Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Разрешение конфликта либо выход из него одной из сторон.




Конфликтная ситуация - это представления человека о существующем противоречии, о самом себе (своих целях, возможностях и т.п.), об оппоненте - его целях, индивидуальных и личностных особенностях в конкретных условиях, а также о том, каково представление оппонента о его представлениях.

Конфликт - психологическое противоборство людей, имеющих несовместимые цели и интересы.

 

Итак, конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или нескольких человек. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, противоположные цели или средства их достижения, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.д. Конфликт разрастается, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя (пусть даже неумышленно) интересы другой стороны.

Чаще всего конфликт возникает из-за мелочи: неудачно сказанное слово, незначительный инцидент - и вот уже конфликт. Инцидент приводит к конфликту только при наличии противоречий, ждущих своего решения. Инцидент может спровоцировать любое неосторожное сказанное слово, какое-то действие.

 

2. Структура конфликта и характеристика его компонентов: участники конфликта, предмет конфликта, конфликтные отношения, конфликтная ситуация, конфликтные противоречия, причины конфликта и др.

 

В психологической структуре конфликтов выделяют несколько компонентов.

Познавательные компоненты. Взаимное восприятие особенностей каждой из конфликтующих сторон; интеллектуальные способности переработки информации и принятия решения; степень включённости личности в конфликтную ситуацию на различных этапах её развития; уровень самоконтроля участников конфликта; опыт работы с людьми и профессиональная подготовленность; самосознание, самопонимание и объективность в оценке своих возможностей.

Эмоциональные компоненты конфликта представляют собой совокупность переживаний его участников.

Волевые компоненты проявляются как совокупность усилий, направленных на преодоление разногласий и иных трудностей, возникающих в результате противоборства сторон, и на достижение целей, преследуемых участниками конфликта.

Мотивационные компоненты конфликта образуют его ядро и характеризуют сущность несовпадения позиций участников противоборства.

Кроме того, в структуру конфликта включают и предмет конфликта, под которым понимается всё то, по поводу чего возникло противоборство. Предмет конфликта характеризуется следующими особенностями.

Во-первых, он может быть как материальным, так и психологическим.

Во-вторых, он всегда достаточно значим для участников противоборства, хотя эта значимость может быть чисто ситуативной.

В-третьих, с практической точки зрения преодоление значительных трудностей при определения предмета в реальном конфликте обычно оправдывается и компенсируется возможностью относительно точно спрогнозировать поведение противоборствующей стороны, так как предмет конфликта является одним из факторов, определяющих это поведение.

 

 

3. Динамика развития конфликта. Стадии конфликта.

 

Динамика конфликта. В общей схеме динамики конфликта выделяют семь стадий его развития:

1) предконфликтная стадия;

2) стадия, связанная с возникновением объективной конфликтной ситуации;

3) интеллектуальный этап развития;

4) критический этап развития;

5) спад напряжённости в противодействии;

6) сопоставление официальных и неофициальных оценок поведения;

разрешение конфликта либо выход из него одной из сторон.

 

 

4. Позитивные и негативные функции конфликтов.

 

Функции конфликта. Обычно выделяются две функции конфликтов: деструктивную и конструктивную. При определении функций реального конфликта необходим конкретный подход, поскольку один и тот же конфликт может быть деструктивным в одном отношении и конструктивным в другом, играть негативную роль на одном этапе развития, в одних конкретных обстоятельствах и позитивную - на другом этапе, в другой ситуации.

Конструктивным конфликт бывает тогда, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы (в соответствии с одним из законов диалектики, утверждающим, что борьба противоположностей - источник развития).

Деструктивный конфликт возникает в двух случаях: когда одна из сторон упорно и жёстко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны; когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавит партнёра, дискредитируя и унижая его.

Причины конструктивных конфликтов:

- неблагоприятные условия работы;

- несовершенная система оплаты труда;

- недостатки в организации труда;

- неритмичность работы;

- сверхурочные работы;

- упущения в технологии (особенно те, от которых страдает заработок работника, причём не по его вине);

- несоответствие прав и обязанностей;

- отсутствие чёткости в распределении обязанностей, в частности, неэффективные, слишком расплывчатые или устаревшие должностные инструкции;

- низкий уровень трудовой и исполнительной дисциплины;

- конфликтогенные (т.е. способствующие возникновению конфликтов) организационные структуры.

Положительное разрешение конструктивного конфликта - это прежде всего устранение недостатков, причин, к нему приведших. А поскольку причины эти - объективные. отражающие несовершенство организаций управления, то устранение их означает усовершенствование самой организации.

Деструктивные конфликты порождаются чаще всего субъективными причинами, к которым относят неправильные действия руководителя и подчинённых, а также психологическая несовместимость отдельных людей.

 

5. Критерии и типологии конфликтов; виды конфликтов.

Обобщая наиболее распространенные классификации конфликтов, можно выделить такие базовые основания классификации и типологии конфликтов:

• по составу и количеству конфликтующих сторон или участни­ков конфликта (внутриличностные, межличностные, личностно-групповые, межгрупповые, межколлективные, межгосударствен­ные, межпартийные, межнациональные);

• по проблемно-деятелъностному признаку (управленческие, се­мейные, педагогические, политические, экономические, творчес­кие);

по времени протекания конфликта (острые и хронические; быст­ротекущие, длительные, вялотекущие и др.);

по содержанию конфликта (содержательные, или проблемные, и "коммунальные");

по тенденции к преобразованиям и возможностям разрешения конфликта (конструктивные и деструктивные, или неконструк­тивные);

по степени остроты противоречий (недовольство, разногласие, противодействие, раздор, вражда, война и др.);

по степени интенсивности конфликта (основные и неосновные, реалистические и нереалистические и т. д.).

В дополнение к обозначенным типам в рамках каждой из названных классификаций конкретизируются виды конфликтов.

Кроме того, в некоторых классификациях конфликты различаются сразу по нескольким основаниям.

Идеологические конфликты, в основе которых лежат противоре­чия во взглядах, установках людей на различные вопросы жизни обще­ства, государства, коллектива, различия в жизненных позициях.

Эти конфликты могут возникать как на уровне макросреды (обще­ства), так и в наиболее малочисленных объединениях, между отдельны­ми лицами. Они могут быть глубокими, острыми и трудноразрешимыми, касаться отношения к политике государства той или иной партии; связан­ными с межнациональными, семейными отношениями, отношениями как в быту, так и в официальной обстановке.

Экономические конфликты, основанные на экономических проти­воречиях, когда экономические потребности одной стороны удовлетво­ряются или могут быть удовлетворены за счет другой. Чем глубже эти противоречия, тем сильнее столкновение, глубже и устойчивее конфлик­ты, а потому их трудно (а иногда и невозможно) разрешить. Экономичес­кие конфликты могут возникать также между отдельными людьми.

Социально-бытовые конфликты, связанные с противоречиями групп или отдельных людей по вопросам жилья, пользования бытовыми услугами, распределения обязанностей, установки очередности предо­ставления социально-бытовых услуг и т. п.

Семейно-бытовые конфликты, основанные на дисгармонии се­мейных отношений, неблагополучии психологической атмосферы в се­мье. Причины этих нарушений имеют различные уровни значимости: от мелких бытовых неурядиц, морально-бытовой распущенности членов до серьезных идеологических расхождений, прямо или косвенно влияющих на организацию различных сторон ее жизни.

Социально-психологические конфликты, проявляющиеся как в от­ношениях между группами, так и между отдельными людьми. В основе этой группы конфликтов лежат нарушения в области взаимоотношений. Причина нарушений — психологическая несовместимость, т. е. неосоз­нанное, ничем не мотивированное неприятие человека человеком, вызы­вающее у одной из сторон или одновременно у обеих сторон неприятные эмоциональные состояния. Причиной может быть борьба за лидерство, влияние, престижное положение, внимание, поддержку окружающих.

Эмоциональные конфликты, возникающие из-за эмоциональных состояний, которые вызывают напряженную обстановку и в итоге пере­растают в действительные конфликты разнообразного характера: от эко­номических, идеологических до семейно-бытовых. Причины таких кон­фликтов лежат в сфере состояния здоровья. Это могут быть и отклонения в сфере сексуальных отношений, и навязчивые состояния, и патологи­ческие влечения (алкоголь, наркотики).

Психолого-педагогические конфликты, основанные на противоре­чиях, которые возникают в учебно-воспитательном процессе при столк­новении требований, интересов педагогов, учащихся, родителей, руко­водителей. Эти конфликты нуждаются в гармонизации отношений в системах: "учитель — ученик", "учитель — ученики", "учитель — учи­тель", "учитель—родители", "учитель—руководитель".

Конфликты принадлежности, которые возникают из-за двойной принадлежности индивидов, например когда они образуют группу внут­ри другой, большей группы или когда индивид входит одновременно в две конкурирующие группы, преследующие одну цель.

Ч. Никсон [49] различает такие важнейшие виды конфликтов по сме­шанным основаниям (количество участников конфликта, направлен­ность и особенности сопряженных с ним переживаний):

внутренние (проблему переживаем только мы) и внешние (пробле­му переживаем мы и, по крайней мере, еще один человек);

прямые (направленные на нас) и косвенные (не направленные не­посредственно на нас);

индивидуальные (внутриличностные и межличностные) и коллек­тивные (участвуют трое и больше).

Поскольку конфликт всегда предполагает участие сторон, наиболее всеохватывающей и фундаментальной является классификация конфлик­тов по количеству участвующих сторон.

6. Внутриличностный конфликт и его характеристика.

 

Подобно тому как существуют многочисленные основания классификации конфликтов вообще, имеются различные основания и для выделения видов внутриличностных конфликтов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 242.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...