Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Стили поведения в межличностном конфликте
Исследователи выделяют следующие стили поведения в межличностном конфликте: противоборство, уклонение, приспособление, компромисс, сотрудничество, ассертивность. 1) Противоборство — характерно настойчивое, бескомпромиссное, отвергающее сотрудничество отстаивание своих интересов, для чего используются все доступные средства. 2) Уклонение — связано с попыткой уйти от конфликта, не придавать ему большой ценности, возможно из-за недостатка условий для его разрешения. 3) Приспособление — предполагает готовность субъекта поступиться своими интересами с целью сохранения взаимоотношений, которые ставятся выше предмета и объекта разногласий. 4) Компромисс — требует уступок с обеих сторон до той степени, когда путем взаимных уступок находится приемлемое решение для противостоящих сторон. 5) Сотрудничество — предполагает совместное выступление сторон для решения проблемы. При таком поведении считаются правомерными различные взгляды на проблему. Эта позиция дает возможность понять причины разногласий и найти выход из кризиса, приемлемый для противостоящих сторон без ущемления интересов каждой из них. 6) Ассертивное поведение (от англ. assert — утверждать, отстаивать). Такое поведение предполагает способность человека отстаивать свои интересы и добиваться своих целей, не ущемляя интересов других людей. Оно направлено на то, чтобы реализация собственных интересов являлась условием реализации интересов взаимодействующих субъектов. Ассертивность — это внимательное отношение как к себе, так и к партнеру. Ассертивное поведение препятствует возникновению конфликтов, а в конфликтной ситуации помогает найти верный выход из нее. При этом наибольшая эффективность достигается при взаимодействии одного ассертивного человека с другим таким же человеком. Все названные стили поведения могут быть как спонтанными, так и сознательно используемыми для достижения желаемых результатов при разрешении межличностных конфликтов.
8. Социальный конфликт и его характеристика.
Конфликт — это спор, столкновение двух человек или социальных групп за обладание чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами. Участники конфликта называются субъектами конфликта: — свидетели — это люди, наблюдающие за конфликтом со стороны; — подстрекатели — это те, кто подталкивает других участников к конфликту; — пособники — это люди, содействующие развитию конфликта советами, технической помощью или иными способами; — посредники — это люди, которые своими действиями пытаются предотвратить, остановить или разрешить конфликт. Не все участники конфликта обязательно находятся в непосредственном противоборстве друг с другом. - Вопрос или благо, из-за которых разгорается конфликт — это предмет конфликта. Причина и повод для конфликта отличаются от его предмета. Причина конфликта — объективные обстоятельства, которые предопределяют появление конфликта. Причина конфликта связана с потребностями конфликтующих сторон. Повод для конфликта — незначительное происшествие, которое способствует возникновению конфликта^ но сам конфликт может не развиться. Повод бывает как случайным, так и специально созданным. Для правильного и всестороннего понимания конфликта необходимо провести разграничение между ним и противоречием. Противоречие — это фундаментальная несовместимость, несогласие каких-то важных — политических, экономических, этнических — интересов. Виды противоречий: 1) Внутренние противоречия - берут свое начало в столкновении внутригрупповых, внутриорганизационных и других интересов участников малых социальных групп. 2) Внешние противоречия - возникают между двумя или несколькими социальными системами. 3) Антагонистические (от гр. antagonisma — спор, борьба) (непримиримо враждебные) противоречия - лежат в основе конфликта, в котором его субъекты преследуют противоположные интересы. Примирить субъектов подобного конфликта можно лишь на время, отложив таким образом конфликт, но не разрешив его. 4) Неантагонистические противоречия - имеют место между субъектами конфликта, интересы которых могут быть согласованы, т. е. данный вид противоречий подразумевает возможность компромиссов путем взаимных уступок. 5) Основные противоречия – определяют возникновение и динамику конфликта, характеризуют взаимодействие между основными его субъектами. 6) Неосновные противоречия - сопутствуют конфликту; как правило, они связаны с второстепенными субъектами конфликта. 7) Объективные противоречия - обусловлены явлениями и процессами, не зависящими от воли и сознания людей, поэтому исключить данные противоречия невозможно без устранения самой их причины. 