Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Разрешение конфликта либо выход из него одной из сторон.Стр 1 из 7Следующая ⇒
Конфликтная ситуация - это представления человека о существующем противоречии, о самом себе (своих целях, возможностях и т.п.), об оппоненте - его целях, индивидуальных и личностных особенностях в конкретных условиях, а также о том, каково представление оппонента о его представлениях. Конфликт - психологическое противоборство людей, имеющих несовместимые цели и интересы.
Итак, конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или нескольких человек. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, противоположные цели или средства их достижения, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.д. Конфликт разрастается, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя (пусть даже неумышленно) интересы другой стороны. Чаще всего конфликт возникает из-за мелочи: неудачно сказанное слово, незначительный инцидент - и вот уже конфликт. Инцидент приводит к конфликту только при наличии противоречий, ждущих своего решения. Инцидент может спровоцировать любое неосторожное сказанное слово, какое-то действие.
2. Структура конфликта и характеристика его компонентов: участники конфликта, предмет конфликта, конфликтные отношения, конфликтная ситуация, конфликтные противоречия, причины конфликта и др.
В психологической структуре конфликтов выделяют несколько компонентов. Познавательные компоненты. Взаимное восприятие особенностей каждой из конфликтующих сторон; интеллектуальные способности переработки информации и принятия решения; степень включённости личности в конфликтную ситуацию на различных этапах её развития; уровень самоконтроля участников конфликта; опыт работы с людьми и профессиональная подготовленность; самосознание, самопонимание и объективность в оценке своих возможностей. Эмоциональные компоненты конфликта представляют собой совокупность переживаний его участников. Волевые компоненты проявляются как совокупность усилий, направленных на преодоление разногласий и иных трудностей, возникающих в результате противоборства сторон, и на достижение целей, преследуемых участниками конфликта. Мотивационные компоненты конфликта образуют его ядро и характеризуют сущность несовпадения позиций участников противоборства. Кроме того, в структуру конфликта включают и предмет конфликта, под которым понимается всё то, по поводу чего возникло противоборство. Предмет конфликта характеризуется следующими особенностями. Во-первых, он может быть как материальным, так и психологическим. Во-вторых, он всегда достаточно значим для участников противоборства, хотя эта значимость может быть чисто ситуативной. В-третьих, с практической точки зрения преодоление значительных трудностей при определения предмета в реальном конфликте обычно оправдывается и компенсируется возможностью относительно точно спрогнозировать поведение противоборствующей стороны, так как предмет конфликта является одним из факторов, определяющих это поведение.
3. Динамика развития конфликта. Стадии конфликта.
Динамика конфликта. В общей схеме динамики конфликта выделяют семь стадий его развития: 1) предконфликтная стадия; 2) стадия, связанная с возникновением объективной конфликтной ситуации; 3) интеллектуальный этап развития; 4) критический этап развития; 5) спад напряжённости в противодействии; 6) сопоставление официальных и неофициальных оценок поведения; разрешение конфликта либо выход из него одной из сторон.
4. Позитивные и негативные функции конфликтов.
Функции конфликта. Обычно выделяются две функции конфликтов: деструктивную и конструктивную. При определении функций реального конфликта необходим конкретный подход, поскольку один и тот же конфликт может быть деструктивным в одном отношении и конструктивным в другом, играть негативную роль на одном этапе развития, в одних конкретных обстоятельствах и позитивную - на другом этапе, в другой ситуации. Конструктивным конфликт бывает тогда, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы (в соответствии с одним из законов диалектики, утверждающим, что борьба противоположностей - источник развития). Деструктивный конфликт возникает в двух случаях: когда одна из сторон упорно и жёстко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны; когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавит партнёра, дискредитируя и унижая его. Причины конструктивных конфликтов: - неблагоприятные условия работы; - несовершенная система оплаты труда; - недостатки в организации труда; - неритмичность работы; - сверхурочные работы; - упущения в технологии (особенно те, от которых страдает заработок работника, причём не по его вине); - несоответствие прав и обязанностей; - отсутствие чёткости в распределении обязанностей, в частности, неэффективные, слишком расплывчатые или устаревшие должностные инструкции; - низкий уровень трудовой и исполнительной дисциплины; - конфликтогенные (т.е. способствующие возникновению конфликтов) организационные структуры. Положительное разрешение конструктивного конфликта - это прежде всего устранение недостатков, причин, к нему приведших. А поскольку причины эти - объективные. отражающие несовершенство организаций управления, то устранение их означает усовершенствование самой организации. Деструктивные конфликты порождаются чаще всего субъективными причинами, к которым относят неправильные действия руководителя и подчинённых, а также психологическая несовместимость отдельных людей.
5. Критерии и типологии конфликтов; виды конфликтов. Обобщая наиболее распространенные классификации конфликтов, можно выделить такие базовые основания классификации и типологии конфликтов: • по составу и количеству конфликтующих сторон или участников конфликта (внутриличностные, межличностные, личностно-групповые, межгрупповые, межколлективные, межгосударственные, межпартийные, межнациональные); • по проблемно-деятелъностному признаку (управленческие, семейные, педагогические, политические, экономические, творческие); • по времени протекания конфликта (острые и хронические; быстротекущие, длительные, вялотекущие и др.); • по содержанию конфликта (содержательные, или проблемные, и "коммунальные"); • по тенденции к преобразованиям и возможностям разрешения конфликта (конструктивные и деструктивные, или неконструктивные); • по степени остроты противоречий (недовольство, разногласие, противодействие, раздор, вражда, война и др.); • по степени интенсивности конфликта (основные и неосновные, реалистические и нереалистические и т. д.). В дополнение к обозначенным типам в рамках каждой из названных классификаций конкретизируются виды конфликтов. Кроме того, в некоторых классификациях конфликты различаются сразу по нескольким основаниям. • Идеологические конфликты, в основе которых лежат противоречия во взглядах, установках людей на различные вопросы жизни общества, государства, коллектива, различия в жизненных позициях. Эти конфликты могут возникать как на уровне макросреды (общества), так и в наиболее малочисленных объединениях, между отдельными лицами. Они могут быть глубокими, острыми и трудноразрешимыми, касаться отношения к политике государства той или иной партии; связанными с межнациональными, семейными отношениями, отношениями как в быту, так и в официальной обстановке. • Экономические конфликты, основанные на экономических противоречиях, когда экономические потребности одной стороны удовлетворяются или могут быть удовлетворены за счет другой. Чем глубже эти противоречия, тем сильнее столкновение, глубже и устойчивее конфликты, а потому их трудно (а иногда и невозможно) разрешить. Экономические конфликты могут возникать также между отдельными людьми. • Социально-бытовые конфликты, связанные с противоречиями групп или отдельных людей по вопросам жилья, пользования бытовыми услугами, распределения обязанностей, установки очередности предоставления социально-бытовых услуг и т. п. • Семейно-бытовые конфликты, основанные на дисгармонии семейных отношений, неблагополучии психологической атмосферы в семье. Причины этих нарушений имеют различные уровни значимости: от мелких бытовых неурядиц, морально-бытовой распущенности членов до серьезных идеологических расхождений, прямо или косвенно влияющих на организацию различных сторон ее жизни. • Социально-психологические конфликты, проявляющиеся как в отношениях между группами, так и между отдельными людьми. В основе этой группы конфликтов лежат нарушения в области взаимоотношений. Причина нарушений — психологическая несовместимость, т. е. неосознанное, ничем не мотивированное неприятие человека человеком, вызывающее у одной из сторон или одновременно у обеих сторон неприятные эмоциональные состояния. Причиной может быть борьба за лидерство, влияние, престижное положение, внимание, поддержку окружающих. • Эмоциональные конфликты, возникающие из-за эмоциональных состояний, которые вызывают напряженную обстановку и в итоге перерастают в действительные конфликты разнообразного характера: от экономических, идеологических до семейно-бытовых. Причины таких конфликтов лежат в сфере состояния здоровья. Это могут быть и отклонения в сфере сексуальных отношений, и навязчивые состояния, и патологические влечения (алкоголь, наркотики). • Психолого-педагогические конфликты, основанные на противоречиях, которые возникают в учебно-воспитательном процессе при столкновении требований, интересов педагогов, учащихся, родителей, руководителей. Эти конфликты нуждаются в гармонизации отношений в системах: "учитель — ученик", "учитель — ученики", "учитель — учитель", "учитель—родители", "учитель—руководитель". • Конфликты принадлежности, которые возникают из-за двойной принадлежности индивидов, например когда они образуют группу внутри другой, большей группы или когда индивид входит одновременно в две конкурирующие группы, преследующие одну цель. Ч. Никсон [49] различает такие важнейшие виды конфликтов по смешанным основаниям (количество участников конфликта, направленность и особенности сопряженных с ним переживаний): • внутренние (проблему переживаем только мы) и внешние (проблему переживаем мы и, по крайней мере, еще один человек); • прямые (направленные на нас) и косвенные (не направленные непосредственно на нас); • индивидуальные (внутриличностные и межличностные) и коллективные (участвуют трое и больше). Поскольку конфликт всегда предполагает участие сторон, наиболее всеохватывающей и фундаментальной является классификация конфликтов по количеству участвующих сторон. 6. Внутриличностный конфликт и его характеристика.
Подобно тому как существуют многочисленные основания классификации конфликтов вообще, имеются различные основания и для выделения видов внутриличностных конфликтов. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 276. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |