Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Техника посреднической деятельности в конфликте.




Сущность посредничества в конфликтах состоит, как известно, в организации процесса урегулирования взаимоотношений, разрешения сложной ситуации между сторонами. Типичной моделью, используемой при разрешении конфликтов, является модель арбитража, при которой руководитель выступает в роли третейского судьи: выслушивает стороны, собирает необходимую информацию, а затем либо признает правоту одной из сторон, либо принимает «третье» решение. Такая стратегия типична для процесса принятия организационных или технических решений: формулируется проблема, ищутся варианты решения и выбирается «правильное», лучшее из них. Ту же логику руководители используют и при решении проблем человеческих взаимоотношений, однако здесь подобная стратегия редко приводит к успеху.

При сопоставлении модели арбитража с моделью посредничества становятся очевидными психологические преимущества последнего: выступая в роли посредника, руководитель организует диалог, но, если его посредничество эффективно, решение принимается самими участниками конфликта, они несут за него ответственность и приобретают позитивный опыт совместного решения сложных ситуаций. Постоянно сталкиваясь в своей работе с проблемами человеческих взаимоотношений, руководители относительно легко трансформируют этот опыт в навыки посреднической деятельности. Наиболее трудный момент в процессе их обучения, пожалуй, связан с созданием альтернативы усвоенной ими парадигме работы с конфликтами — отказом от позиции судьи и переходом в позицию посредника. Важно При этом не просто заменять одну модель на другую, а создать понимание того, что первый шаг руководителя в разрешении конфликта — выбор на основе определенных критериев модели, в соответствии с которой он будет действовать.

Другая категория «естественных» посредников, на опыте обучения которых мне и хотелось бы остановиться подробнее, — это психологи-практики. Наиболее типичные профессиональные позиции работы психолога с конфликтами — это психотерапевт и консультант, принимающий сторону клиента, действующий в его интересах, обсуждающий с ним проблему и оптимальные стратегии поведения.

Методы исследования и диагностики конфликтов.

-наблюдение

-собеседовние

-методики (например, спилбергера и томаса)

Социальная напряженность и основные методы ее регулирования.

Соц напряженность возникает, когда большую часть населения/соц группы лишают или ограничивают в удовлетворении потребностей.

По Хершбергу и его гигиенической т.мотивации сущ-ет 2 уровня потребностей:

- гигиенический – базовый (в еде, безопасности и тп) Создает ур комфорта, но не является мотиватором

- саморазвитие, новые уровни – истинные мотиваторы.

Соц напряженность связана с гигиеническим уровнем. Люди сначала протестуют на внутриличностном ур, потом переживания сопоставляются с мнением близких, далее волнения выходят в более широкий круг.

Задача состоит не в том, чтобы устранить социальную напряженность, конфликтность полностью, а в том, чтобы изменить систему социальных отношений, изменить ситуацию, вызвавшую повышенную напряженность. Если не сделать этого, то различие приводит к конфликту, а последний перерастает в противоречие. Регулирование социальных отношений может в значительной степени смягчать социальную напряженность или хотя бы не доводить ее до противоречий, тем более бескомпромиссных, деструктивных и тем обеспечивать развитие социальной общности

Общение с трудными людьми.

Семейные конфликты.

Муж - жена
Борьба за лидерство, сопротивление диктату супруга; частичное несовпадение или даже противоположность взглядов на распределение обязанностей в семье; отрицательная оценка качества их выполнения; сексуальная дисгармония.

Мать — отец
Различия во взглядах на методы и способы воспитания детей; борьба за приоритетное влияние на ребенка.

Невестка — свекровь (свекор)
Борьба за влияние на сына (мужа); попытки диктата, подавления свободы, самостоятельности; личная неприязнь.

Зять - теша (тесть). То же самое.




Супружеский конфликт.

Обусловлен 3 доминирующими факторами:

А Психосексуальная несовместимость супругов

В Неудовлетворение потребности в значимости своего Я, неуважение чувства достоинства со стороны партнера

С Неудовлетворение потребности в положит. Эмо, отсутствие заботы, ласки, внимание, понимания

Их сумма не должна превышать критический уровень. Если снижается один фактор, его можно компенсировать другими.

Д пристрастие одного из супругов к чрезмерному удовлетворению своих потребностей (алко, нарк, финансовые расходы только на себя)

Е Неудовлетворение потребности во взаимопомощи и взаимопонимании по вопросам ведения домашнего хоз, воспитания детей, отношения к старшим

Ж Различия в потребностях по проведению досуга, увлечениях

Если АВС находятся в зоне благополучия, то ДЕЖ не проявляются

Динамика супружеских К:

1. К адаптации друг к другу. Два Я должны стать одним МЫ. В МЫ ассимилируется все позитивное двух Я.

Самое лучшее, когда в другом мы находим то, что хотели бы иметь, но не имеем (принцип дополнения). Возникает конструктивная, позитивная взаимозависимость.

2. Появление детей

Ухудшается возможность профессионального роста супругов. Уменьшается возможности для увлечений. Жена-мать устает – снижается сексуальная активность. Столкновение взглядов на воспитание ребенка.

3. Средний супружеский возраст – конфликт однообразия

Детям по 12-13 лет, они дистанцируются от родителей и уже не так связывают их между собой. Больше конфликтов.

4. Кризис внутреннего одиночества.

Существенную роль играет разница в возрасте. Если муж и жена одногодки, то жена стареет раньше, а у мужчин возникают мысли, что они не реализовались как мужчины, они пытаются построить другую семью.

Внешние факторы супружеских кризисов:

1) ухудшение мат.положения

2) чрезмерная занятость одного из супругов

3) безработица

4) жилищная проблема

Детско-родительские конфликты.

ДРК – наиболее распространены, частный случай К поколений.

Психологические факторы ДРК:

1. Тип внутрисемейных отношений (гармоничная/дисгармоничная семья)

2. Деструктивность семейного воспитания

- разногласия членов семьи по вопросам воспитания

- противоречивость, непоследовательность воспитывающих действий

- опека и запреты в разных сферах жизни детей

- завышенная требовательность к детям, применение жестких осуждений, угроз, наказаний.

3. Возрастные кризисы детей

4. Личностный фактор

У родителей: авторитарность, консерватизм убеждений и ценностей, вредные привычки. У детей: упрямство, эгоизм, естественный детский эгоцентризм, снижение общей мотивации, нарушение правил и норм.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 587.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...