Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Перспективы развития логистики в России.




Последние 10-15 лет характеризуются повышением внешнего фактора в развитии предприятий, глобализацией рынков, усилением взаимосвязанности не только отдельных фирм, но и национальных экономик, ростом удельного веса сферы услуг в валовом продукте, как промышленно развитых, так и некоторых развивающихся стран. На развитие логистики оказывают влияние следующие макроэкономические тенденции:

Во-первых, это продолжающийся рост объемов мировой торговли.

Во-вторых, следует отметить тенденции смещения центров экономической активности и увеличения количества потребителей.

В-третьих, важное значение приобретают отраслевые тенденции глобализации, приводящие к изменениям на уровне предприятий. Российская Федерация находится на пути развития логистики. Несмотря на успешное внедрение логистического подхода на ряде предприятий, в целом логистика находится на низком уровне. Так, по данным Мирового банка, Россия находится на 99 месте по развитию логистики среди 150 государств мира.

Достижение показателей логистики российских предприятий до уровня развитых стран затрудняется по ряду

объективных причин. Российская логистика характеризуется региональной неравномерностью. Наибольшая концентрация терминалов, складских комплексов наблюдается в Москве и Московской области. На втором месте находится Санкт-Петербург. Во многих крупных городах страны, например, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске имеются один-два склада класса А, в ряде крупных городов нет складов такого уровня. Неравномерность развития логистики разных регионов подтверждается данными о развитии транспортной системы. Например, рынок контейнерных перевозок характеризуется

следующей региональной неравномерностью: наиболее развитыми являются порты Балтики; заметно стала снижаться доля дальневосточных портов; развивается небольшой сегмент рынка на юге страны; не полностью используются возможности

северных портов.

 

Факторы, сдерживающие развитие логистики в России.

Сформулируем в общих чертах принципиальные трудности, которые имеются на пути развития логистической концепции в России:

· тяжелая общеэкономическая ситуация и социальная напряженность во всех слоях общества;

· недооценка в течение длительного времени значимости сферы обращения (снабжения и сбыта), которая на Западе занимает ключевую позицию в логистике (исторически сфера обращения в нашей стране отставала от сферы производства, следствием чего являлось замедленное продвижение товаров к конечному потребителю, неудовлетворительное качество обслуживания потребителя и т. п.);

· отставание инфраструктуры экономики даже от среднемирового уровня: нерациональное развитие товаропроводящих структур, слабый уровень развития современных систем электронных коммуникаций, отсталые транспортная инфраструктура (прежде всего в области автомобильных дорог) и технико-технологический уровень развития транспортных средств;

· существующая инфраструктура РФ имеет «перекос» в сторону обслуживания сырьевых потоков, а не потоков товаров с высокой добавленной стоимостью.

· низкий уровень развития производственно-технической и технологической базы складского хозяйства;

· слабое развитие промышленности по производству современной тары и упаковки и т. п.

· ситуация с логистическими кадрами на всех уровнях: как на уровне операционного персонала логистических компаний, так и на уровне среднего и топ-менеджмента для торговых и промышленных предприятий. Нехватка специалистов высшего уровня особенно остро ощущается в регионах.

По мнению консалтинговых организаций, занимающихся постановкой логистики в российских компаниях, отсутствуют описания функций, бизнес-процессов организации, что влечет несогласование функций подразделений. Для бывших советских предприятий характерны ситуации, когда функции целых четырех подразделений, насчитывающих десятки человек, на 90% перекрывают друг друга. Каждое подразделение преследует свои собственные цели. Следствием этого может стать примитивный сговор снабженцев и сбытовиков с поставщиками и заказчиками (сегодня это явление повсеместное). Другой вариант - то, что специалисты называют субоптимизацией деятельности подразделений. Например, в отделе закупок стремятся купить как можно больше и дешевле, не заботясь о качестве и цене с точки зрения всего технологического процесса. Или стиль работы служб сбыта: лишь бы сдать, избавиться и получить какие-то деньги, а самой концепции сбыта, ориентированного на клиента, чтобы он потом вернулся, нет.

 

Этапы развития логистики.

Логистика начала формироваться в 1950-х гг. В развитии логистики отмечают несколько этапов.

Этап 1 называют периодом «фрагментации» - выполнение самостоятельных действий в сферах закупок, складирования, дистрибуции. Отдельные логистические операции были важны с точки зрения снижения составляющих затрат. Операции выполнялись, не основываясь на какой-либо логистической концепции. В этом периоде были сформулированы предпосылки будущего внедрения логистики. Основной концепцией управления предприятием являлся традиционный в современном понимании менеджмент. Исследователи расходятся во мнении по вопросу о временных границах этапа. Отводят 1960-е гг., 1950-е гг., и даже 1920-1950-е гг.

