Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы эффективного противоборства в конфликтном взаимодействии.




Ценностно-мотивационные аспекты конфликтного взаимодействия.

Методы установления сотрудничества в конфликтном взаимодействии.

Стиль установления сотрудничества особенно эффективен, когда стороны имеют различные скрытые нужды. В таких случаях бывает затруднительным определение источника неудовлетворенности. Вначале может показаться, что оба хотят одного и того же или имеют противоположные цели на отдаленное будущее, что является непосредственным источником конфликта. Однако существует различие между внешними декларациями или позициями в споре и подспудными интересами или нуждами, которые служат истинными причинами конфликтной ситуации.

Например, кажущейся причиной конфликта на работе может быть медлительность служащего. Но эта медлительность может скрывать более глубокий конфликт, причина которого — неудовлетворенность работой (недостаточное уважение, признание или недостаточная ответственность, что отчуждает человека от его работы). Если оказывать воздействие только на поверхностные проявления, то это будет подобно всего лишь внешнему косметическому ремонту, низкая эффективность которого проявится со временем, поскольку корни проблемы останутся. Человек может перестать быть медлительным, но тогда он будет прибегать к неосознанному саботажу, устраивая дополнительные перерывы в работе или используя в личных целях рабочее оборудование, убеждая самого себя в том, что он имеет на это право, поскольку его работа оценивается и оплачивается недостаточно. И это будет его способ получения некоторой компенсации. Стиль же сотрудничества побуждает каждого человека к открытому обсуждению его нужд и желаний. Служащий в описанной выше ситуации может прямо заявить о том, что он нуждается в признании, в более высокой оценке и ответственности. Если его начальник поймет это, то он пойдет этому человеку навстречу, а в результате служащий будет в большей степени посвящать себя работе, и, таким образом, проблема медлительности будет решена с дополнительными положительными эффектами.

Иными словами, для успешного Использования стиля сотрудничества необходимо затратить некоторое время на поиск скрытых интересов и нужд для разработки способа удовлетворения истинных желаний обеих сторон. Раз Вы оба понимаете, в чем состоит причина конфликта, Вы имеете возможность вместе искать новые альтернативы или выработать приемлемые компромиссы.

Такой подход рекомендуется использовать в описанных ниже ситуациях:

 решение проблемы очень важно для обеих сторон, и никто не хочет полностью от него устраниться;

 у Вас тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной;

 у Вас есть время поработать над возникшей проблемой (это хороший подход к разрешению конфликтов на почве долгосрочных проектов);

 и Вы, и другой человек осведомлены в проблеме, и желания обеих сторон известны;

 Вы и Ваш оппонент хотите поставить на обсуждение некоторые идеи и потрудиться над выработкой решения;

 Вы оба способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга;

 обе вовлеченные в конфликт стороны обладают равной властью или хотят игнорировать разницу в положении для того, чтобы на равных искать решение проблемы.

Сотрудничество является дружеским, мудрым подходом к решению задачи определения и удовлетворения интересов обеих сторон. Однако это требует определенных усилий. Обе стороны должны выделить на это некоторое время, и они должны уметь объяснить свои желания, выразить свои нужды, выслушать друг друга и затем выработать альтернативные варианты и решения проблемы. Отсутствие одного их этих элементов делает такой подход неэффективным. Сотрудничество среди прочих стилей является самым трудным, однако оно позволяет выработать наиболее удовлетворяющее обе стороны решение в сложных и важных конфликтных ситуациях.

Методы поддержания сотрудничества в конфликтном взаимодействии.

Метод согласия. Его сущность заключается: в вовлечении возможного противника в свое дело; в создании условий, которые исключают противоречие интересов, формируют общие интересы.

Метод практической эмпатии. Он предполагает психологическую «настройку» на оппонента, «вхождение» в его положение, понимание его трудностей. На практике этот метод выражается в доброжелательности, отсутствии немотивированной враждебности и агрессивности, выражении сочувствия и готовности оказать партнеру помощь.

Метод сохранения репутации партнера. Конкурент — не значит враг. Противник может быть достоин уважения. Авторитетом и статусом противника подчеркивается собственный статус и авторитет. В любом случае, правила межличностного общения предполагают уважительное отношение к партнеру.

Метод взаимного дополнения. Этот метод заключается в создании ситуации, когда в совместном проекте возможно использовать определенные характеристики, черты своего партнера, которыми не обладает субъект. Развивая и используя эти черты, можно укрепить взаимное отношение и сотрудничество, избежать многих конфликтов и остаться в выигрыше.

Метод исключения социальной дискриминации. В основе этого метода лежит недопустимость подчеркивания различий между партнерами, какого-либо превосходства одного над другим.

Метод разделения заслуг. В условиях коллективного труда целесообразно общие заслуги (результаты) делить на всех участников работы, даже если большая часть их принадлежит кому-либо одному. Этот метод позволяет избежать зависти, обид и других негативных моментов, окружающих и провоцирующих конфликт.

Метод психологического настраивания. В отличие от метода практической эмпатии он предполагает многообразное, позитивное воздействие на партнера, основой которого является своевременное информирование партнера о возможных или предстоящих переменах, обсуждение их последствий и т.п.

Метод психологического «поглаживания». Он заключается в постоянной и последовательной деятельности по поддержанию хорошего настроения, положительных эмоций, для чего используются различные поводы (презентации, юбилеи и т.п.). Этот метод позволяет снять напряжение, вызвать чувство симпатии и таким образом затруднить возникновение конфликта.

Методы отхода от сотрудничества в конфликтном взаимодействии.

Условия эффективного противоборства в конфликтном взаимодействии.

Методы эффективного противоборства в конфликтном взаимодействии.

