Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Техника посреднической деятельности в конфликте.
Сущность посредничества в конфликтах состоит, как известно, в организации процесса урегулирования взаимоотношений, разрешения сложной ситуации между сторонами. Типичной моделью, используемой при разрешении конфликтов, является модель арбитража, при которой руководитель выступает в роли третейского судьи: выслушивает стороны, собирает необходимую информацию, а затем либо признает правоту одной из сторон, либо принимает «третье» решение. Такая стратегия типична для процесса принятия организационных или технических решений: формулируется проблема, ищутся варианты решения и выбирается «правильное», лучшее из них. Ту же логику руководители используют и при решении проблем человеческих взаимоотношений, однако здесь подобная стратегия редко приводит к успеху. При сопоставлении модели арбитража с моделью посредничества становятся очевидными психологические преимущества последнего: выступая в роли посредника, руководитель организует диалог, но, если его посредничество эффективно, решение принимается самими участниками конфликта, они несут за него ответственность и приобретают позитивный опыт совместного решения сложных ситуаций. Постоянно сталкиваясь в своей работе с проблемами человеческих взаимоотношений, руководители относительно легко трансформируют этот опыт в навыки посреднической деятельности. Наиболее трудный момент в процессе их обучения, пожалуй, связан с созданием альтернативы усвоенной ими парадигме работы с конфликтами — отказом от позиции судьи и переходом в позицию посредника. Важно При этом не просто заменять одну модель на другую, а создать понимание того, что первый шаг руководителя в разрешении конфликта — выбор на основе определенных критериев модели, в соответствии с которой он будет действовать. Другая категория «естественных» посредников, на опыте обучения которых мне и хотелось бы остановиться подробнее, — это психологи-практики. Наиболее типичные профессиональные позиции работы психолога с конфликтами — это психотерапевт и консультант, принимающий сторону клиента, действующий в его интересах, обсуждающий с ним проблему и оптимальные стратегии поведения. Методы исследования и диагностики конфликтов. -наблюдение -собеседовние -методики (например, спилбергера и томаса) Социальная напряженность и основные методы ее регулирования. Соц напряженность возникает, когда большую часть населения/соц группы лишают или ограничивают в удовлетворении потребностей. По Хершбергу и его гигиенической т.мотивации сущ-ет 2 уровня потребностей: - гигиенический – базовый (в еде, безопасности и тп) Создает ур комфорта, но не является мотиватором - саморазвитие, новые уровни – истинные мотиваторы. Соц напряженность связана с гигиеническим уровнем. Люди сначала протестуют на внутриличностном ур, потом переживания сопоставляются с мнением близких, далее волнения выходят в более широкий круг. Задача состоит не в том, чтобы устранить социальную напряженность, конфликтность полностью, а в том, чтобы изменить систему социальных отношений, изменить ситуацию, вызвавшую повышенную напряженность. Если не сделать этого, то различие приводит к конфликту, а последний перерастает в противоречие. Регулирование социальных отношений может в значительной степени смягчать социальную напряженность или хотя бы не доводить ее до противоречий, тем более бескомпромиссных, деструктивных и тем обеспечивать развитие социальной общности Общение с трудными людьми. Семейные конфликты. Муж - жена Мать — отец Невестка — свекровь (свекор) Зять - теша (тесть). То же самое. Супружеский конфликт. Обусловлен 3 доминирующими факторами: А Психосексуальная несовместимость супругов В Неудовлетворение потребности в значимости своего Я, неуважение чувства достоинства со стороны партнера С Неудовлетворение потребности в положит. Эмо, отсутствие заботы, ласки, внимание, понимания Их сумма не должна превышать критический уровень. Если снижается один фактор, его можно компенсировать другими. Д пристрастие одного из супругов к чрезмерному удовлетворению своих потребностей (алко, нарк, финансовые расходы только на себя) Е Неудовлетворение потребности во взаимопомощи и взаимопонимании по вопросам ведения домашнего хоз, воспитания детей, отношения к старшим Ж Различия в потребностях по проведению досуга, увлечениях Если АВС находятся в зоне благополучия, то ДЕЖ не проявляются Динамика супружеских К: 1. К адаптации друг к другу. Два Я должны стать одним МЫ. В МЫ ассимилируется все позитивное двух Я. Самое лучшее, когда в другом мы находим то, что хотели бы иметь, но не имеем (принцип дополнения). Возникает конструктивная, позитивная взаимозависимость. 2. Появление детей Ухудшается возможность профессионального роста супругов. Уменьшается возможности для увлечений. Жена-мать устает – снижается сексуальная активность. Столкновение взглядов на воспитание ребенка. 3. Средний супружеский возраст – конфликт однообразия Детям по 12-13 лет, они дистанцируются от родителей и уже не так связывают их между собой. Больше конфликтов. 4. Кризис внутреннего одиночества. Существенную роль играет разница в возрасте. Если муж и жена одногодки, то жена стареет раньше, а у мужчин возникают мысли, что они не реализовались как мужчины, они пытаются построить другую семью. Внешние факторы супружеских кризисов: 1) ухудшение мат.положения 2) чрезмерная занятость одного из супругов 3) безработица 4) жилищная проблема Детско-родительские конфликты. ДРК – наиболее распространены, частный случай К поколений. Психологические факторы ДРК: 1. Тип внутрисемейных отношений (гармоничная/дисгармоничная семья) 2. Деструктивность семейного воспитания - разногласия членов семьи по вопросам воспитания - противоречивость, непоследовательность воспитывающих действий - опека и запреты в разных сферах жизни детей - завышенная требовательность к детям, применение жестких осуждений, угроз, наказаний. 3. Возрастные кризисы детей 4. Личностный фактор У родителей: авторитарность, консерватизм убеждений и ценностей, вредные привычки. У детей: упрямство, эгоизм, естественный детский эгоцентризм, снижение общей мотивации, нарушение правил и норм. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 653. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |