Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Стили поведения в межличностном конфликте




Исследователи выделяют следующие стили поведения в межличностном конфликте: противоборство, уклонение, приспособление, компромисс, сотрудничество, ассертивность.

1) Противоборство — характерно настойчивое, бескомпромиссное, отвергающее сотрудничество отстаивание своих интересов, для чего используются все доступные средства.

2) Уклонение — связано с попыткой уйти от конфликта, не придавать ему большой ценности, возможно из-за недостатка условий для его разрешения.

3) Приспособление — предполагает готовность субъекта поступиться своими интересами с целью сохранения взаимоотношений, которые ставятся выше предмета и объекта разногласий.

4) Компромисс — требует уступок с обеих сторон до той степени, когда путем взаимных уступок находится приемлемое решение для противостоящих сторон.

5) Сотрудничество — предполагает совместное выступление сторон для решения проблемы. При таком поведении считаются правомерными различные взгляды на проблему. Эта позиция дает возможность понять причины разногласий и найти выход из кризиса, приемлемый для противостоящих сторон без ущемления интересов каждой из них.

6) Ассертивное поведение (от англ. assert — утверждать, отстаивать). Такое поведение предполагает способность человека отстаивать свои интересы и добиваться своих целей, не ущемляя интересов других людей. Оно направлено на то, чтобы реализация собственных интересов являлась условием реализации интересов взаимодействующих субъектов. Ассертивность — это внимательное отношение как к себе, так и к партнеру. Ассертивное поведение препятствует возникновению конфликтов, а в конфликтной ситуации помогает найти верный выход из нее. При этом наибольшая эффективность достигается при взаимодействии одного ассертивного человека с другим таким же человеком.

Все названные стили поведения могут быть как спонтанными, так и сознательно используемыми для достижения желаемых результатов при разрешении межличностных конфликтов.

 

8. Социальный конфликт и его характеристика.

 


Конфликт — это спор, столкновение двух человек или социальных групп за обладание чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.

Участники конфликта называются субъектами конфликта:

— свидетели — это люди, наблюдающие за конфликтом со стороны;

— подстрекатели — это те, кто подталкивает других участников к конфликту;

— пособники — это люди, содействующие развитию конфликта советами, технической помощью или иными способами;

— посредники — это люди, которые своими действиями пытаются предотвратить, остановить или разрешить конфликт.

Не все участники конфликта обязательно находятся в непосредственном противоборстве друг с другом. -

Вопрос или благо, из-за которых разгорается конфликт — это предмет конфликта. Причина и повод для конфликта отличаются от его предмета.

Причина конфликта — объективные обстоятельства, которые предопределяют появление конфликта. Причина конфликта связана с потребностями конфликтующих сторон.

Повод для конфликта — незначительное происшествие, которое способствует возникновению конфликта^ но сам конфликт может не развиться. Повод бывает как случайным, так и специально созданным.

Для правильного и всестороннего понимания конфликта необходимо провести разграничение между ним и противоречием. Противоречие — это фундаментальная несовместимость, несогласие каких-то важных — политических, экономических, этнических — интересов.

Виды противоречий:

1) Внутренние противоречия - берут свое начало в столкновении внутригрупповых, внутриорганизационных и других интересов участников малых социальных групп.

2) Внешние противоречия - возникают между двумя или несколькими социальными системами.

3) Антагонистические (от гр. antagonisma — спор, борьба) (непримиримо враждебные) противоречия - лежат в основе конфликта, в котором его субъекты преследуют противоположные интересы. Примирить субъектов подобного конфликта можно лишь на время, отложив таким образом конфликт, но не разрешив его.

4) Неантагонистические противоречия - имеют место между субъектами конфликта, интересы которых могут быть согласованы, т. е. данный вид противоречий подразумевает возможность компромиссов путем взаимных уступок.

5) Основные противоречия – определяют возникновение и динамику конфликта, характеризуют взаимодействие между основными его субъектами.

6) Неосновные противоречия - сопутствуют конфликту; как правило, они связаны с второстепенными субъектами конфликта.

7) Объективные противоречия - обусловлены явлениями и процессами, не зависящими от воли и сознания людей, поэтому исключить данные противоречия невозможно без устранения самой их причины.

8) Субъективные противоречия - обусловлены волей и сознанием людей: связаны со спецификой характеров, различиями в манере поведения, мировоззрении, ценностных ориентациях.

Противоречие обязательно лежит в основе любого конфликта и проявляется в социальном напряжении — чувстве неудовлетворенности положением дел и готовности его изменить. Но противоречие может так и остаться противоречием, не дойдя до открытого столкновения, т. е. конфликта. Таким образом, противоречие выражает скрытый и статический момент явления, а конфликт — открытый и динамический.

Социальный конфликт — это высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, обществе в целом, которая характеризуется усилением противоположных тенденций, интересов социальных общностей и индивидов.

В истории социологии имеют место различные концепции, раскрывающие сущность социальных конфликтов:

1) Автор - Георг Зиммель, немецкий философ и социолог. Сущность - конфликт — снос старых культурных форм новыми. Сущность социального конфликта заключается в столкновении между постоянно обновляемым содержанием жизни и устаревшими, отжившими формами культуры.

2) Автор - Герберт Спенсер, английский философ. Сущность - Социальный конфликт обусловлен борьбой за существование, которая в свою очередь. Определяется ограниченным объемом жизненных ресурсов.

3) Автор - Карл Маркс, немецкий экономист и социолог. Сущность - существует постоянный конфликт между производительными силами и производственными отношениями, который по мере развития техники и производительных сил становится все более острым, пока не приводит к смене способа производства. Классовая борьба, классовый конфликт являются движущей силой истории, порождающей социальные революции, в результате которых общество переходит на более высокий уровень развития.

4) Автор - Макс Вебер, немецкий социолог, философ, историк. Сущность - конфликт имеет ценностный характер. Общество есть арена социального действия, столкновения ценностей и норм, являющихся атрибутами тех или иных индивидов, социальных групп или институтов. Борьба между социальными структурами, отстаивание ими своих социальных статусов, своих стилей жизни в конечном счете стабилизирует общество.

На современном этапе развития социологической науки выделяют две основные парадигмы с точки зрения роли конфликта в обществе. Ученые определяют следующие функции социальных конфликтов.

Парадигмы современной социологии:

1) Консенсусного (лат. consensus — согласие) общества: социальный конфликт имеет временный, преходящий характер. Осознавая причины социального конфликта, люди упрочивают социальные связи, приспосабливаются друг к другу, ассимилируются в группу, где отдают предпочтение не конфликтам, а другим видам социального взаимодействия. Таким образом, социальный конфликт — это форма достижения социального равновесия, а общество обычно находится в бесконфликтном состоянии.

2) Конфликтного общества: социальный конфликт есть постоянное и необходимое явление в каждом обществе. Он является выражением устремлений индивидов и социальных групп к власти, изменению статуса, перераспределению доходов, переоценке ценностей. Социальный конфликт предотвращает окостенение социальной системы, открывает дорогу новым формам — инновациям.

Функции социальных конфликтов:

1) Позитивные:

• информирование о наличии социальной напряженности;

• стимулирование социальных изменений;

• снятие социальной напряженности.

2) Негативные:

• создание стрессовых ситуаций;

• дезорганизация социальной жизни;

• разрушение социальной системы.

Конфликты порождаются различными причинами: внешними и внутренними, всеобщими и единичными, материальными и идеальными, объективными и субъективными и т. д. Причина конфликта связана с потребностями конфликтующих сторон.

Можно выделить следующие причины социальных конфликтов:

— социальная неоднородность общества, наличие противоположных ориентации;

— различия в уровнях доходов, власти, культуры, социальном престиже, доступе к образованию, информации;

— религиозные различия;

— поведение человека, его социально-психологические черты (темперамент, интеллект, общая культура и др.).

Социальный конфликт проходит три основные стадии:

1. Предконфликтная — конфликтная ситуация. Стороны осознают существующее эмоциональное напряжение, стремятся преодолеть его, осознать причины конфликта, оценивают свои возможности; выбор способа воздействия на противника.

2. Непосредственно конфликт — недоверие и отсутствие уважения к противнику; согласие невозможно. Наличие инцидента (или повода), т. е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Их открытые и скрытые действия.

3. Разрешение конфликта — завершение инцидента, устранение причин конфликта.

Виды социальных конфликтов:

• По длительности — долгосрочные; краткосрочные; разовые; затяжные; повторяющиеся.

• По объему — глобальные; национальные; локальные; региональные; групповые; личные.

• По источнику возникновения — объективные; субъективные; ложные.

• По используемым средствам — насильственные; ненасильственные.

• По форме — внутренние; внешние.

• По влиянию на ход развития общества — прогрессивные; регрессивные.

• По характеру развития — преднамеренные; спонтанные.