8) Субъективные противоречия - обусловлены волей и сознанием людей: связаны со спецификой характеров, различиями в манере поведения, мировоззрении, ценностных ориентациях. Противоречие обязательно лежит в основе любого конфликта и проявляется в социальном напряжении — чувстве неудовлетворенности положением дел и готовности его изменить. Но противоречие может так и остаться противоречием, не дойдя до открытого столкновения, т. е. конфликта. Таким образом, противоречие выражает скрытый и статический момент явления, а конфликт — открытый и динамический. Социальный конфликт — это высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, обществе в целом, которая характеризуется усилением противоположных тенденций, интересов социальных общностей и индивидов. В истории социологии имеют место различные концепции, раскрывающие сущность социальных конфликтов: 1) Автор - Георг Зиммель, немецкий философ и социолог. Сущность - конфликт — снос старых культурных форм новыми. Сущность социального конфликта заключается в столкновении между постоянно обновляемым содержанием жизни и устаревшими, отжившими формами культуры. 2) Автор - Герберт Спенсер, английский философ. Сущность - Социальный конфликт обусловлен борьбой за существование, которая в свою очередь. Определяется ограниченным объемом жизненных ресурсов. 3) Автор - Карл Маркс, немецкий экономист и социолог. Сущность - существует постоянный конфликт между производительными силами и производственными отношениями, который по мере развития техники и производительных сил становится все более острым, пока не приводит к смене способа производства. Классовая борьба, классовый конфликт являются движущей силой истории, порождающей социальные революции, в результате которых общество переходит на более высокий уровень развития. 4) Автор - Макс Вебер, немецкий социолог, философ, историк. Сущность - конфликт имеет ценностный характер. Общество есть арена социального действия, столкновения ценностей и норм, являющихся атрибутами тех или иных индивидов, социальных групп или институтов. Борьба между социальными структурами, отстаивание ими своих социальных статусов, своих стилей жизни в конечном счете стабилизирует общество. На современном этапе развития социологической науки выделяют две основные парадигмы с точки зрения роли конфликта в обществе. Ученые определяют следующие функции социальных конфликтов. Парадигмы современной социологии: 1) Консенсусного (лат. consensus — согласие) общества: социальный конфликт имеет временный, преходящий характер. Осознавая причины социального конфликта, люди упрочивают социальные связи, приспосабливаются друг к другу, ассимилируются в группу, где отдают предпочтение не конфликтам, а другим видам социального взаимодействия. Таким образом, социальный конфликт — это форма достижения социального равновесия, а общество обычно находится в бесконфликтном состоянии. 2) Конфликтного общества: социальный конфликт есть постоянное и необходимое явление в каждом обществе. Он является выражением устремлений индивидов и социальных групп к власти, изменению статуса, перераспределению доходов, переоценке ценностей. Социальный конфликт предотвращает окостенение социальной системы, открывает дорогу новым формам — инновациям. Функции социальных конфликтов: 1) Позитивные: • информирование о наличии социальной напряженности; • стимулирование социальных изменений; • снятие социальной напряженности. 2) Негативные: • создание стрессовых ситуаций; • дезорганизация социальной жизни; • разрушение социальной системы. Конфликты порождаются различными причинами: внешними и внутренними, всеобщими и единичными, материальными и идеальными, объективными и субъективными и т. д. Причина конфликта связана с потребностями конфликтующих сторон. Можно выделить следующие причины социальных конфликтов: — социальная неоднородность общества, наличие противоположных ориентации; — различия в уровнях доходов, власти, культуры, социальном престиже, доступе к образованию, информации; — религиозные различия; — поведение человека, его социально-психологические черты (темперамент, интеллект, общая культура и др.). Социальный конфликт проходит три основные стадии: 1. Предконфликтная — конфликтная ситуация. Стороны осознают существующее эмоциональное напряжение, стремятся преодолеть его, осознать причины конфликта, оценивают свои возможности; выбор способа воздействия на противника. 2. Непосредственно конфликт — недоверие и отсутствие уважения к противнику; согласие невозможно. Наличие инцидента (или повода), т. е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Их открытые и скрытые действия. 3. Разрешение конфликта — завершение инцидента, устранение причин конфликта. Виды социальных конфликтов: • По длительности — долгосрочные; краткосрочные; разовые; затяжные; повторяющиеся. • По объему — глобальные; национальные; локальные; региональные; групповые; личные. • По источнику возникновения — объективные; субъективные; ложные. • По используемым средствам — насильственные; ненасильственные. • По форме — внутренние; внешние. • По влиянию на ход развития общества — прогрессивные; регрессивные. • По характеру развития — преднамеренные; спонтанные. • По сферам общественной жизни — экономические (производственные); политические; этнические; семейно-бытовые. • По типу отношений — внутри- и межсистемный (индивидуально-психологический) уровни; внутри- и межгрупповой (социально-психологический) уровни; внутринациональный и международный (социальный) уровни. Специалисты выделяют следующие способы решения социальных конфликтов: — компромисс (лат. compromissum) — решение проблемы через взаимные уступки сторон; — переговоры — мирная беседа обеих сторон по решению проблемы; — посредничество — использование третьей стороны в заочном решении