Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Внутриличностные конфликты.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Сущность конфликта, объект и предмет конфликта. Основные цели и задачи курса. Конфликт — противоречие, возникающее между людьми или коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствия согласия между двумя или более сторонами. Конфликт - это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве сторон. Предмет К – объективно существующая или мыслимая (воображаемая) проблема, служащая причиной раздора между сторонами. Предмет конфликта — это и есть то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого субъекты вступают в противоборство. Ситуация, сопровождающая К. Объект К - конкретную материальную или духовную ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся обе стороны конфликта. Цели и задачи курса: -профилактика конфликта -ознакомление с различными типами конфликтов -умение продуктивно разрешать конфликты Роль конфликтов в развитии человека и общества. Если противоположные силы, их интересы вызывают напряжение, переходящее в открытое противоборство, то, естественно, этому противоборству рано или поздно должен прийти конец. Конфликт и его последующее разрешение и является одним из путей выхода из сложившегося тупика. развитие живой природы осуществляется в условиях постоянной борьбы за выживание, что и составляет естественный механизм отбора наиболее приспособленных видов. Одна из общих функций конфликта — функция стимулирования адаптации социальной системы или ее отдельных элементов, включая субъектов, к изменяющейся среде. Обществу, социальным группам, индивидам, партиям и др. объединениям, идеологиям, культурным системам приходится постоянно сталкиваться с новыми условиями и новыми потребностями, порождаемыми происходящими изменениями. Отсюда необходимость адаптации, приспособления к новой ситуации путем преобразования форм и методов деятельности и отношений, переоценки ценностей, критики устаревших образцов поведения и мышления. Понятно, что процесс адаптации не происходит без противоречий и конфликтов между старым и новым, отжившим и нарождающимся. Если общественная система или какие-то подсистемы (экономические, политические и др.) не справляются с возникающими конфликтами в процессе адаптации, они уходят в небытие. Конфликты — движущий механизм социальных изменений, процессов развития, модернизации и распада исчерпавших себя образований. Они — гарантия прогресса, поскольку предполагают вскрытие и преодоление противоположностей интересов, ценностей, позиции общественных сил. Революции — локомотивы истории; экономическая конкуренция — могучий рычаг прогресса экономики; социальные движения — факторы общественного развития; противоречия и конфликты в науке — непременное условие превращения знаний, перехода от одних систем научного мышления к другим. В стабильных социальных организмах конфликты выявляют проблемы, способствуют формированию новых потребностей и тенденций развития, играют важную роль в артикуляции интересов. Эволюция представлений о конфликтности в человеческом обществе. 6 в до н.э – восточно-китайские инь и янь 6-5в – Гераклит (закон борьбы противоположностей) 4-3 Платон (война – величайшее зло) 3-2 Эпикур (исторический процесс протекает от мира к войне) 1в Цицерон (понятие справедливой войны) Ср.Века 12-14 Фома Аквинский (война - грех) 15-16 Макиавелли (конфликт – универсальное и непрерывное состояние общества. Причина соц.конфликта – выделение знати) 16-17в Ф.Бэкон (причина К - бедность) 18в Гоббс (война – стремление к равенству, исправлению перекосов) 18в Ж-Ж Руссо (война – этапность всемирного процесса) 18в Смит (причина К – классовое противоречие) 18в Кант (мир должен быть установлен насильственно) 19в Гегель (причина К – соц.поляризация) Дарвин (развитие живой природы осуществляется в условиях постоянной борьбы за выживание, что и составляет естественный механизм отбора наиболее приспособленных видов.) Проблемы конфликтологии в зарубежной психологии. Периодизация истории отечественной конфликтологии. Рассматривались в разных направлениях: 1) Психоаналитическое направление (3. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм) определяло области причин конфликтов у личности: · в бессознательном человека; · во взаимодействии с окружающей средой; · невозможностью реализации личностных стремлений. 2) этологическое направление, в рамках которого теории конфликта австрийского исследователя К. Лоренца и его нидерландского последователя Н. Тинбергена. Главной причиной конфликта здесь выступает агрессия, которая может возникнуть как у отдельного индивида, так и у целой группы или толпы. 