• По сферам общественной жизни — экономические (производственные); политические; этнические; семейно-бытовые.

• По типу отношений — внутри- и межсистемный (индивидуально-психологический) уровни; внутри- и межгрупповой (социально-психологический) уровни; внутринациональный и международный (социальный) уровни.

Специалисты выделяют следующие способы решения социальных конфликтов:

— компромисс (лат. compromissum) — решение проблемы через взаимные уступки сторон;

— переговоры — мирная беседа обеих сторон по решению проблемы;

— посредничество — использование третьей стороны в заочном решении проблемы;

— арбитраж (фр. arbitrage — третейский суд) — обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы;

— применение силы, власти, закона — одностороннее использование власти или силы той стороной, которая считает себя сильнее.

Возможные пути выхода из конфликтов следующие:

— Реставрация — возвращение общества к доконфликтному состоянию: к прежним формам социальной жизни, социальным институтам, которые продолжают существовать с учетом новой ситуации.

— Невмешательство (выжидание) — надежда на то, что «все само собой образуется». Это путь затягивания и проволочек реформ, топтания на месте. В открытом обществе, если противостояние не грозит всеобщим крахом, данный путь при определенных условиях может быть плодотворным.

— Обновление — активный выход из конфликта путем отбрасывания, отказа от старого, развития нового.

Каждый социальный конфликт конкретен, он происходит в определенных социальных условиях. Следовательно, и пути выхода из него должны соответствовать сложившейся конкретной ситуации.

Общая стратегия выхода из социального конфликта должна заключаться в совмещении этих трех путей. Обновление необходимо, в этом ключ разрешения любого конфликта, но все обновить невозможно по причине инертности человеческого сознания. Следует предусмотреть естественный процесс отката (реакции) к некоторым старым ценностям и формам.

Современная конфликтология сформулировала условия, при которых возможно успешное разрешение социальных конфликтов:

— своевременный и точный диагноз причин конфликта, т.е. выявление существующих противоречий, интересов, целей.

— обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе признания интересов противоположной стороны. Достичь этого возможно на основе цели, значимой для обеих сторон.

— совместный поиск путей преодоления конфликта. Здесь возможно использование целого арсенала средств и методов: прямой диалог сторон, переговоры через посредника, переговоры с участием третьей стороны и т. д.

Конфликтология также выработала ряд рекомендаций, следование которым ускоряет процесс разрешения конфликта:

• Во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению содержательных вопросов.

• Конфликтующие стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряженности.

• Участники конфликта должны демонстрировать взаимное уважение дррг к другу.

• Все конфликтующие стороны должны проявлять склонность к компромиссу.


 

9. Анализ конфликтологических теорий.

10. Понятие «управление конфликтом». Содержание управления конфликтами.

Управление конфликтом– это деятельность субъекта конфликта, осуществляемая им на протяжении всех этапов конфликтного взаимодействия и предполагающая осознанное контролирование происходящего.

Управление конфликтом предполагает осуществление следующей деятельности субъектом конфликта или независимым лицом:

– обнаружение симптомов конфликтной ситуации;

– диагностика происходящих взаимоотношений и возможных противоречий в этой сфере;

– прогнозирование вероятностных конфликтов в будущем и способов их развития;

– профилактика конфликтов;

– предупреждение столкновений;

– ослабление эмоционального напряжения и интенсивности конфликтной ситуации на этапе развития и эскалации противоречия;

– разрешение конфликта с применением необходимых приемов и техник для конкретной конфликтной ситуации.

Уровень компетентности индивида влияет на его возможности в управлении конфликтом.

Компетентность может заключаться как в соответствующей профессиональной подготовке, так и в богатом жизненном опыте индивида. Конфликт может произойти в любой сфере и иметь разную природу противоречия. Управление можно осуществить только при осведомленности индивида в этой сфере. Также необходимо владеть всей информацией о случившейся или возможной конфликтной ситуации, знания должны быть содержательными и глубинными, так как только знание позволяет влиять на ситуацию и управлять ею. Отсутствие компетентности в конфликтном вопросе приводит к отрицательным последствиям как в самом развитии конфликта, так и в социальном окружении.

Управление уже развернувшимся конфликтом заключается в предоставлении конфликтующим сторонам возможности раскрыть и защищать свои интересы, открыто демонстрировать свою позицию. Эта возможность должна предоставляться в рамках организации неконфликтных способов выражения. Отсутствие возможности у оппонентов развивать проблемную ситуацию приводит к большей напряженности, которую следует снимать при управлении конфликтом. Управлением индивид обеспечивает взаимодействие через конструктивные способы: сотрудничество, избегание конфронтации, обоюдный компромисс.

Практика управления конфликтом показывает, что радикальные изменения в структуре и динамике конфликтной ситуации вызывают негативное отношение у субъектов конфликта, поэтому следует избегать внесения кардинальных изменений и правил поведения. Рекомендуется только направ лять конфликт, не мешая его естественному ходу развития. Пресечение, преодоление, устранение и гашение конфликта– приемы воздействия, используемые при управлении конфликтом.

11. Способы регуляции и разрешения внутриличностного конфликта.

12. Способы регуляции и разрешения межличностных конфликтов.

13. Методика исследования особенностей взаимодействия. Теория У.Томаса.

 


Роберт Парк (1864–1944)является основателем Чикагской школы в социологии, сложившейся в 1920е гг.в Америке в связи со стремительным ростом города Чикаго.Социологию Паркопределял «как науку о коллективном поведении» и поэтому исследовал все социальные процессы, которые так или иначе влияют на человека, заставляя использовать различные формы взаимодействия.

Парк выделил основные четыре типа взаимодействия:

1) соревнование;

2) конфликт;

3) приспособление;

4) ассимиляция.

Любое социальное явление в обществе проходит эти типы взаимодействия и связано с природной средой, в которой оно развивается. Для Паркаопределяющим становится экологический подход,т. е. взаимодействие индивида с социальной и природной средой. Быстрый рост Чикагокак города мигрантов предполагал смешение форм, привычек, установок социального взаимодействия и давал совершенное поле для исследовательской деятельности.

«Общество не может быть разъято, апотом вновь собрано», – считает Парк, объясняя это тем, что индивиды, составляющие общество, объединены. Объединение индивидов выражается:

– в привязанностях;

– привычках;

– внутренней структуре.


В результате коллективных действий индивидов происходит объединение индивидов, через разделение труда образуются социальные институты. Такова концепция городского развития, которую предложил Парк. То, насколько индивид свободен в коллективных действиях и может открыто самовыражаться, выбирать статус в социальной иерархии, свободно передвигаться и конкурировать за место в экономике, определяет значимость человека в обществе. Маргинальная личность есть продукт культурного процесса и есть результат освобождения от локалистских традиций, уверен Парк,поэтому, хоть и маргинальная личность или группа не полностью включены в социальное образование, зато способны образовывать новые сообщества. Возникшее изначально соревнование за ресурсы и лучшие условия порождает конфликт социального взаимодействия среди индивидов или групп. Конфликт – основная стадия в переходе к новым условиям общества.

Проводя эмпирические исследования отклоняющегося поведения, преступности, семейной организации, способов адаптации индивидов к городской индустриальной среде, Парк и другие представители Чикагского университета внесли концептуальные знания в области социологии города, способов социального взаимодействия и сотрудничества индивидов. Парквпервые исследует механизмы социального контроля, которые эффективны в результате использования символических средств городской среды.

Теорема У. Томаса — феномен социального взаимодействия. Если человек определяет ситуацию как реальную, то она станет реальной по своим последствиям. Например, если вкладчики боятся, что их банк прогорит и поэтому забирают свои деньги, то банк действительно прогорит.

 

14. Уход от конфликта как стратегия реагирования в конфликтной ситуации и формы ее проявления.

15. Соперничество как стратегия реагирования в конфликтной ситуации и формы ее проявления.

16. Диалог (сотрудничество) как стратегия реагирования в конфликтной ситуации и формы ее проявления.

17. Разрешение конфликтов в практике PR-специалиста. Методика разрешения конфликтов в работе с клиентом.

18. Типологии конфликтных личностей. Способы разрешения конфликтов.

19. Особенности политических конфликтов.

Политический конфликт– противоречия, возникающие во властных отношениях и разворачивающиеся в борьбе за политическое влияние.

Виды политических конфликтов:

– внешнеполитические или межнациональные;

– внутриполитические.

Участники общества или государства стремятся отстаивать свои интересы, сохранять свое властное положение и статус либо бороться за его улучшение и признание прав. В структуре властных отношений общества происходит главное столкновение интересов различных классов и социальных групп общества, этнических, политических и религиозных сообществ.

Конфликты в данной сфере могут:

– отстаивать политические интересы;

– стремиться к господству во властных отношениях.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 266.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...