проблемы; — арбитраж (фр. arbitrage — третейский суд) — обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы; — применение силы, власти, закона — одностороннее использование власти или силы той стороной, которая считает себя сильнее. Возможные пути выхода из конфликтов следующие: — Реставрация — возвращение общества к доконфликтному состоянию: к прежним формам социальной жизни, социальным институтам, которые продолжают существовать с учетом новой ситуации. — Невмешательство (выжидание) — надежда на то, что «все само собой образуется». Это путь затягивания и проволочек реформ, топтания на месте. В открытом обществе, если противостояние не грозит всеобщим крахом, данный путь при определенных условиях может быть плодотворным. — Обновление — активный выход из конфликта путем отбрасывания, отказа от старого, развития нового. Каждый социальный конфликт конкретен, он происходит в определенных социальных условиях. Следовательно, и пути выхода из него должны соответствовать сложившейся конкретной ситуации. Общая стратегия выхода из социального конфликта должна заключаться в совмещении этих трех путей. Обновление необходимо, в этом ключ разрешения любого конфликта, но все обновить невозможно по причине инертности человеческого сознания. Следует предусмотреть естественный процесс отката (реакции) к некоторым старым ценностям и формам. Современная конфликтология сформулировала условия, при которых возможно успешное разрешение социальных конфликтов: — своевременный и точный диагноз причин конфликта, т.е. выявление существующих противоречий, интересов, целей. — обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе признания интересов противоположной стороны. Достичь этого возможно на основе цели, значимой для обеих сторон. — совместный поиск путей преодоления конфликта. Здесь возможно использование целого арсенала средств и методов: прямой диалог сторон, переговоры через посредника, переговоры с участием третьей стороны и т. д. Конфликтология также выработала ряд рекомендаций, следование которым ускоряет процесс разрешения конфликта: • Во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению содержательных вопросов. • Конфликтующие стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряженности. • Участники конфликта должны демонстрировать взаимное уважение дррг к другу. • Все конфликтующие стороны должны проявлять склонность к компромиссу.
9. Анализ конфликтологических теорий. 10. Понятие «управление конфликтом». Содержание управления конфликтами. Управление конфликтом– это деятельность субъекта конфликта, осуществляемая им на протяжении всех этапов конфликтного взаимодействия и предполагающая осознанное контролирование происходящего. Управление конфликтом предполагает осуществление следующей деятельности субъектом конфликта или независимым лицом: – обнаружение симптомов конфликтной ситуации; – диагностика происходящих взаимоотношений и возможных противоречий в этой сфере; – прогнозирование вероятностных конфликтов в будущем и способов их развития; – профилактика конфликтов; – предупреждение столкновений; – ослабление эмоционального напряжения и интенсивности конфликтной ситуации на этапе развития и эскалации противоречия; – разрешение конфликта с применением необходимых приемов и техник для конкретной конфликтной ситуации. Уровень компетентности индивида влияет на его возможности в управлении конфликтом. Компетентность может заключаться как в соответствующей профессиональной подготовке, так и в богатом жизненном опыте индивида. Конфликт может произойти в любой сфере и иметь разную природу противоречия. Управление можно осуществить только при осведомленности индивида в этой сфере. Также необходимо владеть всей информацией о случившейся или возможной конфликтной ситуации, знания должны быть содержательными и глубинными, так как только знание позволяет влиять на ситуацию и управлять ею. Отсутствие компетентности в конфликтном вопросе приводит к отрицательным последствиям как в самом развитии конфликта, так и в социальном окружении. Управление уже развернувшимся конфликтом заключается в предоставлении конфликтующим сторонам возможности раскрыть и защищать свои интересы, открыто демонстрировать свою позицию. Эта возможность должна предоставляться в рамках организации неконфликтных способов выражения. Отсутствие возможности у оппонентов развивать проблемную ситуацию приводит к большей напряженности, которую следует снимать при управлении конфликтом. Управлением индивид обеспечивает взаимодействие через конструктивные способы: сотрудничество, избегание конфронтации, обоюдный компромисс. Практика управления конфликтом показывает, что радикальные изменения в структуре и динамике конфликтной ситуации вызывают негативное отношение у субъектов конфликта, поэтому следует избегать внесения кардинальных изменений и правил поведения. Рекомендуется только направ лять конфликт, не мешая его естественному ходу развития. Пресечение, преодоление, устранение и гашение конфликта– приемы воздействия, используемые при управлении конфликтом. 11. Способы регуляции и разрешения внутриличностного конфликта. 12. Способы регуляции и разрешения межличностных конфликтов. 13. Методика исследования особенностей взаимодействия. Теория У.Томаса.