3) теория групповой динамики, основателем которой является К. Левин. Теория объясняет функционирование малых социальных групп, законы формирования и развития их структур, взаимоотношения образующих их индивидов между собой. Между индивидом и окружающей средой существует неоспоримая связь, нарушение или искажение этой связи приводит к напряжению и вызывает конфликт у личности. Периодизация истории отечественной конфликтологии. - до 1924 конфликтология имела религиозный характер (борьба добра и зла), противоречия рассматривались через религиозную призму - 1924-1990 по идеологии в обществе не было борьбы классов, не изучались конфликты - с 1990г появилась конфликтология. Психология конфликта – её подраздел. Основные типы конфликтов. Проблема классификации. К имеет разные структуры, модальности, и т.к. нет одного основания, трудно сделать классификацию. I. Зооконфликты: - интрапсихические -зоосоциальные (м/двумя особями, м/особью и группой, м/группами) II. С участием чел 1) Социальные - межличностные - м/личностью и группой - малыми группами - средними группами - большими группами - м/государственные (между отдельными гос или коалициями) 2) Внутриличностные - хочу и хочу - хочу и не могу - хочу и надо - могу и не могу (есть ресурс, но условия не позволяют) - надо и надо - надо и не могу Объективные и субъективные факторы возникновения конфликтов. Объективные: - нормативно-ценностная система общества Причины проистекают не из проявлений сознания или воли субъектов, а содержатся в надсубъектных факторах, хотя их действия проходят через сознание, приобретая соответствующую субъективную форму (мотив, желание, стремление, ожидание и т.д.). Субъективные: - ориентации и деятельностные установки самих субъектов Однако не везде они являются определяющими. Чем выше уровень конфликта, чем он масштабнее, тем большее влияние на его возникновение оказывают объективные причины, в частности, надличностные общие потребности и интересы развития. Структура конфликта (3-х векторная модель). Противоречие, противоборства, острые негативные переживания Динамика конфликта. 2 оси: степень напряженности отношений и время. Латентный период (предконфликтный): 1. Возникновение объективной проблемной ситуации К еще нет, но ситуация уже складывается 2. осознание ей участниками К Отражение возникающих противоречий 3. попытки решить проблему неконфликтным путем Напряженность все равно возрастает, хоть и меньшим путем 4. предконфликтная ситуация Подготовка к борьбе, мобилизация ресурсов. Открытый период 5. Инцидент – спусковой крючок Какие-то действия, случай, кот имеет смысл провокации для создания чувства враждебности, снятия психологического блока, кот мешает сделать безнравственное 6. Эскалация К Максимум энергии, сильные негативные эмоции. Реализуется весь подготовленные ресурс. 7. Сбалансированное противостояние Происходит отреагирование и эмо состояние чть снижается. Наступает небольшая разрядка 8. Завершение К Осталось чувство враждебности, нет прежнего доверия. Латентный период (постК) 9. частичная нормализация отношений Снижение напряженности 10. полная нормализация отношений + остаточное недоверие Кривая до 0 не доходит Функции конфликта. 1. сигнальная – сигнал о наличии проблемы 2. стимулирует познание интересов, ценностей, позиций, сталкивающихся в противоборстве субъектов 3. интегративная. Казалось бы, мы имеем дело с парадоксом: конфликт способствует интеграции, объединению людей, а стало быть, установлению равновесия, стабильности в обществе 4. Конфликт — фактор социальной дифференциации 5. функция стимулирования адаптации социальной системы или ее отдельных элементов, включая субъектов, к изменяющейся среде. Обществу, социальным группам, индивидам, партиям и др. объединениям, идеологиям, культурным системам приходится постоянно сталкиваться с новыми условиями и новыми потребностями, порождаемыми происходящими изменениями. 6. Конфликты — движущий механизм социальных изменений, процессов развития, модернизации и распада исчерпавших себя образований. Они — гарантия прогресса, поскольку предполагают вскрытие и преодоление противоположностей интересов, ценностей, позиции общественных сил. Внутриличностные конфликты. внутриличностный конфликт можно определить как острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения. Показатели ВЛК: - когнитивная сфера (снижение самооценки, ощущение психол тупика, задержка принятия решений, проблема ценностного выбора, сомнение в истинности мотивов и принципов, противоречивость образа Я) - Эмоциональная сфера (острое негативное переживание; психоэмоциональное переживание) - Поведенческая сфера (снижение качества и интенсивности деятельности, снижение удовлетворенности деят, негативный эмо фон общения) - Интегральные показатели (нарушение норм механизма адаптации, усиление психол стресса) Сферы ВЛК: 1. переживание личностью своей неоднозначности, сложности внутреннего мира 2. осознание изменчивости собств желаний и притязаний, трудности их реализации 3. колебания самооценки 4. борьба мотивов ВЛК – 1) результат перехода объективных противоречий внешнего мира во внутренний мир чел 2. результат отношения личности к окружающей среде Уровни психологического противоречия: 1 – нарушение гармонии внутреннего мира, затруднение основных видов деятельности, проекция психол дискомфорта на общение с окр и на деят 2 – Глубинный уровень: невозможность реализации планов и программ, невозможность выполнять свои жизненные ф до тех пор, пока не разрешится жизн кризис Личностные условия предрасположенности к ВЛК 1. осознание своего сложного внутреннего мира 2. развитая иерархия потр и мотивов 3. высокое развитие чувств и системы ценностей 4. развитая когн структура 5. развитая способность к самоанализу Ситуативные условия возникновения ВЛК: - должны быть равной значимости - личность осознает субъективную неразрешимость ситуации = чел кажется. Что он не в состоянии изменить сит Типы ВЛК 1. Конфликт нереализованного желания, комплекс неполноценности (к между желанием и действительностью, которая блокирует удовлетворение желания) 2. Мотивационный (2 мотива разной направленности хочу-хочу) 3. Нравственный (хочу-надо) 4. Ролевой (надо-надо) 5. Адаптационный (надо и могу) 6. К неадекватной самооценки (адекватность самооценки личности зависит от ее рефлексивности, критичности) 7. К поколений (ценностный К) Последствия ВЛК 1. Конструктивные – максимальное развитие конфл структур и минимальные личностные затраты на его разрешение 2. Деструктивные – усугубляют раздвоение л, перерастают в жизненные кризисы или ведут к развитию невротических состояний. Межличностный конфликт. Самые распространенные. Межличностные конфликты имеют свои отличительные особен-ности, которые сводятся к следующему. 1. В межличностных конфликтах противоборство людей происхо-дит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу. 2. В межличностных конфликтах проявляется весь спектр извест-ных причин: общих и частных, объективных и субъективных. 3. Межличностные конфликты для субъектов конфликтного вза-имодействия являются своеобразным “полигоном” проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интел-лекта, воли и других индивидуально-психологических особен-ностей. 4. Межличностные конфликты отличаются высокой эмоциональ-ностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами. 5. Межличностные конфликты затрагивают интересы не только конфликтующих, но и тех, с кем они непосредственно связаны либо служебными, либо межличностными отношениями. Межличностные конфликты, как уже отмечено выше, охватывают все сферы человеческих отношений. Межгрупповые конфликты. Межгрупповой конфликт – это конфликт между социальными группами и общностями людей с противоположными интересами. при этом в числе групп можно выделить: группы интересов, группы этнонационального характера, группы, объединенные общностью положения. Механизмы: I. 1) Межгрупповая агрессия (Фрейд): главное средство сплочения группы, идентификация со своими и отчуждение от чужих. Чел другой культуры – непонятен, непредсказуем, опасен. 2) Объективный К интересов 3) Внутригрупповой фаворитизм: благоприятствование членам своей группы в противовес членам другой группы II. 1) Деиндивидуализация взаимного восприятия (свой-чужой) 2) неадекватное соц и групповое сравнение (своя группа оценивется выше, достижения чужой занижаются) 3) групповая атрибуция (успехи своей группы объясняются внутренними причинами, неудачи - внешними) Межэтнические конфликты. Центральное звено этноса – ценности (святыни). Ради святыни чел жертвует всем. Межэтнические К – происходящие между отдельными представителями, соц группами разных этносом; конфронтация 2х и более этносов. Типы этнических К: - м/л - этносоциальные - межэтнические Причины имеют комплексный характер, возникают неожиданно. Играют роль 3 осн фактора: - уровень нац.самосознания (адекватный, заниженный = переходит в ВЛК, завышенный = причина м/л к) - наличие критической массы проблем, оказывающих давление на все стороны жизни в этносе - наличие полит сил, способных использовать в борьбе за власть 2 предыдущих фактора Предупреждение межэтнических К: 1. Нерушимость этнических границ 2. Нерешение проблем силовым путем 3. Непредоставление одному этносу более выгодных условий, чем другому 4. Объединение хоз.деят-ти 5. Предоставление этносу полит и хоз автономии. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 229. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |