всего два миссионера, а у протестантов шестьсот, тем не менее больше японцев обращалось в Православие, чем в протестантство, он ответил: «Дело не в людях, а в учении. Если японец, прежде чем принять христианство, основательно изучает его и сравнивает: в католической миссии узнаёт католичество, в протестантской – протестантство, у нас наше учение, то он, насколько я знаю, всегда принимает Православие… Что же это? Да то, что в Православии Христово Учение хранится чистым и целым; мы ничего не прибавили к нему, как католики, ничего не убавили, как протестанты».

Действительно, православные христиане убеждены, как говорит святой Феофан Затворник, в этой непреложной истине: «Что бог открыл и что заповедал, к тому не следует ничего прибавлять, ни убавлять от того. Это относится к католикам и протестантам. Те все прибавляют, а эти убавляют… Католики помутили апостольское предание. Протестанты взялись поправить дело – и ещё хуже сделали. У католиков один папа, а у протестантов, что ни протестант, то папа».

Поэтому все, кому действительно интересна истина, а не свои мысли, и прошлые века, и в наше время непременно находят путь в Православную Церковь, и часто даже без каких-то усилий православных христиан, Сам Бог приводит таких людей к истине. Для примера приведём две истории, случившиеся недавно, участники и свидетели которых живы до сих пор.

Случай в США

В 1960-х годах в американском штате калифорния, в городах Бен-Лимон и Санта-Барбара, большая группа молодых протестантов пришла к выводу, что все известные им протестантские Церкви не могут быть настоящей Церковью, поскольку предполагают, что будто бы после апостолов Церковь Христова исчезла и её будто только в ХVI веке возродили Лютер и другие вожди протестантизма. Но такая мысль противоречит словам Христа о том что врата адовы не одолеют Его Церковь. И тогда эти молодые люди стали изучать исторические книги христиан, с самой ранней древности, от первого века ко второму, затем к третьему, и так далее, прослеживая непрерывную историю Церкви, основанной Христом и Его апостолами. И вот, благодаря своим многолетним исследованиям, эти молодые американцы сами убедились в том, что такой церковью является Православная Церковь, хотя никто из православных христиан с ними не общался и не внушал им такой мысли, но сама история христианства засвидетельствовала для них эту истину. И вот они пошли в контакт с Православной Церковью, в 1974 году все – более двух тысяч человек – приняли Православие.

Случай в Бенине

Другая история произошла в западной Африке, в Бенине. В этой стране не было совсем православных христиан, большинство жителей были язычниками, ещё немного исповедали ислам, и ещё некоторые были католиками или протестантами.

Вот с одним из них, человеком по имени Оптат Беханзин, в 1969 году случилось несчастье – тяжело заболел его пятилетний сын Эрик, которого разбил паралич. Беханзин повёз сына в больницу, но врачи сказали, что мальчика невозможно вылечить. Тогда поражённый горем отец обратился к своей протестантской «церкви», стал посещать молитвенные собрания в надежде, что Бог исцелит его сына. Но эти молитвы были бесплодны. После этого Оптат у себя дома собрал некоторых близких людей, уговорив их вместе молиться Иисусу Христу об исцелении Эрика. И после их молитвы случилось чудо: мальчик исцелился; это укрепило маленькую общину. Впоследствии происходили всё новые чудесные исцеления по их молитвам к Богу. Поэтому к ним переходило всё больше людей, и католиков, и протестантов.

В 1975 году община решила оформить себя как самостоятельную церковь, и верующие стали усиленно молиться и поститься, чтобы узнать волю Божию. И в этот момент Эрик Беханзин, которому было уже одиннадцать лет, получил откровение: на вопрос о том, как им называть свою церковную общину, Бог ответил: «Мою Церковь называют Православною Церковью». Это очень удивило бенинцев, потому что никто из них, включая самого Эрика, никогда не слышал о существовании такой Церкви, и они даже не знали слова «православный». Тем не менее они назвали свою общину «православной церковью Бенина», и только двадцать лет спустя смогли познакомиться с православными христианами. И когда они узнали про настоящую Православную Церковь, которая издревле так называется и ведёт начало от апостолов, они все дружно, в составе более 2500 человек, перешли в Православную Церковь. Так Господь откликается на просьбы тех, кто действительно ищет путь святости, ведущей к истине, и приводит такого человека в Свою Церковь.

Приложение

Без Христа спасения нет

Иисус Христос… есть камень, пренебрежённый вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет, ни в ком ином спасения.

Деян. 4, 10-11

 

К сожалению, до сих пор встречаются люди, которые, называя себя православными христианами, всерьёз полагают, что возможно спасение, то есть вхождение в Царство Небесное, для нехристиан. По их мнению, и те, кто не верит во Христа, если совершает хорошие дела, тоже может спастись.

Подобные взгляды не новы, они были известны и ранее. Опровержению этого заблуждения ещё в позапрошлом веке посвятил своё письмо святитель Игнатий (Брянчанинов), из которого мы приведём лишь несколько фраз, хотя оно достойно прочтения целиком:

«Достойное горького рыдание зрелище: христиане, не знающие, в чём состоит христианство! Вопрос, предложенный вами, теперь предлагается сряду. «Отчего не спастись, - пишете вы, - язычникам, магометанам и так называемым еретикам? Между ними есть предобрые люди. Погубить этих добрейших людей было бы противно милосердию Божию!.. Считать себя спасёнными, а членов прочих верований погибшими – это безумно, и крайне гордо!»

Постараюсь отвечать вам в немногих, по возможности, словах. Вот истинное учение об этом предмете, учение Святой Вселенской Церкви: спасение заключается в возвращении общения с Богом. Это общение потерял весь род человеческий грехопадением праотцев… Чтоб восстановить общение с Богом, иначе для спасения, необходимо было искупление… Все добрые дела человеческие немощные, нисходящие во ад, заменены одним могущественным добрым делом – верой в Господа нашего Иисуса Христа…

Напрасно же ошибочно вы думаете и говорите, что добрые люди между язычниками и магометанами спасутся, то есть вступят в общение с Богом! Напрасно вы смотрите на противную тому мысль как бы на новизну, как бы на вкравшееся заблуждение! Нет! Таково постоянное учение истинной Церкви – и ветхозаветной и новозаветной. Церковь, всегда признавала, что одно средство спасения – Искупитель! Она признавала, что величайшие добродетели падшего естества нисходят в ад…

Признающий возможность спасения без веры во Христа отрекается от Христа и, может быть, невольно впадает в тяжкий грех богохульства».                                                                                             (полный текст см.: http//hristov.narod.ru/abheres.htm).

Это письмо святителя довольно известно, хотя, к сожалению, не так широко, как хотелось бы. Мне доводилось в беседах проводить его сторонникам мнения о том, что неправославные могут спастись; их реакция была предсказуемой: собеседники старались объявить это «личным мнением святителя Игнатия, а не учением Церкви», с которым они отожествляли собственные взгляды, прямо противоположные словам святителя.

Это, надо сказать, вообще характерно для современного модернистского сознания – объявлять «частным мнением» в учении Православной церкви всё, что противоречит частному мнению самого модерниста.

Однако сами слова святителя Игнатия говорят о том, что он в своём письме излагает не личное мнение, а именно учение православной церкви. А кроме того, если мы обратимся к другим святым отцам, то найдём у них изложение той самой истины.

Вот, например, святитель Тихон Задонский свидетельствует: Никто не может оправдаться перед Богом и спастись без Христа и помимо Христа, но только – верою во Христа… Ибо никто не может от диавола, греха, проклятия законного и от ада избавиться без Христа, и это всё в кратком слове Христовом заключается: Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете          (Ин. 8, 36)». (Тихон Задонский, святитель. Об истинном христианстве. II. 1. 2.)

За тысячу лет до святителя Игнатия точно такой же вопрос задавали преподобному Анастасию Синаиту: «Если кто-нибудь не верующий во Христа, например иудей или самаритянин, творит много благих дел, то войдёт ли он в Царство Небесное?» И святой Анастасий даёт тот же ответ: «Поскольку Господь говорит Никодиму: Истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5), то ясно, что (никто из не верующих во Христа) не войдёт в это Царство. Однако (никто) не лишиться воздаяния своего: (либо не верующий во Христа) получает своё благоденствие богатством, роскошью и прочей прелестью жизни (сей), подобно (богачу), услышавшему от Авраама: Вспомни, что ты получил уже доброе твоё в жизни твоей (Лк. 16, 25), либо судьба его в будущем веке сильно отличается от судьбы не творящего (здесь) благое. Ведь как для праведников обителей много (см. Ин. 14, 2) у Бога, так и для грешников (существует) много различных наказаний». Итак, святой Анастасий так же, как святитель Игнатий, свидетельствует, что неверующий по Христа, не родившийся от воды и Духа, то есть некрещеный человек, не войдёт после смерти в Царство Божие, хотя сделанное им добро, безусловно, не останется без воздаяния.

И преподобный Симеон новый Богослов свидетельствует: «Великое благо есть веровать во Христа, потому что без веры во Христа невозможно спастись». (Симеон Новый Богослов, преподобный. Слова. Слово 37.)

И святитель Кирилл Иерусалимский пишет: «Тот, кто хотя бы был добр по делам, но не получил запечатления водою, не войдёт в Царство Небесное. Слово дерзновенно, но не моё; ибо так определил Иисус!» (Кирилл Иерусалимский, святитель. Огласительные поучения. 3.)

И святитель Иоанн Златоуст увещает: «Слышите вы все, чуждые просвещения (крещением): ужаснитесь, возрыдайте! Страшна эта угроза, страшно определение! Невозможно, говорит Христос, тому, кто не родился водою и духом, войти в Царствие Небесное, потому что он ещё носит одежду смерти, одежду проклятия, одежду тления, ещё не получил знамения Господнего, он ещё не свой, а чужой; не имеет условленного в Царстве знака».                                                                            (Иоанн златоуст, святитель. Беседы на Евангелие от Иоанна. 25. 1.).

Можно было бы и далее продолжить цитировать, поскольку эту истину согласно возглашают святые отцы разных эпох и народов, но для благочестивых христиан и приведённого достаточно, а для модернистов, сколько не приводи, всё будет мало.

Естественно, ведь если принимать слова святых отцов не как свидетельство боговидцев о единой, опытно познавшей ими истине, а как «просто ещё одно личное мнение», то нет особой разницы, сколько этих «личных мнений» - одно, семь или тысяча.

Для мало-мальски благочестивого христианина не может не показаться чудовищной мысль, что истина закрыта, неопределима и непознаваема, - а именно эта мысль стоит за модернистским желанием разложить всё Священное Предание на «на личные точки зрения давно умерших людей», а Священное Писание на исторические точки зрения, аллегории и условности, адресованные древним, давно умершим людям». И напротив, именно эта чудовищная мысль, вдохновляет тех, кому очень не хочется, чтобы истина была определима и познаваема, потому как тогда придётся отказываться от своих точек зрения, противоречащих истине. Той истине, о которой Господь сказал: Познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8, 32).

Освобождённая истина христианства состоит в том, что Христос пришёл и уплатил великую цену ради того, чтобы даровать спасение людям, и что кроме Христова нет другого имени под небом, данного человекам, которым бы надлежало бы нам спастись (Деян. 4, 12).

И хотя Церковь каждый год в чине Торжества Православия с предельной ясностью провозглашает: «Непринимающим благодати искупления, проповедуемого Евангелием, как единственного средства к оправданию нашему пред Богом – анафема!» - многие модернисты упорно пытаются навести туману и представить дело так, что будто бы в этом краеугольном вопросе никакой ясности нет.

Они любят говорить о том, что, мол, было бы непростительной дерзостью предвосхищать грядущий суд Божий, утверждая, что все нехристиане не спасутся, это, мол, решить может только Бог.

Хотя, повторяя неоднократно выраженную в Священном Писании и Предании истину, мы вовсе тем самым не «дерзаем опережать суд Божий», а напротив, выражаем то из этого суда, что уже о нём открыл Бог: Кто будет веровать и креститься, спасён будет; а кто не будет веровать, осуждён будет (Мк. 16, 16). Это не мы «дерзаем», а Христос так сказал, а Он есть Истина, и нет в Нём никакой лжи. Вера Церкви в последний суд вовсе не ограничивается одним лишь утверждением о том, что такой суд будет, но включает в себя и основные критерии, по которым он будет производиться – и главнейшим из них является сознательное принятие Христа.

Если спасение возможно без Христа, то оно, следовательно, возможно было и до Христа, а сели так, то зачем приходил Христос на землю к людям, и не только приходил, но и пошёл на смерть? И зачем мы Его тогда называем Спасителем, вслед за апостолами и Им Самим? Как же Он тогда сказал, что пришёл взыскать и спасти погибшее (Лк. 19, 10), если, оказывается, человечество до Его пришествия было вовсе не погибшим, а вполне себе спасалось в нехристианских религиях?

Если Христос пришёл только для того, чтобы прибавить к уже имеющейся возможности человеческого спасения какую-то новую «опцию», предложить просто некий новый, «улучшенный» вариант спасения, то Он тогда не Спаситель, а «Улучшатель». Но само имя Его в переводе означает «Спаситель», то есть само имя Иисусово обличает и опровергает тех, кто думает, что можно достичь спасения без Него.

Известно, что, искушая Христа в пустыне, сатана при этом цитировал строки священного Писания. Объясняя этот евангельский эпизод, преподобный Ефрем сирин пишет: «То, что ему нужно было, он взял из Писания, а что противоречило ему, то опустил. Так и еретики берут из Писания то, что нужно ими для своего соблазнительного учения, и опускают то, что противоречит их заблуждению, дабы сим образом ясно показать себя учениками этого учителя». (Ефрем сирин, преподобный. Толкование на Четвероевангелие. 4).

Сторонники мнения, что будто бы без познания и принятия Христа, возможно, спастись, пусть бы только добрые дела человек творил, а верит ли он, не важно, пытаются проводить цитаты из Писания, якобы подтверждающие их заблуждение. В частности, указывают на слова апостолов о том, что во всяком народе боящийся Бога приятен Ему (Деян. 10, 35) и что когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают,… они показывают, что дела закона у них написано в сердцах (Рим. 2, 14-15).

Прежде чем разбирать этот аргумент, стоит сделать небольшое введение.

Святые Отцы единогласно говорили, что нет спасения вне Христа и Его Церкви. И это не случайность, не простое «совпадение во мнениях». Святые отцы понимали, что допущение возможности спасения вне Христа и Церкви полностью обессмысливает Боговоплощение, страсти, смерть и воскресение Христа, и вообще лишает смысла само христианство.

О том же самом говорил и апостол Павел: Если законом оправдание, то Христос напрасно умер (Гал. 2, 21). Апостол прямо писал, что даже исполнение ветхого закона, данного истинным Богом, невозможно достичь спасения, а вдруг теперь ему приписывают мысль, что будто бы не только те, кто почитал истинного Бога и исполнял Его закон, данный в откровении, но и те, кто почитал идолов и знать не знал о Божием откровении, тоже могут оправдаться перед Богом!

Иными словами, апостол Павел, который говорил, что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу (1 Кор. 10, 20), и который восклицал: Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? (2 Кор. 6, 15), по мысли модернистов, становиться их единомышленником в том, что якобы в Царствии Божием будет соучастие того,  кто почитал Бога, с тем, кто приносил жертвы бесам, и того, кто молился Христу, с тем, кто кланялся Велиару.

Представляется, что абсурдность подобной мысли очевидна. Естественно, что предложенное модернистами толкование апостольских слов не только противоречит святоотеческим толкованиям, но и прямо разоблачается святыми отцами, в частности, преподобным Иосифом Волоцким: «Если во всяком народе боящийся Бога приятен Ему (Деян. 10, 35), то почему Пётр не оставил Корнилия и его близких пребывать в их прежней вере, хотя они боялись Бога и совершали добрые дела больше всех, но повелел им креститься во имя Христа? Если во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде Его приятен был Ему, то почему Господь наш Иисус Христос сказал Своим святым ученикам: Идите, проповедуйте Евангелие всем народам, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам (Мф. 28, 19-20)? И ещё сказал Господь Иисус Христос: Кто будет веровать, и креститься, спасён будет; а кто не будет веровать, осуждён будет (Мк. 16, 16)…

Великий апостол Пётр сказал: «Во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему» о праведниках, живших прежде воплощения Христа, Его распятия и воскресения, о тех людях среди иудеев или в других народах, кто боялся Бога и поступал по правде, кто кланялся не идолам, но истинному Богу, как Корнилий и подобные ему. Но после воплощения Христа, Его распятия и воскресения нет другого имени под небом, …которым надлежало бы нам спастись, кроме имени Господа нашего Иисуса Христа (Деян. 4, 12). Господь говорит в Святом Евангелии, что тот, кто не родился от воды и Духа во имя Отца и Сына и Святого Духа, не может спастись, даже если будет праведнее всех людей. Это засвидетельствовал и апостол Пётр, крестив праведного Корнилия, о котором Бог объявил апостолу… Теперь Богу приятны люди из-за их крещения и стремления к добрым делам, до воплощения Христа, о тех, кто боялся Бога и поступал по правде, не поклонялся идолам. О них же ещё сказал Павел: Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, …они показывают, что дело закона у них написано в сердцах (Рим. 2, 14-15)». (Иосиф Волоцкий, преподобный. Просветитель. 5.)

Часто сторонники того заблуждения, что и без Христа можно спастись человеку, в качестве аргумента указывают на то, сколь мало православных христиан в мире, отсюда, по их мнению, следует, что нельзя говорить про спасение только искренних членов Православной Церкви, ведь иначе получится, что спасающихся очень мало, а погибающих очень много.

Но разве не о том, же самом говорил Господь Иисус Христос: Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущий в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф. 7, 13-14); Много званных, но мало избранных (Лк. 14, 24); Не бойся малое стадо! (Лк. 12, 32).

С самого начала Господь обозначил ту печальную реальность, что погибающих много, а спасающихся мало. Впрочем, слава Богу, спасающихся ныне гораздо больше, чем число спасшихся в Ноевом ковчеге во время всемирного потопа, а этот ковчег, по словам святителя Филарета Московского, есть образ Церкви Христовой.

Кроме того, сторонники указанного заблуждения любят говорить о тех несчастных «простых» язычниках, мусульманах и католиках, которые будто бы «объективно» не имели возможность стать православными христианами, потому что до них ещё не добрались ещё православные миссионеры. При этом говорящие это словно бы и не знают о Промысле Божием, который показывает прямо противоположную зависимость: не потому эти «аборигены» не стали православными христианами, что до них не дошли апостолы, а потому Господь не послал к ним апостолов, что заранее знал по Своему предведению, что никто из них не послушает проповедь истины.

И это сохранение их в неведении было для них выражением милосердия Божия, ибо раб, …который знал волю господина своего, и не был готов, и не сделал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше (Лк. 12, 47-48).

И напротив, если Господь видел человека, чьё сердце искренне взыскует истины, пусть даже этот человек жил в народе, совершенно не знающем о Православии, Он устраивал для такого человека возможность принять Православие.

Так в ХII веке Бог устроил для одного немца-католика возможность узнать о Православии, и тот, обратившись, стал известен как святой Прокопий Устюжский; в том же веке Бог дал такую возможность одному волжскому булгарину-мусульманину, и тот, обратившись, стал известен как святой Авраамий болгарский; в следующем столетии Господь дал такую возможность одному монголу-язычнику, и тот, обратившись, стал известен как святой Пётр Ордынский. Вся история Церкви полна подобными примерами.

Уместно здесь привести слова архимандрита Рафаила (Карелина), посвящённые тому же вопросу: «Бог есть любовь, правда и всемогущество. Деяния Бога вызваны Его любовью, определены мудростью и исполнены могуществом; следовательно, неведение людей о Боге не может быть объяснено историческими ситуациями, так как руль истории в руке Бога. Такое объяснение было бы скорее свидетельством о детерминизировании Бога внешними ситуациями и историческими законами. Значит, неведение людей, неспособных принять истину, - это тоже жалость Бога к человеку. «Так Гедеон возвращает часть войска по домам, зная, что в бою эти люди обратятся в бегство». (Рафаил (Карелин), архимандрит. О современном неогностицизме //http:karelin-r.ru/newstrs/28/1.).

Когда вникаешь в аргументы и утверждения тех, кто считает возможным спасение некрещеных, возникает впечатление, что они забывают не только про Божий Промысл, но и про Самого Бога.

«Хороший» человек для них – это тот, кто не грешил против людей и делами оказывал им благорасположение. Тем самым он, по их мнению, становиться достоин спасения.

Но ведь даже десять заповедей Моисеева закона не ограничивались перечисления обязанностей по отношению к другому человеку – самые первые из них посвящены обязанностям человека пред Богом: Я Господь, Бог твой… да не будет у тебя других богов пред лицеем Моим. Не делай себе кумира, …не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель… Не произноси имени Господа, бога твоего, напрасно (Исх. 20, 2-7).

И получается, что такой тягчайший грех, как неверие в бога, непочитание Христа, модернисты и за грех не считают. Так, мелочь какая-то. Разве можно, говорят они, из-за такой «мелочи» лишать человека в вечности единства с Тем, Кого он при жизни не желал ни знать, ни почитать?

Ответим: не только можно, но это и неизбежно, ибо посмертное единство с богом есть логичное продолжение того отлучения, которое человек избрал при этой жизни и которому он подверг себя, предпочтя Богу или поискам истинного Бога самолюбие и любовь ко греху.

Бог есть единственный подлинный источник блага и радости. Отлучение от блага есть мука. Те, кто решил быть с Богом и самой жизнью засвидетельствовал эту решимость, будет с Богом в вечности и, естественно, будет пребывать в блаженстве и радости. Те же, кто предпочёл Богу что-либо иное и не соединился с Ним в Таинстве Евхаристии, те и в вечности окажутся, отлучены от источника блага и радости, то есть будут пребывать в муках. В обоих случаях Бог поругаем, не бывает. Что посеет человек, то и пожнёт (Гал. 6, 7).

Необходимо также напомнить ещё одну истину, которую замечательно выразил архимандрит Рафаил: «Вера, крещение и Евхаристия – это не условия договора, который надо исполнить; это не дань, которую должник обязан заплатить, чтобы выйти из долговой ямы; это не претензия Бога к грешнику, которую можно простить, если человек не имеет средств, чтобы выплатить долг или возможность исполнить пункты договора. Вера, крещение, Евхаристия относятся непосредственно к самому человеку, его личности, его природе, его общению с духовным миром. Через крещение и Евхаристию он становиться новым творением. Благодать изменяет его личность, одухотворяет его природу, преображает его душу, освящает все силы души, воскрешает дух и приготовляет человека к посмертной встрече с Христом… В будущем веке откроется то, что мы стяжали здесь, на земле, иначе земная жизнь как период самоопределения была бы бессмысленна». (Рафаил (Карелин), архимандрит. О современном неогностицизме // http://karelin-r.ru/newstrs/28/1.)

Завершить эту статью хотелось бы словами двух великих святых XX века.

Священномученик Иларион (Троицкий): «И много можно дивиться тому, как далеко заходят люди в своём «истолковании» христианства. Чего только не захотят они, тотчас всё это и находят в Евангелии. Оказывается, что всякую свою праздную мечту и даже злонамеренную мысль можно прикрыть евангельским авторитетом.

Нет, вера христова становиться только тогда ясна и определённа для человека, когда он не лицемерно верует в Церковь; только тогда бисер этой веры бывает чист, только тогда не смешивается он с кучей грязного мусора всевозможных своевольных мнений и суждений. Об этом ведь говорил ещё апостол Павел, когда Церковь Бога Живого называл столпом и утверждением истины (см. 1 Тим. 3, 15)». (Иларион (Троицкий), священномученик. Христианство или Церковь // http://apologia.narod.ru/lasttime/ilarion/hr_ch.htm.).

Святитель Николай Сербский: «Истинной является лишь та жизнь, кою ищут и обретают во имя Господа Иисуса Христа. Всё прочее – смерть и тлен. В жаркой пустыне человеческой истории воскресший Христос есть единственный отверстый и непресыхающий источник, напояющий, освежающий и животворящий. Всё прочее, что утомлённому и жаждущему путнику может показаться источником, не источник, но блеск раскалённого песка, подобный блеску воды, или бесовское наваждение». (Николай (Велимирович), святитель. Беседы. Неделя вторая по Пасхе: Евангелие о сомнении и вере апостола Фомы.  

 

Содержание

 

Истинная Церковь

Как произошли отделения

Монофизитство

Римо-католицизм

Папизм

Филиокве

Другие отличия

Протестантизм

Писание

Таинства

Почитание Богородицы и святых

Молитвы за умерших

Посты

Священные изображения

Другие отличия

Случай а США

Случай в Бенине

Приложение

Без Христа спасения нет

 

Русь Святая! Храни веру Православную, в ней же тебе утверждение.

Диакон Георгий Максимов

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 229.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...