Этап 2 называют периодом становления или концептуализации логистики (именно тогда формируются основные ее концепции). Основной концепцией управления предприятиями стал маркетинг. Данный этап характеризуется двумя основными направлениями логистической деятельности. Первое — это физическое распределение товаров, второе направление логистической деятельности — это управление материалами (material management), которое охватывало сферы снабжения, управления запасами, а также производственную деятельность. Второй этап также не имеет четко определенных границ. Под второй этап отводят и 1960-е гг., 1960-е — начало 1970-х гг., и даже — 1980-е гг.

Этапы 3 и 4. Мнения исследователей о последующих этапах развития логистики расходятся.

Некоторые выделяют только третий этап — период полной интеграции (1990-е гг.), когда развивается концепция управления цепями поставок.

Некоторые выделяют третий и четвертый этапы развития логистики, но по-разному.

Третий этап — это период интеграции логистической деятельности на предприятии (конец 1970-х — 1980-е гг.). Четвертый — 1990-е гг. и настоящее время — период выхода логистики за пределы предприятия, она стала охватывать процессы продвижения в масштабе стран и всего мира.

Или выделяется третий этап как период дальнейшего развития логистики (1970-е гг.) и четвертый — период интеграции функциональных областей логистики (1980—1990 гг.).

Третий этап характеризуется ростом конкуренции, увеличением логистических затрат, внедрением автоматизированных систем управления технологическими процессами, развитием логистических концепций. Происходит частичная интеграция производства и распределения как результат влияния концепции маркетинга. Именно в это время логистика из теории превращается в инструмент управления бизнесом как в производстве, так и в распределении.

Четвертый этап характеризуется как период расцвета логистики. Как наука она шагнула далеко вперед, намного превзойдя то, что было сделано за все предыдущие годы. В результате изменений в экономике логистика стала определяться как управление потоками в масштабах всего предприятия, а все логистические операции и функции стали интегрироваться для достижения целей бизнеса. Начиная с 1980-х гг. основной концепцией управления предприятием становится логистическая.

 

Несмотря на отсутствие единого мнения о продолжительности отдельных этапов развития логистики, можно выделить этапы фрагментации, частичной интеграции, интеграции функциональных областей логистики предприятия, полной интеграции в рамках цепей поставок.

 

 

Уровни развития логистики.

Развитие логистических систем предприятий проходит четыре последовательные стадии (уровня) развития.

На первой стадии логистика затрагивает складирование и транспортировку готовой продукции. Эти функции выполняются по принципу непосредственного реагирования на ежедневные колебания спроса и сбои в процессе распределения продукции.

На второй стадии логистика включает обслуживание заказчиков, обработку заказов, складирование, управление запасами готовой продукции, транспортировку, т. е. интегрируются все логистические функции, выполняемые при распределении готовой продукции. На предприятии составляются сметы расходов, учитывающие все логистические операции, основной акцент в управлении делается на снижение затрат.

На третьей стадии к результату, достигнутому на предыдущем уровне, добавляются доставка сырья, материалов на предприятие, прогноз сбыта, управление запасами материалов, незавершенного производства, закупка сырья, материалов, проектирование логистических систем. Оценка функционирования логистики предприятия производится на основе сравнения со стандартами качества.

На четвертой стадии интегрируются все функциональные области логистики. Предприятия выходят на глобальный уровень работы с учетом законов разных стран; логистика охватывает и таможенные операции, вводится сплошная единая документация, усиливается потребность в «третьей стороне» (в логистических посредниках).

Эволюция логистики не завершена. С начала 1990-х гг. по настоящее время происходит дальнейшее развитие интеграционных процессов в логистике, которые выходят за рамки отдельных предприятий. Управление потоками осуществляется на национальном, региональном и глобальном уровне (например, так называемая еврологистика). Также четвертый этап развития логистики характеризуется возникновением структур, главным предметом деятельности которых является оказание полного комплекса логистических услуг (3PL-провайдеры), которым передаются часть или все логистические функции, в основном непроизводственного характера. С развитием интеграционных процессов возникает новый вариант логистического аутсорсинга и новый тип провайдеров — 4PL-провайдеры (Fourth Party Logistics Providers). Они являются интеграторами всей логистической цепи и распоряжаются своими ресурсами, возможностями и технологиями плюс ресурсами поставщиков дополнительных услуг, обеспечивая полное и исчерпывающее решение относительно логистической цепи компании. 4PL-провайдер представляет собой сочетание стратегического управления логистическими цепями и оперативного управления, т. е. сочетает в себе функции консалтинговой компании и 3PL-провайдера.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 292.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...