Когда возникает конфликтная ситуация, существует несколько видов противоборства, которые различаются направленностью действий, поведения борющихся сторон. Первый случай – «сближение – удаление». Здесь одна из противоборствующих сторон наступает, другая избегает столкновения. Во втором случае – «сближение – сближение» - обе стороны наступают, стремятся к решительной схватке. Третий случай – «удаление – удаление».

 Здесь противоборствующие стороны стремятся уменьшить зону взаимных контактов, избегают разных столкновений друг с другом.

1.1. В конфликтной ситуации выделяют четыре основные стратегии противоборства:

1. Наступательная стратегия ведётся в одной из двух форм:

нападения или вытеснения. Если обратиться к торговому пртивоборству двух сторон, то запрет на импорт иностранных товаров, можно расценивать как акт нападения, а завоевание традиционных рынков сбыта за счёт повышения конкурентоспособности товаров, - акт вытеснения.

2. Оборонительная стратегия может осуществляться или в пассивной (сопротивление действиям противника) или активной (контрнаступление) формах. Это различие легко обнаруживается в дискуссии, в которой один из обороняющихся предпочитает оправдываться, а другой – наносить контрудары оппоненту (противнику). Вторая тактика оказывается, как правило, более эффективной. Не случайно говорят: лучшим способом обороны является нападение.

3. Стратегия уклонения используется чаще всего для того, чтобы не поддаться на провоцирующие обстоятельств для столкновения с ним. Любопытно, что два великих полководца – Ганнибал и Наполеон потерпели поражение от противников. Умело воспользовавшисхся именно стратегией уклонения.

4. Стратегия отступления. Здесь важно вести организованные действия, сохранить какие-то силы и шансы, не допустить бегства и, как следствие, безоговорочная капитуляции. Так, диссертант при защите своей научной работы, которая в данный момент явно «не проходит», может добиться разрешения на некоторую её доработку и последующую защиту. А может потерять и последний шанс – и все тут зависит от продемонстрированной им тактики отступления.

 Существуют и другие стратегии противоборства: стратегия сдерживания демонстрируется, например, судьёй, приостанавливающим обвинителя и защитника в их излишней запальчивости; стратегию активного вмешательства осуществляют совместно страны – члены ООН, в отношении военного конфликта между Ираком и Кувейтом; при стратегии выжидания третья сторона поджидает наступления такого момент а противоборства, когда включения в него окажется наиболее приемлемым для достижения его собственных целей. Этот момент связан чаще всего, с полным взаимным истощением противников и открывающейся возможностью диктовать им свои условия. Имея ввиду выжидательную стратегию, и её эффективность.

1.2. Существует множество методов эффективного противоборства, но различают три основные группы:

общие методы;

методы наступления;

методы обороны.

Первый метод применяется, в равной степени, и при наступлении и при обороне.

 - метод преднамеренных потерь. В борьбе надо бвть готовым жертвовать малым, чтобы взять верх в большом. Победа может достигаться меньшими жертвами, а иногда они перечёркивают значение самой победы.

 - метод неожиданного действия. Захватывать противника врасплох или действовать неожиданно для него – это чуть ли не половина успеха. Застигнутый врасплох противник будет в замешательстве и начнёт путаться в показаниях.

 - метод введения в заблуждение. Этот метод основан на дезинформации относительно собственных действий и намерений и широко пользуется во всех видах противоборства.

 - метод информационного учркждения. Иногда важно, чтобы противоположная сторона была, наоборот, хорошо информирована о ваших намерениях и действиях. Шаги осведомлённого противника легче предвидеть. Что позволяет рационально бороться с ним.

 - метод заманивания в ловушку. Этот метод относится к числу самых популярных не только на охоте, но и в противоборстве. Завести неприятеля в болото или непроходимый лес, соблазнить соперника видимостью лёгкой победы.

 - метод камуфляжа используется с целью создания отрицательного образа противника и, одновременно, облагораживания собственных намерений и действий.

 - метод слабого звена. Удары, наносимые по самым слабым местам противника – могут оказаться самыми выигрышными.

 - метод угроз. Угроза основана на демонстрации возможности нанесения противнику удара, и оказывается или реальной или мнимиой. В обоих случаях данный метод экономичен, т.к. угроза достигается сравнительно дешёвой ценой.

Второй метод.

- метод концентрации сил. Этот метод используется, как правило, для получения численного превосходства над противником или нанесения ему удара в решающий момент.

 - метод «ахиллесовой пяты». Основной смысл этого метода заключается в том, что уровень мастерства в борьбе опеделяется умением парализовать главный центр противника.

 - метод свершившегося факта. Он основан на опережении противника: кто первый, кто лучший.

 - метод опережающего удара. Он также основан на эффектк опережения противника.

 

 - метод внезапного удара. Внезапность нападения нацелена на дезорганизацию противника. Внезапность вынуждает его бороться на невыгодных для него условиях.

 - метод «проволочек». Это продуманное уклонение от решающего столкновения с противником, умелый ход от его атакующих действий, промеделение с контрнаступлением с целью психологического и физического «выматывания» противоборствующей стороны.

 - метод провокаций. Он широко применяется во всех видах противоборств. С провокаций начинались обе мировые войны и много военных конфликтов регионального и локального масштаба.

Третий метод. Наступление и оборона – довольно относительное деление. Наступательные методы могут с успехом применяться и в оборонительных целях.

 - метод «отсеков». Название метода связано с системой отсеков на корабле, разделяющем помещение трюма перегородками таким образом, чтобы пробоина в одном отсеке не повлекла за собой затопление других. И в результате – гибель корабля.

 - метод «бумеранга» связан с моментальным обращением противника против него самого и применяется, чаще всего, в словесной полемике.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 379.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...