Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Управление в социальной организации. Теория бюрократии М. Вебера.




 

Теория социальной организации

Сущность социальной организации. Под организацией в социологии понимают такую форму или такой способ совместной деятельности людей, при которых она выглядит четко упорядоченной, скоординированной, отлаженной. Социальная организация - это социальная система, которая характеризуется определенной коллективной тождественностью (идентичностью), имеет точный список членов, программу деятельности и процедуру перемещения (или замещения) ее членов. Ей свойственны: иерархия – вертикальное расположение людей по рангам, и управление – механизм, упорядочивающий взаимодействие людей, стремящихся получить более высокий статус и лучшее место под солнцем. Иерархия описывает статику, а управление – динамику организации. Иерархия является универсальным принципом строения организации, позволяющим ей справиться с огромным потоком внутренней и внешней информации.

Как социальная система, организация обладает рядом специфических свойств, к которым относятся следующие:

а) организация представляет собой, прежде всего социальную общность, где люди, составляющие ее, имеют определенные сходные черты и отношения, возникающие в ходе взаимодействия. Эти сходные черты и отношения позволяют идентифицировать всех, кто принадлежит к данной социальной общности, и исключить посторонних;

б) организация строится по вертикальному иерархическому признаку, ее отличительной особенностью является наличие как минимум двух элементов: управляющих и управляемых;

в) организация обладает целевой природой, поскольку создается для реализации определенных социально обусловленных целей;

г) организация функционирует в соответствии с разработанной программой деятельности, где определяются ее стратегические и тактические цели и способы их достижения, которые заранее фиксируются по времени (календарю);

д) организация в своей деятельности опирается на разделение труда и его специализацию на функциональной основе и действует на основе определенных правил и процедур;

е) в организации предусмотрено распределение ее членов по социально обу словленным статусам и ролям;

ж) организация выполняет определенные функции по отношению как к макро социуму (обществу в целом), так и к микросоциуму (отдельному члену социума).

В самом общем виде все организации делятся на формальные и неформальные б) Формальные организации Формальная организация – способ организованности, построенный на социальной формализации связей, статусов и норм. Под социальной формализацией понимается целенаправленное формирование безличных образцов поведения. Формальная (целевая или административная) организация представляет собой систему официальных отношений, определенных предписаниями, инструкциями, правилами, законами, распоряжениями, техническими нормативами, штатным расписанием.

Она включает в себя:

распределение функций (горизонтальная организация) между бригадами, уча стками, цехами, отделами, структура и способы действий которых оформлены по ложениями, инструкциями и другими официальными документами;

субординацию должностей – объем и меру ответственности в принятии реше ний на разных уровнях;

систему коммуникаций, т.е. средства и каналы передачи информации, которая движется сверху вниз (передача распоряжений, указаний, заданий), снизу вверх (от четы подчиненных) и по горизонтали (обмен мнениями равных по рангу).

Все функции объединяет руководство, т.е. организация процесса управления, обеспечивающая принятие оптимального решения и его практическое осуществление, а также контроль и проверку исполнения.

Формальная организация имеет следующие основные особенности: она рациональна, т.е. в ее основе лежит принцип целесообразности;

она принципиально безлична, т.е. рассчитана на абстрактных индивидов, между которыми устанавливаются идеальные отношения по соответствующей программе. В ней не предусмотрены никакие отношения между индивидами, кроме служебных, никакие другие цели, кроме функциональных.

Неформальные организации сложившуюся систему социальных связей, норм, действий, являющихся продуктом более или менее длительного межличностного и внутригруппового общения. Это совокупность малых групп и взаимоотношений между ними. Неформальная организация проявляется в двух разновидностях: как внеформальная организация, которая включает неформализованные служебные отношения, решения организационных задач способами, отличными от формально предписанных; как социально-психологическая организация, выступающая в виде межличностных связей, возникающих на эмоциональной. Эта организация выполняет компенсаторскую функцию по отношению к формальной организации. По отношению к индивиду она выступает как механизм его защиты от воздействия формальной организации, как средство удовлетворения его различных социальных потребностей.

Структура социальной организации Устойчивые элементы и отношения между ними, обеспечивающие целостность и самотождественность организации, составляют ее структуру. Свойства структуры, в первую очередь, предопределяют свойства организации как целостного объекта. Основным элементом структуры являются производственные отношения, соединяющие людей. Любая организация держится на отношении ее членов к тому виду деятельности, ради которого она создана. Благодаря этим отношениям структура обладает относительной самостоятельностью и устойчивостью: люди приходят и уходят, а отношения остаются и, следовательно, неизменной остается и сама организация.

Управляемость организаций и методы управления в организациях Интегральной характеристикой эффективности управления в организациях яв ляется их управляемость. Это, с одной стороны, та степень контроля, который управляющая подсистема какого-либо организационного целого осуществляет по отношению к управляемой. С другой стороны, это та степень автономии, которую управляемая подсистема сохраняет по отношению к управляющей.

Границы управляемости определяются сложностью управляемого объекта, за кономерным расхождением между формальной и неформальными структурами, не полнотой и недостоверностью информации, качеством решений. Наиболее адекват ным критерием степени управляемости является осуществляемость управленческих решений. Повышение управляемости обеспечивается за счет улучшения качества управляющих воздействий, объединения персонала вокруг общих целей и развития системы мотивации.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 344.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...