Роберт Парк (1864–1944)является основателем Чикагской школы в социологии, сложившейся в 1920е гг.в Америке в связи со стремительным ростом города Чикаго.Социологию Паркопределял «как науку о коллективном поведении» и поэтому исследовал все социальные процессы, которые так или иначе влияют на человека, заставляя использовать различные формы взаимодействия. Парк выделил основные четыре типа взаимодействия: 1) соревнование; 2) конфликт; 3) приспособление; 4) ассимиляция. Любое социальное явление в обществе проходит эти типы взаимодействия и связано с природной средой, в которой оно развивается. Для Паркаопределяющим становится экологический подход,т. е. взаимодействие индивида с социальной и природной средой. Быстрый рост Чикагокак города мигрантов предполагал смешение форм, привычек, установок социального взаимодействия и давал совершенное поле для исследовательской деятельности. «Общество не может быть разъято, апотом вновь собрано», – считает Парк, объясняя это тем, что индивиды, составляющие общество, объединены. Объединение индивидов выражается: – в привязанностях; – привычках; – внутренней структуре. В результате коллективных действий индивидов происходит объединение индивидов, через разделение труда образуются социальные институты. Такова концепция городского развития, которую предложил Парк. То, насколько индивид свободен в коллективных действиях и может открыто самовыражаться, выбирать статус в социальной иерархии, свободно передвигаться и конкурировать за место в экономике, определяет значимость человека в обществе. Маргинальная личность есть продукт культурного процесса и есть результат освобождения от локалистских традиций, уверен Парк,поэтому, хоть и маргинальная личность или группа не полностью включены в социальное образование, зато способны образовывать новые сообщества. Возникшее изначально соревнование за ресурсы и лучшие условия порождает конфликт социального взаимодействия среди индивидов или групп. Конфликт – основная стадия в переходе к новым условиям общества. Проводя эмпирические исследования отклоняющегося поведения, преступности, семейной организации, способов адаптации индивидов к городской индустриальной среде, Парк и другие представители Чикагского университета внесли концептуальные знания в области социологии города, способов социального взаимодействия и сотрудничества индивидов. Парквпервые исследует механизмы социального контроля, которые эффективны в результате использования символических средств городской среды. Теорема У. Томаса — феномен социального взаимодействия. Если человек определяет ситуацию как реальную, то она станет реальной по своим последствиям. Например, если вкладчики боятся, что их банк прогорит и поэтому забирают свои деньги, то банк действительно прогорит.
14. Уход от конфликта как стратегия реагирования в конфликтной ситуации и формы ее проявления. 15. Соперничество как стратегия реагирования в конфликтной ситуации и формы ее проявления. 16. Диалог (сотрудничество) как стратегия реагирования в конфликтной ситуации и формы ее проявления. 17. Разрешение конфликтов в практике PR-специалиста. Методика разрешения конфликтов в работе с клиентом. 18. Типологии конфликтных личностей. Способы разрешения конфликтов. 19. Особенности политических конфликтов. Политический конфликт– противоречия, возникающие во властных отношениях и разворачивающиеся в борьбе за политическое влияние. Виды политических конфликтов: – внешнеполитические или межнациональные; – внутриполитические. Участники общества или государства стремятся отстаивать свои интересы, сохранять свое властное положение и статус либо бороться за его улучшение и признание прав. В структуре властных отношений общества происходит главное столкновение интересов различных классов и социальных групп общества, этнических, политических и религиозных сообществ. Конфликты в данной сфере могут: – отстаивать политические интересы; – стремиться к господству во властных отношениях. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 301. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |